Научная статья на тему 'Экстралингвистические факторы категорий ретроспекции и проспекции в русском научном тексте'

Экстралингвистические факторы категорий ретроспекции и проспекции в русском научном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTRALINGUISTIC FATORS / CATEGORIES OF RETROSPECTION AND PROSPECTION / RUSSIAN SCIENTIFIC TEXT / DIALOGIC / AUTHOR / ADDRESSEE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чиговская-Назарова Янина Александровна

Стилевое своеобразие текстов зависит от внеязыковой сферы. В статье рассматриваются экстралингвистические факторы, определяющие своеобразие и структуру категорий проспекции и ретроспекции в русском научном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстралингвистические факторы категорий ретроспекции и проспекции в русском научном тексте»

УДК: 81-13

Чиговская-Назарова Янина Александровна

кандидат филологических наук, доцент Глазовского

государственного педагогического института

yaninaggpi@yandex.ru

Janina A. Chigovskaya-Nazarova

Candidate of Philology, Associate Professor

of Glazov State Pedagogical Institute

yaninaggpi@yandex.ru

ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАТЕГОРИЙ РЕТРОСПЕКЦИИ И ПРОСПЕКЦИИ В РУССКОМ

НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

EXTRALINGUISTIC FACTORS OF RETROSPECTION AND PROSPECTION CATEGORIES IN SCIENTIFIC RUSSIAN TEXT

Аннотация. Стилевое своеобразие текстов зависит от внеязыковой сферы. В статье рассматриваются экстралингвистические факторы, определяющие своеобразие и структуру категорий проспекции и ретроспекции в русском научном тексте

Annotation. Style variety depends on extralinguistic field. Extralinguistic factors determing peculiarity and structure in russian scientific text arebeing examined in the article.

Ключевые слова: экстралингвистические факторы, категории проспекции и ретроспекции, русский научный текст, коммуникативно-психологические факторы, гносеологические факторы, логические факторы, диалогичностъ, автор, адресат

Key words: extralinguistic fators, categories of retrospection and prospection, russian scientific text, dialogic, author, addressee

Функциональная стилистика и лингвистика давно заявили о том, что стилевое своеобразие текстов формируется под непосредственным воздействием комплекса взаимосвязанных экстралингвистических факторов, так как именно внеязыковая сфера «дирижирует» принципами отбора и сочетания языковых единиц в речи. Это предполагает функционально-коммуникативный подход, изучение языка в широком аспекте, захватывающем коммуникативно-экстралингвистический, социокультурный контексты и речевую ситуацию.

Объектом настоящего исследования являются экстралингвистические факторы, обуславливающие структуру и своеобразие функционирования текстовых категорий ретроспекции и проспекции (далее - КР и КП) в русском научном тексте.

Выделим группы экстралингвистических факторов, обусловливающих специфику выражения КР и КП в научном тексте:

1. Коммуникативно-психологические (обеспечивающие процесс восприятия и понимания текста читателем).

2. Гносеологические (обеспечивающие преемственность формирования научного знания и «спиралевидный характер» научного познания).

3. Логические (логика развития научной мысли).

Влияние коммуникативно-психологических факторов прежде всего обнаруживается на поверхностной, композиционно-структурной стороне текста и отражает коммуникативный (диалогический) аспект научной речи.

Уже в процессе создания научного текста автору необходимо учитывать закономерности психологии восприятия читателя. Для коммуникации в научной сфере это особенно важно. В научном тексте отражается стремление автора не только передать информацию о действительности, но и апеллировать к сознанию адресата, убедить в истинности своего мнения, побудить к интеллектуальным действиям в желательном для себя направлении [4; 5], так как текст оказывает воздействие только в том случае, если он понят. Стремление к адекватности понимания требует экспликации и развития в тексте хода рассуждения (логики изложения). Следовательно, научный текст -это не только сообщение и убеждение адресата в истинности авторской концепции, но и одновременно построение структуры понимания, учитывающей фактор адресата.

Автор с помощью языковых средств и структуры направляет ход интерпретации текста, при этом должен учитывать особенности познавательного процесса, а также возможные реакции читателя, что приводит к диалогизации научного текста и подчеркивает роль субъекта речи в процессе коммуникации. Так идет своеобразный диалог в мышлении и общении. С учетом такой обратной связи предполагается не однонаправленное воздействие автора на читателя, а двунаправленность, взаимодействие коммуникантов в процессе общения, а в результате - сомышление, сотворчество [6, с.79].

