Научная статья на тему 'Экстремальная социология". Беседа с С. Р. Хайкиным'

Экстремальная социология". Беседа с С. Р. Хайкиным Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Interview with Sergei R. Khaikin, Director of Validata Center and his article about reliability of sociological surveys in Chechnya is based on his experience of conducting polls on the territory of the Chechen Republic. He speaks about the origin of the concept of making surveys in Chechnya, about the shaping of the network of interviewers, about the ways of selecting the sample and other particularities of work in this conflict zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальная социология". Беседа с С. Р. Хайкиным»

ИНТЕРВЬЮ

"ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ". Беседа с С.Р. Хайкиным

С марта по ноябрь 2003 года на территории Чеченской Республики исследовательским центром "Validata" были проведены 12 репрезентативных опросов населения и несколько серий фокус-групп. Профессиональное сообщество отреагировало на это неоднозначно. Опросы в "зоне войны" многие называли "нонсенсом с точки зрения социологии". Однако по существу речь идет о том, возможна ли в России экстремальная социология, которая существует и развивается за рубежом. Опросы проводятся в Афганистане, в Северной Корее, на Кубе, в африканских странах, где, как легко понять, условия весьма далеки от идеальных. Почему же нельзя провести их в Чечне? Другое дело, что опыта работы в экстремальных условиях у российских социологов нет. Экстремальная социология как направление мысли и практики у нас находится в стадии становления. Исследования в Чеченской Республике можно рассматривать как один из его этапов. Как они проводились? Чем отличаются от стандартных? Чему научили социологов? На эти и другие вопросы отвечает Сергей Романович Хайкин — профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета — Высшая школа экономики, директор по исследованиям "Validata".

— Как возникла идея социологического изучения Чечни? Ведь на это надо было решиться.

— Интересы наших заказчиков привели нас на сопредельные территории. В процессе работы, да и просто в общении с местным населением, с чеченцами, которых много за пределами самой республики, стало ясно, насколько важна для страны достоверная информация о Чечне. Но информацию о социальной жизни, о настроении людей приходилось черпать либо из высказываний политиков, зачастую лживых, либо из поверхностных репортажей журналистов, либо из военной хроники. Эта информация целенаправленно формировала в сознании россиян образ "чеченского монстра", который эксплуатировали политики, сделавшие своим знаменем борьбу с терроризмом. Глас народа, глас самих чеченцев был совершенно не слышен.

С социологической точки зрения, Чечня — не единственное белое пятно на территории нашей страны. К зонам, в которых традиционные опросы не проводятся или проводятся крайне редко, относится большая часть Северного Кавказа — Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан. А ведь это мирные республики. Что уж говорить о немирной Чечне.

Никто в России не знал, что в действительности думают ее жители. В таких условиях невозможно строить грамотную политику в отношении Чечни, до сих пор она по сути дела исходит из того, сколько прогремело взрывов, сколько совершено терактов. Но это на совести моджахедов. А что человек слушающий, думающий, работающий, страдающий? Его существование политика не учитывала, а ведь из таких, как он, и состоит большинство чеченского народа.

Нам стало ясно, что проводить социологические исследования в Чечне нужно.

— Не "можно", а именно "нужно"?

— То, что это можно, уже доказали другие. Попытки опросов там были. Пусть нерегулярных, пусть не безупречных методически, но были. Их, например, проводил "Мемориал". Правозащитники делали хорошее и нужное дело, но благородство намерений все-таки не компенсирует недостатка профессионализма. Тем же страдали исследования, прямо или косвенно санкционированные местными руководителями. Пытались проводить опросы и некоторые московские академические организации, действуя через своих представителей в республиках Северного Кавказа. Смысла в них было немного, потому что инструментарий создавался людьми, которые никогда в жизни не были в Чечне и не представляли, с какими вопросами нужно приходить в дом к чеченцам. Вопрос типа "как вы думаете, закончится ли контртеррористическая операция в этом году?" нельзя задавать ни в той семье, которая серьезно пострадала от сепаратистов и ненавидит их всеми фибрами души, ни в той, что пострадала от федералов и не испытывает добрых чувств к России.

