Научная статья на тему 'Елабуга как центр туристического кластера республики тататстан'

Елабуга как центр туристического кластера республики тататстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
265
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / МАЛЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / SMALL HISTORICAL CITY / ГОРОД ЕЛАБУГА / CITY OF YELABUGA / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURIST RESOURCES / ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ / EXCURSION ROUTE / ЛОКАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / LOCAL TOURIST CLUSTER / МЕТОДИКА / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данилевич В.В., Рубцов В.А., Байбаков Э.И.

В статье проанализированы основные вопросы, связанные с методикой разработки концепции формирования туристских кластеров малых исторических городов на примере города Елабуга. Раскрывается потенциал и возможности, выделяются проблемы и перспективы развития туризма город, представлен SWOT-анализ. Предлагаются разработки экскурсионных маршрутов по городу Елабуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Данилевич В.В., Рубцов В.А., Байбаков Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YELABUGA AS CENTER OF THE TOURIST CLUSTER OF THE REPUBLIC TATATSTAN

In article the main questions connected with a technique of development of the concept of forming of tourist clusters of the small historical cities on the example of the city of Yelabuga are analyzed. On the potential and structure the cluster policy is that complex of actions which can promote the solution of the main task: to increase in competitiveness of the Russian economy through development of the competitive markets, increase in innovation of various industries of economy, the accelerated development of small and medium business, stimulation of an initiative on places and activation of interaction between the state, business and scientific community. The purpose of cluster policy in the region is increase in competitiveness of economy due to creation of clusters based on the operating accounting entities, educational institutions and the scientific organizations. In case of development of the concept of forming and development of local clusters identification of potential of the territories in which pilot projects will be performed is represented extremely important. In case of implementation of cluster policy and identification of capacity of the region for creation of pilot local tourist clusters carrying out the deep analysis of competitiveness of regional economy in the following directions is necessary: the analysis of the current provision and the prospects of development of professional educational institutions taking into account the needs of regional economy for training and prerequisites of creation of pilot local tourist clusters; the analysis of the existing infrastructure of the scientific and research organizations operating in the region, experience of interaction with them accounting entities and the prospects of their development; the analysis of opportunities of municipal formations of the region for forming in their territory of conditions for development of pilot local tourist clusters; the final analysis of pilot local tourist clusters from the point of view of the list of their potential participants, opportunities and restrictions for development. Potential and opportunities is realized, problems and the prospects of tourism development of the city are allocated, SWOT analysis is provided. The city acts Wednesday in which tourist and recreational activities are developed, and social and economic conditions determine forming processes. The small and average cities, unlike the large cities, kept the historical and ethnographic originality. They more noticeably will bear the stamp of history, reflect the feature of the area surrounding them close to the nature, are closely connected with agricultural industry, orthodox traditions. These qualities do them attractive and perspective for specific tourist development. Yelabuga is the city with the richest history and perspective future. In the Kama district there will be a little cities which on the attractiveness could be compared to Yelabuga. The city has the unique face, has unique historical and cultural heritage, a peculiar architecture. Uniqueness of Yelabuga is that a historical part it remained in an invariable type from the middle of 19 century. It is the ancient merchant and orthodox center of the Kazan region, once powerful fortress which remaining balance remained and today on the Devil's mountain. The city which is connected with Nadezhda Durovoy, Marina Tsvetaeva, Ivan Shishkin, Vladimir Bekhterev's names and many others. According to Institute of natural and cultural heritage of Lihacheva D. I. Yelabuga enters number 30 of the most remained small and average historical cities of Russia. Developments of excursion routes around the city Yelabuga are offered. For the beginning of 2015 Yelabuga can offer tourists more than 10 excursion routes and 8 thematic tours

Текст научной работы на тему «Елабуга как центр туристического кластера республики тататстан»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 2 (68). № 3. 2016 г. С. 34-34.

УДК 338.48

ЕЛАБУГА КАК ЦЕНТР ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Данилевич В. В., Рубцов В. А., Байбаков Э. И.

Институт управления, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

E-mail: danilevich.viktoria@y>andex.m

В статье проанализированы основные вопросы, связанные с методикой разработки концепции формирования туристских кластеров малых исторических городов на примере города Елабуга. Раскрывается потенциал и возможности, выделяются проблемы и перспективы развития туризма город, представлен SWOT-анализ. Предлагаются разработки экскурсионных маршрутов по городу Елабуга.

