А.И. Бобков, М.П. Буш, Е.В. Добжанская, В.Н. Шерстова ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОВД
В статье анализируются экзистенциально-аксиологические аспекты здорового образа жизни курсантов в условиях общества потребления. Рассматриваются вероятные риски стремления к воспроизводству нездоровья в условиях профессиональной деятельности и технократического управления. Предлагается концептуальное изменение анализа ценностного отношения к здоровью через признание наличия экзистенциально-аксиологического кризиса современного российского социума, как детерминирующего начала нездорового образа жизни.
Ключевые слова: ценность, здоровье, аксиология, экзистенциальный, технократия, закрытое социальное пространство, здоровый образ жизни, эмоциональное выгорание.
A.I. Bobkov, M.P.Bush, Е.У. Dobzhanskaya, V.N. Sherstova EXISTENTIAL-AXIOLOGICAL COMPONENT OF THE FORMATION
OF ATTITUDES TOWARDS HEALTH CADETS OF HIGHER ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERIOR
The article analyzes the existential-axiological aspects of a healthy lifestyle of students in a consumer society. We consider the possible risks striving to reproduce an illness in a professional and technocratic management. It is proposed to change the conceptual analysis of the valuable relation to health through the recognition of the existential-axiological crisis of modern Russian society, as the determining origin unhealthy lifestyles.
Keywords: value, health, axiology, existential, technocracy, a closed social space, a healthy lifestyle, emotional burnout.
Сегодняшнее общество определяется в России как кризисное. Можно вслед за П.А. Сорокиным назвать его как переживающее постбедственное состояние. Если мы его поименовали таким образом, то нам необходимо осознать, что социальное бедствие отражается еще долго на личностном, индивидном и индивидуализированном уровнях. Иначе говоря, социальное бедствие является ослаблением навыков социокультурной деятельности в результате экзистенциально-аксиологического кризиса. Что это означает? Это означает, что механизмы социального контроля ослаблены настолько, что ценностные ориентиры субъекта находятся в кризисно-аномическом состоянии. Уровень социокультурной грамотности снижен существенно и запущены механизмы разрушительных инстинктов.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
100
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
Индивид сегодня считает, что здоровье как и все остальное завязано на сферу услуг и если обращусь, то все сделают. Здоровый образ жизни для большинства сегодняшней молодежи не является чем-то необходимым. Возникает иллюзия того, что если все продается и покупается, то, можно купить здоровье на деньги. Только следует понять не отменяемый характер максимы: «Здоровье и разум на деньги не купишь!». Хотя в обществе си-мулякра этот момент постоянно замалчивается. Для общества сверхприбыли важным считается тот императив, что все продается и покупается. Тем более индивида убеждают в колоссальных успехах медицины. Эти успехи калькулируемы, а значит подлежит калькуляции и обмену здоровье.
Если принять за основу принцип: «Здоровье приумножает здоровое общество и делает больным больное», то следует проанализировать, что в здоровом обществе ценность здоровья является одной из главных, а в больном обществе его главенство тоже присутствует, но вся проблема заключается в том, что в больном обществе возникают ориентации, позволяющие экономить на здоровом образе жизни. Конечно, никто не будет публично говорить об их наличии, но латентно они присутствуют. Например, еда по компьютеру. Многие сайты, содержащие кулинарные рецепты, содержат скрытую зависимость от вкусовых добавок, не очень поло-
4(75) 2015
жительно сказывающихся на самочувствии организма. Это самоубийство медленное, но верное и при этом добровольное. Вкусовые добавки это типичный «объект А» (С. Жижек) [1]. Смысл производства таких объектов в том, что потребность, которую они удовлетворяют, реальна, а вот мера потребления средства для ее удовлетворения зашкаливает в разы. Попробуйте в жару утолить жажду «Кока-колой». Выпьете много, но пить будет хотеться еще больше.
