УДК 37.013.75
Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-465-476
Оригинальная статья
Экстраполяция продуктивных практик зарубежных стран в условиях стандартизации профессиональной деятельности педагога
О. Г. Красношлыкова1, Т. С. Комарова2
1Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово 2Средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённым изучением английского языка, г. Новокузнецк [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-8452-9379 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7446-695X
Аннотация. Введение. Трансформация профессиональной деятельности педагога в условиях стандартизации является приоритетной задачей российского образования. Целью статьи является определение направлений экстраполяции опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран в практику образовательной организации.
Методы исследования. Посредством сравнительного анализа профессиональных стандартов педагога зарубежных стран выявлены их общие и отличительные признаки, определены универсальные и контекстуальные характеристики условий экстраполяции зарубежного опыта. Методом экстраполяции установлены актуальные направления экстраполяции и продуктивные практики зарубежного опыта для трансляции в отечественное образование. Метод моделирования позволил спроектировать изменения деятельности педагога и разработать концепцию трансформации деятельности педагога в условиях стандартизации.
Результаты. В процессе анализа теоретических и нормативных источников по введению профессионального стандарта педагога в Российской Федерации авторами делается вывод об актуальности опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран для российского образования. В связи с этим предлагается концепция трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации на основе направлений экстраполяции (мотивационный аспект, методическое сопровождение, технологизация образования и административный ресурс образовательной организации) продуктивного опыта зарубежных стран - Австралии, Англии, Гонконга и Сингапура.
Заключение. Актуальность представленных исследовательских материалов определяется потенциальным ресурсом экстраполяции зарубежного опыта в практику образовательной организации на фоне игнорирования продуктивного опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран и прокра-стинации сроков введения профессионального стандарта педагога в Российской Федерации.
© Красношлыкова О. Г., Комарова Т. С.
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
465
Ключевые слова: стандартизация профессиональной деятельности педагога, экстраполяция опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога, опыт зарубежных стран, трансформация профессиональной деятельности педагога, универсальные и контекстуальные характеристики условий экстраполяции, направления экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран
Для цитирования: Красношлыкова О. Г., Комарова Т. С. Экстраполяция продуктивных практик зарубежных стран в условиях стандартизации профессиональной деятельности педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С.465-476. Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-465-476
Extrapolation of foreign productive practices in the context of standardization of teacher's professional activity
Olga G. Krasnoshlykova1, Tatiana S. Komarova2
'Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Educators, Kemerovo 2 Secondary School No. 72 with advanced study of English '[email protected]. https://orcid.org/0000-0002-8452-9379 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7446-695X
Abstract. Introduction. The transformation of a teacher'sprofessional activity in the context of standardization is a priority objective of Russian education. The paper aims to determine the aspects of extrapolation of teacher's professional activity standardization practice in foreign countries into the practice of an educational organization.
Methods. A comparative analysis of foreign teacher's professional standards revealed their common and distinctive features. It also identified universal and contextual characteristics of conditions for the foreign experience extrapolation. The extrapolation method established the current strands of extrapolation and productive practices offoreign experience for translation into Russian education. The modeling made it possible to design changes in the teacher 's activity and develop a concept of its transformation under standardization. Results. Analysis of theoretical and normative sources on the adoption of teacher's professional standards in the Russian Federation indicates that the experience of teacher's professional activity standardization in foreign countries is relevant for Russian education. In this regard, a concept of teacher's activity transformation to the teacher's professional standard in an educational organization is proposed. It rests on the extrapolation directions (motivational aspect, methodological support, education technology, and administrative resource of an educational organization) and the productive experience offoreign countries - Australia, England, Hong Kong, and Singapore.
Conclusion. The relevance of the presented research materials is determined by the potential resource of extrapolation of foreign experience into the practice of an educational organization, against the background of disregard ofproductive practices of teacher's professional activity standardization in foreign countries and procrastination of the adoption of the teacher 's professional standard in the Russian Federation.
