Научная статья на тему 'ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА'

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустриальное масло / кинематическая вязкость / триботехнические свойства / хроматографический метод / визуальный контроль / вискозиметр / масляное пятно / industrial oil / kinematic viscosity / tribological properties of oils / chromatographic method / visual control / viscometer / oil spot

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Стародубцев Борис Игоревич, Сидоров Владимир Анатольевич

Разработаны методы диагностирования свойств смазочного материала в полевых условиях при отсутствии времени на проведение длительных лабораторных экспериментов. Рассмотрено применение этих способов без дорогостоящего оборудования для исключения преждевременной замены смазки либо, наоборот, ее замену лишь после утраты ею требуемых триботехнических свойств. Основным определяющим параметром состояния смазочного материала принята вязкость. При получении конкретной действительной картины рассмотрен производственный случай влияния повышенных температур на состояние вязкости масла на примере работы насоса для транспортирования сжиженных углеводородов. В работе рассматриваются четыре пробы смазочного материала, три из которых работали при различных условиях, а четвертая выступает в качестве эталона для сравнения. Проведение анализа смазки выполнялось посредством нескольких усовершенствованных методов капельного контроля. Первый метод заключался в получении масляного пятна на горизонтально расположенном листе офисной бумаги и измерении его размеров через заданные интервалы времени. Подразумевалось, что при снижении или увеличении вязкости масла разительно изменится распространение масляного пятна на бумаге. Однако в результате проведения ряда экспериментов разница между рабочими маслами и свежим оказалась незначительной и зависела от множества факторов, одним из которых является температура окружающей среды. После выявления такого значительного влияния температуры на показатель вязкости проведен эксперимент, в котором определена степень влияния температуры смазочного материала на вязкость и получена более корректная картина при проведении анализа смазки. Следующим методом контроля состояния смазки было нанесение смазочного материала на лист бумаги, расположенный под определенными углами и за указанное время был измерен пройденный путь масляной капли. Данный метод показал неожиданные результаты и должен быть рассмотрен более подробно при изменении входных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Стародубцев Борис Игоревич, Сидоров Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESS ANALYSIS OF LUBRICANT VISCOSITY

The purpose of the article is to develop new methods for diagnosing the properties of a lubricant in the field in the absence of time for long-term laboratory experiments, as well as the use of the methods under consideration without expensive equipment to prevent premature replacement of the lubricant, or vice versa, its replacement only after it has lost the required tribotechnical properties. Viscosity is accepted as the main determining parameter of the state of the lubricant. When obtaining a specific real picture, a production case of the influence of elevated temperatures on the state of oil viscosity is considered using the example of a pump for transporting liquefied hydrocarbons. The paper considers four lubricant samples, three of which worked under different conditions, and the fourth acts as a reference for comparison. Lubrication analysis was performed using several advanced droplet methods. The first method was to obtain an oil spot on a horizontal sheet of office paper and measure its size at specified time intervals. It was assumed that with a decrease or increase in the viscosity of the oil, the spread of the oil spot on paper would change dramatically. However, as a result of a series of experiments, the difference between working oils and fresh ones turned out to be insignificant and depended on many factors, one of which is the ambient temperature. After revealing such a significant effect of temperature on the viscosity index, an experiment was carried out in which the degree of influence of the temperature of the lubricant on the viscosity was determined and a more correct picture was obtained when analyzing the lubricant. The next method for monitoring the condition of the lubricant was to apply the lubricant to a sheet of paper located at certain angles, and the distance traveled by the oil drop was measured for the specified time. This method showed unexpected results and should be examined in more detail by changing the various input parameters.

Текст научной работы на тему «ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА»

_ВЕСТНИК ПНИПУ_

2023 Химическая технология и биотехнология № 4

ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Б01: 10.15593/2224-9400/2023.4.10 Научная статья

