Экспортная ориентация Тайваня и поиск новой модели роста Export-orientation of Taiwan and the search for a new growth model
Манойлова Белла Игоревна
Студент 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет
РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Manoilova Bella Igorevna
Student 4 term Faculty of Economics Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
После выбора экспортной индустриализации в качестве модели развития в 1960-е годы экономика Тайваня на протяжении десятилетий оставалась ориентированной на экспорт и активно вовлеченной в мировую торговлю. Специализация Тайваня на контрактном производстве электроники привела к появлению в экономике некоторых характерных особенностей: интеграции острова в глобальные цепочки добавленной стоимости, переносу целых производственных кластеров на материк, которые выступив в качестве драйверов экономического роста, уже практически исчерпали свой потенциал. Обзор особенностей тайваньской экспортоориентированной модели невозможен без оценки места КНР в экономике острова. «Два Китая» связаны тесными экономическими отношениями, которые превратили их в торговых и инвестиционных партнеров, однако дисбаланс в уровне влияния, которыми обладают стороны этого партнерства приводит к тому, что Тайвань начинает искать новые модели роста. В данной работе анализируются специфические черты ориентированной на экспорт экономики Тайваня, кратко характеризуются отношения острова с материковым Китаем, выделяются проблемы, с которыми сталкивается тайваньская экономика, и предлагаются пути их решения.
Annotation.
After embarking on a journey for growth guided by the export-oriented industrialization model, the export orientation of Taiwan's economy and its openness to international trade never receded in the following decades. Taiwan's specialization on contract manufacturing has given life to some peculiar traits of the island's economy: its integration in the global value chains, moving entire industrial clusters to Mainland China. All of this once a driver for economic development has now almost run out of its capacity for fostering growth. Reviewing the features of Taiwan's export-oriented model would not be possible without assessing the role the PRC in the island's economy. The "Two Chinas" are bound by economic relations, which has made them major trade and investment partners. However, the imbalance in power distribution within this partnership has led to Taiwan's search for new growth models. This article analyzes traits that are typical of Taiwan's export-oriented economy, gives a brief account of China-Taiwan economic relations, identifies problems that the island's economy is facing and outlines ways of approaching these issues.
Ключевые слова: экспортная ориентация, Тайвань, глобальные цепочки стоимости, международная торговля, экономический рост.
Key words: export orientation, Taiwan, global value chains, international trade, economic growth.
Международная торговля крайне важна для экономики Тайваня, где экспорт является одним из определяющих факторов экономического роста. По некоторым оценкам, Тайвань - одна из территорий, наиболее зависящих от международной торговли, наравне с Гонконгом и Сингапуром. [12] ВТО оценивает экономику острова как открытую международной торговле и глубоко интегрированную в глобальные цепочки создания стоимости, что отражается в стабильно высоком отношении объема торговли (сумма экспорта и импорта) к ВВП.
Несмотря на то что переход к модели экспортоориентированной экономики произошел на Тайване еще в середине ХХ века, и в текущем столетии экономический рост и торговля, в первую очередь экспортная, тесно взаимосвязаны. После мирового финансового кризиса 2008-2009 годов экономика Тайваня повторно пострадала
в 2015 году, когда параллельно с падением цены на нефть снизился спрос на электронику, которая является одной из важнейших статей тайваньского экспорта, что будет более подробно рассмотрено далее. В этот период рост ВВП Тайваня составил лишь 0,81% при том, что объем торговли уменьшился на 13,2% - здесь отчетливо проявляется связь объема торговли и темпов развития экономики. С 2016 года ситуация улучшилась, объемы экспорта и импорта выросли на 13% и 12% соответственно, а экономический рост в 2017 году достиг уже 2,86%. [5] Согласно Trade Policy Review: Chinese Taipei 2018, опубликованном ВТО, застой 2015 года удалось преодолеть благодаря увеличению производительности, которая привела к росту производства при сокращении рабочего времени, повысив конкурентоспособность Тайваня. [14]
Увеличение инвестиций в сети 5G способствовало повышению спроса на электронные компоненты, что в настоящее время оказывает стимулирующий эффект на производство на территории острова, позволяя экономике Тайваня выходить из кризиса, вызванного пандемией коронавируса с меньшими потерями по сравнению с другими странами региона. Именно конкурентоспособность Тайваня, обусловленная сравнительными преимуществами, и участие в цепочках добавленной стоимости определяют вектор развития экономики острова. Экспортная специализация Тайваня - производство электронного оборудования, узловых компонентов и полупроводников. Роль этого сектора в экономике Тайваня отражается в отраслевой структуре тайваньских компаний, входящих в рейтинг Fortune Global 500, где в 2019 году из десяти тайваньских ТНК, шесть (Foxconn Technology Group, Pegatron, Taiwan Semiconductor Manufacturing, Quanta Computer, Compal Electronics, Wistron) [1] специализировались на производстве электронных компонентов и изделий для ИТ- и телекоммуникационных систем.