Ключевые слова: туризм, Республика Татарстан, малый исторический город, город Елабуга, туристско-рекреационный потенциал, туристские ресурсы, экскурсионный маршрут, локальный туристский кластер, методика.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия развития туристической индустрии характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за туристические рынки, инвестиции в туризм, кадровый и интеллектуальный потенциал и другие ресурсы туристической отрасли.

В настоящее время во многих регионах России активно прорабатываются вопросы развития внутреннего туризма, поскольку события последнего времени определили заметную смену вектора в развитии туристской сферы, снизив количество россиян, которые могут свободно путешествовать по миру. Интерес к внутреннему туризму устойчиво растет, как множатся и проблемы обслуживания контингента туристов и экскурсантов [1].

На ведущие позиции выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимно дополняют друг друга [2]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров (в том числе туристских), реализующих конкурентный потенциал территорий [3].

Таким образом, в современных условиях хозяйствования как наиболее эффективный механизм функционирования туристической отрасли может быть предложен региональный туристский кластер [4].

34

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Туристский кластер - это сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных предприятий туристской сферы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта территории [2].

К основными признаками кластера можно отнести [2]: географическую близость расположения кластерных субъектов; высокую интенсивность различных взаимоотношений между субъектами, принадлежащими к кластеру; разнородность предприятий, вступающих во взаимодействие; характер взаимоотношений между участвующими в кластере субъектами; использование преимуществ совместного расположения и сотрудничества в рамках группы предприятий.

Таким образом, концепция кластера оптимальным образом формирует процесс производства и потребления туристских услуг, где пересекаются и тесно переплетаются разнообразные виды деятельности: от гостиничного хозяйства до АПК и средств связи [4].

По мнению Ковалева Ю. П. [2], участниками туристского кластера могут являться: хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на туристско-рекреационной деятельности; хозяйствующие субъекты, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных туристских предприятий; хозяйствующие субъекты обслуживающих отраслей, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; организации рыночной инфраструктуры и др.

Безусловно, формирование и образование регионального туристского кластера происходит под влиянием различных факторов, которые и будут в последующем определять его профиль. Различают ресурсные факторы - природные и культурно-исторические. Данный тип является преобладающим по количеству и наиболее часто встречаемым. Антропогенные факторы привели к образованию не столь многочисленных примеров, но с расширением НТП их количество будет расти. Формирование их главным образом происходит за счёт концентрации деловой активности, специализированной инфраструктуры (спортивной) и инновационной научной деятельности. Сдерживающими факторами развития выступают: нестабильная и не оформившаяся окончательно нормативно-правовая база; изъяны инвестиционной политики; отсутствие или слабая кооперация.

В создаваемых кластерах по мере их развития будут обеспечены: высокие темпы экономического роста, увеличение занятости населения и налоговой базы бюджета региона и бюджетов муниципальных образований; привлечение инвестиций для создания в регионе новых объектов туристско-рекреационной сферы и модернизации действующих; существенное увеличение объемов инновационной деятельности хозяйствующими субъектами - участниками кластеров; значительный рост доли конкурентоспособных на российском и международном рынке туристских услуг.

35

Неоспоримыми преимуществами при проведении кластерной политики ставится развитие конкурентного рынка, поддержание и повышение конкурентоспособности региона. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы на поддержку сильных и креативных компаний и создание плодотворной среды, в которой более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность.

Кластерная туристская политика [2] - совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти по созданию и поддержке развития туристских кластеров. Они включают в себя инвестиционные, финансовые механизмы, информационную поддержку и меры нормативно-правового обеспечения. Следовательно, целями туристской кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий туристической отрасли, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации региональной экономики.

Кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т. п.), а прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т. д.). Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности.

Проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе. Реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который развит пока слабо. Именно малые и средние предприятия формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы - главные объекты проведения кластерной политики.

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главных задач: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Целью кластерной политики в регионе является повышение конкурентоспособности экономики за счет создания кластеров на базе действующих хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций.

Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры

36

экономики региона и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Кроме того, надо помнить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.

Как любой продукт региональный туристский кластер будет переживать и преодолевать этапы формирования и жизненного цикла - от конфликтно-оборонительного до саморегулирующейся закрытой системы.

Для достижения поставленной цели необходимо сконцентрироваться на последовательном решении следующих задач [2] - оценка потенциала региональной экономики для создания локальных туристских кластеров; создание нормативно-правовой базы и системы информационно-консультационной поддержки; создание условий для формирования и развития локальных туристских кластеров.

