О.В. Лукьянов
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРИРОДА ВРЕМЕНИ. ТРАНСТЕМПОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Рассмотрены условия положительного ответа на вопрос, может ли стать научное гуманитарное исследование методологически обоснованной практикой. В этом направлении рассмотрены возможности экзистенциального анализа как научного метода не только в гуманитарных, но и в естественных науках.
Наиболее известными в России экзистенциальноаналитическими подходами в современной психологии являются, вероятно, подходы К. Ясперса, Л. Бинсван-гера, М. Босса, В. Франкла [3]. Подходы Ясперса и Бинсвангера выглядят в большей степени антропоцентрическими, подходы Босса и Франла - онто-центрическими. Интерес ученых различных дисциплин к экзистенциальному анализу, периодически уменьшаясь, все же продолжает расти, благодаря сильнейшему потенциалу, заложенному в идее построения исследований и практики на основаниях анализа конкретного человеческого бытия, на онтологии человеческого присутствия. Принцип обновления жизни, на котором строится экзистенциальная аналитика, не отменяется и не «портится» в связи с критикой его конкретных толкований. Критика экзистенциальных концепций и открывающиеся в связи с ней недостатки и противоречия экзистенциального анализа становятся началом нового уровня открытости парадоксам человеческого бытия, подтверждая аутентичность основания - принципа об-новляемости жизни.
Экзистенциальный анализ в качестве методологического подхода существует в поле превращения противоречий человеческого бытия в единство человеческого становления, между полюсами свободы выбора и выбора свободы, т.е. между временем человеческой жизни и временем жизни бесчеловечной. Противоречия в экзистенциальном анализе истолковываются как вопросы, императивы, свидетельства, подтверждения и представления целостности бытия. (Если считать, что понятие «система» является синонимом понятия «целостность», то можно говорить о том, что экзистенциальный анализ - это системный анализ, осуществляющийся в терминах систем бытия, систем присутствия человека в мире. Но поскольку время экзистенциального опыта считается парадоксальным, нефиксируемым в абстрактных категориях и предметах, то и экзистенциальный анализ считается лишь предпосылкой системного анализа. На самом деле то, что рассматривается в качестве системы, часто является метафорой и моделью, конституируемой в определенном человеческом времени.)
Одним из важнейших аспектов отношений экзистенциального анализа и всех остальных методологических подходов (ориентированных онтически, а не онтологически, понимающих действительность посредством сущностей, а не существований) является дуализм психологической практики и психологической теории. Непреодоленный (несмотря на призывы и предупреждения великих ученых) и даже специфическим образом обостряющийся сегодня дуализм психологической теории и психологической практики разделяет и концепции экзистенциального анализа. Автор одной из
немногих, написанных в последнее время диссертаций по психологии, посвященных экзистенциальному анализу, В. Летуновский, указывает, что концепция Dasein-анализа М. Босса является онтоцентрированной и не может считаться научным методом в традиционном понимании. Онтоцентрированный экзистенциальный анализ является не методом психологического исследования, а методологией практики, причем не только психологической, но и философской, антропологической, терапевтической, педагогической, экологической и т.д. Антропоцентрированный экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера в большей степени соответствует нормативным представлениям науки, так как формирует априорные структуры, конституирующие человеческий опыт и поведение. Опираясь на эти априорные структуры, можно объяснять человека посредством атрибутивных характеристик, конституирующих человеческое поведение и находить предметы, понятные для всех отраслей психологии.
Тем не менее подход Л. Бинсвангера, очевидно, менее интересен, менее жив и в достаточной степени теоретически отчужден от собственно бытия. Он представляет собой модель и как всякая модель обречен постареть и быть отвергнутым. Онтоцентрированный экзистенциальный анализ (Dasein - анализ) М. Босса является более привлекательным и более мощным, обладающим большей эвристической ценностью по сравнению с антропоцентрированным вариантом именно потому, что он позволяет формировать систему установок и позицию обеспечения большей точности, максимальной близости к действительности, аутентичной жизнедеятельности, экзистенциальной валидности. Онтоцентрированный экзистенциальный анализ, будучи методологией психологической практики, более реален во временных отношениях. Этот подход сохраняет свою важность от перехода одного человека к другому, связывает этапы, периоды, деятельности, отрасли, профессии, специальности, проблемы, сферы ответственности и пр. Онтоцентрированный экзистенциальный анализ экзистенциально валиден, в отличие от всех антропоцентрированных подходов, валидность которых обеспечена относительностью абстрактных предметов и конвенциализированными представлениями социальных групп. Онтоцентрированный экзистенциальный анализ релевантен представлениям о том, что разные люди в разных ситуациях ведут себя по-разному и что жизнь всегда больше, чем то, что мы о ней думаем.
