Научная статья на тему 'Элегия в ранней лирике Я. П. Полонского и А. А. Блока'

Элегия в ранней лирике Я. П. Полонского и А. А. Блока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
792
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЭЛЕГИЯ / КАНОН / ГЕНЕЗИС / ЭВОЛЮЦИЯ / АРХИТЕКТОНИКА / ПОЭТИКА / GENRE / ELEGY / CANON / GENESIS / EVOLUTION / ARCHITECTONICS / POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарова И. С.

Исследуются особенности элегии в творчестве Я.П. Полонского и А.А. Блока. Жанр рассматривается с учетом творческой эволюции поэтов и в контексте литературного процесса. Анализ показывает, как происходит сдвиг в поэтике жанра в рамках индивидуальной художественной системы и обнаруживает непосредственные связи процесса трансформации элегии в лирике Полонского и Блока со сменой культурных парадигм в русской литературе. Автор приходит к выводу о роли жанрового «следа» в формировании единого лирического контекста, мотивного комплекса и общего идейно-эмоционального тона лирики двух поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elegy in J.P. Polonskys and A.A. Blocks early lyric poetry

The main idea of the article is research of features of elegy in J.P. Polonskys and A. A. Blocks creation. A genre is examined taking into account the creative evolution of poets and in a literary user structure. An analysis shows, as there is a change in the poetics of genre within the framework of the individual artistic system and finds out direct connections of process of transformation of elegy in J.P. Polonskys and A. A. Blocks lyric poetry with changing of cultural paradigms in the Russian literature. An author comes to the conclusion about the role of genre "trace" in forming of single lyric context, reason complex and general ideological-emotional tone of lyric poetry of two poets.

Текст научной работы на тему «Элегия в ранней лирике Я. П. Полонского и А. А. Блока»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 218-221.

УДК 882-143 (470) Полонский +

882-143 (470) Блок

И.С. Назарова

ЭЛЕГИЯ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ Я.П. ПОЛОНСКОГО И А.А. БЛОКА

Исследуются особенности элегии в творчестве Я.П. Полонского и А.А. Блока. Жанр рассматривается с учетом творческой эволюции поэтов и в контексте литературного процесса. Анализ показывает, как происходит сдвиг в поэтике жанра в рамках индивидуальной художественной системы и обнаруживает непосредственные связи процесса трансформации элегии в лирике Полонского и Блока со сменой культурных парадигм в русской литературе. Автор приходит к выводу о роли жанрового «следа» в формировании единого лирического контекста, мотивного комплекса и общего идейно-эмоционального тона лирики двух поэтов.

Ключевые слова: жанр, элегия, канон, генезис, эволюция, архитектоника, поэтика.

Исходя из идеи М.М. Бахтина о «памяти жанра» [1], исследователи видят главную функцию жанра в сохранении литературной преемственности. Жанр выступает как «хранитель эстетической памяти» (В.А. Грехнев), накопленной в ходе предыдущего литературного развития. Способности жанра «строить и завершать целое», «овладевать определенными сторонами действительности» (М. М. Бахтин), «создавать некую образную модель мира» (Н.Л. Лейдерман) особенно отчетливо проявляются в контексте большого исторического времени. Это общее замечание может быть проиллюстрировано на примере одного из популярнейших жанров русской лирики - элегии. Диапазон ее эволюции охватывает период с XVIII в. до наших дней. В этом времени выделяются периоды поворотные, особенно значимые для развития и трансформации жанровой формы. Для русской элегии - это первая треть XIX и рубеж ХК-ХХ вв. Жанр трансформируется в рамках поэтики утверждающихся литературных направлений - романтизма и модернизма. Но не менее интересен в истории элегии и период 1840-1860-х гг., когда в поэзии происходят изменения под влиянием формирующейся поэтики нового литературного направления - реализма. Л. Фризман пишет: «Потребности жизни и литературной борьбы выдвигают новые задачи перед литературой в целом, изменения, происходящие в литературе, влекут за собой перемены в удельном весе жанра и его положении в жанровой системе, в его взаимоотношениях с другими жанрами. В связи с этим складывается новый подход к материалу, овладение новыми темами и новым арсеналом художественных средств» [2].

В эту эпоху на фоне перемен отчетливее проступают устойчивые черты жанровой парадигмы; становится ясно, что элегия, будучи своего рода «визитной карточкой» романтизма, корреспондирует его ми-рообразы и поэтические формы следующим поколениям творцов. В свете обозначенной проблематики особый интерес вызывает творчество Я.П. Полонского, поэта, непосредственно связанного с романтической традицией и сумевшего передать ее некоторые жанровостилевые константы поколению поэтов рубежа Х!Х-ХХ вв.

