Научная статья на тему 'Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования'

Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко И. В., Лагашина Н. И.

В статье рассматривается специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко И. В., Лагашина Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective courses of computer science as means to form professional self-determination of senior class pupil in conditions of information of education

Specificity of elective computer science courses and their importance for formation of professional self-determination of senior pupils in conditions of information of society and education is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Левченко, Н.И. Лагашина

Кафедра информатики и прикладной математики Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье рассматривается специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений указано создание системы профильного обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы. Главной целью профильного обучения является получение учащимися общедоступного и полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Для того чтобы старшеклассники могли выбрать индивидуальные образовательные программы, которые позволят удовлетворить их интересы и потребности, раскрыть их склонности и способности, учесть образовательные и профессиональные запросы общества, на старшей ступени общеобразовательной школы вводятся элективные курсы. Введение таких курсов по информатике предоставляет большие возможности для профессионального самоопределения старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.

Отличительной чертой современного этапа развития общества является смещение доминирующего вида деятельности человека в область информационных процессов и технологий. Анализ содержания и прогноз развития деятельности людей различных профессий позволяет сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников общеобразовательной школы к продолжению образования, к жизни и труду в информационном обществе, заставляет уделять особое внимание практической деятельности человека, связанной с использованием информационных технологий в различных областях.

Элективные курсы по информатике на старшей ступени общего образования занимают особое место, поскольку информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Отсюда и возможная ориентация элективных курсов по информатике на практическую деятельность в различных сферах с использованием информационных технологий.

Дидактический потенциал информационных технологий дает возможность учащимся в интерактивном режиме самостоятельно извлекать информацию об интересующих их вопросах, способствуют интеллектуальному развитию школьника, позволяет учителю обеспечить гибкость управления учебным процессом, расширяет возможность предъявления учебной информации. Активное использование средств интернет-технологий позволяет учащимся осваивать различные способы анализа информации и конструирования сообщения, способы совместной деятельности, навыки решения проблем. Обращение к внешкольным источникам информации дает возможность учащимся развивать критическое мышление, социально адаптироваться к жизни и деятельности в информационном обществе.

Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, а также значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике представляют собой естественную сферу дифференциации содержания обучения в условиях информатизации образования.

Можно выделить ряд факторов [1], которые определяют специфику элективных курсов по информатике, их особое значение при обучении старшеклассников и их возможности для профильного обучения:

— интенсивный характер предметных связей информатики с другими учебными дисциплинами;

— широкое использование понятийного аппарата, методов и средств предметной области «информатика» при изучении практически всех предметов;

— значение информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы;

— возможность приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

— исключительная роль изучения информатики для формирования системно-информационной картины мира;

— интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека;

— возможность связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Элективные курсы по информатике могут обеспечить функциональную грамотность старшеклассников, их социальную адаптацию и социальную мобильность за счет активного использования современных информационных технологий, методов и средств информатики в тех областях, которые интересуют учащихся. Учет интересов и склонностей учащихся позволит формировать и развивать интерес к продолжению образования и получению современной профессии, направить процесс обучения на профессиональное самоопределение личности.

Профессиональное самоопределение является ключевой проблемой жизненного самоопределения старшеклассника. Элективные курсы по информатике для различных профилей позволяют учащемуся представить себя субъектом будущей профессиональной деятельности, актуализировать его самосознание, самооценку,

саморазвитие, что обеспечит основу стимулирования профессионально важных качеств личности.

По мере достижения старшего школьного возраста возникает достаточная стабилизация интересов, осознание собственного творческого потенциала, общих и специфических особенностей развития личности, стремление к активному самоопределению, поиску своего места в жизни и профессиональной деятельности, появляется стремление к объективной оценке своих познавательных и личностных возможностей, сознательному саморегулированию своего поведения и поступков.

Формирование профессионального самоопределения старших школьников осуществляется на основе внутренней активности их личности через внутрилич-ностные факторы мотивации обучающихся, направленные на природные потребности к саморазвитию, стремление к самовыражению и самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Для этого необходимо использовать такие формы обучения, которые будут способствовать процессу превращения познавательных потребностей старших школьников в мотивы их будущей профессиональной деятельности, то есть такие формы, которые помогают старшеклассникам не только приобрести профессионально необходимые знания и умения, но и осознать себя субъектами будущей профессиональной деятельности. Для достижения этих целей, во-первых, необходимо обращение к активным образовательным технологиям, которые предполагают систематическое использование информационных технологий, в том числе и интернет-технологий. Наиболее продуктивными видами деятельности в рамках элективных курсов по информатике являются проектная деятельность, исследовательская деятельность, творческая работа деловые игры с использованием компьютерной техники. Во-вторых, необходимо правильно отобрать содержание элективного курса по информатике с учетом склонностей, запросов и интересов учащихся для их профессионального самоопределения.

