УДК 343.341:070.1-048.66
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
EXTREMIST ATTITUDES AS A SUBJECT OF SOCIOLOGY: THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECTS
Труфанов Дмитрий Олегович,
заведующий кафедрой социологии Института педагогики,психологии и социологии Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат социологических наук,доцент
krassocio@yandex.ru
Дивеева Ксения Александровна,
аспирантка кафедры социологии Института педагогики,психологии и социологии Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
kseniya-fedyukina@yandex.ru
Ключевые слова:
экстремистские установки, социологические теории, социология экстремизма, социологическое исследование, студенческая молодежь.
В статье рассматривается феномен экстремистских установок, их функции и место с позиций основных социологических подходов: структурного функционализма, социального конфликта, символического интеракционизма и феноменологической социологии. Приводятся результаты социологических исследований, проведенных авторами в 2019-2020 гг. с целью выявления экстремистских установок среди представителей студенческой молодежи четырех вузов г. Красноярска. Авторами выявлены высокий и низкий уровни концентрации экстремистских установок в сознании студенческой молодежи, что дает более полное представление о распространенности данной
Keywords:
extremist attitudes, sociological theories, sociology of extremism, sociological research, student youth.
проблемы в молодежной среде. Такой теоретический социологический анализ и эмпирический опыт демонстрируют возможности социологии как науки в вопросах обеспечения национальной безопасности российского общества.
The article examines the phenomenon of extremist attitudes, their function and place from the standpoint of the main sociological approaches: structural functionalism, social conflict, symbolic interactionism and phenomenological sociology. The article also presents the results of sociological studies conducted by the authors in 20192020 to identify extremist attitudes among representatives of the student youth of four universities in Krasnoyarsk). The authors identified high and low levels of concentration of extremist attitudes in the minds of students, which gives a more complete picture of the prevalence of this problem in the youth environment. Such theoretical sociological analysis and empirical experience demonstrate the possibilities of sociology as a science in ensuring the national security of Russian society.
Экстремистские установки могут быть подвергнуты анализу с точки зрения социологических подходов к пониманию социальных систем и процессов. Применение различных подходов, на наш взгляд, позволяет глубже представить сущность и роль экстремистских установок и экстремистского поведения в обществе.
С позиций структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) экстремизм - это дисфункция, способствующая нарушению равновесия социальной системы. Распространение экстремистских установок выступает следствием снижения функциональности институтов социализации, обеспечивающих трансляцию социокультурных (ценностных) оснований социальной жизни в обществе, особенно в молодежной среде. В результате в социальной системе формируется определенное количество личностей - носителей экстремистских установок, обладающих неразвитыми или слабо развитыми социальными компетенциями, которые проявляются в низком уровне толерантного отношения к инаковости, агрессивности, склонности к конфликтному поведению. Если дисфункция институтов социализации сопровождается снижением эффективности функций целеориентации (дисфункции политических институтов), адаптации (дисфункции экономических институтов) и интеграции (дисфункции институтов социального контроля), то в социальной системе формируются условия, способствующие широкому распространению экстремистского поведения.
С точки зрения теории социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) экстремистские установки и экстремистское поведение могут быть рассмотрены как вид социального конфликта, выражающего противопоставленность и противоречие различных идентичностей, статусов, идеологий. Объектом экстремистского поведения обычно выступают социальные общности, обладающие иной идентичностью (религиозной, этнокультурной, политической), претендующие на доступ к ограниченным ресурсам (экономическим, политическим, социальным, природным), приверженные иному мировоззрению, нормам и ценностям. Эти различия зачастую не могут быть устранены или нивелированы в контексте отношений сотрудничества, так как утверждение идентичности, статуса или идеологии одной стороны несовместимо с утверждением идентичности, статуса или идеологии другой стороны.
Теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер) позволяет интерпретировать экстремистские установки и поведение как социальный конструкт - определенным образом организованную систему смыслов, в которой инаковость маркируется как область чужого, выходящего за пределы привычного пространства. В такой системе смыслов различным социальным общностям и их действиям приписываются значения, формирующие конфликтное отношение к ним. Вокруг этих значений образуется коммуникативная среда, в которой происходит стигматизация чужих девиантов, что, в свою очередь, способствует формированию конфликтного поведения, выраженного в экстремистских действиях в отношении данных общностей. Символический инетрак-ционизм открывает возможности анализа экстремизма как управляемого явления, когда приписывание различным социальным категориям негативных значений и смыслов является следствием применения специфических социальных технологий, нацеленных на создание социальных дисфункций в обществе.
Экстремистские установки и экстремистское поведение выглядят как социальный конструкт с позиции феноменологической социологии (А. Щюц). В контексте субъективного восприятия мира, на основании личного чувственного опыта индивид осуществляет классификацию и категоризацию своих представлений о действительности, наводя в них определенный порядок. С точки зрения данного подхода экстремистские установки - это элементы жизненных миров некоторых индивидов, сформированные в контексте субъективно конфликтного восприятия статусных, идеологических, ценностных различий, различий идентичностей. Отрицательное отношение к инаковости, интоле-рантное восприятие других становятся следствием негативного чувственного опыта, когда инаковость воспринята в контексте конфликтных отношений и интерпретируется субъектом как источник угроз и рисков. Задача исследователя, работающего в традиции феноменологического подхода, - произвести
деконструкцию жизненного мира такого социального субъекта и выделить механизмы и факторы, способствующие формированию деструктивных преставлений и интерпретаций других как чужих.
