Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ։ ЖИЗНЬ, «ПОГРУЖЕННАЯ» В САНКЦИИ'

ЭКСТРЕМИЗМ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ։ ЖИЗНЬ, «ПОГРУЖЕННАЯ» В САНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Ключевые слова
САНКЦИИ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНЫХСАНКЦИЙ / РОССИЯ / ИРАН / США / ЕС / ООН / НЕФТЬ / ГАЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пахлян Анна

В последнее время санкции превратились в уникальный инструмент регулирования внешних отношений и насильственного ограничения экономических возможностей других стран. В этом отношении 2022 год является беспрецедентным с точки зрения объемов, охвата и масштабности санкций. Хотя практика введения санкций сопровождается криками и воплями о гуманности и пацифизме, главная их мотивация - «политическая целесообразность». Последнее обосновывается применением двойных стандартов при наложении санкций на ту или иную страну, проявляющую похожее поведение. Исходя из известных российско-украинских событий 2022 года, Запад «завалил» Россию потоком санкций. По состоянию на 9 ноября США, Канада, Швейцария, ЕС, Великобритания, Франция, Австралия и Япония ввели в общей сложности 12 747 санкций против России. Пакеты санкций также включают запрет на импорт из России ряда жизненно важных ресурсов, которые, по сути, критически важны для экономики самих санкционеров. В таких условиях еще сложно четко оценивать, какая из сторон в результате всего этого глубже "погрязнет" в убытках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM IN THE WORLD ECONOMY: LIFE DEEP IN SANCTIONS

Recently, sanctions have become a unique tool for regulating foreign relations and forcibly limiting the economic opportunities of other countries. In this regard, 2022 is an unprecedented year in terms of scope, coverage and scalability of sanctions. Although the practice of imposing sanctions is accompanied by “noise and shout” of humanism and pacifism, their main motivation is “political expediency”. The latter is justified by the use of double standards when imposing sanctions on a particular country that exhibits similar behavior.Based on the well-known Russian-Ukrainian events of 2022, the West “flooded” Russia with a stream of sanctions. As of November 9, the US, Canada, Switzerland, EU, UK, France, Australia and Japan have imposed a total of 12,747 sanctions against Russia. The sanctions packages also include a ban on imports from Russia of a number of vital resources that are, in fact, critical to the economy of the sanctioners themselves. In such circumstances, it is still difficult to clearly assess which of the parties will be more deeply "mired" in losses as a result of all this.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ։ ЖИЗНЬ, «ПОГРУЖЕННАЯ» В САНКЦИИ»

Анна ПАХЛЯН

Кандидат экономических наук, доцент

Исследователь исследовательского центра «АМБЕРД», доцент кафедры международных экономических отношений Армянского государственного экономического университета (АГЭУ)

В 2006 году окончила ЕГЭИ (ныне АГЭУ) по специальности «Мировая экономика», а в 2010 году -аспирантуру (специализация -«Международная экономика»). В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата экономических наук. В 2019 году получила звание доцента. Стажировалась и читала лекции в ряде европей-скихуниверситетов. Является автором 46 научных и 9 аналитических публикаций.

https://orcid.org/0000-0002-5854-2473

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

ЭКСТРЕМИЗМ В МИРОВОМ ЭКОНОМИКЕ:

ЖИЗНЬ, «ПОГРУЖЕННАЯ» В САНКЦИИ

й01: 10.52174/2579-2989 2022.5-78

Исторически сложилось так, что санкции весьма контрпродуктивны в том смысле, что если вы накладываете санкции на своего врага, это, как правило, усиливает его.

Стив Ханке'

Ключевые слова: санкции, индекс глобальных

санкций, Россия, Иран, США, ЕС, ООН, нефть, газ

В последнее время санкции превратились в уникальный инструмент регулирования внешних отношений и насильственного ограничения экономических возможностей других стран. В этом отношении 2022 год является беспрецедентным с точки зрения объемов, охвата и масштабности санкций. Хотя практика введения санкций сопровождается криками и воплями о гуманности и пацифизме, главная их мотивация — «политическая целесообразность». Последнее обосновывается применением двойных стандартов при наложении санкций на ту или иную страну, проявляющую похожее поведение.

Исходя из известных российско-украинских событий 2022 года, Запад «завалил» Россию потоком санкций. По состоянию на 9 ноября США, Канада, Швейцария, ЕС, Великобритания, Франция, Австралия и Япония ввели в общей сложности 12 747 санкций против России. Пакеты санкций также включают запрет на импорт из России ряда жизненно важных ресурсов, которые, по сути, критически важны для экономики самих санкцио-неров. В таких условиях еще сложно четко оценивать, какая из сторон в результате всего этого глубже "погрязнет" в убытках.