Но, как уже указывалось выше, методология практики не убедительна сама по себе, так же как не убедительна сама по себе успешность практики. Видимый успех может быть фокусом (трюком, представлением,
обманом), иллюзией, недоразумением. Люди, вовлеченные в практику, и люди, наблюдающие практику, находятся на разных полюсах взаимодействия, живут в разных экзистенциальных временах. (По остроумному замечанию М. Анчарова, «даже очень опытная, но бездетная акушерка кое о чем знает только понаслышке».) Для экзистирующего присутствия доводы, объяснения и доказательства не нужны, присутствующего человека обнимает его бытие и он опирается на своевременные императивы, ответы, повествования и объективации. Присутствующего человека выражает целостность его бытия [6]. Отвлеченно присутствующему человеку, абстрактно изучающему чужое, или свое собственное, но отчужденное от себя на время исследования бытие мир противостоит, не обнимает и не «вынашивает его в становлении», не требует и не помогает «сбываться человеку в человеке», а противостоит как часть бытия, как аспект, точка зрения, горизонт, пространство пути и т.д. Именно поэтому и мир, и человек нуждаются в объяснениях, предварительно согласованных представлениях, средствах верификации и т.д.
Психологическая практика и психологическая теория разделены и связаны человеческой экзистенцией так же, как кулинарный рецепт и реальный пирог разделены и связаны жизнью, трудом, взаимодействием, присутствием людей: кулинаров, крестьян, торговцев, бухгалтеров и всех остальных. Совместность людей соединяет психологическую практику и теорию в каждом событии, но в пространстве рационализаций и опыта они разделены.
Свойственный современности парадоксальный разрыв между психологической теорией и психологической практикой, кроме всего прочего, связан с формами концептуального понимания времени. Длительность события неразрывно связана с его психологическим смыслом. Длительность не может быть изменена так, чтобы и смысл при этом радикально не изменился. Необходимо учитывать и масштаб, уровень, горизонт длительности присутствия. В естественных науках для представления времени как длительности принят термин «темпоральность» и предполагается наличие различных уровней темпоральности, свойственных различным формам существования.
Один из ведущих теоретиков проблемы понимания времени Дж.Т. Фрейзер предложил выделять уровни темпоральности для того, чтобы различные формы существования могли быть представлены в соответствии с их системными характеристиками, спецификой присутствия и иерархией порядков изменения, существования, становления [1].
Фрейзер предлагает пять уровней темпоральностей, образующих иерархическую структуру возрастания экзистенциального напряжения системы. Фрейзер исходит из предположения, что увеличение экзистенциального напряжения системы соответствует тенденции развития живой вселенной. Живая вселенная увеличивает уровень своего экзистенциального напряжения, одним из условий при этом является увеличение уровня организации, сложности существования системы. Существо или организм живут и умирают в контексте жизни системы, т.е. в контексте жизни сверхсистем и подсистем, уровень которых характеризуется структу-
рой темпоральности. Если уровень экзистенциального напряжения в присутствии конкретного существа уменьшается, мы говорим об его умирании, если возрастает, то о жизни. При изменении контекста, в котором мы конституируем существование, понятия «умирание» и «жизнь» изменяют свои значения и свои временные характеристики.
В модели Фрейзера в соответствии с современной теорией эволюции имеют место шесть стабильных уровней материи и соответствующих им темпоральных уровней [4]:
1. Мир частиц, всегда двигающихся со скоростью света, частиц без массы покоя. Их время - атемпо-ральность (частицы вне времени).
2. Мир частиц, двигающихся со скоростью ниже скорости света и имеющих ненулевую массу покоя. Их время - прототемпоральность (время микромира).
3. Мир масс, складывающихся в звезды, галактики, группы галактик - эотемпоральность (космологическое, или астрономическое время).
4. Мир живых организмов - биотемпоральность (биологическое время).
5. Человеческий мир - ноотемпоральность (человеческое, психологическое, личностное время).
6. Коллективные институты человеческого общества - социотемпоральность (историческое и социальное время).
Каждый из указанных темпоральных уровней описывается соответствующей теорией:
1. Частицы нулевой массы покоя - атемпоральность -описывается специальной теорией относительности.
2. Частицы ненулевой массой покоя - прототемпо-ральность - квантовой механикой.
3. Космические тела - эотемпоральность - общей теорией относительности.
4. Мир живых организмов - биотемпоральность -биологией.
5. Человек - ноотемпоральность - психологией.
6. Человеческое общество - социотемпораль-ность - социологией.
