Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИЛОСЕРДИЕ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИЛОСЕРДИЕ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиабезопасность / медиапсихология / психология информационного воздействия / военные корреспонденты / ценностно-смысловая регуляция / милосердие / профессиональная деятельность / media security / media psychology / psychology of information impact / war correspondents / value-semantic regulation / mercy / professional activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колобова Светлана Викторовна, Малыгина Лидия Евгеньевна

С целью изучения феномена экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции в деятельности военных корреспондентов, проведен анализ работ исследователей в области медиабезопасности, медиапсихологии, психологии информационного воздействия, психологии и социологии по проблеме экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции. Доказано, что развитые ценностные ориентации в рамках экзистенциального милосердия помогают работникам средств массовой информации в условиях боевых действий сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать выгорание, осознавать свои эмоции и страхи, найти силы для продолжения работы и сохранения профессиональной добросовестности. Высокий уровень экзистенциального милосердия способствует укреплению профессиональной деятельности и адаптации к стрессовым ситуациям военных корреспондентов. Экзистенциальное милосердие способствует формированию эмоциональной и психологической стабильности сотрудников СМИ, что является важным фактором для поддержания физического и душевного здоровья военных корреспондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колобова Светлана Викторовна, Малыгина Лидия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL MERCY AS A VALUE-SEMANTIC REGULATION OF THE ACTIVITIES OF WAR CORRESPONDENTS

In order to study such a phenomenon as existential mercy in the context of value-semantic regulation regarding the activities of war correspondents, the work analyzes the work of researchers in the field of psychology and sociology on the problem of existential mercy as value-semantic regulation. It is shown that developed value orientations within the framework of existential mercy help people maintain emotional balance, prevent burnout, be aware of their emotions and fears, find the strength to continue working and maintain professional integrity. A high level of existential mercy contributes to the strengthening of professional activity and adaptation to stressful situations of war correspondents. Existential mercy contributes to the formation of emotional and psychological stability, which is an important factor for maintaining the physical, psychological and mental health of war correspondents.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИЛОСЕРДИЕ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ»

001: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).217-226 Специальность ВАК: 5.9.9

УДК 316.77 ГРНТИ 19.01.11+15.41.39

Колобова С. В., Малыгина Л. Е.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИЛОСЕРДИЕ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

Аннотация. С целью изучения феномена экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции в деятельности военных корреспондентов, проведен анализ работ исследователей в области медиабезопасности, медиапсихологии, психологии информационного воздействия, психологии и социологии по проблеме экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции. Доказано, что развитые ценностные ориентации в рамках экзистенциального милосердия помогают работникам средств массовой информации в условиях боевых действий сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать выгорание, осознавать свои эмоции и страхи, найти силы для продолжения работы и сохранения профессиональной добросовестности. Высокий уровень экзистенциального милосердия способствует укреплению профессиональной деятельности и адаптации к стрессовым ситуациям военных корреспондентов. Экзистенциальное милосердие способствует формированию эмоциональной и психологической стабильности сотрудников СМИ, что является важным фактором для поддержания физического и душевного здоровья военных корреспондентов.

Ключевые слова: медиабезопасность, медиапсихология, психология информационного воздействия, военные корреспонденты, ценностно-смысловая регуляция, милосердие, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Колобова С. В., Малыгина Л. Е. Экзистенциальное милосердие как ценностно-смысловая регуляция деятельности военных корреспондентов // Ученые записки НовГУ. 2024. 2(53). 217-226. 001: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).217-226.

Согласно статистическим данным Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека, с января по июнь 2022 года в мире насчитывалось 43 активных военных конфликта [Кокоурова, 2022]. Количество людей, погибших в результате боевых действий, составляет 41 688 человек, при этом «за эти полгода в столкновениях погибло 41 688 человек (как военных, так и гражданских лиц) — 26 454 из них в российско-украинском конфликте» [Кокоурова, 2022].

В динамично меняющемся мире, с развитием Интернета и других средств массовой информации, активно растет потребность в объективном освещении информации из зон боевых действий. Неуклонно увеличивается число корреспондентов, ведущих репортажи непосредственно с передовой. Однако исследований, касающихся риска, которому подвергаются военные корреспонденты в рамках свой трудовой деятельности, практически не проводится.