© И. С. Назарова, 2011

В своем раннем творчестве Полонский использует всю парадигму романтических жанров для выстраивания внешних контекстовых взаимосвязей с эпохой романтизма, однако элегия занимает особое привилегированное положение в ранней лирике поэта, соединившего в своем творчестве романтическую традицию с экспериментами и тематикой «натуральной школы». Полонский «отправляется» от традиционных элегических тем и образов, от тех «законов поэтичности», которые, как отмечает Л.Я. Гинзбург [3], были установлены элегией. Для него важны излюбленные поэтические мотивы, составляющие «внутреннее ядро» русской романтической элегии: жалобы на одиночество, неверность любви и ее радостей, ощущение контраста между миром мечты и суровой действительностью, размышления о неустранимых противоречиях бытия. Эти и другие темы подвергаются Полонским переосмыслению, что приводит к неизбежным изменениям идейно-эмоционального строя, общей тональности.

Однако семантический строй элегии в лирике Полонского не подвергается коренной трансформации, и структура поэтического образа остается отчасти прежней. Но идеал «гармонической точности» воспроизводится с учетом тех изменений в стиле и образном строе элегии, которые были осуществлены русскими поэтами-лириками в 1830-1840-е гг. Остановимся более подробно на элегиях Полонского, написанных в 1840-1860-х гг. и вошедших в его Полное собрание сочинений 1885 г. (том первый). Наш выбор объясняется тем, что в поле зрения исследователей чаще попадают новаторские тексты поэта, в которых жанровая форма элегии трансформирована порой до неузнаваемости. Нас же, наоборот, интересуют те произведения, в которых отчетливо проступают традиционные черты элегии: устойчивый мотивный комплекс, общий эмоциональный тон, хронотопические формы. Очевидно, что для Полонского характерно внимание к определенным элегическим мотивам, в частности к теме быстротекущего времени. Интересно и то, что внимание поэта не сосредоточено исключительно на любовной элегии, для него это жанр широкой тематики, такой, каким он был еще со времен античности. Элегии 40-60-х гг. - по преимуществу философские. В элегии «Последний вывод» (1854 г.) на первый план выдвигается противопоставление «прежде и теперь»: «пер-

воначальных лет неясные стремленья», «безумной юности неосторожный пыл», «возвышенных надежд несбыточные грезы» и «та действительность, к которой я привык». Мотив необратимого времени получает оригинальное авторское наполнение: вместе с юностью невозвратно уходит гармония и цельность души. Раскол во внутреннем мире порождает страдания, и напрасно поэт ждет сочувствия, душевного отклика у своих современников:

Но я не жду его, я не прошу ответа;

И все, что скажут мне, я знаю наперед: «Мы так же, как и ты,

похожи на Гамлета; ««Ты так ж:е, как и мы,

немножко Дон-Кихот> [4].

Небольшой текст Полонского воспринимается сегодня как некое «собрание» мотивов и интонационного рисунка элегий различных авторов: Баратынского, Пушкина, Лермонтова. Но при этом он не создает впечатления эпигонства или подражания, он вполне самобытен и по содержанию, и по интонации. Нельзя не отметить и такой его особенности: автор явно злоупотребляет элегическими формулами-штампами: «неясные стремления», «несбыточные грезы», «прежние мечты» и пр. Однако вслед за пушкинскими открытиями Полонский обогащает элегический стиль и новыми формулами, за которыми стоит психологически конкретное, порожденное коллизиями современности состояние лирического героя: «смешным неверием осмеянные слезы», «внутренней борьбы неслышный крик» и др. Очевидно, что для Полонского жанровый субстрат элегии составляет ее рефлективное начало, лирическая медитация. Также важен для поэта разработанный в рамках жанра инструментарий для анализа противоречивых состояний души, ее двойственности. Устойчивый мотивный комплекс -противопоставление настоящего и прошлого, прежнего счастья и страданий любви - просматривается и в любовной элегии «Прощай» (1856 г.). Он получает более сложную разработку, что позволяет поэту показать диалектику противоречивых состояний души, которая стремится к смерти, потому что ее тревожит «счастья сон», она погружена в страдания, от которых избавляет только смерть. Философская элегия «Времени» (которая по интонации и стилю во многом соотносится с философской одой, традициями русской лири-

220

И. С. Назарова

ки XVIII в.) вся сосредоточена на переживании сути, природы времени как основной категории бытия. Можно сказать, что Полонский обладает особым «чувством времени»; это чувство человека, живущего в XIX в., «суровом и мятежном». Разочарование в лучших идеалах, в надеждах юности, трагическая судьба поколения, оставляющего будущему лишь «урок печальный», - все эти пессимистические настроения совмещаются в элегии с преклонением перед мощной силой времени, всеуничтожающего и всеобновляющего. Таким образом, проявление «памяти жанра» в лирике Полонского в основном связано с переживанием стихии времени, а также с использованием знаковых стилистических приемов. Элегический стиль Полонского перестает быть стилем «гармонической точности» (если воспользоваться пушкинской формулой), но остается стилем «поэтических формул», которые концентрируют в себе рефлективные и психологические процессы (вспомним блоковское высказывание о «словах-звездах», на которых, как покрывало на острие, держится стихотворение).

