Научная статья на тему 'Электрическая активность головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания в состоянии покоя'

Электрическая активность головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания в состоянии покоя Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2137
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ / PUBERTY / ЭЭГ ПОКОЯ / EEG AT REST / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / STRUCTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Комкова Ю.Н.

Проведено исследование фонового состояния электрической активности (ЭА) головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания. Структурный анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) выявил изменение состояния ритмогенных структур коры головного мозга детей и подростков на протяжении исследованного периода, которое отражается в «характере» альфа-ритма. Преимущественный «характер» альфа-ритма дезорганизованный. Преимущественная частота основного ритма 10 Гц, при этом в ряде случаев отмечается замедление частоты до 8-9 Гц, наиболее выраженное у девочек на III стадии. Электрическая активность мозга детей и подростков вне зависимости от пола и стадии полового созревания характеризуется высокой частотой представленности на ЭЭГ генерализованных изменений диэнцефального (гипоталамического) происхождения в виде острых волн разной частоты. Выраженность таких ЭЭГ-признаков у мальчиков к заключительным стадиям снижается. У девочек степень выраженности таких изменений ЭА носит волнообразный характер и не снижается к завершающим стадиям полового созревания. Выраженные изменения функционального состояния глубинных структур у мальчиков отмечены на III стадии в виде всплеска медленноволной генерализованной активности, что может расцениваться как напряжение гомеостатических механизмов регуляции, связанное с эндокринными перестройками. У девочек выраженные изменения такой ЭА не отмечены. Изменения ЭА нижнестволового генеза, преимущественно наблюдаемые у девочек, свидетельствуют о снижении неспецифической активации и могут быть обусловлены неоптимальным кровообращением в бассейне позвоночных артерий, что связано с ростовыми процессами в подростковом периоде, а так же особенностями развития мышечной и сердечно-сосудистой систем. Неоптимальное состоянии фронто-таламической системы изменяется в зависимости от стадии полового созревания: снижается к заключительным стадиям. Гормональные влияния определяют нелинейное изменение функционального состояния лимбической и стриополлидарной систем у мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Комкова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the study of the brain background electric activity (EA) in children and adolescents at different stages ofpuberty. Structural analysis of the electroencephalogram (EEG) revealed changes in the state of the rhythmogenic structures of the cerebral cortex in children and adolescents throughout the studied period, which is reflected in the "nature" of the alpha rhythm. The alpha rhythm is predominantly disorganized in "character". The primary frequency of the main rhythm is 10 Hz, while in some cases the frequency slows down to 8-9 Hz, which is most pronounced in girls at stage III. The brain electrical activity in children and adolescents, regardless of sex and the stage of puberty, is characterized by a high frequency of the generalized changes of diencephalic (hypothalamic) origin presented in EEG as acute waves of different frequencies. The severity of such EEG signs in boys reduces closer to the final stages. In girls, such changes are wave-like and do not decrease up to the final stages of puberty. The pronounced changes in the functional state of the deep structures in boys were noted at stage III as a burst of slow-wave generalized activity, which can be regarded as the tension of the homeostatic regulatory mechanisms associated with endocrine alterations. In girls, no significant changes of such EA were noted. Changes in EA of the lower-brain-stem genesis, predominantly observed in girls, indicate the decrease in nonspecific activation and may result from the non-optimal circulation in the pool of vertebral arteries. It could be associated with the growth processes in the adolescent period, as well as the developmental features of the muscular and cardiovascular systems. The non-optimal state of the front-thalamic system varies depending on the stage of puberty: it decreases to the final stages. Hormonal influences determine the nonlinear change in the functional state of the limbic and striatopallidal systems in boys and girls.

Текст научной работы на тему «Электрическая активность головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания в состоянии покоя»

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ

Ю.Н. Комкова 1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»

Проведено исследование фонового состояния электрической активности (ЭА) головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания. Структурный анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) выявил изменение состояния ритмогенных структур коры головного мозга детей и подростков на протяжении исследуемого периода, которое отражается в «характере» альфа-ритма. Преимущественный «характер» альфа-ритма дезорганизованный. Преимущественная частота основного ритма 10 Гц, при этом в ряде случаев отмечается замедление частоты до 8-9 Гц, наиболее выраженное у девочек на III стадии.

Электрическая активность мозга детей и подростков вне зависимости от пола и стадии полового созревания характеризуется высокой частотой представленности на ЭЭГ генерализованных изменений диэнцефального (гипоталами-ческого) происхождения в виде острых волн разной частоты. Выраженность таких ЭЭГ-признаков у мальчиков к заключительным стадиям снижается. У девочек степень выраженности таких изменений ЭА носит волнообразный характер и не снижается к завершающим стадиям полового созревания.

Выраженные изменения функционального состояния глубинных структур у мальчиков отмечены на III стадии в виде всплеска медленноволной генерализованной активности, что может расцениваться как напряжение гомеостатиче-ских механизмов регуляции, связанное с эндокринными перестройками. У девочек выраженные изменения такой ЭА не отмечены.

Изменения ЭА нижнестволового генеза, преимущественно наблюдаемые у девочек, свидетельствуют о снижении неспецифической активации и могут быть обусловлены неоптимальным кровообращением в бассейне позвоночных артерий, что связано с ростовыми процессами в подростковом периоде, а так же особенностями развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.

Неоптимальное состоянии фронто-таламической системы изменяется в зависимости от стадии полового созревания: снижается к заключительным стадиям.

Гормональные влияния определяют нелинейное изменение функционального состояния лимбической и стриопаллидарной систем у мальчиков и девочек.

Ключевые слова: дети, подростки, половое созревание, ЭЭГ покоя, структурный анализ.

Контакты:1 Комкова Ю.Н. - Е-шаП: <julie.komkova@gmai.com>

Brain electric activity in children and adolescents at rest at the different stages of sexual maturation. The paper presents the study of the brain background electric activity (EA) in children and adolescents at different stages of puberty. Structural analysis of the electroencephalogram (EEG) revealed changes in the state of the rhythmogenic structures of the cerebral cortex in children and adolescents throughout the studied period, which is reflected in the "nature" of the alpha rhythm. The alpha rhythm is predominantly disorganized in "character". The primary frequency of the main rhythm is 10 Hz, while in some cases the frequency slows down to 8-9 Hz, which is most pronounced in girls at stage III. The brain electrical activity in children and adolescents, regardless of sex and the stage of puberty, is characterized by a high frequency of the generalized changes of diencephalic (hypothalamic) origin presented in EEG as acute waves of different frequencies. The severity of such EEG signs in boys reduces closer to the final stages. In girls, such changes are wave-like and do not decrease up to the final stages of puberty.

The pronounced changes in the functional state of the deep structures in boys were noted at stage III as a burst of slow-wave generalized activity, which can be regarded as the tension of the homeostatic regulatory mechanisms associated with endocrine alterations. In girls, no significant changes of such EA were noted.

Changes in EA of the lower-brain-stem genesis, predominantly observed in girls, indicate the decrease in nonspecific activation and may result from the non-optimal circulation in the pool of vertebral arteries. It could be associated with the growth processes in the adolescent period, as well as the developmental features of the muscular and cardiovascular systems.

The non-optimal state of the front-thalamic system varies depending on the stage of puberty: it decreases to the final stages.