Keywords: teacher'sprofessional activity standardization, extrapolation of teacher'sprofessional activity standardization practice, foreign countries practice, transformation of teacher 's professional activity, universal and contextual characteristics of extrapolation conditions, directions of productive experience extrapolation in foreign countries
466 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476
For citation: Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 465-476. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-465-476
Введение
В настоящее время развитие технологий и увеличение потоков информации актуализируют способность человека перерабатывать объёмы этой информации, гибко и быстро реагировать на происходящие изменения окружающей действительности, адресно и оперативно компенсировать и восполнять индивидуальные потребности человека. Современные реформы образования в Российской Федерации имеют целью обновление его содержания, качественную трансформацию и совершенствование образовательной инфраструктуры.
Однако ряд факторов в сфере образования всё-таки вызывают пролонгацию изменений и определённую стагнацию, не давая развития этим перспективным направлениям. К таким вопросам можно отнести Профессиональный стандарт педагога в Российской Федерации, утверждённый в 2013 году, но так и не вступивший в силу к 2020 году [1]. Одной из причин длительной прокрастинации такого важного для российского образования направления реформ - стандартизации требований к профессиональной деятельности педагога нам видится в недостаточном внимании, а порой и полном игнорировании положительной практики зарубежных стран в данном направлении, возможных вариантов экстраполяции их опыта и продуктивной трансформации этой практики в российское образование.
Вместе с тем результаты международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся - PISA [2] показывают, что страны, в которых уже внедрены и реализованы стандарты профессиональной деятельности педагога, стоят в рейтингах образовательных результатов в десятке лучших, постоянно обновляя и модифицируя профессиональные требования в соответствии с релевантными стратегическими ориентирами государств и совершенствуя профессиональный уровень педагогов.
Проведённое исследование позволило проанализировать профессиональные стандарты педагога за рубежом, выявить условия экстраполяции положительного опыта, определить направления экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран на практику российского образования и выявить эффективные практики образования на уровне образовательной организации.
Обзор литературы
1. Сравнительный анализ. В рамках исследования были изучены и проанализированы нормативные правовые акты, осуществлён перевод аутентичных документов зарубежных стран - профессиональных стандартов педагога в четырёх англоязычных странах с высоким уровнем образовательных достижений: Австралии [3] и Англии [4] с высоким уровнем образования и ригидным государственным регулированием; Гон -конга [5] и Сингапура [6] из Азиатско-Тихоокеанского региона с динамично развивающейся экономикой. Анализ стандартов позволил выявить их общие и отличительные признаки, направления экстраполяции для разработки концепции трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации.
2. Экстраполяция. В исследованиях В. И. Селивановой человек рассматривается как главный актор трансформаций с определёнными характеристиками, опытом и окружением, где определяют экстраполяцию как способность человека, «позволяющую использовать ранее полученное и закреплённое знание (опытное и теоретическое) для оценки новой познавательной ситуации» [7, с. 1]. Конкретизация функций экстраполяции - когнитивной, эпистемиологической, креативной, эвристической, про-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
467
гностической, интегрирующей - позволяет закрепить роль экстраполяции как способа осознания и расширения знания на основе исторических событий, где главным является субъект экстраполяции, её деятель.
М. А. Колесников также акцентирует внимание на значимости субъективного начала экстраполяции и выделяет четыре типа экстраполяции: экстенсивная - расширение и распространение знаний, интенсивная - углубление и уточнение знаний, ретроспективная - анализ и реконструкция объектов прошлого, перспективная - прогностика будущего. Данная позиция значительно расширяет практическое поле исследований по вопросам экстраполяции и обозначает чёткие задачи каждого из её типов [8; с. 76].
Для нашего исследования значимым является работа А. В. Ярового, где он определяет общие и специфические закономерности экстраполяции, именуя их универсальными и контекстуальными [9; с. 5]. Под универсальными рассматриваются релевантные характеристики предмета экстраполяции как для информационного поля, из которого осуществляется перенос, так и для информационного поля, куда его транслируют. Контекстуальные характеристики оцениваются как аутентичные, относящиеся только к информационному полю трансляции. Эти положения мы развили в своём исследовании в направлении экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран на практику российского образования.
