Научная статья на тему 'Экзистенциальные вопросы: личностный ответ'

Экзистенциальные вопросы: личностный ответ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7159
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИНА / EXISTENCE / LIFE / DEATH / FREEDOM / RESPONSIBILITY / GUILT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Есипова Н.Д.

В статье затронут вопрос влияния на качество и полноту жизни человека его личной позиции и уста- новки по отношению к основным экзистенциальным вопросам бытия. Эта проблема рассматривается на примере восприятия неизбежности смерти и ответственности человека за свою жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL QUESTIONS: THE PERSONAL RESPONSE

In the article by N. Esipova the question of infl uence on the quality and completeness humans life of his personal positions and attitudes to basic existential questions of life is touched upon. This problem is regarded on the example of the inevitability of death and human responsibility for their lives.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные вопросы: личностный ответ»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 141.32 Н.Д. ЕСИПОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии Орловского государственного университета E-mail: nde971@mail.ru

UDC 141.32 N.D. YESIPOVA

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Social psychology and acmeologiy, Orel state university

E-mail: nde971@mail.ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: ЛИЧНОСТНЫЙ ОТВЕТ EXISTENTIAL QUESTIONS: THE PERSONAL RESPONSE

В статье затронут вопрос влияния на качество и полноту жизни человека его личной позиции и установки по отношению к основным экзистенциальным вопросам бытия. Эта проблема рассматривается на примере восприятия неизбежности смерти и ответственности человека за свою жизнь.

Ключевые слова: экзистенция, жизнь, смерть, свобода, ответственность, вина.

In the article by N. Esipova the question of influence on the quality and completeness human's life of his personal positions and attitudes to basic existential questions of life is touched upon. This problem is regarded on the example of the inevitability of death and human responsibility for their lives.

Keywords: existence, life, death, freedom, responsibility, guilt.

Проблема экзистенции занимает одно из ведущих мест в современной философии. Изучение этой проблемы позволяет человеку глубже понять свою сущность, суть подлинного или ложного бытия, определить личную позицию по отношению к основным экзистенциальным вопросам. В большинстве работ по философии определение экзистенциализма дается через обозначение поднимаемых вопросов и тем, таких как: бытие, свобода, выбор, смерть, ответственность, смысл жизни и др. Разные авторы, исследуя эти понятия, выделяют различные пути, ведущие к субъективному ощущению и объективному восприятию подлинности, глубины и насыщенности жизни.

Актуальность и интерес к экзистенциальным вопросам определяется необходимостью нахождения каждым человеком своего пути и ответа на сущностные вопросы бытия в эпоху значительных изменений условий жизни. Стремительное развитие общества, научно-технический прогресс приводят к существенным изменениям условий бытия человека в мире. Для современного общества характерна повышенная кризисная готовность, которая связана с увеличивающимися по количеству и силе экологическими катастрофами, военными действиями, терроризмом, криминальной ситуацией. Кроме того, нестабильность социально-экономической ситуации, резкое изменение уклада жизни практически всех слоев населения, все увеличивающийся темп жизни и ряд других факторов повышают общую тревожность, усиливают переживание одиночества, беззащитности, страха перед будущим. Система существования человеческого сообщества в наши дни основана на стандартизации и технологиза-ции способов деятельности, унификации норм и правил, подавлении индивидуального развития в пользу

стабильности общественного устройства. Это приводит к тому, что человек оказывается не способным укорениться в своих основаниях, он ощущает свою потерянность в мире, экзистенциальный вакуум. Поэтому тенденцией последних десятилетий становится стремление человека быть как все и не быть самим собой, что в значительной степени определяется снижением чувства внутреннего, подлинного бытия. В связи с этим перспективными являются исследования, обращенные к проблематике «экзистирующего индивида», способного находить личностные ответы на основные вопросы бытия, вступать в подлинную коммуникацию, в рамках которой он способен сохранить собственную самость. Также одной из причин актуальности проблемы экзистенции является ее индивидуальная практическая значимость: каждый из нас является уникальным и неповторимым существом, имеющим собственное место в бытии и ответственным за качество своей жизни.

Взгляд на человека в экзистенциальной философии определяется фундаментальным её тезисом, суть которого в том, что человек должен пониматься, исходя не из его сущности, как любой другой вещи мира, а путём постижения его существования.