Hormonal influences determine the nonlinear change in the functional state of the limbic and striatopallidal systems in boys and girls.

Key words: children, adolescents, puberty, EEG at rest, structural analysis.

Подростковый возраст является одним из самых динамичных периодов онтогенеза с точки зрения изменений темпов роста и развития организма. Сложный характер развития эндокринной системы в этот период неизбежно влечет за собой появление ряда специфических особенностей развития всех физиологических систем организма [20].

Активные метаболические и эндокринные перестройки в пубертатный период оказывают влияние на особенности познавательное развитие, а также успешность обучения [1; 3; 11; 23; 34].

Подростковый период характеризуется прогрессивными преобразования мозговых систем, ответственных за произвольную регуляцию и организацию деятельности, и произвольность процессов внимания [12; 15; 22; 26; 42], что связано со структурными изменениями головного мозга детей подросткового возраста [42]. В этом период, по данным нейроморфологических исследований, отмечается усложнение ансамблевой организации коры лобной доли в подростковом возрасте: обнаружено интенсивное формирование горизонтальных нейронных группировок, снижение плотности синапсов и увеличение размеров пирамидных нейронов [21; 32; 41]. Показано, что плотность серого вещества у мальчиков

уменьшается в 12, а у девочек в 11 лет, в большей степени в лобных и теменных областях коры головного мозга [45], что влечет за собой снижение степени вовлечения нервных структур в ответ на воздействие окружающей среды [27] и повышение эффективности обработки путем создания определенных нервных сетей [36].

На этом фоне отмечается увеличение плотности белого вещества в префрон-тальных областях (миелинизация), что улучшает эффективность и скорость нервной передачи. Миелинизация нервных волокон отмечается и в лимбической системе - центральном звене эмоционально-мотивационной регуляции [25]. Увеличение плотности белого вещества в нервных волокнах приводит к росту связей не только внутри корковых областей, но и между корковыми и подкорковыми структурами [30; 33], что важно для регуляции деятельности. С помощью методов ней-ровизуализации описана связь между уровнем половых гормонами, плотностью белого вещества и функциональными связями в коре и подкорковыми структурами головного мозга. Отмечается, что уровень половых гормонов влияет на организацию связей и активирует области мозга, которые они соединяют. В частности, гормоны яичников (эстрадиол и прогестерон) могут усиливать как кортико-кортикальные, так и субкортикокортикальные функциональные связи, тогда как андрогены (тестостерон) могут уменьшать субкортикортикальные, но увеличивают связи между подкорковыми областями мозга [23].

Нейрогуморальные перестройки в период полового созревания приводят и к изменениям процессов синтеза нейромедиаторов.

В этот период преобладает глутаматэргическая синаптическая трансмиссия, система гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) остается в стадии развития [35]. Сокращение и перераспределение рецепторов дофамина в паралимбической и префронтальной областях коры изменяет процесс синтеза дофамина [43; 47].

Все эти изменения процессов синтеза нейромедиаторов влияют на поведение подростка, в том числе на возникновение рискованного поведения, повышение импульсивности и нервно-психического возбуждения [35; 47].

Таким образом, на фоне прогрессивных изменений в развитии мозговых систем в период полового созревания детей и подростков, изменение функционального состояния центрального регуляторного звена эндокринной системы - гипо-таламо-гипофизарного комплекса приводит к существенным сдвигам баланса корково-подкоркового взаимодействия [12].

На этом этапе развития нарушается соответствие структурного созревания нервного аппарата коры больших полушарий и прогрессивного формирования электроэнцефалограммы (ЭЭГ), характерное для предшествующих этапов онтогенеза [20]. Отмечается усиление выраженности половой дифференцировки по ЭЭГ показателям [17], которая опосредована более ранним началом пубертата у девочек в сравнении с мальчиками.

В свете физиологических изменений, происходящих в период полового созревания, на фоне увеличения умственных и эмоциональных нагрузок, организм подростка становится уязвимым к внешним воздействиям окружающей среды.

Оценка электроэнцефалограммы покоя позволяет выявить специфику состояния глубинных структур мозга в период полового созревания как оптимального фона для осуществления когнитивной деятельности, спрогнозировать риски адап-

тации к повышенным умственным и физическим нагрузкам, с которыми подросток сталкивается при обучении.

Все это определило цель исследования - сравнительное изучение электрической активности мозга детей и подростков на разных стадиях полового созревания наряду с внутригрупповым сопоставлением параметров ЭЭГ у мальчиков и девочек разного биологического возраста. Основные задачи исследования - рассмотрение ЭЭГ-признаков, характеризующих состояние коры, и оценка функционального состояния глубинных структур головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания с помощью визуального анализа ЭЭГ в состоянии покоя.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе московских образовательных учреждений. Дети и подростки принимали участие в исследовании добровольно, с письменного согласия родителей. Все дети, согласно данным медицинских карт, относились к 1-11 группам здоровья.

Регистрация ЭЭГ в ситуации спокойного бодрствования проведена у 201 ребенка в возрасте 9-17 лет. Для оценки функционального состояния коры и глубинных структур головного мозга (98 мальчиков, 104 девочки) использовался структурный анализ ЭЭГ [7].

Исследование проводили в первой половине дня (с 9 до 13 часов), в период наибольшей активности физиологических функций.

Запись ЭЭГ осуществлялась с помощью компьютерного электроэнцефалографа «Неокортекс» при частоте оцифровки 256 Гц и полосой пропускания усилителя 0.1-70 Гц.

Запись ЭЭГ осуществлялась в состоянии спокойного бодрствования при закрытых глазах и при функциональных нагрузках: гипервентиляции (1,5-2,5 мин) и ритмической фотостимуляции (РФС) от 12 симметричных отведений правого и левого полушарий: затылочных (01, 02), теменных (Р3, Р4), центральных (С3, С4), задневисочных (Т5, Т6), височных (Т3, Т4) и лобных ^3, F4), расположенных по международной схеме 10-20. В качестве референта использовались усредненные цифровым способом ушные отведения. Ритмическая фотостимуляция (РФС) осуществлялась с помощью лампы-вспышки с интенсивностью стимуляции эквивалентной 0,1 Дж. Частота стимуляции при РФС изменялась автоматически от 4 до 12 Гц с шагом в 1 Гц при длительности серии стимуляции одной частоты 5-10с. с интервалом между сериями 10 с.

На основании индивидуального визуального анализа ЭЭГ в каждой группе испытуемых проводилась оценка состояния ритмогенных структур коры головного мозга и определялась частота представленности ЭЭГ-паттернов, характеризующих функциональное состояние глубинных структур головного мозга.

Выделение ЭЭГ - признаков проводилось аналогично приводимым в работах [9; 15; 16].

Состояния ритмогенных структур коры головного мозга включало оценку «характера» а-ритма. Согласно схеме структурного анализа [7]. к числу признаков «характер» альфа-ритма отнесены регулярный модулированный, дезорганизован-

ный (дезорганизованный заостренный), фрагментарный, полиритмичный; а также оценка частоты основного ритма.

Оценка функционального состояния глубинных структур головного мозга по следующим ЭЭГ-признаки:

- диэнцефальные изменения ЭА (гипоталамического происхождения) - генерализованные билатерально-синхронные вспышки острых и медленных волн различной частоты.