Возникает вопрос, а почему такие продукты выпускаются в неограниченном количестве? Дело в том, что возникает целый системный комплекс. Сначала я потребляю нездоровые «объекты А», набираю вес и хожу в фитнес залы, а попутно начинаю принимать различные препараты. Все происходит по Мальтусу. «Человечества слишком много, пищи на всех не хватит, поэтому следует истребить часть путем самоистребления» - такой императив на сегодняшний день вполне реален.
Парадоксально, но наиболее часто на ценность здоровья мало обращают внимание в рамках некоторых силовых структур. Кажется, здесь здоровье при отборе кандидатов уже представлено максимально. Оно первейшая важнейшая ценность, но вместе с тем сама социокультурная деятельность по его поддержанию зависит от внешней среды, а она, как уже отмечалось ранее, оставляет желать лучшего. Поэтому здоровье курсанта как ценность
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
101
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
должна рассматриваться и как составляющая его профессиональной деятельности. Курсант не только должен укреплять свое здоровье, но и быть агентом социализации для субъекта, осваивающего роль носителя здорового образа жизни. Интерес к здоровому образу жизни и позволяет говорить о важности аксиологического дискурса в отношении курсантского здоровья. В фильме «Третье измерение» главный герой -командир подводной лодки произносит следующую фразу: «Мы взяли у матерей здоровых детей. И наша задача вернуть их им живыми и еще более здоровыми». В этой фразе содержится императив отношения к здоровью в рамках силовых структур нормального общества. Советское общество в отношении социокультурного фактора формирования ценностного отношения к здоровью является и нормой и образцом. Конечно, единичные факты саморазрушения собственного здоровья в нем присутствовали, но сама стратегическая линия была выражена верно. Тем более «объекты А» в данной социокультурной реальности отсутствовали или были представлены незначительно.
Наряду с этим необходимо отметить, что в современных структурах ОВД к обобщенным компонентам здоровья относятся весьма неоднозначно. Если взять за основу компоненты здоровья, предложенные К.Н. Фадькиным, то к ним следует отнести: «... соматический, физический, психический и нравственный»
4(75) 2015
[2. C. 12]. Эти компоненты следует рассмотреть с позиции тех императивов, которые репрезентируют переход от здоровья к нездоровью, детерминированный социальной средой пребывания субъекта.
Если среда больна, то императивы, служащие критериями здоровья, будут смещаться в сторону отрицания. Примечательно, что их смещение обусловлено тем, что баланс прав и обязанностей полицейского сместился в сторону увеличения обязанностей при резком сокращении прав. Это, как кажется на первый взгляд, не связано со здоровьем, но только кажется. Для иллюстрации связи остановимся на следующих императивах, предложенных К.Н. Фадькиным: императив физического и соматического здоровья - «я могу»; психического - «я хочу»; нравственного - «я должен» [2. С. 12].
Как видим, первичным субъектом полноценного здоровья выступает «Я». Свободный выбор экзистенциального характера является необходимостью сохранения нормального здоровья субъекта. Однако в образовательных организациях системы ОВД в условиях смены соотношения прав и обязанностей экзистенциальный процесс становления личности подменен директивным формированием отдельного субъекта, выполняющего строго регламентированные функции. На смену здоровым императивам приходят следующие императивы: «ты не можешь», «ты не хочешь», «ты не дол-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
102
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
жен». Это уже критерии нездоровья, а критерии переживания, которые вызывают подавленные эмоции и соматическое, физическое, психическое и нравственное расстройство. Попадая в рамки тотального контроля, курсант внезапно ощущает, что глотком свободы побыть собой выступает заболевание и временная нетрудоспособность. Это и есть смена императивов, ведущая к превращению системы образовательных организаций системы ОВД в учреждение тотального типа, губящее сами намеки на здоровый образ жизни. Механическая солидарность, преобладающая в современной России, стала той социокультурной реальностью, которая позволила создать следующий экзистенциальный сценарий, определяемый К. Ясперсом следующим образом: «Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету в -единую фабрику. Тем самым произошел - и происходит по сей день -полный отрыв человека от его почвы» [3. С. 115]. Такое тотальное тех-нократизирование, с одной стороны, заставляет субъекта воспринимать собственный человеческий организм как механизм, и испытывать на нем различные технические нововведения, а с другой - отказываться от экзистенциальных ценностей, образу-
4(75) 2015
ющих фундамент социокультурной деятельности по организации здорового образа жизни.
