Научная статья на тему 'Экзистенциальное понимание ценности в контексте «Включающего» общества'

Экзистенциальное понимание ценности в контексте «Включающего» общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / "ВКЛЮЧАЮЩЕЕ" ОБЩЕСТВО / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / VALUES / "INCLUSIVE" SOCIETY / EXISTENCE / SOCIAL GROUP / SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Музыка О.А., Попов В.В.

Рассматривается аксиологический фактор в процессе социализации субъекта с особыми потребностями при вхождении в специальную социальную группу. Показывается, что социальная группа выступает ценностной предпосылкой социального бытия по отношению к индивидуальному бытию субъекта с особыми потребностями. Демонстрируется, что в рамках оценки «наличного» существования социальной группы субъект непосредственно выходит из границ собственного существования во внешнее бытие, в бытие социальной группы.The axiological factor in the process of socialization of a subject with special needs when entering a special social group is considered. It is shown that a social group acts as a valuable prerequisite for social existence in relation to the individual existence of a subject with special needs. Demonstrates that the evaluation of "actual" existence of the social group the subject is directly out of the boundaries of its own existence in the external being, the existence of a social group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальное понимание ценности в контексте «Включающего» общества»

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ВКЛЮЧАЮЩЕГО»

ОБЩЕСТВА

Музыка О.А.,

профессор, доктор философских наук, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ), кафедра теории и философии права

Попов В.В.

профессор, доктор философских наук, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ), кафедра теории и философии права

EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF VALUE IN THE CONTEXT OF AN INCLUSIVE SOCIETY

Muzika O.,

doctor of philosophical Sciences, Professor Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov state University of Economics (RINH), Department of theory and philosophy of law

Popov V.

doctor of philosophical Sciences, Professor Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov state University of Economics (RINH), Department of theory and philosophy of law

Аннотация

Рассматривается аксиологический фактор в процессе социализации субъекта с особыми потребностями при вхождении в специальную социальную группу. Показывается, что социальная группа выступает ценностной предпосылкой социального бытия по отношению к индивидуальному бытию субъекта с особыми потребностями. Демонстрируется, что в рамках оценки «наличного» существования социальной группы субъект непосредственно выходит из границ собственного существования во внешнее бытие, в бытие социальной группы.

Abstract

The axiological factor in the process of socialization of a subject with special needs when entering a special social group is considered. It is shown that a social group acts as a valuable prerequisite for social existence in relation to the individual existence of a subject with special needs. Demonstrates that the evaluation of "actual" existence of the social group the subject is directly out of the boundaries of its own existence in the external being, the existence of a social group.

Ключевые слова: ценности, «включающее» общество, экзистенция, социальная группа, особые потребности.

Keywords: values, "inclusive" society, existence, social group, special needs.

В социально-философских исследованиях возрос интерес к комплексному изучению «включающего» общества. Активно поднимается экзистенциальная проблематика и это оправдано, так как особенности индивидуального существования субъекта с особыми потребностями (ограниченными возможностями здоровья) рассматривается весьма фрагментарно. Малоизученным является и вопрос соотношения бытия субъекта с особыми потребностями с аксиологическими характеристиками, то есть ценностным измерением.

Между тем, ценность как отражение человеческой субъективности, как комплекс взглядов на подлинное, совершенное социальное бытие исходно получает экзистенциальный оттенок. Ценность выражает не только базовые и производные параметры индивидуального бытия субъекта с особыми потребностями, но и приоритетно - свободу субъекта по отношению к внешнему социальному бытию, факторам объективной детерминации. Ценности субъекта с особыми потребностями определяют в рамках свободной деятельности спектр ин-

