Научная статья на тему 'ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ТЭК / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КИТАЙ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЯПОНИЯ / СВА-3

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёмина Ольга Валерьевна, Мазитова Марина Гамиловна

В статье рассмотрена роль восточного направления поставок во внешней энергетической стратегии РФ. Показано, что усиление приоритета развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Дальнего Востока России сопровождалось увеличением его вклада в формирование экспортных потоков энергоресурсов страны, особенно в Китай, Японию и Республику Корея (СВА-3), где доля макрорегиона варьирует от 28,6 до 52,8%. В зависимости от масштаба санкционных ограничений в отношении российского ТЭК авторами выделены три периода: 2014-2016 гг. - период, характеризующийся ухудшением доступа к технологиям разработки нетрадиционной нефти; 2017-2021 гг. - период, когда были расширены действующие ограничения и приняты санкции в отношении российских трубопроводных проектов; 2022 г. - введение широкомасштабных санкций, направленных на все отрасли ТЭК, прямой запрет на поставки российских энергоресурсов, затрагивающий поставки и обслуживание оборудования в рамках текущих контрактов. Выявлены особенности введения санкционных ограничений в разрезе СВА-3. Япония присоединилась к санкциям, введённым США и Европейским союзом, в финансово-экономической, торговой, технологической и транспортной сферах; Республика Корея - в финансово-экономической сфере. Китай официально не присоединился к санкциям в отношении России, однако соблюдает ограничения, введённые со стороны США, нарушение которых предполагает ввод вторичных санкций. На основе импортной статистики проанализирована динамика экспорта российских энергоресурсов в 2022 г. в СВА-3 по основным товарным группам ТЭК. Показано, что наблюдалось снижение спроса на российскую нефть ввиду отказа крупных нефтегазовых компаний из СВА-3 от спотовых покупок; сокращение поставок нефти в Японию и Республику Корея из-за остановки проекта «Сахалин-1». Динамика спроса на уголь имела разнонаправленный характер: наблюдалось сокращение экспорта в Японию, увеличение поставок в Китай и Республику Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT SPECIALIZATION OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT: THE IMPACT OF SANCTIONS RESTRICTIONS

The article considers the role of the eastern vector of supplies in Russia’s foreign energy strategy. It is shown that the strengthening of the priority of the development of the fuel and energy complex of the Russian Far East. The share of the Far Eastern energy recourses in Russian export flows increased. The share of the Far East in Russian energy export to the countries of NEA-3 where from 28.6 to 52.8% in 2021. Three main periods of sanctions restrictions on the Russian fuel and energy complex were distinguished: 2014-2016, 2017-2021 and 2022. The 1st period characterized by deterioration in access to technologies for the development of unconventional oil. Within the 2nd period, existing sanctions were expanded and restrictions to Russian pipeline projects were added. The 3d period characterized by sanctions on all sectors of the fuel and energy complex, an embargo on the supply of Russian energy resources, affecting the supply and maintenance of equipment under current contracts. The scope of the sanctions of the NEA-3 countries varied. Japan has joined the sanctions imposed by the United States and the European Union in the financial and economic, trade, technological, and transport sectors. The Republic of Korea has joined the sanctions in financial and economic areas. China has not officially joined the sanctions against Russia, but complies with the restrictions imposed by the United States, the violation of which implies the imposition of secondary sanctions. The dynamics of exports of Russian energy resources in 2022 for the main commodity items of the fuel and energy complex is analyzed on the import statistics of the NEA-3 countries. It is shown that there was a decrease in demand for Russian oil due to the refusal of large oil and gas companies of the NEA-3 countries from spot purchases, a reduction in oil supplies to Japan and the Republic of Korea due to the shutdown of the «Sakhalin-1» project, demand for coal had a multidirectional character (reduction of exports to Japan, growth to China and the Republic of Korea).

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

vv V1- iMiAY'X Ч/

ДЕМИНА Ольга

Валерьевна

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

DYOMINA Olga

Valeryevna

Candidate of sciences (economics), senior researcher Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

demina@ecrin.ru

ORCID: 0000-0002-7992-5852

УДК 339.545+339.9

ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье рассмотрена роль восточного направления поставок во внешней энергетической стратегии РФ. Показано, что усиление приоритета развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Дальнего Востока России сопровождалось увеличением его вклада в формирование экспортных потоков энергоресурсов страны, особенно в Китай, Японию и Республику Корея (СВА-3), где доля макрорегиона варьирует от 28,6 до 52,8%. В зависимости от масштаба санкционных ограничений в отношении российского ТЭК авторами выделены три периода: 2014-2016 гг. - период, характеризующийся ухудшением доступа к технологиям разработки нетрадиционной нефти; 2017-2021 гг. - период, когда были расширены действующие ограничения и приняты санкции в отношении российских трубопроводных проектов; 2022 г. - введение широкомасштабных санкций, направленных на все отрасли ТЭК, прямой запрет на поставки российских энергоресурсов, затрагивающий поставки и обслуживание оборудования в рамках текущих контрактов. Выявлены особенности введения санкционных ограничений в разрезе СВА-3. Япония присоединилась к санкциям, введённым США и Европейским союзом, в финансово-экономической, торговой, технологической и транспортной сферах; Республика Корея - в финансово-экономической сфере. Китай официально не присоединился к санкциям в отношении России, однако соблюдает ограничения, введённые со стороны США, нарушение которых предполагает ввод вторичных санкций. На основе импортной статистики проанализирована динамика экспорта российских энергоресурсов в 2022 г. в СВА-3 по основным товарным группам ТЭК. Показано, что наблюдалось снижение спроса на российскую нефть ввиду отказа крупных нефтегазовых компаний из СВА-3 от спотовых покупок; сокращение поставок нефти в Японию и Республику Корея из-за остановки проекта «Сахалин-1». Динамика спроса на уголь имела разнонаправленный характер: наблюдалось сокращение экспорта в Японию, увеличение поставок в Китай и Республику Корея.