Для облегчения понимания нового знания автор использует категории ретроспекции и проспекции, представляющие собой своего рода отсылки внимания читателя к наиболее значимым смысловым моментам научного текста. КР и КП, с одной стороны, обеспечивают восприятие адресатом содержания текста в авторской форме, с другой стороны, облегчают понимание текста.

Таким образом, тесное взаимодействие в научных текстах категорий ретроспекции и проспекции с категорией диалогичности становится экстралингвистически обусловлено.

Гносеологические факторы

Научная познавательная деятельность опирается на экстралингвистические факторы (законы) формирования знания: закон «отрицания отрицания», спиралевидный характер научного познания, преемственность знания. Категории ретроспекции и проспекции становятся

средством действия этих законов в тексте и выражения динамики старого и нового знания.

Научное знание, зафиксированное в тексте, является процессом и результатом мышления ученого. При этом научный текст отражает не только конечный продукт - новое знание, но и этапы его формирования в их последовательности: проблемная ситуация - проблема - идея - гипотеза и ее обоснование до уровня теории.

В основе движения знания по данной схеме лежит важнейший диалектический закон отрицания отрицания, являющийся необходимым условием развития науки и всякого научного исследования. Диалектическая сущность научного познавательного процесса заключается в «непрерывной и бесконечной последовательности отрицания одних принятых наукой положений и появления на их месте других теоретических положений, в которых более точно и более правильно отражаются предметы материального мира» [1,с.37]. Согласно закону «отрицания отрицания», человеческое познание характеризуется непрерывным процессом уточнения и изменения старых истин и открытием новых закономерностей; возвращением «якобы к старому», но на более глубокой основе. Как видим, сам процесс познания имеет ретроспективно-проспективный характер, и для выражения его в научных текстах оказываются необходимыми «специальные» средства - категории проспекции и ретроспекции.

Спиралевидный характер научного познания выражается в непрерывном поступательном движении от уже известного «старого» знания к новому. Каждый новый виток развивающейся мысли выстраивается на основе синтезированного предшествующего знания, опираясь на него, концентрирует самое рациональное и продуктивное.

С этой закономерностью связана важнейшая особенность, проявляющаяся в научном тексте, - преемственность знания. В реализации преемственности и формировании научного знания, наряду с другими категориями, участвуют категории ретроспекции и проспекции. Отсылая адресата к известным в науке концепциям, автор осуществляет связь своих взглядов с общим научным «багажом», факты прошлого как бы нанизываются на «острие» сегодняшних раздумий, чтобы лучше разглядеть, понять и оценить настоящее. Автор апеллирует к памяти адресата, его фоновым знаниям, закладывая «фундамент» для последующего развития собственного авторского знания.

Благодаря научной преемственности в тексте эксплицируется связь между старым и новым в форме критического переосмысления старого знания, в которой значима роль категорий ретроспекции и проспекции, представляющих, с одной стороны, задержку в поступательном смысловом движении (обращение к известному, но необходимому для развития новой концепции); с другой стороны, продвижение вперед (отталкиваясь от критически «переработанного» предшествующего знания, сделать «шаг вперед»). Это продвижение осуществляется медленно, поэтапно, с опосредованным повторением ранее сказанного в тексте, что реализуется через

так называемые развернутые вариативные повторы [2, с.73]. «Строительным материалом» последних, по нашим наблюдениям, являются категории ретроспекции и проспекции.

В указанном движении ретроспекция служит связующим средством, как бы прокладывает «мостик» между предшествующим и новым, от «известного к тому, что еще только сообщается», а проспекция способствует указанию направления исследования при ориентации на новое открытие.

Можно считать, что интерпретация «чужого» текста в проблемной ситуации ретроспективна, поскольку, указывая векторно назад, она участвует в реализации преемственности знания. Последующие же этапы познавательной деятельности (выдвижение гипотезы, ее обоснования и доказательства и т. п.) проспективны, так как имеют направление вперед, в будущее.

Таким образом, экспликацию этапов когнитивной деятельности ученого и путей решения проблемы в целостном тексте можно обозначить как ретроспективно-проспективное движение научного знания.