М

еждународные санкции стали ключевым ^элементом современных международных отношений. Санкции, хотя и являются формой вмешательства, обычно рассматриваются как менее затратный

Профессор прикладной экономики Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, США.

и менее рискованный способ действий между дипломатией и войной. Несмотря на то, что международные санкции трактуются как принудительные меры, применяемые в отношении государств, негосударственных образований или отдельных лиц, которые представляют угрозу международному миру и безопасности, опыт показывает, что их истинные причины часто скрыты «под покровом» гуманистических и пацифистских лозунгов.

Во избежание неблагоприятных последствий для третьих сторон, санкции, насколько это возможно, нацелены на конкретных лиц или организации и всегда должны соответствовать международному праву и правам человека. Примеры могут включать экономико-коммерческие меры (запрет на ввоз и/или вывоз конкретных товаров и ресурсов, эмбарго на поставки оружия), финансовые меры или индивидуальные санкции, такие как запрет на въезд в государство или замораживание активов.

В настоящее время есть три основных органа, налагающих санкции. ООН, Европейский союз и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Хотя за последние годы некоторые страны значительно опередили вышеупомянутые международные организации «в гонке» за введением санкций. В рамках международных организаций наиболее распространены режимы санкций, направленные на нераспространение ядерного оружия, борьбу с терроризмом, разрешение конфликтов или поддержку демократических режимов.

Анализ санкций, введенных на протяжении 1950-2019 годов, сделанный на основе обновленной версии GSDB (Global Sanctions Data Base) выявил основные тенденции мирового применения санкцион-ных действий, что выражается в следующем:

1. 2017 год ознаменовался новым и значительным ростом применения санкций

по всему миру.

2. Активизация санкционной деятельности среди стран сопровождается одновременным увеличением числа санкционирующих («отправителей»)и санкционированных государств («целей»).

3. Наиболее частыми политическими целями, связанными с введением санкций, являются «улучшение прав человека» и «восстановление демократии», за которыми следуют «прекращение войн» и «изменение политики».

4. В период 1950-2019 гг. все больше санкций классифицируются как частично или полностью успешные, то есть, с течением времени санкции стали более эффективными в достижении своих целей.

5. Администрация Трампа печально известна частым использованием санкций в качестве инструмента внешней политики, что обосновывается явным всплеском введения санкций в 2017 году при президентстве Трампа, которые к 2019

году составили более 40% действующих

" 2

на тот момент всех санкций в мире . До недавнего времени Иран был единоличным лидером в мире по количеству, жёсткости и долгосрочности наложенных санкций. Иран, будучи страной с 85-миллионным населением и третьей в мире по величине доказанных запасов нефти (после Венесуэлы и Саудовской Аравии) в размере 13,4% от общемировых, живет под экономическими санкциями чуть больше 40 лет, в том числе последние три года -фактически в изоляции.

США ввели первые санкции в отношении Ирана еще в 1979 г. в ответ на захват американского посольства и взятых в заложники 52 человека радикальными сторонниками новой власти. Санкции коснулись почти всех направлений внешней экономической деятельности Ирана: все иранские активы в американских банках, включая золото, были заморожены, бизнес-контакты граждан и предприятий США с Ираном запрещены, введено эмбарго на

"О &

Б

5

л сг

U

q

т> сг

Р s

сг р

сг г

s

п

7Q О

2 Kirilakha A., Felbermayr G., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y.V., "The Global Sanctions Data Base: An Update that Includes the Years of the Trump Presidency" / Drexel School of Economics Working Paper 2021-10, Drexel University, pp. 2-4.

импорт из Ирана, включая закупки нефти, и на поставки в страну любых товаров, кроме медицинских и продовольственных. Активы Ирана были частично возвращены, а торговое эмбарго отменено в 1981 г., после освобождения иранцами американских заложников. Однако уже в январе 1983 г. США объявили Иран государством - спонсором терроризма, после взрыва поддерживаемыми Ираном боевиками посольства США и казарм морской пехоты в Ливане, что лишило Иран возможности получать международную финансовую помощь. В 1987 г. был возобновлен запрет на экспорт в Иран и импорт из Ирана, включая нефть. В 2003 г. санкции в отношении страны ввели также ООН и ЕС после того, как представители Международного агентства по атомной энергии нашли в Иране признаки работы по обогащению урана3.

