О. Н. Тверская, Е. Г. Кряжевских, А. А. Ветчанинов, П. В. Чупрына
Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависит направление педагогического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методики обследования (соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию) (Г.А. Волкова, Л.М. Ефименкова, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Г.В. Чиркина и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о многообразии организационных и содержательных аспектов диагностики уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.
Так, например, Г.А. Волковой (1993) изложены схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием, дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи [4].
З.А. Репина (1996) раскрывает методологические основы диагностики отклонений в развитии речи детей, описывает как исследование психологической базы речи, исследование праксических функций и психолингвистическое изучение нарушений речи [14].
М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго, Н.А. Светлова, М.И. Береславская (2000) в методическом пособии определяют общую схему логопедического обследования в рамках ПМПК, включающую обследование звуковой стороны речи, обследование словарного запаса, грамматического строя речи, обследования письма и чтения [15].
Р.А. Кирьянова (2004) рассматривает комплексную психологопедагогическую диагностику детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, этапы проведения и методики [9].
Учебное пособие Э.Д. Гейци «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2006) содержит краткое описание диагностики психического развития детей дошкольного возраста, в том числе и речевого [5].
Предлагаемая Н.В. Микляевой (2007) методика диагностики языковой способности у детей дошкольного возраста экспериментально определяет компоненты языковой компетенции [12].
Т.Г. Визель (2005) представляет методику нейропсихологической и нейролингвистической диагностики языковой функции [3].
254
Е.М. Косинова (2007) для выявления соответствия речевого развития ребенка его возрасту разработала логопедические тесты [11].
Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина (2007) предлагают диагностику речевых нарушений школьников, сочетая традиционные для логопедической практики приемы обследования с нейропсихологическими методами диагностики [18].
Данная стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки взята за основу тестовой диагностики Т.В. Кабановой, О.В. Домниной (2008), включающей в себя несколько направлений: обследования речи, состояния общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [8].
О. Е. Грибова (2008) представляет технологию организации логопедического обследования и рассматривает методики обследования речи детей и дошкольного и младшего школьного возраста [6].
Л. Н. Мочалова (2011) в рамках изучения степени сформиро-ванности анализа текста у школьников с недоразвитием речи указывает, что эффективность диагностики определяется созданием диагностического комплекса, включающего:
- стандартизированную методику, основой содержания которой является, выделение ряда текстовых умений и обеспечивающих их когнитивных механизмов;
- оценочный инструментарий, позволяющий определить уровень анализа текста на основе установления соответствующих показателей его сформированности;
- компьютерную программу создания индивидуального профиля овладения анализом текста для каждого учащегося;
- методические рекомендации по формированию анализа текста у школьников с недоразвитием речи [13].
В.М. Акименко (2011) в пособии представляет уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, для надежности фиксации результатов обследования предлагаются таблицы, что существенно упрощает отчетность логопеда, а также позволяет проследить динамику коррекционной работы. Кроме того данный автор предлагает систему обследования детей с речевыми нарушениями с использованием программного обеспечения «Логопедическое обследования детей» (2013) [1].
М. Р. Хайдарпашич (2013) определяется роль информационных технологий в создании нового класса инструментов оперативного выявления педагогом феноменов и вариантов развития представлений о мире, фиксацию их в цифровых форматах, хранение, пополнение и использование при повышении квалификации специалистов общего и специального образования в сфере формирования жизненной компетенции ребенка. Компьютерный инструмент «Лента времени» и модифицированная методика его
255
применения могут быть использованы по отношению к разным категориям дошкольников: нормально развивающимся детям, детям с нарушениями слуха, речи и задержкой психического развития [19].
Согласно положению о логопедических пунктах в ДОО, логопед должен обследовать речевое развитие всех детей во всех возрастных группах в ДОО в начале и конце учебного года. При большой численности детей в дошкольном учреждении логопед сталкивается с проблемой дефицита времени. Разновозрастной состав обследуемых детей, многообразие имеющихся у детей нарушений речи усугубляют эту проблему, кроме того, не позволяют логопеду глубоко и тщательно изучить особенности развития речи всех детей в отведенное для обследования время. Как следствие этого в практике образовательных учреждений мы наблюдаем следующее: логопеды либо не укладываются в отведенные для обследования сроки, либо не проводят диагностику речевого развития у детей раннего и младшего возраста, что противоречит принципу ранней диагностики нарушений.
Задача логопеда в сложившейся ситуации - овладение компактными, но в тоже время высокоинформативными методами логопедического обследования. Такими методами могут стать методы экспресс-диагностики, позволяющие выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. Применение экспресс-диагностики не исключает полного индивидуального и комплексного обследования, оно проводится при зачислении детей на логопункт или в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза.
Об эффективности применения экспресс-диагностики при обследовании детей пишет Н.Е. Денисова (1999), [7] экспрессобследование звукопроизношения, фонематического слуха, звукослоговой структуры слова предлагает Коноваленко В.В. (1999) [10], также вариант методики для экспресс-диагностики младших школьников рассматривается в работах Т.А. Фотековой (2000) [17] и др. Однако анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и диагностической деятельности логопедов показывает, что данный метод нуждается как в дальнейшем теоретическом изучении, так и в широком внедрении в практическую деятельность логопедов ДОУ.
