Научная статья на тему 'Экспресс-определение ртути в биоматериалах человека'

Экспресс-определение ртути в биоматериалах человека Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
650
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Хомик Л. И., Таловская В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспресс-определение ртути в биоматериалах человека»

занию медицинской помощи с привлечением значительного числа сотрудников; применению новых технологий, основанных на патофизиологических подходах; обеспечению необходимыми лекарственными и вспомогательными средствами.

2. Оптимальным методом лечения отморожений в период острой холодовой ишемии явилось применение биофизической технологии, предусматривающей изоляцию пораженных сегментов конечностей от внешнего согревания, отогревание тканей (изнутри) за счет постепенного восстановления кровообращения, а также методики активного согревания организма посредством массажа туловища, проксимальных отделов конечностей по принципу "один человек на конечность", с проводимой одновременно инфузионной терапией реологической направленности.

Литература

1. Вихриев Б.С., Кичемасов С.Х., Скворцов Ю.Р. Местные поражения холодом. JI.: Медицина, 1991. 192 с.

2. Гоголев Л.С. // Дальневост. мед. журн. 1998. №3 (приложение). С.30-31.

3. Гоголев Л.С. // Мат-лы VII Всеросс. науч,-практ. конф. по проблеме термических поражений. Челябинск, 1999. С.157-160.

4. Котельников В.П. Отморожения. М.: Медицина, 1988. С.256.

5. Лиходед В.И. // Травматология и ортопедия: Т.1. М.: Медицина, 1997. С.348-370.

6. Хоронько Ю.В., Савченко C.B. Неотложная хирургия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.

7. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. СПб.: Спец. лит., 1999. 215 с.

□ □□

УДК 615.916: 546.49

Л.И. Хомик, B.C. Таловская

ЭКСПРЕСС-ОПРЕДЕЛЕНИЕ РТУТИ В БИОМАТЕРИАЛАХ ЧЕЛОВЕКА

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Среди загрязнителей окружающей среды одно из главных мест принадлежит ртути. Ни один из элементов, относящихся к первому классу опасности, не имеет столь широкого применения в производственных процессах, изделиях, веществах, такой повсеместной доступности (термометры, люминесцентные лампы, ртутные электроды и др.) и критического уровня накопления в различных объектах, в том числе биологических, как ртуть. Только для ртути свойственно огромное разнообразие путей поступления в организм (через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу), результатом которых являются отравления различной степени тяжести.

Показано, что ртуть и ее соединения могут служить как причиной профессиональных отравлений, так и новой, все возрастающей опасности экологически обусловленных интоксикаций. Поступление в организм количеств ртути более 5 мкг/сут способствует токсическому воздействию, а также депонированию (главным образом, в почках, печени и головном мозге). Продолжительное воздействие паров ртути, сопровождающееся абсорбцией ее в количестве более 5-10 мкг/сут, приводит к экскреции с мочой в количестве 5 мкг/л и средним концентрациям в области коры головного мозга равным 10 мкг/кг, а в почках — 500 мкг/кг. Депони-

рованная ртуть в течение длительного времени после прекращения контакта способна поступать в кровь и служить причиной отравлений [4, 7].

Для профгрупп населения верхней границей физиологического уровня ртути в моче установлена величина 10 мкг/л, Симптомы ртутной интоксикации с психомоторными нарушениями проявляются при концентрациях в моче более 50 мкг/л [6]. После прекращения контакта концентрация ртути в моче может снижаться, в то время как в наиболее уязвимых органах оставаться высокой продолжительное время.

Более информативным материалом, отражающим аккумуляцию ртути в организме, являются волосы [3]. Допустимое содержание ртути в волосах человека нормируется величиной равной 0,7 мкг/г [8]. Превышение нормы считается косвенным подтверждением предшествовавших анализу контактов с разными формами ртути.

До последнего времени в большинстве медицинских учреждений при подозрениях на ртутную интоксикацию использовался метод определения ртути (II) в моче, основанный на визуальной колориметрии окрашенного тетрайодмеркурата меди. Метод не требует использования аналитических приборов, однако препаративно трудоемок и недостаточно надежен при определении низких концентраций ртути.