Сейчас Тайвань производит 94% материнских плат, а Taiwan Semiconductor Manufacturing Company является основным поставщиком чипов для американских компаний Qualcomm и Nvidia. Этот пример -иллюстрация того, что концепция цепочек добавленной стоимости как нельзя лучше применима к Тайваню, поскольку в отраслях своей экспортной специализации он является контрактным производителем компонентов, которые впоследствии используются другим странами для создания конечных продуктов.
Однако в крупнейших тайваньских корпорациях происходят трансформации, также тесно связанные с теорией цепочек стоимости. Начиная как OEM (original equipment manufacturer), некоторые компании смогли продвинуться выше в цепочке добавленной стоимости и занять место ODM (original design manufacturer), самостоятельно занимаясь разработкой дизайна продуктов. Наиболее известные фирмы, прошедшие такой путь - Asus, Acer, HTC. Foxconn Technology Group, ведущий контрактный производитель электроники в мире, использует бизнес-модель eCMMS (e-enabled components, modules, moves, and service) [7], которая переводит его на качественно новый уровень. Помимо изготовления продукции по дизайну заказчика, Foxconn предоставляет услуги по самостоятельному дизайну и разработке, созданию отдельных стандартизированных компонентов и модулей, послепродажному обслуживанию и логистике. Таким образом, несмотря на кажущуюся внутреннюю интегрированность, компания отличается гибкостью, поскольку технологический процесс является открытым на каждом этапе. Тайваньские фирмы иллюстрируют новый тип ТНК - Dragon Multinationals, которые, не обладая ресурсами, необходимыми для успешной борьбы с более крупными конкурентами, используют модель LLL -linkage, leverage and learning (связи, мобилизация, обучение).
Однако несмотря на успешность многих компаний в продвижении вверх по цепочкам добавленной стоимости, существуют некоторые проблемы, связанные с интеграцией тайваньского бизнеса в мировые цепи поставок. Экспорт тайваньских фирм в значительной степени обеспечивается производством, расположенным за пределами острова, в том числе, в КНР. В сфере ИКТ до 85% экспорта создается за пределами Тайваня, в частности на территории материкового Китая. [11] Тайваньские фирмы, связанные друг с другом одним
технологическим процессом, в котором каждая компания специализируется на своей части, переносили производство на материк совместно, чтобы не разрывать сложившуюся цепочку. Таким образом, на материк были перемещены целые интегрированные цепи поставок, результатом чего стала модель «Центр и спутники», в которой поставщики группируются вокруг центральной компании, осуществляющей сборку и продажу конечных продуктов, а иногда и импорт ключевых компонентов с Тайваня. [4] В условиях торговой войны между Китаем и США тайваньские производители, расположившиеся на территории материкового Китая столкнулись с повышением тарифов на свою продукцию, и реакцией правительства на такое неблагоприятное изменение факторов внешней среду стало стимулирование возвращения крупнейших компаний обратно на остров. Политика поддержки местных производителей способствовала росту производства, поддержав экономику острова в том числе и в период пика пандемии.