Применение экспортных, импортных, инвестиционных, технологических и друг их проявлений санкций против Ирана продолжалось до 2015 года. В январе 2016 г. США и Европа отменили все санкции в отношении Ирана и разморозили 100 млрд его активов, заблокированных в иностранных банках, после того, как Тегеран заключил с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией «ядерную сделку» (Совместный всеобъемлющий

14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 О

10052

план действий, СВПД), которая ограничивала иранскую ядерную программу в обмен на полную отмену всех санкций. Однако в 2018 г. США обвинили Тегеран в несоблюдении условий СВПД, в одностороннем порядке вышли из сделки, восстановив жесточайшие санкции против Ирана4, которые продолжают действовать по сей день, поскольку ведущиеся с 2021 г. переговоры о возобновлении СВПД пока еще не увенчались успехом.

Тем не менее, Иран уступил лидирующие позиции в мире по наложенным санкциям, после признания Россией (21 февраля 2022 года) независимости Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) и начала российско-украинской войны (24 февраля 2022 года). США и их союзники 22 февраля ответили первыми санкциями, которые вскоре возросли до беспрецедентных объемов.

В диаграмме 1 представлены страны, подвергнутые наибольшему количеству санкций во всем мире. После начала российско-украинской войны Россия стала мировым лидером по объему наложенных санкций (общим числом 12747), опередив Иран, Сирию, Северную Корею, Беларусь, Венесуэлу и Мьянму вместе взятых, против которых общее число санкций составляет 11004. С 22 февраля по 9 ноября 2022

I До 22 февраля 2022 пвда I С 22 февраля 2022 года

Россия

243

Иран

46 51

2052 H 346 <■■':• 1 155

Сирия Северная Корея Бепарус ь Венесуэла 450 Мянма

ДИАГРАММА 1

Страны, попавшие под санкции (по состоянию 9 ноября 2022 года)5

3 Рябова И., Кувшинова О., Касянчук Д., Иран: жизнь под санкциями / Econs.online, 4 марта 2022, https://econs.online/arti-cles/ekonomika/iran-zhizn-pod-sanktsiyami/

4 Там же.

5 Источник - Russia Sanctions Dashboard / https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard

года общее число санкций против России составило целых 10052. Большинство из санкций, наложенных против России до 22 февраля 2022 года (в целом 2695 санкций) связаны с украинскими событиями 2014 года.

Для сравнения, против субъектов в Иране, занимающим второе место в мире по количеству наложенных санкций, по состоянию 9 ноября действует 3859 ограничений. Против Сирии применяется 2644 санкций, против Северной Кореи — более 2100, против Венесуэлы — 651, против Мьянмы — 613.

Американская технологическая компания Castellum.AI разработала Global Sanctions Index (GSI) для оценки точности и полноты данных, содержащихся в санкцион-ных списках, простоты доступа к спискам и уровня рекомендаций, предоставляемых выдающими их органами. Другими словами, индекс GSI служит объективным техническим показателями того, насколько легко или сложно соблюдать санкционные ограничения. В рамках индекса GSI рассматривается 198 стран, а также наднациональные санкционные списки, выпущенные ООН и Европейским союзом.

Подавляющее большинство, а именно 78% стран мира не имеют собственного санкционного списка, вместо этого вводят санкции, согласованные наднациональными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН) и Европейский союз (ЕС). Списки ООН и ЕС требуют широкого международного согласия, которое становится все труднее найти в мировом политическом сообществе. Между тем, 22% стран имеют свои собственные автономные санкционные списки, которые обычно ориентированы на интересы национальной безопасности страны-эмитента и не зависят от глобальных или региональных санкционных списков6. Наличие автономных санкционных списков позволяет правительствам быстро реагировать на изменение проблем национальной без-

опасности, не полагаясь на наднациональные организации. Однако качество автономных санкционных списков сильно различается в разных странах.

Цель GSI — помочь правительствам, бизнесу, международным организациям и общественности лучше понять риск нарушения санкций и финансовых преступлений в каждой стране. Сильный режим санкций или его отсутствие — четкий показатель того, насколько хорошо страна борется с финансовыми преступлениями. Чем более развит санкционный список страны, тем лучше ее способность бороться с финансовыми преступлениями.

Каждый санкционный список оценивается по 20 различным критериям в трех категориях: целостность данных, передача данных и руководство. Каждый критерий взвешивается в соответствии с его влиянием на соблюдение санкций. Например, целостность данных имеет более высокий вес, чем руководство, поскольку получение самих данных является первым и наиболее важным шагом в обеспечении соответствия. Если вы не знаете, кто находится в списке, руководство по нему в значительной степени бесполезно. Окончательная взвешенная оценка варьируется от 0 до 100% и ранжирует санкционные списки по языкам, форматам данных и размеру. Среди стран и наднациональных организаций, у кого есть автономные санкционные списки, показатели индекса глобальных санкций варьировались от 21% (Китай) до 93% (США и ООН).

