УДК: 339.564
Пивненко М. А.
магистрант направления «Экономика» Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
ЭКСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
В работе рассмотрено понятие экспорта и состояние экспортной деятельности России на современном этапе развития. Выделены основные проблемы развития экспорта и возможные пути их решения. Проанализированы возможности переориентации и диверсификации экспортной деятельности Российской Федерации в ближайшем будущем.
Ключевые слова: экспорт, экспортная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, диверсификация экспортной деятельности страны.
С внешней экономической деятельностью страны тесно связана экспортная деятельность. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами [1].
В общем виде экспорт можно определить как совокупную способность, соответственно, предприятий, отраслей народного хозяйства и экономики в целом производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, конкурентоспособную на внешних рынках, оказывать услуги иностранным лицам (юридическим и физическим), а также вывозить капитал за границу в определенный исторический момент.
В настоящее время одним из важных направлений экономической политики Российской Федерации является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте, а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России.
Еще в начале 1990-х годов рассматривались работы с определением подходов для проведения реструктуризации экономики, стимулирования роста определенных направлений производства. Однако все это так и оставалось на уровне рассуждений. По прошествии более чем 20-ти лет ситуация в корне изменилась и необходимость приведения в действие всех этих планов и подходов является особо актуальной, т.к. многие производства утеряны и на сегодняшний день не могут быть просто модернизированы, встает вопрос о «реанимации» многих видов производств, т. к. их утрата приводит к значительному отставанию в развитии и зависимости от других стран [2].
Для России последние годы ознаменовались рядом факторов, которые в совокупности оказывали негативное воздействие на развитие научно-технического прогресса, машиностроения, электроники и других инновационных отраслей, что влияет на снижения экономического роста и увеличения зависимости от других стран. Такими факторами
являются: укрепление сырьевого сектора, инвестиции в сектор услуг, а не в промышленность, снижение числа научных разработок в сфере промышленности, рост экспорта сырья и импорта оборудования, технологий, машин, что на данный момент, в силу введения США, станами ЕС и другими союзниками нашей страны определенных санкций, может еще больше усугубить проблемы, существовавшие в экономике и ранее.
Ключевым рычагом давления сейчас стали экономические санкции вышеназванных стран, которые ограничивают возможности участия российских хозяйствующих субъектов в международных торгово-инвестиционных связях и проектах технологического сотрудничества. Как результат, на данный момент наступает тот критический пик необходимости проведения реструктуризации, переориентации и диверсификации, направленной на поддержку и развитие национального производителя по всем отраслям, в частности, самой масштабной — промышленности.
Россия, обладающая статусом крупнейшего государства мира по площади занимаемой территории, по запасам энергетических, минеральных, природных ресурсов, полезных ископаемых имеет значительные конкурентные преимущества перед другими странами для диверсификации и увеличения нереализованного в полных объемах экспортного потенциала путем рациональной эксплуатации естественно-географических ресурсов.
Основу экономической мощи России составляет минерально-сырьевой комплекс, который беспощадно отправляется на экспорт. Наша страна имеет крупнейшие в мире разведанные запасы природного газа, при этом считается одним из самых крупных его производителей, государство разделяет первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Специализация российской экономики на топливно-сырьевых и энергетических товарах несет в себе значительные риски, связанные с перепадами в масштабах и стабильности экспортных доходов в долгосрочной перспективе [3]. Наиболее реальным резервом расширения и диверсификации национального экспорта является последовательная коммерциализация преимуществ от географически выгодного расположения. Значительная, разнообразная по природно-климатическим и культурно-историческим условиям, социально-экономическому укладу российская территория предоставляет хорошие возможности для существенного увеличения экспорта туристических услуг за счет развития экологического, приключенческого, спортивного, экстремального, сельского, лечебно-оздоровительного и других видов туризма [4]. Сейчас Россия располагает самыми разнообразными возможностями по увеличению объемов транзитных перевозок и коммуникаций. Во-первых, это вся совокупность трансконтинентальных транспортных маршрутов большой протяженности. Во-вторых, важную роль в развитии транзитного потенциала страны играет ее участие в формировании и совершенствовании транспортных коридоров при одновременном интегрировании в них внутрироссийских региональных транспортных узлов и систем [5]. Значительными возможностями диверсификации экспорта обладают и высокотехнологичные отрасли, такие как авиационная и электронная, но все же они связаны не с техно- и капиталоемким основным производством, а с использованием уже имеющихся мощностей и технических решений. Государство пытается увеличить роль малых предприятий в экономике, в связи с этим создаются благоприятные условия для участия национальных малых предприятий в совместных проектах с фирмами, заинтересованными в освоении российского рынка. Привлечение зарубежных капиталов в отечественный малый бизнес будет способствовать технологической модернизации, коммерциализации имеющихся научно-технических разработок и созданию новых наработок и заготовок в экспортной области. Также значительную роль имеет расширение научно-технического сотрудничества малых предприятий Российской Федерации с зарубежными внедренческими фирмами [6]. Одним из главных элементов в политике диверсификации становится повышение уровня обработки первичных ресурсов, или, как его называют эволюционный факторный апгрейдинг.
