Научная статья на тему 'Экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха»'

Экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциальный кризис / ностальгия / смысл жизни / Оруэлл / глотнуть воздуха / existential crisis / nostalgia / meaning of life / George Orwell / Coming Up for Air

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ариадна Викторовна Александрова

Роман английского писателя Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха», написанный в 1939 году, актуален и сегодня. На его страницах главный герой Дж. Боулинг погружается в экзистенциальный кризис. Это кризис не только отдельного человека, а целого поколения. Отправной точкой кризисного состояния служит Первая мировая война. Предвестие же Второй мировой войны является мощным фактором для окончательного оформления экзистенциального кризиса. Автор статьи подробно анализирует экзистенци-альные мотивы, которые приводят героя-рассказчика к внутреннему омертвлению, и делает вывод, что со-временное общество живёт теми же самыми проблемами, что и при жизни Дж. Оруэлла, а, значит, могут быть и подобные последствия. Читая роман сегодня, можно утверждать, что это мотивы даже не поколения, а всей западной цивилизации, к которой примкнула и Россия. Это позволяет увидеть жизненные ошибки и скорректировать будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential Motives of G. Orwell’s Novel “Coming Up for Air”

The novel by the English writer G. Orwell “Coming Up for Air”, written in 1939, is still relevant today. On its pages, the protagonist G. Bowling plunges into an existential crisis. This is a crisis not only of an individual, but of an entire generation. The starting point of the crisis is the First World War. The harbinger of the second world war is a powerful factor for the final shaping of the existential crisis. The author of the article analyzes in detail the existential motives that lead the hero-narrator to the inner deadening, and concludes that modern society lives the same problems as in G. Orwell’s lifetime, and, therefore, there can be similar consequences. Reading the novel today, one can argue that these are the motives not even of a generation, but of the entire Western civilization, to which Russia has joined. This allows to see life’s mistakes and adjust the future.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха»»

Научная статья УДК 141.32:82-312.1 https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.10

Экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха» Ариадна Викторовна Александрова

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, qwiny@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9446-0013

Аннотация. Роман английского писателя Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха», написанный в 1939 году, актуален и сегодня. На его страницах главный герой Дж. Боулинг погружается в экзистенциальный кризис. Это кризис не только отдельного человека, а целого поколения. Отправной точкой кризисного состояния служит Первая мировая война. Предвестие же Второй мировой войны является мощным фактором для окончательного оформления экзистенциального кризиса. Автор статьи подробно анализирует экзистенциальные мотивы, которые приводят героя-рассказчика к внутреннему омертвлению, и делает вывод, что современное общество живёт теми же самыми проблемами, что и при жизни Дж. Оруэлла, а, значит, могут быть и подобные последствия. Читая роман сегодня, можно утверждать, что это мотивы даже не поколения, а всей западной цивилизации, к которой примкнула и Россия. Это позволяет увидеть жизненные ошибки и скорректировать будущее.

Ключевые слова: экзистенциальный кризис, ностальгия, смысл жизни, Оруэлл, глотнуть воздуха

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Александрова А.В. Экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха» // Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. С. 70-75. https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.10.

Original article

Existential Motives of G. Orwell's Novel "Coming Up for Air" Ariadna V. Alexandrova

Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia, qwiny@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9446-0013

Abstract. The novel by the English writer G. Orwell "Coming Up for Air", written in 1939, is still relevant today. On its pages, the protagonist G. Bowling plunges into an existential crisis. This is a crisis not only of an individual, but of an entire generation. The starting point of the crisis is the First World War. The harbinger of the second world war is a powerful factor for the final shaping of the existential crisis.

The author of the article analyzes in detail the existential motives that lead the hero-narrator to the inner deadening, and concludes that modern society lives the same problems as in G. Orwell's lifetime, and, therefore, there can be similar consequences. Reading the novel today, one can argue that these are the motives not even of a generation, but of the entire Western civilization, to which Russia has joined. This allows to see life's mistakes and adjust the future.

Keywords: existential crisis, nostalgia, meaning of life, George Orwell, Coming Up for Air

Funding: Independent work.

For citation:.Alexandrova, A.V. (2023) Existential Motives of G. Orwell's Novel "Coming Up for Air". Society: Philosophy, History, Culture. (9), 70-75. Available from: doi:10.24158/fik.2023.9.10 (In Russian).