- изменения ЭА стволового генеза - генерализованных билатерально-синхронных в-колебаний или групп в-колебаний;

- неоптимального состояния фронто-таламической системы (ФТС) - группы билатерально-синхронных колебаний 9-диапазона в лобных и/или лобных и центральных отведений;

- неоптимального состояния лимбической системы - короткие (от 1 до 3 с) -вспышки билатерально-синхронной веретенообразной активности а-диапазона в лобных и лобно-височных отведениях.

- изменения ЭА лобно-базального происхождения - p-веретена в лобных и/или лобных и центральных отведениях;

- изменения ЭА нижнестволового генеза в виде гиперсинхронного а-ритма или групп острых волн в каудальных отделах;

- изменения ЭА мезодиэнцефального генеза в виде БС-активности в теменных и центральных отделах.

Критерием наличия/отсутствия определенного паттерна у ребенка являлось его появление на ЭЭГ не менее 3 раз в течение 3 минутной записи.

Оценка полового развития детей и подростков проводилась по методике J.M. Tanner в модификации Д.В. Колесова, Н.Б. Сельверовой [5]. По результатам такой оценки были сформированы группы анализа, относящиеся к I-V стадиям пубертата.

В табл. 1 для каждой группы представлены данные о среднем возрасте и количестве детей, прошедших электроэнцефалографическое обследование.

Таблица 1

Распределение испытуемых, принявших участие в ЭЭГ-исследовании, по стадиям полового созревания

Стадия полового I II III IV V

созревания

Общее количе- (n=48, 24 д; (n=50, (n=41, (n=26, (n=35,

ство детей в 24 м) 24 д; 26 м) 18 д;23 м) 12 д; 14 м) 25 д; 10 м)

группе

Средний м 10,91±0,12 10,88±0,08 12,00±0,23 13,54±0,29 16,10±0,18

возраст

детей в д 10,46±0,01 10,96±0,07 11,17±0,12 12,08±0,25 14,44±0,28

группе

С целью сопоставления представленности отдельных ЭЭГ паттернов между группами детей разного биологического возраста и пола использовался критерий Х2 для таблиц сопряженных признаков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Функциональное состояние коры головного мозга у детей и подростков разного биологического возраста.

Одним из параметров ЭЭГ, отражающих состояние коры головного мозга, является характер а-ритма.

М

Д

90 п 80 70 60 Н 50 40 ЗОН 20 10 0

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV V

Рис 1. «Характер» а-ритма у мальчиков (М) и девочек (Д) разного биологического возраста

По оси абсцисс - стадии полового созревания, по оси ординат - частота встречаемости аритма (%)

Столбики - характер а-ритма: черный - регулярный, серые- дезорганизо-

0

ванный.

В число признаков «характер» альфа-ритма были отнесены регулярный модулированный, дезорганизованный (дезорганизованный заостренный), поскольку именно эти варианты альфа-ритма представлены на ЭЭГ в исследуемый период (рис. 1), а также частота основного ритма (рис.2).

Как видно из рис.1 вне зависимости от пола и стадии полового созревания у детей и подростков преобладает дезорганизованный а-ритм. В подростковом возрасте изменения ЭЭГ связаны с разрушением уже сложившегося баланса корко-воподкоркового взаимодействия вследствие повышения гипоталамо-гипофизарного комплекса и лимбических структур [20].

По-видимому, такой вариант а-ритма для детей предподросткового и подросткового возраста можно рассматривать как вариант возрастной нормы.

Другой вариант а-ритма - регулярный, который преимущественно встречается на ранних стадиях полового созревания. На уровне тенденции такой вариант ритма преобладает у мальчиков на I стадии, в сравнении с девочками (х2=3.600, р=0.058), что может быть связано с более раним началом полового созревания у девочек £(46)=2.900, р=0,006).

К IV стадии встречаемость регулярного а-ритма снижается и у мальчиков, и у девочек, а к V отмечается рост. Такая динамика может быть связана с ослаблением влияния гипоталамуса к заключительной стадии полового созревания.

Другой параметр альфа-ритма - частота, как видно из рис. 2, зависит от пола и стадии полового созревания.

Наблюдаемая на ЭЭГ ведущая частота основного ритма у мальчиков и девочек на протяжении исследуемого периода - 10 Гц, что отмечается и другими исследователями в этот период [29]. При этом, встречаемость альфа-ритма такой частоты меняется в зависимости от стадии полового созревания. Наиболее выражено это наблюдается у девочек: замедление частоты ритма к III стадии (Х2=11.254, р=0.024) и повышение к заключительной V стадии. Замедление в этот период отмечается в других исследованиях [20; 29].

У мальчиков, в сравнении с девочками, выраженных изменений снижения частоты основного ритма не наблюдаются. Однако, стоит заметить, что и у них в 30,0 % случаев отмечено замедление.

Общая тенденция и у мальчиков, и у девочек повышение частоты альфа-ритма к V стадии, что соответствует возрасту 14-16 лет, и согласуется с данными других исследований, согласно которым к этому возрастному периоду частота альфа -ритма возвращается к периоду допубертата [17; 19; 20]. К 16 годам когерентность а-ритма во всех отведениях достигает максимальных значений, формируется свойственная взрослым организация а-ритма со средней частотой 10,2±0,9 Гц [17; 39].

М

Д

90 8070" 60 50 1 40 30 201 10 0

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I

II

III

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV

I II III IV V

Рис 2. Электрическая активность коры головного мозга у мальчиков (м) и девочек (д) разного биологического возраста. По оси абсцисс - стадии полового созревания, по оси ординат - частота встречаемости аритма (%); линии - частота а-ритма: пунктирная - 8-9 Гц, черная сплошная- 10 Гц, серая - высокочастотный (11-12 Гц).

V

Обращает на себя внимание постепенное увеличение встречаемости на ЭЭГ мальчиков и девочек высокочастотного а-ритма (11-12 Гц) к Ш-ГУ стадии. Подобная динамика отмечалась в ранних исследованиях Фарбер Д.А. с соавт. [17]. Как отмечают авторы, выход на более поздние стадии полового созревания у детей 12-14 лет приводит к существенным изменениям характеристик биоэлектрической активности: ведущая частота альфа-ритма во всех областях сдвигается в сторону верхних границ этого диапазона.

Таким образом, проведенный анализ ЭЭГ покоя показал, что на III-IV стадиях полового созревания, в особенности у девочек, наблюдаются выраженные особенности в организации ритмической электрической активности мозга, носящие в сравнении с периодом, предшествующим пубертату, «регрессивный» характер, что является, по-видимому, следствием нарушения баланса корково-подкоркового взаимодействия, обусловленного повышением активности подкорковых структур.

Изменения ЭЭГ-паттернов, отражающих функциональное состояние глубинных регуляторных систем мозга детей и подростков на разных стадиях полового созревания.

Статистическая обработка данных электроэнцефалографического обследования включала сравнивание встречаемости различных ЭЭГ-паттернов, отражающих изменение функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга разного уровня, в группах детей на разных стадиях полового созревания. Функциональное состояние регуляторных систем мозга, во многом определяются сроками и темпами полового созревания, которые различаются у мальчиков и девочек. В связи с этим, прежде чем анализировать встречаемость ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения в зависимости от стадии полового созревания, представлялось целесообразным сравнить частоту их встречаемости на ЭЭГ мальчиков и девочек отдельно в каждой группе с учетом биологического возраста.