УДК 665.765

Б. И. Стародубцев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

В.А. Сидоров

Донецкий национальный технический университет, Донецк, ДНР, Россия

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Разработаны методы диагностирования свойств смазочного материала в полевых условиях при отсутствии времени на проведение длительных лабораторных экспериментов. Рассмотрено применение этих способов без дорогостоящего оборудования для исключения преждевременной замены смазки либо, наоборот, ее замену лишь после утраты ею требуемых триботехнических свойств. Основным определяющим параметром состояния смазочного материала принята вязкость. При получении конкретной действительной картины рассмотрен производственный случай влияния повышенных температур на состояние вязкости масла на примере работы насоса для транспортирования сжиженных углеводородов. В работе рассматриваются четыре пробы смазочного материала, три из которых работали при различных условиях, а четвертая выступает в качестве эталона для сравнения. Проведение анализа смазки выполнялось посредством нескольких усовершенствованных методов капельного контроля. Первый метод заключался в получении масляного пятна на горизонтально расположенном листе офисной бумаги и измерении его размеров через заданные интервалы времени. Подразумевалось, что при снижении или увеличении вязкости масла разительно изменится распространение масляного пятна на бумаге. Однако в результате проведения ряда экспериментов разница между рабочими маслами и свежим оказалась незначительной и зависела от множества факторов, одним из которых является температура окружающей среды. После выявления такого значительного влияния температуры на показатель вязкости проведен эксперимент, в котором определена степень влияния температуры смазочного материала на вязкость и получена более корректная картина при проведении анализа смазки. Следующим методом контроля состояния смазки было нанесение смазочного материала на лист бумаги, расположенный под определенными углами и за указанное время был измерен пройденный путь масляной капли. Данный метод показал неожиданные результаты и должен быть рассмотрен более подробно при изменении входных параметров.

Ключевые слова: индустриальное масло, кинематическая вязкость, триботехни-ческие свойства, хроматографический метод, визуальный контроль, вискозиметр, масляное пятно.

B.I. Starodubtsev

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

V.A. Sidorov

Donetsk National Technical University, Donetsk, DPR, Russian Federation

EXPRESS ANALYSIS OF LUBRICANT VISCOSITY

The purpose of the article is to develop new methods for diagnosing the properties of a lubricant in the field in the absence of time for long-term laboratory experiments, as well as the use of the methods under consideration without expensive equipment to prevent premature replacement of the lubricant, or vice versa, its replacement only after it has lost the required tribotechnical properties. Viscosity is accepted as the main determining parameter of the state of the lubricant. When obtaining a specific real picture, a production case of the influence of elevated temperatures on the state of oil viscosity is considered using the example of a pump for transporting liquefied hydrocarbons. The paper considers four lubricant samples, three of which worked under different conditions, and the fourth acts as a reference for comparison. Lubrication analysis was performed using several advanced droplet methods. The first method was to obtain an oil spot on a horizontal sheet of office paper and measure its size at specified time intervals. It was assumed that with a decrease or increase in the viscosity of the oil, the spread of the oil spot on paper would change dramatically. However, as a result of a series of experiments, the difference between working oils and fresh ones turned out to be insignificant and depended on many factors, one of which is the ambient temperature. After revealing such a significant effect of temperature on the viscosity index, an experiment was carried out in which the degree of influence of the temperature of the lubricant on the viscosity was determined and a more correct picture was obtained when analyzing the lubricant. The next method for monitoring the condition of the lubricant was to apply the lubricant to a sheet ofpaper located at certain angles, and the distance traveled by the oil drop was measured for the specified time. This method showed unexpected results and should be examined in more detail by changing the various input parameters.

Keywords: industrial oil, kinematic viscosity, tribological properties of oils, chro-matographic method, visual control, viscometer, oil spot.

Введение. Одним из путей повышения безотказности и долговечности механического оборудования является правильный выбор смазочного материала, регулярная оценка его свойств и своевременная замена. Моторные и индустриальные масла в процессе эксплуатации «стареют», деградируя под влиянием температурных и физико-химических процессов. Меняются их свойства и в зоне трения наблюдается масляное голодание - недостаточное количество смазочного материала. Как результат, жидкостное трение сменяется граничным или в

худшем случае сухим - узел трения остается без смазки. Изменение вязкости в различной степени влияет на работу узлов, это могут быть малые отклонения, ускоренный износ или критичное состояние.

Постановка задачи. В настоящее время отсутствует методика выбора «оптимального» смазочного материала для механизма, включающего подшипники и зубчатые передачи, работающие в различных скоростных режимах, при различной нагрузке. Например, для трехступенчатого редуктора с общим передаточным отношением 24,78, исходя из существующих методик расчета [1, 2], необходимо несколько видов масел (табл. 1). Следовательно, использование одного вида жидкого масла будет оптимальным для одной пары трения и не оптимальным для другой. Степень неоптимальности следует связать с уровнем риска возможного отказа, меняющегося при изменении вязкости.