Введение. Определить своё место в мире, понять, для чего пришёл в этот мир, а, соответственно, постичь смысл жизни - вечное стремление мыслящего человека. Но если мир разрушается на глазах, если он превращается в бессмыслицу, если главные ценности заменены пустышками, то наступает отторжение этого мира, более того - экзистенциальный кризис. В художественной литературе подобные темы стали подниматься с особенной остротой в период между Первой и Второй мировыми войнами. Именно в это время и происходят события в романе Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха». Проблема существования человека в кризисной ситуации, его выживание, механизмы входа-погружения в кризис и пути выхода из него представляются особенно ценными для изучения.

Цель данной работы - выявить причины, приведшие главного героя к экзистенциальному кризису. Задача: проследить динамику развития кризиса на уровне семьи и на уровне социума. До сих пор этот роман Дж. Оруэлла изучен у нас недостаточно. В основном научные статьи посвящены его антиутопии «1984» и сказке «Скотный двор»1. Исследования, посвящённые роману «Глотнуть

1 Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в XX веке : содержательные и поэтологические аспекты : учеб. пособие по спецкурсу. Пермь, 2001. 90 с.

© Александрова А.В., 2023

ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ

воздуха», немногочисленны, и даны не в философском ключе (Авраменко, 2016). Поскольку данное произведение поднимает важные экзистенциальные проблемы, которые актуальны и для наших современников, то исследование романа с этой точки зрения является обоснованным. Понятийный потенциал экзистенциальной философии в данной статье подробно рассматриваться не будет, так как уже существуют статьи на эту тему (Серебрякова, 2016; Карнаух, 2005).

Актуализация смысла осуществляется не только через событийность, но через контекст, поэтому логично применить метод интерпретации, то есть истолкование смысла действий, мыслей главного героя, отдельных эпизодов и слов, используемых автором в произведении.

Личность главного героя. Главного героя, от лица которого ведётся повествование, зовут Джордж Боулинг, по прозвищу Толстун. Ему 45, он агент страхового бизнеса, «на вид вколачивает 5-10 фунтов в неделю». Женат он на Хильде; есть дочь Лорна одиннадцати лет и семилетний сын Билли. Семья живёт в Западном Блэчли на Элзмир-роуд. Казалось бы, всё благополучно. Сам герой считает, что у него «есть ещё силёнки и ещё много светит впереди». Но окончание фразы настораживает: «И роль покорной загнанной скотины, дойной коровы для супружницы и ребятишек меня не манит» (Оруэлл, 2021: 9). Значит, в семейном плане не всё хорошо. Внутреннее состояние героя подчёркивает погода: «Скотское январское утро хмурилось грязно-бурым небом» (Оруэлл, 2021: 5).

Джордж Боулинг - типичный представитель среднего класса. Осуществление мечты о благополучии налицо, однако некоторые нюансы дают понять, что это иллюзия. Наш герой прост в общении, как он сам выразился: «И стиль у меня, как у всех, имеющих процент с продажи, развязный, пошлый» (Оруэлл, 2021: 11). Работа вынуждает его быть таким, но внутри он человек мыслящий, думающий, ничто не проходит в жизни без его оценивающего взгляда, на любое событие есть его отклик. Здесь мы видим раздвоение Боулинга. Характерный эпизод, подтверждающий это предположение, когда герой выходит из ванной, забыв вымыть намыленную шею. Мыло засохло, и он чувствует дискомфорт, как будто «весь покрыт гнуснейшей липкой коркой». Корка - это наслоения внешней жизни, это стереотип поведения, навязанный обществом. Эта оболочка скрывает его настоящее «я», его душу, которая чего-то хочет, не желая мириться с печальной действительностью. Его душа как бы уходит внутрь скорлупы, сам он говорит, что с засохшим мылом на шее «весь гонор вышибает», то есть человек, упрятавший своё настоящее «я» под жесткую кору, не может идти по жизни с гордо поднятой головой. Ещё интересна фраза, которую бросает главный герой: «Они думают: толстый, так ничего не чувствует» (Оруэлл, 2021: 18). Нет, несмотря на кору, Боулинг не теряет чувствительности, он прекрасно ощущает все внешние удары, уколы, соприкосновения -всё отзывается в его чуткой душе. Также «намылить шею» означает - приготовиться к казни через повешение. Вокруг шеи главного героя как будто медленно, но верно, затягивается удавка. Он обречён. Обречён и мир вокруг главного героя: «Рыбёшки мы в море страха», - думает Боулинг по поводу ситуации в магазине, но фраза на самом деле более глубокая. Джордж Боулинг не хочет быть мелкой рыбёшкой в море страха, он хочет быть крупной рыбой в тихой заводи. Поэтому так важно осуществить задуманное: найти озеро, полное крупной рыбы, которое он видел когда-то давно, в детстве. Это озеро - материальное проявление его мечты. Однако мечта не воплощается в реальность, море страха вокруг разрастается и ширится, грядёт Вторая мировая война.