— Наверно, вопросы зависят от целей, которые ставят перед со-

бой социологи. А каковы были ваши цели?

— Первая и самая, мне кажется, главная цель — рассказать самим чеченцам о том, что думает сейчас чеченское общество о своей жизни и о своих проблемах. Для них это чрезвычайно важно. Из-за войны, из-за разорванности традиционных социальных и экономических структур, из-за невозможности перемещаться элементы общественного мнения сейчас очень трудно реализуются.

Вторая важная цель — рассказать о Чечне всей России. Мы понимали, что вне зависимости от того, как будет развиваться взаимодействие между республикой и, скажем так, остальной Россией, оторваться друг от друга они все-таки не могут. Чечня — часть целой России, но в конце 2002 года, когда мы начинали исследования, целое было настроено по отношению к части враждебно. В российском обществе преобладали античеченские настроения...

— И неудивительно. Память о Дубровке была совсем свежа.

— Это, верно, но стоит учитывать, что Дубровка не была использована как катализатор античеченских настроений, и сами чеченцы это отметили и осознали. На власти тут нет греха. В целом же эти настроения были очень сильны. Их надо было скорректировать, изменить общественное сознание с помощью общественного мнения. Надо было дать власти базу для корректировки политики, проще говоря, информацию. Надо было дать информацию мировому сообществу, которое сфокусировало внимание на Чечне в связи с проблемой международного терроризма.

— Этой цели вы, кажется, достигли.

— Уже первые наши публикации вызвали очень большой резонанс. Нас стала цитировать российская и мировая пресса. Возможно, социологичес-

кие результаты повлияли на принятие тех или иных властных решений, во всяком случае, в политике относительно Чечни достаточно быстро произошли позитивные изменения. Например, было сокращено число блокпостов, наконец-то принято решение по делу Буданова. Я не говорю, что это наша заслуга, но какую-то каплю на нужную чашу весов мы добавили.

Другие цели были осознаны в процессе исследований. Многие проблемы, возможные в "большой России", в Чечне оголены до предела. Их можно изучать там, что называется, без микроскопа. Чечня — это модель того, что может получиться в Башкирии, в Дагестане, в Татарстане, в Карачаево-Черкесии, на Дальнем Востоке, то есть везде, где сочетаются острые социальные, экономические и национальные проблемы. Чечня — это настоящая лаборатория для этносоциолога. Насколько историческая память сказывается на сегодняшнем бытии народа? Насколько злопамятны гены? Насколько серьезным тормозом развития России могут стать этносоциальные проблемы? Хотите разобраться в этом — проводите исследования в Чечне.

— И с чего началось ваше?

— Сначала было решено проводить опрос с территорий других республик. Например, из Дагестана. Нам говорили, что в Чечне сразу же убьют. Может быть, специально запугивали, не знаю. Поэтому мы решили набрать кандидатов в интервьюеры в Чечне, привезти их в Дагестан, обучить и отправить на задание в Чечню. Так мы провели один опрос. Этот первый опыт оказался совершенно неудовлетворительным с точки зрения качества поля — мы его вообще никак не контролировали.

Идею пришлось забраковать и искать другие методы. Я понял, что параллельно с решением наших профессиональных задач и удовлетворением

профессиональных амбиций надо создавать в Чечне национальный центр изучения общественного мнения, хотя это в сто раз сложнее, чем в любом другом регионе. Строить центр логично на базе Чеченского государственного университета. И исследования проводить под его эгидой. Нельзя сказать, что он полностью дистанцирован от власти, она всегда стремится прижать к себе ученых, но все-таки людей из университета гораздо меньше подозревают в ангажированности, чем приезжих специалистов из какой-нибудь московской организации или социологов, работающих по заданию республиканской администрации. Таким интервьюерам отвечают по принципу "говорю то, что ты хочешь услышать".

