Научная статья на тему 'Экспорт продукции АПК: проблемы и основные ориентиры развития'

Экспорт продукции АПК: проблемы и основные ориентиры развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНОВУЮ КОНЪЮНКТУРУ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА / EXPORT OPPORTUNITIES FOR AGRICULTURAL COMPLEX / EXPORT AND IMPORT POLICY / ITS IMPACT ON THE PRICE IN THE DOMESTIC MARKE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митин Сергей Герасимович, Серегин Сергей Николаевич, Сысоев Георгий Владимирович

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного комплекса указывают на низкий уровень планирования, как в производстве продукции, так и в ее продвижение на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов организаций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия, необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются. Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование без барьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митин Сергей Герасимович, Серегин Сергей Николаевич, Сысоев Георгий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export of the agricultural product: issues and key development directions

The lack of balance in the agriculture complex development results from the low level of planning, both of the product production and its promotion in domestic and foreign markets. This imbalance leads to the income decrease by the organizations, engaged in agricultural production and water resources extraction, and the processing plants, as well as to the increase of costs on the product storage and delivery to the consumer. A project of the export development to the world food markets can become one of the main ways to solve this problem. All the necessary resources for the project implementation are available in our country now. The basic elements of the Federal project include the development of raw materials base and final product production, the elimination of barriers for the product promotion in the foreign markets, the creation of modern infrastructure for the product distribution and storage, the projects aimed at promotion and positioning of the Russian products under the umbrella brands.

Текст научной работы на тему «Экспорт продукции АПК: проблемы и основные ориентиры развития»

2

ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ

АПК: ПРОБЛЕМЫ

И ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

РАЗВИТИЯ

EXPORT OF THE

AGRICULTURAL

PRODUCT: ISSUES

AND KEY DEVELOPMENT

DIRECTIONS

МИТИН СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВИЧ

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике, член Правления ВЭО России, доктор экономических наук, профессор

SERGEY G. MITIN

First deputy Chairman for agro-industrial policy at the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, member of the Board of the VEO of Russia, Dr.Sc.Econ., Professor

СЕРЕГИН СЕРГЕИ НИКОЛАЕВИЧ

Ответственный секретарь президиума ФГБНУ ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, доктор экономических наук, профессор

SERGEY N. SEREGIN

Executive Secretary of the Presidium of the Federal Science Center for food systems named by V.M. Gorbatov at the Russian Academy of Sciences, Dr.Sc.Econ., professor

СЫСОЕВ ГЕОРГИИ ВЛАДИМИРОВИЧ

Заместитель ответственного секретаря Экспертного совета при Временной комиссии Совета Федерации по вопросам законодательного обеспечения развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации, член городского совета при Общественной палате Н. Новгорода

GEORGE V. SYSOEV

Deputy Executive Secretary of the Expert Council under the Temporary Commission on the legislative support of the Russian agricultural technological base Development at the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, member of the Public Chamber of Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов органи-

заций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия, необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются.

Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование без барьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами. ABSTRACT

The Lack of balance in the agriculture complex development results from the low level of planning, both of the product production and its promotion in domestic and foreign markets. This imbalance leads to the income decrease by the organizations, engaged in agricultural production and water resources extraction, and the processing plants, as well as to the increase of costs on the product storage and delivery to the consumer. A project of the export development to the world food markets can become one of the main ways to solve this problem. All the necessary resources for the project implementation are available in our country now. The basic elements of the Federal project include the development of raw materials base and final product production, the elimination of barriers for the product promotion in the foreign markets, the creation of modern infrastructure for the product distribution and storage, the projects aimed at promotion and positioning of the Russian products under the umbrella brands.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экспортные возможности агропромышленного комплекса, экспортно-импортная политика, ее влияние на ценовую конъюнктуру внутреннего рынка. BYWORDS

Export opportunities for agricultural complex, export and import policy, its impact on the price in the domestic market.

Рост численности населения, повышение благосостояния в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает более половины населения планеты, приводит к увеличению спроса на продовольствие и сельхозпродукцию. С другой стороны, изменение климата снижает агроклиматический потенциал планеты, различные зоны традиционного земледелия становятся непригодными для сельскохозяйственного производства. Оценки экономического ущерба от деградации земель для развивающихся стран колеблются в диапазоне 1-7% от ВВП в год. Все эти негативные процессы, происходящие под воздействием активной хозяйственной деятельности человека, сужают возможности обеспечения продовольствием в различных странах только за счет собственных ресурсов. Технологии генно-инженерной модификации и клонирования не смогут в обозримой перспективе занять ниши на агропродо-вольственных рынках многих стран ввиду общественного сопротивления этим продуктам. Названные причины заставляют правительства стран заниматься импортом недостающих видов продовольствия для обеспечения населения основными продуктами питания и сохранения социальной стабильности в обществе.