Сравнение по критерию х2 выявило значимые статистические различия между девочками и мальчиками в зависимости от биологического возраста (табл. 2).

Как видно из табл. 2, частота встречаемости ЭЭГ-признаков, характеризующих влияние суммарной ЭА стволовых структур, значимо различается между мальчиками и девочками на III стадии. Признаки повышенной синхронизации стволового генеза в виде генерализованных билатеральносинхронных (БС) 0-колебаний или групп 0-колебаний чаще наблюдаются у мальчиков (43,47%), в сравнении с девочками (11,0%).

Известно, что такие ЭЭГ-признаки встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассматриваются как вариант возрастной нормы у детей 6-8 лет [9].

Высокая частота представленности таких «знаков» на ЭЭГ мальчиков в «разгар» полового созревания, скорее всего, связана с эндокринными влияниями, и можно расценить как регрессивную направленность изменений ЭЭГ спокойного бодрствования.

Таблица 2

Результаты статистического сравнения частоты встречаемости различных ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения у мальчиков и девочек разного

биологического возраст

Изменения ЭЭГ, отражающие функциональное состояние глубинных систем мозга Группы детей разного биологического возраста

I II III IV V

х2, р х2, р х2 р х^ р х2 р

Изменения ЭА фронто-таламического генеза (изолировано, или наряду с диэнцефаль-ными изменениями ЭА) 2.778, 0.096 1.333, 0.248 0.200, 0.655 нет случаев 0.0, 1.0

Стволовые изменения ЭА 0.091, 0.763 2.273, 0.132 5.333, 0.021 0.0, 1.0 нет случаев

Нижнестволовые изменения ЭА (изолировано, или наряду с диэнце-фальными изменениями ЭА) 1.800, 0.118 0.667, 0.414 0.667, 0.414 1.000, 0.317 0. 1.0

Мезодиэнцефальные изменения ЭА (изолировано, или наряду с диэнцефальными изменениями ЭА) у мальчиков у мальчиков нет случаев у девочек у девочек

Диэнцефальные изменения ЭА (гипоталамические) 0.030, 0.862 0.273, 0.602 0.889, 0.346 0.222, 0.637 3.522, 0.061

Изменения ЭА лимби-ческого происхождения (изолировано, или наряду с диэнцефаль-ными изменениями ЭА) у мальчиков 0.348, 0.555 1.000, 0.317 у мальчик ов у девочек

Изменения ЭА лобно-базального происхождения (изолировано, или наряду с диэнце-фальными изменениями ЭА) 0.0 1.0 у мальчиков у мальчиков 0.200, 0.655 у девочек

Отсутствие изменений нет случаев нет случаев у мальчиков у мальчик ов 1.286, 0.257

На уровне тенденции у мальчиков на начальной стадии преобладали признаки заинтересованности верхнестволовых структур в виде групп БС колебаний 9-диапазона в центральных и лобных изолировано или в сочетании с генерализованной БС-активностью, свидетельствующие о неоптимальном состоянии фрон-то-таламической системы, участвующей в обеспечении произвольной организации деятельности [8].

Другой вариант генерализованных БС изменений ЭА в виде одиночных и групп волн разной частоты диэнцефального (гипоталамического) генеза на уровне тенденции чаще регистрируются на ЭЭГ девочек на заключительной стадии полового созревания. Появление на ЭЭГ спокойного бодрствования вспышек гене-рализованнных гиперсинхронных высокоамплитудных волн, характерных для повышенной активности гипоталамуса [12; 19]. В возрастной период 14-14,5 лет, соответствующий V стадии девочек, изменения гипоталамического генеза встречаются еще достаточно часто [17].

Различия в показателе частоты встречаемости различных ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения у мальчиков и девочек стали основанием для раздельной оценки таких паттернов у мальчиков и девочек в зависимости от стадии полового созревания.

На рис 3. представлено распределение ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения, отражающих функциональное состояния передних отделов головного мозга у мальчиков и девочек.

Как показало изучение цито- и фиброархитектоники коры больших полушария, изменение ее нейронного аппарата продолжается в подростковом возрасте. Происходит дальнейшая тонкая дифференцировка нервных клеток, в результате которой изменяется соотношение клеток разных типов [13]. К 12-14 годам в нейронных ансамблях четко выражены разнообразные специализированные формы пирамидных нейронов, высокого уровня достигают все типы интернейронов, удельный вес волокон значительно выше клеточных элементов [14].

Прогрессивные изменения нейронного аппарата коры и выражаются в совершенствовании ансамблевой организации нейронов ассоциативных областей коры, главным образом ее лобных отделов [14; 21].

В то же время в этот возрастной период отмечается дисбаланс активности лимбико-кортикальных и лимбико-диэнцефальных систем [12]. Подтверждением этому признаки неоптимального функционального состояния передних отделов головного мозга, наблюдаемые на ЭЭГ мальчиков и девочек.

Функциональное состояние глубинных регуляторных структур, отражающееся в характере распределения ЭЭГ признаков, представленных на рис.3., демонстрирует зависимость от стадии полового созревания.

Следует отметить высокую встречаемость ЭЭГ- признаков, свидетельствующих о неоптимальном функциональном состоянии фронтоталамической системы на начальных стадиях полового созревания: Ы1- у 30,0 % мальчиков, II - у 16,70% девочек, что соответствует возрастному диапазону 10-11 лет.

Рис 3а. Встречаемость ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения, отражающих изменения ЭА в передних отделах головного мозга, у мальчиков (м) и девочек (д) разного биологического возраста

По оси абсцисс - ЭЭГ-паттерны: 1- изменения ЭА фронто-таламического генеза (изолировано, или наряду с диэнцефальными изменениями ЭА); 2 - изменения ЭА лимбического происхождения (изолировано, или наряду с диэнцефальными изменениями ЭА); 3 - изменения ЭА лобно-базального происхождения (изолировано, или наряду с диэнцефальными изменениями ЭА).

По оси ординат частота встречаемости ЭЭГ-паттернов;

Столбики - стадии полового созревания: I- белые; II-штриховые вертикальные; Ш-серые, IV-ромбики; V-черные.

Высокая частота встречаемости признаков неоптимального состояния ФТС в этот возрастной период, по сравнению с детьми 9-10 лет отмечается Мачинской Р.И. и Семенной О.А. [15] что, согласно предположению авторов, можно объяснить связью ФТС с лимбическими структурами, которые, в свою очередь, подвержены влиянию гормональных процессов, происходящих в период полового созревания.

К заключительным стадиям полового созревания частота встречаемости неоптимального состояния ФТС снижается, что может быть обусловлено уменьшением активности гормональных влияний.

Дисбаланс активности лимбико-кортикальных и лимбико-диэнцефальных систем оказывает влияние на отклонения эмоционально-мотивационной сферы подростков, снижается эффективность избирательной произвольной регуляции деятельности [16].

Обращает на себя внимание нелинейность изменений функционального состояния лимбической системы, которая представлена на ЭЭГ в виде вспышки билатерально-синхронной веретенообразной активности а-диапазона в лобных и лобно-височных отведениях. Такие изменения ЭА в литературе расцениваются как признаки неоптимального функционального состояния лимбической системы [2, 28].