Если говорить об эмпирическом аспекте социологического подхода к изучению проблемы экстремизма, то здесь особое место в решении вопросов социальной безопасности занимают социологические исследования, в том числе направленные на выявление предрасположенности отдельных категорий населения к проявлениям экстремизма. Авторами проведены социологические исследования в 2019-2020 гг., предметом изучения стали экстремистские установки представителей студенческой молодежи четырех вузов г. Красноярска. Выборочная совокупность составила в 2019 г. - 810 человек, в 2020 г. - 442 человека (ошибка выборки - 5%). В выборке пропорционально представлены студенты очной формы обучения всех курсов, юноши и девушки.
Методологическую базу исследования составляли методики изучения экс-тремистско-деструктивных установок К.В. Злоказова [2] и выявления диспозиций насильственного экстремизма Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова [1]. Первая методика выявляет уже сформированные в сознании индивида латентные экстремистские установки разной направленности: националистические, религиозные, авторитарные, ксенофобские. Вторая методика улавливает предрасположенность индивида (диспозиции) к проявлению экстремистского поведения в отношении различных социальных объектов.
Результаты исследования позволили выявить уровни концентрации (высокий и низкий) экстремистских установок в сознании студенческой молодежи. Под высоким уровнем концентрации в данном исследовании понимается доля респондентов, у которых одновременно сосредоточены в ценностно-мо-тивационной сфере уже сформированные националистические, ксенофобские, религиозные и авторитарные экстремистские установки, выявленные по методике К.В. Злоказова либо по методике Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова, и зафиксирована предрасположенность к отрицанию социальных норм, проявлению экстремистского поведения и осуществлению насилия в отношении социальных объектов (индивидов, социальных групп, социальных и политических организаций и т.д.). Низкий уровень концентрации экстремистских установок, наоборот, показывает долю студентов, свободных от экстремистских установок, что говорит об их отсутствии в ценностно-мотивационной сфере студенческой молодежи.
Анализ данных показал довольно любопытные результаты. Высокий уровень концентрации экстремистских установок среди исследуемой совокупности студентов не превышает 6%. Особый интерес вызывают различия значений этого показателя в 2019 г. и 2020 г. В 2019 г. доля студентов с высоким уровнем концентрации латентных деструктивных экстремистских установок оказа-
лась на 2,5% выше по сравнению с 2020 г., но при этом доля студентов с высоким уровнем предрасположенности к экстремистскому поведению среди студентов 2019 г. на 1,1% ниже. Это говорит о том, что в 2019 г. было чуть больше студентов - ярых носителей экстремистских установок, но при этом готовность к осуществлению насильственных действий была чуть слабее. В 2020 г. мы увидели обратную картину - ярых носителей экстремистских установок чуть меньше, но готовность к отрицанию социальных норм, универсальных ценностей, а также проявлению агрессивных действий выражена чуть сильнее. На наш взгляд, ситуация, зафиксированная в студенческой среде в 2020 г., несет в себе больше рисков, потому что само по себе наличие латентных экстремистских установок в сознании студенческой молодежи еще не подтверждает тот факт, что эти установки актуализируются в экстремистских действиях. А вот наличие у большего количества студентов предрасположенности к осуществлению экстремистских действий - это тревожный сигнал, особенно в нестабильных социально-экономических условиях.
Таблица
Уровень концентрации экстремистских установок
среди студентов красноярских вузов за 2019-2020 гг.
2019 год 2020 год
Методика К.В.Злоказова Методика Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова Методика К.В.Злоказова Методика Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова
высокий уровень 5,8% 3,2% 3,2% 4,3%
низкий уровень 7,2% 64,2% 16,5% 48,4%
Если говорить про ту часть студентов, у которых отсутствуют латентные деструктивные экстремистские установки, то их доля таких студентов вдвое больше представлена в исследуемой совокупности респондентов 2020 г., чем 2019 г. (16,5% и 7,2% соответственно). А доля студентов, предрасположенных к экстремистскому поведению, зафиксирована в интервале от 48,4% до 64,2% по результатам 2020 г. и 2019 г. соответственно.
Таким образом, экстремистские установки и экстремистское поведение могут быть рассмотрены как с позиций макросоциологических, так и микросоци-
-г г V V» V»
ологических подходов. Каждый из них предлагает свой язык описания данной проблемы и позволяет подробнее изучить отдельные ее аспекты. В совокупности различные подходы выступают как взаимодополняющие и способствуют формированию целостного научного представления об экстремизме в совокупности его свойств.
Наряду с теоретическим изучением экстремистских установок и поведения в социологии развиваются прикладные методы исследования данной проблематики. Результаты актуальных исследований позволяют выявить уровень концентрации, а также характер экстремистских установок в молодежной среде, что дает возможность оценить риски распространения экстремизма и степени его угрозы для общества. Полученные данные способствуют формированию более глубоких представлений о явлении экстремизма, что необходимо для выработки эффективных методов работы с данной социальной проблемой.
Библиографический список
1. Давыдов, Д.Г. Методика диагностики диспозиции насильственного экстремизма / Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов // Психологическая диагностика. -2017. - Т. 14. - № 1.
2. Злоказов, К.В. Метод исследования экстремистско-деструктивных установок личности / К.В. Злоказов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1(61).