Я.П. Полонский относится к поэтам, с которыми А. Блок ощущал глубокую внутреннюю связь - как лирический поэт и читатель русской лирики (в чем сам признавался). Жанровая рефлексия поэта-младосимволиста явно обращена и на жанровую систему Полонского, наследника романтической традиции. Раздел «Ante Lucem» первого тома блоковской лирики -своеобразная антология тем, мотивов и образов русской поэзии XIX в. Отсюда протягиваются нити к творчеству Карамзина и Жуковского, Пушкина и Баратынского, Лермонтова и Тютчева, Фета и Полонского. Наблюдается тяготение к определенным темам и жанрам. В стихах, принадлежащих различным частям первого тома, прослеживается связь с «элегическими» и «осенними» мотивами русской лирики. Эти стихи имеют особый сквозной сюжет, они образуют маленький цикл внутри первого тома блоковской лирической трилогии. Он состоит из пяти стихотворений. Три стихотворения помещены в разделе «Ante Lucem»: «Медлительной чредой нисходит день осенний... » (5 января 1900 г.); «Прошедших дней немеркнущим сияньем...» (28 мая 1900 г.); «Последний пурпур догорал...» (4 августа 1900 г.). Одно произведение включено в раздел «Стихи о Прекрасной Даме»: «В день холодный, в день осенний...» (27 ап-

реля 1901 г.). И еще одно: «Как мимолетна тень осенних ранних дней...» (5 января 1900 г.) - не включалось автором в основные собрания стихотворений.

Сквозная тема элегического цикла -«вочеловечение» безличного времени. Категория времени - одна из основополагающих в поэтическом сознании Блока. Соотношение «частного» и «общего» времени, время личностное и бытийное, их единство и противоположность - постоянная коллизия блоковской лирики. Не случайно поэт обращается к жанру элегии. Экзистенциальная тема русской элегии связана с обостренным переживанием времени как определяющего фактора человеческого бытия. Сознание лирического героя осваивает объективные всеобщие законы, управляющие человеком и миром. Антиномии душевной жизни отражают тяжбу героя со временем. В русской лирике элегические мотивы постоянно пересекаются с темой осени, столь излюбленной поэтами - от Державина и Карамзина до Тютчева и Фета. Поединок жизни и смерти, пора жатвы и увядания, осень с ее «прощальною красой» - наглядное воплощение внутренней противоречивости бытия, диалектики преходящего и вечного. С осенней темой связан определенный комплекс мыслей и переживаний, близкий элегическому строю. Молодой Блок обращается к этому жанровотематическому контексту, развивая заложенные в нем коллизии.

В «Ante Lucem» неоднократно варьируется элегический мотив увядания, томления души. Сквозь традиционные контуры проступает его оригинальная трактовка: страдания души, отторгнутой от объективных реалий мира - времени и пространства. Стремление одухотворить пространство и время, найти точки соприкосновения «души» и «мира» лежит в основе осенне-элегического цикла. Он открывается стихотворением «Медлительно нисходит день осенний...», двухчастная композиция которого выстроена на традиционной аналогии: осень природы -осень души. Подобная аналогия встречается еще у Карамзина («Осень», 1789 г.) и Баратынского («Осень», 1836-1837 гг.),

причем вечный круговорот природы противопоставлен у Блока необратимому физическому и духовному увяданию человека. Контраст воплощен в композиции произведений, в авторских медитациях. Но угасание природы - лишь необходимый момент жизненного цикла. Осень как по-

следний и наивысший всплеск жизни -этот мотив развивается в лирике Пушкина, Тютчева, Фета. Сквозь маску увядания и смерти проступает красочное многообразие осенней природы. Присутствует этот мотив и в блоковском цикле.

Стихотворение «Как мимолетна тень осенних ранних дней...» (1900 г.), не

включенное в первый том лирической трилогии, также имеет двухчастную композицию. Блок возвращается в этом тексте к фетовской традиции в развитии темы осени, к напряженному переживанию «мига», его преходящей красоты. Таким образом, очевидно наличие единого мо-тивного комплекса, тематического контекста, связывающего интересующие нас тексты. Поэтому и возможно формирование различных их комбинаций, образующих маленькие рецептивные циклы (читательские, редакторские и пр.). Очевидно также, что контекст этот восходит к определенному жанровому коду, роль ко-

торого в формировании единого внутреннего книжного контекста весьма значительна.

Сопоставив ранние лирические опыты Полонского и Блока и текстовые комплексы, в которые они группируются, мы можем сделать выводы о значительной роли жанрового «следа» в формировании единого лирического контекста, мотивно-го комплекса и общего идейно-эмоционального тона лирики двух поэтов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 122.

[2] Фризман Л. Г. Два века русской элегии // Русская элегия XVIII - начало XX в. : сб. / вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. и биограф. справ-к авторов Л. Г. Фризмана. Л., 1991. С. 47.

[3] Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. 381 с.

[4] Цит. по: Полонский Я. П. Оттиски: Стихотворения Я.П. Полонского. СПб., 1866. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.