Научная статья на тему 'Экспорт - дело государственное'

Экспорт - дело государственное Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспорт - дело государственное»

ЭКСПОРТ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Н.И. КОЖУХОВ - академик РАЕН, зав. кафедрой экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса,

Г.А. ШМУЛЕВ - профессор Брянской технологической академии

За годы либерализации внешнеэкономических связей (ВЭС) Россия потеряла слишком много. Если в 1990 г. экспорт составлял 88,5 млрд. долларов, то в 1996 г. около 77 млрд. Основные причины такого снижения объема экспорта: резкое сокращение вывоза готовых товаров и особенно продукции машиностроения, разрыв кооперационных связей из-за развала бывшего СССР, коллапс высокотехнологической продукции, наш уход с рынков Ирака, Югославии, Ливии, Восточной Европы. На новые же рынки пробиться практически невозможно. Государство в лице правительства, предоставив свободу ВЭД субъектам федерации, не создало системы продвижения отечественной сложной продукции на внешние рынки, механизма кредитования таких и подобных им сделок. В итоге доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств с 37,2 % в 1985 г. упала до 6 % в 1995 г. Россия стала терять рынки бывших республик СССР. В итоге страна по экспорту стала занимать 15-е место в мире (после США, Германии, Японии, Англии, Франции, Италии, Канады, Голландии, Гонконга, Китая, Сингапура, Южной Кореи, Испании, Швейцарии), хотя в 1985 г. бывший СССР занимал 6-е место.

Сейчас Россия вывозит в основном «Сырье и полуфабрикаты», продукцию экономически «грязных» производств: в

1995 году экспортировано 55 % производимой продукции в черной металлургии, 70 % - в цветной, 80 % минеральных удобрений, 39 % нефти и дизтоплива, половину каучука.

При этом экспорт к 1995 г. стал крупнейшей отраслью народного хозяйства, через которую реализуется 12-14 % ВВП. Прекращение его приведет к катастрофе; ибо за счет валютной выручки от экспорта мы ввозили и ввозим продо-

вольствие и потребительские товары, восполняя огромное падение производства в аграрном секторе, машиностроении, легкой индустрии.

Однако, здесь наметился предел, вызванный подъемом внутренних цен по отношению к мировому уровню, после которого вывоз даже сырья становится убыточным. Долларовый коридор ускорил этот процесс. По данным Минэкономики, в любой момент может стать нерентабельным экспорт нефтепродуктов, химических материалов, продукции черной и цветной металлургии, отдельных видов лесных товаров. Россия оказалась на пороге кризиса и в этой области. Для выхода из него Правительством принята федеральная программа развития экспорта России.

Основные параметры и этапы реализации программы развития экспорта России

Названная выше федеральная Программа направлена на формирование новой более эффективной модели участия РФ в международном разделении труда.

Динамические показатели развития экспорта на период до 2005 г. должны обеспечить некоторое опережение развития экспорта в сравнении с товарооборотом страны в целом, а также опережение развития экспорта по сравнению с темпами роста произведенного национального дохода и ВВП.

При этом выделяются 3 этапа, исходя из реалий экономических преобразований в стране.

На первом этапе (1996-1997 гг.) предусматривалось в основном обеспечение устойчивых объемов экспорта на уровне 70-75 млрд. долларов за счет оптимального использования наличной ресурсной базы и конъюнктуры на внешних

рынках, постепенного восстановления традиционного машинно-технического экспорта в рамках технического содействия и развития производственной кооперации. Товарная структура экспорта на первом этапе не претерпела существенных изменений и сохраняла топливно-сырьевую направленность.

На втором этапе (1998-2000 гг.) на базе созданной институциональной и организационной инфраструктуры предполагается приступить к реализации активной экспортной политики, предусматривающей более значительное финансовое участие государства в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, реализации комплекса других мер по стимулированию экспорта (предоставление экспортных кредитов, страхование экспорта и рынков в этой сфере и др.).

В результате реализации программы с учетом прогнозируемой конъюнктуры к 2000 г. (оживление внутреннего спроса и рост потребления первичных ресурсов) разработанный комплекс мер обеспечит незначительный, но устойчивый рост экспорта и расширение ассортимента вывозимой продукции.

В этой связи можно ожидать некоторого снижения удельного веса в российском экспорте сырьевых групп (металлов, минеральных удобрений, лесоматериалов) до 65-70 % (против 76 % в 1995 г.) в пользу расширения поставок готовой продукции.

На третьем этапе (2001-2005 гг.) предполагается обеспечить диверсификацию экспорта, под которой понимается поставка из России современных высококачественных, преимущественно наукоемких товаров и услуг на зарубежные рынки.

По завершении третьего этапа реализации Программы должна сформироваться более совершенная модель участия страны в международном разделении труда, основанная на эффективном экспорте сырья и продуктов его переработки при постепенном увеличении роли и повышении качества последних, с одной стороны, и активном проникновении на внешние рынки российских поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции,

сравнимой, а в ряде случаев превосходящей зарубежные аналоги. Ежегодные темпы прироста экспорта России составят 5-10 %. Товарная структура экспорта будет эволюционизировать в сторону дальнейшего снижения удельного веса топливно-сырьевых товаров до 60-65 %, однако, физические и стоимостные объемы вывоза сырья и полуфабрикатов увеличатся, что связано с ростом мирового потребления энергии и цветных металлов, а доля машин и оборудования - до 20-25 %. География же российского экспорта претерпит определенные изменения в сторону роста удельного веса экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающихся стран (до 1/3 и 1/4 соответственно). Это предопределяется расширением производственной кооперации и прямых хозяйственных связей с этими странами.

