Научная статья на тему 'Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании'

Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTIVE / ELECTIVE COURSE / ELECTIVITY / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Юлия Вячеславовна

Рассматривается роль элективных курсов в системе общего и высшего профессионального образования, определены основные виды и возможности элективных курсов, а также рассматриваются ключевые проблемы в их преподавании. Обоснована тематика элективных курсов, учитывающая потребности рынка труда в образовании, в контексте компетентностного подхода. Автор акцентирует внимание на том, что определяющим методом в организации элективных курсов является метод проектов, который дает особенно большие возможности для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетентностей студентов высшего образования. Приведены результаты исследования оценивания студентами значимости элективных курсов для их личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионова Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES AS A WAY OF IMPLEMENTING COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

The role of elective courses in the system of general and higher professional education is discussed. The main types and possibilities of elective courses are dened. Key problems of teaching these courses are also discussed. Themes of elective courses are proved to account for the labor market demands in education within the context of competence approach. The focus is on the dominating role of the project method in elective course organization as it provides vast possibilities to form general cultural, general professional and professional competences of higher school students. Research results of students evaluation of the importance of elective courses for their personal and professional development are presented

Текст научной работы на тему «Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании»

УДК 378.147 ББК 74.480.27

DOI 10.7442/2071-9620-2015-2-51-64

Yu.V. lonova

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

ELECTIVE COURSES AS A WAY OF IMPLEMENTING COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

The role of elective courses in the system of general and higher professional education is discussed. The main types and possibilities of elective courses are defined. Key problems of teaching these courses are also discussed. Themes of elective courses are proved to account for the labor market demands in education within the context of competence approach. The focus is on the dominating role of the project method in elective course organization as it provides vast possibilities to form general cultural, general professional and professional competences of higher school students. Research results of students evaluation of the importance of elective courses for their personal and professional development are presented.

Keywords: elective, elective course, electivity, competence, professional education, professional development, personality development.

Ю.В. Ионова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ного образования, определены основные виды и возможности элективных курсов, а также рассматриваются ключевые проблемы в их преподавании. Обоснована тематика элективных курсов, учитывающая потребности рынка труда в образовании, в контексте компе-

го о

тз ф

о го о

го ф

о

Рассматривается роль элективных курсов в системе общего и высшего профессиональ- о

тентностного подхода. Автор акцентирует внимание на том, что определяющим методом Е

в организации элективных курсов является метод проектов, который дает особенно большие возможности для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетентностей студентов высшего образования. Приведены результаты исследования оценивания студентами значимости элективных курсов для их личностного и « профессионального развития.

Ключевые слова:электив, элективный курс, элективность, компетентность, профессиональное образование, профессиональное развитие, личностное развитие.

о ULI

го

>

о

с

>

>-

Under contemporary social and economic conditions of the Russian society development the task of a quality student training for innovation economy is becoming a top priority. The concept of a long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 sets maintaining of an innovative nature of education as one of priority tasks and creation of conditions for development of a competitive personality within the competence approach ensuring the "interconnection between academic knowledge and practical skills" as well [10].

At the current stage, it is becoming important to develop a set of competences for future specialists during their study. Hence, competences and competencies are regarded as main units of professional education content renewal. Under these conditions, the problem of the professional education contents is getting particularly relevant.

Possibilities of elective disciplines (courses) in the higher professional education system are studied by many authors, namely, by K.A. Aitkozhin [1], E.V. Balakireva [2], S.N. Lebedeva [9], A.F. Sukhoteplova [11], VYu. Sharonina [12] and others As elective courses are mandatory in the system of general (specialized) education, the issue of use of such courses within the higher education system is still pending. Let us identify the main inconsistency existing on the issue: a clear need to use elective disciplines as a possibility for personal and professional development and insufficient development of ways and means for working out of elective disciplines' contents in psychological and pedagogical and methodical studies.

We think that the modern professional education system can ensure a symbiosis of labor market demands, student interests and university opportunities in accordance with scientific and practical achievements providing that:

1) elective courses will be developed basing upon the competence approach which allows guaranteeing a high quality training for future specialists;

2) when choosing elective disciplines, students take into account labor market needs and their own opportunities for self-fulfillment;

3) an elective course content will provide the solution for a specific educational task (information, personal, applied);

4) corresponding study technology will be allocated for every elective course.