Анализируемые ЭЭГ-признаки у мальчиков наблюдаются на всех стадиях, кроме заключительной. У девочек на II, IV и V стадии.

С помощью методов нейровизуализации описана активность вентролатераль-ной префронтальной коры (ПФК) и одной из структур лимбической системы, миндалины, при реагировании на зрительные стимулы (негативных или нейтральные лица), наиболее «сильная» у подростков на ранних стадиях развития пубертата [31].

Изменения активности структур лимбической системы, происходящие в период полового созревания, могут обусловлены изменением процессов синтеза дофамина в паралимбической и префронтальной областях мозга [43; 47], что влияет на поведение подростка, в том числе, на появление рискованного поведения, повышение импульсивности и нервно-психического возбуждения [35; 47].

Наблюдается нелинейность изменений и электрической активности лобно-базального происхождения в виде Р-веретен. Наибольшая встречаемость у мальчиков наблюдается на III-IV стадии, у девочек - на IV и V (рис.Зб).

Электрическая активность в передних отделах мозга в виде в виде Р-веретен связывается в литературе с генерациями нейронами субталамического ядра и снижением активности дофамина в нейронных сетях стриопаллидарной системы [38].

Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, в частности, затрагивают и функциональное состояние щитовидной железы, которые выражаются в виде гипертиреозе [48]. В литературе обсуждаются взаимосвязи гипертиреоза и снижение синтеза дофамина [40]. Известно, что уровень содержания дофамина в нейронных сетях изменяется на протяжении подросткового возраста [43; 47].

Возможно, одним из объяснений, наблюдаемого неоптимального состояния стриопаллидарной системы у мальчиков и девочек в период полового созревания, может быть взаимосвязь уровня дофамина и уровнем гормонов щитовидной железы вследствие влияний гипоталамо-гипофизарной системы [48], что может оказывать влияние на поведение ребенка. Показано, что неоптимальное состоянием стриопаллидарной системы у детей подросткового возраста влияет на мотиваци-онную регуляция деятельности [16].

Таким образом, анализ полученных данных показал, что неоптимальное состоянии фронто-таламической системы снижается к заключительным стадиям полового созревания. Функционального состояния ЭА структур лимбической и стриопаллидарной систем у мальчиков и девочек в период полового созревания изменяется нелинейно, что обусловлено гормональными влияниями.

Распределение частоты представленности ЭЭГ признаков, характеризующих влияние на суммарную ЭА глубинных структур нижнестволового генеза у мальчиков и девочек на разных стадиях полового созревания представлены на рис.3б.

Признаки изменения функционального состояния нижнестволовых отделов в виде гиперсинхронного альфа-ритма или групп острых волн тета-диапазона в ка-удальных отделах, что в электроэнцефалографии связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной информации продолговатого и среднего мозга [4]. В период полового созревания такие изменения ЭА на ЭЭГ подростков уже не могут быть расценены как признаки функциональной незрелости системы неспецифической активации со стороны РФ ствола. В

одном из исследований у отмечена взаимосвязь представленности таких ЭЭГ-признаков (острые волны и групп острых волн в каудальных отделах) с нарушением кровообращения в позвоночных артериях [10]. Можно предположить, что такие изменения ЭА у подростков могут быть обусловлены с неоптимальным кровообращением в бассейне позвоночных артерий, что связано с ростовыми процессами в подростковом периоде, а также особенностями развития мышечной и сердечно -сосудистой систем.

1

2

3

4

Рис. 3б. Встречаемость ЭЭГ-паттернов глубинного происхождения у мальчиков (м) и девочек (Д) разного биологического возраста.

По оси абсцисс - ЭЭГ-паттерны: 1 - изменения ЭА нижнестволового генеза (изолированно, или наряду с «4»); 2 - изменения ЭА мезодиэнцефального генеза (изолированно, или наряду с «4»); 3 - стволовые изменения ЭА; 4 - диэнцефаль-ные изменения ЭА. по оси ординат частота встречаемости ЭЭГ-паттернов;

Столбики - стадии полового созревания: I- белые; П-штриховые вертикальные; Ш-серые, IV ромбики; V-черные.

Не было обнаружено достоверных различий в частоте представленности на ЭЭГ признаков негрубых изменений функционального состояния мезодиэнце-фальных отделов мозга в БС активности в теменных и центральных отделах. Такие изменения у девочек наблюдаются на IV и V стадии.

Всплеск генерализованной медленнноволновой активности, наблюдаемый у мальчиков на III стадии полового развития, уже отмечался в литературе у детей в период полового созревания, однако преобладание такой активности было выявлено преимущественно у девочек [20]. Такой характер динамических изменений ЭЭГ рассматривался авторами как отражение напряжение гомеостатических механизмов регуляции, связанное с эндокринными перестройками. Изменения, происходящие на Ш-ГУ стадии, в литературе расцениваются как период повышенной чувствительности к неблагоприятным воздействиям внешней среды (в том числе к учебной нагрузке) [1].

На ЭЭГ девочек и мальчиков вне зависимости от стадии полового созревания преобладают генерализованные БС изменения ЭА в виде одиночных и групп волн разной, что позволяет рассматривать эти «знаки» на ЭЭГ как соответствующие возрастной норме для детей в период полового созревания.

Согласно клинико-энцефалографическим исследованиям встречаемость на ЭЭГ анализируемых комплексов, является признаком дисфункции диэнцефаль-ных (преимущественно гипоталамических) структур мозга [6]. Представленность таких паттернов у детей предподросткового и подросткового возраста расценивается в литературе как отражение усиленной активности гипоталамических структур и связана с половым созреванием [18].

Наблюдаемое на ЭЭГ появление в ситуации спокойного бодрствования вспышек генерализованных гиперсинхронных высокоамплитудных волн и уменьшение частоты альфа-ритма расценивается в литературе как общее снижении уровня активации коры в этом возрасте [12].

Как видно из рис. 3 а. представленность этих паттернов на ЭЭГ подростков изменяется в зависимости от стадии полового созревания: высокая встречаемость на начальных стадиях, снижение к III и рост на поздних стадиях. Наблюдаемая высокая частота представленности диэнцефальных изменений ЭА на ЭЭГ девочек, находящихся на заключительной стадии полового созревания, свидетельствует еще о достаточно высоком уровне подкорковых влияний, активность которых, предположительно, к этому периоду, должна снижаться, что мы наблюдаем у мальчиков. Можно предположить, что активность гипоталамо-гипофизарного комплекса в большей степени проявится при оценке степени выраженности таких изменений ЭА. Для подтверждения такого предположения нами дополнительно проведен анализ характера и степени выраженности диэнцефальных изменений ЭА у девочек разного биологического возраста.

Определяя характер билатерально-синхронных изменений, мы руководствовались соответствующими признаками структурного анализа ЭЭГ [7]:

1) непароксизмальные (функциональные) изменения в виде монофазных и двухфазных острых волн альфа-диапазона, а также групп и отдельных острых волн тета-диапазона на фоновой записи, разряды острых волн 4-6 кол/с при функциональных нагрузках;

2) пароксизмальные изменения - альфа-подобная пароксизмальная активность (вспышки высокоамплитудных острых волн до 200 мкв), острые высоамлитудные двухфазные пики (рис 4).