Таблица 1

Кинематическая вязкость масла при 50 °С, мм2/с, для элемнтов редуктора

Передача Подшипники Зубчатая передача, расчет 1 Зубчатая передача, расчет 2

1-я 32-32 78,1 50

2-я 32-100 121,1 70

3-я 100-600 265,9 80

Известно, что производители, выпуская масло с заявленными свойствами, данный факт не учитывают [3]. Ресурс масла оценивается по наработке часов, однако не учитываются различные условия эксплуатации, техническое состояние узлов трения в оборудовании, степень загрязненности фильтровальных элементов в циркуляционных системах смазки и др. [4]. Указанные факторы непосредственным образом влияют на затраты по замене смазочного материала, вынуждая прибегать к замене раньше, чем он потеряет свои свойства, или наоборот, замена осуществляется несвоевременно и масло, исчерпав свой ресурс, не работает должным образом. В случае старения масла узлы трения функционируют при граничном смазывании - возникает металлический контакт сопрягаемых деталей [5]. Работа оборудования (особенно тяжело нагруженного) при таких условиях приведет к появлению износа схватыванием и разрушению площадок контактов на поверхности деталей [6, 7]. Поэтому для исключения подобного сценария следует регулярно проводить контроль смазочного материала [8-10].

Требования технической эксплуатации определяют следующие условия замены жидкого масла: при повышении кислотного числа, содержании воды более 2 %, наличии механических примесей 0,5 % и больше, а также изменении вязкости свыше 25 % [11-13]. Исходя из этого для контроля состояния смазочного материала вне заводских лабораторных условий представляется достаточным оценивать вязкость жидкого масла, остальные параметры достаточно просто определяются органолептическими методами, за исключением оценки кислотного или щелочного числа. Для получения информации о состоянии смазочного материала и об изменении его триботехнических характеристик применяется метод капельной хроматографии. Он прост в освоении, достаточно показателен, его можно осуществлять, имея в распоряжении небольшое количество тестируемого материала [14-17]. Указанный метод хорошо изучен, однако не позволяет получить более детальную или точную картину о вязкости масла. Задачей проведенного исследования стало усовершенствование существующей методики капельного контроля смазочного материала путем оценки вязкости жидкого масла.

Изложение материала и его результаты. Наиболее распространенным смазочным материалом на производствах является индустриальное масло И-40А (табл. 2), выбранное для проведения исследований. Масло И-40А является индустриальным базовым, присадки отсутствуют, применяется в средненагруженных узлах и гидравлических механизмах, стоимость низкая. Эти параметры сформировали требования для исходного образца: кинематическая вязкость должна составлять 70 мм2/с при температуре 40 °С, плотность не более 900 кг/м3. В полной мере данный смазочный материал сохраняет свои свойства при температуре от -5 до +70 °С. Среди многочисленных объектов применения рассматриваемый смазочный материал используется в одноступенчатых нефтяных насосах (рис. 1) в качестве охлаждающей и смазывающей жидкости подшипниковых узлов.

Таблица 2

Свойства и характеристики масла И-40А

Показатель Значения

Класс вязкости по ISO 68

Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с 62-75

Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более 0,05

Температура вспышки в открытом тигле, °С 200

Температура застывания, °C -15

Плотность при 20 °С, кг/м3 0,883

Диагностирование состояния вязкости смазочного материала И-40А осуществлялось путем нанесения его капельным путем - с щупа диаметром 1,15 мм на бумагу. Погружение в смазочный материал выполнялось строго по риску -10 мм для получения приблизительно одинаковых по объему капель масла. В качестве материала, в котором будет диффундировать смазка, выбрана офисная бумага толщиной 0,1 мм и плотностью 80 г/м .

Для определения состояния масла И-40А взяты четыре образца (рис. 2):

1. Свежее масло (образец № 1).

2. Масло, отработавшее в нормальном режиме 3 месяца (образец № 2).

3. Свежее масло, подвергшееся нагреву до 150 °С в течение 15 мин в результате возникновения неисправности в подшипниковом узле (образец № 3).

4. Масло, отработавшее 2 месяца, подвергшееся нагреву до 120 °С в течение 30 мин (образец № 4).

Рис. 1. Насос НКВ-210/200, работающий с жидкой смазкой И-40А

Образец № 1 Образец № 2 Образец № 3 Образец № 4

Рис. 2. Образцы в емкостях для визуальной оценки

Для всех образцов был выполнен анализ вязкости масла путем нанесения равного объема каждого образца на поверхность бумаги и контроля его распространения за 15 мин при температуре 20 °С (табл. 3, рис. 3). Замеры выполнялись с помощью электронного штангенциркуля.