Следующая необходимая процедура - выявление наиболее перспективных (пилотных) потенциальных локальных туристских кластеров. В первую очередь учитываются уровень социально-экономического развития, туристско-рекреационный потенциал и демографическая ситуация на территории муниципальных образований. При соотнесении историко-культурных, природно-ландшафтных достопримечательностей, имеющихся в субъекте с состоянием туристской инфраструктуры, сетью автомобильных и железных дорог, с учетом средне- и долгосрочных прогнозов экономического развития, выявляются несколько территорий с наилучшими предпосылками для формирования локальных туристских кластеров. При этом главную роль играют наличие туристских ресурсов при относительной компактности их расположения, степень коммерциализации ресурсов, уровень развития горизонтальных связей между субъектами туристской деятельности, транспортная доступность по отношению к основным рынкам сбыта турпродукта.

При разработке концепции формирования и развития локальных кластеров чрезвычайно важным представляется выявление потенциала территорий, на которых будут осуществляться пилотные проекты. При реализации кластерной политики и выявлении потенциала региона для создания пилотных локальных туристских кластеров необходимо проведение глубокого анализа конкурентоспособности региональной экономики по следующим направлениям: анализ текущего положения и перспектив развития профессиональных учебных заведений с учетом потребностей региональной экономики в подготовке кадров и предпосылок создания пилотных локальных туристских кластеров; анализ существующей инфраструктуры научных и научно-исследовательских организаций, действующих в регионе, опыта взаимодействия с ними хозяйствующих субъектов и перспектив их развития; анализ возможностей муниципальных образований региона для формирования на их территории условий для развития пилотных локальных туристских кластеров; итоговый анализ пилотных локальных туристских кластеров

37

с точки зрения состава их потенциальных участников, возможностей и ограничений для развития.

Но на всём этом протяжении времени необходимо существование координирующего органа внутри кластера, главными функциями которого будет обеспечение диалога между участниками туристского процесса, образовательными и научными центрами, инвесторами и предпринимателями смежных отраслей экономики.

Потребность в объединении и формировании целостности становится все более необходимой. Все приложенные усилия позволят туристской индустрии стать «точкой роста» экономики региона в целом и в отдельных муниципальных образованиях. Назрел вопрос разработки в регионах России концепций формирования туристских кластеров, поскольку стратегическое планирование устойчивого развития туризма на территории субъектов РФ возможно лишь посредством сбалансированного и рыночно обоснованного развития туристского сектора.

Разработка концепций развития туризма в регионах на основе кластерного подхода позволит решить вопросы повышения конкурентоспособности туристского сектора в тех субъектах РФ, которые имеют значительный культурный и природный потенциал.

В качестве определенного «ядра» формирования туристического кластера могут выступать малые исторические города. Малые города - самая многочисленная группа городских поселений в мире. Это устойчивая категория, являющаяся также необходимым элементом отечественного «городского каркаса» [1]. Географический образ города - система упорядоченных взаимосвязанных представлений о пространстве и пространственных структурах, а также система знаков и символов, наиболее ярко и информативно представляющих и характеризующих этот образ.

Географические образы городов бывают простые и сложные, монотипные и политипные. Простые монотипные образования характерны для молодых городов с недолгой историей развития. Формирование простого образа этих городов происходит при динамичных культурных и цивилизационных процессах. Образование политипных образов в малых и средних городах отличаются довольно устойчивым, статичным, слабоменяющимися в течение достаточно длительных исторических времен образом. Одна из причин такой ситуации - культурная устойчивость в рамках более широких образно-географических систем.

Так, город выступает средой, в которой разворачивается туристско-рекреационная деятельность, а социально-экономические условия определяют процессы формирования.

Безусловно, развитие туристической индустрии на территории имеет комплексный характер, который включает процесс пропорциональной направленности между хозяйственными и социальными элементами, эффективностью использования рекреационных ресурсов и полним удовлетвореним социальных потребностей населения. Основными генерирующими и

38

принимающими туристские потоки являются социально-экономические развитые центры с высокой долей объектов инфраструктуры. Периферийные районы отличаются затрудненной транспортной доступностью и практически отсутствием комфортных средств размещения. Взаимное расположение территориальных систем даёт возможность выделить целостные сочетания элементов природного, культурного, социального, экономического характера - туристско-рекреационные районы.

