Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. №2
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
(10 лет кафедре иностранных языков ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова)
Л.В. Минаева
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Хорошо известно, что коммуникация и власть тесно связаны друг с другом. С одной стороны, коммуникация представляет собой механизм осуществления властных полномочий, с другой — она сама погружена в пространство властных отношений и испытывает на себе сильное влияние власти и накладываемых ею ограничений. Поскольку язык является основным средством общения, которое может быть использовано для информирования общества и для формирования общественного мнения, то его значение как составной части политической коммуникации трудно переоценить. В настоящей статье будет рассмотрен лингвистический аспект одной из разновидностей политической коммуникации, которая получила название электоральной.
В демократических государствах в условиях выборной представительской власти выделяются две разновидности политической коммуникации — государственная и электоральная. Первая обеспечивает информационное взаимодействие органов государственного управления и граждан. В идеале государственная коммуникация представляет собой модель симметричной двусторонней коммуникации, которая обеспечивает информационную прозрачность деятельности органов государственной власти и осведомленность последних о реакции на нее (деятельность) общества.
Что касается электоральной коммуникации, то она призвана осуществлять взаимодействие политических партий с электоратом и имеет своей целью помощь первым в достижении их интересов в сфере власти. Электоральная коммуникация достигает своего пика в период выборов, когда политические партии ведут бескомпромиссную борьбу за избирателя, и не-
Минаева Людмила Владимировна — доктор филологических наук, профессор.
5 ВМУ, управление (государство и общество), № 2
обходимо информационное обеспечение стратегии избирательной компании.
Если государственная коммуникация представляет собой диалого-паритетный тип связей с общественностью и стремится к симметрии, то электоральная коммуникация представляет собой асимметричную двустороннюю модель коммуникации, в которой доминирует пропагандистский тип1. Основная задача электоральной коммуникации заключается в том, чтобы создать такую информационную среду, которая не только будет способствовать формированию общественного мнения относительно кандидата или партии, но и побудит избирателя принять политическое решение и совершить определенные действия, т.е. прийти на избирательный участок и проголосовать именно за эту партию или кандидата.
Предварительное исследование округа позволяет выяснить ожидания электората, которые являются далее определяющими при разработке и продвижении имиджа кандидата в данном округе. В ходе электоральной коммуникации граждан убеждают, что данный кандидат является именно тем человеком, который решит все их проблемы2. Для этой цели определяется комплекс средств, используемых как каналы коммуникации, по которым передается вся необходимая информация о кандидате.
Специальное исследование показало, что вообще каналы коммуникации можно представить в виде следующей иерархии в зависимости от их эффективности в плане воздействия на аудиторию в порядке ее снижения3.
1. Личная беседа один на один.
2. Совещание, дискуссия в группе.
3. Выступление перед большой аудиторией.
4. Разговор по телефону.
5. Написанное от руки личное письмо.
6. Напечатанное личное письмо.
7. Общее письмо, напечатанное типографским способом.
8. Брошюра или листовка, направленная по почтовой рассылке.
9. Статья во внутренней прессе.
1 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2003. С. 423.
2 Максимов А. "Чистые" и "грязные" технологии выборов (российский опыт. М., 1999.
3 Wilcox D. et al. Public Relations. Strategy and Tactics. 1995. P. 207.
10. Новости, напечатанные в популярной прессе.
11. Реклама в СМИ.
12. Рекламные щиты.
Конечно, оптимально было бы поговорить с каждым отдельным избирателем наедине и убедить его голосовать за данного кандидата/партию. Частично эта задача решается при широком использовании в ходе избирательной компании большого числа агитаторов, но даже в этом случае всех избирателей охватить невозможно. Поэтому приходится идти другим путем.
Короткие сроки избирательной кампании задают определенные параметры коммуникационной среды, чтобы ее воздействие на сознание избирателя было мощным и эффективным. Для того чтобы добиться узнаваемости и запоминания определенной информации, содержащейся в сообщении, последнее приходится многократно повторять по одному каналу коммуникации и/или использовать для этой цели разные каналы. Таким образом, в ходе избирательной кампании на избирателя идет массированная атака по каналам межличностной (беседы агитаторов), публичной (митинги, встречи с избирателями) и массовой коммуникации (печатные и электронные СМИ, лозунги, плакаты, листовки и т.д.).