Современная военная журналистика является особой сферой профессиональной деятельности, требующей от журналистов не только навыков и знаний в области журналистики, но и осознанного и глубокого понимания экзистенциальных аспектов своей работы. Военные корреспонденты сталкиваются с непрерывной экспозицией насилия, страданий и смерти, что может оказывать серьезное воздействие на их эмоциональное и психологическое состояние [Раевская, 2017, с. 33].

В своей профессиональной деятельности военные корреспонденты сталкиваются с выраженными отрицательными последствиями для своего здоровья, такими как хронический стресс и психосоматические расстройства [Гретхен, 2011]. Поэтому понимание того, каким образом их активное и пассивное милосердие

помогают им справиться с эмоциональным и психологическим напряжением, является значимым для разработки программы поддержки и профилактики расстройств здоровья у военных корреспондентов.

Актуальность исследования экзистенциального милосердия и ценностных ориентаций в деятельности военных корреспондентов обусловлена необходимостью изучения феномена проявления и переживания сострадания в сложных ситуациях, которым приходится сталкиваться журналистам во время военного конфликта.

Одной из ключевых ценностей, которая может помочь им успешно регулировать свою деятельность и сохранять связь со смыслом своего труда, является экзистенциальное милосердие. «Милосердие» происходит от латинского слова «miserecordia», состоящего из двух корней: «miser» - жалкий, и «cor» - сердце, и означает «сердечное» отношение к тем, кто находится в жалком состоянии - нищете, горе, болезни [Березина, 2011; Бэшем, 1977]. Феномен экзистенциального милосердия основан на постулате о том, что человек должен глубоко понимать чужие страдания и обладать способностью к проявлению этого чувства к людям в сложных ситуациях [Бердяев, 1990]. Ценностно-смысловые ориентации являются важным аспектом человеческого существования и могут быть исследованы из различных психологических подходов [Бердяев, 1995]. В этой работе мы рассмотрим понятие ценностно-смысловых ориентаций с позиций экзистенциального подхода, который акцентирует внимание на свободе выбора и ответственности каждого человека за свою жизнь.

Целью исследования явилось изучение феномена экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции в деятельности военных корреспондентов.

Методы исследования. С помощью контент-анализа мы провели обзор работ исследователей в области психологии и социологии по проблеме экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции в профессиональной деятельности и сопоставить его с опытом военных корреспондентов, имеющих опыт работы в зоне боевых действий. В качестве материала для исследования мы отобрали видеоматериалы, в которых журналисты делятся своим опытом пребывания в зоне боевых действий и сопоставляют его со своим текущим мироощущением.

Результаты исследования. Экзистенциальное милосердие представляет собой философский подход, который призывает к пониманию и сочувствию к другим людям в условиях неопределенности, стресса и психотравмирующих событий, который основан на том, что каждый человек имеет право на достоинство и заслуживает заботы и поддержки. Как показал анализ сообщений военных корреспондентов касательно их опыта, многие из них находят проявление милосердия по отношению к окружающим людям эффективным способом для того, чтобы справиться с собственными негативными переживаниями и избежать чрезмерно травмирующего воздействия окружающей обстановки на собственную личность.

Вопрос о значении милосердия и ценностных ориентаций личности с давних времен преимущественно раскрывался в рамках религиозных учений - исламе, буддизме, христианстве и других [Кельнер, 2021; Мэй, 1997]. Практически все развитые религиозные традиции, исходящие из представлений о человеческой

сущности, предполагают религиозную цель в сближении, сострадании и милосердии как в средстве спасения самого себя [Радхакришнан, 1993; Раевская, 2018]. Мы рассматриваем милосердие как восприятие другого как самого себя и совершение благоприятных действий с целью уменьшить степень его страдания. В контексте деятельности военных корреспондентов экзистенциальное милосердие может служить гидом для этического поведения и принятия решений в сложных ситуациях, а также помочь корреспондентам сохранить связь с гуманистическими ценностями во время работы на передовой.