Если самочувствие субъекта напрямую зависит от состояния человеческого бытия в целом, то эта зависимость детерминирует и представление о здоровом образе жизни. Поэтому нам кажется уместным процитировать определение экзистенциального самочувствия человека техногенной цивилизации, предложенное все тем же К. Ясперсом (врачом по образованию): «Мир предлагает нам теперь не много истинного и прочного, на что отдельный человек мог бы опереться в своем самосознании. Поэтому человек живет в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность...» [3.
С. 115]. Потеря индивидуальности и есть то, что делает социокультурное понимание здорового образа жизни и аксиологическое понимание здоровья бессмысленным. Системе нужно механически функционировать без сбоев, а значит сокращать время, затраченное на самосознание и самопознание. Поэтому социокультурные факторы здорового образа жизни, делающие здоровье самой важной ценностью бытия человека, находятся под угрозой менеджерского мифа одноразового субъекта. Исполнение функции в полном объеме и надлежащим образом, в
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
103
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
условиях господства технократии в системе ОВД приводит к утрате здоровья как ценности уже на раннем этапе становления сотрудника полиции, с одной стороны, а также его увлечение симуляцией нездоровья с другой, как некое противодействие собственной обреченности на заболевание.
Наиболее яркой иллюстрацией, приведенного выше вывода, выступает состояние синдрома эмоционального выгорания. Среди сформированных симптомов синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции выявлены в качестве доминирующих такие симптомы, как «неудовлетворенность собой», т.е. «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», когда полицейские ограничивают эмоциональную вовлеченность в контакте с коллегами, пострадавшими за счет сознательного выбора, «личностная отстраненность, или деперсонализация», по-
Заболеваемость ку
4(75) 2015
лицейские допускают циничное отношение и к коллегам, и к пострадавшим, и к нарушителям, «редукция профессиональных обязанностей», т.е. полицейские исключают обязанности, требующие эмоциональных затрат. Эмоция - это фундамент отношения человека к собственному бытию, к собственной самореализации. Чем беднее эмоции, тем беднее жажда поиска смысла, а значит более высокая предрасположенность к игнорированию стремления к здоровому образу жизни.
Конечно, с точки зрения медицинской статистики картина заболеваемости курсантов выглядит не очень пессимистично, но речь идет о том, что в ходе сбора информации отношение к здоровью не выявишь.
В качестве примера мы приведем следующие таблицы заболеваемости курсантов нашего института.
Таблица 1
антов ВСИ за 5лет
Годы 2010 2011 2012 2013 2014
Численность курсантов 979 972 734 732 673
Заболеваемость
абсол 1913 1557 1445 1549 1087
на 1000 1954,0 1601,9 1968,7 2116,1 1615,2
ОРВИ 885,0 639,0 548,0 826,0 625,0
травмы 93,0 83,0 70,0 37,0 46,0
Посещаемость 13524 9223 9898 6915 6325
в т.ч. по заболеваниям 7144 6454 4194 4725 2845
уд. вес посещений по заболеваниям 52,8 70,0 42,4 68,3 45,0
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
104
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
4(75) 2015
Классы болезней
Таблица 2
Наименование классов отдельных болезней 2010 2011 2012 2013 2014
Инфекционные и паразитарные болезни 66 45 46 31 20
Болезни эндокринной системы 6 7 4 3 2
Болезни нервной системы 22 5 16 8 10
Болезни глаза и его придаточного аппарата 58 80 70 87 50
Болезни уха и сосцевидного отростка 23 22 16 26 13
Болезни системы кровообращения 11 8 7 8 6
Болезни органов дыхания 923 651 596 873 643
Болезни органов пищеварения 385 339 329 256 120
Болезни кожи 145 137 84 61 38
Болезни костно-мышечной системы 49 48 46 53 56
Болезни мочеполовой системы 116 113 134 89 72
Травмы, отравления и др. 93 83 70 37 46
Заболеваемость колеблется в основном за счет ОРВИ и травм. Если ОРВИ зависит от эпидемиологической обстановки в области, то травматизм имеет значительную тенденцию к снижению за счет проводимых профилактических мероприятий в институте. Общие профилактические меры как иммунизация и приводят к снижению заболеваемости в целом, о чем свидетельствует и удельный вес посещений поликлиники.