Экспорт энергоресурсов, ТЭК, санкционные ограничения, Дальний Восток, Китай, Республика Корея, Япония, СВА-3

.Л ът^ ЯП

Л М Т. 15 1 С А Ш

►егионалмстика

, VfVrtpi

Д>.....\ V . > ■ I и

2022 Том

- ■■■ - ; ' - ' ■ ■

=

МАЗИТОВА

Марина

Гамиловна

Научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

MAZITOVA

Marina

Gamilovna

Research fellow Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

mazitova@ecrin.ru ORCID: 0000-0002-7978-7904

EXPORT SPECIALIZATION OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT: THE IMPACT OF SANCTIONS RESTRICTIONS

The article considers the role of the eastern vector of supplies in Russia's foreign energy strategy. It is shown that the strengthening of the priority of the development of the fuel and energy complex of the Russian Far East. The share of the Far Eastern energy recourses in Russian export flows increased. The share of the Far East in Russian energy export to the countries of NEA-3 where from 28.6 to 52.8% in 2021. Three main periods of sanctions restrictions on the Russian fuel and energy complex were distinguished: 2014-2016, 2017-2021 and 2022. The 1st period characterized by deterioration in access to technologies for the development of unconventional oil. Within the 2nd period, existing sanctions were expanded and restrictions to Russian pipeline projects were added. The 3d period characterized by sanctions on all sectors of the fuel and energy complex, an embargo on the supply of Russian energy resources, affecting the supply and maintenance of equipment under current contracts. The scope of the sanctions of the NEA-3 countries varied. Japan has joined the sanctions imposed by the United States and the European Union in the financial and economic, trade, technological, and transport sectors. The Republic of Korea has joined the sanctions in financial and economic areas. China has not officially joined the sanctions against Russia, but complies with the restrictions imposed by the United States, the violation of which implies the imposition of secondary sanctions. The dynamics of exports of Russian energy resources in 2022 for the main commodity items of the fuel and energy complex is analyzed on the import statistics of the NEA-3 countries. It is shown that there was a decrease in demand for Russian oil due to the refusal of large oil and gas companies of the NEA-3 countries from spot purchases, a reduction in oil supplies to Japan and the Republic of Korea due to the shutdown of the Sakhalin-1 project, demand for coal had a multidirectional character (reduction of exports to Japan, growth to China and the Republic of Korea).

Export of energy resources, fuel and energy complex, sanctions restrictions, Far East, China, the Republic of Korea, Japan, NEA-3

Введение

В политическом плане природные ресурсы часто рассматриваются как стратегический капитал, который должен находиться в исключительном распоряжении в национальных целях и не должен быть открыт для иностранного доступа [10]. Политика протекционизма относительно энергетических ресурсов обусловливает национальный характер их предложения. В таких условиях энергетические ресурсы

всё чаще используются как предмет торга при решении политических разногласий. Примером служат ввод и смягчение санкций в отношении поставок энергетических ресурсов Ирана, Венесуэлы, КНДР и России.

Санкционные ограничения в отношении российской экономики и ТЭК в частности, вводившиеся с 2014 г., первоначально были направлены на изменение показателей в долгосрочной перспективе и затрагивали, прежде всего, позиции России на европейском и американском рынках, а с 2022 г. - на снижение доходов от продукции ТЭК как основного источника бюджетных доходов, ухудшение экономических показателей страны в краткосрочной перспективе и позиций России на рынках отдельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)1.

Целью данной работы является анализ последствий европейских и американских санкций в отношении российского ТЭК, в том числе дальневосточного, для экспорта энергоресурсов в Китай, Японию и Республику Корея, которые рассматривались как перспективные рынки. Акцент на дальневосточном ТЭК обусловлен тем, что, во-первых, основной поток поставок российских энергоресурсов в указанные страны идёт с Дальнего Востока, во-вторых, макрорегион характеризуется более тесными связями с СВА-3 и в большей степени зависит от конъюнктуры на данных рынках, в-третьих, обозначенное направление развития национального и дальневосточного ТЭК является стратегическим.

Роль восточного направления в поставках российских энергоресурсов

Топливно-энергетические ресурсы являются конкурентным преимуществом России на мировых рынках, что обусловливает её специализацию в международном разделении труда. В 2020 г. РФ заняла второе место в мире по экспорту продукции ТЭК в стоимостном выражении (доля в мировом экспорте - 9,4%)2. Столь высокие показатели стоимостного объёма обусловлены физическими масштабами поставок российских энергоресурсов на мировые рынки. В 2020 г. страна направила на внешние рынки 810,8 млн т условного топлива первичных энергоресурсов, что составило 16,1% физического объёма мировой торговли первичными энергоресурсами.

Россия пока удерживает мировое лидерство в области добычи угля и углеводородов при прогрессирующем отставании от основных игроков на мировом рынке углеводородов в области переработки. Речь идёт об отсутствии перехода к производству продукции более высокого уровня переработки, что не способствует формированию новых товарных ниш для российской продукции ТЭК. Фактически закрепляется стратегия наращивания добычи с последующим экспортом углеводородного сырья [1].

Географическое положение России обусловливает наличие конкурентных преимуществ в поставках энергоресурсов в двух основных сегментах мирового рынка: Европейский союз (ЕС-28)3 и страны АТР. Традиционным направлением российского экспорта энергоресурсов являются страны ЕС, а приоритетным направлением его увеличения - страны АТР (табл. 1).

Россия является одним из ведущих игроков на мировых энергетических рынках, соответственно, одним из приоритетов внешней энергетической политики является сохранение и

1 Под АТР понимаются члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, СВА-3 и Индия.

2 Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_polugodie_ 202l.pdf (дата обращения: декабрь 2021).

3 Под ЕС-28 понимаются 27 стран Европейского союза и Великобритания.

укрепление позиций страны на мировых рынках. Ретроспективный анализ основных направлений внешней энергетической политики РФ свидетельствует, что указанная цель сохраняется неизменной на протяжении последних трёх десятилетий. Для её достижения постулируется необходимость диверсификации направлений поставок за счёт увеличения доли восточного направления.

Таблица 1

Доля отдельных стран и объединений в экспорте энергоресурсов РФ и ДФО по основным товарным группам в 2021 г., %

Товарная группа Страны АТР - всего в том числе ЕС-28 Прочие

Республика Корея Япония Китай

РФ

Нефть сырая 41,2 5,8 4,9 31,9 47,3 11,5

Природный газ 8,5 0,8 2,7 4,4 72,6 18,9

Уголь 59,7 9,8 11,7 25,1 20,7 19,6

Не фтепродукты 15,6 4,4 0,5 5,6 52,6 31,8

Электроэнергия 16,9 - - 14,3 71,5 11,6

ДФО

Нефть сырая* 99,7 75,7 10,9 12,3 0,3 -

Природный газ** 100 15,5 62,3 11,3 - -

Уголь 98,4 9,8 13,0 62,7 0,4 1,2

Не фтепродукты 83,8 19,8 21,9 27,7 7,7 8,5

Электроэнергия 100 - - 84,0 - -

Примечания: * - за исключением поставок нефти по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан»; ** - сжиженный природный газ (СПГ).

Источники: рассчитано по: Документы ТСВТ. URL: http://stat.customs.gov.ru/documents (дата обращения: октябрь 2022); Справочные и аналитические материалы. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/statistic (дата обращения: октябрь 2022).