Логические факторы

Логические факторы, как одна из экстралингвистических основ категорий ретроспекции и проспекции в научной речи, в известном смысле входит в гносеологическую группу факторов, а также в психолого-коммуникативный, эксплицирующий композиционно-структурный уровень исследования. Однако, в целях более подробного описания экстралингвистических основ категорий ретроспекции и проспекции, мы характеризуем его отдельно.

Предметом логики рассуждения являются нормы, принципы, общие законы связи мыслей, правила мышления. В научном тексте построение мысли развивается в строгом соответствии с законами логики. Сначала дается тезис (или друг за другом несколько тезисов), выражающий авторскую гипотезу, затем он доказывается, а в конце каждой части следует обобщение - вывод ко всему сказанному), что предполагает возвращение к опорной посылке (тезису) в процессе ее развития и выводу (доказательству, обобщению). Логика отношений в смысловой структуре текста является средством выражения и одной из характерных стилевых черт научной речи - «подчеркнутой логичности» [3, с.68].

Постепенное развертывание общего смысла текста осуществляется, как говорилось, «по спирали», когда происходит возвращение к исходному тезису, служащему смысловой и мнемомической опорой для последующего. Вместе с тем, выдвинутый автором текста тезис требует доказательства, которое строится на особой аргументативной процедуре, так или иначе предполагающей возвращение либо к собственным результатам, либо к наблюдениям предшественников, когда истинность одной мысли обосновывается с помощью других мыслей. Далее следует новая цепочка суждений, в которой итоговое высказывание из первой части аргументации является повторением и исходной точкой для последующих. Иными словами, логика рассуждения имеет явно выраженный проспективно-ретроспективный характер.

КР и КП в данном случае являются своеобразными «дорожными указателями», помогают следить за логическим ходом мысли, увидеть выводное суждение, т.е. в целом - способствовать ясности осмысления авторской концепции, ее доказательности. С помощью ретроспекции и проспекции автор сигнализирует о новом «поворотном» моменте в движении мысли, о переходе от одного фрагмента содержания к другому.

Ретроспекция и проспекция наиболее явно представлены в таких разделах научного текста, как введение, создающее первоначальное представление о направлении исследования и теме произведения (проспекция), упоминающее положения, разработанные в предшествующем знании (ретроспекция). В средней (основной) части указанные категории используются при последовательном развитии авторского замысла в процессе раскрытия избранной темы. Ретроспекция и проспекция подчеркивают последовательность изложения содержательной стороны текста, логику развития мысли, выделяя ключевые моменты «поворотов мысли», переход от предыдущего сообщения к последующему, поддерживая устойчивость внимания и понимания. В выводах (заключении) обобщаются ранее высказанные мысли, а также намечаются пути развития предложенных идей. Таким образом, налицо проявление ретроспекции и проспекции в их связи с композицией.

Можно заключить, что логика рассуждения, являясь смысловым стержнем текста, как орудие познания предопределяет логику изложения («композиционный стержень»). Тем самым глубинный уровень ретроспекции и проспекции взаимодействует с поверхностным.

Таким образом, логика развития научной мысли, отраженная в структуре целого текста, является одной из экстралингвистических причин существования категорий ретроспекции и проспекции в научных текстах.

Обращение к изучению экстралингвистической основы категорий ретроспекции и проспекции с позиций комплексного междисциплинарного подхода свидетельствует о его эффективности: позволяет глубже заглянуть в сущность категорий ретроспекции и проспекции и их функционирования.

Литература:

1. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979

2. Данилевская Н.В. Развернутые вариативные повторы как средство развертывания научного текста: Дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1990

3. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими /Перм. ун-т. Пермь, 1972

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение,

1969

5. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука,

1983

6. Чиговская Я. А. Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах: дисс. ... к. филол. н. Пермь, 2001

Literature:

1. Andreev I.D. Theory as a form of organization of scientific knowledge.

Nauka, 1979

2. Danilevskaya N. V. Extensive variative repetitions as a mean of

expansion of the scientific text: Dis . ... Cand. Philology. Sciences . Perm, 1990

3. Kozhina M.N. About speech systemic scientific style compared with

some other/Perm . Univ . Perm , 1972

4. Leontiev A.A. Language, speech , speech activity . Moscow: Education ,

1969

5. Novikov A.I. The semantics of the text and its formalization . Nauka,

1983

6. Chigovskaya Y.A. Categories retrospection andprospection in the

Russian scientific texts : diss . ... Cand. n . Perm, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.