Целостность данных измеряет качество и структуру данных (наличие или отсутствие схемы данных, детализацию схемы, свежесть списка и т.д.) в каждом санкци-онном списке. В категории целостности данных список SDN OFAC7 США получил максимальное количество баллов (96%) за счет применения уникальных идентификаторов личности.

Категория передачи данных показывает, насколько легко найти и получить

"О &

Б

5

I сг

U

q

т>

сг р

s

сг р

сг г

s

п

7J

о

6 Global Sanctions Index - https://www.castellum.ai/global-sanctions-index

7 Список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List).

ТАБЛИЦА 1

Рейтинг стран по Индексу глобальных санкций (GSI)

Источник - https://www.castellum.ai/global-sanctions-index (данные по состоянию 9 ноября 2022 года).

Франция ведет свой особый список санкций, отличающиеся от санкций ЕС, одновременно придерживаясь совместной

«санкционной» политике ЕС.

доступ к самому сан кцион ному списку -спрятан ли он на малоизвестном веб-сайте государственного органа или его легко найти? Эта категория включает наличие и функциональность инструмента поиска по списку наблюдения, наличие автоматических уведомлений об обновлениях списков санкций, наличие нескольких форматов файлов санкций, а также общую доступность и простоту использования.

И наконец, к категории руководство относятся доступность инструкции на вебстранице санкционного списка, а также детальные объяснения того, почему запись включена в список. В этом контексте французский Национальный реестр замораживания (National Freeze Registry) включает в себя общедоступное руководство по поиску, а также подробные объяснения для каждой записи, почему они были подвергнуты санкциям, что дает высший балл 100% в категории рекомендаций рейтингового листа.

В таблице 1 представлен рейтинг стран по индексу глобальных санкций. Возглавляют список США и ООН с аналогическим уровнем GSI в 93%. В «лучших» рядах (GSI = 80-100%) также оказались Франция, ЕС, Катар, Швейцария, Соединенное Королевство, Австралия, Новая Зеландия и Латвия (первые 10 позиций). Это страны, международные организации или интеграционные объединения, где санкционный список легко найти и использовать, данные о санкциях четкие, хорошо структурированные, и всячески способствуют соблюдению требований. В «полезный» список (GSI = 6079%) включены Аргентина, Южная Африка, Украина, Азербайджан, Малайзия, Канада, Индонезия, Казахстан, ОАЭ, Кыргызстан, Бельгия, Непал, Польша, Турция и Таиланд (с 11-и по 25-ое места). Наиболее слабыми по оценке индекса глобальных санкций (GSI = 1-59%) оказались Святой Престол (Ватикан), Япония, Пакистан, Тунис, Бангладеш, Армения, Нидерланды, Израиль, Россия, Ливия, Индия, Вьетнам, Таджикистан, Сингапур, Южная Корея,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Египет, Иран, Палестина, Саудовская Аравия и Китай (позиции с 26-ого по 45-ое). В остальных 155 из 198 стран и юрисдикций оценки индекса вБ! составляют 0%, а это означает, что у страны нет общедоступного автономного санкционного списка.

На первый взгляд позиция некоторых постсоветских государств, входящих в рейтинг индекса не так уж и благоприятна: оценка Армении по индексу вБ! составляет 53% (31-ое место), для России индекс оценивается в 51% (34-ое место), а для Таджикистана - 46% (38-ое место), а остальные страны и вовсе отсутствуют в списке. Но следует констатировать тот факт, что страны и объединения с более «высокими» позициями по индексу, такие как США, Франция, ООН и ЕС, имеют «гораздо богатый» опыт налаживания и применения санкций по отношению физических и юридических лиц других стран. С этой точки зрения возникают серьезные сомнения в том, что высокий уровень индекса действительно благоприятен. Тем более, когда в последние годы практика налаживания санкций заметно изменилась - применение двойных стандартов и искажение основных целей санкционирования стали более характерными и частыми явлениями.

Санкции, наложенные на Россию после признания ДНР и ЛНР, в основном имеют индивидуальный характер, затрагивая политиков и чиновников (включая президента Владимира Путина), а также бизнесменов, немалая часть санкций направлена на крупные корпорации, финансовые учреждения и военно-промышленный комплекс. В дополнении, действуют и секторальные санкции, в их числе: ограничение доступа банков РФ к международным рынкам, замораживание зарубежных активов российского Центробанка, закрытие воздушного пространства и морских портов.

В диаграмме 2 представлено распределение санкций против России по основным целевым направлениям по состоянию 9 ноября 2022 года. В частности, подавляющая часть санкций, а именно 8389

> М

СП m

"О &

Б

5

сг U

q

т> сг

"3 р

S

сг р

сг

г -у

п

7J

о

Морские судна. 91

0 ог

1

и

о и

ш О ш

ез

Р с

т и

р

с с.