Эта модель очень напоминает астрономическую модель Птолемея, которая, как известно, долго была признана не только учеными, но и церковью.
В этой модели земля покоится в центре. Модели человеческого сознания часто также располагают сознание в центре. Как известно, Коперник «перевернул» представление о положении земли, заставив ее кружиться вместе с другими планетами. Само солнце было «запущено» вокруг центра галактики.
При этом до сих пор остается тайной, что же находится в центре Вселенной. Модели сменяли одна другую и в каждой новой модели время становилось все более относительным и сложным. Открытие Хаббла показало, что вселенная расширяется. Правда древние даосы задолго до этого верили, что вселенная пульсирует. Любая модель является гипотезой, которую невозможно окончательно доказать, и существует только в наших представлениях и не имеет другой реальности. Но хорошая модель и хорошая теория позволяют описывать и предсказывать события. Поскольку Фрейзер разработал метамодель, то мы предполагаем, что все модели имеют свое место. И Птолемеевская, и Коперниковская, и мо-
дель Большого взрыва. Мы верим в особое, специфически человеческое время, которое соединяет все модели в согласованное представление о становлении бытия и сознания. Так, мы до сих пор пользуемся и теорией Ньютона, и теорией Эйнштейна, когда они соответствуют масштабам времени.
Для простоты в качестве изображения мы будем использовать подобие Птолемеевской модели, так как она изображает границы между сферами темпоральностей. Но не стоит забывать и о существовании других моделей: как Вселенной, так и сознания. Для понимания и изучения принципов временной согласованности нам как раз необходима модель с границами и иерархией времен.
В данной работе мы обратим особое внимание на пятый и шестой уровни темпоральности - на то, что происходит на границе этих миров, на мир человеческого бытия, опосредованного социальным контекстом.
Увеличение экзистенциального напряжения соответствует жизни существа, поскольку жизнь в экзистенциальной психологии представляется как постоянное становление, обновление и освобождение самой себя в формах конкретного присутствия. Каждая тем-поральность человеческого существования более высокого уровня содержит в себе темпоральности более низкого и более высокого порядка, не только заполняя собой некоторую пустоту в природе, но и создавая новое качество жизнестановления, новую регулярность и размерность - форму, тело времени.
Темпоральности высшего (человеческого) уровня Фрейзер называет ноотемпоральностью, или ноэтиче-ским временем. Это время есть форма присутствия зрелого человеческого разума. Зрелый и разумный человек существует в мире, в котором прошлое, настоящее и будущее четко разделены временными горизонтами. Временные горизонты грядущего и прошедшего представляются ему неограниченными, а горизонт настоящего представляет собой как раз структуру ограничений, связанную с мышлением. Мышление в свою очередь определяется темпоральными горизонтами восприятия и внимания.
Описание темпоральности этого уровня очень близко к пониманию времени и присутствия в онто-центрированном экзистенциальном анализе. Экзистенциальный анализ как методология психологической практики опирается на феноменологическое понимание модусов бытия, таких как открытость, озабоченность, ответственность, решимость и др. Модус бытия в онтологическом отношении, как становление присутствия, как становление бытия в мире, и есть темпоральный горизонт внимания и восприятия. Смысл становления человека как решительного присутствия в мире - конкретный феномен темпорального горизонта внимания и восприятия. Ноотемпоральность - это длительность становления человеческого в человеке, период между творчеством и произведением (творением и тварью). Ноотемпоральное существование - это существование в горизонтах восприятия, вечного, внутри, между и вокруг временного.
Следующий уровень темпоральностей, выделяемый Фрейзером, - биотемпоральность, или биологическое время. Это темпоральная действительность живых организмов, включающая человека постольку, поскольку
это касается его биологических функций. Будущее, прошлое и настоящее биологических существ также разделены, но темпоральные горизонты грядущего и прошедшего настолько узки, что настоящее характеризуется минимальной степенью богатства смыслов. Фрейзер, в соответствии с современными представлениями биологов, предполагает, что биологическое настоящее имеет устойчивые видоспецифичные границы и его горизонт определяется не свободой возможностей становиться собой, а только необходимостью быть, соответствовать условиям присутствующего в биологическом «теперь» существа, координировать циклическое функционирование в циклически изменяющейся среде, сохранять в ней внутреннюю согласованность. В биотемпоральности настоящее координирует прошедшее и грядущее в повторяющихся формах.