Таблица 3

Изменение размера масляного пятна образцов № 1 и 2

Время, с Размер пятна, мм

Образец № 1 Образец № 2

Номер опыта Номер опыта

1 2 3 4 5 6

3-5 6,50 6,82 6,38 6,72 6,52 6,78

30 8,20 8,54 7,81 8,82 9,04 9,11

60 8,80 9,45 8,40 9,48 9,82 9,88

90 9,65 10,24 9,14 9,96 10,25 10,41

120 10,11 10,54 9,78 10,33 10,87 10,92

180 11,11 10,87 10,48 10,98 11,50 11,52

210 11,64 11,52 10,73 11,21 11,79 11,84

240 11,97 12,02 11,36 11,68 11,98 12,01

300 12,35 12,38 11,54 12,08 12,62 12,35

360 12,65 12,94 12,13 12,66 12,87 12,91

420 13,04 13,21 12,72 12,93 13,15 13,18

480 13,45 13,71 13,00 13,52 13,86 13,63

540 13,81 14,06 13,51 13,79 13,91 13,75

600 14,06 14,28 13,86 14,13 14,43 14,19

660 14,62 14,72 14,13 14,64 14,68 14,44

720 14,78 15,11 14,51 14,99 14,89 14,83

780 15,19 15,32 14,68 15,12 15,28 15,35

840 15,60 15,60 14,95 15,45 15,48 15,64

900 15,87 15,77 15,31 15,75 15,87 15,81

Рис. 3. Зависимости изменения диаметра пятна контакта от времени

Анализ полученных результатов (см. рис. 3) показал, что отношение уравнений максимального и минимального ряда значений раз-

меров масляного пятна при выполнении опыта № 6 и 3 соответственно составило: 1,2922/1,2876 = 1,003. Данное значение соответствует погрешности измерений. Следовательно, в данном случае масло, отработав 3 месяца в заданных условиях циркуляционной системы насоса НКВ-210/200, не изменило своих трибологических свойств, которые можно было бы определить, руководствуясь предложенным методом.

При проведении ряда экспериментов с образцами, подвергшимися достаточно высоким температурам для данного типа масла, были получены параметры масляного пятна, распространяющегося на офисной бумаге (табл. 4, рис. 4).

Таблица 4

Изменение размера масляного пятна образцов № 3 и 4

Время, с Размер пятна, мм

Образец № 3 Образец № 4

Номер опыта Номер опыта

7 8 9 10 11 12

3-5 7,42 7,18 7,12 7,61 6,82 7,18

30 8,90 9,11 9,08 8,72 9,18 9,85

60 9,65 9,74 9,60 9,65 9,74 10,17

90 10,53 10,43 10,50 11,71 10,83 10,92

120 11,05 10,98 10,84 12,28 11,54 11,37

180 11,65 11,52 11,38 12,54 11,73 11,94

210 12,05 12,00 11,79 12,79 12,01 12,38

240 12,44 12,32 12,27 12,95 12,28 13,11

300 12,86 12,81 12,61 13,10 12,53 13,78

360 13,30 13,41 13,04 13,74 13,22 14,21

420 13,55 13,82 13,45 14,23 13,78 14,70

480 13,78 14,01 13,92 14,43 13,95 15,05

540 14,19 14,28 14,41 14,72 14,43 15,42

600 14,65 14,79 14,92 14,98 14,78 15,66

660 15,11 15,23 15,31 15,23 15,17 16,21

720 15,42 15,52 15,68 15,64 15,59 16,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

780 15,57 16,08 15,87 15,85 15,94 16,97

840 15,97 16,71 15,99 16,01 16,12 17,14

900 16,24 17,04 16,16 16,13 16,37 17,54

Отношение уравнений максимального и минимального ряда значений размеров масляных пятен составило 1,02, что также является незначительным и определяется погрешностью при измерении во времени и разницей в объемах масляной капли, падающей с изготовленного щупа. Следовательно, значения можно представить уравнением, сравнимым с полученным ранее для опытов 1-6 с маслами, не подвергавшимися высоким температурам (рис. 5).

Опыт 7 Опыт 8 Опыт 9 Опыт 10 Опыт 11 Опыт 12

Степенная (Опыт 9) Степенная (Опыт 12)

Рис. 4. Результаты опытов № 7-12 в графическом виде

18 16 2 14

и 10

§ 8

0

1 6

£ 4 2 0

0 200 400 600 800 1000

Время, с

Рис. 5. Графическое сравнение полученных результатов

Отношение полученных зависимостей 1,22 означает, что масло, подвергшееся температурному воздействию, после остывания до t = 20 °С потеряло свои триботехнические характеристики, вязкость снизилась в результате разложения углеводородов, а термоокисления как такового не возникло [18, 19]. В таком случае, как показал опыт, даже свежее масло после непродолжительного перегрева будет иметь более низкие смазывающие характеристики, а именно значения вязкости в сравнении со смазочным материалом, отработавшим 3 месяца при нормальных режимах эксплуатации. Полученный результат дает возможность понять, что разница в размерах масляного пятна, образовавшегося за

Время, с

заданное время (15 мин), является закономерностью, а не погрешностью возникшей при проведении эксперимента.