<4

Ез

=5

(УЗ

Р

(УЗ р

V

с. р

2

о р

I

о о.

X

к <

и

0

1

о ^

т о

| Индивидуальные | Организации

Морение судна | Саглэлеты

ДИАГРАММА 2

Санкции против России по основным целям (с 22 февраля 2022 года)"

санкций или целых 83.5% от общего числа, применяются по отношению индивидуальных лиц, 15.6% санкций применяются против отдельных предприятий, морские судна стали «мишенью» для 91 ограничений (0.9%), еще 6 санкций (0.06%) затрагивают самолеты. Однако, вопреки неравным пропорциям, санкции против организаций и транспортных средств могут быть куда более ущербными, чем индивидуальные.

По данным диаграммы 3, распределение санкций, наложенных против России в связи с вопросом Крыма и войной в Донбассе (2014) имело следующий характер: до известных событий февраля 2022 года об-

щий объем санкций против России составляло 2695 - чуть больше Сирии, но меньше Ирана. При этом, инициатором 35% (951) санкций стали США, 17% - Канада, 10% -Швейцария, ЕС, Франция и Великобритания ответственны по 9% каждый, наименьшее количество санкций было применено Австралией (8%) и Японией (3%).

Новый поток санкций обрушился на Россию молниеносно. За 40 с лишним лет к «скрипящему под санкциями» Ирану было применено не так много санкций, как к России за несколько месяцев. В диаграмме 4 представлено распределение санкций по странам-инициаторам, введенных с 22 февраля по 9 ноября 2022 года. Среди

Великобритания 23 Ь

ДИАГРАММА 3

• США

■ Канада Швейцария

■ Великобритания ЕС

Франция

■ Австралия

■ Япония

Санкции против России по странам-инициаторам (с 2014 года по 21 февраля 2022 года)""

10 По данным https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (по состоянию 9 ноября 2022 года).

" Рассчитано и составлено автором на основе данных Castellum.AI / https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (по состоянию 9 ноября 2022 года).

ДИАГРАММА 4

■ США

■ Канада Швейцария

■ Великобритания ЕС

Франция

■ АЕСтралия

■ Япония

Новый поток санкции против России по странам-инициаторам (с 22 февраля 2022 года)12

«санкционирующих» стран по-прежнему лидируют США (1683 санкцией), Канада (1418) и Швейцария (1406), хотя Великобритания (1385), ЕС (1184) и Франция (1122) также особо не отстают количеством наложенных санкций по отношению к России. Примечательно, что в этот раз, по сравнению с предыдущим периодом, существенно изменилась пропорция введения санкций по странам: наблюдается заметное выравнивание и синхронизация количества санкций между странами.

Суммарное число и распределение санкций против России представлено в диаграмме 5. Общее количество санкций достигло до 12747 наименований, при том,

инициаторами почти половины которых являются США, Канада и Швейцария.

Ни одна страна в мире ранее не подвергалась такому широкому спектру коммерческих ограничений, как те, которые были введены по отношению к России в ответ на российско-украинскую войну. Однако, Россия сегодня является крупным экспортером нефти, зерна и других ключевых товаров, а глобальная экономика гораздо более интегрирована. В результате сегодняшние санкции имеют гораздо больший глобальный экономический эффект, чем что-либо ранее. Их масштабы должны подтолкнуть к пересмотру санкций как мощного инструмента политики с серьез-

с

Б

5

I сг

и с;

Т)

сг р

м

сг р

сг

г -у

о в с

ДИАГРАММА 5

Вел и кобр итан ия 1621

■ США

■ Канада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з Швейцария

■ Великобритания

■ ЕС

■ Франция

■ Австралия

■ Япония

Общий объем санкции против России по странам-инициаторам (с 2014 года по 9 ноября 2022 года)13

12 По данным https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (по состоянию 9 ноября 2022 года).

13 По данным https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (по состоянию 9 ноября 2022 года).

о ТАБЛИЦА 2

о ai л

и

о и

ш

О ш ÎD

Р

С

JT и

р

с с.

<4

Ез

=5

ZD -D

СО

Р

(УЗ р

V

с. р

2

о р

I

о

Q.

