Научная статья на тему 'Экзистенциализм как философское направление'

Экзистенциализм как философское направление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7998
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциализм / экзистенция / философское течение / существование человечества / личность

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борзенина Алена Николаевна

В данной статье приводится определение понятия «экзистенциализм». В качестве доказательства доводов о значении данного течения, автор берет произведения его основателей XIX – XX века, обуславливая последовательность развивающегося направления. В качестве дополнения автор объединяет несколько развивающихся мнений предшественников и соединяет их идейные доводы для завершения главной задачи в данной работе – выявить смысл экзистенциального течения и прийти к основной цели его существования. В статье делается вывод о том, что экзистенциализм, изучая проблематику человеческого существования и его смыслов, направлен на становление личностного сознания индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзистенциализм как философское направление»

Экзистенциализм как философское направление

Борзенина Алена Николаевна

Бакалавр

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье приводится определение понятия «экзистенциализм». В качестве доказательства доводов о значении данного течения, автор берет произведения его основателей XIX - XX века, обуславливая последовательность развивающегося направления.

В качестве дополнения автор объединяет несколько развивающихся мнений предшественников и соединяет их идейные доводы для завершения главной задачи в данной работе - выявить смысл экзистенциального течения и прийти к основной цели его существования.

В статье делается вывод о том, что экзистенциализм, изучая проблематику человеческого существования и его смыслов, направлен на становление личностного сознания индивида.

Ключевые слова: экзистенциализм, экзистенция, философское течение, существование человечества, личность.

Философское понятие Экзистенциализм (от лат. existentia - существование; existere - выступать, показаться, становиться) впервые появилось в XIX веке и стало наиболее популярным к середине XX-го века.[1] Экзистенциализм - это одна из разновидностей иррационализма. Основной задачей течения является замена устоявшейся философии морали на философию важности человека. Данное направление изучает проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности за нее. Экзистенция является ядром человеческой личности. Осознать экзистенцию в себе можно путем преодоления некоторых жизненных трудностей, граничащих со страхом и тревогой перед смертоносным событием. Это может быть катастрофа, болезнь, потеря жизненного смысла или смерть близких. Основная мысль экзистенциализма заключается в том, что человек должен обрести свободу путем осознания себя как отдельной личности.

Важно обратить внимание на то, что главным объектом изучения человеческого существования является не физическая составляющая организма, а его душевное состояние. В современном обществе существует мнение, что экзистенциальное философское течение связано ни с чем иным, как с депрессией, суицидальным настроением и потерей жизненного смысла. Такое значение Экзистенциализму придало популярное понятие «Экзистенциальный кризис», которое появилось в XX веке. Оно граничит с симптомами состояния тревоги, апатии и психологического дискомфорта. Однако стоит подчеркнуть, что такое понятие, как экзистенция, обозначает конкретное «бытие» и предполагает вопросы о проблемах самого существования человека. Философы, изучающие проблематику экзистенциализма, считают, что личность, пришедшая к осознанию своего «Я», не является потерянной. Наоборот, экзистенция позволяет человеку выйти на новый уровень его духовной

деятельности. В истории существует несколько этапов развития экзистенциального направления. Далее будут разобраны основные идеи философов, занимающихся развитием данного направления.