3. Моделирование. Теоретическое и практическое развитие в разных областях деятельности человека моделирование получило за счёт расширения возможностей исследования объектов и явлений. Главным преимуществом моделирования, по мнению Е. В. Синявской, является целостность и полнота предъявления информации, что позволяет интенсивно углублять и расширять содержание изучаемых объектов и явлений, их характеристик, совершенствовать исходные объекты и их преобразованные модели, анализируя их качественные изменения. [10, с. 194] А. Ю. Некрасова и И. В. Непроки-на подчёркивают универсальность и широкое распространение метода моделирования в научной деятельности, обозначая возможность его использования на разных стадиях исследования и разработки объектов, обобщая основные характеристики до его ввода в реальное применение, позволяя интегрировать теоретическое и практическое познание объектов [11; 12] Моделирование предполагает описание структурных единиц изучаемого объекта или явления, их особенностей и характеристик, а также практической реализации и развития в пространстве и времени.
Эмпирический опыт по результатам сравнительного анализа профессиональных стандартов педагога зарубежных стран, их общие и отличительные признаки, направления экстраполяции и преломление универсальных и контекстуальных условий экстраполяции на практику образовательной организации в условиях стандартизации профессиональной деятельности педагога приведём ниже, в рамках обсуждения результатов исследования.
Методы исследования
В рамках исследования были переведены стандарты профессиональной деятельности педагога зарубежных стран - Австралии, Англии, Гонконга и Сингапура, проведён сравнительный анализ их основных компонентов и характеристик, выявлены их общие и отличительные признаки, определены направления экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран с позиций применимости в условиях российского образования.
Метод экстраполяции позволил мысленно опередить действительность и реализовать прогностическое моделирование трансформации профессиональной деятельности педагога на уровне образовательной организации, что было реализовано посредством изучения опыта зарубежных стран в направлении стандартизации профессиональной деятельности педагога, выявлены универсальные и контекстуальные условия экстраполяции и определены направления экстраполяции для разработки концепции трансфор-
468 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476
мации профессиональной деятельности педагога в образовательной организации.
При проектировании трансформации профессиональной деятельности педагога мы использовали метод моделирования, который позволил заложить объём экстраполяци-онных знаний и практик зарубежных стран в основу концепции трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации, обосновать организационно-педагогические условия трансформации и рассмотреть продуктивный опыт по стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран как ресурс минимизации рисков и проблемных зон при переходе на профессиональный стандарт педагога в Российской Федерации.
Результаты исследования
В рамках данной статьи мы рассматриваем концепцию трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации, основанную на универсальных и контекстуальных характеристиках условий экстраполяции. Рассмотрим три шага нашего исследования.
1. Компаративный анализ стандартов профессиональной деятельности педагога зарубежных стран
На основании компаративного анализа профессиональных стандартов зарубежных стран установлено, что, несмотря на исходно разные целевые установки введения стандартов в изучаемых странах, их структуры и требования к знанию предмета, программному материалу, методике обучения и профессиональной этике педагога, мы выявили общие и отличительные признаки профессиональных стандартов педагога в России и за рубежом. К общим признакам для стран зарубежного сообщества мы отнесли: мобильную и разноуровневую систему методического сопровождения педагогов, акцент на потенциальные возможности учителей, ресурсы профессионального развития посредством горизонтальных связей; преобладание формирующего оценивания в реализации процедур профессионального стандарта педагога, компиляцию формального, неформального и информального образования педагогов; целевое финансирование государством реформ образования: реализацию профессиональных уровней, разных моделей повышения квалификации; комплексность и краткосрочность реформ: синхронизацию введения стандартов профессиональной деятельности педагога с реформами
профессионального педагогического образования; сотрудничество с профессиональным и местным сообществами, родительской общественностью; наличие системы отбора квалифицированных педагогических кадров, их адресное сопровождение на разных уровнях; реализацию персонифицированного методического сопровождения - диагностику, компенсацию и восполнение профессиональных дефицитов педагогов, стимулирование профессионального и личностного роста как по горизонтали, так и по вертикали.