X

К <

и

S

0

1

о ^

m о

Основные секторальные санкции и экспортные ограничения1

I Тип ограничений дд Канада ЕС Япония Швейцария Ввпика-бриания США

Ограничения на импорт российской нефти шж п n КЗ n В шж

Ограничения на импорт российского rasa шж в » » в в

Ограничения на импорт российского угля в в шж в в

Ограничения на ввоз российского золота шж шж D шж П в D

Ограничения на импорт россий ских металлов (например, железа и стали) ® в в D в в

Ограничения на вывоз металлов в Россию КЗ в s » » » s

Ограничения на вывоз предметов роскоши в Россию шж шж шж D шж в D

Ограничения на ввоз предметов рос коши и з Росс ии » в в в в в

Ограничения на экспорт технологий в Россию ® D D D шж в

Ограничения на вещание росси йских г:-: ударе т в^н ны к. СМИ шж ШЖ шж » в в ШЖ

Ограничения на экспорт профессиональных услуг (например, консалт ин новые, бух ran те|>: кие услуги) в Россию s В В В в в в

Ограничение доступа России к фондам МВФ и Всемирного банка ® ШЖ ШЖ D » в В

Аннулирование ■:татуса наибольшего благоприятствования шж шж шж ШЖ в в D

Ограничения на уверенный долг _HJ _BJ _BJ _BJ BJ В 1

Ограничения на корреспондент счета российских банков Ограничения доступа российских банков к системе SWIFT в в » шж в шж в D » шж в в ШЖ D

s - Объявлено или реализовано

® - Необъяьлено

глобальными

.15

экономическими по-

ными

следствиями'

В таблице 2 сгруппированы основные весомые и наиболее влиятельные направления объявленных или реализованных санкций против России, с учетом стран-инициаторов. Например, в ограничениях на импорт российской нефти и российского золота, на вывоз предметов роскоши в Рос-

сию, а также ограничениях на суверенный долг все вышеупомянутые страны - Австралия, Канада, ЕС, Япония, Швейцария, Великобритания и США, выступают абсолютными единомышленниками. Между тем, при ограничениях на импорт российского газа, угля и металлов и других санкций, подходы стран заметно расходятся.

С 5 декабря 2022 года вступает в силу

14 https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (данные по состоянию 9 ноября 2022 года)

15 Mulder N., The Sanctions Weapon: Economic sanctions deliver bigger global shocks than ever before and are easier to evade /

Finance & Development, IMF, June 2022, p. 20.

запрет ЕС на импорт сырой нефти морским путем. За запретом сырой нефти после 5 февраля 2023 года последует запрет на импорт нефтепродуктов. Вероятно - это самая решительная на сегодняшний день мера по сокращению импор-а ископаемого топлива из России и сокращению экспортных доходов страны. Первоначально планировалось одновременно запретить использование европейских судов для перевозки российской нефти, но теперь это, вероятно, будет заменено механизмом ограничения цен на нефть, который позволяет использовать европейские суда только в том случае, если нефть будет продаваться по предельной или более низкой цене. Это оставляет России два варианта: соблюдать предельные цены или попытаться найти покупателей для экспорта своей нефти за пределами Европы и танкеры для их перевозки16.

По оценкам Russia Fossil Tracker, с начала войны Россия заработала больше 220 млрд евро доходов от экспорта ископаемого топлива, из которых страны Евросоюза закупили более чем на 111 млрд евро, при этом, 53% от этой суммы или 59,369 млн евро было выплачено за покупку нефти, 45% (49,239 млн евро) за

ископаемый газ, а остальные 2% (53,369 млн евро) за поставки угля17.

Однако, несмотря на выростающую роль Китая и Индии в поставках российского ископаемого топлива, многие страны ЕС все еще глубоко зависят от импорта российской нефти и газа. В этом контексте, трудно прогнозировать - какая сторона все же потерпит более весомые убытки.

Тем не менее, следует обратить внимание на то, что Россия отнюдь не единственная страна, которая в последнее время ведет активные боевые действия. Однако она оказывается единственной страной, против которой проводятся организованные и согласованные массовые «карательные» меры. Это, безусловно, дает основание сделать вывод, что мир руководствуется двойными стандартами при введении санкций, старательно закрывая глаза на не менее резкие действия некоторых стран.

В первую очередь речь идет об Азербайджане, который в 2020 году при военной и иной поддержке Турции совершил бесчеловечные зверства в ходе широкомасштабной войны, развязанной в Нагорном Карабахе - от применения фосфорного, кассетного и других видов оружия запрещенных международными соглаше-

5

I сг

U

q

"D

сг р

S

сг р

сг

г -у

7Q О B С

?636

с,72

I Нефть I Гдз Угль

15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 50000

ДИАГРАММА 6

Топ-10 крупнейших импортеров ископаемого топлива из России (в период от 24 февраля до 10 ноября 2022 года)

16 Myllyvirta L., Is Russia ready for EU's oil ban? // CREA, 26 October 2022, https://energyandcleanair.org/is-russia-ready-for-eus-oil-ban/

17 Russia Fossil Tracker, Payments to Russia for fossil fuels since 24 February 2022 (data by 17.11.2022) / https://www.russiafossil-tracker.com/en

о ai л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о и

ш

О ш iD

Р

С

JT и

р

с с.