В экзистенциальном анализе горизонтам биотерм-поральности соответствует онтический уровень восприятия, озабоченность не столько существованием -становлением, сколько существованием - существом. Модус необходимости, всеобщности, предметной ограниченности жизни описывается как Umwelt - мир вокруг. Биотемпоральность в психологическом смысле сопряжена с отношением к миру вокруг, к миру объектов. Естественное отношение к миру вокруг детерминируется самим миром вокруг, человек лишь реагирует на его стимулы и свободен только в отношении к своим реакциям. Биотемпоральное существо живет в мире реакций на мир при том, что система координирования его реакций может быть структурно достаточно сложной, но смысловая структура такого существа проста. В конкретный период времени жизни такого существа воплощается конкретный смысл необходимой активности по сохранению согласованности организма.
Увеличение или уменьшение экзистенциального напряжения в биотемпоральной системе имеет значение только в больших масштабах - вида, биоценоза, популяции и т.д. Присутствие отдельного организма не создает, а только отражает ход биологического времени.
Следующий уровень темпоральности Фрейзера - эотемпоральность: равнодушное, непрерывное время физического существования. Время существования астрономической вселенной вещества, обладающего массой. Физическое время - чистая последовательность. Физическое время не течет, не направляется, не прерывается. В физическом времени может отмечаться лишь ассимет-рия «раньше - позже». Нет предпочтительного направления времени. В онтологическом отношении на этом уровне в принципе не важно - раньше или позже. Случайность является частью закономерности и время является чистой длительностью. В этой бесконечности присутствие не выражает смысла жизни и мир абсурден.
Время мира элементарных частиц Фрейзер называет прототемпоральным. «Прото» обозначает «первая в ряду». Вещи, которые представляют и определяют про-тотемпоральный мир, счетны, но неупорядочиваемы, точная локализация мгновений лишена смысла, время и пространство недостаточно дифференцированы. События в прототемпоральном мире могут быть локализованы лишь статистически, вероятностным образом. Время в этом мире не имеет направления, оно нетекущее и фрагментарное (а не непрерывное). Предполага-
ется, что каждая частица существует только в своем фрагменте времени, обусловленном собственной массой. Временной целостности, объединяющей присутствие и взаимодействие частиц, нет, или ее можно представить как первичный хаос.
Еще более безвременный мир Фрейзер назвал атемпо-ральным. Движение частиц этого мира происходит с нулевой скоростью света, т.е. они не имеют массы. Время присутствия в таком мире невозможно понять «изнутри», ход и последовательность времени изнутри не видны. Атемпоральность - это состояние энергии вакуума.
Уровни темпоральности Фрейзера можно использовать как основу для построения метамоделей многомерного мира, системно организующих «элементарные» модели. Ноотемпоральность с появлением человека как существа, не только обитающего, развивающегося, но и становящегося, сбывающегося, возникающего в своем присутствии, порождает специфически человеческие формы времени и уровни темпораль-ности, становление личности конституирует психологическое время, становление жизни культуры сообществ, цивилизаций конституирует историческое время. Озабоченность целостностью культуры под натиском времени (забота о спасении души) конституирует религиозные смыслы и время сотериологическое. Революционность прогресса человечества конституирует социотемпоральность - разделенность времени различными интерпретациями: время ощущаемое и понимаемое, время труда и досуга, личное и общее. Фрейзер представляет социотемпоральность как время, находящееся в процессе становления. Мы не можем выделить основные и характерные черты этой темпоральности с такой же определенностью, как для времени света, частиц с нулевой массой, покоя, частиц, обладающих массой, и биологического времени. Мы не можем выделить в социотемпоральности постоянных границ, естественных пределов течения времени. Социотемпораль-ность - это трансгрессирующее время, и она определяется не границами форм существования, а градиентом становления форм взаимодействия.
Уровни темпоральности соответствуют увеличению экзистенциального напряжения, которое проявляется, кроме всего прочего, в растущей интенсивности интен-циональности жизненных форм. Начиная с биотемпо-ральности ориентированность во времени определяется потребностями, целями и действиями организма. С ростом уровня интенсивности интенциональности увеличивается способность управления будущим, увеличивается степень свободы, горизонты причинности становятся более широкими, увеличивается число измерений мира. То есть живая материя (формы существования) усложняется и появляются высшие функции жизнедеятельности.
Метамодель Фрейзера позволяет увидеть многообразие темпоральных миров в виде определенных совокупностей различных регулярностей. Регулярности низшего порядка входят в темпоральный мир человека в качестве воздействий и необходимостей. Человек испытывает воздействие регулярностей атемпораль-ных, прототемпоральных, эотемпоральных, биотемпо-ральных миров - т.е. существует как вакуум, свет, химическое соединение, космос, организм. Но в мире
человека присутствуют и регулярности высших уровней темпоральности. Эти миры переживаются как специфические воздействия на регулярности низших порядков. Это воздействие нельзя назвать причинным. Высшие уровни регулярности как бы «окрашивают» низшие регулярности, трансформируют их, одухотворяют, придают смысл, совместность, созвучность в контексте роста интенциональности. Например, биологическая регулярность питания переживается человеком не только как потребность, но и как ритуал, праздник, обычай, коммуникация, благо и т.д.