В настоящее время город и процессы, происходящие в нём, весьма сложны, противоречивы и не могут быть изучены и объяснены только каким-либо одним научным подходом. Представляя город, с одной стороны, социальной структурой, мы используем системный подход, с другой стороны, это - объективно существующая реальность, для которой важнее пространственный. В результате совместной интерпретации получается объективная картина реальности. В нашем случае город предстает как объект возможной туристско-рекреационной деятельности, изучение его можно представить в виде модели, в которой городская среда предстает в виде схемы «каркас-ткань» Гутнова А. Э. и «поляризованного ландшафта» Родомана Б. Б. [5].

Структура рекреационного пространства городской среды формируется из исторического ядра, одного или нескольких радиусов и нескольких локальных ядер, соответствующих административным центрам городов, либо туристским объектам. Так, исторический центр города (главный элемент структуры рекреационного пространства), становится своеобразным фокусом, по периферии которого располагаются локальные центры рекреационной инфраструктуры. Они могут быть различны по своим размерам, набору объектов и значению в рекреационной среде. По своему значению они явно выделяются среди других и могут выступать дополняющими подцентрами главных либо иметь исключительно локальное значение и не выходить за эти пределы. Города и прилегающие к ним территории выступают локальными образованиями, где сочетание различных функций приводит к синергетическому эффекту.

Малые и средние города, в отличие от крупных городов, сохранили свое историческое и этнографическое своеобразие. Они более ощутимо несут печать истории, отражают особенность окружающей их, близкую к природе, местности, тесно связаны с сельским хозяйством, православными традициями. Именно эти качества делают их привлекательными и перспективными для специфического туристского освоения.

Любой малый исторический город предстаёт, как правило, в виде множества разнородных по генезису, содержанию и структуре географических образов, формируемых как социальными и профессиональными группами, так и отдельными личностями в процессе их целенаправленной деятельности. Параметры пространства малых городов относительны. Современный малый город мог быть в прошлом уездным, заштатным поселением или большим культовым центром, со временем утратившим свое значение [6]. В отличие от сравнительно недавно образованных малых городов (промышленных, курортных, научных центров

39

и т. п.), малый исторический город - это особый тип сообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественный историко-культурный потенциал, способный актуализироваться в современности. Малые города, во-первых, являются своеобразной переходной ступенью от городской культуры с ее значительной профессиональной составляющей к традиционной сельской. Небольшой город ценен тем, что он крепкими узами связан с сельской периферией, окружающей территорией, окрестными селами и деревнями, являясь своего рода «столицей» сельского района. Во-вторых, важнейшая особенность небольшого центра -взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом, в отличие от практически полностью искусственной среды большого города. В-третьих, социальная организация жизни в малом городе характеризуется такими параметрами культурного хронотопа, как неспешность и размеренность повседневности, близкое знакомство жителей друг с другом, более проникнутые чувством, нежели рассудительностью, взаимоотношения горожан. В связи с этим социальная информация, оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.), сохраняется дольше и всегда востребована [6]. Все перечисленные особенности визуализируются в архитектурном облике малого города. В образе малого исторического поселения сильна «архитектура земли». Главные параметры архитектурного пространства малого города ориентированы на сомасштабность с человеком. Из этого определения вытекает специфика туризма в малых исторических городах России, которая должна быть направлена, прежде всего, на знакомство с культурой малого исторического города как представителя культуры Старой России и подробное знакомство с историей.

Исследование туристской деятельности малых и средних городов показало, что в настоящее время конкурентная борьба за туристов обостряется. Уникальность этих городов должна поддерживаться оригинальными мероприятиями: религиозными событиями, ярмарками, фестивалями, спортивными мероприятиями, чтобы поток туристов был предсказуемым и растущим. Как отмечено выше, различные субъекты социально-экономических отношений (муниципальные органы управления, бизнес, общественные движения, религиозные организации и т. д.) должны принимать самое активное участие в развитии туризма города.

Российские малые города уникальны, в них есть что показать иностранным гостям и соотечественникам. При грамотной организации туристского имиджа и качественной маркетинговой политике можно на их территории создать туристские центры, которые будут способствовать созданию новых рабочих мест, обогащению культуры местного населения, стимулирующему воздействию на целый ряд экономических показателей. Не является исключением и город Елабуга.