К отличительным признакам профессиональных стандартов педагога в России и за рубежом мы отнесли:
— комплексность и содержательную проработанность зарубежных стандартов, их нормативного, организационного и методического сопровождения. В то время как утверждённый в 2013 году Профессиональный стандарт педагога в Российской Федерации претерпевает многократную пролонгацию сроков введения;
— интеграцию воспитательной функции педагога в зарубежных странах в общие требования к педагогу. В стандарте нашей страны воспитательная функция отличается автономностью, включая обособленный перечень необходимых знаний, умений и навыков;
— акцент на профессиональное сотрудничество в разных формах наставничества и социальных проектах в зарубежных стандартах. В стандарте нашей страны этот
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
469
аспект практически отсутствует и звучит в интеграции с реализацией образовательных программ, решении учебных и воспитательных задач;
— внимание к гибким навыкам педагога - мобильности и результативности, развитию критического мышления и эмоционального интеллекта, навыков работы в команде. В профессиональном стандарте Российской Федерации внимание уделяется профессиональным умениям предметного содержания, владению техническими средствами обучения;
— внешнюю активность педагога, объединяющую взаимодействие с профессиональным и местным сообществами, реализацию обширных совместных проектов. В российском стандарте превалирует внутренняя активность педагога - взаимодействие всех участников образовательных отношений, событийность образовательной организации;
— функцию развития обучающихся в стандартах зарубежных стран, которая рассматривается обобщённо, без описания содержания. В России данная функция выделена обособленно, с перечнем действий по диагностике, развитию, мониторингу прогресса обучающихся.
Компаративный анализ показал, что профессиональный стандарт педагога в Российской Федерации, утверждённый в 2013 году, так и не был реализован на практике. К числу факторов прокрастинации профессиональной деятельности педагога мы относим: несистемность нормативного обеспечения стандартизации профессиональной деятельности педагога; дефицит механизмов стимулирования, сопровождения, процедур и критериев оценивания педагогов; недостаток финансирования и информирования реализации стандартизации; отсрочка апробации профессионального стандарта педагога, в том числе по уровням профессионального мастерства. Иными словами, профессиональный стандарт педагога нормативно введён в действие, однако недостаток регламентации реализации отодвигает сроки его внедрения на практике.
2. Универсальные и контекстуальные условия экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран
Мы считаем, что процесс стандартизации профессиональной деятельности педагога в Российской Федерации будет результативнее, если будет учтён продуктивный опыт реализации стандартов зарубежных стран. С этой целью в нашем исследовании мы развиваем идею А. В. Ярового об учёте универсальных и контекстуальных характеристик условий экстраполяции [9; с. 5]. В этом контексте универсальными характеристиками условий экстраполяции обозначаем общие признаки стандартизации профессиональной деятельности педагога в Австралии, Англии, Гонконге и Сингапуре, актуальные для стран мирового сообщества, реализующих стандартизацию профессиональной деятельности педагога, рассмотренные нами в предыдущем шаге исследования: комплексность и краткосрочность реформ; стабильное финансирование реформ государством; формирующее оценивание педагога; рекрутство квалифицированных педагогических кадров; выстраивание взаимодействия с родительской общественностью, профессиональным и местным сообществами; реализация персонифицированного методического сопровождения.
К контекстуальным характеристикам условий экстраполяции мы относим стратегические ориентиры образовательной политики Российской Федерации, где сквозным направлением реформ образования является педагог, его непрерывное профессиональное развитие; создание гибких, адаптивных программ, в том числе на цифровых платформах; развитие системы конкурсного движения, практик наставничества, добровольчества и социальных инициатив; стимулирование профессионального роста педагогов и др.