Достижение данной цели связано с ускоренным развитием отраслей ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока, приоритетность которых возрастает в рамках реализации Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. [9]. Именно поэтому одним из целевых стратегических индикаторов, наряду с долей стран АТР в географической структуре экспорта российских энергоресурсов, является увеличение доли добычи первичных энергоресурсов в указанных регионах1. В рамках внешней энергетической политики России на протяжении двух десятилетий Дальнему Востоку отводится роль новой ресурсной базы и транзитной территории [5].

1 Подробнее см. [2; 9].

Последовательная реализация стратегии диверсификации экспорта российских энергоресурсов сопровождалась наращиванием доли восточного направления поставок, соответствующим приростом доли дальневосточного ТЭК (табл. 2).

Доля ДФО в экспорте и производстве энергоресурсов в 2010 и 2021 гг., %

Таблица 2

Показатель 2010 2021

Доля дальневосточных энергоресурсов в российском экспорте первичных энергоресурсов 9,2 14,8

Доля ДФО в российском производстве энергоресурсов 5,4 8,4

Доля продукции ТЭК в стоимостной структуре экспорта ДФО 63,8 49,8

Источники: рассчитано по: Документы ТСВТ. URL: http://stat.customs.gov.ru/documents (дата обращения: октябрь 2022); Справочные и аналитические материалы. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/statistic (дата обращения: октябрь 2022).

В 2010-2021 гг. доля Дальнего Востока в структуре производства первичных энергоресурсов страны увеличилась с 5 до 8%, при этом доля дальневосточных ресурсов в российском экспорте увеличилась до 14,8%. Физический объём экспорта дальневосточных энергоресурсов за указанный период вырос в 1,8 раза. Если анализировать объём экспорта российских энергоресурсов в восточном направлении, то на долю дальневосточных ресурсов приходится порядка 35-40%. Однако доля сильно варьирует по типу энергоресурсов и направлению (стране) поставок (табл. 3).

Таблица 3

Доля ДФО в стоимостном объёме российского экспорта основных энергоресурсов в СВА-3, %

Страна 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Продукция ТЭК - всего

Китай 10,7 9,1 7,1 7,3 5,9 6,7 7,8 8,4*

Республика Корея 55,0 42,5 46,3 50,9 50,2 56,8 57,8 52,8

Япония 52,9 49,3 57,2 54,6 56,1 64,4 63,6 45,2

в том числе: уголь каменный

Китай 1,2 33,3 39,4 38,0 29,2 35,8 29,8 48,0

Республика Корея 1,4 8,3 9,3 11,2 12,3 16,1 14,7 17,9

Япония 3,9 13,1 10,5 14,8 12,3 25,1 28,6 24,1

нефть сырая

Китай 12,5 4,6 3,4 3,6 3,2 3,5 3,9 2,5

Республика Корея 60,1 56,7 60,2 70,9 71,5 78,4 82,7 84,6

Япония 60,3 32,7 55,2 50,4 53,4 64,7 60,9 35,0

Продолжение таблицы 3

Страна 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

газ природный**

Китай 100,0 49,1 95,8 97,7 71,5 47,8 10,1

Республика Корея 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 72,0

Япония 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 90,1

электроэнергия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечания: * - по оценкам авторов данной статьи - 28,6% (с учётом экспорта якутской нефти); ** - доля дальневосточного экспорта СПГ в совокупном стоимостном объёме российского экспорта природного газа, в том числе трубопроводного.

Источники: рассчитано по: Документы ТСВТ. URL: http://stat.customs.gov.ru/documents (дата обращения: октябрь 2022); Справочные и аналитические материалы. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/statistic (дата обращения: октябрь 2022).

Действующая и планируемая в перспективе стратегия экспортной ориентации развития обусловливает наличие высоких рисков уязвимости российского и дальневосточного ТЭК, экономики макрорегиона и страны в целом к конъюнктуре мировых рынков, зависимости от зарубежных технологий и геополитической ситуации.

Российский и дальневосточный ТЭК в условиях санкций

В силу значимого вклада в основные макроэкономические показатели России ТЭК стал одной из основных мишеней для применения секторальных санкций по мере эскалации российско-украинского конфликта. Инициатором введения были США, которые поддержали страны ЕС, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и др. Санкционные ограничения постепенно расширялись и ужесточались. Их интенсивность и масштаб, по мнению авторов, позволяют выделить три периода: 2014-2016, 2017-2021 гг. и 2022 г.

Первые ограничения были введены в 2014 г. с целью ухудшения условий разработки месторождений углеводородов со сложными геологическими условиями и направлены на снижение конкурентоспособности российского ТЭК в долгосрочной перспективе. В этот период были введены: запрет на участие в проектах по разработке трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и шельфовых месторождений углеводородного сырья по проектам отдельных компаний; запрет и ограничение на предоставление долгосрочного финансирования российским нефтегазовым компаниям. В результате данных ограничений наблюдался вывод иностранного капитала из экономики страны, в том числе из ТЭК, и уход западных компаний, специализирующихся на проектах «нетрадиционной» нефти, что сопровождалось снижением интенсивности освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике1. Кроме того, уязвимым оказался сектор нефтесервисных услуг, наиболее значимые сегменты которого были монополизированы крупнейшими международными компаниями. Уход иностранных компаний привёл к консолидации бизнеса нефтегазовых услуг в стране.

Стоит отметить высокую степень вариативности трактовок санкций, которые могли быть мягче или жёстче в зависимости от геополитической ситуации. В этот период ограничения не

1 Секторальные санкции: год спустя. Энергетический бюллетень. 2015. Вып. 27. URL: https://ac.gov.ru/archive/ files/publication/a/6155.pdf (дата обращения: октябрь 2022).

оказали воздействия на мировые рынки энергоресурсов, так как не затронули показатели добычи и экспорта российских энергоресурсов; пострадали отдельные крупные энергокомпании -российские и зарубежные, - действующие в России. Уже в данный период произошёл рост издержек ведения иностранного бизнеса в РФ за счёт политической неопределённости. Кроме того, наблюдалось ухудшение условий кредитования российских нефтегазовых компаний на азиатских рынках, обусловленное снижением их кредитных рейтингов крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами (Standard & Poor's, Moody's и Fitch) [7].

С целью компенсации негативных последствий со стороны российского правительства были инициированы программа импортозамещения в ТЭК и официальная государственная внешняя политика «поворота на Восток»1, сопровождающаяся наращиванием поставок энергоресурсов на рынки АТР и привлечением инвесторов из стран, которые не ввели санкции.

В 2017-2021 гг. наблюдалось ужесточение санкций с сохранением основных направлений воздействия: ограничение доступа к капиталу (сокращён срок предоставления заёмного финансирования) и технологиям, ограничение сотрудничества с российскими компаниями в энергетических проектах (расширен круг проектов по разработке сланцевой нефти, арктического шельфа и глубоководных месторождений, в которых будет ограничено или запрещено участие американских компаний). В этот период под санкционные ограничения попали российские трубопроводные проекты, что обусловило задержку сроков реализации газотранспортной системы «Северный поток-2», заблокировав дополнительный канал поставок российского газа на европейский рынок2.