В 2006 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан инициировано создание республиканского туристического маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана», который соединит туристские центры мирового, федерального и республиканского уровня и будет содействовать дальнейшему развитию туризма на территории этих центров и в целом в Республике

40

Татарстан. Маршрут «Жемчужного ожерелья» включает большое и малое кольца. Город Елабуга входит в состав большого кольца (Рис. 1), которое объединяет туристские центры международного и федерального значения: Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главными звеньями туристского потенциала этих центров является богатейшее культурно-историческое наследие, которое сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях-заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопах древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки (Казань, Елабуга, Чистополь), а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника, Чистых лугов.

Елабуга - это город с богатейшей историей и перспективным будущим. В Прикамском районе немного найдется городов, которые по своей притягательности могли бы сравниться с Елабугой. Город имеет свое неповторимое лицо, обладает уникальным историко-культурным наследием, своеобразной архитектурой. Уникальность Елабуги в том, что его историческая часть сохранилась в неизменном виде с середины 19 в. Это старинный купеческий и православный центр Казанского края, некогда мощная крепость, остатки которой сохранились и сегодня на Чертовой горе. Город, который связан с именами Надежды Дуровой, Марины Цветаевой, Ивана Шишкина, Владимира Бехтерева и многих других.

По данным Института природного и культурного наследия имени Д. И. Лихачева Елабуга входит в число 30 наиболее сохранившихся малых и средних исторических городов России. В 1995 Елабуга была включена в

41

федеральную целевую программу «Возрождение. Строительство, реконструкция исторических малых и средних городов России» [6].

В городе есть все условия для развития различных видов туризма - культурно-познавательного, событийного, делового, спортивно-оздоровительного, этнического, экологического и другие. В целях систематизации и сохранения того богатого исторического наследия в 1989 году был создан Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, площадь охранной зоны которого составляет 491,5 га.

В музей-заповедник входят 11 музеев и залов - Литературный музей Цветаевой М. И., Дом Памяти Цветаевой М., Дом-музей Шишкина И. И., Музей-усадьба Дуровой Н. А., музей истории города, интерактивные мастерские, музей-театр «Трактир», музей уездной медицины им. Бехтерева В. М., Библиотека Серебряного века, Художественный салон, Выставочный зал, Художественная галерея. В целях создания привлекательных туристических зон было воссоздано историческое ядро купеческой Елабуги, реконструированы улицы Казанская, Спасская, Покровская, Гассара, где расположились уютные кафе и рестораны - «Хан», «Камелот», «Миллениум», «Елабуга», игорное заведение «Усадьба», музей-театр «Трактир».

На начало 2015 года г. Елабуга может предложить туристам более 10 экскурсионных маршрутов и 8 тематических туров, таких как «В их именах величие России», «Легенды и были древнего города», «Шишкинские места в Елабуге», «По следам кавалерист-девицы Дуровой Н. А.», «Литературная Елабуга», «Содружество двух религий», Царство музея-заповедника «Нижняя Кама» и др.

ВЫВОДЫ

Таким образом, очевидно, что в городе Елабуга сформировалась хорошая база для выработки стратегии в разработке дальнейшего развития Елабуги как туристического центра Российской Федерации с перспективой выхода на международный рынок. Елабуга - отлично сохранившийся уездный город. Он очаровывает размеренностью и купеческим укладом. Его парки и луга, памятники истории, архитектуры и глубокой старины не оставят никого равнодушным.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект № 15-1116010 а(р).

Список литературы

1. Емельянова Н. А., Сарайкина С. В. Проблемы и перспективы малых исторических городов для развития туризма республики Мордовия // Туризм и региональное развитие. 2014. Вып. 7. С. 97-100.

2. Ковалев Ю. П. Туристские кластеры: теоретические и методологические вопросы формирования. Смоленск: Универсум, 2009. 192 с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

42

4. Недосвитий Н. В., Новелл М., Нордин С., Пидгурский Н. Н. и др. Повышение эффективности развития туристской индустрии на основе инновационных подходов к формированию кластерной структуры в регионе // Вестник Томского государственного университета. Серия «Экономика». 2012. №4 (20). С. 105-112.

5. Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера. Смоленск: Ойкумена, 2002. 336 с.

6. Малые города России: становление, развитие, историческая судьба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/mal-GOR.htm.

YELABUGA AS CENTER OF THE TOURIST CLUSTER OF THE REPUBLIC

TATATSTAN Danilevich V. V., Rubtsov V. A., Baybakov E. I.

Kazan (Volga) federal university, Kazan, Russian Federation E-mail: danilevich.viktoria@yandex.ru

In article the main questions connected with a technique of development of the concept of forming of tourist clusters of the small historical cities on the example of the city of Yelabuga are analyzed.