Проведение экспансии российского экспорта на агро-продовольственные рынки других стран потребует от российских производителей повышения качества поставляемой продукции. Выполнить эту задачу возможно только при условии создания современных технологий и технологического оборудования, внедрение которых в промышленность позволит вырабатывать продукцию глубокой переработки, имеющую более высокую стоимость. Пока эти требования не в полной мере отвечают запросам современного рынка продовольствия, продукция на экспорт поставляется в основном в непереработанном виде, что приводит к финансовым потерям компаний и экономики страны в целом.

Расширение платформы для разработки и реализации научно-технологических новаций в агропромышленном комплексе (АПК), с учетом складывающихся внешних и внутренних факторов, позволит достигнуть поставленных целей по диверсификации экспортной продукции.

Проведение данной работы сопряжено с разработкой необходимой институциональной базы и экономических механизмов, применение которых сформирует необходимые предпосылки для расположения российских компаний в верхнем уровне на глобальных рынках продовольствия.

Россия имеет необходимые ресурсы и научную базу, чтобы в обозримой перспективе стать мировым поставщиком высококачественных и экологически чистых видов продовольствия, наравне с США, Евросоюзом.

Чтобы увязать инновационные и управленческие задачи в единую платформу, нужна современная система информационного обеспечения всех участников проекта — это необходимое условие для своевременного принятия эконо-

мически обоснованных управленческих решений, а с другой стороны это позволит нивелировать возникающие угрозы и вызовы внутреннего и внешнего характера.

Анализ развития агропромышленного комплекса России за последние годы показывает устойчивый положительный тренд, который стал возможен благодаря законодательному закреплению агропромышленного комплекса как одного из наиболее социально значимых секторов национальной экономики и принятию эффективных мер его государственной поддержки. Это позволило аграрному сектору занять лидирующее положение среди других отраслей народного хозяйства в структуре промышленного производства.

Несмотря на достигнутые успехи в развитии агропромышленного производства сохраняется ряд проблем системного характера, требующих от государства принятия мер, разработки соответствующих программных документов и выполнения дополнительных средств федерального бюджета для их выполнения.

В последние годы наблюдается определенный дисбаланс между увеличением объемов сельскохозяйственного производства и хранением, транспортировкой, переработкой и доставкой продукции до конечного потребителя.

За период 2012-2017 гг. наблюдается устойчивое превышение роста производства сельскохозяйственной продукции над промышленным производством: 114,8% против 104,1%. Темпы прироста добавленной стоимости в российском сельском хозяйстве ниже среднемировых; глубина переработки сельскохозяйственного сырья не превышает 60%. Наблюдается низкий уровень развития инфраструктуры хранения и логистики, вызывающий возникновение потерь до 20% продукции.

Наличие дисбалансов в развитии агропромышленного комплекса указывает на низкий уровень планирования, как в производстве агропродовольственной продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение готовой продукции и затовариванию внутреннего продовольственного рынка.

Уровень инвестиционной активности в сельскохозяйственном секторе продолжает оставаться низким, что сдерживает темпы его технико-технологического обновления. Экономические условия функционирования АПК России и уровень его технологической оснащенности являются определяющими факторами отставания по показателям эффективности и продуктивности от мировых стран-лидеров. Сохраняется высокая зависимость отраслей сельского хозяйства от зарубежных агротехнологий и применяемой сельскохозяйственной техники, что повышает риски неконкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта агро-продовольственной продукции. Для реализации проекта Россия располагает 9% мировых сельхозугодий, 20% ресурсов пресной воды, 18% лесных ресурсов, занимает одно из лидирующих мест по производству минеральных удобрений. При этом аграрной наукой наработан значительный опыт, позволяющий ускорить научно-технологическое развитие АПК и при необходимом и достаточном уровне инвестиций провести модернизацию материально-техни-

ческой базы всех отраслей российского сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Реализация широкомасштабного проекта по расширению экспорта продукции российского АПК нуждается в проведении серьезной работы по анализу статистики мировой торговли, торговли в формате ЕАЭС с тем, чтобы вырабатывать необходимые эффективные механизмы в контексте принятых обязательств перед зарубежными партнерами. Внимательного изучения требуют вопросы доступа на зарубежные рынки с учетом действующих там нормативных правовых актов регулирования продовольственных рынков, устанавливающие барьеры на пути продвижения на них российской продукции.