Самые масштабные санкции введены в 2022 г. Страны ЕС по состоянию на октябрь 2022 г. приняли 8 пакетов санкционных ограничений, направленных в основном на банковскую сферу, транспортный и энергетический сектор России3. Одной из особенностей является сближение санкционных ограничений, введённых со стороны США, Канады, Великобритании и ЕС. Санкции направлены на решение двух задач: 1) снижение возможностей получения доходов РФ; 2) увеличение её расходов по выполнению внутренних и внешних обязательств. В части ТЭК можно выделить следующие направления воздействия: запрет на инвестиции в российский ТЭК; прямой запрет на поставки (эмбарго) российских энергоресурсов; прекращение поставок оборудования для ТЭК и его обслуживания в рамках текущих контрактов; приостановка действия «зелёных» сертификатов; расширение списка высокотехнологичного оборудования, запрещённого к ввозу в Россию (табл. 4).

Обширность введённых ограничений обусловила множественность мер поддержки: вывод из международного права сахалинских проектов4; запрет на сделки с долями в стратегических предприятиях ТЭК, принадлежавшими компаниям из недружественных стран5; перевод

1 Подробнее см. [4].

2 Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК. Энергетический бюллетень. 2017. Вып. 50. URL: https:// ac.gov.ru/archive/files/publication/a/13864.pdf (дата обращения: октябрь 2022); [8].

3 Ткачёв И. Восьмой пакет санкций ЕС против России. Что важно знать. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/10 /2022/633ec9309a7947735697e0fb (дата обращения: ноябрь 2022).

4 Указ Президента РФ № 416 от 30 июня 2022 г. «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206300033 (дата обращения: октябрь 2022); Указ Президента РФ № 723 от 7 октября 2022 г. «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070089 (дата обращения: ноябрь 2022).

5 Указ Президента РФ № 520 от 5 августа 2022 г. «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208050002 (дата обращения: октябрь 2022).

?■■ V"ж Ч/ Xх

■''„■/' \. ч

\Л V К \. X

в рубли расчётов за поставки российского газа в страны ЕС1; запрет на сделки с бывшими дочерними предприятиями ПАО «Газпром»2. Кроме того, введён запрет на вывоз высокотехнологичного оборудования3.

В настоящее время изменение показателей функционирования ТЭК обусловлено технологическими проблемами с поставками зарубежного оборудования, а в части динамики экспорта, прежде всего, проблемами финансирования и изменения логистики, усложняющими отношения с покупателями. Эмбарго на поставки российских энергоресурсов носит отложенный характер (по углю запрет вступил в силу только с августа 2022 г., по нефти вступит в силу с декабря 2022 г., а по нефтепродуктам - с января 2023 г.) и проявится в показателях по итогам 2023 г.

Реализация большей части проектов в ТЭК Дальнего Востока продолжается. Выполняются работы в проектах развития угледобычи. Основные санкционные риски для дальневосточного ТЭК связаны с доступом к технологиям. Так, в 2015 г. под санкции США попало оборудование, необходимое в проекте «Сахалин-3» для разработки Южно-Киринского месторождения. Публичное акционерное общество «Газпром» начало работы по созданию отечественных подводных комплексов для добычи углеводородного сырья. В настоящее время осуществляется строительство необходимой инфраструктуры4.

Характеристика секторальных санкций в отношении ТЭК России, введённых рядом стран в 2022 г.

Таблица 4

Признак Описание

Направление воздействия Запрет на инвестиции в российский ТЭК

Эмбарго на российские уголь, нефть (морские поставки), нефтепродукты

Расширение списка высокотехнологичного оборудования, запрещённого к поставкам в РФ

Прекращение поставок оборудования и его обслуживания в рамках действующих проектов в ТЭК

Приостановка действия «зелёных» сертификатов

Установление предельной цены на российские нефть и нефтепродукты

Исключение российского газа из контрактов на совместные закупки стран ЕС

1 Свинцова Е. Официально. Расчёт за газ теперь производится в рублях. URL: https://neftegaz.ru/news/ companies/732271-ofitsialno-raschet-za-gaz-teper-proizvoditsya-v-rublyakh/ (дата обращения: апрель 2022).

2 Постановление Правительства РФ № 851 от 11 мая 2022 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205110017 (дата обращения: октябрь 2022).

3 Постановление Правительства РФ № 311 от 9 марта 2022 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100034 (дата обращения: октябрь 2022); Постановление Правительства РФ № 312 от 9 марта 2022 г. «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100025 (дата обращения: октябрь 2022); Постановление Правительства РФ № 313 от 9 марта 2022 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100018 (дата обращения: октябрь 2022).

4 Алифирова Е. Газпром с 2025 г. начнёт добычу газа на Южно-Киринском месторождении проекта Сахалин-3. URL: https://neftegaz.ru/news/dobycha/750429-gazprom-s-2025-g-nachnet-dobychu-gaza-na-yuzhno-kirinskom-mestorozhdenii-proekta-sakhalin-3/ (дата обращения: май 2022).

Продолжение тблицы 4

Признак Описание

Приостановка деятельности в РФ крупнейших нефтегазовых компаний, сопровождающаяся оттоком инвестиций и человеческого капитала (Shell, ExxonMobil и др.)

Потеря части зарубежных активов в результате передачи их национальным правительствам (газовые хранилища, участки газотранспортной системы)

Снижение добычи и экспорта основных видов энергоресурсов РФ в натуральных показателях

Продажа российских энергоресурсов на мировых рынка с дисконтом

Последствия для Задержка сроков реализации или отказ от проектов строительства СПГ-заводов

российского ТЭК Удорожание и увеличение сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов

Удорожание и увеличение сроков модернизации теплоэлектроцентралей

Проблемы с поставками деталей, техническим обслуживанием оборудования из санкционных списков

Изменение состава контрагентов и логистики поставок российской нефти морским транспортом

Изменение расчёта цены российской нефти сорта «Юралс» (Urals) на мировых рынках

Дефицит предложения энергоресурсов (СПГ, нефть) и усиление конкуренции за поставки между крупнейшими потребителями

Последствия для мирового ТЭК Рост цен на основные энергоресурсы

Изменение маршрутов поставок энергоресурсов

Передел энергетических рынков

Источники: составлено по: Новак А. Российский и мировой ТЭК: вызовы и перспективы. URL: https://energypolicy. ru/rossijskij-i-mirovoj-tek-vyzovy-i-perspektivy/business/2022/14/15/ (дата обращения: апрель 2022); Argus меняет методики расчёта стоимости Urals, эксперты же предлагают переходить на российские котировки. URL: https:// energypolicy.ru/argus-menyaet-metodiki-raschyota-stoimosti-urals-ekspert^-zhe-predlagayut-perehodit-na-rossijskie-kotirovki/novosti/2022/18/14/ (дата обращения: ноябрь 2022); Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16423121 (дата обращения: ноябрь 2022); ТЭК России в условиях санкционных ограничений. Энергетические тренды. 2022. Вып. 106. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo106.pdf (дата обращения: октябрь 2022); [3].

