Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ПСИХОДИАГНОСТИКА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ПСИХОДИАГНОСТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ТЕСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чувашова Ирина Александровна

В статье приводится определение понятия «экзистенциальное выгорание», а также его структура; представляется психодиагностическая методика диагностики данного явления и его компонентов. В случае подтверждения правомерности применения предлагаемой психодиагностической методики ее использование поможет своевременно заметить аверсивность переживания субъектом жизненной ситуации и уделить внимание своему психологическому благополучию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чувашова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL BURNOUT AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON AND ITS PSYCHODIAGNOSTICS

The article provides a definition of the concept of «existential burnout» and its structure; a psychodiagnostic technique for diagnosing this phenomenon and its components is presented. If the validity of the proposed psychodiagnostic technique is confirmed, its use will help to timely notice the aversivity of the subject's experience of a life situation and pay attention to his psychological well-being.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ПСИХОДИАГНОСТИКА»

УДК 159.9.072.422

И. А. Чувашова

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ПСИХОДИАГНОСТИКА

В статье приводится определение понятия «экзистенциальное выгорание», а также его структура; представляется психодиагностическая методика диагностики данного явления и его компонентов. В случае подтверждения правомерности применения предлагаемой психодиагностической методики ее использование поможет своевременно заметить аверсивность переживания субъектом жизненной ситуации и уделить внимание своему психологическому благополучию.

Ключевые слова: экзистенциальное выгорание; эмоциональное выгорание; психодиагностика; психодиагностическая методика; тест.

Для цитирования: Чувашова И. А. Экзистенциальное выгорание как психологическое явление и его психодиагностика // Теория и практика социогумани-тарных наук. 2022. № 1 (17). С. 75-85.

I. A. Chuvashova

EXISTENTIAL BURNOUT AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

AND ITS PSYCHODIAGNOSTICS

The article provides a definition of the concept of «existential burnout» and its structure; a psychodiagnostic technique for diagnosing this phenomenon and its components is presented. If the validity of the proposed psychodiagnostic technique is confirmed, its use will help to timely notice the aversivity of the subject's experience of a life situation and pay attention to his psychological well-being.

Keywords: existential burnout; emotional burnout; psychodiagnostic technique;

test.

For citation: Chuvashova I. A. Existential burnout as a psychological phenomenon and its psychodiagnostics. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 1 (17), p. 75-85.

© Чувашова И. А., 2022 © Chuvashova I. A., 2022

В динамичном и изменчивом современном мире значительно возрастает риск возникновения и развития эмоционального выгорания.

В. В. Бойко определяет данное явление следующим образом: эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. Ценным является дополнение в понимании выгорания Н. В. Гришиной, которая рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека [2]. А. Лэнгле предлагает рассмотрение данного феномена с позиции экзистенциального анализа и пишет о том, что эмоциональное выгорание является результатом того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает ценностей, и лучшей защитой от возникновения эмоционального выгорания является истинная наполненность профессиональной деятельности смыслом [4].

В нашем диссертационном исследовании, проводимом в 2012-2014 гг. в дополнение к детально описанным внешним проявлениям выгорания мы

сосредоточили внимание и изучали внутреннюю сторону: особенности переживания субъектами феномена эмоционального выгорания (на тот момент мы исследовали данный вопрос в рамках профессиональной образовательной деятельности). Были выявлены тесные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и показателями ценностно-смысловой сферы личности, расположенными во временной перспективе личности, было выявлено, что переживание состояния выгорания характеризуется снижением показателей осмысленности жизни, нарушением синхронизации временных локусов [7]. Так, по своей сути эмоциональное выгорание и его проявления являются симптомами выгорания экзистенциального, ввести понятие которого представляется необходимым.

Цель: определить понятие экзистенциального выгорания и разработать психодиагностическую методику диагностики экзистенциального выгорания как психологического явления.

Объект: экзистенциальное выгорание как психологическое явление.

Предмет: понятие экзистенциального выгорания как психологического явления и методика его психодиагностики.

Гипотеза: возможно определить понятие экзистенциального выгорания как психологического явления и разработать методику его психодиагностики.

Мы предлагаем понимать под экзистенциальным выгоранием авер-сивное состояние, переживаемое субъектом как неясность и спутанность ценностей, десинхронизация временной перспективы личности, а также хроническая усталость и проявляющееся вовне в виде симптомов эмоционального выгорания.

На наш взгляд, правомерно (опираясь на результаты проведенного научного исследования, на выводы, сделанные в процессе и результате феноменологического анализа в ходе психологического консультирования, а также на исследовательскую логику и здравый смысл) назвать компоненты экзистенциального выгорания:

1. Истощение.

2. Автоматизм жизни.

3. Деперсонализация.

4. Спутанность ценностей.

5. Десинхронизация временной перспективы личности.

Подробнее охарактеризуем каждый компонент:

1. Истощение — хроническая усталость, переживаемая субъектом как отсутствие сил и энергии.

2. Автоматизм жизни — жизнь «на автомате» в противовес ее осмысленности, переживаемая субъектом как невозможность наслаждаться жизнью и быть размеренным ни в каких ситуациях и обстоятельствах.