При проведении контрольного ряда опытов с образцами № 1, 3, 4 при большей температуре окружающей среды tокр = 26 °С выявили иную картину. Графики, построенные по результатам замеров размера пятна масла на протяжении 15 мин, имели иную форму и описываются другим законом. Ранее функция, описывающая полученные графики, имела степенной вид, но при возрастании температуры значение аппроксимации уравнения показало, что полученные данные располагаются по полиноминальному закону второй степени (рис. 6).

Методика обработки результатов исследований заключалась в определении относительной погрешности 5. Для этого рассчитывали среднее значение уср ранее замеренного размера масляного пятна каждого образца в установленное время:

1 п

Уср / ! УI ,

п^

где п - количество замеров масляного пятна определенного образца в установленное время; уг - размер масляного пятна.

После нахождения средних значений размеров пятна для каждого образца в заданный момент времени находили абсолютную погрешность при определении скорости распространения смазочного материала на поверхности листа:

Ду = У ср Уг \.

Относительная погрешность измерений

5 = 1 £ д^ _Ю0 %.

п г =1 Уср

В результате произведенных расчетов получены значительные показатели погрешности: для свежего перегретого масла (образец № 3) погрешность составила 13 %, для рабочего перегретого - 7,7 % и для свежего - 4,1 %. Данные значения были получены с учетом того, что в расчет брались только те результаты измерения, которые не выбивались из общего числа замеров. Таким образом получить картину о действительной величине вязкости жидкого смазочного материала путем нанесения образца на лист офисной бумаги довольно сложно, разница будет видна лишь в сравнении радикально деградировавшего масла и свежего.

Рис. 6. Зависимость распространения масляного пятна во времени при температуре 26 °С: а - свежее масло; б - свежее перегретое; в - рабочее перегретое

Обозначить предел, когда необходимо проводить замену жидкого смазочного материала, данным методом невозможно, ввиду нестабильности различных факторов: неоднородность бумаги, на которую будет нанесена капля образца; температура окружающей среды и ис-

в

ходная температура образца; различный объем капли, падающей с щупа; расположение листа бумаги и поверхность, на которой он будет находиться; погрешность, вызванная человеческим фактором во время измерения масляного пятна.

Принято решение провести проверку зависимости изменения вязкости масла от температуры, чтобы убедиться, действительно ли небольшое изменение температуры в значительной степени меняет трибо-логические свойства масла [20].

Для этого изготовлена лабораторная установка (рис. 7), состоящая из стойки и мерной емкости объемом 20 мл с отверстием 2,3 мм. Установка работала по упрощенной схеме вискозиметра Энглера. Эксперимент проходил в два этапа. На первом определяли время истечения дистиллированной воды из мерной емкости при температуре 20 °С и время истечения рассматриваемых образцов, результаты приведены в табл. 5. После проведения ряда опытов определили условную вязкость °ВУ (градусы Энглера) и перевели в единицы кинематической вязкости (см2/с) по электронной таблице.

X

■////л///.

Рис. 7. Лабораторная установка определения условной вязкости жидкого смазочного материала

Таблица 5

Значения вязкости веществ, полученные эмпирическим путем

Номер образца Время истечения 20 мл вещества, с °ВУ Кинематическая вязкость, сСт

Номер опыта Среднее значение

1 2 3 4 5

Вода 7,42 7,19 7,21 7,33 7,43 7,32 - 1,004

1 200 202 203 204 204 202,6 27,68 212,54

2 197 198 200 201 197 198,6 27,13 208,24

3 178 189 178 184 181 182 24,86 190,48

4 172 175 177 175 173 174,4 23,83 182,42

По полученным значениям кинематической вязкости видно, что разница между свежим маслом (образец № 1) и рабочим перегретым маслом (образец № 4) составляет порядка 15 %, что является приемлемым, а масло пригодным для дальнейшей эксплуатации.

Вторым этапом необходимо было установить зависимость изменения вязкости жидкого смазочного материала при изменении температуры с интервалом в 5 °С - от 20 до 50 °С для свежего индустриального масла И-40а и моторного 10w40 (рис. 8).

20 25 30 35 40 45 50 Температура, С

Рис. 8. Зависимость изменения вязкости смазочных материалов

от температуры

Данный опыт подтвердил, что при незначительных колебаниях температуры окружающей среды и, как следствие, изменении температуры масла его вязкость колеблется, тем самым создавая погрешности при проведении экспериментов. Поэтому эксперименты, проводимые со смазочными материалами, необходимо осуществлять со строгим контролем как температуры образцов, так и окружающего пространства.