Анализ данных ВТО по обзору статистики мировой торговли показал, что в 2016 году общемировой экспорт товаров составил порядка 16 трлн долл. США, при этом на долю аграрной продукции пришлось примерно 1,42 трлн долл. США. Основными мировыми экспортерами продукции АПК являются США — общий объем экспорта продукции АПК в 2016 году составил 140,9 млрд долл. США, Нидерланды — 90,1 млрд долл. США, Германия — 81,4 млрд долл. США, Китай — 71,1 млрд долл. США.

Для сравнения, экспорт продукции АПК по итогам 2018 года составил 24,9 млрд долл. США. Несмотря на рост в 5,5 раза за последние 13 лет экспорт продукции российского агропромышленного комплекса продолжает в разы отставать от показателей мировых стран-лидеров.

По данным ФТС России, прирост агроэкспорта в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 20,2% или 4,2 млрд долл. США (в 2017 году — 21,2% или 3,6 млрд долл. США). Наибольший вклад в данный прирост внесли зерновая от-

_

расль (70,9%) и рыбохозяйственный комплекс (19%), продемонстрировавшие в 2018 году рост на 39,6% и 22,9% соответственно.

■ ' >кПШ[}| ■ Импорт ■ ('л.[b in

Динамика внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием 2009-2018 гг., млрд долл. США1

Среди основных экспортных товарных групп — традиционно зерновые, рыба и морепродукты, растительные масла, а также кондитерские изделия, корма, маслосемена, напитки, мясо.

Основными направлениями экспорта являются страны Африки, АТР, СНГ, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Лидерами по импорту продукции российского АПК являются Китай (10,1%, главным образом, мороженая рыба и растительные масла), Египет (8,6%, зерновые и растительные масла), Турция (7,5%, зерновые, растительные масла и кор-

1 Рассчитано авторами на основании данных таможенной статистики.

ма), Республика Корея (6,4%, рыба и зерновые), Казахстан (6,1%, мука, маслосемена, растительные масла и табак) и Республика Беларусь (5,0%, семена масличных, мучная продукция, растительные масла).

В текущем году стоимостной объем экспорта продукции АПК сохранился на уровне показателя 2018 года, составив за I квартал 2019 г. 5,73 млрд долл. США, что обеспечено главным образом ростом поставок за рубеж муки (на 26%), рыбы и морепродуктов (на 23,1%), растительных масел (на 21,9%), кормов (на 18%).

В настоящее время реализуется целый комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки российским экспорт-ориентированным компаниям через АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ).

В 2017 году группой РЭЦ поддержка экспорта продукции АПК оказана в объеме 1,2 млрд долл. США (8% от общего объема оказанной поддержки) по инструментам

Структура поддержки экспорта продукции АПК в 2017-2018 гг.,

млн долл. США

Мера поддержки Объем поддержанного агроэкспорта

2017 г. 2018 г. 2018 г./ 2017 г.

Страховая поддержка 460,1 545,6 118,6

Кредитно-гарантийная поддержка (без АО «ЭКСАР») 70,0 13,9 19,9

Нефинансовая и агентская поддержка 793,3 6809,3 в 8,6 р.

ВСЕГО 1204,6 7368,8 в 6,1 р.

т

страховой, кредитно-гарантийной и нефинансовой поддержки. География поддержанного экспорта АПК — более 60 стран. В 2018 году объем поддержанного группой РЭЦ экспорта продукции АПК вырос по сравнению с 2017 годом в 6 раз и составил 7,4 млрд долл. США или 21,1% от общего объема. Поставки осуществлялись более чем в 100 стран.

Помимо инструментов страховой и кредитно-гарантий-ной поддержки экспортеров, РЭЦ предоставляет нефинансовую поддержку, в том числе проведение анализа внешних рынков, поддержку продвижения продуктов на внешние рынки, логистическое сопровождение и др.

Следует отметить, что несмотря на рост российского экспорта сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, по-прежнему импорт превышает экспорт. В 2018 году доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта составила 12,5%, в2017—12,7%.Стоимостнойобъемввозаэтойпродукциивозрос на 2,8% по сравнению с 2017 годом.

