Научная статья на тему 'Эквифинальность и концептуальный подход к целевой фокусировке инвестиционно-строительной деятельности'

Эквифинальность и концептуальный подход к целевой фокусировке инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ФОКУСИРОВКА / ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ / ЭКВИФИНАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY / TARGET FOCUSING / PROJECT PORTFOLIO / EQUIFINALITY / EFFICIENCY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Мария Витальевна

Проблема модернизации национальной экономики России предполагает проведение системных преобразований, в том числе и в инвестиционно-строительной деятельности. В условиях проектного формата современной модели экономического роста национальной экономики исследовано свойство эквифинальности. Показано, что любая система способна достигать состояния, которое определяется исключительно параметрами самой системы независимо от внешних условий и конъюнктурных ожиданий. Сделан вывод о том, что сущность Концепции целевой фокусировки заключается в использовании наиболее развитых и эффективных способов снятия ограничений эквифинальности хозяйствующих субъектов, рассмотренных во взаимодействии по совместной реализации проектных портфелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Мария Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUIFINALITY AND CONCEPTUAL APPROACHES TO TARGET FOCUSING OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES

The Russian national economy modernization implies systemic reforms including those of investment and construction activities. In terms of project format of modern model of the national economic growth, the author investigates the property of equifinality. The paper shows that any system can reach the state, which is determined by the parameters of this system, regardless of external conditions and market expectations. The work concludes that the essence of the concept of target focusing is to use the most advanced and effective means of derestrictions of equifinality of business entities considered in concert for the joint implementation of project portfolios.

Текст научной работы на тему «Эквифинальность и концептуальный подход к целевой фокусировке инвестиционно-строительной деятельности»

УДК 330.332

ЭКВИФИНАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЦЕЛЕВОЙ ФОКУСИРОВКЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© М.В. Матвеева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проблема модернизации национальной экономики России предполагает проведение системных преобразований, в том числе и в инвестиционно-строительной деятельности. В условиях проектного формата современной модели экономического роста национальной экономики исследовано свойство эквифинальности. Показано, что любая система способна достигать состояния, которое определяется исключительно параметрами самой системы независимо от внешних условий и конъюнктурных ожиданий. Сделан вывод о том, что сущность Концепции целевой фокусировки заключается в использовании наиболее развитых и эффективных способов снятия ограничений эквифинальности хозяйствующих субъектов, рассмотренных во взаимодействии по совместной реализации проектных портфелей. Ил. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная деятельность; целевая фокусировка; портфель проектов; эквифинальность; эффективность; концепция.

EQUIFINALITY AND CONCEPTUAL APPROACHES TO TARGET FOCUSING OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES M.V. Matveyeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The Russian national economy modernization implies systemic reforms including those of investment and construction activities. In terms of project format of modern model of the national economic growth, the author investigates the property of equifinality. The paper shows that any system can reach the state, which is determined by the parameters of this system, regardless of external conditions and market expectations. The work concludes that the essence of the concept of target focusing is to use the most advanced and effective means of derestrictions of equifinality of business entities considered in concert for the joint implementation of project portfolios. 2 figures. 6 sources.

Keywords: investment and construction activity; target focusing; project portfolio; equifinality; efficiency; concept.

В современных условиях развития национальной экономики России необходима целевая фокусировка инвестиционно-строительной деятельности, позволяющая осуществлять системный форсаж инновационных преобразований [1]. Имея в виду, что целевая фокусировка инвестиционно-строительной деятельности должна обеспечить синхронизацию разнонаправленных видов деятельности, учтем ряд соображений методологического характера:

- системные свойства инвестиционно-строительной сферы определяются спецификой объектов управления, а именно качественными и количественными характеристиками портфеля проектов, работ и услуг, подлежащих реализации. Их структура определяет: уровень специализации или комбинирования, территориальную локализацию, виды партнерских связей, организационно-экономическую и правовую формы деятельности, требования к кадровому составу, степень технологической и бюджетной независимости субъектов инвестиционно-строительной деятельности и др.;

- ресурсный разрез портфеля проектов, работ и

услуг обуславливает необходимость выделения ка-питалообразующих элементов ресурсных потоков, т.е. тех ресурсов, которые непосредственно способствуют увеличению стоимости. Нематериальная составляющая входящих в процессы инвестиционно-строительной деятельности ресурсов, таких как управленческие технологии, «ноу-хау», организационные инновации и др., являясь характерной особенностью современной модели развития, в наибольшей степени определяют качество и динамику развития;

