Научная статья на тему 'Элективный курс по паразитологии как метод санитарно-гигиенического воспитания школьников'

Элективный курс по паразитологии как метод санитарно-гигиенического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элективный курс по паразитологии как метод санитарно-гигиенического воспитания школьников»

2012, Т. 2, № 1-2

Новые и возвращающиеся паразитозы

вает явную тенденцию к росту данной инвазии с 0,02 на 100 тыс. населения в 1988 г. до 0,69 на 100 тыс. населения в 2010 г. Как правило, каждый случай эхино-коккоза (альвеококкоза) представляет трудность для диагностики или выявляется как «находка».

Мы представляем анализ случая паразитарного поражения головного мозга. Так, к нам за медицинской помощью обратился мужчина 52 лет. Заболел остро, 13.06 на фоне полного здоровья появились выраженные головные боли, тошнота, рвота, развился генерализованный судорожный приступ. Больной был госпитализирован с диагнозом: базальное суба-рахноидальное кровоизлияние не уточненного гене-за, окклюзионная гидроцефалия. Проведенная консервативная терапия купировала судороги, исчезла головная боль. Однако, 20.08 состояние больного резко ухудшилось, усилилась головная боль, появилась рвота, расстройство сознания. Состояние оценивали как тяжелое, оглушение II—III степени, снижение критики, дезориентация. В неврологическом статусе — ограничение движения глазных яблок во всех отведениях, больше влево, парез взора вверх, горизонтальный нистагм в обе стороны, снижение глоточного рефлекса, при этом лицо оставалось симметричным, зрачки S = D, мышечный тонус обычный, силовых парезов не определяли, сухожильные рефлексы D > S оживлены, патологичные стопные знаки намечены, симптом Кернига < 150°, ригидность мышц затылка на 1,0 см; на глазном дне определили легкий отек дисков зрительных нервов, выраженный артериальный спазм, умеренно выраженную инъекцию сетчатки больше слева. МРТ головного мозга дала картину внутренней окклюзионной гидроцефалии, образование дна IV желудочка, снижение кровотока по са-краниальному сегменту правой ПА. Оперативное вмешательство проведено 01.09: трепанация ЗЧЯ, удаление объемного образования с элементами некроза тканей дна IV желудочка. При гистологическом исследовании фрагментов некротизированной ткани определили структуры, характерные для паразитарной кисты. Послеоперационный период протекал гладко, больной выписан под наблюдение невролога с психоастеническим синдромом и рекомендаций динамики МРТ головного мозга.

Представленный случай показал, что длительное поражение головного мозга, даже жизненно важных структур, может протекать бессимптомно и только при распаде паразитарных кист и инфильтрации их дает яркий симптомокомплекс, требующий срочного оперативного лечения.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПАРАЗИТОЛОГИИ КАК МЕТОД САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Н.Ю. Куприянова, Т.М. Тимошенко

ГБОУ ВПО «Иркутский медицинский государственный университет», МОУ «Центр образования № 47», г. Иркутск

Санитарно-гигиеническое воспитание необходимо проводить во время школьного обучения постоянно, в течение всей учебы. Для выявления санитарно-гигиенических навыков у школьников, нами было проведено анкетирование учащихся старших классов МОУ «Центр образования № 47» г. Иркутска. Результаты оценивались по уровню гигиенических навыков и информированности детей о возможности заражения паразитами. Оказалось,

что 82% детей имеют хорошие гигиенические навыки, но уровень информированности о гельминтозах крайне низкий. Всего 24% детей смогли ответить о возможности заражения паразитами и методах профилактики гельминтозов.

Для повышения уровня санитарно-гигиенических знаний, с учетом полученных результатов по анкетированию, нами был разработан и внедрен элективный курс для учащихся 7—8 класса «Здоровый образ жизни: профилактика паразитарных заболеваний», в котором изучается влияние гельминтов на здоровье человека. Данный элективный курс, в рамках учебно-воспитательного процесса, направлен на воспитание правильного отношения к собственному здоровью с целью снижения заболеваемости школьников гель-минтозами. Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. В этой связи, при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий. Цель курса заключается в расширении знаний школьников в области биологии низших червей. Задачами курса является получение знаний о биологических циклах развития паразитов, умение различать гельминтов по определенным признакам (классифицировать); развитие творческих способностей при выполнении учебно-исследовательских проектов, выработка устойчивых навыков работе с лабораторным оборудованием, формирование навыков публичного выступления; санитарно-гигиеническое воспитание школьников. Наиболее соответствует поставленным целям проектная деятельность. В качестве примера проектной деятельности предложена работа по дифиллоботриозу, так как эта инвазия актуальна в Байкальском регионе. Проектная деятельность учащихся положительно влияет на мотивацию учения, обеспечивает высокий уровень самостоятельности, создает благоприятные условия для общения и взаимодействия участников проекта.

СЛУЧАЙ ПОДКОЖНОГО ДИРОФИЛЯРИОЗА У БОЛЬНОЙ, ПОСТУПИВШЕЙ В ХИРУРГИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

А.В. Ласкин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Случаи дирофиляриоза, прежде считавшиеся характерными только для южных регионов России, отмечаются в более северных регионах. Так, пациентка 48 лет, жительница Санкт-Петербурга, в конце июня 2011 г. была доставлена машиной скорой помощи в хирургическую клинику Военно-медицинской академии с жалобами на наличие опухолевидного образования в верхне-наружном квадранте левой молочной железы, постоянную боль умеренной интенсивности ноющего характера, отечность и гиперемию в этой области, повышение температуры тела до 37,8°С, в связи с чем было невозможно заниматься трудовой деятельностью. Больной себя считала в течение недели, когда стали беспокоить вышеперечисленные жалобы. В связи с наличием опухолевидного образования левой молочной железы за два дня до госпитализации обратилась за помощью к хирургу поликлиники по месту жительства. При выполнении аспирационной биопсии было получено 0,2 мл гноя, установлен диагноз «Острый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.