Факторами, сдерживающими качественное увеличение объемов экспорта продукции АПК, являются:

— недостаточность объемов производства, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью;

— низкая конкурентоспособность части производимой продукции;

— ограничения экспортной логистической инфраструктуры: дефицит мощностей по хранению сельхозпродукции, недостаток мультитоварных оптово-распределительных центров, специализированного подвижного состава, высокая нагрузка на инфраструктуру в периоды пиковых объемов экспорта;

— недостатки в организации ветеринарной и фитоса-нитарной сертификации продукции агропромышленного комплекса;

— недостаточно эффективная система продвижения российской продукции на внешних рынках;

— нехватка квалифицированных кадров по ведению внешнеэкономической деятельности в АПК, владеющих знаниями в сфере регулирования многосторонней торговой системы.

Следует отметить, что значимым фактором, определяющим возможность производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия с высокой добавленной стоимостью, является развитие отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, по предварительной оценке, в 2018 году составил 113,6 млрд руб., что на 16% больше, чем в 2017 году. При этом доля отечественного оборудования на внутреннем рынке России не превысила 42%. Объем произведенной продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Российской Федерации за 2018 год оценивается в 53,4 млрд руб., что на 16% больше, чем за 2017 год. За январь — март 2019 года производство пищевого оборудования составило 14,7 млрд руб., превысив аналогичный показатель прошлого года на 10%. Наибольший рост продемонстрирован в выпуске оборудования для обработки и переработки молока (на 26%). Рыночная доля отечественного оборудования за январь — март 2019 года составила 45%.

Экспорт машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности за период январь — март 2019

года увеличился на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 1,6 млрд рублей. Доля экспорта в производстве при этом составила 11%.

Для повышения конкурентоспособности данной отрасли АПК, увеличения доли отечественного современного оборудования, Минпромторгом России реализуется целый комплекс мер поддержки внутреннего спроса на продукцию отечественного пищевого машиностроения. Федеральным бюджетом на реализацию программы поддержки (для всех секторов машиностроения, подпадающих под субсидирование) на период 2019-2021 гг. предусмотрены следующие объемы бюджетных ассигнований: 2019 год — 2,52 млрд руб., 2020 год — 3,6 млрд руб. и 2021 год — 3,1 млрд руб.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 предусмотрено увеличение к 2024 году объема экспорта продукции АПК в стоимостном выражении до 45 млрд долл. США, что соответствует росту в 2,2 раза относительно 2017 года.

По оценке отраслевых экспертов, при сохранении существующих темпов роста АПК, то есть при реализации инерционного сценария с действующими мерами и объемами господдержки, текущим уровнем развития агрологистической инфраструктуры, заградительных барьеров и усилий по продвижению продукции, возможно достижение к 2024 году объемов агроэкспорта в размере не более 30—35 млрд долл. США.

Для решения поставленных Президентом РФ задач реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт» и федеральный проект «Экспорт продукции АПК».

В соответствии с паспортом национального проекта достичь целевого показателя планируется за счет следующих товарных групп:

— зерновые (+3,9 млрд долл. США к 2024 году до 11,4 млрд долл. США);

— продукция масложировой отрасли (+5,4 млрд долл. США к 2024 году до 8,6 млрд долл. США);

— продукция пищевой и перерабатывающей промышленности (+5,2 млрд долл. в США к 2024 году до 8,6 млрд долл. США);

— рыба и морепродукты (+4,1 млрд долл. США к 2024 до 8,5 млрд долл. США);

— мясная и молочная продукция (+2,2 млрд долл. США к 2024 году до 2,8 млрд долл. США);

— прочие отрасли АПК (+3,5 млрд долл. США к 2024 году до 5,5 млрд долл. США).

Достижение целевых показателей во многом будет определяться темпами повышения эффективности производства. Так, в растениеводстве увеличение урожайности может быть достигнуто посредством сохранения и повышения плодородия почв, раскисления значительной части посевных площадей, наращивания применения минеральных и органических удобрений, использования высокопродуктивных и районированных сортов, а также сортов высокой репродукции, применения на значительных площадях прогрессивных технологий и использования высокоэффективной техники и оборудования. В рыболовстве и рыбоводстве — за счет изменения товарной структуры экспорта рыбы и рыбной продукции путем ухода от сырьевой направленности экспорта к экспорту инновационной товарной массы, освоения новых конкурентоспособных ее видов с высокой добавленной стоимостью посредством реализации инвестиционных проектов, направленных на создание рыбопромышленных производств по выпуску