Мотивы экзистенциального кризиса. Мотивы кризисного состояния начинают формироваться с незначительных отклонений желаемого от действительного. Например, герой-рассказчик оказывается в молочном баре, где заказал чашку кофе и порцию сосисок. Оказалось, что сосиски сделаны из рыбного фарша. Вроде бы мелочь, но в мыслях нашего персонажа рождается далеко идущий вывод: «В общем, такое чувство появилось, что надкусил я современный мир и обнаружил, из чего он на самом деле» (Оруэлл, 2021: 23). Всё в этом мире насквозь фальшиво, людям везде предлагаются заменители, суррогаты, эрзацы.

То же самое дома: жена на всём экономит, поэтому покупает дешёвку, на завтрак глава семейства намазывает хлеб «Царским золотым мармеладом», на этикетке которого мелким шрифтом указано, что это утверждённый продукт «с добавлением нейтральных фруктовых соков» (Оруэлл, 2021: 10), судя по всему - ароматизаторов. Вместо масла Хильда покупает маргарин. Заглянув в газету, чтобы отвлечься от неприятных мыслей, главный герой отмечает, что «в газетах всё как всегда: от Испании до Китая люди крошат друг друга, на вокзале нашли отрезанные женские ноги, свадьба короля Зога может не состояться» (Оруэлл, 2021: 10).

Выйдя из дома, Боулинг опять сталкивается с факторами, которые формируют экзистенциальный кризис. Улица, по которой он идёт, наводит тоску, так как она ничем не отличается от десятков таких же, «везде как под копирку». Человек, «покрасивший входную дверь не зелёной, а синей краской», воспринимается как вызов обществу. Но это ещё не всё. Организация «Щедрый кредит» буквально поработила жителей нового района. «А факт, что никакие мы на деле не домовладельцы, что мы вообще ещё на середине выплат и замучены постоянным страхом каких-то бед, каких-нибудь помех очередным взносам, так этот факт лишь увеличивает наш рабский

энтузиазм. Куплены с потрохами, и, главное, куплены за свои же кровные денежки», - считает Джордж (Оруэлл, 2021: 14), тоже купивший дом в кредит, то есть это нечто вроде ипотеки. Застройщик ведёт нечестную игру. Сначала между домами были зелёные лужайки, так называемые «плановые луга», но после того, как дома построили и заселили, на месте «плановых лугов» стали возводить заводы и фабрики.

Не удивительно, что дворы окружает изгородь из бирючины или волчеягодника. Вспоминается латинская поговорка «человек человеку волк». Как ягоды этого растения напитаны ядом, так и мнимое благополучие разъедает нормальную человеческую жизнь, погружает его в кабалу. Латинское название бирючины - Ligustrum, что означает «связывать»; кредит тоже «связывает» людей по рукам и ногам на долгие годы. Сами люди безучастны к чужим проблемам. Так, Боулингу кажется, что он «единственный живой в селении лунатиков». Нет спасения и в собственной семье. В глазах его жены «вечный испуг, вечное беспокойство, а если вконец расстроена, плечи горбом и руки скрестит на груди, как старая цыганка у костра» (Оруэлл, 2021: 8). Испуг её вызывают новости о подорожании, причём семейство не голодает, но экономить для Хильды стало образом жизни. Сравнение с цыганкой напоминает слово «выцыганить», то есть что-нибудь выпросить бесплатно или по дешёвке. Именно этим заняты мысли Хильды, она больше ничего не видит вокруг. Нигде в книге мы не найдём разговора по душам между супругами. Единственные её мысли по отношению к своей второй половине, как бы он не изменил. С детьми у главы семейства тоже сложные отношения. С одной стороны они являются его мучителями, их разговоры (вечные склоки) ему невыносимы, но иногда, особенно когда они уснут, в нём просыпаются отцовские чувства. Однако это бывает редко. Постоянное напоминание жены об обязанности заработка для семьи тяжким бременем падает на плечи главного героя и является препятствием для его взаимоотношений с сыном и дочерью.