Экзистенциальный подход в психологии сфокусирован на исследовании смысла и ценностей в жизни человека [Левинас, 1998; Лысенко, 2009]. Он предполагает, что каждый человек обладает свободой выбора и ответственностью за свои поступки, а смысл жизни человека осознается с помощью личного опыта и отношения с окружающим миром [Марсель, 1994; Пащукова, 2001].

Ценности определяют поведение человека, его жизненный выбор и ключевую жизненную цель. Под смыслом жизни мы понимаем осмысление ценности жизни, деятельности, актуальных отношений, которые могут развиваться при воздействии различных внешних и внутренних факторов [Юров, 2020; Ялом, 2011].

Экзистенциальная психология предполагает, что каждый человек обладает свободой выбора и ответственностью за свою жизнь [Ялом, 2015]. Именно через осознание своей свободы и принятие ответственности за свои решения можно создавать смысл в жизни [Левинас, 2000, с. 69]. Важным аспектом экзистенциального подхода является поиск и осуществление личной истинности и уникальности [Рязанцева, 2012]. Это включает в себя аутентичность в отношениях, деятельности, целях и ценностях. Человеку предстоит сталкиваться с неизбежностью смерти, неопределенностью будущего и парадоксами существования [Радхакришнан, 1993]. Именно через признание и осознание этих факторов возникает возможность создания смысла в жизни [Марсель, 1995].

Ценностно-смысловые ориентации, рассмотренные через призму экзистенциального подхода, являются важным аспектом человеческого существования [Мэй, 1997]. Они отражают важность свободы выбора, ответственности за свою жизнь и созидания смысла. Экзистенциальный подход призывает к аутентичности и поиску истинности, а также признанию неопределенности и парадоксов в жизни [Магомедов, 2014]. Эти ориентации могут помочь человеку развивать и углублять свое понимание смысла жизни и создавать более благоприятные условия для его развития [Кельнер, 2021].

На сегодняшний день до сих остаются важными и требующими рассмотрения вопросы гуманизации межличностных отношений в обществе. Поэтому как и у военных корреспондентов, так и в целом в аспекте рассмотрения средств массовой коммуникации, необходимой является подготовка журналистов в том числе к анализу деструктивных информационных потоков. Интересным моментом является то, что в своей работе журналисты в большинстве своем стремятся к абстрагированию от существующей опасности в отношении конца жизни. Так, образ смерти настолько активно эксплуатируется журналистами, что возникает десакрализация такого понятия [Малыгина, 2017].

При этом в условиях существующего конфликта открытое высказывание

искренней позиции, высказываемой бесцензурно и, временами, неуместно может порой лишь способствовать эскалации конфликта между противоположными сторонами [Каминская, 2020]. И именно милосердие способствует тому необходимому буферу в возникающих конфликтах.

Экзистенциальное милосердие для военных корреспондентов предполагает готовность приложить все усилия для помощи людям, находящимся в беде. Кроме того, военные корреспонденты несут ответственность за предоставляемую обществу информацию. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, показал, что милосердие является фундаментальным экзистенциальным ресурсом личности военного корреспондента.

Ресурс личности в форме милосердия позволяет человеку творить добро, реализовывать свои лучшие гуманистические черты и человеческую сущность. Экзистенциальное милосердие способствует сохранению психического равновесия и профессиональной добросовестности журналистов, а также устанавливанию границ в отношениях с окружающими.

Военные корреспонденты с высоким уровнем экзистенциального милосердия испытывали большую удовлетворенность своей профессией и имели более успешные стратегии копинга для совладания с эмоциональными проблемами [Кокоурова, 2022; Лысенко, 2009]. Они также проявляли большую способность к социальной поддержке и сопереживанию своим коллегам, что помогало им снижать психологическую нагрузку и справляться с неблагоприятными событиями в зоне боевых действий [Раевская, 2017]. Активное и пассивное милосердие военных корреспондентов взаимодополняют друг друга. Активное милосердие выражается в помощи другим людям, в проявлении заботы и сочувствия [Бердяев, 1936; Бубер, 1995]. Пассивное милосердие, в свою очередь, связано с умением принимать помощь и поддержку [Бердяев, 1994; Бубер, 1995]. Оба вида милосердия играют важную роль в поддержании психического здоровья и эмоционального благополучия военных корреспондентов.