<4

Ез

=5

ZD .D

СО

Р

(УЗ

V с.

2

о 3

I

о о.

X

к <

и

0

1

о ^

m о

ниями, до унижения и пыток военнопленных и их тел18. Мировое «миролюбивое» сообщество слишком долго закрывало глаза и уши перед откровенной агрессий Азербайджана в Нагорном Карабахе. А может быть, дело в том, что сотрудничество с Азербайджаном оказалось в центре интересов Запада? Особенно когда Европейская комиссия подписала соглашение с Азербайджаном об удвоении импорта природного газа к 2027 году, пытаясь снизить к минимуму зависимость от российских энергоресурсов .

После того, как 13-14 сентября вооруженные силы Азербайджана предприняли широкомасштабную агрессию в отношении суверенной территории Армении с применением крупнокалиберного оружия, артил-

лерии, ракетных комплексов и беспилот-ников, единственный раз 15 ноября 2022 года Сенат Франции почти единогласно (из участвующих в голосовании сенаторов 295 проголосовали за, и 1 против) утвердил резолюцию о введении санкций против Азербайджана в связи с сентябрьской агрессией в отношении Армении, требуя вывода азербайджанских ВС из Армении, призывая Баку гарантировать соблюдение соглашения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года20.

Подобные проявления несправедливости вызывают серьезные сомнения в гуманистических и миролюбивых устремлениях США и стран Европы, выборочно «терроризирующих мир» бесчисленными санкциями.

The Human Rights Defender of The Republic of Armenia, "Ad Hoc Public Report: Responsibility of Azerbaijan for Torture and Inhuman Treatment of Armenian Captives: Evidence-Based Analysis (The 2020 Nagorno Karabakh War)", Yerevan, September 2021 / https://ombuds.am/images/files/5c7485fdc225adfd8a35d583830dcd17.pdf

Euronews, What is the EU's plan to end reliance on Russian energy? / 06/07/2022, https://www.euronews.com/ next/2022/07/06/what-is-the-eus-plan-to-end-reliance-on-russian-energy

АМИ Новости Армении, "Сенат Франции утвердил резолюцию о введении санкций против Азербайджана и требовании вывода азербайджанских ВС из Армении", 15 ноября 2022 г. / https://newsarmenia.am/news/politics/senat-frantsii-utver-dil-rezolyutsiyu-o-vvedenii-sanktsiy-protiv-azerbaydzhana-i-trebovanii-vyvoda-az/

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.

5.

Рябова И., Кувшинова О., Касянчук Д., Иран: жизнь под санкциями / Econs.online, 4 марта 2022,

https://econs.online/articles/ekonomika/ iran-zhizn-pod-sanktsiyami/ Global Sanctions Index, https://www.castellum.ai/global-sanctions-index Mulder N., The Sanctions Weapon: Economic sanctions deliver bigger global shocks than ever before and are easier to evade / Finance & Development, IMF, June 2022, p. 20. Myllyvirta L., Is Russia ready for EU's oil ban? // CREA, 26 October 2022, https://energyandcleanair.org/is-russia-ready-for-eus-oil-ban/

Russia Fossil Tracker, Payments to Russia for fossil fuels since 24 February 2022 (data by 17.11.2022),

https://www.russiafossiltracker.com/en

6. Russia Sanctions Dashboard, https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dash-board

7. The Human Rights Defender of The Republic of Armenia, "Ad Hoc Public Report: Responsibility of Azerbaijan for Torture and Inhuman Treatment of Armenian Captives: Evidence-Based Analysis (The 2020 Nagorno Karabakh War)", Yerevan, September 2021, https://ombuds.am/images/files/5c7485fdc225adf-d8a35d583830dcd17.pdf

8. Kirilakha A., Felbermayr G., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y.V., "The Global Sanctions Data Base: An Update that Includes the Years of the Trump Presidency" / Drexel School of Economics Working Paper 2021-10, Drexel University, pp. 2-4.

