Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НИЦШЕ. Рец. на сб.: «НИЦШЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ»'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НИЦШЕ. Рец. на сб.: «НИЦШЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. Ницше / французский экзистенциализм / современная немецкая и французская философия / Nietzsche / French existentialism / modern German and French philosophу

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Рецензируется новый сборник статей немецких, французских и англоязычных авторов, посвященный исследова-нию взаимодействия идей Ницше и философии французского эк-зистенциализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book review: Nietzsche und der französische Existenzialismus / hrsg. von Alfred Betschart, Andreas Urs Sommer, Paul Stephan. – Berlin [u.a.] : De Gruyter, 2022. – XIII, – 300 P.

A new collection of articles by German, French and English-speaking authors devoted to the study of the interaction of Nietzsche's ideas and the philosophy of French existentialism is being reviewed.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НИЦШЕ. Рец. на сб.: «НИЦШЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ»»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕЦЕНЗИИ)

УДК 141.3 DOI: 10.31249/rphil/2023.04.16

ПОГОРЕЛЬСКАЯ С.В.' ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НИЦШЕ. Рец. на сб.: «НИЦШЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ»1

Аннотация. Рецензируется новый сборник статей немецких, французских и англоязычных авторов, посвященный исследованию взаимодействия идей Ницше и философии французского экзистенциализма.

Ключевые слова: Ф. Ницше; французский экзистенциализм; современная немецкая и французская философия.

POGORELSKAYA S.V. Book review: Nietzsche und der französische Existenzialismus / hrsg. von Alfred Betschart, Andreas Urs Sommer, Paul Stephan. - Berlin [u.a.] : De Gruyter, 2022. - XIII, - 300 P.

Abstract. A new collection of articles by German, French and English-speaking authors devoted to the study of the interaction of Nietzsche's ideas and the philosophy of French existentialism is being reviewed.

Keywords: Nietzsche; French existentialism; modern German and French philosophу.

Для цитирования: Погорельская С.В. Экзистенциальный Ницше. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2023. - № 4. - С. 166-170.

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии ИНИОН РАН (ORCID: 0000-0001-9208-5889, GND: 115267158)

1 Nietzsche und der französische Existenzialismus / hrsg. von Alfred Betschart, Andreas Urs Sommer, Paul Stephan. - Berlin [u.a.] : De Gruyter, 2022. - XIII, 300 S.

Рец. на кн.: Nietzsche und der französische Existenzialismus I hrsg. von Alfred Betschart, Andreas Urs Sommer, Paul Stephan. - Berlin [u.a.] : De Gruyter, 2022. - XIII, 300 S. - DOI: 10.31249IrphilI2023.04.16

Роль Ницше для французской философии, равно как и ее роль для развития его философских идей, были предметом многочисленных научных работ, бравших тот или иной ракурс исследования взаимодействия немецкой и французской философской мысли.

Вышедший в прошлом году в издательстве Де Грюйтер сборник статей, продолжая свою, начатую в 2009 г. и насчитывающую уже девять книг серию «Лекции о Ницше» (NietzscheLektüren), рассматривает это взаимодействие под ракурсом экзистенциализма. В сборнике представлены статьи немецко- (11), франко- (2) и англоязычных (3) авторов. Отношения Ницше и французского экзистенциализма неоднократно уже были предметом философских дискуссий, прежде всего в контексте вдохновленности этого направления идеями Ницше, которого одни называли его предтечей, в то время как другие считали их антиподами. Мультидисциплинарный сборник впервые, как подчеркивают в предисловии его издатели (с. 1-4), предлагает всеобъемлющий обзор состояния исследований по данной теме. Он базируется на материалах одноименной конференции международного формата, состоявшейся осенью 2020 г. в Документационном центре Ницше в Наумбурге. Представленные в нем статьи - это лучшие из докладов, актуализированные и переработанные для печатного издания.

Спектр представленных в сборнике работ варьируется от основательных статей, исследующих связь Сартра, Камю и Ницше, до материалов, посвященных конкретным филологическим и систематическим вопросам. Помимо Камю, Сартра и Бовуар, в ракурсе исследователей и другие авторы, связанные с французским экзистенциализмом, как например Чоран (Э. Зайтц «Жизнь и скепсис у Чорана и Ницше», с. 123-138) или Кангильем (М. Брусотти «Ницше, Ясперс и Рикур в работах Жоржа Кангильема о становлении самого себя», с. 249-270).

Сборник состоит из нескольких разделов, и открывают его статьи, сравнивающие или противопоставляющие Ницше и экзистенциалистов в общем контексте («Сартр и Ницше, обзор» и

«Камю и Ницше, обзор»). Нилл Фаррел Фокс («Ницше и Сартр: два философа парадокса», с. 7-34) пытается их описать как «философов-близнецов деконструктивной формы парадоксального мышления или сублимирующей логики, которая опрокидывает метафизический гуманизм и предвосхищает многие ключевые идеи современного постгуманистического мышления» (с. 7). Продолжая тему, Элиза Реато («Сартр читает Ницше», с. 35-50) дает хронологический обзор Сартра как читателя Ницше и выделяет ряд различий. «Мы сосредоточиваемся на двусмысленности состояния человека, чтобы подчеркнуть сартровскую концепцию обязательства», - подчеркивает она (с. 35). Эмилио Маглионе в статье «Аль-бер Камю и философия Ницше» (с. 53-66) ставит своей целью, отслеживая, как воспринимал Камю в разные этапы своей жизни философию Ницше, показать «оригинальность экзистенциализма Камю» и его дистанцию по отношению к немецкому философу. «Французский философ пытается, по сути, отделиться от ницшеанской философии с помощью идей "pensée de Midi" и "утвердительного отрицания", связанных с его теоретизированием о "хорошем нигилизме"» (с. 53). Этот «хороший нигилизм» вдохновлен размышлениями позднего Ницше об активном нигилизме. В «хорошем нигилизме» отрицание является не исключительным (снимающим инаковость противоположного тезиса), а всеохватывающим. Бунт - апогей мысли о противоречии.