Милосердие относится к категории человеческих ценностей. Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, определяющим направленность жизни человека [Ван Дорцен, 2007]. Её способность исследуется в различных областях знаний, включая психологию, социологию, психиатрию, педагогику. Изучается природа ценностно-смысловых образований и их структурные элементы, динамические компоненты и механизмы функционирования [Бердяев, 1990; Бэшем, 1977; Марсель, 1995].

Развитые ценностные ориентации в рамках экзистенциального милосердия помогают военным корреспондентам сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать выгорание, осознавать свои эмоции и страхи, найти силы для продолжения работы и сохранения профессиональной добросовестности [Графов, 2019].

Особенностями профессии военного корреспондента является умение находить баланс между информированием общества о происходящих событиях и уважением прав человека на конфиденциальность, достойность и безопасность. Экзистенциальное милосердие позволяет им подходить к своей работе с гуманистической перспективой, стремясь помочь людям [Левинас, 2000].

Научные подходы к изучению экзистенциального милосердия представляют собой важный инструмент для понимания и анализа этого явления [Рязанцева, 2012]. Экзистенциальное милосердие как ценностно-смысловая регуляция деятельности военных корреспондентов имеет свои особенности и требует специфического подхода к исследованию.

Один из научных подходов к изучению экзистенциального милосердия состоит в применении философского анализа [Музыкина, 2017; Раевская, 2018]. Философский анализ помогает разобраться в том, какие ценности и смыслы лежат в основе экзистенциального милосердия, и как они связаны с деятельностью военных корреспондентов. Философский подход позволяет провести глубокий анализ концепции экзистенциального милосердия, выявить её ключевые компоненты и определить её роль в жизни профессионалов.

Кроме того, социологический подход также может быть использован для изучения экзистенциального милосердия. Социологический подход позволяет рассмотреть экзистенциальное милосердие в контексте общественных отношений и социальных структур. Это помогает понять, какие факторы влияют на развитие и проявление экзистенциального милосердия у военных корреспондентов, и как оно связано с их профессиональной деятельностью.

Культурологический подход также может быть полезным для изучения экзистенциального милосердия. Культурологический анализ помогает выявить культурные особенности, которые определяют представления о милосердии и его значение в конкретном обществе.

Таким образом, научные подходы к изучению экзистенциального милосердия играют важную роль в понимании этого явления и его значения для деятельности военных корреспондентов. Философский, социологический и культурологический подходы позволяют раскрыть различные аспекты экзистенциального милосердия и пролить свет на его смысловую регуляцию в профессиональной деятельности военных корреспондентов.

Экзистенциальное милосердие подразумевает способность переживать боль другого человека и быть открытым к его страданию. В контексте работы военного корреспондента это означает, что журналист должен быть способным проникнуться состоянием военных, их семей и мирных жителей, попавших в зону конфликта. Он должен чувствовать эмоциональную нагрузку, которую несет его репортаж, и отражать ее в своих материалах. Они должны помнить о ценности каждой жизни и ставить гуманитарные аспекты на первое место. Ведь задача журналиста - не только информировать общественность о событиях на поле боя, но и акцентировать внимание на гуманитарной помощи нуждающимся.

В качестве примеров милосердия, которое проявляют военные журналисты в ходе своей работы, мы приведём отрывок из видеоблога М. Наумовой: Я вижу, что люди видят во мне какую-то надежду, верят, что я могу помочь решить их проблемы. Они мне верят, и от этого я чувствую ещё большую ответственность... Мне очень обидно, что для многих я - последняя надежда... Иногда хочется плакать от этой несправедливости. [Телеграм-канал «Марьяна Батьковна», 2024]. Военные корреспонденты оказывают посильную помощь мирным жителям, пытаясь донести их

проблемы до общественности. Часто они помогают и лично, организуя доставку продуктов для пожилых и обездвиженных людей, привозя детям подарки, связываясь с местными властями и другими инстанциями и организациями, способными оказать помощь, касательно самых серьёзных и актуальных для жителей проблем с инфраструктурой.