Глубокая переработка сырья обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз, в том числе стоимость древесины, переработанной в строительные материалы, возрастает в 4-6 раз, алмазов, превращенных в бриллианты, а затем и в украшения — в 6-12 раз, сырой нефти, преобразованной в продукты нефтехимии — в 6-10 раз. Вместе с тем за всю историю Россия, в отличие от большинства зарубежных стран, не смогла развить свою разнообразную, но в целом низкотехнологичную сырьевую специализацию в нечто большее, основанное на повышении глубины и качества переработки первичных ресурсов, модернизации смежных и обслуживающих отраслей. В условиях переходного периода «сырьевая» компонента в отечественном экспорте еще более возросла и достигла рекордных значений в 2012-2015 гг. [5]. Сегодня российский экспорт показывает доминирование сырья и первичных форм продукции по всем главным торговым группам. Структура экспорта нефтяной отрасли говорит о преобладании более, чем на 80 % нефти и мазута; в цветной металлургии большую часть занимают первичные металлы, отходы и лом; в химической промышленности — 80 % экспорта представлены основными продуктами органической и неорганической химии, удобрения, полимеры в первичных формах и синтетический каучук; в лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 70 % — поставки круглого леса, самых простых лесоматериалов и целлюлозы; в черной металлургии доля первичного металла, лома и отходов, полуфабрикатов из углеродистой стали достигает 40-45%. Существенным сдерживающим фактором развития перерабатывающих стадий отечественного производства выступает так называемый эффект отрицательной добавленной стоимости, усиливающийся по мере физического и морального старения основных фондов. В ряде случаев транспортные затраты на вывоз обработанных товаров существенно превышают расходы по экспорту сырья. Для решения рассматриваемых проблем необходим комплекс мер, включая налоговые, — восстановление инвестиционного налогового кредита и снижение НДС, а также по оптимизации тарифов на продукцию/услуги естественных монополий [5]. Положительными примерами эволюционного факторного апгрейдинга в российских условиях является активная позиция отечественных обрабатывающих производств, противостоящих малоэффективной регулирующей системе. В обмене технологиями проблема «сырьевой» компоненты проявляется достаточно остро. Большинство экспортируемых Россией технологий рождаются в сфере науки и научного обслуживания — 70 % от общего числа сделок и 38 % по стоимости, где основная сила — интеллектуальный потенциал, но слабо используются возможности современной технологической инфраструктуры, экспериментального производства и рыночной апробации предлагаемых решений из-за нехватки венчурного финансирования и устаревшей технической базы. Низкая степень коммерциализации процесса НИОКР и «рыночной» готовности реализуемых технологий является наиболее значимым фактором, снижающим эффективность участия России в международном технологическом обмене. Улучшение финансового состояния отечественной науки, выдвигаемое сегодня в числе приоритетных государственных задач, наряду с развитием сети патентных услуг, позволяет рассчитывать на постепенную эволюцию наиболее продвинутых НИОКР до патентной стадии. Еще одним направлением диверсификации экспортной специализации России является диверсификации в условиях реализации ресурсно-инновационной модели развития экономики. По сравнению с двумя предыдущими методами, инновационная диверсификация представляет большие трудности, но, в целом, возможна.
Уникальность российской ситуации в том, что она сочетает в себе одновременно такие конкурентообразующие факторы, как широкий доступ к природным ресурсам, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, развитая промышленная инфраструктура, высокий интеллектуальный и научно-технический потенциал кадров. В отличие от западных стран, где инновационная экономика, прежде всего, означает постоянное обновление ассортимента товаров и услуг на рынке, призванных заключать в себе последние достижения научно-технического прогресса, для России инновационный
характер имеет уже само по себе движение вверх по технологической цепочке, позволяющее сочетать всю совокупность конкурентообразующих факторов, то есть, ресурсных, трудовых, интеллектуальных и производственных. Ресурсно-инновационная модель, рождающаяся из совокупности конкурентообразующих факторов, позволяет преодолеть низкую производительность, преобладающую в народном хозяйстве, за счет сравнительно дешевых первичных факторов производства и эффективной интеллектуальной, научно-технической составляющей производственных процессов [5]. Успешное осуществление целей и задач инновационной диверсификации в решающей степени зависит от соблюдения трех основных условий. Во-первых, необходима высокая мобильность факторов производства и предпринимательского сектора в целом, позволяющая быстро адаптировать структуру производства к меняющимся общественным потребностям. Во-вторых, инновационный бизнес должен быть глубоко интегрирован во все сектора экономики, опираться на развитую инфраструктуру и господдержку. В-третьих, на микроуровне важно стимулировать широкое распространение и активное использование инновационных стратегий как средства завоевания и удержания рыночных преимуществ, особое внимание нужно уделяться развитию науки. Таким образом, политика инновационной диверсификации экспорта становится практической задачей, соответствующей и поддерживающей общеэкономическую стратегию государства.