3. Деперсонализация — нежелание содержательного и душевного контакта с людьми, формальное с ними общение, стремление субъекта избежать контактов или хотя бы «свернуть» их во времени и максимально формализовать.

4. Спутанность ценностей — трудность в отделении важного от неважного и принятии на основании этого решения; подмена общечеловеческих ценностей [3; 8] идеями и образом жизни сиюминутного и потребительского характера.

5. Десинхронизация временной перспективы личности — несогласованность временных локусов, отсутствие переживания цельности и неделимости протяженности времени своей жизни, неудовлетворенность содержательными характеристиками своих прошлого, настоящего и будущего, о чем свидетельствует соотношение шкал «осмысленность прошлого», «удовлетворенность настоящим», «оп-тимистичность будущего». На основании этой идеи и проведенного исследования А. В. Серым выделены 8 типов актуальных смысловых состояний

[5; 6].

Наглядно структура экзистенциального выгорания представлена на рис. 1.

Экзистенциальное выгорание

Рис. 1. Структура экзистенциального выгорания

Спутанность ценностей и десин-хронизация временной перспективы личности являются ядром переживания субъектом экзистенциального выгорания, не всегда очевидным для окружающих; деперсонализация и автоматизм жизни проявляют переживание экзистенциального выгорания для внешнего мира; истощение является заметным компонентом данного феномена, как бы благоприятной средой, атмосферой для развития и усугубления всех показателей. Спутанность ценностей, десинхронизация временной перспективы личности, деперсонализация и автоматизм жизни мета-

форически подобны горным породам, обнаруживающим себя в скале: у разных людей и в разных ситуациях они могут проявлять себя больше или меньше; истощение подобно особенностям окружающей горные породы среды: температуре, влажности, химическому составу и пр. атмосферы и почвы. Важными являются объемное понимание и представление данного феномена. Образно явление экзистенциального выгорания и его компоненты представлены на рис. 2 и 3. На рис. 2 мы видим феномен и его компоненты как бы сверху, на рис. 3 — сбоку.

Рис. 2. Экзистенциальное выгорание

Рис. 3. Экзистенциальное выгорание

Названная психодиагностическая методика экзистенциального выгорания содержит в себе шкалы, соответствующие выделенным и описанным компонентам данного явления, состоит из 30 утверждений, достаточно проста и экономична в проведении и обработке результатов (приведена ниже).

Текст методики диагностики экзистенциального выгорания

Инструкция: вам будут предложены пары противоположных утверждений. Вам нужно выбрать одно из двух утверждений, с которым вы согласны, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

1. У меня есть ощущение эмоциональной опустошенности. 3 2 1 0 1 2 3 Я чувствую себя эмоционально наполненным(ой).

2. В моей жизни много суеты и спешки. 3 2 1 0 1 2 3 Я живу размеренно, наслаждаясь каждым моментом.

3. Я помогаю незнакомым людям, когда, по моему ощущению, это нужно. 3 2 1 0 1 2 3 Я лучше проигнорирую, чем буду включаться в проблемы чужого человека.

4. Я очень озадачен тем, что бы приобрести новую модель смартфона, автомобиль, модную одежду ради статуса. 3 2 1 0 1 2 3 Мне нет разницы, какие у меня смартфон, автомобиль или одежда, если они современны и исправно выполняют свои функции.

5. Мое прошлое значимо для меня. 3 2 1 0 1 2 3 Мое прошлое не значимо для меня.

6. Такое ощущение, что все мои дни одинаковые. 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день моей жизни неповторим и свеж.

7. У меня много планов на будущее. 3 2 1 0 1 2 3 У меня нет планов на будущее.

8. У меня нет сил уже с утра. 3 2 1 0 1 2 3 Я полон (полна) сил и энергии.

9. Я смакую пищу и чувствую ее вкус. 3 2 1 0 1 2 3 Я ем быстро, не чувствуя вкус пищи.

10. От меня требуются большие усилия каждый раз, когда я «по душам» общаюсь с близким человеком. 3 2 1 0 1 2 3 Я в общении «по душам» со своими близкими как рыба в воде.

11. Когда передо мной стоит трудный выбор, я 3 2 1 0 1 2 3 Когда передо мной стоит трудный выбор, я не по-

отчетливо понимаю, что для меня важнее, и выбираю это. нимаю, что для меня важнее, и не могу определиться.

12. Я не чувствую удовлетворенности прожитой частью своей жизни. 3 2 1 0 1 2 3 Я удовлетворен(а) прожитой частью своей жизни.

13. Я доволен (довольна) тем, как складывается моя жизнь. 3 2 1 0 1 2 3 Я не доволен (не довольна) тем, как складывается моя жизнь.

14. У меня нет определенных целей. 3 2 1 0 1 2 3 Я хорошо знаю, чего хочу в жизни.

15. Я чувствую себя ис-тощенным(ой). 3 2 1 0 1 2 3 Я не чувствую себя исто-щенным(ой).

16. Чаще всего я вклю-чен(а) в происходящее в моей жизни. 3 2 1 0 1 2 3 Замечаю, что живу как бы «на автомате».