Однако экзистенциальное милосердие может стать причиной перегрузки эмоциональной сферы у военного корреспондента. Постоянное переживание страдания других людей может повлечь за собой появление тревожности, депрессии или потерю веры в возможность изменения ситуации. Именно поэтому так важно развивать умение эффективно регулировать свое состояние и осознавать возможные последствия своей работы. М. Наумова сообщает об этом в своем видеоблоге следующим образом: Казалось бы, я — военный корреспондент, человек, который регулярно сталкивается с болью и страданием людей; я учусь фильтровать информацию, не принимать её близко к сердцу, потому что это — не единичные истории, они происходят постоянно... Но у меня бывают пиковые моменты, когда мне хочется разрыдаться от всего этого, потому что эмоции переполняют. Слёзы накапливаются. Тяжело [Телеграм-канал «Марьяна Батьковна», 2024].

Приведем и примеры ответной реакции местных жителей Донбасса на помощь, которую оказывают военные корреспонденты. Они позволяют оценить важность вклада корреспондентов в то, что жители района сохраняют веру в милосердие человека несмотря на бедственное положение: Такое счастье, что ты приехала... Радостно от того, что такой человек есть на Земле; Я вам благодарна была в тот раз... Ой, какая радость у меня была! Имя Марьяна я навсегда запомнила». Следующий диалог с местной жительницей также показывает, что работа корреспондентов позволяет людям проявить свои лучшие качества в ответ на проявленное к ним внимание и заботу: - А как вы не озлобились за десять лет? У вас тут бахают, бахают... - Не знаю, характер такой. Всем желаю добра. Никого никогда не проклинала»; «Спасибо, родненькие! Я вспоминала вас всё время; Моя красавица, подставляет свою голову ради таких старух, как я... [Телеграм-канал «Марьяна Батьковна», 2024]. Иногда корреспонденты проявляют и пассивное милосердие, принимая небольшие подарки от местных жителей: - Завезли продукты, бабушка была рада, что обратили внимание, уделили время и даже подарила нам каких-то конфет — всегда так неловко принимать, но не получается отказываться, люди ведь делают это искренне, хотят отблагодарить. Таким образом, для поддержки психологического состояния корреспондентов важно не только активное, но и пассивное милосердие. Это повышает ценность их работы в собственных глазах и также позволяет местным жителям ощутить, что их благодарность важна, что они - равноправные субъекты человеческого взаимодействия.

Работа военного корреспондента позволяет людям ощутить, что о них помнят и заботятся. Она помогает справиться с экзистенциальным одиночеством, чувством заброшенности в мир, полный опасностей, дает надежду и силы выживать. Корреспонденты, в свою очередь, ощущают ответную благодарность и видят

V» V» V Л

значимость своих действий в глазах других людей. Это не только положительно

сказывается как на их личностном и нравственном развитии, но и дает силы для того, чтобы продолжать профессиональную деятельность несмотря на сопряжённые с ней опасности.

Выводы. Результаты проведенного анализа литературных источников и видеоматериалов позволяют сделать следующие выводы: экзистенциальное милосердие является ценностно-смысловой регуляцией в деятельности военных корреспондентов. Высокий уровень экзистенциального милосердия способствует укреплению профессиональной деятельности и адаптации к стрессовым ситуациям военных корреспондентов. Экзистенциальное милосердие способствует формированию эмоциональной и психологической стабильности, что является важным фактором для поддержания физического и душевного здоровья военных корреспондентов. При этом важно как активное, так и пассивное милосердие, поскольку это ставит позволяет всем участникам человеческого взаимодействие ощутить свою субъектность, быть на равных даже несмотря на разницу в возрасте и физических возможностях.

Исследование экзистенциального милосердия у военных корреспондентов имеет практическую значимость. Результаты такого исследования могут быть использованы для разработки программ профилактики и реабилитации профессионалов из этой сферы. Они также могут служить основой для создания специальной психологической поддержки для военных корреспондентов, направленной на повышение их защищенности и снижение риска развития посттравматического стрессового расстройства.

Таким образом, изучение экзистенциального милосердия как ценностно-смысловой регуляции деятельности военных корреспондентов является актуальным направлением исследований, которое может принести пользу как самим профессионалам, так и обществу в целом.