Интеграция Китая в тайваньские цепи поставок обусловила паттерны движения товаров между двумя территориями. В результате можно наблюдать совпадение основных статей торговли между Тайванем и Китаем и отраслей, в которых сосредоточены тайваньские инвестиции. То же самое справедливо и в отношении торговли Тайваня со странами АСЕАН. Привлекательность этих экономик обусловлена разными факторами: Вьетнам предоставляет дешевую рабочую силу, Филиппины и Малайзия становятся площадкой для производства более технологически сложных товаров, которые затем экспортируются в Китай для дальнейшей обработки. Однако КНР по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Тайваня и главным направлением тайваньских прямых инвестиций. Торговля между двумя регионами начала осуществляться в конце 1980х годов и велась главным образом через Гонконг, где еще в 1980 КНР впервые приобрела товары, произведенные на Тайване, на сумму 80 млн. долл. [15], а в настоящее время общий объем торговли, зарегистрированный за весь период наблюдений с 1989 по 2019 год, составляет 1715 млрд. долл. США. [16]
Чрезмерная зависимость экономики Тайваня от КНР ставит экономику самого острова под угрозу. Тайваньские компании, в том числе и в секторах, где раньше им было обеспечено конкурентное преимущество, сейчас вынуждены конкурировать с китайскими производителями, которые уверенно завоевывают долю рынка и не уступают по качеству предлагаемых товаров и услуг. Положение контрактного производителя, поставляющего комплектующие для продуктов, которые затем продаются под брендами иностранных компаний, ставит Тайвань в положение сильной зависимости от условий производства. Такая модель опирается на минимизацию издержек, в том числе за счет сокращения затрат на рабочую силу. Если раньше Китай был привлекательной площадкой для перемещения производства благодаря дешевой рабочей силе, то сейчас ситуация радикально меняется, реальная заработная плата на материке непрерывно увеличивается, а вместе с ней увеличивается и стоимость земли, и арендная плата. Кроме того, имевшееся у Тайваня ранее преимуществе в виде технологий и практик управления бизнесом постепенно размывается, так как фирмы из материкового Китая теперь обладают таким же уровнем развития и могут конкурировать с тайваньским бизнесом.
Отношения с КНР во многом определяют особенности торговли Тайваня: неопределенный статус острова не позволяет ему официально вступать в региональные объединения и участвовать в многосторонних соглашениях о свободной торговле. Поэтому важной вехой развития торговых отношений между КНР и Тайванем стало их присоединение к ВТО, что было крайне важно для Тайваня с точки зрения укрепления его международного статуса. Кроме того, в условиях начинавшихся процессов регионализации в Юго-Восточной Азии, Тайваню было необходимо обеспечить для себя равные условия торговли, которые после присоединения к ВТО гарантировались режимом наибольшего благоприятствования. В первые десять лет участия Тайваня к ВТО его ВВП вырос на 34%, а объем внешней торговли - более чем на 100%. [2] Присоединение к ВТО также позволило малому и среднему бизнесу реализовать модель Dragon Multinationals, заявить о своем присутствии на
мировом рынке. Высокотехнологичные компании Acer, tsmc, HTC, и BenQ получили выгоды от доступа к мировому рынку на равных условиях. [10]
Другим способом поддержки компаний в сфере технологий стало подписание в 2015 году Соглашения по информационным технологиям (Information Technology Agreement), которое позволяет острову пользоваться преимуществами свободной торговли в конкретных секторах, поскольку экспорт 60% информационно-коммуникационной продукции Тайваня попадает под устанавливаемые соглашением нулевые тарифы, а тарифы на оставшиеся группы высокотехнологичных товаров будут снижены в течение нескольких следующих лет. [3]
Либерализация торгового режима оказала воздействие на приток иностранных инвестиций в экономику Тайваня, потому что связи острова с другими странами основаны на «торговле, порождаемой инвестициями» (investment-induced trade). Положение Тайваня в глобальных цепочках добавленной стоимости как OEM (Original equipment manufacturer) означает, что экспортируется промежуточная продукция, а поскольку сниженные пошлины благоприятствуют экспорту таких товаров, их производство становится привлекательным для иностранных инвесторов. Поэтому соглашения о свободной торговле важны для Тайваня и с точки зрения привлечения ПИИ.
Однако приток прямых инвестиций поставлен под угрозу снижением конкурентоспособности Тайваня из-за чрезмерной зарегулированности, законодательных ограничений ПИИ и медленно растущих заработных плат, которые вызывают отток капитала, в том числе человеческого, в Гонконг, Сингапур и материковый Китай, где талантливым тайваньским специалистам предоставляются рабочие места. «Утечка мозгов» - серьезная проблема экономики Тайваня и один из видов проявления «мягкой силы» Китая. Другую проблему представляют особенности ИКТ индустрии: короткий жизненный цикл товара, ограниченные возможности создания и внедрения инноваций и стремительные изменения рынка - все это ставит конкурентоспособность Тайваня под угрозу.