Основателем экзистенциального феномена стал датский философ Серен Кьеркегор (1811— 1855гг.). Именно он обнаружил противоречия нравственности в человеческой душе. Кьеркегор жил и воспитывался в религиозной среде. Его самым знаменитым произведением является книга «Страх и трепет», название которой было взято из Ветхого завета.[2] В ней он размышляет о философско-нравственных проблемах общества на примере сказания об Аврааме и Исааке. Первыми задатками антропологического протеста была мысль о том, что человек должен «раскрыть» себя. Философ внёс в понятие экзистенциализма мысль о том, что каждый индивид имеет право обрести свободу и независимость от внешней среды и Бога. Кьеркегор поделил проблематику своей философии на три части: единичное, внутреннее и временное существование. Именно эти три понятия и являются экзистенциализмом. Первым задатком философского течения стал подход человека к своему существованию, или принцип жизни, по которому он может прожить свою жизнь. В него входят эстетический, этический и религиозный мотивы. Эстетический принцип жизни подразумевает под собой получение различного рода наслаждений индивидуумом. Кьеркегор называет таких людей «рабами минуты», так как они готовы отказаться от личности ради мгновенного удовольствия. Этический принцип, в отличие от эстетического, не разрушает личность человека, а наоборот, делает его единичным и уникальным. В каждом из людей существуют два этих механизма. Для того, чтобы заставить работать их в гармонии, следует сделать так, чтобы эстетическое подчинялось этическому. Однако существует и третий принцип единения личности, который дополняет первые два - религиозный. Он позволяет людям делать выбор в своем экзистенциальном поиске. Этот выбор основан на требованиях, которые Бог предъявляет человеку. Таким образом личность сможет сделать вывод о своем «подлинном существовании». [5,с.5] Кьеркегор обозначил главную проблематику течения, отразив ее в «уникальности человеческого существования», а также в поиске жизненного пути. Это означает, что основной задачей экзистенциализма является приход к человечеству взамен на веру и всем нравственным ценностям, которые люди знали раньше. Несмотря на это, философия Кьеркегора не отменяет существование Бога. [6, с.154] Следует добавить, что за время развития такого философского течения, как экзистенциализм, появились два направления, которые разделили его на теистичекое (религиозное) и атеистическое. Представителями атеистического экзистенциализма являются такие последователи, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Все их идеи во многом сходятся к мысли о том, что человек, по своей сути, существо трагичное и страдающее. Религиозное направление экзистенциализма признает высшую силу, но ставит акцент на том, что человечество противоречит божественной идее. Представители теистического экзистенциализма, такие как Серен Кьеркегор, предлагают идею об истоках человеческого бытия и возвращению к этому состоянию. В данном случае истинным человеческим существованием для Кьеркегора является Бог.

Как было указано ранее, пик экзистенциализма приходится на Вторую мировую войну - ужасы уничтожения человека и человеческих ценностей. Веру в Бога и все моральные установки, которые общество знало раньше, сменил экзистенциальный подход к жизни. Именно он позволил людям в то время вернуться к изначальному смыслу своего существования. К середине ХХ-го века течение экзистенциализма стал развивать французский философ и писатель Альбер Камю (1913—1960гг). Философ развил главную проблематику экзистенциализма в XX веке - вопрос, которой заключался в следующем: «Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?». Высказывание можно определить, как то, что человек имеет только одну проблему - прожить жизнь. Это является его главной ответственностью в противостоянии с миром. Таким образом, философ разделил экзистенциализм на три формы. Во время экзистенции, которую человек ощущает в «борьбе» с миром, он задается главным вопросом: «что теперь делать?». Экзистенцией в данном случае является абсурд, который заставляет человека искать смысл в мире, в котором его нет. На данный вопрос Камю дает три ответа:

1. Самоубийство

2. Капитуляция перед лицом абсурда

3. Бунт против абсурда

По мнению философа, наиболее правильным способом существования является бунт или, другими словами, создание смысла в собственной жизни. В эссе о размышлениях жизненного абсурда

Экзистенциализм как философское направление

и его влиянии на жизнь человека философ приводит в пример древнегреческого героя Сизифа. [7, с.64] На протяжении всей жизни он вынужден катить камень в гору, что сравнимо с человеком, который обречен на то, чтобы сопротивляться жизненному абсурду: знать о том, что это действие приведет к поражению, как и жить, зная о смерти. Для Альбера Камю главный смысл человеческого существования заключается в борьбе, создании смысла и своих ценностей. В примере из произведения «Миф о Сизифе», герой совершает абсурдное действие «назло» высшим силам, находя в этом свой удел. Именно с этого момента началось основное развитие экзистенциализма как полноценного течения в философии. Главным аргументом мыслителя является тот факт, что, человек, проживающий жизнь, должен прочувствовать время или сам процесс, не думая о конечном результате.