Реализация одного из вариантов диагностики жидких смазочных материалов хроматографическим методом представляется способом нанесения капли масла на лист бумаги, расположенный под заданным фиксированным углом относительно горизонтальной плоскости, и за установленное время измерять перемещение капли для разных образцов по поверхности бумажного листа. Лабораторная установка (рис. 9) состояла из цифровой видеокамеры 1, платформы 3 с возможностью изменения угла а, а также листа офисной бумаги 2 с нанесенным на него образцом смазочного материала. Суть опыта заключалась в следующем. На лист бумаги, расположенный под заданным углом, наносили смазочный материал с щупа. Высота, с которой падала капля, составляла 150±10 мм. После нанесения масла включался таймер и засекали 2 мин. По истечении указанного времени пройденный путь масляной каплей замерялся электронным штангенциркулем. Весь процесс фиксировался на видеокамеру.

Рис. 9. Лабораторная установка для фиксации изменения размеров масляного пятна

При проведении лабораторного эксперимента было выявлено, что при температуре ниже 20 °С масляные капли практически не скатывались по наклонной поверхности, независимо от выбранного образца смазочного материала. Эксперимент проходил при температуре 22 °С окружающей среды и масла соответственно. Также нанесение масляной капли на лист бумаги с различной высоты влияло на конечный результат измерения.

Таблица 6

Размеры масляных пятен при различных углах стекания

Номер образца Размер масляного пятна, мм

а = 10° а = 13° а = 15°

1 - свежее масло 12,28 13,03 15,16

2 - рабочее масло 12,31 13,04 15,20

3 - перегретое свежее 12,80 14,63 15,90

4 - перегретое рабочее 11,84 14,72 17,36

Как видно из табл. 6, по значению размера масляного пятна можно предположить, что смазочный материал деградировал при различных воздействиях, при этом вязкость его снижалась. Можно заметить, что образец № 4 (перегретое рабочее масло), находясь на наклонном листе под углом в 10°, не успевал стекать - он впитывался в слой бумаги (рис. 10), т.е. структура его молекулярной цепочки были разрушены и образовались более мелкие частицы с низкой вязкостью.

а б в г

Рис. 10. Масляные пятна на наклонной поверхности а = 10°: а - свежее масло; б - рабочее; в - перегретое свежее; г - перегретое рабочее

Выводы. В лабораторных условиях было выявлено, что осуществить оценку вязкости и остаточного ресурса смазочного материала возможно посредством простейших средств, однако точность их будет иметь значительную погрешность, так и с помощью более совершенствованных методов капельной хроматографии. Вышеуказанный способ оценки смазочного материала должен быть изучен более углубленно при различных углах наклона поверхности нанесения масла, с различной продолжительностью наблюдения, определением общей зависимости и дальнейшей разработкой автоматизированной системой получения наглядной и понятной оценки состояния смазочного материала за счет применения программного продукта.

Список литературы

1. Седуш В.Я. Надежность. Ремонт и монтаж металлургических машин: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Донецк: Вища школа, 1981. - 263 с.

2. Кудрявцев В.Н. Детали машин: учеб. - Л.: Машиностроение: Ле-нингр. отд-ние, 1980. - 464 с.

3. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: справ. / А.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов [и др.]. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Техинформ, 1999. - 596 с.

4. Епифанцев Ю.А. Эксплуатация и организация ремонтов металлургического оборудования: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2023. - 160 с.

5. Гаркунов Д.Н., Корник H.H. Виды трения и износа. Эксплуатационные повреждения деталей и машин. - M.: МСХА, 2003. - 344 с.

6. Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. - Киев: Техника, 1970. - 396 с.

7. Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Пучков В.Н. Трение и износ в экстремальных условиях: справ. - М.: Машиностроение, 1986. - 224 с.

8. Fhoenes H.W., Baner K., Herman P. Evfahrungen mit der Vickers -Emgelse - uenpumpe // Schiertechnik Tribologie. - 1978. - № 4, August. S9.

9. Исследование противоизносных свойств масел серия ИГП с памятью пластичных насосов / С.В. Венцель, Г.Ф. Ливода [и др.] // Трение и износ. -1982. - Т. 3, № 6. - С. 1031-1035.

10. Лопятко О.П., Арсенов В.Б. Методика оценки противоизносных свойств рабочих жидкостей объемных гидроприводов машин / Ин-т проблем надежности и долговечности машин АН БССР. - Минск, 1975. - 47 с.

11. Правила технической эксплуатации механического оборудования непрерывных широкополосных станов горячей прокатки / В.М. Натыкин [и др.]. - Днепропетровск: Областная книжная типография, 1982. - 231с.