В дальнейшем можно рассмотреть различные методы и практики, которые помогут военным корреспондентам более эффективно реализовывать принципы экзистенциального милосердия. Это может включать в себя тренинги по развитию эмпатии, психологическую поддержку, а также формирование соответствующей профессиональной этики и кодекса поведения.

Литература и источники

Бердяев Н. А. (1990). О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Москва, 460. Бердяев Н. А. (1936). Проблема человека. К построению христианской антропологии. Путь. 3-26. Бердяев Н. А. (1995). Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики. Москва, Республика, 164-286.

Бердяев Н. А. (1994). Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Москва: Республика, 14-228.

Березина Е. М. (2011). К вопросу о генезисе нравственного принципа милосердия. Вестник МГУКИ, 5 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-genezise-nravstvennogo-printsipa-miloserdiya (Дата обращения: 05.06.2024). Бубер М. (1995). Проблема человека. Два образа веры. Москва: Республика, 158-231. Бубер М. (1995). Я и Ты. В кн.: Бубер М. Два образа веры. Москва: Республика, 15-93. Бэшем А. Л. (1977). Чудо, которым была Индия. Москва: Наука, 616.

Ван Дорцен Э. (2007). Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-

на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 369.

Графов А. Е. (2019). Словарь библейского иврита. Москва: Текст, 704.

Гретхен Д. (2011). Факторы, способствующие развитию ПТСР и усталости от сострадания у работников телевизионных новостей. Международный журнал бизнеса, гуманитарных наук и технологий, 1 (1), 22-32.

Каминская Т. Л. (2020). Новые тренды в Российской политической коммуникации. Политическая лингвистика, 6 (84), 12-18. DOI: 10.26170/pl20-06-01

Кельнер М. (2021). Жизнь и творчество Мартина Бубера.

URL: https://www.lechaim.ru/ARHIV/98/kelner.html (Дата обращения: 30.11.2023).

Кокоурова А. A. (2022). В мире стало больше войн — или так только кажется? Как менялось число вооруженных конфликтов после 1945 года. URL: https://tochno.st/materials/v-mire-stalo-bolshe-voyn-ili-tak-tolko-kazhetsya-kak-menyalos-chislo-vooruzhennykh-konfliktov-posle-1945-goda (Дата обращения: 30.11.2023).

Левинас Э. (1998). Гуманизм другого человека. Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 266.

Левинас Э. (2000). Тотальность и бесконечное. Тотальность и бесконечное. Москва: Университетская книга, 67-292.

Лысенко В. Г. (2009). Анатамавада. В кн. Индийская философия. Энциклопедия. Москва: Восточная литература РАН; Академический проект; Гаудеамус, 75-79.

Магомедов К. М. (2014). О степени богообразности и богоподобия человека в рациональной теологии. Исламоведение, 14, 58-65.

Малыгина Л. Е. (2017). Проблема десакрализации современного языкового сознания. Мир русского слова, 1, 68-71.

Марсель Г. (1994). Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна.

Марсель Г. (1995). Человек, ставший проблемой. В кн. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Москва: Издательство гуманитарной литературы, 107-141.

Мэй Р. (1997). Любовь и воля. Москва: Рефл-бук; Киев: Ваклер.

Музыкина Е. В. (2017). Концепция человека в исламской антропологии. Исламоведение, Т. 8, 1 (31), 105-111.

Радхакришнан С. (1993). Индийская философия. Москва: Миф; Ирбис.

Раевская Н. Ю. (2017). Нравственные основания врачевания в буддийской традиции. Медицина и организация здравоохранения, 3, 33-39.

Раевская Н. Ю. (2018). Иудаизм: этика и медицина. Медицина и организация здравоохранения, 3, 44-51.

Рязанцева Е. Ю. (2012). Экзистенциальный ресурсы лиц, переживающих психологический кризис.

Диссертация ... канд. псих. наук. Одесса, 243.

Телеграм-канал «Марьяна Батьковна». URL: https://t.me/maryananaumova (Дата обращения 20.03.2023).

Юров М. (2020). Ветхозаветная концепция святости: милосердие как путь освящения человека в Ветхом завете. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, 4 (32), 13-28.