- инвестиционно-строительная сфера в той же степени, что и национальная экономика в целом не может рассматриваться в отрыве от институциональной среды. Принято понимать совокупность процессов упорядочения, формализации и стандартизации деятельности экономических агентов, включая механизмы, обеспечивающие соблюдение данных правил как содержательную основу институтов национальной экономики [2, 3]. Исходной посылкой анализа практических механизмов институциональной среды современной России является допущение того факта, что в основе своей она реализует рыночные принци-

1Матвеева Мария Витальевна, кандидат экономических наук. доцент, докторант кафедры экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: eunexpert@istu.edu

Matveyeva Maria, Candidate of Economics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Property Assessment and Administration Department, e-mail: eunexpert@istu.edu

пы хозяйствования в условиях открытой экономики. Таким образом, институциональная среда может рассматриваться в качестве внешнего объекта целевой фокусировки вследствие того, что способна являться фактором торможения или ускорения инвестиционно-строительных процессов. Не случайно институциона-лизация национальной экономики во всех ее аспектах является вот уже более пяти лет эпицентром внимания законодательной и исполнительной ветвей власти, Президента и Правительства РФ. Наиболее существенные институциональные вызовы и их сравнительная характеристика в группе развивающихся стран показаны на рис. 1.

Заметим, что из трех (выделенных черным цветом) наиболее острых вызовов два напрямую касаются инвестиционно-строительной сферы, это - институциональные ограничения получения разрешения на строительство и защита инвесторов. Первое входит в сферу развития земельных отношений. Второе огра-

тоды, способы деятельности и формы отчетности, но и на подходы к оценке деятельности, уровню ее маневренности, адаптивности и в конечном счете потенциал расширения эквифинальности;

- необходимо учесть субъективные по своей сущности компоненты саморазвивающейся системы помимо объективных объектов целевой фокусировки, в соответствии с гносеологическими принципами познания. Среди них в контексте современных требований и принципов развития особое значение имеют: профессиональная укомплектованность трудовыми ресурсами, опыт работы в условиях открытых рынков, компетентность в решении задач различной сложности, уровень деловой активности и социально-психологические аспекты деятельности, которые также должны обязательно приниматься во внимание.

Таким образом, следуя теоретическим посылкам формирования концепции целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности, отметим осно-

Рис. 1. Наиболее значимые институциональные ограничения для экономического роста.

Источник: Doing Business Database. World Bank

ничение касается инвестирования.

Таким образом, эпицентр востребованных институциональных преобразований напрямую касается осуществления инвестиционно-строительной деятельности, а характер целевой ориентации институциональной среды, также как портфель проектов, работ и услуг, обуславливает ряд требований к участникам инвестиционно-строительной деятельности:

- внешние факторы и в частности вступление в ВТО, изменяя качество конкурентной среды, оказывают существенное влияние не только на систему управления саморазвивающимися системами, их ме-

вополагающую роль объективных, не зависящих от деятельности хозяйствующих субъектов, объектов фокусировки, которые невозможно рассматривать изолированно, без учета состава и структуры портфеля проектов, работ и услуг (далее по тексту проектного портфеля).

Анализ проектного портфеля субъектов инвестиционно-строительной деятельности затруднен тем фактом, что он не представлен в системном виде ни в одном из концептуальных и стратегических документов. Тем не менее, изучение системообразующих целевых ориентиров, представленных в многочисленных

обращениях Президента РФ к Федеральному собранию, предвыборных статьях, Концепциях, Основных направлениях развития [4] и др., позволяют выявить проектные параметры системной долгосрочной политики, в основе которых:

- во-первых, целевая фокусировка на инфраструктурное обеспечение современной модели экономического роста актуализирует крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство газо- и нефтепроводов в целях развития экспортной трубопроводной инфраструктуры (проекты БТС, БТС-2, «Северный поток», ВСТО-1, ВСТО-2), строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Казань - Екатеринбург), строительство космодрома «Восточный» в Амурской области и другие проекты, отличительной чертой которых является масштабность и общественная значимость;

- во-вторых, укрепление репутации России в качестве полноценного участника мирового развития потребует реализации имиджевых проектов, таких как проекты сооружений Олимпийских игр в Сочи, Сколко-во и др. Их экономической особенностью является неоднозначность экономической эффективности и народнохозяйственной отдачи. Тем не менее, масштабы имиджевых проектов будут возрастать, но для включения страны в мейнстрим мирового развития, повышения имиджа, как одного из лидирующих государств, их реализация необходима;