ч-1

экспортно ориентированной продукции, модернизацию существующих в субъектах Российской Федерации рыбоперерабатывающих баз, строительства современных производственных комплексов по технологии замкнутого цикла водоснабжения для выращивания лососевых и осетровых видов рыб и объектов по получению и выращиванию молоди гидробионтов (гребешка, трепанга), развития селекционных центров на базе научно-исследовательских институтов и рыбоводных заводов, развития логистической инфраструктуры, товаропроводящей цепи посредством технологического перевооружения рыболовецких и перерабатывающих мощностей, позволяющей устранить нехватку холодильных мощностей, увеличить скорость обработки грузов и организовать специальную инфраструктуру для осуществления аукционной торговли водными биоресурсами.

Объем финансового обеспечения федерального проекта «Экспорт продукции АПК» составит порядка 406 млрд руб. в течение 6 лет. В первую очередь эти средства будут направлены на стимулирование увеличения товарной массы и организацию эффективных логистических цепочек, на проведение противоэпизоотических мероприятий и на облегчение отечественным товаропроизводителям доступа на зарубежные рынки. Задачами федерального проекта являются, в частности, развитие производства в агроком-плексе, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий; создание эффективной экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры; устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения и облегчения досту-

па продукции отечественного агрокомплекса на целевые международные рынки; создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК. Создание новой товарной массы продукции АПК с высокой добавленной стоимостью потребует от государства создать необходимые экономические стимулы для проведения технико-технологической модернизации производственной базы на основе достижений отечественной науки и передового зарубежного опыта.

Следует учитывать, что Россия, являясь членом ВТО, взяла на себя обязательства не предоставлять экспортные субсидии экспортерам на продовольствие, Аналогичные ограничения были взяты в рамках работы в ЕАЭС. По сути дела, речь идет о проведении протекционистской политики в отношении национальных представителей бизнеса, работающих на мировых продовольственных рынках.

Опыт многих стран — членов ВТО показывает многообразие форм и подходов к решению данного неоднозначного вопроса, практика показывает, что во главу угла в выстраивании отношений во многих случаях ставится не экономика, а политика. Поэтому страны, которые проводят согласованную политику в международных делах, предоставляют определенные преференции и данном вопросе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наглядным примером может служить деятельность руководства США в решении рассматриваемой проблемы, когда национальным компаниям предоставляются различные формы преференций в обход правил ВТО, чтобы создавать им конкурентные преимущества на товарных рынках.

Многие страны, являющиеся крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной и рыбной продукции, пользуются режимами наибольшего благоприятствования при экспорте

А 7 4 2

своей продукции на перспективные для российских производителей рынки, что дает им дополнительные конкурентные преимущества.

При этом Россия, являясь членом ВТО, не использует тех финансовых возможностей по государственной поддержке АПК, которые разрешены ей правилами ВТО (а это 9 млрд долл. США в год). Наращивание экспорта продукции российского АПК потребует в среднесрочной перспективе увеличения средств господдержки на товарные группы, которые будут иметь спрос на зарубежных рынках.

Полагаем, что для снятия существующих барьеров, препятствующих углублению международной кооперации и развитию экспорта, Россия может выступить с предложением о форсировании процессов гармонизации и унификации правовых норм регулирования данной сферы, прежде всего в рамках ЕАЭС. Это касается выработки единых целей и задач развития АПК стран таможенного союза, требований в области страхования сельхозпродукции, кредитования и налогообложения отраслей, устранения сложившихся барьеров на рынке сырья и продовольствия.

Наработанный потенциал агропромышленного производства в России за последние годы по ряду важнейших направлений (мясное, птицепереработка, сахар, растительные масла, зерно и продукты его переработки, кондитерское, ли-кероводочное, пивобезалкогольное) значительно расширяют возможности для экспортной экспансии на глобальные рынки. Уже сегодня органы государственной власти всех уровней совместно с представителями бизнеса и отраслевыми союзами должны всесторонне проработать вопросы товарного наполнения мероприятий проекта, уточнить номенклатуру продукции и поставщиков.

Решение задач по увеличению экспорта продукции АПК и рыбохозяйственного комплекса, за счет продукции глубокой переработки, как одного из приоритетов развития российской экономики, и повышения ее конкурентоспособности может быть обеспечено на принципах государственно-частного партнерства с привлечением соответствующих инвестиционных ресурсов. Реализация экспортного потенциала создаст дополнительные стимулы для выпуска качественной и безопасной продукции, создания современной инфраструктуры товародвижения и хранения, ускорит региональное развитие и рост благосостояния различных социальных групп населения нашей страны.