Использование сочетаний каналов коммуникации происходит не стихийно, а в строгом соответствии с разработанной избирательным штабом партии или кандидата стратегией кампании. Так, "стратегия рывка" требует уплотнения информационной среды на ранних стадиях кампании, и ее задача обеспечить узнаваемость и повышение авторитета кандидата. "Стратегия быстрого финала", напротив, ориентируется на заключительную фазу кампании и фиксирует имидж кандидата в сознании избирателя непосредственно перед голосованием. Наконец, "крейсерская стратегия" характеризуется равномерно плотной информационной средой на протяжении всей кампании4.
В зависимости от уровня выборов (федеральные, региональные, местные), социально-демографических характеристик целевой аудитории, финансирования подбирается та или иная комбинация каналов коммуникации и определяется способ представления информации. Понятно, что особое внимание в
4 Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М., 1999. С. 231—232.
этом случае уделяется подготовке текстов, используемых в ходе избирательной кампании.
Для формирования общественного мнения используются приемы мощного речевого воздействия, в результате чего нередко имеет место насильственное навязывание заранее выработанных оценок, и избиратель часто оказывается не в состоянии использовать свое право на выработку политического решения. Именно в электоральной коммуникации особенно четко ощущается роль языка как инструмента внушения массовой аудитории определенной идеологии.
Таким образом, в случае электоральной коммуникации особенно ясно видно, что "тексты становятся частью окружающего человека предметного мира, органическим элементом его практического опыта, [...] основой преобразовательной практической деятельности социальных субъектов"5.
Хотя на первый взгляд может показаться, что в ходе электоральной коммуникации используется совокупность отдельных текстов (лозунги, плакаты, листовки, радио и телевизионные рекламные ролики, программное выступление кандидата, манифест/программа партии), по существу, мы имеем дело с единым рекламно-агитационным макротекстом, имеющим одного автора, единое содержание и единую форму. Это принципиально новый тип текста, который отличается от, например, таких традиционных для филологии текстов, как художественный, научный и даже медиа. Остановимся на этом подробнее.
Прежде всего следует подчеркнуть, что текст как коммуникативная единица представляет собой чрезвычайно сложное многомерное образование, проникновение в природу которого требует рассмотрения как его лингвистических особенностей, так и внелингвистических условий его порождения. Поэтому исследование текста любого типа предполагает: а) анализ конкретных условий его возникновения, в ходе которого решается проблема авторства и аудитории, определяются конкретное содержание, индивидуальный характер исполнения и т.п.; б) изучение условий вхождения в данную область культуры, его роль в данной области культуры, взаимоотношение данного текста с другими текстами, проявляющееся в содержании и языковой форме текстов; в) общие исторические закономерности понимания и истолкования текстов на фоне развития культуры,
5 Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984. С. 27.
прогресса в знаниях и речевом общении, технического прогресса в создании текстов6.
Следуя такому подходу к анализу текста, необходимо начать с проблемы авторства и аудитории электорального макротекста. В данном случае мы имеем дело с коллективным автором и не потому, что это группа индивидуальных создателей отдельных листовок, плакатов, рекламных роликов и т.д., а потому, что все тексты создает одна команда, которая в своей работе руководствуется результатами социологических исследований округа и ориентируется на определенную целевую аудиторию.
Сама технологичность создания отдельных компонентов макротекста требует, чтобы в их подготовке участвовали люди разных специальностей. Художники, фотографы, текстовики, редакторы, операторы и режиссеры выступают как единый творческий коллектив, в котором каждый выполняет свою работу, подчиняя ее одной задаче — максимальному увеличению воздействия на целевую аудиторию.
Что касается аудитории электорального макротекста, то она, хотя и безусловно массовая, имеет достаточно точные социально-демографические характеристики, которые выявляются еще на этапе подготовки избирательной кампании, поэтому ее можно квалифицировать как гомогенную. Так же, как и в случае с текстами массовой коммуникации, однако, получателем макротекста в форме составляющих его компонентов является отдельный человек или малая группа.