дивидуальных предпочтений, что значимо с позиции синтеза рациональных и эмоциональных аспектов жизнедеятельности человека. Социальные ценности и ценности специальной социальной группы отражают специфику переживания субъектом с особыми потребностями собственного качества жизни и определяют направления ее совершенствования. Комплексы ценностей формируют основные ценностные ориентации субъекта с особыми потребностями в специальных локальных группах. Поэтому аксиологический фактор выступает как основополагающий в процессе социализации субъекта с особыми потребностями при вхождении в специальную социальную группу. Обычно в ситуации высокой оценки субъектом с особыми потребностями роли социальной группы в его жизнедеятельности, он связывает свою экзистенцию в социальной группе с укреплением собственной позиции, своего индивидуального бытия. Причем интерсубъективность субъектов с особыми потребностями вносит в их мир ценностей новые смыслы и значимости «подлинного» бытия. В случае реализации своего комплекса ценностей и ценностный

ориентаций субъект добивается интерпретации и осмысления специфики своего «наличного» бытия. Именно «наличное» бытие человека непосредственно касается его рефлексивных возможностей, а значит и степени осознания «должного» бытия, определяющего интенциональность управления человеком параметрами своего существования.

Социальная группа выступает ценностной предпосылкой социального бытия по отношению к индивидуальному бытию субъекта с особыми потребностями. Такая социальная группа является для субъекта с особыми потребностями сферой «открытого» бытия, в отношении которого субъект реализует внутренние интенции переживания своего бытия. Возникает ситуация соотнесенности субъекта и социальной группы в конструировании процессов жизнедеятельности, значимых для них. Субъект с особыми потребностями включает подобные ситуации в собственные внутренние ценностно-субъективные переживания «наличного» бытия. В процессе переживания такого бытия одновременно осуществляется и его оценка. В рамках оценки «наличного» существования социальной группы субъект непосредственно выходит из границ собственного существования во внешнее бытие, в бытие социальной группы. Однако в этом случае постулируется приоритет индивидуальных ценностей. Поэтому ценность становится тем фактором, который не дает субъекту с особыми потребностями изменять свою сущность, подтверждать «наличность» и «самость» своего бытия. Следовательно, в социальное пространство специальной локальной группы субъект входит в процесс реализации собственных предпочтений. Субъект не теряет своей уникальности и ценности индивидуального существования как с позиции особых психологических и интеллектуальных характеристик, так и с учетом ценностей как своеобразной основы существования в специальной социальной группе. Причем ценностный аспект может рассматриваться как основание синтеза эмоционального и рационального в контексте жизнедеятельности.

Отметим, что ценности сочетают личностные и общественно-значимые моменты, что подразумевает корреляцию субъективных ценностей и ценностей социальной группы, аккумулируемых в сжатом виде индивидуальные ценности субъекта с особыми потребностями. Причем такие ценности получают не только своеобразный статус всеобщих, но они синтезируют переживания ценностных характеристик всех субъектов, вовлеченных в данную специальную социальную группу. Постулируется общезначимость таких ценностей. При этом, конечно, осуществляется диалектика всеобщего, особенного и единичного в коллективном проживании и переживании «наличного» бытия социальной группы. То есть, общественно-значимые ценности инициируют развитие локальных ценностных комплексов у субъектов с особыми потребностями, предполагая свой надиндивидуальный оттенок.

Подчеркнем, что ценности являются одним из системообразующих факторов индивидуального пространства социальной группы. Этот фактор

определяет эмоциональную, нравственную, интеллектуальную сферу субъектов с особыми потребностями. Причем ценность выступает как направление, ориентир или сценарий жизнедеятельности субъекта с особыми потребностями и социальной группы в целом, реализуя социально-значимые аспекты субъективного существования. Конечно, сами ценности не выступают движущими причинами функционирования социальной группы, но ценности оказывают влияние на духовно-интеллектуальную практику в контексте функционирования такой социальной группы.