Бытие человека характеризуется его личным способом разрешения, ответа, сознательными или бессознательными попытками справиться с жесткими фактами жизни, с «данностями существования» [7], которые заданы самим существованием человека как человека.

Среди них наиболее значимыми являются: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим, и ответственность за результат наших выборов, необходимость принятия экзистенциального одиночества, несмотря на существующие контакты и межличностные

© Н.Д. Есипова © N.D. Yesipova

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

отношения, отсутствие безусловного и самоочевидного смысла жизни.

Экзистенциальные вопросы могут подниматься человеком в моменты глубокого сосредоточения на сути собственного существования, но они остро встают перед человеком в кризисных, пограничных (по Ясперсу) ситуациях. Серьезное заболевание, смерть близких, социальные взрывы разрушают субъективную картину незыблемости мира, его предсказуемости. В результате появляется довольно неприятное осознание того, что очень многое в мире не соответствует нашим представлениям. Глубинный смысл пограничных ситуаций - все может измениться независимо от наших желаний и усилий, нет твердой основы. Чем глубже человек осознает это послание - тем сильнее ощущение безосновности, зыбкости существования. Как отмечает С. Кьеркегор: при повышении степени сознания, нарастает сила отчаяния: чем больше сознания, тем больше отчаяния [5].

Наиболее очевидная конечная данность - смерть. Знание о том, что в настоящее время ты существуешь, но наступит день, когда перестанешь существовать, наполняет человека сильным страхом и тревогой. Противоречие между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить - это центральный экзистенциальный конфликт. Важность его разрешения связана с тем, что наше отношение к смерти существенно влияет на нашу жизнь. Жизнь и смерть существуют одновременно, а не последовательно. Манилий: «Уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания; и в начале присутствует конец».

Практически каждый философ, большой мыслитель думал и писал о смерти. Многие приходили к выводу о том, что смерть - неотъемлемая часть жизни, и осознание этого не сужает, а обогащает наше бытие. «Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его» [7, С. 39].

Однако точку зрения о том, что смерть вносит нечто позитивное в наше существование, принять не так легко. «С позиции конкретного человека смерть является предельным горизонтом индивидуального человеческого бытия, границей личного будущего» [3, С. 64]. Поэтому для большинства людей смерть однозначно представляется как неизбежное зло. Это непринятие смерти есть отрицание человеческой природы, ведущее к сужению существования.

Однако интеграция идеи смерти не является основанием для пессимизма, а стимулом к переходу на аутентичный, онтологический модус бытия. Она служит источником пограничного опыта, способствующего грандиозному сдвигу точки восприятия, увеличивает удовольствие от проживания жизни.

Отношение не только к смерти, но и другим данностям существования определяет экзистенциальную ситуацию человека, то, каким образом он утверждает себя в бытии.

При анализе основных экзистенциальных проблем - неизбежности смерти, отсутствия очевидного смысла жизни, необходимости переживания экзистенциального одиночества, ответственности человека за

свою жизнь - значимо, с какого ракурса производится этот анализ. Точка зрения, характер анализа той или иной проблемы значительно меняет ее восприятие, а восприятие определяет отношение и решение проблемы. В философии и психологии существует большое количество теорий личности, которые характеризуются различной степенью сложности и абстрагирования, а также порой значительно расходятся во взглядах на природу личности и ее взаимодействий с другими людьми. Можно предположить, что каждая отдельная теория охватывает лишь часть спектра такого большого явления, как Человек. Например, психоаналитическая теория дает целостное, всеобъемлющее объяснение особенностям поведения человека, но на основе, как правило, анализа материала из области психопатологии. Соответственно, она существенно помогает в понимании патологических процессов личности. Подобные теории являются линзами, которые одновременно фокусируют и ограничивают обзор. Возможно, они были уникальны и своевременны для той эпохи, в которую были созданы. Поэтому значимо в анализе такой бесконечной функции [1], как человек, ориентироваться и на теории, созданные при анализе «клинически здорового» материала, на современные открытия, позволяющие расширять и углублять взгляд на природу человека, теории, верифицированные здравым смыслом.