Интересы и предпочтения целевой аудитории диктуют содержание макротекста электоральной коммуникации, обозначенное общей темой, в основе которой лежит электоральная идея. Как правило, последняя довольно проста. "В отличие от творений в области потребительского рынка, шаг за шагом ведомых маркетингом и его многочисленными исследованиями, электоральная идея может быть создана лишь на основе чистого воображения. Нет ничего элементарнее, чем политическая мысль. Выбор ограничивается несколькими основными вариантами, всегда одними и теми же: бедные против богатых, прогресс против консерватизма, свобода против угнетения. Только полное изменение условий может вызвать сбой этого самоблокирующегося механизма: добро — зло"7.
6 Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996. С. 19.
7 Сегела Ж.Национальные особенности охоты за голосами. Восемь уроков для кандидата-победителя. М., 1999. С. 45.
Если электоральная идея есть выраженная универсальными категориями некая абстракция, достигающая высокого уровня обобщения, то центральная тема весьма конкретна, на-ример "партия N — партия дела", "кандидат N — борец против коррупции". В разных компонентах макротекста тема развивается в сюжетных линиях, т.е. во взаимосвязанных действиях, событиях, образах, раскрывающих разные аспекты темы8.
Несмотря на все жанровое многообразие своих составляющих, макротекст электоральной коммуникации не механическое, а скорее химическое соединение развернутых произведений речи. Общая идея кампании в целом становится очевидной лишь тогда, когда мы возьмем все составляющие макротекста в совокупности. Каждый элемент макротекста, притом что он "работает" на электоральную идею и развивает тему, добавляя либо сюжетную линию, либо какой-то эмоциональный нюанс, призван выполнять свою функцию.
Так, основная функция лозунга, самого короткого компонента макротекста, состоящего из одного-двух предложений, сводится к тому, чтобы закрепить в сознании избирателя основные цели партии/кандидата и побудить первого к соответствующему голосованию.
Задача плаката — создать положительный имидж кандидата и обеспечить его (кандидата) узнаваемость во время выборов. В случае избирательной кампании партии плакат, помимо создания положительного имиджа партии, нередко используется для того, чтобы зафиксировать в памяти избирателя символику партии (ее логотип, цветовую гамму) и таким образом помочь избирателю найти ее в бюллетене в день выборов.
Что касается листовок, то они довольно подробно рассказывают о кандидате/партии и сообщают избирателю основные положения его/ее программы. Листовки значительно расширяют представления избирателя о кандидате/партии и фиксируют в его сознании его/ее положительный имидж. Агитационные листовки призывают избирателя прийти на выборы и отдать свой голос за данного кандидата/партию.
Звучащим аналогом листовок являются радио и телевизионные рекламные ролики. Текст рекламных роликов часто мало чем отличается от агитационных листовок и обязательно содержит те же самые лозунги. Радио и особенно телевизионная реклама представляют собой один из самых мощных психологических способов воздействия на избирателя благодаря звучанию, а в случае телевизионной рекламы находяще-
8 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002. С. 349.
муся в движении визуальному образу, который обладает объемом и цветом. В результате использования рекламных роликов «удается не только сформировать позитивные установки на те или иные политические объекты, но и "загасить" негативные условные рефлексы, сформированные длительным личным опытом»9.
Листовка служит своеобразным мостиком еще к одному компоненту электорального макротекста — политической программе (манифесту), в которой подробно излагаются политические приоритеты кандидата/партии и его/ее действия после победы на выборах.
Это, несомненно, ядерный компонент всего электорального макротекста. Из программы/манифеста вычленяются основные положения, которые используются в листовках, плакатах и рекламных роликах. Они же ложатся в основу программной речи кандидата/лидера партии, с которой он выступает перед избирателями или доверенными лицами.
Публичное выступление кандидата/лидера партии играет громадную роль во всей кампании, потому что устная речь дает более полное представление о вербальном и невербальном имидже кандидата/лидера партии и позволяет более эффективно, чем печатные материалы, продвинуть его и закрепить в сознании избирателей. Опытный оратор может увлечь массы людей, воздействуя на их эмоции, и таким образом затушевать некоторые нечеткие или расплывчатые положения программы. С другой стороны, детализация отдельных положений, подчеркнутые интонационно примеры, статистика придают программе жизненность и убедительность.