Библиографический список

1. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р.

2. Замараев Б., Маршова Т. Инвестиционные процессы и структурная перестройка российской экономики / Вопросы Экономики, № 12, 2017 г.

3. Иванова В.Н., Серегин С.Н. Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года / Пищевая промышленность, № 8, 2018 г.

4. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики. Пищевая промышленность, № 5, 2017 г.

5. Колончин К.В., Серегин С.Н., Сысоев Г.В. Ресурсный и научно-технических потенциал в динамике экономического роста продовольственного комплекса России / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 8, 2019 г.

6. Кунашко А., Соснило А. Оценка экономического потенциала использования биоресурсов мирового океана / Вопросы Экономики, № 6, 2017 г.

7. Материалы заседания Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации на тему: «Экспортный потенциал агропромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы и перспективы развития», Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Июль, 2019 г.

8. Овчарова Л., Горина Е. Развитие социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности / Вопросы экономики, № 3, 2017 г.

9. Осьмаков В., Калинин А. О стратегии развития промышленности в России / Вопросы Экономики, № 5, 2017 г.

10. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.

11. Развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС: науч.-практ. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018.

12. Слободенюк Е.Д., Аникин В.А. Где пролегает «черта бедности» в России? / Вопросы Экономики, № 1, 2018 г.

13. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена приказом Федеральным агентством по рыболовству 30 марта 2018 года.

References

1. Gosudarstvennaja Programma Rossijskoj Federacii «Razvitie ryboho-zjajstvennogo kompleksa» utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 7 marta 2013 g. №315-r.

2. Zamaraev B., Marshova T. Investicionnye processy i strukturnaja perestrojka rossijskoj jekonomiki/ Voprosy Jekonomiki № 12, 2017 g.

3. Ivanova V.N., Seregin S.N., Novye orientiry razvitija APK Rossii na period do 2030 goda./ Pishhevaja promyshlennost' № 8, 2018 g.

4. Kajshev V.G., Seregin S.N. Jekologija, prirodopol'zovanie, biorazno-obrazie v koncepcii ustojchivogo razvitija agrarnoj jekonomiki. Pishhevaja promyshlennost', №5, 2017 g.

5. Kolonchin K.V., Seregin S.N., Sysoev G.V., Resursnyj i nauchno-teh-nicheskih potencial v dinamike jekonomicheskogo rosta prodovol'st-vennogo kompleksa Rossii/ Jekonomika sel'skohozjastvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij, № 8, 2019 g.

6. Kunashko A., Sosnilo A. Ocenka jekonomicheskogo potenciala ispol'zovanija bioresursov mirovogo okeana/ Voprosy Jekonomiki, № 6, 2017 g.

7. Materialy zasedanija Soveta po voprosam agropromyshlennogo kompleksa i prirodopol'zovanija pri Sovete Federacii Federal'nogo sobranija Rossijskoj Federacii na temu: «Jeksportnyj potencial agro-promyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii: problemy i pers-pektivy razvitija», Sovete Federacii Federal'nogo sobranija Rossijskoj Federacii. Komitet po agrarno-prodovol'stvennoj politike i prirodo-pol'zovaniju. Ijul', 2019 g.

8. Ovcharova L., Gorina E. Razvitie social'noj podderzhki nuzhdajushhi-hsja v Rossii: bar'ery i vozmozhnosti/Voprosy jekonomiki, № 3, 2017 g.

9. Os'makov V., Kalinin A. O strategii razvitija promyshlennosti v Rossii/ Voprosy Jekonomiki, № 5, 2017 g.

10. Pasport nacional'nogo proekta (programmy) "Mezhdunarodnaja ko-operacija i jeksport" utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente

46

RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16.

11. Razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti sel'skogo hozjajstva Rossii v uslovijah uglublenija integracii v EAJeS: nauch.-prakt. izd. — M.: FGBNU «Rosinformagroteh», 2018.

12. Slobodenjuk E.D., Anikin V.A. Gde prolegaet «cherta bednosti» v Rossii? / Voprosy Jekonomiki, № 1, 2018 g.

13. Strategija razvitija rybnogo hozjajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdena prikazom Federal'nym agentstvom po ry-bolovstvu 30 marta 2018 goda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.