При рассмотрении вопросов смерти, жизни, ответственности, вины существуют значительные теоретические расхождения между парадигмами, которые влияют на практику подхода к боли человеческого существования и взаимодействия с ним. Так, значимое отличие экзистенциального подхода от психоаналитического связано с понятием «глубины». По Фрейду, психодинамика порождается развитием. Соответственно, самый глубокий конфликт - самый первый, ранний. С экзистенциальной точки зрения глубоко исследовать - не значит углубляться в прошлое. На глубинном уровне -это значит не на поверхностном, это размышление не о том, каким образом мы стали такими, каковы есть, а о том, что мы есть. Хотя даже в ответе на вопросы смысла жизни, ее конечности, ответственности и др. экзистенциальный подход, как и любой другой, не уникален, не является исключением и не может объяснить все феномены человеческого существования. В экзистенции неизбежно присутствует свобода, а вместе с ней - неопределенность, которую необходимо осознавать.

Существует парадокс: знание теорий личности и закономерностей становления человека позволяет представлять пути, ведущие к полноте бытия или к выбору не-бытия, но не оказывает прямого влияния на качество и насыщенность жизни. Разрешение экзистенциальных проблем - это всегда опыт, личностный ответ на уникальные ситуации, складывающиеся в жизни конкретного человека. Этот ответ сложно взять, повторить, его необходимо найти, «выстрадать». При этом важно именно эмоциональное проживание жизненного опыта со всеми его светлыми и темными сторонами - самого по себе интеллектуального постижения недостаточно. Для установки, ориентированной на бытие, нужен лич-

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol.5 - no. 55. 2013

ный опыт совладания с пограничными ситуациями.

В современном обществе уделяется большое внимание образованию, важность которого определяется ожиданием, что можно получить достаточный объем знаний, чтобы знать, как жить, зачем, как строить отношения, обогащающие и наполняющие смыслом индивидуальное бытие, как справляться с «экзистенциальными данностями».

Но несмотря на обилие образования и сколько бы ни было лет человеку, никто не знает достаточно, чтобы уметь ответить на самые значимые и самые сложные вопросы: как сохранять свою индивидуальность и одновременно быть вместе с другими людьми, как переживать экзистенциальное одиночество, как справляться с чувством вины, как разрешать дилемму, состоящую в том, что самые сильные позитивные изменения в человеке происходят под влиянием любви к другому человеку, но и самые глубокие эмоциональные раны всегда имеют своим источником межличностные отношения.

То, как мы справляемся с неполнотой нашего знания, является ключевым для нашего ощущения полноты жизни. Если человек скрывает от себя, в первую очередь, как много он не знает и притворяется, что имеет разумные и осознаваемые основания для всех своих поступков, решений и действий, тогда он должен отрицать значительную часть реальности и восприятия себя и мира, в котором живет. Тем самым значительно снижается его жизненная сила.

Так, например, в той или иной степени, каждый человек стремится избежать полноты ответственности за свои желания, действия, жизнь. Эта потребность приписывать ответственность за происходящее объективным обстоятельствам связана с тем, что ответственность связана с виной. Эти два понятия близки, но не на уровне причинно-следственных связей. Их взаимоотношения сложнее. Самая близкая аналогия -это противоположные полюса возможности оказывать активное влияние на собственную жизнь. Вина - это «застревание» в негативной ситуации, самобичевание без стремления к изменению. Цель вины - нахождение виноватого и его наказание. Ответственность - это сосредоточение на преобразовании ситуации в более желательном направлении, это деятельность, направленная вперед, стремление изменять и изменяться, чтобы добиваться лучших результатов.

Таким образом, до принятия решения перед человеком встает возможность, которая, в зависимости от выбора и степени зрелости личности, преображается в вину или ответственность. Как видно на схеме, «виновность» превращается в замкнутый круг: она не может вернуть прежнюю возможность и препятствует переходу к новой.

В данном случае возможность можно конкретизировать как возможность реализации смысла жизни, возможность бытия в противовес небытию, возможность реализации собственных ценностей, потребностей, в отличие от стереотипных или конформистских действий.

При принятии решения человек редко дает себе отчет - идет ли он в сторону вины или ответственности. Ясным этот вектор становится после совершения действия. В данном случае нельзя бывшее сделать не бывшим [5].

Человек, сосредотачиваясь на вине, теряет контакт с Я-бытием. Даже если человек выбирает внешне правильное решение, он может двигаться в сторону вины, уходя в противоположном направлении от реализации личного смысла данной жизненной ситуации. Постоянная озабоченность виной ослабляет психическую энергию настолько, что человеку не хватает сил на ответственность.