Существуют различные темпоральные миры. Определенный темпоральный мир вмещает в себя регулярности других темпоральных миров. Что происходит между темпоральными мирами, на их границах? Естественнонаучное мышление не может обнаружить переходных форм. Всякая обнаруживаемая нами естественная форма жизни существует в ее собственном темпоральном мире (время и пространство едины). Исследователь проблем времени Гансвид пишет: «Переходные состояния между этими целостными уровнями, по-видимому, находятся в немилости у природы. Неизвестны промежуточные формы между живой и мертвой природой, возможно, это короткоживущие метастабильные состояния. В пределах таких метастабильных границ должны протекать маргинальные процессы. Здесь вещество возникает из излучения, из частиц формируется конденсированная материя, материя дает начало жизни, а жизнь разуму. Неустойчивость маргинальных форм гарантирует (са-мо)идентичность уровней, автономность их законов и различие темпоральностей» [1].
Атрибутивные характеристики темпорального мира, как и атрибуты всех объектов познания, стабильны и несводимы один к другому. Темпоральности не «смешиваются» и не «вступают в реакцию».
«Собрали для строительства кремля лучших мастеровых и надолго поселили их вместе для решения большой и благородной общей задачи. Сволокли этих людей из разных мест России. Появился кремль, но появилось в народе еще одно понятие: «сволочные люди», «сволочи».
Попытайтесь подчинить одной цели, пусть самой возвышенной и благородной, десяток мастеров, каждый из которых прежде в одиночку эффективно работал на эту цель.
Смешайте на одном месте семена различных растений.
Займитесь одновременно решением нескольких серьезных дел.
Совместите на одном холсте самые прекрасные пейзажи: океана, пустыни, джунглей, березовой рощи и соснового бора.
Воплотите в одном архитектурном проекте все стили.
Слейте в один бокал несколько изысканных напитков.
Уговорите себя, что любить нужно все то, что любят другие.
Живущих в одном лесу лося, кабана, волка, лису, зайца и медведя посадите в одну самую просторную и красивую клетку.
Соедините свет и тьму, лед с пламенем, движение с покоем.
Соедините электропровода с разным напряжением.
Смешайте истоки чистых энергий в одну. И что получите?
Какую общую цель можно поставить перед священником и профессиональным убийцей, перед экологом и лесорубом, акушером и могильщиком?
Точка и многоточие означают противоположное.
Два порядка - беспорядок. Два закона - беззаконие. Самый недемократический способ принятия решений - голосование» [6. С. 336-337].
Но, как говорилось выше, в конкретном темпоральном мире иные миры различных уровней взаимодействуют. Где место их взаимодействия и в каком времени они взаимодействуют? Фрейзер предполагает, что темпоральные миры как раз и являются «местом» взаимодействия темпоральностей.
Время «теперь» представляет собой неустранимый конфликт жизнестановления, противоречие сил, тенденций, регулярностей. Кроме атрибутивных характеристик темпорального мира время переживается как модус бытия. Уже в самих этих категориях можно увидеть конфликт существующего и становящегося, ожидаемого и случившегося, интуитивного и рассудочного.
«АТРИБУТ (лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться».
МОДУС (лат. modus - мера, образ, способ) - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть «инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания» [2].
Время есть не только модус бытия, но модус конфликта времен, конфликта темпоральностей. Это конфликт является неустранимым и жизнетворящим. В контексте этого конфликта появляются и развиваются формы жизни. Все специфически человеческие времена представляют собой конституирование конфликта силовых линий различных темпоральностей, причем сложность этих связей в процессе жизни растет. Человек - узел в сети времени. Время человеческой жизнедеятельности - фокус конфликта времен. Связывать различные темпоральные миры в короткоживущие, маргинальные формы своих решений и своей жизнедеятельности - экзистенциальная обязанность человека, которая усложняется и выполнять ее человеку позволяет речь. Не сам по себе язык, слово, мышление, сознание или деятельность, а речь, конституирующая неустранимый конфликт времен.
«Человек получает слова пустыми. Но по мере того как они насыщаются смыслом, они становятся шпорами, уздой, удилами. Появляются жестокие слова, от них плачут. Появляются певучие слова, от них светлеет на сердце» [6. С. 669].