От всего этого хочется бежать, и наш герой мысленно переносится в прошлое, в городок Нижний Бинфилд, где родился и вырос. Здесь чётко обозначен экзистенциальный кризис, который чаще всего развивается тогда, когда человек не может принять те изменения, которые произошли в окружающей жизни.

«Сознание сталкивается с ситуацией, с задачами, до которых оно ещё не доросло, оно не понимает того, что его мир изменился, что оно должно себя перенастроить, чтобы вновь приспособиться к миру», - отмечал К.Г. Юнг. (Юнг, 1991: 119). Но вот вопрос, хочет ли Боулинг соответствовать этому безумному миру.

Слово «экзистенциальный» происходит от позднелатинского «exsistentia» и означает «существование»1. Человек вдруг задумывается над целью своего пребывания на земле, над смыслом жизни и, не найдя его, впадает в уныние. Это уныние может сопровождаться метафизической ностальгией - ностальгией по уверенности в себе и твердости надежды2 (Красиков, 2003: 219). Именно уверенность и надёжность окружающего мира испытывал Боулинг в родном городе в довоенные годы.

Главный герой романа «Глотнуть воздуха» как-то бросил любопытную фразу: «хоть жирку нарастил, а под ним я всё тот же - тощий» (Оруэлл, 2021: 20). Если обратиться к этимологии этого слова в русском языке, то установлено, что оно напрямую связано со словом «тоска». В словарной статье к слову «тоска» говорится, что «база "осушать"... та же, что в тощий»3. Связаны эти понятия и со словом «тщетность». Здесь хочется отметить тонкость русскоязычного перевода В.М. Доми-теевой, которая так верно подобрала нужные слова. Итак, изнутри нашего героя иссушает, гложет экзистенциальная тоска, он чувствует тщетность своего существования. Чтобы наполнить его чем-то живым, осязаемым, он погружается в воспоминания и начинает мечтать об озере, наполненном крупной рыбой, которое предстало его глазам в далёком прошлом. Воплотить мечту в реальность становится целью его существования.

«Другими словами, экзистенциальный кризис есть вопрошание о собственном прошлом ради сохранения будущего. Это вопрошание возникает на основе уникального, личного опыта осмысления катастрофы, и не может быть «отброшено» как несущественное, так как постоянно «задевает» человека, не дает ему успокоиться» (Серебрякова, 2016: 92). Боулинг погружается в своё прошлое, которое было 38 лет назад, начиная с 1900-го года.

Динамика кризисного состояния. Это прошлое описывается во второй части романа, причём без прикрас. Здесь мы сталкиваемся и с полуголодным состоянием детей, и тараканами по всем углам, и гудящими навозными мухами, и с печальной судьбой Кейти Симонс, и с пережитками старинного жизненного уклада, и с плохим образованием, и с социальным неравенством. Но сам рассказчик считает его славным: «Вам, например, какое гудение больше по душе: навозных мух или бомбардировщиков?» (Оруэлл, 2021: 49). Самым светлым воспоминанием является

1 Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М., 2002. С. 730.

2 Красиков В. И. Человеческое присутствие : монография. М., 2003. С 219.

3 Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 4-е изд. М., 2001. Т. 2. а 253.

рыбалка, поскольку она «из той жизни», вместе с ней «вспоминаются многие вещи, потерянные современным миром». Даже названия простых видов рыб звучат для главного героя «как-то мирно и надёжно». Во время Первой мировой войны Джордж был мобилизован. Именно тогда он впервые оценил важность рыбалки: «Рыбалка - дело противоположное войне» (Оруэлл, 2021: 76). Боулинг цепляется за мысль порыбачить на озере, которое случайно нашёл когда-то в детстве, как за последнюю соломинку.

Ещё на стадии формирования кризиса наш герой сделал попытку пресечь его развитие, как бы в шутку сказав жене, что не прочь бы порыбачить. Та не поддержала его в этом стремлении, потому что на рыболовные снасти нужны деньги, а Хильда привыкла экономить. Медленно, но верно, кризис сформировался. Это кризис не одного человека, а целого поколения.