- в-третьих, инновационные проекты, восстанавливающие или создающие высокотехнологический бизнес, к примеру, проект создания новой металлургической подотрасли по производству труб большого диаметра. Характерной чертой таких проектов в настоящее время является рост количества и масштабов проектов, самостоятельно реализуемых представителями бизнес-сообщества (в случае с производством труб производство освоили пять металлургических заводов, вложившие 10 млрд долл. США на 10 лет без финансовой поддержки государства);

- в-четвертых, территориальные проекты, к примеру, проекты развития Дальнего Востока или кавказских республик. Проектный подход к развитию территорий предполагает комплексную реализацию инфраструктурных, инновационных, промышленных, жилищно-коммунальных и коммерческих проектов создания современных условий жизнедеятельности и поддержки их экономического развития в пределах той или иной территории;

- в-пятых, коммерчески ориентированные инвестиционно-строительные проекты, предполагающие быструю окупаемость и фиксацию прибылей и рассчитанные на финансовые возможности отечественного бизнеса. Их локализация в пространстве зависит от:

1) политики региональных властей;

2) условий вхождения в территориальную структуру размещения производительных сил;

3) приоритетов развития того или иного региона.

Отталкиваясь от основных характеристик новой

модели экономического роста, приведенной структуры

перспективного проектного портфеля, рассмотрим имманентные свойства последнего. Исходя из фронтально-форсажной инновационной ориентации модели развития [1], проектный портфель национальной экономики должен обладать следующими свойствами:

1) универсальности, позволяющей в рамках единых требований формировать и оценивать различные по принадлежности, целевой ориентации и форматам проекты;

2) конкурентоспособности, означающей возможность сохранения лидирующих позиций или опережающего развитие на основе реализации взаимодополняющих конструктивных идей;

3) всеобщего охвата, имея в виду необходимость устойчивого развития всех без исключения территорий, отраслей и сфер национальной экономики страны. Это касается и развития всех возможных разновидностей субъектов хозяйствования в диапазоне от государственных, общественных и коммерческих структур;

4) приоритета инновационно ориентированных крупномасштабных проектов, реализуемых в режимах консолидированного взаимодействия и формирующих новые технологические платформы экономического роста;

5) равной доступности ресурсов развития и участия в проектах и программах;

6) паритета хозяйственных прав и ответственности участников проектов и программ вне зависимости от организационно-правовых форм и территориальной принадлежности;

7) способности и готовности адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям хозяйствования, инновационным трендам и др., реструктуризации проектного пула;

8) целесообразности и эффективности, включая внутренний синергизм, как основу фиксации эффекта масштаба и одновременной реализации совокупности проектов;

9) поддержания уровня экономической безопасности и стабильности;

10) расширения эквифинальности, позволяющие масштабировать цели и увеличивать предел допустимых рисков.

Ряд свойств достаточно подробно исследован в научном сообществе [2, 3, 5]. К примеру, свойства универсальности, конкурентоспособности, всеобщего охвата, равной доступности ресурсов и паритета, хозяйственных прав и ответственности, расширение эквифинальности и поддержание уровня экономической безопасности и стабильности. Что касается свойства эквифинальности, то оно не только не исследовано, но, как правило, упоминается исключительно, как формальный признак изучения процессов и явлений. В условиях проектного формата современной модели экономического роста национальной экономики, пределы роста и развития ограничены возможностями производственно-экономической системы. Это обусловлено тем неоспоримым фактом, что любая система способна достигать состояния, которое опре-

деляется исключительно параметрами самой системы не зависимо от внешних условий и конъюнктурных ожиданий. Научная интерпретация предельных возможностей чаще всего сводится к исследованию потенциала системы [2, 3, 5, 6]. В то же время потенциал - лишь количественная мера свойства эквифинально-сти. Исследовательский формат в первую очередь требует изучения сущности явления в совокупности их характеристик. Объективным, не зависящим от субъективно заданных устремлений, свойством является стремление любой системы расширить свою эквифи-нальность, увеличить пределы роста. При этом экви-финальность хозяйствующего субъекта проявляется в оценке потенциала, которая в первую очередь определяется производственными мощностями, эквифи-нальность региона - ресурсными возможностями и уровнем развития его производительных сил, а экви-финальность государства - развитием экономики в целом, как единства производительных сил и производственных отношений, достигнутым уровнем деловой активности и образованности граждан.