Материалы и методы

Одним из наиболее чувствительных и универсальных физико-химических методов определения ртути в различных объектах считается атомно-аб-сорбционный в варианте холодного пара [1]. Из обширного парка отечественных и зарубежных приборов широкое распространение в медико-экологических лабораториях получил анализатор "Юлия-2", который по сравнению с другими имеет невысокую стоимость при чувствительности 0,0005 мг/л, диапазоне измерения концентраций от 0,0015 до 0,015 мг/л в объеме жидкой пробы 2 мл. Характеристики прибора позволяют контролировать биологическую норму ртути в моче (10 мкг/л) и определять концентрации на порядок меньше. Одним из недостатков прибора является невысокая воспроизводимость измерений вследствие большой относительной погрешности (20%).

Нами внесены изменения в газодинамическую систему прибора, опубликованные ранее [9], которые устраняют мешающее влияние паров воды и создают устойчивые равновесные концентрации паров ртути в замкнутом пространстве. Предложенная нами конструкция реактора, где происходит восстановление ртути, позволяет, при необходимости, увеличивать объем анализируемой пробы. При этом увеличивается на порядок чувствительность. В новом варианте прибора воспроизводимость результатов измерения выше, а относительная погрешность ниже (2—5%). Время одного аналитического определения без пробоподготовки — 5 мин.

В работе использовали реактивы марки х.ч. и о.с.ч., анализатор ртути "Юлия-2" в модернизированном варианте и милливольтметр с высоким входным сопротивлением (типа ЭВ-74). Для построения калибровочных графиков применяли растворы, приготовленные в день измерения из ГСО 3497-86 (на основе нитрата ртути (II). Объем калибровочного раствора соответствовал общему объему анализируемого образца.

Отбор волос производился с различных участков головы по всей длине. Навеска измельченных волос от одного исследуемого составляла 0,3—0,5 г. Образцы хранили в запечатанных полиэтиленовых пакетах. Срок хранения не учитывали. При подготовке проб для анализа навеску измельченных волос помещали в термостойкую колбу объемом 300 мл, добавляли 50 мл концентрированной серной кислоты и нагревали в сушильном шкафу в течение часа при 110-150°С до полного растворения. После охлаждения до комнатной температуры к смеси медленно прибавляли 50 мл 5% раствора перман-ганата калия до сохранения устойчивой розовой окраски, затем добавляли 200 мл бидистиллирован-ной воды. Непосредственно перед помещением в реактор к смеси прибавляли 5 мл 25% гидрокеила-мина соляно-кислого (до обесцвечивания).

Суточные пробы мочи отбирали по общепринятой методике. В случае необходимости пробы консервировали прокаленным хлоридом натрия из расчета 3 г на 100 мл пробы. Пробы хранили при 0°С не более трех суток. При подготовке проб для анализа аликвоту мочи объемом 50 мл помещали

в термостойкую колбу объемом 150 мл, добавляли 1 мл концентрированной серной кислоты и 3 ил 6% перманганата калия (в случае обесцвечивания добавляли еще до появления устойчивой розовой окраски). Минерализованную пробу доводили до объема 100 мл бидистиллированной водой.

При проведении анализа пробу помещали в колбу-реактор, продували воздухом в течение 2 мин, добавляли 5 мл 6% раствора хлорида олова (II) и выдували восстановленную ртуть микрокомпрессором прибора в замкнутую систему. Аналитический сигнал регистрировали милливольтметром, после чего ртуть потоком воздуха удаляли из прибора.

Содержание ртути в волосах (х, мкг/г) вычисляли по формуле:

х = (MxV,)/(mxV),

где М (мкг) — масса ртути в исследуемой пробе, определенная по калибровочному графику;

ш (г) — масса навески волос, взятая для анализа;

V, (мл) — объем пробы, введенной в реакционную ячейку;

V (мл) — общий объем пробы после растворения навески.

Содержание ртути в моче (х, мкг/л) вычисляли по формуле:

х = M/V,

где М (мкг) — концентрация ртути в исследуемой пробе, найденная по калибровочному графику;

V (л) — объем пробы, введенный в реакционную ячейку.

Результаты

На модернизированном приборе нами проведены серийные анализы образцов волос и мочи 56 работников багажного отделения ДВЖД, находившихся более двух лет назад в длительном контакте с парами ртути. У работников с повышенным содержанием ртути в волосах анализ мочи проводился до и после введения антидот-препарата уни-тиола в количестве 5 инъекций. Для пробоподготовки использовалась усовершенствованная нами методика [5], в которой образцы волос и мочи подвергались более глубокому окислению. Это способствовало полнейшему разложению пробы и предотвращало интенсивное вспенивание, засорявшее коммуникации прибора.