В случае американской модели избирательной кампании в состав электорального макротекста включается и текст телевизионных дебатов. Хотя на первый взгляд может показаться, что этот компонент макротекста как бы создается непосредственно в момент телевизионной передачи, это впечатление ошибочно. Основная идея дебатов, которая должна быть внедрена в сознание избирателя, а также все аргументы про-думываются заранее и опираются на политическую программу партии/кандидата. Собственно языковая сторона выступления кандидата тщательно шлифуется, чтобы не было ни одного лишнего слова, могущего вызвать нежелательные последствия.
Сам кандидат готовится к этому выступлению с помощью опытных специалистов, которые помогают ему риторически эффективно реагировать на выпады противника. Основой ус-
9 Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Указ. соч. С. 36.
пеха является точный прогноз поведения политического оппонента. Для этого изучается его программа, что помогает предугадать возможные аргументы, которые следует нейтрализовать в ходе дебатов. Таким образом, телевизионные дебаты должны оказать (и нередко оказывают) решающее воздействие на мнение избирателей и подталкивают их к запланированным командой кандидата действиям.
Следует подчеркнуть, что в плане подготовки это наиболее сложный компонент электорального макротекста, и на результаты в данном случае могут повлиять факторы разного рода, не обязательно связанные с собственно текстовыми характеристиками. В качестве примера можно привести классический случай первых телевизионных дебатов в США между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном, когда такая деталь, как необходимый для телевизионной передачи грим участника (Кеннеди загримировали перед съемкой, а Никсон отказался от грима, потому что накануне Кеннеди сказал, что он гримироваться не будет, о чем Никсон знал, но потом Кеннеди поменял свое решение), сыграла огромную роль. Под ярким светом прожекторов в студии сидел красный и потный, а следовательно, в сознании зрителей неуверенный в себя, волнующийся Никсон и прекрасно выглядевший Кеннеди, который и выиграл эти дебаты.
Структурно макротекст может быть сравнен с матрешкой: самый маленький и элементарный текст-лозунг задает общий тон всей кампании и становится частью текста плаката, который, усиливая информационный заряд кампании, вводит основные характеристики имиджа кандидата/партии. Текст плаката поглощается текстом листовки/рекламного ролика, ярко и выразительно, рассказывающем о кандидате/партии и сообщающем главные тезисы его/ее программы. В свою очередь через тезисы текст листовки/рекламного ролика уже включается в программу/манифест, наиболее информативный текст, который тем не менее роднит с плакатом, листовкой, рекламным роликом агитационная направленность. Наконец, программное выступление кандидата/лидера партии, в некоторых случаях усиленное телевизионными дебатами, естественно опирается на главный компонент макротекста — программу/манифест.
Таким образом, все компоненты электорального макротекста тесно связаны и как бы "перетекают" друг в друга. Одни и те же ключевые слова, используемые во всех его компонентах, выступают как скрепы, обеспечивая ему содержательное единство.
Анализ содержания и структуры убеждает в том, что макротекст электоральной коммуникации обладает и функциональным единством. Функционально электоральный макротекст призван содействовать достижению стратегических целей избирательной кампании. Такими целями являются: "обеспечение узнаваемости имени кандидата (идентификация имени), позиционирование, создание имиджа кандидата, сравнение его с политическими противниками и формирование контраста с ними, постановка, обсуждение и указание путей решения проблем, критика соперников, контрмеры на их критику, убеждение избирателей отдать голос кандидату, обеспечение явки избирателей на выборы"10.
Первичной функцией макротекста является персуазивная, то есть сознательное использование вербальных и невербальных составляющих текста для оказания речевого воздействия на реципиента с целью убеждения последнего в чем-либо и изменения его поведения. К вторичным функциям можно отнести информирующую (сообщение об основных положениях программы партии/кандидата) и идентифицирующую (позиционирование партии/кандидата в определенном ключе, подчеркивание ее/его отличие от конкурентов). В случае манифеста/ программы следует также отметить "правоустанавливающую функцию или функцию легитимизации, указывающую на легальное право партии на существование в соответствии с нормативными документами"11.