12. ГОСТ 11063-77. Масла моторные с присадками. Метод определения стабильности по индукционному периоду осадкообразования. - М., 1977.

13. Розенберг Ю.А. Эксплуатационные свойства смазочных материалов и их оценка // Вестник машиностроения. - 1975. - № 8. - С. 42-49.

14. Диагностика состояния моторного масла [Электронный ресурс]. -URL: https://autogener.ru/maslo/opredelit-sostoyanie-masla.php (дата обращения: 16.10.2023).

15. Булавка Ю.А., Мелешко А.В. Анализ эффективности экспресс-тестов для определения срока замены отработанного моторного масла // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В. - 2023. - № 1. - С. 100-107.

16. Капельный тест моторного масла на бумаге [Электронный ресурс]. -URL: https://mirsmazok.ru/motornye-masla/kapelnyy-test-motornogo-masla-na-bumage/ (дата обращения: 16.10.2023).

17. Розбах О.В. Экспресс-диагностика качества высокощелочных моторных масел способом «капельной пробы»: дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03. -Омск, 2006. - 137 с.

18. Пат. 2057326 С1 Рос. Федерация, МПК G01N 25/02. Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов / Б.И. Ковальский, Л.Н. Деревягина, И.А. Кириченко. - Опубл. 27.03. 1996. - Бюл. № 9.

19. А.с. 113465 СССР, G01N 33/30. Метод оценки термической стабильности смазочных масел / К.К. Папок. - Опубл. 01.01.1958.

20. Зависимость вязкости и плотности моторных масел от температуры / А.Н. Рыхлик, И.Д. Данцевич, И.В. Закревский, В.К. Корнеева // Техсервис -2019: материалы науч.-практ. конф. студ. и магистрантов / БГАТУ. - Минск, 2019. - С. 94-98.

References

1. Sedush, V.Ja. Nadezhnost', Remont i montazh metallurgicheskih mashin [Reliability, repair and installation of metallurgical machines]. Uchebnik dlja vuzov po spec. «Meh. oborud. z-dov cher. Metallurgii». V. Ja. Sedush. 2-e izd., pererab. i dop. Kiev: Doneck : Vishha shkola, 1981. 263 p.

2. Kudrjavcev, V.N. Detali mashin [Machine elements]: [Uchebnik dlja mashinostroit. spec. vuzov]. V.N. Kudrjavcev. Leningrad: Mashinostroenie: Leningr. otd-nie, 1980. 464 p.

3. Anisimov, I.G Topliva, smazochnye materialy, tehnicheskie zhidkosti. Assortiment i primenenie: Spravochnik [Fuels, lubricants, technical liquids. Assortment and Application: Handbook] / A.G. Anisimov, K.M. Badyshtova, S.A. Bnatov [i dr.]. Izd 2-e pererab. i dop. Moscow: Izdatel'skij centr «Tehinform», 1999. 596 p.

4. Epifancev, Ju.A. Jekspluatacija i organizacija remontov metallurgi-cheskogo oborudovanija: uchebnoe posobie dlja srednego professional'nogo obrazovanija [Operation and organization of repairs of metallurgical equipment: a textbook for secondary vocational education] .Ju. A. Epifancev. Moscow: Izdatel'stvo Jurajt, 2023. 160 p.

5. Garkunov D.H., Kornik H.H. Vidy trenija i iznosa. Jekspluatacionnye povrezhdenija detalej i mashin [Types of friction and wear. Operational damage to parts and machines]. Moscow. MSHA. 2003. 344 p.

6. Kostetsky, B.I. Trenie, smazka i iznos mashin [Friction, lubrication and wear in machines]. K.. Technique. 1970. 396 p.

7. Ju.N. Drozdov, V.G. Pavlov, V.N. Puchkov. Trenie i iznos v jekstre-mal'nyh uslovijah spravochnik [Friction and wear in extreme conditions handbook]. Moscow. Mashinostroenie. 1986. 224 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fhoenes, H.W. Evfahrungen mit der Vickers - Emgelse - uenpumpe / H.W. Fhoenes, K. Baner, P. Herman// schiertechnik Tribologie. 1978. No.4, August. 9 p.

9. S.V. Vencel', G.F. Livoda [i dr.] Issledovanie protivoiznosnyh svojstv masel serija IGP s pamjat'ju plastichnyh nasosov [Research of antiwear properties of oils of the IGP series with memory of plastic pumps]. Trenie i iznos. 1982. Vol. 3. No. 6. pp. 1031-1035.