Признавая ответственность, человек утверждает, что играет важную роль в собственной жизни, то есть существует полнокровно. «Если я хочу быть по-настоящему живым, я должен принять закон о том, что я всегда отвечаю за то, что делаю» [2, С. 120]. Если человек пытается избежать ответственности, это приводит к бессилию и гневу. Можно использовать правила, законы, традиции, мнения других людей, что поможет ориентироваться при принятии решения, но выбор делает сам человек. Если он уклоняется от этой ответственности, то тем самым теряет чувство собственной идентичности и доступ к внутреннему чувству полноты бытия, подлинного переживания собственной жизни.

Однако это принятие авторства собственной жизни только в том случае оказывает существенное влияние на полноту проживания, если осуществляется не только интеллектуально, но и на эмоционально-чувственном и ценностном уровне.

Таким образом, экзистенциальные вопросы могут стать источником мудрости и мужества в результате их осознания, нахождения личного ответа, выбора личной ответственности за свою жизнь и «мужества быть» [6] вопреки существующим ограничениям. Эти «сущностные составляющие человеческого существования необходимы для утверждения себя в качестве полноценного и уникального человеческого бытия в модусе абсолютного бытия» [4, С. 148].

Эти же данности существования могут становиться злыми монстрами, основанием для пессимизма, если тревога отчаяния заставляет прятаться и уходить от ответа на основные жизненные вопросы в сторону небытия.

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Khudozhestvennaya literatura, 1972.

2. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

3. Гусев Д.В., Желтикова И.В. Эсхатология и ожидание будущего в мифологическом мышлении. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» 2010; 1: 62-69.

4. Кононова Е.С. Смысл отчаяния. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» 2010; 3, ч.1: 142 - 148.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

6. ТиллихП. Мужество быть. М.: Модерн, 2011.

7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008.

References

1. Bakhtin M.M. Problems of Dostoevsky's Poetics. Moscow: Fiction, 1972.

2. Bugental James. Science is to be alive. Moscow: Class, 2012.

3. GusevD. V., Zheltikova I. V. Eschatology and the expectation of the future in the mythological thinking. Scientific notes of Orel State University. Series of "Humanities and social sciences" 2010; 1: 62-69.

4. Kononova E. S. The sense of despair. Scientific notes of Orel State University. Series of "Humanities and social sciences" 2010; 3, part 1: 142 - 148.

5. KierkegaardS. Fear and Trembling. Moscow: Republika, 1993.

6. Tillich Paul. The courage to be. Moscow: Modern, 2011.

7. Yalom I. Existential psychotherapy. Moscow: Rimis, 2008.

УДК 303.832.33 И.В. ЖЕЛТИКОВА

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Орловского государственного университета E-mail: in_g@orel.ru

UDC 303.832.33 I.V. ZHELTIKOVA

Candidate of philosophical sciences, associate professor of the department 'Philosophy and culturology", Orel State University E-mail: in_g@orel.ru

ОБРАЗ БУДУЩЕГО КАК ОБРАЗ THE IMAGE OF THE FUTURE AS AN IMAGE

В статье анализируется понятие «образ будущего» и его значение для социально-философского исследования. Особое внимание уделяется образному характеру представлений о будущем. Автор сопоставляет свой подход к пониманию природы образа будущего с подходом голландского исследователя Ф.Полака. Автор статьи соглашается с Полаком в том, что образ будущего должен быть понят в первую очередь как образ, однако этот образ определяется как продукт коллективного сознания, а не произведение индивидуальных творцов, как это представляется Полаку. В статье делается вывод о том, что образы будущего запечатлевают возможности, которые есть у конкретного общества на определенный момент времени.

Ключевые слова: образ; образ будущего; Фред Полак; будущее; представления о будущем; социальные ожидания; социальная теория; социальное прогнозирование.

The article analyzes the concept of «the image of the future» and its implications for social and philosophical inquiry. A particular attention is paid to imaginative character of the representations of the future. The author compares her understanding of the essence of the image of the future with the approach of F.Polak, a Dutch researcher. The author agrees with Polak that the image of the future must be firstly understood as an image. However, this image should be defined as the product of collective consciousness, while Polak sees it as the product of individual creators. The author comes to the conclusion that the images of the future imprint the possibilities which a particular society has at a particular period of time.

Keywords: the image; the image of the future; Fred Polak; the future; vision of the future; social expectations; the social sciences; social forecasting.

© И.В. Желтикова © I.V. Zhеltikova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.