17. Я интуитивно умею создать атмосферу доброжелательности вокруг себя. 3 2 1 0 1 2 3 Не знаю и не чувствую, как создавать атмосферу доброжелательности вокруг себя.

18. Нет незаменимых людей. 3 2 1 0 1 2 3 Есть люди, которых заменить невозможно.

19. Если бы я мог(ла) изменить что-то в своей жизни, то оставил(а) бы все, как есть. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог(ла) изменить что-то в своей жизни, то я бы воспользовал-ся(лась) этой возможностью.

20. Окружающий мир приводит меня в беспокойство и растерянность. 3 2 1 0 1 2 3 Окружающий мир не приводит меня в беспокойство и растерянность.

21. Я не знаю, зачем просыпаюсь по утрам. 3 2 1 0 1 2 3 Я знаю, зачем просыпаюсь по утрам.

22. Такое ощущение, что я живу на пределе своих возможностей. 3 2 1 0 1 2 3 Я чувствую, что могу «горы свернуть», могу очень многое.

23. Часто ловлю себя на мысли, что я — робот, выполняющий набор заданных программ. 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя исключительно живым человеком.

24. Чаще всего я душевно общаюсь с людьми. 3 2 1 0 1 2 3 Чаще всего я формально общаюсь с людьми.

25. Я трачу много сил на то, чтобы стать лучше, чем другие. 3 2 1 0 1 2 3 Я не трачу свои силы на соревнование с другими, кто лучше.

26. Я чувствую себя и свою жизнь в единстве и цельности. 3 2 1 0 1 2 3 Я как будто пазл, который рассыпался и не может собраться.

27. Я редко радуюсь. 3 2 1 0 1 2 3 Радость — один из моих верных спутников.

28. Не думаю, что что-то сильно изменится, если я исчезну. 3 2 1 0 1 2 3 Уверен(а), что без меня жизнь в этом мире будет другой.

29. Если я шел (шла) по улице в грязной одежде, я не буду долго волноваться о том, что обо мне подумали другие. 3 2 1 0 1 2 3 Если я шел (шла) по улице в грязной одежде, я буду долго волноваться о том, что обо мне подумали другие.

30. Я устал(а) от людей, мне хочется от них сбежать. 3 2 1 0 1 2 3 Мне по-прежнему хочется быть среди людей.

Каждому выделенному компонен- ветствуют следующие номера утвер-ту экзистенциального выгорания соот- ждений:

1. Истощение: 1, 8, 15, 22, 27.

2. Автоматизм жизни: 2, 9, 16, 23,

28.

3. Деперсонализация: 3, 10, 17, 24,

30.

4. Спутанность ценностей: 4, 11, 18, 25, 29.

5. Десинхронизация временной перспективы личности:

осмысленность прошлого: 5, 12,

19;

удовлетворенность настоящим: 6, 13, 20, 26;

оптимистичность будущего: 7, 14,

21.

Обработка результатов состоит в переводе баллов по восходящей и нисходящей шкале и дальнейшем их суммировании по каждой шкале. Восходящая шкала: 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Нисходящая шкала: 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

После чего суммируются все полученные баллы с целью получить общий результат.

В восходящую шкалу переводятся пункты 3, 5, 7, 9, 11, 13, 16, 17, 19, 24, 26, 29.

В нисходящую шкалу переводятся пункты 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 18, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30.

Психодиагностическая методика экзистенциального выгорания находится на стадии апробации и проверки ее внутренней и внешней валидности и надежности, а также находятся в процессе выявление и обоснование уровней показателей шкал и общего результата экзистенциального выгорания.

Мы уверены, что в случае подтверждения правомерности применения предлагаемой методики ее использование поможет увидеть серьезные намеки на аверсивность переживания субъектом жизненной ситуации и своевременно уделить внимание своему психологическому благополучию и заботе о себе, что, в свою очередь, может позволить выстраивать более гармоничные отношения с собой и миром, более комфортно жить и взаимо-

действовать с другими.

Литература

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург, 1999. — 87 с.

2. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. — Санкт-Петербург: Питер, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Комаров, А. С. Общечеловеческие ценности: опыт апологии [Текст] / А. С. Комаров // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 21-28.

4. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа [Текст] / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 3-16.

5. Серый, А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика [Текст] / А. В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. — 272 с.

6. Серый, А. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования [Текст] / А. В. Серый // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. — 2011. — № 2. — С. 132-142.

7. Чувашова, И. А. Смысловая обусловленность взаимосвязи эмоционального выгорания и временной перспективы личности в педагогической деятельности [Текст] / И. А. Чувашова // Вестник Самарского государственного университета. 2014. — № 5 (116). — С. 234-239.

8. Шнюков, В. В. Общечеловеческие ценности как предмет философского осмысления [Текст] / В. В. Шнюков // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. — 2005. — № 3. — С. 3-13.

Сведения об авторе

Ирина Александровна Чувашова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: irisiai@yandex.ru

Information about the author

Irina A. Chuvashova: Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences. E-mail: irisiai@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.