Let us analyze the content of the notion itself. An elective (Lat. electus) - means being chosen, picked up, selective [3]. Selectivity is understood as a principle of building of an active educational process. It means providing students with a maximum possible independence in choosing of educational paths - elective courses giving a basis for acquisition of a unique set of knowledge or even several related professions that correspond to individual aptitudes of students, the specific nature of their future professional activity that they plan or simply to their cognitive interests [12].

Taking the aforementioned into account, we can distinguish peculiarities of elective disciplines:

1) independence in choosing the topic;

2) unique set of knowledge;

3) acquisition of related specialities;

4) taking into account individual aptitudes;

5) taking into account a specific nature of a profession;

6) cognitive interests of students.

Thus, elective disciplines are connected both with professional and personal development. Moreover, the choice of such courses itself is a rather significant component as it enhances the level of student self-control and self-motivation and his/her awareness in terms of further education. Elective disciplines help to understand whether the profession was chosen correctly, to acquire additional general professional and specialized knowledge.

We think that one should not doubt the reasonability of use of elective courses in higher professional education. Mostly, elective disciplines play an important part in the system of a specialized education at the senior school stage. Unlike optional courses

existing in today's schools, elective disciplines are mandatory for school undergraduates. In compliance with the "Concept of Specialized Education at the Senior Stage of General Education" approved by the Ministry of Science of Russia [8] the differentiation of curriculum contents in senior forms is performed on the

basis of different combinations of three types of courses basic, specialized, elective. Each of these course types contributes into resolving of tasks set for specialized training. Let's turn our attention towards a circle of priority tasks for courses of each type given in the Table 1 below.

Table 1. Tasks of different types of courses in general education

Types of courses Purpose Tasks Control

Basic general education disciplines For all pupils Accomplishment of general education training of pupils Not necessary, if possible, in a creative way: presentations, declaration of reports, projects presentation, etc, public speaking

Specialized disciplines Profound study of certain subjects Preparation of school undergraduates to further professional education Mandatory in the form of an examination, pass test, interview, test control work, etc.

Elective disciplines Satisfaction of individual education interests, needs and aptitudes The most important instrument for shaping of individual education programs Mandatory, if possible, in the following forms: project presentation, creative development, etc.

ro о

T3

ф

о го о ü ü го ф о

ф ü

E о о

ф

E ®

E

4—

о >1 го

го

го

(Л ф

о

о ф

>

о LU

Therefore, an elective discipline in the system of basic general education falls within a mandatory group but its nature doesn't change - choice of the topic of the discipline corresponding to individual educational interests.

As far as today we speak about the education process succession, "lifelong" education, then university training becomes a continuation of basic general education with a profound study, a re-focusing on a professional specialized training. That's why elective courses as an option of the specialized education are becoming quite relevant in the university.

Therefore, elective disciplines represent a sort of a great "compensation" for rather

limited opportunities of basic and specialized courses in terms of satisfaction of various educational needs of school undergraduates [4] and future students.

Main tasks of elective disciplines: providing a student with an opportunity to realize personal interests in the chosen educational area;

creation of conditions for development of professional interests; improvement of personal socialization; shaping of student skills and competences to resolve practical important tasks; keeping motivated for acquiring of a chosen speciality;

development of an interdisciplinary activity aimed at satisfaction of cognitive

1)

2)

3)

4)

5)

6)

interests in different areas of a human

activity.

Students have a choice of specific elective disciplines. Depending on their aims and contents, disciplines are included into the common educational process. The process of course selection with the account of its content focus causes certain difficulties for all educational process participants. According to A.G. Kasprzhak, general requirements to picking up of elective course contents are the following: "A course must be organized in such way that can enable a full use of active class organization forms, information and project work forms ... -Selecting the contests, a teacher (the author of a program or a manual) shall answer the following questions: "Why shall a student (pupil) choose this particular discipline instead of the other one? Why this discipline will be useful and interesting for him/her?" -Elective disciplines shall contribute to creation of a positive motivation [5].

Such approaches are perfectly suitable for keeping students motivated in acquiring a profession in the HEI. The general requirement remains the same - this is a requirement to the content of elective courses: it should not duplicate the content of mandatory disciplines. As the course program contains a range of completed modules, it gives a student an opportunity to choose lectures from the other course next semester. As A.G.Kasprzhak notes, " it is necessary to underline one more time that the program of the elective course shouldn't be dogmatic, it shall be more flexible and free than the programs of mandatory disciplines" [6].