Говоря об особых условиях вхождения электорального макротекста в культуру современного общества, необходимо отметить два момента. Во-первых, следует подчеркнуть, что он возник сравнительно недавно и вызван к жизни развитием демократических политических систем в мире.
Хотя по отдельности лозунги-призывы, листовки, плакаты, речи политических лидеров существуют с незапамятных времен и получили широкое распространение в некоторых сферах коммуникации (например, трудно переоценить значение листовки во время революции или военных действий), электоральный макротекст, в состав которого входят все перечисленные компоненты, начал формироваться только в девятнадцатом веке.
10 Кудинов О.П.Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград, 2000. С. 300.
11 Логинова И.Ю. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. С. 10.
Именно в этот период использование специальных текстов, воздействующих на широкую общественность в нужном для политика плане, было предпринято в США — стране с уже укрепившимся демократическим строем, где уже к тому времени более ста лет каждые четыре года в острой политической борьбе проходила президентская избирательная кампания. С 1896 г. кандидаты в президенты США прибегают к планомерному использованию лозунгов, рекламных плакатов, эмблем, памфлетов и пресс-релизов с целью воздействия на общество.
В ХХ в. с появлением радио, телевидения, а позже Интернета форма и структура макротекста усложнились, поскольку появились новые каналы коммуникации и изменились фактурные свойства речи. Следовательно, вторым моментом, на который следует указать, отмечая типологические черты электорального макротекста, является его мультимодусность, т.е. использование как вербальных, так и невербальных способов передачи информации, которые в рамках текста представляют органичное соединение, выполняющее определенные информационно-коммуникационные функции12.
Мультимодусность электорального макротекста четко отделяет его от других видов текста. В этой связи следует отметить, что, конечно, невербальные средства коммуникации всегда были важным компонентом текстов разных функциональных стилей и жанров. Так, например, достаточно вспомнить орнаменты, украшавшие первую букву новой главы в летописях; рисунки, служившие фоном для заглавной буквы в словарях, которые частично иллюстрировали слова, начинающиеся с этой буквы; иллюстрации художественных произведений, подготовленные талантливыми художниками; научные тексты, содержащие большое число графиков, формул и диаграмм. Огромную роль средства невербальной коммуникации — карикатуры, фотографии, шрифт, цвет — играют в ме-диатекстах. Но во всех перечисленных разновидностях текстов невербальный компонент подчинен вербальному и выполняет вспомогательную декоративную функцию или функцию иллюстрации излагаемых положений. В текстах электоральной коммуникации мультимодусность является обязательным и, нередко, главным параметром текста, поскольку может оказать на избирателя мощное воздействие.
12 См. в этой связи материалы Зальцбургского симпозиума по вопросам мультимодусности текста: Multi-modal Discourse. Abstracts. Paris-London—Uni-versitat Salzburg Institut fur Anglistik und Amerikanistik. Saltzburg, 2002.
Понятно, что в силу своих технических возможностей разные каналы коммуникации имеют разную степень воздействия на человека. Так, телевидение, которое одновременно использует звук, цвет, движущуюся картинку и таким образом придает достоверность событию и создает эффект соучастия, оказывает наибольшее воздействие на получателя информации. Музыка, создающая настроение, звуковые эффекты, тембр голоса диктора/кандидата, модуляции его интонации создают своеобразный ритм, который в случае продуманного решения звукового ряда в целом способствует положительной реакции на содержание текста и его запоминанию.
Следует подчеркнуть, что музыка влияет непосредственно на эмоциональную сферу и на подсознание, легко преодолевая барьеры восприятия. Интересен в этом отношении пример использования симфоний Вагнера как сопровождения при передаче политической информации в фашистской Германии, что было сделано по прямому распоряжению Геббельса13. Классическая музыка, особый стиль Вагнера придавали весомость и значимость информации, настраивали слушателя на героический лад.