Далее, философом, который основательно подошел к проблеме экзистенциализма является Жан-Поль Сартр (1905 — 1980гг). Именно он наиболее доступно сформулировал объяснение понятия экзистенциализма в своем программном тексе «Экзистенциализм - это гуманизм».[7] Базовой идеей в философии Сартра является мысль о том, что «существование предшествует сущности». [8, с.2] Данная теория граничит с атеистическими взглядами, как и сама философия Сартра. До появления такого понятия, как экзистенция, философы были склонны думать о том, что сущность предшествует существованию. Это были теории о том, что человеческая душа может существовать вечно. Однако Жан-Поль Сартр впервые озвучил обратную сторону данного мышления, которая гласит о том, что человек создает свою духовную составляющую самостоятельно во время жизненного процесса. Каждый индивид приходит на этот свет «пустым» сосудом. Его личность не является полной до момента смерти, так как духовную и составляющую человека определяет каждая его мысль, поступок или действие. Только с момента смерти возникает полная человеческая сущность, так как ее уже невозможно изменить. Главным тезисом Сартра является то, что «Человек осужден быть свободным». Свобода - основная характеристика человеческого существования, по мнению философа. Если наша жизнь - это существование, то конец свободы человека, во время которой он создает себя - это смерть. Именно Сартр впервые обосновал идею о том, что свобода в экзистенциальном течении является ответственностью для человека, так как индивид, осознавая свои действия, не может переложить ответственность за них на высшую силу или других людей. Также, в философии Сартра можно найти продолжение идеи Альбера Камю о том, что личность человека умирает под призмой взглядов других людей. Вместе с этим впервые появилось выражение: «Ад - это другие». Его произнес со сцены Альбер Камю во время участия в постановках, но позднее Жан-Поль Сартр использовал данное выражение для заключения своей пьесы «За закрытыми дверями» (1954г). [9, с.10] Философ начал размышлять о философской проблематике, вопрос которой заключается в том, почему адом для человека являются другие люди. Это означает, что под чужим взглядом человек перестает существовать, так как люди видят только ту «сущность», которая существует на данный момент времени, за неимением возможности увидеть полное становление личности человека. Под взглядом другого человека личность теряет свободу меняться, так как закрепляется в другом восприятии, как что-то целостное и сформированное. Именно это заключение ведет к тому, что чужое восприятие личности является ее смертью.

Оба философа, развивающих атеистическое направления экзистенциальной течения сходятся во мнении о проблематике существования человечества. Оно заключается в том, что главной жизненной целью для индивида является его определение себя как отдельного свободного «Я» и самостоятельное развитие своей целостной природы. Экзистенциализм - это свобода и уникальность человеческого индивида, который заброшен в «бессмысленный» мир. Экзистенциальная цель: создание себя и своих смыслов в жизни.

ИСТОЧНИКИ:

1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы^:// dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/508/%D0%AD%D0%9A%D0%97%D0%98%D0%A1%D0%A2% D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C

ЛИТЕРАТУРА:

2. Кьеркегор С. Страх и трепет/ Пер. с дат. -Изд.2-е, дополненное и исправленное. -М.:

Культурная революция, 2010.-(Классики современности)

3. Кьеркегор С.: жизнь, философия, христианство. (2004) СПб

4. Буева Л.П. Идея С. Кьеркегора об открытости человека и ее роль в воспитании// Электронная библиотека РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/histan/ statwi/Bueva_Ideya_Kerkegora_ob_otkritosti_4eloveka_i_ee_rol_v_vospitanii.pdf

5. Кузьмина Т.А. Этическая мысль //Электронная библиотека РАН. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iphras.rU/uplfile/root/biblio/em/em_10/7.pdf. 154с.

6. Камю А. Миф о Сизифе // Электронная библиотека MogNB [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mognb.ru/books/1368439-mif-o-sizife/read/page-64

7. Сартр Жан Поль. Экзистенциализм - это гуманизм // Электронная библиотека KNIGKY. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://knijky.ru/books/ekzistencializm-eto-gumanizm

8. Сартр Жан Поль. Экзистенциализм - это гуманизм // Электронная библиотека KNIGKY. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://knijky.ru/books/ekzistencializm-eto-gumanizm?page=1

9. Сартр Жан Поль. За закрытыми дверями // Электронная библиотека RuLit [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rulit.me/books/za-zakrytymi-dveryami-read-91098-10.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.