Drawing a parallel with a purpose of elective disciplines in the general education system, we can apply the principles of its organization for elective courses in a HEI. Hence, experimental elective courses at the first year of study assume practical introduction into some speciality and enable a student to get an answer to the main question: do I want and can I do this activity? They serve "to create conditions for enabling a student "to assert oneself in the choice of further education major connected with a certain type of the professional activity, or give a chance to give up this course" [6] . The author believes that such courses create a "place for trial and error" in terms of studies. The task of such trial courses is to see the whole variety of activity kinds connected with the activity chosen by a student.

Apart from courses aimed at the professional competence development there are also general cultural courses which, in their turn, help to satisfy a natural cognitive need of every student. These courses shall contribute to the extension of outlook and to shaping of a comprehensive worldview.

The students can be offered advanced courses for more profound study of a major course. Therefore, elective courses in a HEI have a good opportunity to find its application among the students of all specialties. To assess the opinion of the students on the necessity and importance of elective courses during their studies, the Russian - British Institute of Management carried out a questionnaire survey for the students of the 2nd year of study. The answers to the questions on student motivation distributed as follows (Table 2).

Table 2. Student motivation while choosing an elective course

Motivating factor Student choice (%)

personal interest 50

teacher, interaction 25

contribution into future 20

other 5

Thus, when students choose an elective connected with their personal interests and discipline, they prefer to choose one that is development (50% of answers), secondly,

a personality of a teacher, course tutor, The satisfaction level for elective classes

is important (25% of answers), and 20% is quite high according to student answers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

students choose elective courses connected (Table 3). with their future professional activity.

Table 3. Factors influencing on the elective course assessment

Significant factors Student choice (%)

cognitive interest 73

new information in a non-standard form 10

teacher's charm 5

other 12

In particular, 73% of students note a cognitive nature of elective courses.

10% of students found new information to be new and presented in an unusual form, while personal teacher's charm became a motivation for 5% of students.

Remarkably, students assessed rather high the teacher participating in the elective course, his/her ability to be flexible and to response to the audience needs, the ability to hear and to listen (Table 4).

Table 4. Flexibility of teachers

Assessed factor Student choice (%)

ability to identify student needs and to adjust the course 78

ability to deliver the course in a proper but a standard way 22

For instance, virtually 80% of teachers according to student opinion are able of getting students interested in the proposed elective courses, open for making changes in the course on the spot and motivated by the result.

The analysis of answers on the questions concerning the continuity of elective courses showed positive results which again confirms that students make a conscious decision when choose and participate in elective courses (Table 5).

Table 5. The number of elective courses during the study period

Number of necessary courses Student choice (%)

during the whole period of study 36

as much as possible 26

depends on the course 21

three years 17

CO о

T3 <D

О ГО О ü ü ГО <D О

Ф ü

E о о

ф

E ®

E

ч—

О

го

■>

го <л го

<л ф

ф >

о ULI

According to student assessment, the benefit of the elective course is surely

immense but every student defines its benefit according to one's own value scale (Table 6).

Table 6. Benefit of elective courses

Assessed factor Student choice (%)

self-development 35

new information 25

variety of classes form 25

interaction with new people 15

Therefore, all the assessed factors were quite appreciated: each student finds something that has a priority for him/her. The great advantage is that lots of courses are intended for students of different specialties and study years but there is virtually no difference in terms of new information acquisition. In other words, students motivate themselves to achieve team and personal results. It is also remarkable that a small part of students try to participate in 2 elective courses simultaneously, both for their professional and personal development.

Table 7. Pattern for develop

Basing upon the presented part of the questionnaire results, we can draw a conclusion that elective courses gain an active student support in the Russian-British Institute of Management while the teachers has an opportunity to work with a highly motivated audience and use non-standard or active forms of study as well as to realize their professional and personal interests.