10. V.B. Lopjatko, V.B. Arsenov. Metodika ocenki protivoiznosnyh svojstv rabochih zhidkostej ob#emnyh gidroprivodov mashin [Method for assessing the anti-wear properties of working fluids of volumetric hydraulic drives of machines] Minsk: In-t problem nadezhnosti i dolgovechnosti mashin A.N. BSSR, 1975. 47 p.

11. Natykin, V.M. Pravila tehnicheskoj jekspluatacii mehanicheskogo oborudovanija nepreryvnyh shirokopolosnyh stanov gorjachej prokatki [Rules for the technical operation of mechanical equipment of continuous wide-strip hot rolling mills]. Dnepropetrovsk: Oblastnaja knizhnaja tipografija, 1982. 231p.

12. GOST 11063-77. Masla motornye s prisadkami. Metod opredelenija stabil'nosti po indukcionnomu periodu osadkoobrazovanija [Motor oils with additives. Method for determining stability by the induction period of sedimentation].

13. Rozenberg Ju.A. Jekspluatacionnye svojstva smazochnyh materialov i ih ocenka [Performance properties of lubricants and their evaluation]. Vestnik mashinostroenija. 1975. no. 8. pp. 42-49.

14. Diagnostika sostojanija motornogo masla [Diagnostics of the state of engine oil] https://autogener.ru/maslo/opredelit-sostoyanie-masla.php

15. Ju.A. Bulavka, A.V. Meleshko. Analiz jeffektivnosti jekspress-testov dlja opredelenija sroka zameny otrabotannogo motornogo masla [Analysis of the effectiveness of express tests to determine the replacement period for used engine oil]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Vol. 2023. No.1. pp. 100 - 107

16. Kapel'nyj test motornogo masla na bumage [Drip test of engine oil on paper] https://mirsmazok.ru/motornye-masla/kapelnyy-test-motornogo-masla-na-bumage/

17. Rozbah O.V. Jekspress-diagnostika kachestva vysokoshhelochnyh motornyh masel sposobom «kapel'noj proby» [Express diagnostics of the quality of high-alkaline motor oils using the "drop test" method]. Ph. D. thesis Omsk, 2006. 137 l.

18. A.s. 205326 SSSR, G01№ 33/30. Sposob opredelenija termookislitel'noj stabil'nosti smazochnyh materialov [Method for determining the thermal-oxidative stability of lubricants] / B.I. Koval'skij L.N. Derevjagina, I.A. Kirichenko. 1996. Bjul. No. 9.

19. A.s. 113465 SSSR, G01№ 33/30. Metod ocenki termicheskoj stabil'nosti smazochnyh masel [Method for assessing the thermal stability of lubricating oils] / K.K. Palok.

20. Ryhlik A.N., Dancevich I.D.; nauch. ruk. I.V. Zakrevskij, V.K. Korneeva Zavisimost' vjazkosti i plotnosti motornyh masel ot temperatury [Dependence of viscosity and density of motor oils on temperature]. Tehservis-2019: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i magistrantov, Minsk, 22-24 maja 2019 g. Minsk: BGATU, 2019. pp. 94-98.

Об авторах

Стародубцев Борис Игоревич (Пермь, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Оборудование и автоматизация химических производств» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bistarodubcev@pstu.ru).

Сидоров Владимир Анатольевич (Донецк, ДНР, Россия) - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Механическое оборудование заводов черной металлургии» им. проф. Седуша В.Я. Донецкого национального технического университета (83001, г. Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: sidorov_va58 @mail.ru).

About authors

Boris I. Starodubcev (Perm, Russian Federation) - Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Equipment and Automation of Chemical Production, Perm National Research Polytechnic University (29, Kom-somolsky av., Perm, 614990, e-mail: BISTARODUBCEV@pstu.ru).

Vladimir A. Sidorov (Donetsk, DPR, Russian Federation) - Associate Professor, Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Department "Mechanical Equipment of Ferrous Metallurgy Plants" named after prof. Sedusha V.Ya. Donetsk National Technical University (58, Artem str., Donetsk, 83001, e-mail: sidorov_va58@mail.ru).

Поступила: 07.09.2023

Одобрена: 14.11.2023

Принята к публикации: 15.11.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Стародубцев, Б.И. Экспресс-анализ вязкости смазочного материала / Б.И. Стародубцев,

B.А. Сидоров // Вестник ПНИПУ. Химическая технология и биотехнология. - 2023. - № 4. -

C. 136-152.

Please cite this article in English as:

Starodubtsev B.I., Sidorov V.A. Express analysis of lubricant viscosity. Bulletin of PNRPU. Chemical Technology and Biotechnology, 2023, no. 4, pp. 136-152 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.