Нетрудно предположить, что по мере развития системы ее эквифинальность будет повышаться. Однако любые создаваемые человеком системы априори имеют пределы роста. Примером может служить некогда бурно развивающиеся отраслевые Главки или крупные научно-производственные объединения в СССР, которые со временем стали громоздкими, плохо управляемыми и склонными к деградации. Именно в этот момент имело смысл провести их реструктуризацию и, возможно, разукрупнить, создав самостоятельные структурные образования (филиалы, территориальные представительства и/или аффилированные компании). Не исключено, что для полноценной реализации потребности в развитии и расширении эквифинальности указанных структур была востребована диверсификация или передислокация деятельности. Этого не произошло, подтверждая, что для экономических систем большее не означает лучшее. Каждой системе, локализованной в пространстве и времени, присущ свой оптимальный масштаб деятельности. Если его превысить или сузить, то система может начать деградировать и разрушаться. Таким образом, при прочих равных обстоятельствах любой системе присущ некий эквифинальный уровень эффективности, как определяемое объективными факторами максимально возможное отношение эффекта к затратам.

Учет свойства эквифинальности в современном понимании политической, научной и бизнес-среды должен осуществляться в:

- создании адекватной институциональной среды;

- комплексной модернизации экономики;

- реализации механизмов стимулирования и поддержки экономического роста;

- локализации процессов развития во времени (определении и фиксации последовательности действий);

- корректной оценке и коррекции процессов достижения целей.

Свойства проектного портфеля развития во взаимосвязи с его структурой показаны на рис. 2.

Как следует из рис. 2, свойство эквифинальности выступает своего рода «естественной границей» возможностей реализации других свойств. Преодоление этого ограничения и является основной концептуальной посылкой практической реализации метода целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности, как возможности придания стартового преимущества развития.

Исследование объективных ограничений реализации проектного пула показало, что они обусловлены, в первую очередь, институциональными ограничениями национальной экономики, возможностями (ресурсными, организационными и др.) хозяйствующих субъектов, а также наличием внешних фильтров реализации имеющегося потенциала развития участников инвестиционно-строительной деятельности. Проведенный анализ расширения границ реализации проектного потенциала страны показал, что в условиях глобализации мировой экономикой выработаны механизмы, безупречно зарекомендовавшие себя в решении проблемы эквифинальности. К их числу относятся механизмы государственно-частного партнерства, технологии финансового инжиниринга, инновационный протекционизм, имиджевые и информационные методы поддержки деятельности.

Российские условия инвестиционно-строительной деятельности имеют огромное количество отличительных особенностей как с точки зрения институциональных условий ее осуществления, сложившихся форм и методов взаимодействий участников строительства, их ответственности и координации, так и с позиций сложившихся традиций делового оборота, социальных ценностей и приоритетов развития. Их системный анализ осуществлен в [2, 3, 5, 6]. Совершенно очевидно, что не все рекомендации и зарубежные «находки» оказались приемлемы. Многие экономические новации, и, в частности, ориентация на безудержное привлечение кредитных ресурсов, послужили толчком к экономическому кризису и усложнили восстановительный рост. Между тем, именно технологии финансового инжиниринга и государственный протекционизм поддержали и впоследствии восстановили долевое строительство и ипотеку, которая к настоящему времени развивается рекордно быстрыми темпами (по данным Росстата РФ только за 2012 г. ипотечные кредиты выросли на 40%). Крупномасштабные стройки, особенно по проектам имиджевого типа, просто не были бы начаты без государственного участия.

Таким образом, проведенный анализ успешно реализованных крупных строительных проектов показал, что преодоление эквифинальности проектного портфеля, обусловленной объективными ограничениями возможностей хозяйствующих субъектов, осуществлялось на практике с помощью механизмов государственно-частного партнерства, а также путем внедрения новаций финансового инжиниринга, который активировал, помимо экономических, и организационные преобразования.