Дополнительно, в случае функциональных изменений рассматривался признак «выраженности изменений» ЭА. Степень выраженности изменений ЭА определялась согласно следующим критериям: 1) негрубые - изменения ЭА выявляются при функциональных нагрузках, если не приводят к усилению до разряда острых волн или пароксизмальных разрядов; 2) средней тяжести - выявляются на фоновой записи, при функциональных нагрузках не приводят к усилению до разряда острых волн или пароксизмальных разрядов; 3) выраженные - выявляются на фоновой записи и при функциональных нагрузках усиливаются до разрядов острых волн.

02-Р4-04-Р4-Р8-Т4-Т6-01-РЗ-03-РЗ-Р7-ТЗ-Т5-

М/уькп

■хлА^ЧдН-

(ЛДи

лА^/А^—V

Д/иу

и/Ал/т

УКА лгМАг^]

ЛКму"

¡'Мпщм/

лМН^

ИуМл

Лтт

Л/М'Г"

•ХлгЧ,

/ЛЦЛ/-" п г\Л„ МиЛ •чм КиЦч м

Шу Луп пда1 у тШу 4». л/1

КНг А/лрАг/

лЦГ"

/МЛ^ЛЧ ШАЦЛ

л

л А\

Г-

А ж

Рис. 4. Пример генерализованной электрической активности пароксизмально-го характера на ЭЭГ девочки 11 лет.

Распределение диэнцефальных изменений ЭА по характеру и степени выраженности представлено на рис.5.

М

Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10(Уо

8СР/о бСР/о 4СР/о 20Р/о 0%

10<Уо

8СР/о бСР/о 4СР/о 2СР/о 0%

I II

III

IV V

Т— -1— -1— -1— -1

I II III IV V

Рис. 5. Представленность на ЭЭГ билатерально-синхронных изменений ЭА диэнцефального происхождения по степени выраженности у мальчиков (М) и девочек (Д) разного биологического возраста: По оси абсцисс - стадии полового созревания, по оси ординат - частота встречаемости а-ритма (%) Столбики - характер и степень выраженности билатерально-синхронных изменений ЭА: функциональные белые - негрубая, серые - средняя, черные - выраженная; пароксизмальные - штрихованные.

Согласно приведенным на рис.6 данным, у детей и подростков исследуемой выборки большинство ЭЭГ-паттернов диэнцефального генеза по характеру относятся к непароксизмальным изменениям, степень выраженности которых различается в зависимости от стадии полового созревания. У девочек наблюдается высокая степень представленности функциональных изменений средней степени выраженности и в меньшей степени представлены негрубые. У мальчиков, наоборот, в большей степени - негрубые, выраженные наблюдаются на начальных стадиях. Наибольшее число выраженных изменений ЭА отмечается у мальчиков на II (33,0 %), у девочек на III (45,50 %). Изменения ЭА пароксизмального характера чаще встречаются у девочек.

Наблюдаемое распределение ЭЭГ-признаков, характеризующих степень и выраженность диэнцефальных (гипоталамических) изменений ЭА, свидетельствует о более динамичных изменениях ЭА гипоталамуса у девочек. В литературы приводятся сведения, что для девочек характерно более стремительное, скачкообразное накопление признаков полового созревания, в то же время у мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно, периодически замедляясь до минимума [20].

Наше предположение об изменении характера и степени выраженности диэн-цефальных изменений ЭА подтверждается в отношении мальчиков. Анализируемая ЭА к завершающим стадиям у них носит функциональный характер негрубой или средней степени выраженности.

У девочек изменения ЭА диэнцефального происхождения на завершающих стадиях носят выраженный характер, а в ряде случаев имеют место и пароксиз-мальные изменения ЭА. И этому есть вполне закономерные объяснения, которые связаны с функциональным состоянием гипоталамо-гипофизарной системы. Замечено, что IV стадия полового созревания у девочек характеризуется резким возрастанием секреции эстрогенов и умеренным - прогестерона (ациклическая секреция), а также появлением цикличности секреции гонадотропинов. Заключительная (V) стадия полового созревания у девочек усложняется тем, что в циклический процесс гипофизарной секреции вовлекаются не только гонадотропины, но и другие тропные гормоны (соматотропин, тиротропин, кортикотропин), что может приводить к значительным колебаниям в массе тела, эпизодически возникающему гипертиреозу, явлениям дезадаптации [20]. Длительность V стадия, как отмечают авторы, носит сугубо индивидуальный характер.

У мальчиков, случаи отсутствия подкорковых влияний встречаются на III и IV стадии, тогда как у девочек к V стадии.

Проведенное исследование ЭЭГ покоя продемонстрировало половые различия и нелинейность изменений функционального состояния глубинных структур головного мозга у детей и подростков в период полового созревания, что обусловлено сочетанием возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития.

ВЫВОДЫ

1. Структурный анализ ЭЭГ детей и подростков позволил выявить особенности электрической активности коры и функционального состояния регулятор-

ных структур с учетом стадии полового созревания. Выявлена нелинейность изменений электрической активности головного мозга в период полового созревания, что обусловлено сочетанием возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития.

2. Состояние ритмогенных структур коры головного мозга детей и подростков отражается в «характере» альфа-ритма. Преимущественный «характер» альфа-ритма дезорганизованный у детей и подростков вне зависимости от стадии полового созревания. Преимущественная частота основного ритма 10 Гц, при этом в ряде случаев отмечается замедление частоты до 8-9 Гц, наиболее выраженное у девочек на III стадии полового созревания.

3. Электрическая активность головного мозга детей и подростков вне зависимости от пола и стадии полового созревания характеризуется высокой частотой представленности на ЭЭГ генерализованных изменений диэнцефального (гипота-ламического) происхождения в виде острых волн разной частоты. Такие изменения электрической активности у детей и подростков в период полового созревания можно рассматривать как вариант возрастной нормы.

4. Выраженность изменений ЭА диэнцефального (гипоталамического) происхождения завит от пола и стадии полового созревания: у мальчиков к заключительным стадиям снижается, у девочек выраженность изменения ЭА носит волнообразный характер и не снижается к завершающим стадиям.

5. Выраженные изменения функционального состояния глубинных структур у мальчиков отмечены на III стадии в виде всплеска медленноволной генерализованной активности, что может расцениваться как напряжение гомеостатических механизмов регуляции, связанное с эндокринными перестройками.

6. Изменения ЭА нижнестволового генеза, преимущественно наблюдаемые у девочек, свидетельствуют о снижении неспецифической активации и могут быть обусловлены неоптимальным кровообращением в бассейне позвоночных артерий, что связано с ростовыми процессами в подростковом периоде, а также особенностями развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.

7. Неоптимальное состоянии фронто-таламической снижается к заключительным стадиям полового созревания.

8. Функциональное состояние лимбической и стриопаллидарной систем у мальчиков и девочек в период полового созревания изменяется нелинейно, что обусловлено гормональными влияниями.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-0893а СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-1. - С. 76-80.

2. Болдырева Г.Н. Нейрофизиологический анализ поражения лимбикодиэн-цефальных структур мозга человека. - Краснодар: Экоинвест, 2009. - 231 с.