Конфликт времен неустраним, но в каждый конкретный период времени человеческой жизни он как-то конституируется, переживается. Человек связывает
модусы темпорального конфликта в новую темпораль-ность, которая не свойственна ему в качестве существа, не является его атрибутом, но определяет его жизненную форму, являясь модусом его бытия. Ценность всякой вещи и в ней самой, и в направленности времени жизни на эту вещь. Ценность существует только в определенном темпоральном мире, но является результатом конфликта темпоральностей.
«Вещь, что обошлась дорого, значима для человека, — вещь, на которую потрачено много времени. В затраченном времени — суть бриллианта, год трудов стал слезой величиной в ноготь. Тачка розовых лепестков — каплей духов. Что мне за дело, чьей будет алмазная слеза, капля аромата? Я заранее знаю: на всех не хватит, но знаю и другое - о культуре судят по вещам, которые она произвела, а не по тому, кто владел этими вещами» [6. С. 668].
Усложняющиеся системы человеческого времени опираются на тенденциональность конфликта темпо-ральностей, выражаемую в событиях человеческой речи. Человеческий язык перформативен и человек выражает то, что в этот момент делает. Язык человека поддерживает время жизненного мира, но и тишина, в которой звучит человеческая речь, - тоже есть чье-то воплощенное намерение.
«Я заметил, мой восточный сосед внимателен не к событиям в своем царстве, не к устройству и не к учреждениям, не к вещам, а только к перепаду высот. И если ты захочешь узнать мое царство и отправишься сперва к кузнецам, ты увидишь, они куют гвозди, они влюблены в гвозди, речи их - славословие ковке гвоздей. Потом ты пойдешь к лесорубам, увидишь, как валят они деревья, как увлечены рубкой; первый треск мощного ствола для них - праздник, падение дерева-гиганта -радостное торжество. Ты навестишь астрономов, они погружены в наблюдение за звездами, ты постоишь, послушаешь их молчание. Кузнецы, лесорубы, астрономы любовно делают свое дело. И если я спрошу тебя: “Что творится у меня в царстве? Что у нас будет завтра?” — ты ответишь: “Будут ковать гвозди, валить деревья, наблюдать звезды, у тебя, стало быть, будут запасы гвоздей, древесина, звездные карты”. Не видящий дальше собственного носа, ты проглядел строительство корабля. Конечно, никто не сказал тебе: “Завтра мы выйдем в море”. Каждый убежден, что служит своему богу. Язык каждого так ограничен, что ему не воспеть бога богов — корабль. Но корабль щедр, благодаря ему кузнец влюблен в свои гвозди.
Ты видел бы будущее яснее, если бы приподнялся над дробностью мира и ощутил ту жажду морского простора, какую я разбудил в душе моего народа. Тогда ты увидел бы фрегат — он сделан из гвоздей, досок, стволов деревьев, он послушен звездам, он медленно вырастает в тишине, словно кедр, что вытягивает соли и соки из каменистой почвы и окунает их в солнечный свет.
Если бы ты встал повыше, это устремление в будущее стало бы для тебя очевидным. Ты не ошибся бы — повсюду, где только возможно, явлено тяготение к морю. Ничего ведь не сделать и с земным тяготением, — я выпустил из руки камень, он непременно упадет на землю» [6. С. 670].
Конфликтуют слова, а жизнь формирует целостности все более сложного уровня регулярностей. Активность человека в мире, создаваемом его речью, не сводится к собственно речам, а в определенной степени открывает или закрывает человека от темпоральностей более высокого или более низкого порядка, дает и принимает срок.
«Заметка для памяти: не подчинишь работу заранее продуманной идее. Рассудок слеп. А творение совсем не сумма составляющих его частей. Нужно семечко, чтобы возникло тело. Оно будет таким, какова двигающая тебя любовь. Но предвидеть заранее, каким оно будет, невозможно. Однако логики, историки, критики, пользуясь нелепым языком логики, разнимут твое творение на составляющие и докажут, что одно в нем надо было бы увеличить, а все остальное уменьшить, и с той же логичностью докажут совершенно противоположное, ведь когда живешь в царстве абстракций, когда кухня и танцевальный зал для тебя только слова, между ними нет особой разницы, ничего не стоит что-то уменьшать, что-то увеличивать. Слова и есть слова. Что бы мы ни говорили о будущем, разговоры наши бессмыслица. Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Пробуди страсть, она изменит настоящее, а следом и будущее. Не занимай сегодняшний день завтрашними заботами. Питает тебя настоящее, а если ты отвернешься от него, ты умрешь. Жизнь — это осваивание настоящего, оно сплетено из множества продлевающихся нитей, устоявшихся связей, но язык не в силах вместить их и выразить. Равновесие настоящего составлено из тысячи равновесий. И если ты, проводя задуманный эксперимент, нарушишь одно из них — у слона-великана рассечешь одну узенькую жилку — слон умрет.