Элективные курсы по информатике выполняют следующие основные задачи:

— развитие содержания профильного уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить углубленный уровень изучения информатики;

— развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить повышенный уровень изучения этого предмета с целью подготовки учащихся для сдачи ЕГЭ по информатике;

— развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;

— удовлетворение познавательных интересов обучающихся в информационно-технологической деятельности человека.

В соответствии с перечисленными задачами можно выделить по назначению четыре типа элективных курсов по информатике и к каждому из них отнести определенные курсы, представленные программами [2].

1. Элективные курсы углубленного уровня подготовки («Сетевые технологии», «Информационные основы управления», «Исследование информационных

моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц», «Технология создания сайтов», «Программирование web-страниц на JavaScript», «Программирование работы вычислительных устройств», «Технология программирования программных средств», «Использование компьютера в системах контроля и автоматического управления», «Создание интерактивной анимацией средствами Macromedia Flash»).

2. Элективные курсы повышенного уровня подготовки («Подготовка к сдаче ЕГЭ»).

3. Элективные курсы межпредметного характера («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика», «Компьютерный дизайн», «Компьютерное моделирование», Информационные системы и модели», Обработка текстовой информации на компьютере», «Создание занимательных материалов на компьютере», «Оформление материалов школьных естественно-математических дисциплин на компьютере»).

4. Элективные курсы надпредметного характера («Музыкальный компьютер», «Дизайн в полиграфии», «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами», «Компьютерное делопроизводство», «Интернет-маркетинг», «Основы компьютерной лингводидактики»).

Первый тип элективных курсов направлен на расширение возможностей базового курса с целью удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников, на преодоление несовпадения между предметными областями науки информатики и содержанием учебной дисциплины в школе с целью отражения научного знания и способов деятельности человека, адекватных современному пониманию. Поскольку содержание предмета на профильном уровне включает его содержание на базовом уровне, в элективных курсах второго типа отражаются тематические модули курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне с учетом знаний и умений учащихся, сформированных при изучении курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. В отличие от элективных курсов первого и второго типа, имеющих фундаментальную направленность, элективные курсы третьего и четвертого типа отражают в большей степени прикладной аспект предметной области «Информатика».

Отметим, что при составлении индивидуального учебного плана для каждого конкретного профиля необходимо определить перечень элективных курсов по каждому предмету. Так, для профилей, например, социально-экономического, индустриально-технологического, где предмет «Информатика и ИКТ» изучается на базовом уровне, целесообразно предложить перечень элективных курсов первого, третьего и четвертого типа. Если же для профилей, например, физико-математического, информационно-технологического, предмет «Информатика и ИКТ» включен в перечень профильных дисциплин, то перечень элективных курсов может быть представлен тремя типами: вторым, третьим и четвертым. Если предмет «Информатика и ИКТ» не изучается ни на базовом, ни на профильном уровне, то для учащихся химико-биологического, оборонноспортивного, социально-гуманитарного, филологического профилей можно предложить перечень элективных курсов, которые будут соответствовать третьему и четвертому типу.

Организация элективных занятий по информатике является важным условием для реализации дифференцированного подхода в условиях профильного обучения, когда важно формирование профессионально значимых личностных качеств и начальных профессиональных умений, их применение на практике, эффективное использование информационных технологий в определенной профессиональной области.

Активное использование информационных технологий в процессе обучения учащихся в рамках элективных курсов по информатике позволяет успешно реализовать на практике индивидуализацию обучения, дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы. Элективные курсы по информатике, являясь средством профессионального самоопределения старшеклассников, дают возможность овладеть учащимся на современном уровне соответствующими знаниями и умениями в тех областях, которые их интересуют, более полно учитывать интересы и склонности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». — М.: Вита-Пресс, 2004. — С. 5—14.

[2] Сборник программ элективных курсов по информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». — 2005. — № 5. — М.: Образование и Информатика, 2005.

ELECTIVE COURSES OF COMPUTER SCIENCE AS MEANS TO FORM PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR CLASS PUPILS IN CONDITIONS OF INFORMATION OF EDUCATION

I.V. Levchenko, N.I. Lagashina

Moscow City Pedagogical University

2nd Selskohozaystvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

Specificity of elective computer science courses and their importance for formation of professional self-determination of senior pupils in conditions of information of society and education is considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.