Введённые в 2014-2021 гг. и 2022 г. в отношении российского ТЭК санкционные ограничения, по мнению авторов, принципиально различаются по следующим характеристикам: отраслевой охват (2014-2021 гг. - нефтегазовый сектор; 2022 г. - весь ТЭК); ширина охвата (7 крупнейших российских нефтегазовых компаний и их дочерние предприятия; все российские компании ТЭК); временной горизонт (долгосрочный период; краткосрочный и долгосрочный периоды), направленность (новые проекты по разработке месторождений углеводородов со сложными геологическими условиями; все проекты ТЭК, в том числе текущие).

Таким образом, санкции 2014-2021 гг. носили локальный характер, что позволило российскому ТЭК адаптироваться к изменившимся условиям, наращивая при этом объёмы производства основных энергоресурсов. Тем не менее эксперты прогнозировали основные последствия санкций после 2025 г., так как эффект их воздействия носит накопительный характер и усиливается с течением времени. По их оценкам, к 2030 г. по сравнению с базовым сценарием (отсутствие санкций) предполагалось сокращение объёмов добычи нефти на 5-10% в зависимости от жёсткости применения санкционных ограничений [7].

Санкции 2022 г. носят обширный характер и не только затронули российский ТЭК, но и привели к дестабилизации и ценовым шокам на мировых рынках энергоресурсов. Несмотря на то что основной задачей ограничений было снижение доходов России от экспорта продукции ТЭК, рост цен на энергоресурсы позволил компенсировать сокращение физических объёмов поставок практически по всем основным товарным группам. В этот период, помимо ухудшения позиций РФ на европейском и американском рынках, наблюдается ухудшение и на рынках отдельных стран АТР.

Санкционные ограничения СВА-3 в 2022 г. и их последствия для экспорта российских энергоресурсов

Япония присоединилась к санкциям, введённым США и ЕС, в финансово-экономической, торговой, технологической, транспортной сферах1. С февраля 2022 г. было введено несколько пакетов санкций, в октябре в списке запрещённых к экспорту в Россию товаров и технологий оказалось более 400 позиций. Так, запрещён экспорт в РФ высокотехнологичного оборудования для нефтепереработки, квантовых компьютеров и их компонентов, электронных микроскопов, атомно-силовых микроскопов, 3D-принтеров и расходных материалов к ним, оборудования для производства органических светодиодов, микроэлектромеханических схем, высокоэффективных солнечных батарей для водородного топлива и воспроизводимых видов энергии, вакуумных насосов, оборудования для охлаждения, предназначенного для крайне низких температур, материалов, осложняющих обнаружение электромагнитных волн, паровых и газовых генераторов, насосов, конвейеров, экскаваторов, погрузочно-разгрузочных машин, железнодорожных локомотивов, обрабатывающих станков и другого электрического оборудования, используемого в промышленности2. Прежде всего ограничения скажутся на угольной и горно-металлургической промышленности. Высокий процент японского оборудования находится на предприятиях Дальнего Востока3.

Вместе с тем замена некоторых импортируемых из России в Японию полезных ископаемых и энергоресурсов является проблематичной в краткосрочной перспективе. В список таких товаров, составленный Министерством экономики, торговли и промышленности Японии, вошли: нефть; СПГ; уголь и коксующийся уголь; газы (включая неон), используемые при производстве полупроводников; палладий; ферросплавы. При этом зависимость Японии по этим позициям различна: 8,8% - по СПГ; 3,6% - по нефти; 8% - по коксующемуся углю; 43% - по палладию; 50% - по феррохрому; 33% - по ферросилицию4.

1 Подробнее см. [6].

2 Япония ввела запрет на экспорт в Россию товаров, «связанных с химоружием». URL: https://ria.ru/20221007/ zapret-1822111306.html (дата обращения: ноябрь 2022).

3 Сергиенко О. Экскаваторы попали под каток. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5405713 (дата обращения: ноябрь 2022).

4 Аскерова К. Япония перечислила ресурсы из России, импорт которых трудно заменить. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5283489 (дата обращения: ноябрь 2022).

Несмотря на присоединение к широкомасштабным санкциям, власти Японии неоднократно заявляли о важности дальневосточных проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», призывая японские компании не покидать их1.

В конце июня 2022 г. Президент РФ подписал указ, согласно которому имущество компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy), оператора проекта «Сахалин-2», должно быть безвозмездно передано новой российской компании, к которой перейдут все её права и обязанности. Имущество Sakhalin Energy переходит в собственность РФ и передаётся в безвозмездное пользование на срок действия соглашения о разделе продукции новой российской компании, операционная деятельность которой будет по-прежнему осуществляться в соответствии с условиями такого соглашения2. В начале августа 2022 г. последовал новый указ, направленный в том числе непосредственно на проект «Сахалин-1», в соответствии с которым до конца года запрещаются любые операции «с долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» (нефтегазоконденсатные месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе острова Сахалин) и Соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции»3.

Вместо Sakhalin Energy оператором проекта стало созданное в России ООО «Сахалинская Энергия». Японские предприятия согласились участвовать в проекте и закупать топливо. Кроме того, одни из крупнейших участников «Сахалин-2» - Mitsubishi и Mitsui & Co - также решили сохранить свои доли в проекте4.

В октябре 2022 г. был подписан указ о создании нового оператора «Сахалин-1»5. Последнему были переданы все права и обязанности Exxon Neftegaz Limited, зарегистрированной на Багамских Островах дочерней структуры американской корпорации ExxonMobil (доля в проекте - 30%), прекратившей участие в проекте в марте. Всё имущество консорциума, который вёл проект, поступило в собственность РФ. Иностранным участникам было предложено в отведённый срок согласиться или отказаться от перерегистрации доли в проекте на нового оператора.

Власти Японии, как и в случае «Сахалин-2», неоднократно заявляли о важности проекта и призывали японские компании не покидать его. Япония зависит на 90% от поставок нефти из стран Ближнего Востока, однако проект «Сахалин-1» является важным с точки зрения диверсификации каналов импорта и обеспечения стабильных поставок6. Следует ожидать, что японские компании подтвердят участие и в этом проекте.

1 Строкань С. Японским министрам не хватает энергии. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5502577 (дата обращения: октябрь 2022).

2 Указ Президента РФ № 416 от 30 июня 2022 г. «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206300033 (дата обращения: август 2022).