3. Булатова О. В. Особенности физического развития, эндокринного, психофизиологического и ЭЭГ статуса девочек-подростков, находящихся на разных стадиях полового созревания: автореф. дис. ... к.б.н. - 2009. - 19с.

4. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. Обзор литературы и перспективы использования метода. - М.: Мэйби, 1991. - 77 с.

5. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

6. Латаш П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. - М.: Наука, 1968. - 296 с.

7. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. Автоматизированная система описания и хранения электроэнцефалографической информации "ЭЭГ -ЭКСПЕРТ". Компьютерная хроника, НПК, "Интерсоцинформ". 1997. N 4. С 41-53.

8. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регу-ляторных систем мозга // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. - 2004. - Т. 40. № 5. - С. 427.

9. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. - 1997. - Т. 23. № 5. - С. 5.

10. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Шкловский В.М. Особенности вегетативной регуляции и характер судорог у детей с заиканием // Физиология человека. - 2004. - Том 30, № 4. - С. 50-53.

11. Поскотинова Л. В. Вегетативная регуляция ритма сердца и эндокринный статус подростков и молодых лиц в условиях Европейского Севера России: дис .д.б. н. - Архангельск, 2009. - 288 с.

12. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. - 432 с.

13. Семенова, Л.К. Структурные преобразования коры головного мозга / Л.К. Семенова, В.А. Васильева, Т.А Цехмистренко, Шумейко Н.С. //Физиология развития ребенка: Рук-во по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.:Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. - С.132-191.

14. Семенова, Л.К. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе / Л.К. Семенова, В.А. Васильева, Т.А. Цехмист-ренко // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л., 1990. - С .8-44.

15. Семенова О.С., Мачинская Р.И. Влияние функционального состояния ре-гуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение 1. Нейро-психологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга в период от 9 до 12 лет // Физиология человека. - 2015. - Т. 41. №4. - С. 1-13.

16. Семенова О.С., Мачинская Р.И. Влияние функционального состояния ре-гуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение II. Нейро-психологический и электроэнцефалографический анализ состояния регуляторных

функций мозга у детей предподросткового возраста с трудностями учебной адаптации // Физиология человека. - 2015. - Т. 41. №5. - С. 1-11.

17. Фарбер Д.А., Алферова В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М., Педагогика, 1972. 216с.

18. Фарбер Д.А., Игнатьева И.С. Влияние нейроэндокринных сдвигов пубертатного периода на реализацию рабочей памяти у подростков // Физиология человека. - 2006. - Т. 32. № 1. - С. 5-15.

19. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. -М., Педагогика, 1990. - 64 с.

20. Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. -208 с.

21. Цехмистренко, Т.А. Структурные преобразования коры больших большого мозга и мозжечка человека в постнатальном онтогенезе / Т.А. Цехмистренко, В.А. Василева. Н.С. Шумейко // Физиология развития человека: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Издательство НПО "От А до Я", 2000. - С. 60-81.

22. Anderson V. Development of executive functions through late childhood and adolescence in an Australian sample / V. Anderson, P. Anderson, E. Northam et al. //Dev Neuropsychol. - 2001. - Vol. 20. - P. 385-406.

23. Blakemore S J. Development of the social brain in adolescence. J R Soc Med. 2012. V.105(3).P.111-116.

24. Blakemore S.J., Burnett S., Dahl R.E. The role of puberty in the developing adolescent brain//Hum. Brain Mapp. - 2010. - V.31(6). - P. 926-933.

25. Benes F.M. Myelination of key relay zone in the hippocampal formation occurs in the human brain during childhood, adolescence, and adulthood /F.M. Benes, M. Turtle, Y. Khan et al.//Arch. Cen. Psychiatry. - 1994. - V.61, № 6. - P. 474-484.

26. Casey B.J. The adolescent brain / B.J. Casey, S. Getz, A. Galvan // Developmental Review. - 2008. - V. 28. - P. 62-77.

27. Casey B. Structural and functional brain development and its relation to cognitive development /B. Casey, J. Giedd, K. Thomas //Biol. Psychiatry. - 2000. - V. 54. -P. 241-257.

28. Connemann B.J., Mann K., Lange_Asschenfeldt Ch.et al. Anterior limbic al-pha_like activity: a low resolution electromagnetic tomography study with lorazepam challenge // Clin. Neurophysiol. - 2005. - V. 116, № 4. - P. 886.

29. Eisermanna M., Kaminska A., Moutardc M.-L. et al. Normal EEG in childhood: From neonates to Adolescents // Neurophysiologie Clinique/Clinical Neurophysiology. - 2013. - V. 43. - P.35-65.

30. Eluvathingal T. Quantitative diffusion tensor tractography of association and projection fibers in normally developing children and adolescents /T. Eluvathingal, K. Hasan, L. Kramer et al. // Cerebral Cortex. - 2007. - V. 17. - P. 2760.

31. Forbes E.E., Phillips M.L., Ryan N.D., Dahl R.E. Neural systems of threat processing in adolescents: role of pubertal maturation and relation to measures of negative affect. Developmental Neuropsychology. - 2011. - V. 36. №4. - Р. 429-52.

32. Giedd JN. Structural magnetic resonance imaging of the adolescent brain//Ann N Y Acad Sci. 2004. 1021:Р.77-85.

33. Hwang, K., Hallquist, M. N., Luna, B. The development of hub architecture in the human functional brain network // Cerebral Cortex. - 2013. - V.23. - P.2380-2393.

34. Juraska, J. M., and Willing, J. Pubertal onset as a critical transition for neural development and cognition//Brain Res. - 2017. - V. 1654. - P. 87-94. - doi: 10.1016/j.brainres.2016.04.012

35. Li K, Xu E. The role and the mechanism of gamma-aminobutyric acid during central nervous system development // Neurosci Bull. - 2008. - V. 24(3). - P.195-200.

36. Luna B. The emergence of collaborative brain function—fMRI studies of the development of response inhibition / B. Luna, J. Sweeney // Ann NY Acad Sci.- - 2004. - V. 1021. - P.296-309.

37. Luciana M. Adolescent brain development in normality and psychopathology// Dev Psychopathol. - 2013. - V.25. - P. 1325-1345.

38. Mallet N., Pogosyan A., Marton L.F. et al. Parkinsonian beta oscillations in the external globus pallidus and their relationship with subthalamic nucleus activity // J. Neurosci. - 2008. - V. 28. № 52. - P. 14245.

39. Marcuse L., Schneider M., Mortati K. et al.,Quantitative analysis of the EEG posterior-dominant rhythm in healthy adolescents // Clin Neurophysiol. - 2008. -V. 119(8). - P. 1778-81.

40. Pereira J., Pradella-Hallinan M., de Lins Pessoa H. Imbalance between thyroid hormones and the dopaminergic system might be central to the pathophysiology of restless legs syndrome: a hypothesis // CLINICS. - 2010. - V .65(5). - P. 547-54.

41. Pfefferbaum A. A quantitative magnetic resonance imaging study of changes in brain morphology from infancy to late adulthood /A. Pfefferbaum, D. Mathalon, E. Sullivan et al. //Archives of Neurology. - 1994. - V. 51. - P.874-887.

42. Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking//Developmental Review. - 2008. - V. 28. - P. 78-106.