Из-за изменений внешней среды тайваньским предприятиям приходится меняться, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке. Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что в современных цепочках добавленной стоимости интересы производителей на разных уровнях связаны и что более глубокая интеграция с поставщиками и дистрибьюторами может способствовать снижению издержек. Авторы считают, что тайваньским предприятиям необходимо координировать свои действия с остальными звеньями цепи поставок и использовать эффект создания ценности за счет инноваций внутри цепи поставок (supply chain collaboration value innovation). [8]
В настоящее время Тайвань создает конкурентные преимущества в новых отраслях, признавая, что контрактное производство компонентов находится на грани исчерпания возможностей по поддержанию экономического роста, так как страны с более низкой стоимостью труда могут быстро занять лидирующие позиции. На Тайване число патентов на душу населения и по отношению к расходам на исследования и разработки самое большое в мире. [6] Поэтому неудивительно то, что акценты смещаются в пользу более инновационных отраслей, где в фокусе интеллектуальная собственность и современные достижения: виртуальная реальность, интернет вещей, умное здравоохранение, зеленая энергетика, умные города. Новая цель Тайваня - стать Кремниевой Долиной Азии, посредником между рынком США и ЮВА. Основой для достижения этой цели должно стать удобное географическое положение острова, который расположен примерно на равном расстоянии от Гонконга, Кореи, Японии, Индии, Индонезии, Таиланда и Вьетнама, а также созданные условия для инноваций и деловые связи, налаженные со многими странами. В докладе Всемирного экономического форума было отмечено, что центры инноваций в АТР - Япония, Корея и Тайвань - могли бы улучшить «мягкие» драйверы инноваций, чтобы достичь уровня Германии, США и Швейцарии. [13]
Для снижения зависимости экономики Тайваня от КНР администрацией президента Цай Ин-вэнь в 2016
году была объявлена политика ^ШЙЙЖ (New Southbound Policy - новая политика продвижения на юг),
направленная на увеличение количества партнеров Тайваня в международных экономических отношениях. Помимо стран АСЕАН, Австралии и Новой Зеландии, новая политика включает кооперацию с Индией, Бангладеш, Бутаном, Непалом, Пакистаном и Шри Ланкой. При этом основной акцент делается на партнерстве с Индией, которая благодаря размеру своей экономики и ориентированности на сотрудничество со странами ЮВА может в некоторой степени стать заменой материкового Китая для Тайваня. [9]
Основные инициативы Национального Совета Тайваня по Вопросам Развития (Taiwan National Development Council) включают:
Создание системы поддержки предпринимателей
Построение отношений с мировым центрами исследований и разработок
Переход от разработки электронных компонентов к разработке программного обеспечения
Финансовую поддержку и коммерциализацию инноваций, источниками которых выступают университеты и исследовательские институты
Выработку культуры инноваций с раннего возраста
Экономические меры повышения конкурентоспособности неразрывно связаны с местом острова в ГЦДС и международной торговлей. Они состоят в следующем: качественное изменение промышленной структуры, укрепление позиций в цепочках стоимости, повышение эффективности торговли (применение тарифов и антидемпинговых пошлин, участие в региональных торговых соглашениях).
Список используемой литературы:
1. 2019 Fortune Global 500 [Электронный ресурс] - URL : https://fortune.com/global500/2019/search/?hqcountry=Taiwan (дата обращения: 29.04.2020)
2. A decade of Taiwan WTO membership [Электронный ресурс] // URL : https://taiwantoday.tw/news.php?unit=2.23.45&post=2178 (дата обращения: 26.05.2020)
3. Chow. P. C. Y. Taiwan in International Economic Relations [Электронный ресурс] / P. C. Y. Chow // Orbis. - 2016. - Vol. 60. № 4. - Р. 531 - 549. - URL :
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0030438716300527?via%3Dihub (дата обращения: 05.03.2020)
4. Cross Taiwan Strait Relations in an Era of Technological Change. Security. Economic and Cultural Dimensions / edited by P. I. Crookes and J. Knoerich. - Palgrave Macmillan. 2015. - 198 p.