The performed work resulted in the determination of pattern for development of elective courses (Table 7).

of elective courses contents

CO >

о £=

о >

ó >

Name of the stage Main tasks of the stage Content of the teacher's activity Results

Analytical Define student educational needs; define purposes of education major; correlate the contents of a specialized education and an elective course Analyzes peculiarities of a specialized education; analyzes FSES (FGOS) 3+; performs a questionnaire survey among students Explanation to an elective course; certain purposes and tasks of an elective course

Designing Develop the contents of an elective course - a set of tasks, a list of tasks, creative tasks Forms the base of key terms, defines the forms of work, forms the list of printed and electronic references, develops topics and contents of creative tasks and projects Definition of key terms of the elective course, development of topic plans, definition of forms of elective classes, development of tasks and tests

Evaluative Define forms and ways for evaluation of the results of the elective program acquisition Develops forms of intermediary and final control. Develops evaluation criteria and their description Set of control and evaluation materials for results and achievements evaluation

Expert Define the quality of the elective program, define the correspondence of the course to the major requirements and student needs Evaluates influence of the elective course onto professional and personal student achievements, conducts a questionnaire survey among students to study the satisfaction level by the contents of the elective course Approval of the elective course program at the Chair meeting

As a result, to reach its purpose an elective course must be logically defined in the context of the program for students with different specializations. The content of an elective course shall be developed in compliance with the main stages of the pattern presented in the Table above. Following the given instructions will allow to implement each elective course in accordance with student needs and resource opportunities of the university. References:

1. Aitkozhin K.A. Teaching "Elements of computer mathematics" elective course at technical programs in higher schools. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2009. No 10. P. 57-58. (in Russian)

2. Balakireva E.F. Professiological approach to pedagogical education. RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. (in Russian)

3. Efremova T.F. A new dictionary of the Russian language. Explanatory and word building. M.: Russii yazyk. 2000. (in Russian)

4. Kasprzhak A.G. Place of elective courses in school curriculum Elektivnye kursy v profilnom obuchenii. M.: Vita-Press, 2004. (in Russian)

5. Kasprzhak A.G. Elective courses in the curriculum of senior profile school. [Electronic resource] http://www. websib.ru/noos/technology/pedsovet (in Russian)

6. Kasprzhak A.G. Elective courses profile education. M.: Vita-Press. 2004. (in Russian)

7. Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020. (in Russian)

8. Concept of profile education at the senior level of general education. Ministry of education of the Russian Federation, Order of 18.07.2002. Moscow. No 2783 (in Russian)

9. Lebedeva S.N. Economy of a trade enterprise. Minsk: Novoie znaznie, 2001. (in Russian)

10. On approval of FTsP concept of education development for 2016-2020. Decree of 29 December 2014. No 2765-r (in Russian)

11. Sukhoteplova A.F. Timely introduction of elective courses in the system of profile school education in the Republic of Kazakhstan. Karaganda state university. Pedagogicheskie nauki. (in Russian)

12. Sharonin VYu. Competence approach to forming the content and realization of elective courses of students at a higher school. Author's transcript. M., 2005. (in Russian)

о

<D

О ГО О ü ü ГО <D O С <D <D ü E o

o +-<

с

<D

E ®

E

4—

O

ro

g

ro <л ro <л <D (Л

13

o o

<D >

O ®

ÜÜ

го

>

о

с >

>-

В современных социально-экономических условиях развития российского общества приоритетной становится задача качественной подготовки студентов для инновационной экономики. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из первых обозначена задача поддержания инновационного характера образования, создание условий для развития конкурентоспособной личности в рамках компетентностного подхода, обеспечивающего «взаимосвязь академических знаний и практических умений» [10].

На современном этапе крайне важной становится задача развития комплекса компетенций будущих специалистов в период их обучения. В связи с этим в качестве основных единиц обновления содержания профессионального образования рассматриваются компетентности и компетенции. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема содержания профессионального образования.

Возможности элективных курсов в системе высшего профессионального образования рассматриваются многими авторами, в частности, в работах К.А. Ай-ткожина [1], Э.В. Балакиревой [2],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.Н., Лебедевой [9], А.Ф. Сухоте-пловой [11], В.Ю. Шаронина [12] и др. Поскольку элективные курсы являются обязательными в системе общего (профильного) образования, то вопрос об использовании данных курсов в рамках высшего образования остается открытым. Обозначим основное противоречие по данной теме: объективная необходимость использования элективных курсов как возможности персонального и профессионального развития и недостаточная разработанность в психолого-педагогических и методических исследованиях путей и средств разработки содержания элективных курсов.