43. Tarazi F. Postnatal development of dopamine D1-like receptors in rat cortical and striatolimbic brain regions: An autoradiographic study / F. Tarazi, E. Tomasini, R. Baldessarini // Dev Neurosci. - 1999. - V.21. - P.43-49.

44. Taylor S.J., Barker L.A., Heavey L., McHale S. Thetypical developmental trajectory of social and executive functions in late adolescence an dearly adulthood // Dev. Psychol. - 2013. - V.49(7). - P.1253-1265.

45. Toga A. Mapping brain maturation /A. Toga, P. Thompson, E. Sowell //Trends in Neurosciences. - 2006. - V. 29. - P. 148-159.

46. Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking // Developmental Review. - 2008. - V. 28. - P. 78-106.

47. Wahlstrom D, Collins P, White T, Luciana M. Developmental changes in do-pamine neurotransmission in adolescence: behavioral implications and issues in assessment. Brain Cogn. - 2010. - V. 72(1). - P. 146-159.

48. Weber G, Vigone MC, Stroppa L, Chiumello G. Thyroid function and puberty // J Pediatr Endocrinol Metab. - 2003. - 16 Suppl 2. - P. 253-7.

REFERENCE

1. Anikina T.A., Krylova A.V. Izmenenie pokazatelej gemodinamiki u shkol'ni-kov raznogo urovnja polovoj zrelosti v techenie uchebnogo goda//Fundamental'nye is-sledovanija. - 2014. - № 3-1. - P. 76-80.

2. Boldyreva G.N. Nejrofiziologicheskij analiz porazhenija limbikodijencefal'nyh struktur mozga cheloveka. - Krasnodar: Jekoinvest, 2009. - 231 p.

3. Bulatova O. V. Osobennosti fizicheskogo razvitija, jendokrinnogo, psihofizio-logicheskogo i JeJeG statusa devochek-podrostkov, nahodjashhihsja na raznyh stadijah polovogo sozrevanija: avtoref. dis. ... k.b.n. - 2009. - 19 p.

4. Zhirmunskaja E.A. Klinicheskaja jelektrojencefalografija. Obzor literatury i perspektivy ispol'zovanija metoda. - M.: Mjejbi, 1991. - 77 p.

5. Kolesov D.V., Sel'verova N.B. Fiziologo-pedagogicheskie aspekty polovogo sozrevanija. - M.: Pedagogika, 1978. - 224 p.

6. Latash P. Gipotalamus, prisposobitel'naja aktivnost' i jelektrojencefalogramma. - M.: Nauka, 1968. - 296 p.

7. Lukashevich I.P., Machinskaja R.I., Fishman M.N. Avtomatizirovannaja sistema opisanija i hranenija jelektrojencefalograficheskoj informacii "JeJeG - JeK-SPERT". Komp'juternaja hronika, NPK, "Intersocinform". - 1997. - N 4. - P. 41-53.

8. Machinskaja R.I., Semenova O.A. Osobennosti formirovanija vysshih psihicheskih funkcij u mladshih shkol'nikov s razlichnoj stepen'ju zrelosti reguljatornyh sistem mozga // Zhurn. jevoljuc. biohimii i fiziologii. - 2004. - T. 40. № 5. - P. 427.

9. Machinskaja R.I., Lukashevich I.P., Fishman M.N. Dinamika jelektricheskoj aktivnosti mozga u detej 5-8 letnego vozrasta v norme i pri trudnostjah obuchenija // Fiziologija cheloveka. - 1997. - T. 23. № 5. - P. 5.

10. Lukashevich I.P., Machinskaja R.I., Shklovskij V.M. Osobennosti vegetativnoj reguljacii i harakter sudorog u detej s zaikaniem// Fiziologija cheloveka. - 2004. -Tom30, N 4. - P. 50-53.

11. Poskotinova L. V. Vegetativnaja reguljacija ritma serdca i jendokrinnyj status podrostkov i molodyh lic v uslovijah Evropejskogo Severa Rossii : dis .d.b. n Ar-hangel'sk, 2009. - 288 p.

12. Razvitie mozga i formirovanie poznavatel'noj dejatel'nosti rebenka / Pod red. D.A. Farber, M.M. Bezrukih. - M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO "MODJeK", 2009. - 432 p.

13. Semenova, L.K. Strukturnye preobrazovanija kory golovnogo mozga /L.K. Semenova, V.A. Vasil'eva, T.A Cehmistrenko, Shumejko N.S. //Fiziologija razvitija rebenka: Ruk-vo po vozrastnoj fiziologii /Pod red. M.M. Bezrukih, D.A.Farber.— M. :Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO "MODJeK", 2010. - P. 132-191.

14. Semenova, L.K. Strukturnye preobrazovanija kory bol'shogo mozga cheloveka v postnatal'nom ontogeneze /L.K. Semenova, V.A.Vasil'eva, T.A. Cehmistrenko //Strukturno-funkcional'naja organizacija razvivajushhegosja mozga.- L., 1990.- P.8-44.

15. Semenova O.S., Machinskaja R.I. Vlijanie funkcional'nogo sostojanija reguljatornyh sistem mozga na jeffektivnost' programmirovanija, izbiratel'noj reguljacii i kontrolja kognitivnoj dejatel'nosti u detej. Soobshhenie 1. Nejropsihologicheskij i jel-ektrojencefalograficheskij analiz vozrastnyh preobrazovanij reguljatornyh funkcij mozga v period ot 9 do 12 let // Fiziologija cheloveka. - 2015. - T. 41. № 4. - P. 1-13.

16. Semenova O.S., Machinskaja R.I. Vlijanie funkcional'nogo sostojanija reguljatornyh sistem mozga na jeffektivnost' programmirovanija, izbiratel'noj reguljacii i kontrolja kognitivnoj dejatel'nosti u detej. Soobshhenie II. Nejropsihologicheskij i jel-ektrojencefalograficheskij analiz sostojanija reguljatornyh funkcij mozga u detej

predpodrostkovogo vozrasta s trudnostjami uchebnoj adaptacii // Fiziologija cheloveka. - 2015. - T. 41. №5. - Р.1-11.

17. Farber D.A., Alferova V.V. Jelektrojencefalogramma detej i podrostkov. - M., Pedagogika, 1972. - 216 р.

18. Farber D.A., Ignat'eva I.S. Vlijanie nejrojendokrinnyh sdvigov pubertatnogo perioda na realizaciju rabochej pamjati u podrostkov // Fiziologija cheloveka. - 2006. -T. 32. № 1. - Р. 5-15.

19. Farber D.A., Kornienko I.A., Son'kin V.D. Fiziologija shkol'nika. M. ,Pedagogika, 1990.-64 р.

20. Fiziologija podrostka / Pod red. D.A. Farber. - M.: Pedagogika, 1988. - 208 р.

21. Cehmistrenko, T.A. Strukturnye preobrazovanija kory bol'shih bol'shogo mozga i mozzhechka cheloveka v postnatal'nom ontogeneze /T.A. Cehmistrenko, V.A Vasileva. N.S. Shumejko //Fiziologija razvitija cheloveka: teoreticheskie i prikladnye aspekty. - M.: Izdatel'stvo NPO "Ot A do Ja", 2000. - Р. 60-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.