ID

20

Utow 0UtoL3Ub

iJftguiqquijFih LfihshuuiLiuih huipuiphpnLpjnLhhhpfr uidpfinhfr q.ngbbs,

3>

«Ulpbnn» hbwwqnwwbwb bbbrnpnbh hbrnwqnrnnn, C^ISC, s

en

iphskuwqfrsnLPJwh pbLhwôm J=> UC^UP<USLSbULmUL £PrïbhMrïb §

GU3PU<baUMUL^^^LQ <UUUCtoUP<U3hL SLSbU^^^L^J. ^USdUUhfinSLbPh Ubfi «ra-UŒ-Uto^Utt» M3UL£

H

^bpgh^ 2p2wbni.d uiwsidwi^igngbbpQ i^bpwôi^bL bb wpsiwg|ib hwpwpbpnLpjnLbbbph lwpq.w-4npdwb U wjl bplpbbph sibsibuwlwb hbwpwi^npnLpjnLbbbph pnb|i uwhdwbwi|iwldwb jmpoph-bwl q.npô|i£h: Cbrç. npmd, 2022 pi^wlwbb wbbw^iwq.bn| t uiwrndwi^igngbbph uwhdwbdwb U J pbq.q.pldwb ôwi^wibbpni^: Q-bU niwrndwi^igngbbph uwhdwbdwb i|inpâb rnqblg^md t dwpq.w-uhpnipjwb U ^iwqwqwu|ipnLpjwb dwu|ib wqdnLl-wqwqwlni^, ^pwbg q^w^np 2wpdwn|iPQ J «gwqwgwlwb bix|wmwlwhwpdwpnLpjnLbb» t: M_bp2hbu hhiftiwi^npi^nLd t hwdwbdwb ^wpgwq.|iô J q.puUnpnq_ wju lwd wjb bplp|i blwsdwdp niwrndwi^ngbbph uwhdwbdwb hwpgmd lplbwl|i U ^w^npn2h^bbp^ Ihpwadwdp:

2022 p^wlwb|i Qmu-mlpw^bwlwb hwjsibh q.bu|gbph gnqji swl lipUdnLsigQ iïmuwuswbQ ■ «nqnqb|» t u|wirid"wi^i2ngbbp|i swpw^n^. bnjbdpbph 9-h ^pmpjwdp UUL-b, Hwbwqwb, Ci^bjgw- B p|iwb, bU-b, Ubô Pphswb|iwb, &pwbu|iwb, Ui^umpwiJiwb U ûwn|nb|iwb i^iwu|ib ^muwumwb^ blwsdwdp uwhdwbb[ bb pb^hwbmp wadwdp 12747 niwrndwi^igng: ^wrndwi^igngbbph i|iw- B pbpbbpp bbpwnmd bb bwU hpwdwpmd n-nLuwurnwb|ig Ibbuwlwb b2wbwlmpjwb i^i 2wpf ab- L umpubbph bbpdmôm^g, hb^Q, pus tnLpjwb, IwpUnp b2wbwlmpjmb nLb|i hbbg hpbbg' ^wmdw-^2ng uwhdwbnqbbph rnbmbumpjmbbbph hwdwp: Ldwb ii|wjdwbbbpnLd q.bnUu qdi^wp t huswl Ibp^n^ q.bwhwrnb|_, pb wju wiftïbh hbrnUwbgni^ hwsilwii|bu np Inqft waw^b[ ^npp «l^ipi^Ji» Inpmumbbph iftïg:

<^№wpwnbp. u/utyirfwirfipngbbp, huiiJui2friuiphuijfth u/utyirfwirfipngbbpft huiiJuip-ftil, n-nLuutuyiwh, hpuih, UUTi, bU, UU^, hunjp, quiq

(= q

Anna PAKHLYAN

Researcher of «Amberd» Research Center, ASUE, Associate Professor at the Chair of International Economic Relations, PhD in Economics, Associate Professor

GEOECONOMICAL CHRONICLE

EXTREMISM IN THE WORLD ECONOMY: LIFE DEEP IN SANCTIONS

Recently, sanctions have become a unique tool for regulating foreign relations and forcibly limiting the economic opportunities of other countries. In this regard, 2022 is an unprecedented year in terms of scope, coverage and scalability of sanctions. Although the practice of imposing sanctions is accompanied by "noise and shout" of humanism and pacifism, their main motivation is "political expediency". The latter is justified by the use of double standards when imposing sanctions on a particular country that exhibits similar behavior.

Based on the well-known Russian-Ukrainian events of 2022, the West "flooded" Russia with a stream of sanctions. As of November 9, the US, Canada, Switzerland, EU, UK, France, Australia and Japan have imposed a total of 12,747 sanctions against Russia. The sanctions packages also include a ban on imports from Russia of a number of vital resources that are, in fact, critical to the economy of the sanctioners themselves. In such circumstances, it is still difficult to clearly assess which of the parties will be more deeply "mired" in losses as a result of all this.

Keywords: sanctions, global sanctions index, Russia, Iran, USA, EU, UN, oil, gas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.