Для выявления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста нами был разработан диагностический инструментарий (печатный и электронный вариант), включающий в себя: иллюстративный материал (21 лист); схемы обследования речи детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет и задания к ним; протоколы обследования речи детей на каждую возрастную группу; протоколы обследования состояния звукопроизношения на каждую возрастную группу.
256
Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает следующие разделы: обследование звукопроизношения; обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; обследование слоговой структуры слова; обследование словаря; обследование грамматического строя; обследование самостоятельной речи.
Речевой и иллюстративный материал для экспресс-диагностики компактен, удобен, подобран таким образом, чтобы его можно было использовать для всех возрастных групп, меняя только степень сложности или сам характер заданий, или чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать ребенка сразу по нескольким речевым параметрам (фонетика, лексика, грамматика, самостоятельная речь).
Принцип качественного анализа данных обследования включает в себя выделение параметров оценки речевого развития, количественная оценка результатов экспресс-диагностики выражается в баллах. В случае использования электронного варианта пособия мы можем говорить о создании автоматизированного рабочего места учителя-логопеда для обследования речевого развития детей 3-7 лет.
Программно тестирующая система речевого развития детей, была реализована как интернет ресурс. Данная реализация выбрана в связи с возможностью универсального использования на любых устройствах с доступом к интернету или локальной сети (компьютеры, планшеты, телефоны), а так же возможностью вести точную статистику тестирования, а именно:
• учет количества всех испытуемых в системе;
• учет баллов за прохождение тестов испытуемыми.
Тестирующая система речевого развития детей представляет
собой программное решение, в котором реализованы возможности:
• добавлять/удалять/изменять данные преподавателей (предусмотрена только для администраторов системы);
• добавлять/удалять/изменять данные детей, проходящих тестирование;
• автоматически генерировать тест и вести подсчет баллов в зависимости от возраста испытуемого.
Данная система разработана с помощью языков программирования PHP и javascript, языка разметки гипертекста HTML5, формального языка описания внешнего вида документов CSS и реляционной системы управления базами данных MySQL.
Экспериментальное изучение эффективности применения экспресс - диагностики показало, что общее количество времени, затраченное на ее проведение в 1,6 раза меньше, чем при проведении исследования традиционным способом, однако точность постановки диагнозов от этого не страдает. Так, совпадение диагнозов, выстав-
257
ленных с помощью метода экспресс - диагностики и полученных с помощью традиционного логопедического обследования, составляет 96 %. При проведении экспресс - диагностики у детей отмечался положительный фон настроения, стойкий интерес к заданиям, не наблюдалось переутомления. Считаем, что использование данного метода в практике работы логопедов ДОО будет способствовать своевременному выявлению нарушений речи у детей дошкольного возраста и рациональному использованию рабочего времени логопеда.
Список литературы
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. - Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 2008.
3. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций). - М., 2005.
4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993.
5. Гейци Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста - Новосибирск: Бора-ПРЕСС, 2006. - 567 с.
6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования М.: Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
7. Денисова Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. - 1998. - № 2.
8. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционно работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2004.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов. - М.: «Гном-Пресс», 2000.
11. Косинова Е.М Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. Эксмо Год: 2007.
12. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
13. Мочалова Л. Н. Диагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной методики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 2011. - М.
14. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учеб. пособие. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 1996.
15. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береслав-ская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. - М.: АРКТИ, 1999. - 138 с.
16. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 2005.
258
17. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.
18. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002.
19. Хайдарпашич М. Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.
Т. А. Титова
Языковая компетентность будущих учителей-логопедов
Переход на многоуровневую подготовку студентов в высших учебных заведениях отражает политику государства в области образования, стремление к модернизации отечественной системы образования, а также стремление к интеграции в мировое образовательное сообщество, в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.
В течение последних нескольких лет РГПУ им. Герцена, а в последние годы и ЛГУ им. А.С. Пушкина осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Однако при подготовке студентов по многоуровневой программе и в РГПУ им. Герцена, и в ЛГУ им. А.С. Пушкина возникает одна и та же проблема - проблема качества образования, что, с одной стороны, в определенной степени обусловлено увеличивающимся информационным потоком, развивающимися современными коррекционными технологиями и традиционными подходами к системе образования, а с другой - уровнем исходных знаний абитуриентов.
Проблема повышения качества образования в современном мире является одной из главных. В сфере высшего дефектологического образования данную проблему можно рассматривать как чрезвычайно актуальную, поскольку уровень профессиональной подготовки влияет не только на конкурентоспособность выпускников, но свидетельствует о престиже образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов в данной области, а также отражает запрос общества.
Понятие конкурентоспособность, как полагает С.Н. Шаховская, включает «способность самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять трудовые функции на основе овладения научноисследовательской и инновационной деятельностью. Это не только продукт образовательного процесса, но и результат саморазвития будущего специалиста, его роста от курса к курсу...[8, с. 35]. Таким образом, понятие конкурентоспособности определяется, прежде всего, успешностью деятельности выпускников вуза. В свою оче-
259