Нет, я не о том, чтобы ты ничего не менял. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена. И тогда в каждый миг семечко или то, что растет из него, будет в равновесии с настоящим.
С множества точек зрения можно судить об одном и том же. И если с моей вершины я примусь делить людей с точки зрения их права быть сытыми, вряд ли кто-то сочтет мою точку зрения несправедливой. Но если я поднимусь на другую гору и по-иному взгляну на людей, то, полагаю, справедливым мне покажется что-то иное. А мне хотелось бы не позабыть ни об одной из справедливостей. Поэтому я наблюдаю за людьми.
(Справедливость не одна, их бесконечное множество. Я могу распределить моих генералов по возрасту и старейшим воздавать почести и назначать их на все более ответственные посты. Или, наоборот, могу вознаграждать их отдыхом, с годами предоставляя им все больше прав на него и перекладывая ответственность и обязанности на плечи более молодых. Я могу судить обо всем с точки зрения царства. Могу судить с точки зрения частного лица. Могу судить с общечеловеческой точки зрения, ратуя за частное лицо или против него.)
Основа моей армии — иерархия, но стоит мне попытаться определить, что для моей армии справедли-
во, а что несправедливо, как я попадаю в сеть неразрешимых противоречий. О человеке можно судить по заслугам, по способностям и исходя из соображений высшего блага. Вот я построил лестницу неоспоримых достоинств, но стоило поместить их в другое измерение, как они оказались спорными. И если мне наглядно доказывают, что решения мои чудовищны, я не впадаю в смятение. Я знаю заранее, непременно найдется точка зрения, с которой они поразят именно своей чудовищностью, но я хочу, чтобы новое прижилось к уже существующему, чтобы оно пустило корни, чтобы истина не была словесной, чтобы в ней была ощутимая для всех весомость» [6. С. 666].
Фрейзер называет многообразные конфликты сил, порождающих различные формы напряжения, экзистенциальным напряжением. В экзистенциальном напряжении взаимодействуют различные формы овреме-ненности мира, что и есть жизнь в качестве модусов бытия. Феноменология переживания динамики экзистенциального напряжения описана философами и психологами экзистенциальной ориентации. Можно упомянуть такие модусы бытия, как «искусство любить» Э. Фромма, «мужество быть» П. Тиллиха, «творчество» Н. Бердяева, «открытость бытию» М. Хайдеггера и др. Но дальше всех в понимании вопросов взаимодействия темпоральностей продвинулись экзистенциалисты диалогической ориентации.
Каким образом человек осваивает времена своего жизненного мира, становясь, сбываясь в темпоральном мире, понял О. Розеншток-Хюсси, создав метод, соединяющий понимание времен личностного, общественного, исторического и теологического опыта (времени человеческого взаимодействия в психологическом, социальном, историческом и религиозном масштабах) [5].
Основная идея созданного им «грамматического метода» заключается в видении у человека (социума и культуры) целостности четырех речевых форм, или речевых ориентаций. Розеншток-Хюсси представляет знание как проявление человечности в человеке, формирующееся в потребность присутствовать в лоне четырех ориентаций речи: в повелительно-обращенной (императивной) речи; в субъективной; в повествовательной, или «траекторной», и наконец в объективной, ориентированной на внешний мир. Эти речевые ориентации равноправны и взаимосвязаны в жизни человека и общества в целом, но важно их артикулирование в хронологической последовательности. Грамматический метод Розенштока-Хюсси позволяет видеть темпоральность переходного типа - ту самую ко-роткоживущую форму, которую предположил, но не обнаружил Фрейзер, мир «между» - Mitwelt, выделяемый в экзистенциальном анализе.
Грамматический метод позволяет всякий человеческий опыт, свершение или проблему рассмотреть и понять в четырех направлениях: в направлении императива, дающего толчок событию; в направлении интериори-зации познания на субъективной стадии личностного «я»; в направлении социализации и институализации поступка; в направлении относительной завершенности данного явления как части действительности. Но важна хронологическая последовательность артикуляции, восприятия и ответов, т.е. время диалогического присутст-
вия. Нарушенность последовательности и неаутентич-ность речи создает время неаутентичности жизни. Все болезни человека и общества - это болезни языка. И болезни, и выздоровления, таким образом, возникают в особой темпоральности, в длительности модусов артикулирования человеческой речи. Это время и есть время становления человеческого в человеке.