Ялом И. (2011). Дар психотерапии. Москва: Эксмо.

Ялом И. (2015). Экзистенциальная психотерапия. Москва: Класс.

References

Berdyaev N. A. (1936). Problema cheloveka. K postroeniyu khristianskoy antropologii [Problem of man. Towards the construction of Christian anthropology]. Put'. 3-26.

Berdyaev N. A. (1990). O naznachenii cheloveka. Opyt paradoksal'noy etiki [About the purpose of a person. An experience of paradoxical ethics]. Moscow: 460.

Berdyaev N. A. (1994). Filosofiya svobodnogo dukha. Problematika i apologiya khristianstva [Philosophy of a free spirit. Problems and apology of Christianity]. In: Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo dukha. Moscow: Respublika, 14-228.

Berdyaev N. A. (1995) Tvorchestvo i ob'ektivatsiya. Opyt eskhatologicheskoy metafiziki [Creativity and objectification. The experience of eschatological metaphysics]. In: Berdyaev N. A. Tsarstvo Dukha i

Tsarstvo kesarya. Moscow: Respublika, 164-286.

Berezina E. M. (2011). K voprosu o genezise nravstvennogo printsipa miloserdiya [On the genesis of the moral principle of mercy]. Bulletin of the Moscow state University of culture and arts, 5 (43). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-genezise-nravstvennogo-printsipa-miloserdiya (Accessed: 05.06.2024).

Beshem A. L. (1977). Chudo, kotorym byla Indiya [Wonder which was India]. Moscow: Nauka.

Buber M. (1995). Problema cheloveka [Problem of man]. In: Buber M. Dva obraza very. Moscow: Respublika, 158-231.

Buber M. (1995). Ya i Ty [Me and You]. In: Buber M. Dva obraza very. Moscow: Respublika, 15-93.

Grafov A. E. (2019). Slovar' bibleyskogo ivrita [Biblical Hebrew Dictionary]. Moscow: Tekst, 704.

Gretchen D. (2011). Faktory, sposobstvuyushchiye razvitiyu PTSR i ustalosti ot sostradaniya u rabotnikov televizionnykh novostey [Factors contributing to the development of PTSD and compassion fatigue in TV news workers]. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 1 (1), 22-32.

Kaminskaya T. L. (2020). Novy'e trendy' v Rossijskoj politicheskoj kommunikacii [New trends in Russian political communication]. Political linguistics, 6 (84), 12-18. DOI: 10.26170/pl20-06-01

Kel'ner M. (2021). Zhizn' i tvorchestvo Martina Bubera [The life and work of Martin Buber]. URL: https://www.lechaim.ru/ARHIV/98/kelner.htm (Accessed 30.11.2021).

Kokourova A. A. (2022). V mire stalo bol'she vojn - ili tak tol'ko kazhetsya? Kak menyalos' chislo vooruzhenny'x konfliktov posle 1945 goda [There are more wars in the world - or does it only seem so? How the number of armed conflicts changed after 1945]. URL: https://tochno.st/materials/v-mire-stalo-bolshe-voyn-ili-tak-tolko-kazhetsya-kak-menyalos-chislo-vooruzhennykh-konfliktov-posle-1945-goda/ (Accessed: 30.11.2023).

Levinas E. (1998). Gumanizm drugogo cheloveka [Another person's humanism]. Saint-Petersburg: Vysshaya religiozno filosofskaya shkola, 266.

Levinas E. (2000). Total'nost' i beskonechnoe [Totality and infinite]. In: Levinas E. Izbrannoe. Total'nost' i beskonechnoe. Moscow, Saint-Petersburg: Universitetskaya kniga, 67-292.

Lysenko V. G. (2009). Anatamavada [Anatamavada]. In: Indiyskaya filosofiya. Entsiklopediya. Moscow, Akademicheskiy proekt, Gaudeamus, 75-79.

Magomedov K. M. (2014). O stepeni bogoobraznosti i bogopodobiya cheloveka v ratsional'noy teologii [On the Degree of God-like and God-Likeness of Man in Rational Theology]. Islamovedenie, 58-65.