On the potential and structure the cluster policy is that complex of actions which can promote the solution of the main task: to increase in competitiveness of the Russian economy through development of the competitive markets, increase in innovation of various industries of economy, the accelerated development of small and medium business, stimulation of an initiative on places and activation of interaction between the state, business and scientific community. The purpose of cluster policy in the region is increase in competitiveness of economy due to creation of clusters based on the operating accounting entities, educational institutions and the scientific organizations. In case of development of the concept of forming and development of local clusters identification of potential of the territories in which pilot projects will be performed is represented extremely important. In case of implementation of cluster policy and identification of capacity of the region for creation of pilot local tourist clusters carrying out the deep analysis of competitiveness of regional economy in the following directions is necessary: the analysis of the current provision and the prospects of development of professional educational institutions taking into account the needs of regional economy for training and prerequisites of creation of pilot local tourist clusters; the analysis of the existing infrastructure of the scientific and research organizations operating in the region, experience of interaction with them accounting entities and the prospects of their development; the analysis of opportunities of municipal formations of the region for forming in their territory of conditions for development of pilot local tourist clusters; the final analysis of pilot local tourist clusters from the point of view of the list of their potential participants, opportunities and restrictions for development. Potential and opportunities is realized, problems and the prospects of tourism development of the city are allocated, SWOT analysis is provided.

The city acts Wednesday in which tourist and recreational activities are developed, and social and economic conditions determine forming processes. The small and average

43

cities, unlike the large cities, kept the historical and ethnographic originality. They more noticeably will bear the stamp of history, reflect the feature of the area surrounding them close to the nature, are closely connected with agricultural industry, orthodox traditions. These qualities do them attractive and perspective for specific tourist development. Yelabuga is the city with the richest history and perspective future. In the Kama district there will be a little cities which on the attractiveness could be compared to Yelabuga. The city has the unique face, has unique historical and cultural heritage, a peculiar architecture. Uniqueness of Yelabuga is that a historical part it remained in an invariable type from the middle of 19 century. It is the ancient merchant and orthodox center of the Kazan region, once powerful fortress which remaining balance remained and today on the Devil's mountain. The city which is connected with Nadezhda Durovoy, Marina Tsvetaeva, Ivan Shishkin, Vladimir Bekhterev's names and many others.

According to Institute of natural and cultural heritage of Lihacheva D. I. Yelabuga enters number 30 of the most remained small and average historical cities of Russia. Developments of excursion routes around the city Yelabuga are offered. For the beginning of 2015 Yelabuga can offer tourists more than 10 excursion routes and 8 thematic tours Keywords: tourism, Republic of Tatarstan, small historical city, city of Yelabuga, tourist and recreational potential, tourist resources, excursion route, local tourist cluster, technique.

References

1. Emel'yanova N. A., Saraykina S. V. Problemy i perspektivy malyh istoricheskih gorodov dlya razvitiya turizma respubliki Mordoviya (Problems and prospects of the small historical cities for tourism development of the Republic of Mordovia) // Turizm i regional'noe razvitiya. 2014. Vyp. 7. S. 97-100.

2. Kovalev YU. P. Turistskie klastery: teoreticheskie i metodologicheskie voprosy formirovaniya (Tourist clusters: theoretical and methodological issues of forming). Smolensk: Universum, 2009. 192 s.

3. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2020 goda // Oficial'nyy sayt Minekonomrazvitiya Rossii. 2007 (The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020//the Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2007). [Elektronnyy resurs].URL: http://www.economy.gov.ru.

4. Nedosvitiy N. V., Novell M., Nordin S., Pidgurskiy N. N. i dr. Povyshenie effektivnosti razvitiya turistskoy industrii na osnove innovacionnyh podhodov k formirovaniyu klasternoy struktury v regione (Increase in efficiency of development of the tourist industry on the basis of innovative approaches to forming of cluster structure in the region) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta 2012. Seriya «Ekonomika». №4 (20).

5. Rodoman B. B. Polyarizovannaya biosfera (The polarized biosphere). Smolensk: Oykumena, 2002. 336 s..

6. Malye goroda Rossii: stanovlenie, razvitie, istoricheskaya sud'ba (Small cities of Russia: formation, development, historical destiny). [Elektronnyy resurs]. URL: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/mal-GOR.htm

Поступила в редакцию 17.06.2016 г.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.