5. Economy: Fact Focus [Электронный ресурс] // The official website of the Republic of China. -URL : https://taiwan.gov.tw/content 7.php (дата обращения: 19.07.2020)
6. Greenwald. M. How Taiwan Is Reinventing Its National Culture From Manufacturing Efficiency To Innovation And IP [Электронный ресурс] / Michelle Greenwald // Forbes Magazine. - 2017. - URL : https://www.forbes.com/sites/michellegreenwald/2017/02/07/how-taiwan-is-reinventing-its-national-culture-from-manufacturing-efficiency-to-innovation-ip/#b3dd1c166500 (дата обращения: 19.07.2020)
7. Hon Hai/Foxconn Technology Group Business Philosophy [Электронный ресурс] - URL : https://www.foxconn.com/GroupProfile_En/BusinessPhilosophy.html (дата обращения: 20.12.2019)
8. Liao. Sh.-Hs. Assessing the influence of supply chain collaboration value innovation. supply chain capability and competitive advantage in Taiwan's networking communication industry [Электронный ресурс] / Shu-Hsien Liao. Da-Chian Hu. Li-Wen Ding // International Journal of Production Economics. - 2017. - Vol. 191. - P. 143-153. - URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0925527317301615 (дата обращения: 05.06.2020)
9. Linjing. W.. Fei. L. An evaluation and analysis for Taiwan's "New Southbound Policy" [Электронный ресурс] / Wu Linjing. Li Fei // Taiwan Studies. - 2017. - №4. - Р. 66 - 72. - URL: proxy.library.spbu.ru:2814/dms/ (дата обращения: 05.06.2020)
10. Liu. J. Y.-Sh. Efficiency vs. Equality: Duality in Global Trade Mechanism - Exploring the Case of Taiwan and China [Электронный ресурс] / James Yu-Shan Liu // Business Innovation and Technology Management (APBITM). 2011 IEEE International Summer Conference of Asia Pacific. - 2011. - 3 p. - URL : proxy.library.spbu.ru:4195//KDoc/docdown/pubdownload.aspx?dk=kdoc%3apdfdown%3ace2a96280af167cde6821df6 6ad0133b (дата обращения: 15.06.2020)
11. Meltzer. J. Taiwan's Economic Opportunities and Challenges and The Importance of the TransPacific Partnership [Электронный ресурс] / Joshua Meltzer // East Asia Policy Paper. - 2014. -№2. - P. 1 - 15. -
URL : https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/taiwan-trans-pacific-partnership-meltzer-012014.pdf (дата обращения: 26.06.2020)
12. Reilly, M. Taiwan and Free Trade Agreements - Missing the Wood for the Trees? [Электронный ресурс] / Michael Reilly // Asia Dialogue - The online magazine of the University of Nottingham Asia Research Institute. - 2016. - URL : https://freasiadialogue.com/2016/09/13/taiwan-and-free-trade-agreements-missing-the-wood-for-the-trees/ (дата обращения: 16.03.2020)
13. The Global Competitiveness Report 2018 [Электронный ресурс] // World Economic Forum 2018. -2018. - URL : http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/chapter-2-regional-and-country-analysis/ (дата обращения: 29.03.2020)
14. Trade Policy Review 2018: Separate Customs Territory of Taiwan, Penghu, Kinmen and Matsu's (Chinese Taipei) [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - URL : https://www.wto.org/english/tratop e/tpr e/s377 sum e.pdf (дата обращения: 19.02.2020)
15. Tung, Ch.-Y. Economic Relations Between Taiwan And China [Электронный ресурс] / Chen-Yuan Tung // Unisci Discussion Papers. - 2004. - 7 p. - URL : http://www.unisci.es/wp-content/uploads/2017/05/TUNG4M.pdf (дата обращения: 07.04.2019)
16. Value of Exports and Imports by Country [Электронный ресурс] // Bureau of Trade - Trade Statistics. - URL : https://cus93.trade.gov.tw/FSCE040F/FSCE040F (дата обращения: 25.03.2020)