Вместе с тем необходимо еще раз отметить, что речь идет об отношении к здоровью как ценности, и наша статья направлена на то, чтобы поднять вопрос не о его те-
лесном выражении, а о ценностном отношении к нему. Речь идет о сознании и самосознании.
Поэтому акцентируем внимание на том, что здоровый образ жизни, по мнению К.Н. Фадькина, включает в себя следующие основные элементы: «.. .рациональный
режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание и т.п.» [2. С. 12]. Вот в этом «и т.п.» содержится наиболее важное экзистенциальное и аксиологическое ядро. Уникальность человека это не только его интеллект или его эмоции, интуиция, но и его представле-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
105
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
ние о здоровом образе жизни среди людей, напрямую связанное со смыслом жизни человека и человечества через уникальность его телесности. Именно его физическая культура и стала отражением его представления о смысле жизни и о ее выражении в профессиональной деятельности. Если же он насилует свое тело в угоду выживания в системе современного общества или во имя следования по пути прогресса через доступ к его ценностям, то ни о каком понимании экзистенциального смысла уникальной телесности не может идти речи. Как не идет речь и о понимании физической культуры, как культуры, а не очередной подготовке к сдаче нормативов. Если здоровый образ жиз-
4(75) 2015
ни не ведет к самому себе, то он не является таковым. Поэтому необходимо четкое разграничение между самоопределением «быть здоровым» или «казаться здоровым».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие / С. Жижек; пер. с англ. В. Мазина. М.: Художественный журнал, 2003. 178 с.
2. Фадькин К.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. Тамбов, 2012. 26 с.
3. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. И. Левина. М.: Политиздат, 1991. 528 с.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
106
Социально-гуманитарные проблемы ОВД
4(75) 2015
Д.В. Буньковский
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
В статье приведен ретроспективный анализ развития теневой деятельности в российской экономике. Рассмотрены некоторые особенности рыночных преобразований в России, предположительно являющиеся причинами существенного увеличения масштабов теневой экономики. Дана характеристика распространенных в российской практике видов теневой деятельности. Описаны последствия развития теневой экономики для российского общества.
Ключевые слова: теневая экономика, теневая деятельность, развитие теневой экономики, борьба с теневой экономикой, легализация.
D. V. Bunkovsky
SHADOW ECONOMY: ANALYSIS OF DEVELOPMENT
In article the retrospective analysis of development of shadow activity is provided in the Russian economy. Some features of market transformations in Russia which are allegedly the reasons of essential increase in scales of shadow economy are considered. The characteristic of types of shadow activity, widespread in the Russian practice, is given. Consequences of development of shadow economy for the Russian society are described.
Keywords: shadow economy, shadow activity, development of shadow economy, fight against shadow economy, legalization.
Истоки развития экономической преступности лежат в становлении запрещенных законом видов деятельности: незаконного оборота оружия, наркотиков, порнографии, проституции, игорного бизнеса, рэкета и др. Такие виды деятельности существуют и в современной России и, как правило, являются основой для развития организованной преступности.
Однако отличительной чертой процессов возникновения и развития организованной преступности в России стали преступления, совершаемые в экономической сфере, особенно в ее нерегистрируемом государством теневом секторе.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
107