3 Указ Президента РФ № 520 от 5 августа 2022 г. «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208050002 (дата обращения: август 2022).

4 Рассохин А. «Сахалин-2» остался при своих. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5534665 (дата обращения: август 2022).

5 Указ Президента РФ № 723 от 7 октября 2022 г. «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070089 (дата обращения: октябрь 2022).

6 Пламенев И., Добрунов М. В Японии заявили о невозможности выжить без нефти и газа из России. URL: https:// www.rbc.ru/politics/01/11/2022/636092059a79472aebf50cd0 (дата обращения: август 2022).

До введения санкций в 2022 г. поставки российского углеводородного сырья в Японию преимущественно осуществлялись в рамках долгосрочных контрактов по сахалинским проектам. Как было указано выше, объёмы поставок в рамках данных проектов предполагается сохранить. Однако за 10 мес. 2022 г. поставки сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за остановки добычи нефти в проекте «Сахалин-1» по причине связанного с американскими санкциями выхода оператора ExxonMobil и введения Японией эмбарго на импорт российской нефти в июне 2022 г. (табл. 5). В настоящее время усиливается зависимость Японии от поставок нефти с Ближнего Востока, что увеличивает риски, связанные с логистикой, в том случае, если изменится ситуация в странах-экспортёрах в отсутствие возможности решить проблемы поставок за счёт России1. Компенсация выпадающих объёмов нефти осуществлялась за счёт увеличения поставок СПГ. Беспрецедентный рост мировых цен на углеводороды обусловил увеличение стоимостных показателей российского экспорта энергоресурсов даже в условиях существенного сокращения физического объёма поставок.

Япония в апреле 2022 г. заявила, что намерена постепенно снижать импорт угля из России, а затем полностью запретить его. В 2021 г. на долю РФ приходилось 11% общего объёма импорта угля в Японию. В 2022 г. японская энергетическая компания Kyushu Electric Power, которая закупала в России 7% угля, объявила об отказе от закупок2. Ограничения привели к сокращению экспорта российского угля в натуральных измерителях, однако в денежном выражении экспорт многократно увеличился благодаря росту цен (см. табл. 5).

Республика Корея также присоединилась к санкциям в финансовой сфере, но добилась исключения своих технологических компаний из так называемого правила прямого иностранного продукта (FDPR), что позволяет не обращаться к властям США за лицензией при экспорте технологической продукции в Россию. При этом страна должна вводить экспортные ограничения, которые будут соответствовать санкциям других западных стран3.

Российские энергоресурсы изначально не попали под санкционные ограничения Республики Корея, но нефтеперерабатывающие заводы страны стремятся сократить импорт российской нефти до нуля, замещая её поставками из США4. В течение 10 мес. 2022 г. наблюдалось существенное сокращение поставок из России (см. табл. 5).

Долгосрочные контракты по поставкам СПГ из РФ в Республику Корея продолжают исполняться Корейской газовой корпорацией (KOGAS), являющейся единственным импортёром СПГ в стране5. В натуральных измерителях было зафиксировано сокращение экспорта СПГ, однако в денежном выражении, благодаря росту цен, экспорт увеличился.

Республика Корея не делала резких заявлений об отказе от российского угля, но планирует в 1,5 раза увеличить поставки из Австралии, чтобы снизить зависимость от России. В секторе чёрной металлургии корейские компании также активно используют российский коксующийся уголь, а переход на поставки из других регионов может быть проблематичен

1 Меркулов А. Nihon Keizai: Япония заплатит высокую цену за отказ от нефти из России. URL: https:// rg.ru/2022/11/26/nihon-keizai-iaponiia-zaplatit-vysokuiu-cenu-za-otkaz-ot-nefti-iz-rossii.html (дата обращения: ноябрь 2022).

2 Зайнуллин Е. Российскому углю рада не вся Азия // Коммерсантъ. 2022. № 162/П. С. 9. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5546896 (дата обращения: ноябрь 2022).

3 Южная Корея добилась исключения своих фирм из санкций США против экспорта в Россию. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5240457 (дата обращения: ноябрь 2022).

4 Игнатьева А. Южная Корея сократила импорт нефти из РФ на 43,7%. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/736422-yuzhnaya-koreya-sokratila-import-nefti-iz-rf-na-43-7/ (дата обращения: ноябрь 2022).

5 Источник сообщил, что Южная Корея по-прежнему закупает российский СПГ. URL: https://ria.ru/20220528/gaz-1791467499.html (дата обращения: ноябрь 2022).

Таблица 5

Динамика экспорта российских энергоресурсов в СВА-3, % к соответствующему периоду 2021 г.

Товарная группа 2022

январь февраль март апрель май июнь ИЮЛЬ август сентябрь октябрь январь -октябрь

Стоимостный объём

Япония

Уголь 205,2 311,8 277,8 277,1 223,2 165,1 229,8 222,6 51,4 70,4 180,0

Нефть 161,4 396,3 157,1 143,1 131,0 0,0 66,0 154,1 0,0 0,0 100,9

спг 264,7 193,3 223,5 161,6 169,6 224,1 130,2 483,6 187,8 261,9 206,6

Республика Корея

Уголь 280,8 299,2 224,7 196,3 248,8 217,9 184,2 264,6 209,6 18,1 201,7

Нефть 267,2 194,7 84,7 112,4 26,3 25,8 41,9 0,0 16,5 16,6 68,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПГ 450,1 264,4 173,0 107,4 136,5 0,0 - 59,3 0,0 87,7 117,1

Китай

Уголь 290,1 240,7 138,0 176,3 188,7 185,5 200,3 195,4 127,3 134,6 175,3

Нефть 166,3 111,9 138,9 163,7 234,2 155,7 140,5 157,7 148,8 129,4 153,0

СПГ 95,0 260,9 196,6 583,2 471,0 295,5 168,3 267,0 252,6 258,7 258,6

Трубопроводный газ 319,3 264,0 264,4 238,1 388,6 343,2 258,2 269,9 270,2 257,2 280,7

Электроэнергия 268,2 283,2 206,0 158,0 131,3 141,5 122,2 118,3 109,1 95,8 144,2

Физический объём

Япония

Уголь 79,2 112,9 95,6 90,2 56,8 40,5 59,9 67,4 18,0 24,3 61,5

Нефть 86,4 223,0 86,5 72,5 65,1 0,0 34,6 79,7 0,0 0,0 59,4

СПГ 141,1 91,0 110,9 86,0 94,6 126,4 73,9 311,2 89,3 134,9 108,1

ш

I i

Ш

П

Kj

г) h

Продолжение таблицы 5

Товарная группа

2022

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь январь -октябрь

Республика Корея

Уголь 119,5 110,8 88,5 79,6 102,9 90,9 99,3 139,0 135,0 125,7 108,1

Нефть 172,4 127,1 57,3 63,8 16,2 18,2 36,7 0,0 13,7 14,6 48,5

спг 123,7 158,0 104,9 73,2 95,8 0,0 - 47,3 0,0 75,3 73,6

Китай

Уголь 113,5 108,1 70,3 86,0 94,8 106,3 117,0 153,2 112,3 129,0 109,9

Нефть 109,8 73,9 85,9 104,0 154,8 109,5 107,6 127,8 121,5 116,2 109,5

СПГ 53,7 216,4 98,3 177,2 152,7 162,7 117,6 136,5 131,8 155,1 132,3

Электроэнергия 262,1 278,9 201,2 152,6 134,3 148,0 127,0 123,4 116,2 104,8 147,4

Примечания: «0,0» - отсутствовали поставки в 2022 г.; «-» - отсутствовали поставки в 2021 г.