На страницах романа «Глотнуть воздуха» Дж. Оруэлл чётко разграничивает жизнь до войны и после неё. В довоенной жизни «о будущем не думалось как о неотвратимо нависшем кошмаре». Если родители Джорджа Боулинга и их ровесники ещё ничего не поняли, то поколение их детей явно начинает ощущать кризисное настроение, которое постоянно усиливается. Они видят, как разрушается жизнь поколения родителей, «как все святые для них вещи оказались кучей старого хлама». Жизнь резко меняется: исчезает богобоязненность, честность, стабильность. Таким образом, отправной точкой формирования экзистенциального кризиса является Первая мировая война, которая не только меняет быт, но и полностью изменяет социальные, экономические, политические взаимоотношения. Война «повернула народ к нигилизму». А нигилизм подпитывается экзистенциальными мотивами. Есть философский термин «экзистенциальный нигилизм», согласно которому жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности; его основным теоретиком был Ф. Ницше. После войны ситуация не изменилась, а, напротив, накалилась. «Из благородных воинов на службе его величества мы мигом превратились в нищих, никому не нужных безработных» (Оруэлл, 2021: 118), - констатирует факт бывший офицер Боулинг. Кризис начинает набирать обороты.

На втором месте после рыбалки - книги. Они тоже позволяют выйти из кризиса: любые книги для души от классики до приключений, а ещё лучше более серьёзные вещи, заставляющие задуматься. Однако наш герой не может воспользоваться чтением после того, как обретает постоянное место работы, «не до того было, чтоб умничать». Погружение в «живую реальность» заставляет человека отказаться от любимых занятий, которые составляют частицу его «я». Происходит деформация личности, некое раздвоение: с одной стороны вполне преуспевающий представитель среднего класса, с другой - человек, лишённый индивидуальности, превращенный в заурядность, в винтик от машины, которая делает деньги.

Такое раздвоение - ненормальное состояние и требует выхода из него. Тем более что давление на личность идёт со всех сторон, в том числе со стороны супруги. Да и вообще прогресс и культура невысоко ценятся в Западном Блэчли. Главный герой романа «Глотнуть воздуха», напротив, любит читать, ценит красоту, например, замечает, что на обочине дороги расцвели примулы, и даже подумывает о букетике для Хильды. Бытие человека включает в себя и взаимоотношение с природой (Рубинштейн, 1997). Природа, осмысленная человеком, «очеловечивается». Но для её осмысления нужно подняться на уровень бытия, а Хильда погрязла в быте. Впрочем, не только она. Вся современная жизнь устроена так, что созерцанию и сантиментам нет места. Когда мимо по дороге промчался автомобиль, наш герой выкидывает букет, боясь, как бы кто не увидел, какими пустяками он занимается.

Боулинга тревожит и внешняя политическая ситуация, когда распространяется фашистское движение и к власти приходит Гитлер. Но близкие люди, например, его учёный друг Портиус, на это не реагируют.

Джорджу хочется мира и покоя. Именно поэтому Боулинг ищет спасения вне семьи, вне работы, вне окружающей жизни, и таким спасательным кругом оказывается рыбалка в Нижнем Бинфилде - любимое занятие из прошлой жизни.

Но ожидания не оправдываются. Подъезжая к родным местам, Боулинг замечает, что кладбище вынесли за черту города, а раньше оно было в центре - это раздражает его. Присутствовать в мире, быть подлинно живым - означает существовать в непосредственном ощущении смерти. По сравнению с другими формами жизни человек обладает способностью принимать свою смертность и, тем самым, правду своего существования. Когда человек игнорирует эту истину, его существование, согласно Хайдеггеру, лишается аутентичности, а бытие к смерти - это путь к целостности присутствия (Хайдеггер, 1997: 235-267). Убрав подальше кладбище, новая цивилизация убирает мысль о смерти, тем самым приравнивая себя к миру вещей, которые безразличны к восприятию времени. Начиная с картины, открывшейся с вершины холма, когда стало ясно, что современность поглотила провинциальный городок, наблюдается эскалация конфликта между желаемым и действительным. Сначала тень бомбардировщика, пролетевшего над кладбищем, далее

марширующие дети под лозунгом «Британцы готовятся!», потом замусоренная и кишащая отдыхающими Темза. Затем была встреча с первой возлюбленной - Элси, которая страшно изменилась в худшую сторону и распустилась. Вырубленные вокруг большого озера деревья и, наконец, искомое озеро - осушенное и превращённое в помойку. «Глотнуть воздуха! Воздуха тоже больше нет», - подводит итог главный герой (Оруэлл, 2021: 206). И в довершение всего - упавшая бомба. Всё, от чего он бежал, было найдено в Нижнем Бинфилде. Хотел увидеть прошлое, а увидел будущее. Никакого мира и покоя. Можно сказать, что экзистенциальный кризис убил Джорджа Боулинга как личность. В доказательство этого приведём эпиграф: «Мертвец уже, а всё ему неймётся».