Поэтому, кстати, сам я выступал в роли методического консультанта, помощника местных специалистов. Я приезжал в Грозный по договоренности с ректором и проректором Чеченского университета и учил чеченскую молодежь, консультировал ученых, читал лекции студентам как приглашенный преподаватель, профессор Высшей школы экономики из Москвы, параллельно создавая центр по изучению общественного мнения, который и проводил опросы. Это было правильное позиционирование — я был не чьим-то представителем, а только социологом, то есть зеркалом. Наверно, поэтому результаты опросов не понравились ни сепаратистам, ни администрации Кадырова. Нас стали ругать со всех сторон. Я узнал о себе, что я "путинский счетовод", "лубянский социолог", что провожу исследования на американские деньги... Думаю, я попал в жернова именно потому, что не врал.

— Это помогало войти в контакт с населением? Как вообще оно отнеслось к опросам?

— Чеченцам очень важно, что кто-то хочет их выслушать, понять, что они думают и чувствуют. Благода-

ря нашим опросам их мнение услышала не только республиканская, но и московская власть. Более того, их услышал весь мир. "Цыганская почта" — так в Чечне называют канал передачи слухов — быстро разнесла слухи об исследованиях по всей республике. В целом — благожелательные. Конечно, как и в Москве, в Чечне интервьюеров часто воспринимают как непрошеных гостей, им могут просто не открыть дверь. И не только потому, что "надоело". Может быть, накануне в селе был бой. Или прошла зачистка. Или исчез родственник.

— Но в таком случае интервьюеру может не поздоровиться.

— За все время было лишь два-три случая, когда им грозила опасность. В одном к молодому парню, студенту-журналисту прилипли хулиганы, что, согласитесь, может произойти где угодно. Были случаи, когда интервьюеров, как говорится, предупредили, причем предупреждения исходили от противоборствующих сил.

Однажды интервьюеров не пустили в Центорой, родное село Кадырова. Дороги были перекрыты. А когда с помощью милиции удалось все-таки проникнуть в село, пристала охрана — "кто давал разрешение?" и выгнала вон. А зря. Потому что в Цен-торое люди наверняка симпатизируют Кадырову, лояльны к нынешней республиканской власти, и их ответы были бы в пользу администрации.

Был случай, когда интервьюеру, преподавательнице угрожали люди, связанные с активным сопротивлением. Она проводила опрос в селе, где жил ее дядя, и осталась у него ночевать, чтобы назавтра продолжить работу. Но утром к дому подъехала машина, зашли мужчины и, полностью игнорируя женщину, будто ее здесь не было, обратились к дяде. "Ты такую-то учительницу знал?.. Ты не забыл, что она погибла?.. Ты ведь не хочешь, чтобы с твоей племянницей случилось

то же самое?.. Тогда скажи ей, чтобы она поскорее убиралась отсюда".

— А удалось ли охватить опросом этих, "связанных с активным сопротивлением" людей? Или они категорически не соглашались на контакт?

— С некоторыми я беседовал лично. После публикаций наших результатов чеченцы окончательно поняли, что я не враг, что мне можно доверять. Часто эти люди сами просили меня о встрече, чтобы откровенно рассказать о своем понимании современной ситуации в республике. А если о встрече просил я, соглашались на интервью. Хотя назвать себя они могли как угодно, я знал, кто они такие. В начале беседы мне обычно напоминали о необходимости хранить тайну. Ты понимаешь, говорил человек, что если эта запись попадет к такому-то, меня убьют? Понимаю, отвечал я. Меня убьют, продолжал собеседник, а ты просидишь в яме месяца три-четыре, пока тебя не достанут. Понимаешь? Понимаю, снова соглашался я. Раз понимаешь, включай свой диктофон.

— Вы строго следовали правилу "не навреди"?

— Будь у меня хоть малейшее сомнение, что наша работа наносит вред или вводит кого-то в заблуждение, я бы ее прекратил. Но мы видели, что опросы действительно отражают общественное мнение, поэтому проводить их необходимо. Если бы наши оппоненты не поленились посмотреть наш сайт, они бы многое поняли и изменили бы свое мнение, что сначала нужно установить в Чечне мир, а уж потом заниматься там социологией. Жить-то чеченцам надо сейчас! У них нет ни сил, ни возможности ждать, когда правительство подарит им мир, и на белых автобусах приедут социологи, чтобы отразить радостные настроения народа.

Беседовал Евгений ПАНОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.