Источники: рассчитано по: General Administration of Customs of the People's Republic of China. URL: http://english.customs.gov.cn/ (дата обращения: ноябрь 2022); Trade Statistics. URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (дата обращения: ноябрь 2022); Press Release - Trade Statistics of Japan. URL: https://www.customs.go.jp/toukei/sliinbun/liappyou_e.htm (дата обращения: ноябрь 2022).

-if: т

fl

¿v sir

V1

CD

I Щ 1

fit»

¿Шы

i

m

г

L

ШШ

€М/ФУх>

?■■ V"ж Ч/ 'Чч

■''„■/' \. ч

\Л V К \. X

для коксохимического производства1. По итогам 10 мес. 2022 г. Республика Корея увеличила физические и стоимостные объёмы импорта угля из России (см. табл. 5).

Китай официально не присоединился к санкциям в отношении РФ, однако соблюдает ограничения, введённые со стороны США, нарушение которых предполагает ввод вторичных санкций.

Основной объём поставок российских энергоресурсов в КНР осуществляется в рамках долгосрочных контрактов: электроэнергии - 100 млрд кВтч - на 25 лет; трубопроводного природного газа - 38 млрд м3 ежегодно - на 30 лет («Сила Сибири»), 10 млрд м3 ежегодно - на 25 лет («дальневосточный маршрут»); нефти - 50 млн т ежегодно - на 25 лет (по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан»), 100 млн т - на 10 лет (через Республику Казахстан)2. Санкционные ограничения не затронули поставки в рамках долгосрочных контрактов. Однако спотовые покупки осуществляют мелкие независимые компании, а крупнейшие государственные компании (Sinopec, China National Offshore Oil Corporation, PetroChina, Sinochem Holdings) от новых спотовых покупок воздерживаются.

В настоящее время заключены два долгосрочных контракта на поставки трубопроводного газа, но действует только первый маршрут («Сила Сибири»), по которому идёт постепенное наращивание поставок по мере развития инфраструктуры проекта. За январь - июль 2022 г. поставки трубопроводного газа в натуральных показателях увеличились на 63,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.3

В 2022 г. наблюдалось наращивание поставок российского угля в Китай, где он замещает австралийский и индонезийский4. Повышенный спрос обусловлен в том числе значительным дисконтом: около 65-70% к австралийским аналогам на базисе ФОБ (Free on Board, FOB).

Китай является основным потребителем российской электроэнергии, поставляемой в восточном направлении (84%), причём поставки осуществляются в рамках долгосрочного контракта, заключённого в 2012 г. и пересмотренного в 2021 г. в сторону увеличения объёма экспорта (см. табл. 2). В соответствии с соглашением объём поставок в 2022 г. составит 4,4 млрд кВтч, что на 16% выше показателя предыдущего года5.

Заключение

Ускоренное развитие ТЭК Дальнего Востока на протяжении последних двух десятилетий является приоритетом национальной энергетической стратегии, обеспечивая выполнение задачи по диверсификации направлений экспорта российских энергоресурсов. Последовательная реализация данной стратегии обусловила увеличение вклада дальневосточного ТЭК в объёмы экспорта российских энергоресурсов, в основном в СВА-3, где доля макрорегиона варьирует от 28,6 до 52,8%. Развитие восточного направления экспорта российских энергоресурсов с

1 Зайнуллин Е. Российскому углю рада не вся Азия // Коммерсантъ. 2022. № 162/П. С. 9. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5546896 (дата обращения: ноябрь 2022).

2 Алифирова Е., Бахтина О. Сила Сибири-3 и рост поставок нефти. URL: https://neftegaz.ru/news/politics/724011-sila-sibiri-3-i-rost-postavok-nefti-v-putin-i-s-tszinpin-proveli-rezultativnye-predolimpiyskie-pereg/ (дата обращения: ноябрь 2022).

3 Катков М. Китай в августе закупил у России энергоносители на рекордную сумму. URL: https://www.vedomosti. ru/business/articles/2022/09/21/941795-kitai-zakupil-energonositeli (дата обращения: ноябрь 2022).

4 Синцова Н., Ткачёв И. Поставки российского угля в Китай достигли максимума за пять лет. URL: https://www. rbc.ru/business/20/09/2022/6329c3709a79474445b1456f (дата обращения: ноябрь 2022).

5 Россия увеличит экспорт электроэнергии в Китай в 2022 году до рекордных 4,4 млрд кВтч. URL: https://tass.ru/ ekonomika/13315263 (дата обращения: ноябрь 2022).

2014 г. рассматривалось ещё и как мера поддержки национального ТЭК на случай возможного сжатия ниши российских энергоресурсов на европейском рынке.

Российский ТЭК функционирует в условиях санкционных ограничений с 2014 г., которые только ужесточались с течением времени. Санкции 2022 г., в отличие от санкций, введённых в 2014-2021 гг., затрагивают все российские компании ТЭК, а не только крупнейшие в нефтегазовом секторе; направлены на текущие проекты, а не только на новые проекты по разработке месторождений углеводородов со сложными геологическими условиями. Их воздействие направлено на ухудшение параметров функционирования ТЭК, в том числе в текущем периоде, а не только в долгосрочной перспективе.

Санкционные ограничения 2022 г. затронули не только европейский и американский рынки, но и восточное направление поставок. Китай, Республика Корея и Япония являлись основными рынками сбыта для российских энергоресурсов в восточном направлении на протяжении двух последних десятилетий. Активное присоединение Японии к санкциям, введённым США и ЕС, обусловило сжатие данного рынка для российских энергоресурсов, за исключением гарантированных объёмов поставок в рамках долгосрочных контрактов по сахалинским проектам. Республика Корея также присоединилась к санкционным ограничениям, хотя её участие ограничено финансовой сферой и поддержкой экспортных ограничений в части поставок в Россию технологий и оборудования. Китай официально не присоединился к санкциям в отношении РФ, однако соблюдает ограничения, введённые со стороны США, нарушение которых предполагает ввод вторичных санкций.