По нашему мнению, современная система профессионального образования может обеспечить симбиоз требований рынка труда, интересов студента и воз-

можностей вуза в соответствии с достижениями науки и практики, если:

1) элективные курсы формировать на основе компетентностного подхода, который позволяет обеспечить качество подготовки будущих специалистов;

2) при выборе элективных курсов студенты учитывают потребности рынка труда и свои возможности для самореализации;

3) содержание элективного курса обеспечит решение конкретной образовательной задачи (информационной, личностной, прикладной);

4) каждый элективный курс обеспечить соответствующей технологией обучения.

Обратимся к содержанию самого понятия. Электив (лат. е1ейш) - выборный, избранный, избирательный [3]. Элек-тивность представляется как принцип построения образовательного процесса активного типа. Это предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов - элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам [12].

На основании этого можно отметить отличительные особенности элективных курсов:

1) самостоятельность выбора темы;

2) уникальный набор знаний;

3) получение смежных специальностей;

4) учет индивидуальных склонностей;

5) учет специфики профессии;

6) познавательные интересы обучающихся.

Таким образом, элективные курсы связаны как с профессиональным, так и личностным развитием. Причем даже их выбор является довольно значимым компонентом, повышая уровень самоконтроля, самомотивации студента, осознанности им самим дальнейшего обучения.

Элективные курсы помогают убедиться в верности профессионального выбора, помогают освоить дополнительные общепрофессиональные или специализированные знания.

Мы думаем, что не стоит сомневаться в целесообразности использования элективных курсов в среде высшего профессионального образования. Большей частью элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих сегодня в школе, элективные курсы -

обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразо-ванием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» [8] дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Обратим внимание на приоритетный круг задач для курсов каждого типа, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Задачи разного типа курсов в общем образовании

Типы курсов Предназначение Задачи Контроль

Базовые общеобразовательные курсы для всех школьников завершение общеобразовательной подготовки обучающихся необязателен, желательно в творческой форме: презентации, защиты реферата, проекта и т.д., выступления

Профильные курсы углубленное изучение отдельных предметов подготовка выпускников школы к последующему профессиональному образованию обязателен в форме экзамена, зачета, собеседования, теста, контрольной работы и т.д.

Элективные курсы удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ обязателен, желательно в формах: защита проекта, отчета, творческой разработки и т.д.

го о

тз ф

о го о

го ф

о

ф

Е о о

ф

Е ®

Е

ч—

О

го

го <л го

<л ф

ф >

о ш

Таким образом, элективный курс в системе основного общего образования попадает в разряд обязательных, но сущность его остается неизменной - выбор тематики самого курса, в соотношении с индивидуальными образовательными интересами.

Поскольку мы сегодня говорим о непрерывности процесса образования, образования «через всю жизнь», то обучение в вузе становится продолжением базового общего образования с углу-

блением, переориентацией на профессиональную профильную подготовку. Поэтому элективные курсы, как вариант профильного обучения, становятся достаточно актуальными в вузе.

Таким образом, элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников [4] и будущих студентов.

го

>

о

с

>

>-

Основные задачи элективных курсов:

1) предоставление студенту возможности реализации личных интересов в выбранной им образовательной области;

2) создание условия для развития профессиональных интересов;

3) повышение социализации личности;

4) формирование у студентов умения и навыков для решения практически важных задач;

5) поддержание мотивации выбранной специализации;

6) развитие навыков межпредметной деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Выбор конкретных элективных курсов предоставляется студентам. Курсы, в зависимости от их целей и содержания, включаются в общий учебный процесс. Процесс отбора курсов, учитывая его содержательную направленность, вызывает определенные сложности у всех участников образовательного процесса. По мнению А.Г. Каспржак, общие требования к отбору содержания электива следующие: «Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы... - Отбирая содержание, учитель (автор программы, учебника) должен ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?» - Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации [5].

Эти подходы вполне отвечают и поддержанию образовательно-профессиональной мотивированности студентов в вузе. Общим требованием также остается требование к содержанию элективных курсов: оно не должно дублировать содержание дисциплин, обязательных для изучения. А поскольку программа курса состоит из ряда законченных модулей, это дает возможность студенту в следующем семестре пойти на занятия по другому курсу. Как отмечает по этому

поводу А.Г. Каспржак, «необходимо еще раз особо подчеркнуть, что программа элективного курса не должна носить догматический характер, она должна быть более свободной и гибкой, чем программы обязательных курсов» [6].