Анализ распорядительных документов Российской Федерации позволил выделить контекстуальные характеристики условий экстраполяции, к которым мы отнесли: необходимость повышения конкурентоспособности отечественного образования;
470 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476
сохранение и уважение культурных традиций и исторического наследия; создание эргономичной цифровой образовательной среды; реализация опережающей системы подготовки кадров; формирование у граждан гибкости мышления и рационального поиска в ситуациях неопределённости; разработка системы непрерывного повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков педагогов; индивидуализация обучения средствами цифровых технологий (искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности, геймификация, электронное обучение).
Таким образом, мы заключаем, что универсальные характеристики условий экстраполяции выступают определённого рода фоном образовательной ситуации в мире и, соответственно, носят характер универсальных для всех государств, занимающихся стандартизацией профессиональной деятельности педагога. Для России универсальные характеристики условий экстраполяции выступают ресурсом переноса продуктивного опыта зарубежных стран, минимизации рисков трансформации профессиональной деятельности педагога, ускорения внедрения профессионального стандарта педагога в практику отечественного образования. Вместе с тем контекстуальные характеристики условий экстраполяции выступают гарантом аутентичности всех проводимых в жизнь трансформаций, адресности изменений в профессиональной деятельности педагога и нацеленности на решение стратегических задач образования в Российской Федерации.
3. Разработка концепции трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации
Трансформация профессиональной деятельности педагога становится возможной на уровне образовательной организации, которая, обладая определённой автономией, способна на практике реализовать необходимые изменения в деятельности педагога в условиях стандартизации профессиональной деятельности.
Проанализировав универсальные и контекстуальные характеристики условий экстраполяции, мы определили основные направления экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран на уровне образовательной организации: мотивационный аспект, методическое сопровождение, технологизация образования и административный ресурс образовательной организации. Эти направления мы заложили в разработку концепции трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации (табл.)
Устойчивость и целостность концепции определяем двумя закономерностями: про-гностичностью (предвидением и мобильностью к изменениям) и компенсаторностью (восполнением дефицитов иными ресурсами). Основными принципами концепции являются системность, динамичность, оптимальность, партисипативность, цифровизация.
Таблица
Направления экстраполяции опыта зарубежных стран
Table
Areas of extrapolation of the foreign experience
Направление Страна Возможные варианты экстраполяции
Мотивационный аспект Австралия Англия Открытость и доступность информации по требованиям к профессиональной деятельности педагога
Сингапур Гонконг Определение минимально допустимого объёма часов профессионального развития педагогов в течение года
Применение форматов методического погружения
Сингапур Система профессиональных проб для абитуриентов
Гонконг Наделение педагогов образовательной организации функциями организатора важных событий с родительским и местным сообществом
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
471
Методическое сопровождение Австралия Англия Гонконг Сингапур Модель саморазвивающейся образовательной организации
Практики горизонтального обучения педагогов
Организационные формы образовательного сотрудничества с педагогами
Компиляция суммирующего и формирующего оценивания профессиональной деятельности педагогов
Реализация разнообразных форм наставничества
Англия Гонконг Сингапур Организация работы с педагогами, чьи обучающиеся показали низкие результаты образовательных достижений
Сингапур Практики развития гибких навыков и эмоционального интеллекта педагогов
Технологизация образования Австралия Англия Цифровые инструменты диагностики профессиональных трудностей педагогов со ссылками на ресурсы их восполнения
Сингапур Гонконг Алгоритмизация процессов образовательной деятельности педагогов
Создание универсальных образовательных мобильных зон в образовательной организации
Административный ресурс Австралия Англия Гонконг Сингапур Публичное освещение инструментов, критериев и показателей оценивания профессиональной деятельности учителя
Применение результатов оценивания педагога для карьерного роста как по вертикали, так и по горизонтали
Сингапур Гонконг Выстраивание обширной сети межведомственного взаимодействия
Позиционирование образовательной организации в качестве событийного центра местного сообщества
Содержательными компонентами концепции на основе выявленных нами направлений экстраполяции определены организационно-педагогические условия, направленные на выполнение определённых требований и обеспечивающие результативную трансформацию профессиональной деятельности педагога. Первым условием определено повышение мотивационных аспектов и конкурентоспособности педагогов, актуализирующее их саморазвитие и самосовершенствование как в профессиональном, как и в личностном аспектах. Второе условие - актуализация персонифицированного методического сопровождения педагогов, где в условиях саморазвивающейся организации посредством горизонтальных связей реализуется разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Третьим условием стала оптимизация труда педагогов средствами технологизации процессов (стандартизации, компьютеризации, цифровизации), что унифицирует необходимые процессы и значительно снижает времязатратность и ресурсозатратность труда педагогов. Четвёртое условие - определение административных ресурсов перевода образовательной организации на качественно новый уровень функционирования - реализацию деятельности в условиях саморазвивающейся образовательной организации (рис. 1).