Что касается последних примеров, то можно напомнить о музыке, использованной в ходе избирательной кампании лейбористов в Великобритании в 2001 г. Официальной мелодией кампании стала песня группы Lighthouse Family "Lifted". Мелодия этой песни и грамотно построенная аранжировка, а также удачно подобранные части текста припева, которые накладывались на видеоряд и не заглушались голосом диктора, усиливали чувство умиротворенности и единства, способствуя убеждению избирателей в том, что в их стране все идет в верном направлении.
Зрительный ряд на телеэкране не менее важен, чем музыкальное сопровождение текста. Его необычность, яркость, цветовые контрасты привлекают внимание получателя информации и создают "визуальный ритм", который выполняет те же функции, что и звукоряд.
Напечатанный текст имеет меньше возможностей, но и здесь использование цвета, дизайна, фотографий, карикатур и рисунков в сочетании с вербальным компонентом во много раз усиливает эффективность коммуникации.
Обыгрывание мультимодусности позволяет включить в процесс коммуникации разные каналы восприятия сообщения — слуховой и визуальный и апеллировать не только к разуму че-
13 Driencourt J. La Propagande. Vendome, 1976. С. 206.
ловека, но и его чувству прекрасного, а также воздействовать на его подсознание. Хорошо известно, например, что одним их приемов негативной политической рекламы "является создание визуального образа противника, перегруженного деталями и непоследовательного, что заставляет сильно раздражаться людей при его прочтении"14.
Таким образом, использование в печатных текстах цвета, фотографий, рисунков, графических элементов, разнообразия шрифтов, а в текстах радио и телевизионных роликов музыки делают электоральный макротекст ярким и выразительным.
При этом его единство поддерживается общим невербальным компонентом. Что касается оформления плакатов и листовок, то в случае избирательной кампании кандидата ключевым элементом невербального компонента является его фотография и единая цветовая гамма. Для партии — это ее логотип и особая цветовая гамма, используемая в листовках, плакатах и рекламных роликах, плюс единое музыкальное сопровождение, используемое в радио и телевизионных рекламных роликах.
Заметим в этой связи, что разработка символики партии имеет большое значение, так как правильно выбранные цвета и логотип могут не только легко фиксироваться в памяти избирателя, но и влиять на его подсознание и таким образом вызывать у него определенные положительные эмоции. Допущенные психологические ошибки в этом случае могут стоить партии очень дорого.
Так, например, удачной является эмблема партии "Яблоко" (символическое изображение яблока — круг красного цвета с зеленым острым треугольником-черенком), которая отличается образностью, четко ассоциируется с названием партии, легко запоминается, вызывает положительные ассоциации и имеет глубокие культурно-исторические корни15.
То же можно сказать и про эмблему партии лейбористов — алую розу. Эта эмблема связана с историей Великобритании и с объединением всех северных графств под властью Алой Розы. Спустя века этот символ нашел свое применение в качестве эмблемы "народной" партии и должен был обозначать равенство и единство людей Великобритании (вне зависимости от сословий, вероисповедания или региона).
Эмблему Союза правых сил, напротив, следует признать неудачной. Это "стилизованный вариант написания названия,
14 Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Указ. соч. С. 106.
15 Зазыкина Е.В. Политические символы. М., 2003. С. 58.
композиционно труднотрактуемый. На фоне разорванной или незаконченной синей окружности написано "союз", ниже в синем прямоугольнике синим же шрифтом — "правых", далее на красном фоне в меньшем по размеру прямоугольнике — "сил". Эмблема несимметричная и неуравновешенна. Форма не транслирует однозначно трактуемые образы". Особенно настораживает вербальный компонент: буквы "Эс-Пэ" с устойчивой ассоциацией с понятием "совместным предприятием" — СП, которое многие связывают с грабительской приватизацией, что тянет цепочку к Чубайсу, входящему в руководство партии и не добавляет ей популярности, и "Эс-Эс", имеющее еще более негативные коннотации16.
Как следует из всего сказанного выше, содержание, языковая форма и выполняемые им функции ставят электоральный макротекст в особое положение по отношению к другим текстам, и еще много предстоит сделать, чтобы определить его типологические характеристики и место в составе политического дискурса.
16 Зазыкина Е.В. Указ. соч. С. 49.