Проводя параллель с назначением элективных курсов в системе общего образования, можем принципы их организации использовать и в вузе. Так, пробные элективы на первом курсе предполагают знакомство с какой-либо специальностью на практике и позволяют студенту ответить на главный вопрос: хочу ли я и могу ли заниматься этим? Они служат задаче «создания условий для того, чтобы студент «утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом профессиональной деятельности, или отказался от него» [6]. Такие курсы, по мнению автора, создают в учебном плане «место для проб и ошибок». Задача таких пробных курсов - увидеть многообразие видов деятельности, связанных с выбранным студентом видом деятельности.

Помимо курсов, направленных на развитие профессиональной компетентности, имеют место быть и общекультурные, которые, в свою очередь, позволяют удовлетворить естественную любознательность каждого. Эти курсы должны служить расширению кругозора, формированию целостной картины мира.

Студентам могут быть предложены углубляющие курсы для более подробного изучения профильного курса. Таким образом, элективные курсы в вузе имеют реальную возможность найти свое применение среди студентов всех специальностей. Для оценки мнения самих студентов о необходимости и значимости элективных курсов в процессе их учебы, в Русско - Британском Институте Управления было проведено анкетирование студентов 2-го курса. В анкетировании приняли участие 100 студентов. На вопросы о мотивации студентов при выборе курса данные распределились следующим образом (таблица 2):

Таблица 2. Мотивация студентов при выборе элективного курса

Мотивирующий фактор Выбор студентов (%)

личный интерес 50

преподаватель, общение 25

вклад в свое будущее 20

прочее 5

Таким образом, предпочтение при выборе электива студенты связывают со своими личными интересами, личностным развитием (50% ответов), далее для них важен преподаватель, наставник курса (25% ответов), и 20% студентов выби-

рают элективы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.

Уровень удовлетворения самими занятиями студенты отмечают как достаточно высокий (таблица 3).

Таблица 3. Факторы, влияющие на оценку элективного курса

Значимые факторы Выбор студентов (%)

познавательный интерес 73

новая информация в нестандартном виде 10

харизма преподавателя 5

прочее 12

В частности, 73% студентов отмечают познавательный характер элективных курсов. Для 10% студентов представленная информация оказалась новой и необычно представленной, и для 5% сыграла роль харизматичного преподавателя.

Таблица 4. Гибкость преподавателей

Примечательно, что студентами достаточно высоко оценен сам преподаватель - участник электива: умение быть гибким, улавливать запросы аудитории, уметь слушать и слышать (таблица 4).

Оцениваемый фактор Выбор студентов (%)

умение выявлять запросы студента, корректировать курс 78

умение грамотно, но обычно проводить курс 22

го о

тз ф

о го о

го ф

о

ф

Е о о

ф

Е Е

ч—

О

ГО

го

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л ф

о

о ф

>

о ш

Так, практически 80% преподавателей, по мнению студентов, умеют заинтересовать предложенными элективными курсами, открыты для принятия изменений по ходу проведения курса, мотивированы на результат.

Анализ ответов по поводу продолжительности элективных курсов оказался исключительно положительным, что еще раз доказывает осознанность студентов в выборе и участии в элективных курсах (таблица 5).

Таблица 5. Количество элективов в период учебы

Количество необходимых курсов Выбор студентов (%)

в течение всего периода обучения 36

как можно больше 26

в зависимости от курса 21

три года 17

Польза элективных курсов, по оцен- каждый ее определяет по собственной ке студентов, несомненно огромная. Но шкале оценок (таблица 6).

Таблица 6. Полезность элективных курсов

Оцениваемый фактор Выбор студентов (%)

саморазвитие 35

новая информация 25

разнообразие форм занятий 25

общение с новыми людьми 15

Таким образом, все оцениваемые факторы оценены исключительно положительно: каждый для себя находит то, что является для него приоритетным. Огромный плюс в том, что на многие курсы приглашаются студенты как разных специальностей, так и разных лет обучения. И разницы в освоении материала практически не чувствуется. Т.е. сами же студенты мотивируют друг друга на получение командных или личных результатов. Примечательно и то, что небольшая часть студентов пытаются одновременно посещать по 2 элективных курса для профессионального и личностного саморазвития.