Заключение. Итак, экзистенциальные мотивы романа Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха» разнообразны. Их можно подразделить на 3 группы - личностные (внутренние), внешние и дальние:

1. Семейные неурядицы, неспособность супруги понять и разделить стремления мужа, отсутствие взаимопонимания с детьми, эстетическое убожество, этический и интеллектуальный голод.

2. Постоянная забота о заработке, погашение кредита за жильё, страх потерять работу, прагматичность жизни.

3. Экологическая обстановка, угроза предстоящей войны.

Человек, испытывая влияние всех трёх групп, оказывается в тотальном вакууме. При этом происходит разрушение личности: блокируются невостребованные элементы - желание заняться любимым делом, остаться самим собой, уникальной личностью.

Главной причиной формирования экзистенциального кризиса являются мировые войны, которые не только перекраивают карту и изменяют баланс политических сил и капиталов, но и трансформируют образ жизни людей, которым тяжело приспособиться к новым реалиям. Часто примирившись снаружи, человек страдает внутри, ностальгируя по прежней жизни. Джордж Оруэлл своим романом, написанном в 1939 году, предупреждает всех нас о подобном исходе: мы можем превратиться в ходячих мертвецов, как его персонаж Боулинг.

Философия экзистенциализма стала свидетельством кризиса проекта модерн (с его верой в разум) и кризиса гуманизма (с его верой в человека). Это мировоззрение отразило дух эпохи и проявило себя не только в ярком философско-литературном направлении, но и в настроении людей, в изменении их сущности. Это наиболее точно уловил Оруэлл и показал в своём произведении «Глотнуть воздуха», которое одинаково интересно и с литературоведческой, и с философской позиции.

Все эти мировоззренческие тенденции, отразившиеся в романе, максимально актуальны и сейчас: экзистенциальная депрессия, спустя почти век, трансформировалась в постмодернистскую дегуманизацию. Кризис гуманизма, симптомы которого уловили экзистенциалисты, привёл к тому, что человеку вообще стали отказывать в праве на целостность и смысл.

Список источников:

Авраменко И.А. Нарративизация прошлого в романе Дж. Оруэлла «Глотнуть воздуха» II Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2G16. № 1. С. 7-13.

Карнаух М.П. Экзистенциальный кризис как основа самопознания II Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2GG5. № 2 (1G). С. 55-57.

Оруэлл Дж. Глотнуть воздуха I пер. с англ. В. Домитеевой. М., 2G21. 224 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2G12. 224 с.

Серебрякова Ю.В. О понятии «экзистенциальный кризис» в современной философии II Личность. Культура. Общество. 2G16. Т. 18, № 3-4. С. 88-95.

Хайдеггер М. Бытие и время I пер. с нем. В. В. Бибихина. М., 1997. 452 с.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 304 с.

References:

Avramenko, I.A. (2G16) Narrativizatsiya proshlogo v romane Dzh. Oruella "Glotnut' vozdukha" [Narrativization of the past in the novel by G. Orwell "Coming up for air"]. Proceedings of Voronezh state university. Series: Phiioiogy. Journaiism. (1 ), 7-13. (In Russian).

Heidegger, M. (1997) Bytie i vremya [Being and time]. Moscow. 452 p. (In Russian).

Jung, K.G. (1991) Arkhetip i simvoi [Archetype and symbol]. Moscow. 304 p. (In Russian).

Karnauh, M.P. (2005) Ekzistentsialnyy krizis kak osnova samopoznaniya [Existential crisis as the basis of self-knowledge]. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. (2 (10)), 55-57. (In Russian).

Orwell, G. (2021) Glotnut' vozdukha [Coming up for air]. Moscow. 224 p. (In Russian).

Rubinshtein, S.L. (2012) Cheiovek i mir [Man and the world]. Saint Petersburg. 224 p. (In Russian).

Serebrjakova, Yu.V. (2016) O ponyatii "ekzistentsial'nyy krizis" v sovremennoy filosofii [On the concept of "existential crisis" in modern Philosophy]. Personaiity. Cuiture. Society. (18 (3-4)), 88-95. (In Russian).

Информация об авторе

А.В. Александрова - преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1085731

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.V. Aleksandrova - Lecturer, Department of Domestic and Foreign Literature, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1085731

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.