Интерсубъективность в социальной группе предполагает изначально определенные совместные цели и задачи жизнедеятельности субъектов с особыми потребностями. Для этого субъекты должны не просто понимать эти задачи, а и уметь интерпретировать их с позиции общих целерацио-нальных установок. Для этого необходимо обозначить критерии субъективной оценки субъектом как процессов, происходящих в социальном пространстве социальной группы, так и индивидуальных приоритетов других объектов. Происходит синтез индивидуальных и общих интерпретаций социально-значимых событий с выходом на индивидуально-смысловые оттенки. В контексте интерсубъективности происходит оценка событийности социальной группы, причем внутри социального бытия самой группы появляется ценностно-эмоциональное поле интерсубъективности. В этом аспекте соотнесение субъективной ценности и социальному бытию группы представляется в качестве интерпретации смысловых особенностей дискурса субъектов специальной локальной группы. Подобная интерпретация выявляет специфику познавательного поля, в котором взаимодействуют субъекты с особыми потребностями. Во «включающем» обществе, являющемся частью трансформирующегося социума, ценности и ценностные ориентации, понимаемые в качестве вида информационной деятельности, реально образуют основу субъективного существования субъекта с особыми потребностями, отражают его экзистенциальные устремления к получению подлинной информации о «наличном» бытии социальной группы.

Субъективная ценность непосредственно влияет на «наличное» бытие социальной группы. Само «включающее» общество наполняется и аккумулирует субъективные ценности, приобретающие характерные индивидуальные предпосылки формирования ценностной компоненты интерсубъективности. Деятельность субъекта с особыми потребностями приобретает направленность на реализацию социально-значимых задач социальной группы. Подобные интенции поднимают проблему экзистенции основных видов существования ценностей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей ", № 19-01300117/20

Список литературы

1. Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса //Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.

2. Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во: ЮФУ.2010. 288 с.

3. Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в "бифуркационном поле ". Философия права. 2010. № 6 (43). С. 21-25.

4. Музыка О.А. Человек и общество в период кризиса (синергетический подход). Власть. 2009. № 10. С. 79-82.

5. Музыка О.А Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса: сравнительный анализ. Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 192-196.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и

фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В. Социальные трансформации в правовых отноше-ниях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2.. С. 315318.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

11. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России .2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

12. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 147-150.

13. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума //Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.- 2016.- Т. 5.- № 5А.- С. 114-122.

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (IOT) В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ходенкова Э.В.

Старший преподаватель кафедры технического иностранного языка СибГУ им. М.Ф. Решетнева

INTRODUCING INTERNET OF THINGS (IOT) IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Khodenkova E.

senior teacher of technical English Department, Reshetnev Siberian State University of Science and Technologies

Аннотация

В ближайшие годы технологии будут влиять на обучение во многих отношениях. Интернет вещей (IoT) продолжает подтверждать свою важную роль в контексте информационных и коммуникационных технологий и развития общества. При поддержке IoT учебные заведения могут улучшить результаты обучения, предоставляя более богатый учебный опыт, повышая эффективность и получая в реальном времени действенное представление об успеваемости учащихся. В данной статье представлено исследование о влиянии IoT на высшее образование, особенно в университетах. IoT может кардинально изменить методы работы университетов, улучшить обучение студентов во многих дисциплинах и на любом уровне. Ученые, исследователи, преподаватели и студенты находятся в уникальном месте, чтобы руководить разработкой и внедрением IoT-систем, устройств, приложений и услуг.

Abstract

In the coming years, technology will affect learning in many ways. The Internet of Things (IoT) continues to reaffirm its important role in the context of information and communication technologies and social development. With IoT support, universities can improve learning outcomes by providing richer learning experiences, increasing efficiency, and gaining real-time insight into student performance. This article presents a study on the impact of IoT on higher education, especially in universities. IoT can dramatically change the way universities work and improve student learning in many disciplines and at any level. Scientists, researchers, teachers and students are in a unique place to lead the development and implementation of IoT systems, devices, applications and services.

Ключевые слова: Интернет вещей (IoT), информационно-коммуникационные технологии, высшее образование.

Keywords: Internet of Things (IoT), information and communication technology, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.