На основании представленной части результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что в Русско-Британском Институте Управления элективные курсы получают благодарную поддержку со стороны студентов. А преподаватели имеют возможность работать с высокомотивированной аудиторией, использовать нестандартные или активные формы обучения, реализовывать свои профессиональные и личностные интересы.

В результате проделанной работы определился алгоритм разработки элективных куров (таблица 7).

Таблица 7. Алгоритм разработки содержания элективных курсов

го >

о £=

>

>-

Название этапа Основные задачи этапа Содержание деятельности преподавателя Результаты

Аналитиче ский определить образовательные запросы студентов; определить цели профиля обучения; соотнести содержание профильного обучения и элективного курса анализирует особенности профильного обучения; анализирует ФГОС 3+; проводит анкетирование студентов пояснение к элективному курсу; определенные цели и задачи элективного курса

Конструктивный разработать содержание электива -блок задач, перечень заданий, креативные задания формирует базу ключевых понятий, определяет формы работы, формирует список литературных, электронных источников, разрабатывает темы и содержание креативных заданий, проектов определены ключевые понятия электи-ва, сформировано тематическое планирование, определены формы проведения элективных занятий, разработаны задания и тесты

Название этапа Основные задачи этапа Содержание деятельности преподавателя Результаты

Оценочный определить формы и методы оценивания результативности освоения электива студентами разрабатывает формы промежуточного, итогового контроля. Разрабатывает критерии оценки, их описание набор контрольно -измерительных материалов, критерии оценки результатов, достижений

Экспертный определить качество программы элективного курса, определить соответствие курса требованиям профиля обучения и потребностям студентов оценивает влияние элективного курса на профессиональные и личностные достижения студентов, проводит анкетирование студентов с целью изучения степени удовлетворенности содержанием электива тверждение программы элективного курс на заседании кафедры

Таким образом, для выполнения своего предназначения элективный курс должен быть логически определен в контекст программы обучения студентов разных профилей. Содержание электива необходимо разрабатывать по представленным основным этапам алгоритма, следование которым позволит провести каждый элективный курс в соответствии с потребностями студентов и ресурсными возможностями вуза. Библиографический список:

1. Айткожин К.А. Проведение элективного курса «Элементы вычислительной математики» в технических специальностях вузов // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 57-58

2. Балакирева Э.В. Профессиологиче-ский подход к педагогическому образованию. - РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 225 с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

4. Каспржак А.Г. Место элективных курсов в учебном плане школы // Элективные курсы в профильном об-

6.

7.

учении: учеб. пособие / Министерство образования РФ; Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004.

5. Каспржак А.Г. Элективные курсы в учебном плане старшей профильной школы // [Электронный ресурс]: http://www.websib.ru/noos/technology/ pedsovet

Каспржак А.Г Элективные курсы в профильном обучении. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 144 с. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Министерство образования Российской Федерации ПРИКАЗ от 18.07.2002 Москва N 2783

9. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. -Минск: Новое знание, 2001. - 240 с.

10. Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы. - Распоряжение от 29 декабря 2014 года №2765-р.

го о

тз ф

о го о

го

ф

Е о о

ф

Е ®

Е

го

ф (Л

о

о ф

>

о Ш

11. Сухотеплова А.Ф. Актуальность ввода элективных курсов в системе профильного школьного образования Республики Казахстан Карагандинский государственный университет // Педагогические науки.

12. Шаронин В.Ю. Автореферат: Компе-тентностный подход в формировании содержания и реализации дисциплин по выбору студентов в вузе. - М., 2005.

Поступила 03.06.2015

About the author:

Ionova Yulia Viacheslavovna, Senior Lecturer, Department of Management, Russain-British Institute of Management (12, Ul. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), n-o-v@mail.ru

For citation: Ionova Yu.V. Elective courses as a way of implementing competence approach in education II Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 2. Р. 51-64

Об авторе:

Ионова Юлия Вячеславовна, старший преподаватель кафедры менеджмента Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), n-o-v@mail.ru

Для цитирования: Ионова Ю.В. Элективные курсы как способ реализации компе-тентностного подхода в образовании II Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 51-64

го

>

о с

о >

ó >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.