472 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476
Рис. 1. Модель трансформации деятельности педагога в условиях стандартизации профессиональной деятельности
Fig.1 Model of transformation of teacher s activity in the context of standardization of professional activity
Таким образом, рассмотренные организационно-педагогические условия трансформации профессиональной деятельности педагога реализуют основные направления деятельности школы: мотивационное, методическое, технологическое и управленческое, выстраивая комплексную трансформацию деятельности учителя в рамках концепции от исходной к целевой, соответствующей требованиям профессионального стандарта педагога.
Заключение
Таким образом, сравнительный анализ стандартов зарубежных стран показал, что экстраполяция продуктивного опыта педагога зарубежных стран на практику российского образования помогает изучить опыт зарубежных стран, выявить положительные идеи для заимствования и адаптации на российскую действительность. Учёт универсальных и контекстуальных характеристик условий экстраполяции опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога позволяет разработать подходы к трансформации профессиональной деятельности педагога, отвечающие как мировым тенденциям стандартизации, так и стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации. Разработка концепции трансформации профессиональной деятельности педагога на уровне образовательной организации позволяет форсировать сроки реализации профессионального стандарта педагога и разработать гибкую и адресную модель трансформации деятельности педагога в условиях стандартизации, отвечающую требованиям государства и запросам современного общества.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Заявленный вклад авторов Красношлыкова О. Г.: разработка дизайна исследования, участие в обсуждении результатов.
Комарова Т. С.: обзор публикаций по теме статьи, проведение исследования мето-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
473
дом экстраполяции опыта зарубежных стран, написание текста рукописи, участие в обсуждении результатов.
Список источников
1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 22.11.2020).
2. PISA 2018 Results. Executive Summaries of Volume I, II and III [Electronic resource] // OECD, 2019. URL: https://www.oecd.org/pisa/Combined_Executive_Summa-ries_PISA_2018.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
3. The Australian Professional Standards for Teachers, Australian Institute for Teaching and School Leadership [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.aitsl.edu.au/docs/de-fault-source/teach-documents/australian-professional-standards-for-teachers.pdf (дата обращения: 25.09.2021).
4. Teachers' Standards Guidance for school leaders, school staff and governing bodies [Electronic resource]. Department for Education. 2013. URL: https://assets.publishing.ser-
vice.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/665520/Teachers_
Standards.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
5. Tsoi Heung-sang. Continuing professional development [Electronic resource] // ACTEQ. 2003. - URL: http://www.edb.gov.hk/attachment/tc/teacher/qualification-training-development/development/cpd-teachers/cpd_eng.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
6. Steiner L. Using Competency-Based Evaluation to Drive Teacher Excellence. Lessons from Singapore [Electronic resource]. Public Impact, Chapel Hill, NC. 2010. URL: https:// www.opportunityculture.org/images/stories/singapore_lessons_2010.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
7. Селиванова В. И. Эктраполяция в структуре развивающегося знания : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01. М., 1993. 41 с.
8. Колесников М. А. Сущность экстраполяции как философской категории // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4 (28). С. 75-80.
9. Яровой А. В. Экстраполяция в социальном познании - философский анализ : автореф. дис.. канд. философ. наук : 09.00.11. Тверь, 2011. 22 с.
10. Синявская Е. В. Моделирование как метод научного познания // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (24). С. 192-196.
11. Некрасова А. Ю. Роль метода моделирования в научных исследованиях // Записки философского факультета : сб. научных статей. 2016. Вып. 1 (7). С. 15-22.
12. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.
References
1. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (vospitatel. uchitel) (pedagog-icheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego. osnovnogo obshchego. srednego obshchego obrazovaniya) [On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"].Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n. [Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.10.2013, 544n. Available at: http://www. rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed 01.11.2021) (in Russian)
2. PISA 2018 Results. Executive Summaries of Volumes I, II and III. OECD, 2019, -Available at https://www.oecd.org/pisa/Combined_Executive_Summaries_PISA_2018.pdf (accessed 01.11.2021)
474 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476
3. The Australian Professional Standards for Teachers, Australian Institute for Teaching and School Leadership, 2018. Available at: https://www.aitsl.edu.au/docs/default-source/ teach-documents/australian-professional-standards-for-teachers.pdf (accessed 01.11.2021)
4. Teachers' Standards Guidance for school leaders, school staff and governing bodies, Department for Education, 2013. Available at https://assets.publishing.service.gov.uk/gov-
ernment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/665520/Teachers_Standards.pdf
(accessed 01.11.2021)
5. Tsoi, Heung-sang. Continuing professional development, ACTEQ, 2003. Available at: http://www.edb.gov.hk/attachment/tc/teacher/qualification-training-development/develop-ment/cpd-teachers/cpd_eng.pdf (accessed 01.11.2021)
6. Steiner L. Using Competency-Based Evaluation to Drive Teacher Excellence. Lessons from Singapore, 2010. Available at https://www.opportunityculture.org/images/stories/singa-pore_lessons_2010.pdf (accessed 01.11.2021)
7. Selivanova V. I. Ekstrapolyatsiya v strukture razvivayushchegosya znaniya. Avtoref. diss...doktora filosofsk. nauk [Extrapolation in the structure of developing knowledge. Dr. philos. sci. diss. abstr.]. MSU, Moscow, 1993, 39 p. (in Russian)
8. Kolesnikov M. A. Sushchnost ekstrapolyatsii kak filosofskoy kategorii [The essence of extrapolation as a philosophical category]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University], 2015, No.4 (28). (in Russian)
9. Yarovoy A. V. Ekstrapolyatsiya v sotsialnom poznanii - filosofskiy analiz. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Extrapolation in social cognition - philosophical analysis. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Tver, 2011, 22 p. (in Russian)
10. Sinyavskaya. E. V. Modelirovaniye kak metod nauchnogo poznaniya. [Modeling as a method of scientific cognition]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University], 2013, No.3 (24). (in Russian)
11. Nekrasova A. Yu. Rol metoda modelirovaniya v nauchnykh issledovaniyakh [The role of the modeling method in scientific research]. Zapiskifilosofskogo fakulteta [Notes of the Faculty of Philosophy], 2016, Iss.1 (7). (in Russian)
12. Neprokina I. V. Metod modelirovaniya kak osnova pedagogicheskogo issledovaniya. [Modeling method as the basis of pedagogical research] Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development.], 2013, No.7. (in Russian)
Статья поступила в редакцию 15.11.2021, одобрена после рецензирования 05.12.2021, принята к публикации 05.12.2021.
Ольга Геннадьевна Красношлыкова Olga G. Krasnoshlykova
доктор педагогических наук, профессор, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor,
ректор Rector
Кузбасский региональный институт Kuzbass Regional Institute for Professional повышения квалификации и переподготовки Development and Retraining of Educators работников образования
650070, Россия, г. Кемерово, 3 Zauzelkova St, Kemerovo, Russia, 650070 ул. Заузелкова, 3
тел. +7 (3842) 311586 Tel.: +7 (3842) 311586
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
475
Татьяна Сергеевна Комарова
директор
Средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённым изучением английского языка
654080, Россия, г. Новокузнецк, ул. Свердлова, 10
тел.: +7 (905) 9638100
Tatiana S. Komarova
Principal
Secondary School No. 72 with advanced study of English
10 Sverdlov St, Novokuznetsk, Russia, 654080 Tel.: +7 (905) 9638100
476 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476