Теме нигилизма посвящены еще несколько статей, выделенных отдельным разделом («Нигилизм и его преодоление»). Альфред Бетшарт в статье «Ницше, Сартр и обвинения в нигилизме» (с. 69-88) обращает внимание читателя на тот факт, что «нигилизм» в XIX, да и в начале XX в. использовался как обвинение в борьбе с философской мыслью, выходящей за границы принятой буржуазной морали. Жертвой этого перформативного использования термина «нигилизм» стали и идеи Ницше и Сартра. Однако были ли они нигилистами? По мнению автора, сравнение на основе модели трех стадий Кьеркегора позволяет ответить на этот вопрос положительно. Моральные теории Ницше и Сартра, в частности их критика господствующей морали и моральный релятивизм, позволяют назвать нигилистами и того, и другого. Айке Брок в статье «Ницше у Камю - Amor fati и бунт» (с. 89-104) считает, что

Камю был ницшеанским философом, однако поскольку ницшеанство исключает ученичество, был одновременно и критиком Ницше. На примере двух эссе, «Миф о Сизифе» и «Бунтарь», автор исследует, как изменялось отношение Камю к знаменитой ницшеанской «Amor fati»^ задает вопрос, не находим ли мы в романе «Чума» оригинальную камюзианскую версию Amor fati. Филипп Шваб в статье «Преодоление нигилизма? Кьеркегор - Ницше -Камю» (с. 105-122) задается целью выявить параллели в прочтении Камю Кьеркегора и Ницше, соответственно, в «Мифе о Сизифе» и в «Бунтаре». С одной стороны, по мнению автора, Камю прославляет и утверждает Кьеркегора и Ницше за то, что они изначально открыли абсурд; с другой - критикует обоих за то, что они в конечном итоге разрушили и уничтожили напряжение абсурда. В прочтении Камю, Кьеркегор растворяет абсурд конечного, перенося его в сущность трансцендентного и потустороннего бога. Ницше же, в свою очередь, уничтожает абсурд и бунт посредством безусловного и недифференцированного утверждения имманентного мира. Эммануэль Зайтц («Жизнь и скепсис у Чорана и Ницше», с. 123-138) исследует экзистенциализм Чорана с точки зрения скепсиса. Воле к власти Ницше противопоставляется воля к ничто. Это небытие, существующее в мире, позволяет человеку дистанцироваться от собственной жизни и ослабляет волю. Философия становления Ницше, однако, направлена на укрепление воли, хотя ясно, что это укрепление может быть достигнуто только путем иллюзорных изобретений бытия. Сильная воля свободного духа преодолевает нерешительность экзистенциалистского скептика и решает либо однозначное «да» жизни, либо - небытию, но не нечто среднее, «мощную свободу или свободную смерть» (с. 123).

Следующим разделом выделена тема «Свободный дух и индивидуализм». Пол Стефан в статье «Между стремлением к слиянию и самоутверждением. Проблема несвободы как основная проблема экзистенциальной философии от Кьеркегора до Камю - и ее наличие» (с. 141-160) описывает основную констелляцию экзистенциальной философии («одновременное утверждение онтоло-

1 Amor fati - любовь к судьбе (лат.) - берет начало в философии стоиков (Эпиктет), для Ницше значила не просто принятие своих утрат, ошибок и т.п., но всего вообще.

гического отчуждения между самостью и инаковостью и требование преодоления этого отчуждения»); полагает, что «экзистенциальная философия заперта в этой апоретической структуре», и в этом контексте рассматривает Кьеркегора и Ницше, а затем Сартра и Камю.

Эндрью Ипкин обращается к менее известной по сравнению с двумя светилами французского экзистенциализма Симоне де Бо-вуар. В статье «С другими или без них? Бовуар против Ницше в вопросе свободы» (с. 161-174) он пытается выяснить, является ли критика индивидуалистической свободы у Бовуар обоснованной критикой Ницше. С де Бовуар соприкасается и исследования Ханса-Мартина Шёнхерр-Манна «Выйти за пределы себя. Но куда? Будущее Ницше и сверхчеловек как трансцендирование себя в смысле Сартра и де Бовуар?» (с. 175-188). Автор полагает, что концепции Сартра и Ницше полностью противоположны. Ницше выступает за радикальный элитизм, критикуя современную элиту за снисходительность к подданным и неспособность создать новые элитарные ценности, Сартр же разрабатывает философию сопротивления, предлагая индивидам формировать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями. Соответственно, если у Ницше ответственность несут только элиты, то у Сартра каждый отвечает за свою жизнь и свои обязательства.

Следующие разделы сборника - «Свобода и детерминизм» (с. 191-218), «Философия и эстетика» (с. 219-248), «Самосозидание, экология, телесность» (с. 249-298) - посвящены более конкретным аспектам. Завершается сборник остроумным (на грани научной пародии) исследованием Кристиана Нимейера, который сравнивает Флобера у Сартра и Ницше («Флобер у Сартра в сравнении с Флобером у Ницше. Или: Об экзистенциалистском авангарде со ссылкой на "Мадам Бовари" Ницше и его "эксперимента-лизм", связанный с ней»). Сартр, который ни о ком не написал больше, чем о Флобере, остроумно противопоставляется Ницше, который Флобера почти не читал, но тоже о нем писал.

Сборник легко читается, интересен и может быть рекомендован всем, кто интересуется Ницше и французским экзистенциализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.