В ближайшие годы для России главной стратегической целью является реализация стратегии инновационного развития, в которой приоритетными считаются отрасли, формирующие воспроизводственное ядро нового технологического уклада — информационно-коммуникационные технологии, наноиндустрия, биоиндустрия и фармацевтика [7, с. 166].
Решением всех проблем в стране эксперты выделяют политику импортозамещения. Ведущие специалисты говорят, что источник роста экономики нужно искать внутри страны, вкладывать деньги в оборудование, в развитие собственной инфраструктуры [8].
Но есть и факторы, которые могут сделать «глобальное» импортозамещение маловероятным, такие как: отсутствие значительных резервов свободных мощностей и рабочей силы; отсутствие доступа к западным рынкам капитала и технологий, что не даст возможность провести быстрое повышение уровня производительности и технологическую модернизацию; невысокая конкурентоспособность легкой промышленности, что не позволит легко занять лидирующие позиции в замещении импорта, даже при увеличении госзаказов.
Продукция металлургического комплекса, АПК, химии, фармацевтики, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и отрасли оборонно-промышленного комплекса имеет более позитивные тенденции, т.к. рост госзакупок и внутреннего спроса будет поднимать уровень конкурентоспособности продуктов быстрее, но также будет заметен «эффект влияния» нехватки зарубежных технологий. Видно, что сложностей много, но много и возможностей.
В стране есть все необходимые ресурсы для потенциального роста. В силу имеющейся ситуации все большего значения получат двусторонние и многосторонние договоры, в частности с Европейским экономическим союзом, странами БРИКС, Южноафриканскими странами, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. ЕАЭС позволит создавать совместные финансовые институты, на которые не будут оказывать влияние западными санкции, развивать отраслевое сотрудничество для развития высоких технологий, увеличить госзаказ на российскую продукцию, тем самым повышая ее конкурентоспособность на мировых рынках. Страны Южной Африки выгодны как политический партнер, имеющий значительную часть голосов в ООН. Сотрудничество с Индией даст возможность толчка в военно-технической и агропромышленной сферах. Китай станет определенным «перевалочным пунктом» для доступа России к западным технологиям, т.к. Китай создает консорциумы с компаниями Запада и, как следствие, данные компании смогут сотрудничать с российскими [9].
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все негативные моменты, полученные от санкций, Россия, при ее современном статусе сырьевой державы, получила значительный толчок в направлении реиндустриализации, диверсификации и поднятии многих значимых отраслей страны, прежде всего, перерабатывающих. При этом основные внедряемые технологии современной переработки должны быть основаны на применении высокотехнологичных промышленных технологий, независимо от сектора экономики: промышленный (машиностроение, станкостроение, самолетостроение и др.), сельскохозяйственный, оборонный и т. д. Государство должно переориентировать акценты в пользу реальных промышленных инвестиций.
Нынешняя политика страны направлена на развитие отечественного производителя и подъем уже давно забытых отраслей при помощи осуществления экономических реформ. Главной целью России на сегодняшний день является создание современной и высокотехнологичной промышленности, которая в итоге приведет к полной независимости и суверенитету страны. И при четко выделенной цели и взвешенной политике преодоление санкций принесет успех, как в оздоровлении экономического состояния страны, так и в усиления роли и влияния страны на мировом рынке.
Литература
1. Экономика, экономическая теория / Международная торговля: направления и методика анализа. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=139
2. Сухарев, О. С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения. — [Электронный ресурс]: Приоритеты России. — 2013. — № 24. — 24 с. — Режим доступа: http://inecon.org/docs/suharev /ni2413-02.pdf
3. Черничко, К. В., Шутаева, Е. А. Россия в мировом геоэкономическом пространстве: анализ основных показателей // Современные научные исследования и инновации. [Электронный ресурс], 2015. — №11, Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59305
4. Кузьмин, С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций / Экономист — Москва, 2002. — №1, С. 14-25.
5. Базарова, Ю. Н. Пути диверсификации экспортной деятельности России [Электронный ресурс]: Мировая экономика. — 2014. — № 4. — С. 87-88. — Режим доступа: http://greconomy.ru/files/ARHIV/10-11.10.2014/Greconomy 4.pdf#page=87.
6. Шутаева, Е. А., Побирченко, В. В. Научно-технологический комплекс России, основные этапы его формирования // Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения: сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции — Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» — 2016. — С. 5-11.
7. Побирченко, В. В., Шутаева, Е. А. Россия в новой системе мирохозяйственных отношений: адаптация к глобальным вызовам и тенденциям. Экономический рост и финансовые рынки: глобальные перспективы: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Экономический рост и финансовые рынки: глобальные перспективы» / под ред. Н. А. Красновой; НОО «Профессиональная наука». — Санкт-Петербург: Изд-во ИП Краснова Н.А., 2016. — С. 161-169.
8. Долгошеева, В. И. Новые горизонты [Электронный ресурс] / Высшая школа менеджмента СПбГУ. — Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/ pressa/pressa_vshm/ vshm_spbgu v smi 02 2016/gde brat den gi/
9. Объектом реиндустриализации России должны стать все сферы, осваивающие новые технологии [Электронный ресурс]: Информационное агентство. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1897432.html