Динамика экспорта российских энергоресурсов в 2022 г. опосредованно отражает всю совокупность факторов, заложенных в санкционных ограничениях, и является одним из основных показателей их влияния.

Прямой запрет на поставки российских энергоресурсов ещё не отразился на показателях экспорта за 10 мес. 2022 г., так как действие эмбарго на уголь вступило в силу только в августе, и потребители заранее наращивали запасы; по нефти запрет вступит в силу только с декабря, а для Японии до 5 июня 2023 г. сделано исключение по выведению морских поставок нефти по проекту «Сахалин-2». В то же время отмечается снижение спроса на российскую нефть из-за отказа крупных нефтегазовых компаний из СВА-3 от спотовых покупок в связи с риском репу-тационного ущерба и возможных проблем с финансированием. Кроме того, наблюдалось сокращение поставок нефти в Японию и Республику Корея из-за остановки проекта «Сахалин-1» по причине связанного с американскими санкциями выхода оператора ExxonMobil.

Динамика спроса на российский уголь в СВА-3 носит разнонаправленный характер: санкционные ограничения ведут к сокращению экспорта в Японию, в то же время существенный дисконт на российский уголь делает его более привлекательным для Китая и Республики Корея.

Последствия эмбарго, как ожидается, обусловят снижение объёмов экспорта российских энергоресурсов с 2023 г., сопровождаемое сокращением производства. Введение технологических санкций отразится на показателях ТЭК только в средне- и долгосрочной перспективе, будет сопровождаться технологическим отставанием и выдавливанием российских энергоресурсов с мировых рынков.

?■■ V"ж Ч/ Xх

■''„■/' Упм&Гл^Л\. ч

\Л V К \. X

Список литературы

1. Дёмина О.В. Мировые рынки углеводородов: эффективные стратегии игроков // Пространственная экономика. 2018. № 3. С. 67-87. http://dx.doi.Org/10.14530/se.2018.3.067-087

2. Дёмина О.В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока в условиях энергоперехода // Регионалистика. 2022. Т. 9. № 1. С. 20-33. http://dx.doi.Org/10.14530/reg.2022.1.20

3. Дёмина О.В. Энергетический комплекс: тенденции и вызовы // Социально-экономическая динамика на Дальнем Востоке России: устойчивые тренды и новые вызовы / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2022. С. 72-101.

4. Минакир П.А. Ожидания и реалии политики «поворота на Восток» // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 1016-1029. http://dx.doi.org/10.17059/2017-4-4

5. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 848 с.

6. Минакир П.А., МазитоваМ.Г. Российско-японские торгово-экономические связи: сложная история и туманные перспективы // Японские исследования. 2022. № 3. С. 84-104. http://dx.doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-84-104

7. Митрова Т., Грушевенко Е., Малов А. Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/research04-ru.pdf (дата обращения: октябрь 2022).

8. Тимофеев И.Н., Морозов В.А. Санкции против России: итоги 2018 г. и взгляд в 2019 г. Доклад № 43 / 2018. М.: НП РСМД, 2018. 76 с.

9. Dyomina O. The Role of the Far East in Russia's Foreign Energy Policy Agenda // International Conference of Young Scientists «Energy Systems Research 2021». 2021. Vol. 289. https://doi.org/10.1051/ e3sconf/202128904003

10. Fouquin M., Langhammer R.J., Schweickert R. Natural Resource Abundance and Its Impact on Regional Integration: Blessing or Curse? // Euro-Latin Study Network on Integration and Trade (ELSNIT): 3rd Annual Conference. URL: https://publications.iadb.org/en/publication/euro-latin-study-network-integration-and-trade-elsnit-3rd-annual-conference (дата обращения: октябрь 2022).

References

1. Dyomina O.V. World Hydrocarbon Markets: Effective Strategies of Players. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2018. No. 3. Pp. 67-87. http://dx.doi.org/10.14530/se.2018.3.067-087 (In Russian)

2. Dyomina O.V. Prospects for the Development of the Fuel and Energy Complex of the Far East in the Conditions of Energy Transition. Regionalistica [Regionalistics]. 2022. Vol. 9. No. 1. Pp. 20-33. http://dx.doi. org/10.14530/reg.2022.1.20 (In Russian)

3. Demina O.V. Energy Complex: Trends and Challenges. In: Socio-Economic Dynamics in the Russian Far East: Sustainable Trends and Emerging Challenges. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2022. Pp. 72-101. (In Russian)

4. Minakir P.A. «Turn to the East» Policy: Expectations and Reality. Ekonomika regiona [Economy of Region]. 2017. Vol. 13. Issue 4. Pp. 1016-1029. http://dx.doi.org/10.17059/2017-4-4 (In Russian)

5. Minakir P.A. Regions' Economics. Russian Far East. Ed. by A.G. Granberg. Moscow, 2006. 848 p. (In Russian)

6. Minakir P.A., Mazitova M.G. Russian-Japan Trade and Economic Relations: Complicated History and Foggy Prospects. Yaponskiye issledovaniya [Japanese Studies in Russia]. 2022. No. 3. Pp. 84-104. http:// dx.doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-84-104 (In Russian)

7. Mitrova T., Grushevenko E., Malov A. Prospects for Russian Oil Production: Life Under Sanctions. Available at: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/research04-ru.pdf (accessed October 2022). (In Russian)

8. Timofeev I.N., Morozov V.A. Sanctions Against Russia: 2018 Review and Forecast for 2019. Report No. 43 / 2018. Moscow, 2018. 76 p. (In Russian)

9. Dyomina O. The Role of the Far East in Russia's Foreign Energy Policy Agenda. In: International Conference of Young Scientists «Energy Systems Research 2021». 2021. Vol. 289. https://doi.org/10.1051/ e3sconf/202128904003

10. Fouquin M., Langhammer R.J., Schweickert R. Natural Resource Abundance and Its Impact on Regional Integration: Blessing or Curse? In: Euro-Latin Study Network on Integration and Trade (ELSNIT): 3rd Annual Conference. Available at: https://publications.iadb.org/en/publication/euro-latin-study-network-integration-and-trade-elsnit-3rd-annual-conference (accessed October 2022).

■ ■ ■

Для цитирования:

Дёмина О.В., Мазитова М.Г. Экспортная специализация топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа: влияние санкционных ограничений // Регионалисти-ка. 2022. Т. 9. № 6. С. 67-84. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2022.6.67 For citing:

Dyomina O.V., Mazitova M.G. Export Specialization of the Fuel and Energy Complex of the Far Eastern Federal District: The Impact of Sanctions Restrictions. Regionalistica [Regionalistics]. 2022.

Vol. 9. No. 6. Pp. 67-84. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2022.6.67 (In Russian) ■ ■ ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.