Особая темпоральность, которая понимается нами как время становления и бытия человека и человеческого времени в последовательности четырех направленностей речи, может быть названа транстемпораль-ностью - временем перехода от конца существующего к началу возникающего, временем слова, начинающего, продолжающего и завершающего времена человека. В буквальном смысле транстемпоральность - это переходность времен. На языке естественных наук трансте-мопральность может быть понята как градиент времени, тенденция симфонизации времен.
Жизненные формы транстемпорального мира - это диссонансы и консонансы взаимодействующего становления темпоральных миров и существ. Транстемпоральный диссонанс - это дефективный модус бытия. Транстемпоральный консонанс - эффективный модус.
По мнению Фрейзера, лишь растущее экзистенциальное напряжение может гарантировать существование самоподдерживающихся, открытых, незавершенных процессов. Уменьшение экзистенциального напряжения приводит к хаосу, предшествовавшему конфликту времен, в котором возник актуальный мир.
Если стремиться к такой форме психологического исследования, которая не будет отчуждением от жизни, то, вероятно, следует признать, что исследование также должно не уменьшать, а увеличивать рост экзистенциального напряжения, т.е. соответствовать главной тенденции живого времени. Значит, онто-ориентированный экзистенциальный анализ может осуществляться в качестве научного исследовательского метода в контексте специфического темпорального мира - транстемпорального, мира метастабильных состояний, определяющих тенденции переходов времен, градиенты времени, мир, населенный не только существами, обладающими или не обладающими массой, существами с узким или широким горизонтом прошлого и будущего, но состояниями высокой интенсивности интенциональности, метасуществами, принимающими решения.
«Истину рождает несхожее с ней.
Ты удивлен? Но тебя же не удивляет, что вода, которую ты пьешь, хлеб, который ты ешь, преображаются в сияние глаз, не удивляет, что солнце становится листвой, плодами, семенами. Хотя в семени нет ничего схожего с солнцем и с будущим кедром тоже.
Порожденное не означает подобное.
Сродство в подспудном течении, оно незримо для глаз, для ума, его чует душа. Незримое течение я и имею в виду, говоря, что творение сродни Творцу, плод сродни солнцу, поэзия сродни жизни души, человек, которого я из тебя нарабатываю, сродни укладу моего царства.
Сказанное мной важно. Без чуткости к незримому, подспудно ощущаемому течению, ты не увидишь в несхожем преемственности, уничтожишь несхожее и лишишься возможности расти дальше, Ты станешь деревом, которое, не узнав в своих плодах солнца, отгородилось от солнца. Книги не могут рассказать о породившем их веющем духе, — ученый, тщательно изучив, как они построены, и построив свою книгу, пустую, никчемную, не найдет для нее читателя: все разбежались» [6. С. 721].
Конвенциализация представлений о транстемпоральном мире, обозначение важности модуса открытости бытию, «чуткости к незримому», утверждение регулярностей становления человеческого в природе, человеке, укладе, жизнедеятельности научным психологическим дискурсом позволит опираться на принципы экзистенциального анализа не только в различных отраслях человеческой практики, но и в фундаментальных исследованиях, целью которых является симфони-зация человеческих деятельностей, аутентичное преодоление естественной дробности сверхъестественным усилием становления целостности.
Проведенный анализ соответствия положений онто-центрированного экзистенциального анализа и положений системных представлений о структурах живого времени позволяет нам предположить, что онто-центрированный экзистенциальный анализ (метод познания, опирающийся на анализ конкретного человеческого бытия) может развиваться как научный метод, если будет введена категория временности, соответствующая миру экзистенциальных решений человека. Эту особую форму времени предлагается назвать транстемпоральностью - длительностью становления смысла человеческого присутствия, градиентом времени становления человеческого бытия в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гансвинд И.Н. Дж.Т. Фрейзер и его теория времени. Доклад на семинаре «Изучение феномена времени» 12.14.1993. Институт исследований
природы времени. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html
2. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. 1376 с.
3. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
4. Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М., 2002. Режим доступа:
http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html\lubinskaya_filosofskie.htm
5. Монастырская И.А. «Грамматический метод» О. Розенштока-Хюсси как методология гуманитарных наук // Методология гуманитарного
знания в перспективе XXI в. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 87-92.
6. Сент-Экзюпери А.де. Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Маленький принц. Цитадель: Сб.: Пер. с фр. М.:
Пушкинская библиотека; АСТ, 2003. 893 с.
7. Fraser J.T. The Genesis and the Evolution of Time. Brighton, 1982.
Статья поступила в редакцию журнала 20 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.