Внешние вызовы

"I

Г

Приоритеты и цели развития

Внутренние ограничения

Целевая фокусировка

Базовая структура проектного портфеля национальной экономики (Р)

Инфраструктурные проекты

Имиджевые проекты

Крупные промышленные (отраслевые) проекты

Р1

1-- Рп

Ро

Проекты территориального развития

Р1

Рк

Коммерческие проекты

Р = {П, Pj, Рп, Ро, Р1, Рк}

_

8 = {81, 82, 83,

Достижение эквифинальной эффективности

Свойства проектного портфеля (S)

Универсальность (81)

Конкурентоспособность (82)

Всеобщий охват

(83)

Приоритет инновационных проектов

_(84)_

Равная доступность ресурсов (85)

Паритет прав и ответственности (Бб)

Адаптация к условиям хозяйствования (87)

Внутренний синергизм (88)

Поддержание уровня экономической безопасности и стабильности

_(89)_

Расширение эквифинальности (810)

__I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Свойства проектного пула современной модели экономического роста

В последнее время государственно-частное партнерство (ГЧП), в основе которого смешанная форма собственности, стало наиболее распространенным форматом реализации сложных и масштабных проектов развития. Активно применялись меры государственного протекционизма, имея в виду допустимый предел и необходимость минимизации рисков нарушения социального равновесия. Так, на объектах Олимпийского строительства это позволило реализовать следующие комплексные межотраслевые проекты:

1) проекты, способствующие гармонии с природой;

2) комплекс проектов, обеспечивающих здоровый образ жизни;

3) проекты, сфокусированные на экономическое процветание и использование современных технологий;

4) проекты социальной адаптации инвалидов -«мир без барьеров»;

5) проекты поддержки культурных традиций;

6) проекты, охраняющие национальные ценности.

Если попытаться систематизировать типовые черты проектов, реализующихся в формате государственно-частного партнерства, то анализ мировой и отечественной практики позволяет утверждать, что их характеризуют: масштаб проекта; сжатые сроки реализации, задаваемые стратегическими целями (оборонного, остросоциального или инфраструктурного значения); сложный формат производственно-хозяйственных связей, требующий специальных мер координации или стимулирования; особые природно-климатические и ландшафтные условия реализации и др.

Анализ проектов, реализуемых в формате государственно-частного партнерства, показал, что к масштабным проектам относят, как правило, проекты с международной или межрегиональной ориентацией, множественностью и рассредоточенностью участников, межотраслевым и комплексным характером производства, продукции или услуг или с высоким уровнем наукоемкости и инновационным характером. В ряде случаев принадлежность к зоне социального конфликта и необходимость снятия напряженности актуализирует необходимость реализации крупномасштабных проектов.

Как показала практика, государственно-частное

партнерство, сопровождаемое использованием мер государственного протекционизма в большей мере, чем другие форматы деятельности, соответствует целевой синхронизации деятельности субъектов различной формы собственности. Их эффективное сочетание в модели экономического роста способствует оперативной мобилизации и эффективной интеграции ресурсов развития, стратегической фокусировке и продуцированию адекватного целям развития способа производства. Экономический результат реализации этого механизма нейтрализации ограничений эквифи-нальности выражается в расширении возможностей получения синергетического эффекта.

Финансовые модели комбинированного инвестирования, применительно к инвестиционно-строительной сфере, также формируют конструктивный потенциал преодоления эквифинальности деятельности участников инвестиционно-строительной деятельности.

В отличие от множества существующих подходов, методы преодоления эквифинальности предлагается рассматривать не только как расширение объективно имеющихся возможностей пополнения ресурсов развития, но и как развитие и выполнение ряда требований к деятельности хозяйствующего субъекта. К примеру, для размещения облигационного займа субъекту хозяйствования необходимо продемонстрировать соответствующее качество и адекватный стереотип деятельности. Его атрибутами являются: достаточность активов и ресурсов развития, использование международных форм финансовой отчетности, наличие управленческого учета, безупречная репутация, стабильность деятельности, профессиональная адекватность команды, соблюдение экологических стандартов и др.

Таким образом, сущность Концепции целевой фокусировки видится автором в использовании наиболее развитых и эффективных способов снятия ограничений эквифинальности хозяйствующих субъектов, рассмотренных во взаимодействии по совместной реализации проектных портфелей. Для этого субъекты должны иметь необходимые и достаточные компетенции адекватного взаимодействия с внешней средой, поддержания стабильности, способности к реструктуризации деятельности и развитию, стратегической ориентации деятельности.

Библиографический список

1. Матвеева М.В. К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1(4). С. 46-55.

2. Пешков В.В. Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1. С. 20-27.

3. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С. 44-55.

4. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.правительство.рф /docs/22617. (дата обращения 25.03.2013).

5. Пешкова М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 35-41.

6. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации / под ред. Н.Ю. Яськовой. М.: МАИЭС; ИПО «У Никитских ворот», 2009. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.