Malygina L. E. (2017). Problema desakralizacii sovremennogo yazy'kovogo soznaniya [The problem of desacralization of modern linguistic consciousness]. World of the Russian Word, 1, 68-71.

Marsel' G. (1994). Byt' i imet' [To be and to have]. Novocherkassk: Saguna.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marsel' G. (1995). Chelovek, stavshiy problemoy [The person who became the problem]. In: Marsel' G. Tragicheskaya mudrost' filosofii. Moscow: Izdatel'stvo gumanitarnoy literatury, 107-141.

Mey R. (1997). Lyubov' i volya [Love and Will]. Moscow: Refl-buk; Kyiv: Vakler.

Muzykina E. V. (2017). Kontseptsiya cheloveka v islamskoy antropologii [The concept of man in Islamic anthropology]. Islamovedenie, 105-111.

Pashukova T. I. (2001). Egotsentrizm: fenomenologiya, zakonomernosti formirovaniya i korrektsii [Egocentrism: phenomenology, patterns of formation and correction]. Kirovograd: Tsentral'no Ukrainskoe izdatel'stvo.

Radkhakrishnan S. (1993). Indiyskaya filosofiya. T. 1. [Indian philosophy.V.1]. Moscow: Mif; Irbis.

Raevskaya N. Y. (2017). Nravstvennye osnovaniya vrachevaniya v buddiyskoy traditsii [The moral foundations of healing in the Buddhist tradition]. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya, 3, 33-39.

Raevskaya N. Y. (2018). Iudaizm: etika i meditsina [Judaism: Ethics and Medicine]. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya, 3, 44-51.

Ryazantseva E. Y. (2012). Ekzistentsial'nyy resursy lits, perezhivayushchikh psikhologicheskiy krizis. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk [Existential resources of persons in psychological crisis. Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences]. Odessa. URL: http://dspace.pdpu.edu.ua (Accessed 30.11.2021).

Van Dortsen E. (2007). Prakticheskoe ekzistentsial'noe konsul'tirovanie i psikhoterapiya [Existential counselling and psychotherapy in practice]. Rostov-on-Don: Assotsiatsiya ekzistentsial'nogo

konsul'tirovaniya, 369. Yalom I. (2011). Dar psikhoterapii [Gift of psychotherapy]. Moscow: Eksmo. Yalom I. (2015). Ekzistentsial'naya psikhoterapiya [Existential psychotherapy]. Moscow: Klass. Yurov M. (2020). Vetkhozavetnaya kontseptsiya svyatosti: miloserdie kak put' osvyashcheniya cheloveka v Vetkhom zavete [The Old Testament concept of holiness: mercy as a way of sanctifying a person in the Old Testament]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii, 4 (32), 13-28.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2024. Принята к публикации 17.04.2024.

Об авторах

Колобова Светлана Викторовна - старший преподаватель, Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи); ORCID: 0000-0002-8518-8799; prgaga@mail.ru

Малыгина Лидия Евгеньевна - доктор филологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; профессор, МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель системы дистанционного обучения, «Ликбез.орг»; ORCID: 0000-0002-0056-8160; admlikbez@mail.ru

EXISTENTIAL MERCY AS A VALUE-SEMANTIC REGULATION OF THE ACTIVITIES

OF WAR CORRESPONDENTS

Abstract. In order to study such a phenomenon as existential mercy in the context of value-semantic regulation regarding the activities of war correspondents, the work analyzes the work of researchers in the field of psychology and sociology on the problem of existential mercy as value-semantic regulation. It is shown that developed value orientations within the framework of existential mercy help people maintain emotional balance, prevent burnout, be aware of their emotions and fears, find the strength to continue working and maintain professional integrity. A high level of existential mercy contributes to the strengthening of professional activity and adaptation to stressful situations of war correspondents. Existential mercy contributes to the formation of emotional and psychological stability, which is an important factor for maintaining the physical, psychological and mental health of war correspondents.

Keywords: media security, media psychology, psychology of information impact, war correspondents, value-semantic regulation, mercy, professional activity.

For citation: Kolobova S. V., Maligina E.V. Existential charity as a value and meaning regulation of the activities of war correspondents. Memoirs of NovSU, 2024, 2(53), 217-226. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).217-226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.