Обработка результатов анализов ртути в волосах и моче (до и после введения унитиола) методом корреляционного анализа показала отсутствие статистической связи между этими показателями у исследованных лиц. Это подтверждает предположение об индивидуальной реакции каждого субъекта на хроническое воздействие паров ртути [2]. Однако содержание ртути в моче до и после введения унитиола находилось в умеренной взаимосвязи (коэффициент линейной корреляции составил 0,65 при р<0,01). Причем, введение препарата, как правило, приводило либо к появлению ртути в моче (при ее отсутствии до введения),

либо увеличивало ее содержание. У работников, которые имели значительный перерыв после контакта с ртутью, прединъекционная концентрация ее в моче не отражает в достаточной мере степени аккумуляции ртути организмом. Имеет место "но-сительство ртути" в органах-мишенях при полном отсутствии ее в моче, о чем свидетельствует анализ проб волос.

Предлагаемое нами экспресс-определение ртути может использоваться при обследованиях взрослых и детей, находившихся в контакте со ртутью при ее случайном розливе, при скрининговых обследованиях населения в условиях загрязнения ртутью окружающей среды, при проведении профилактических медицинских осмотров и т.д.

Литература

1. Антонович В.П., Безлуцкая И.В. // Журн. аналит. химии. 1996. Т.51, №1. С. 116-123.

Чукотский район расположен на северо-востоке Чукотского автономного округа и занимает площадь 30 тыс. км2. Крупных промышленных предприятий на территории района нет. Активная добыча полезных ископаемых не производится. Ориентация преимущественно сельскохозяйственная. Чукотский район является национальным. Большая часть жителей — это коренное население со своими традициями, укладом, образом жизни. Развито оленеводство, добыча морских животных, рыболовство, другие традиционные промыслы. Миграция коренного населения между населенными пунктами района высока. Передвижение происходит в основном воздушным транспортом, частично — с помощью вездеходов. За последние годы общая численность населения в районе снизилась и составляет в настоящее время 4932 чел., в том числе коренного — 3851 чел. (в дальнейшем показатели, характеризующие коренное население, приведены через дробь).

Цереброваскулярная патология в районе занимает в структуре общей заболеваемости невроло-

2. Жарская В.Д., Матюшичев В.Г., Дворко И.В. // Гигиена и санитария. 1996. №4. С.22-24.

3. Мжельская Т.Н., Ларский Э.Г. // Лабораторное дело. 1983. №1. С.3-10.

4. Неорганическая ртуть: Гигиенические критерии окружающей среды. Женева: ВОЗ, 1994.144 с.

5. Определение содержания ртути в объектах окружающей среды и биоматериалах: Методические указания. М: Госкомсанэпиднадзор России, 1994.

6. Ревич Б.А. // Гигиена и санитария. 1986. №7. С.59-62.

7. Ртутная опасность- проблема XX века: Сб. материалов. СПб., 1994. 123 с.

8. Скрининговые методы: Методические рекомендации. М.: Минздрав СССР, 1989.

9. Хомик Л.И., Рапопорт В.Л., Таловская B.C., Ковальский Ю.Г. // Клиническая и лабораторная диагностика. 1998. №1. С.24-34.

гического профиля второе место после вертебро-генных заболеваний.

Общая заболеваемость цереброваскулярными заболеваниями (ЦВЗ) за период с 1997 по 2002 г. составила:

1997 г. - 28/13 случаев,

1998 г. - 44/38,

1999 г. - 27/13,

2000 г. - 39/19,

2001 г. - 29/19.

Преобладающими формами в общей структуре

ЦВЗ являются (процентные данные суммированы за весь период):

ПНМК - 34,1%,

ОНМК - 22,3%,

НПНМК - 29,7%,

прочие заболевания —13,9%.

По возрастным группам населения статистическая подборка представлена в табл. 1.

Большой удельный вес в структуре ЦВЗ занимают острые нарушения мозгового кровообращения — инсульты с выраженным неврологическим дефицитом. Ведущими причинами острых инсуль-

□ □□

УДК 616.831 - 005 (571.65/.661) Ю.В. Комаров

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ У ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Филиал ГУЗ "Центральная больница Чукотского автономного округа", Чукотская центральная районная больница

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.