С учетом того, что содействие экспорту является важным элементом государственной промышленности и структурной политики, и на основе анализа абсолютных показателей и динамики расходов на содействие экспорту за рубежом, Программой предусмотрено выделение ежегодных ассигнований на поддержку российского экспорта на уровне 0,3-0,35 % объема ВВП (т.е. 5-6 трл. руб.).

Таким образом, в ближайшей и среднесрочной перспективе основу экспорта РФ составят топливно-энергетические и прочие сырьевые ресурсы (в том числе лесные). А в качестве основных резервов на перспективу предусматриваются: наращивание объемов вывоза машиностроительной продукции; сотрудничество со странами СНГ; развитие кооперации и льготного таможенного режима для совместных экспортных проектов. Последнее связано с инвестициями. Поэтому, выполнение экспортной программы тесно связано с комплексной программой стимулирования капиталовложений, которая предусматривает рост инвестиций на 4 % в 1996 и 7 % в 1997 г. Кроме того, продолжится политика снижения вывозных пошлин, увязка федеральных целевых программ с задачами развития экспорта, предусмотрены меры по сдерживанию

роста тарифов на энергию и перевозки, обеспечение баланса интересов страны и регионов.

Названной программой предусматривается разработка и увязка целевых отраслевых программ развития экспорта.

Программа развития лесного экспорта как составная часть федеральной Программы развития экспорта России

Исходные положения

Использование и воспроизводство лесных ресурсов было важной составной частью мировой экономики. Доля лесопромышленного комплекса в общем промышленном производстве промышленно развитых стран составляет около 9 %, что ставит его вровень с такими крупными отраслями, как пищевая, легкая и металлургия.

Лесные ресурсы, а также лесная и лесоперерабатывающая промышленности распределены и размещены в мире крайне неравномерно. Большинство стран не располагает соответствующими собственными лесными ресурсами или достаточно развитыми лесным хозяйством и лесоперерабатывающими производствами, а поэтому нуждаются в импорте древесины и продуктов ее переработки. Многие страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока ощущают нехватку такой продукции. Причем, за последние годы наблюдается рост дефицита лесоматериалов в лесоимпортирующих странах, о чем свидетельствует неуклонное повышение доли экспорта лесных товаров в объеме их мирового производства и рост цен на лесопродукцию, хотя и не всегда устойчивый.

Россия располагает значительными запасами лесных ресурсов, как сырьевой базы развития лесного экспорта: здесь сосредоточенно около 1/5 всех мировых лесных запасов и половина запаса хвойной древесины. Кроме того, страна еще располагает сравнительно развитым научно-техническим и кадровым потенциалом в этой сфере экономики, что в совокупности с выгодным географическим по-

ложением создает ей весьма благоприятные объективные предпосылки для развития лесного экспорта.

Несмотря на отмеченные объективные предпосылки, Россия занимает весьма скромное восьмое место в мире по объему лесного экспорта, уступая не только своим традиционным конкурентам

- Канаде, США, Швеции и Финляндии, как это было до 1991 года, но и ФРГ, Малайзии и Австрии, приближаясь в этой сфере к уровню Индонезии.

За последние пять лет объем лесного экспорта России снизился более чем в два раза, хотя в условиях всеобщего экономического спада, и особенно в машиностроительном комплексе, удельный вес лесного экспорта в общем объеме российского экспорта сохранился на уровне 5-6 %, что, как уже отмечалось, соответствовало в

1995 году удельному весу экспорта из России машин и оборудования.

Материальной основой развития российского лесного экспорта является лесопромышленный комплекс страны.

Анализ развития лесного сектора экономики России за период экономических реформ (1991-1995 гг.) показал следующие результаты.

Произошел спад производства во всех отраслях лесопромышленного комплекса как результат снижения потребительского спроса из-за роста цен и прежде всего на услуги монопольных структур. За указанный период снижение объемов производства в отдельных подотраслях комплекса составило 2-4 раза (по отношению к уровню 1990 г.).

Бывшие государственные лесопромышленные предприятия, получив экономическую свободу, в условиях отсутствия соответствующей рыночной инфраструктуры и финансовой поддержки государства на период ее формирования, отсутствия опыта и необходимой квалификации кадров, общей политической и экономической нестабильности в стране, либерализации внешней торговли и, соответственно, мгновенного наполнения внутреннего рынка импортными товарами, не могли даже объективно противостоять

самостоятельно стихии рынка на этапе его становления. Лесопромышленный комплекс, несмотря на все структурные и управленческие реорганизации, оказался не управляемый в целом. К этому надо добавить низкое техническое состояние большинства лесоперерабатывающих производств, получавших в бывшем СССР средства на эту сферу по остаточному принципу.

Наспех, без глубоких экономических проработок, а главное, без учета интересов производителей, создаваемые в ходе экономических преобразований холдинговые компании в основном себя не оправдали, хотя и преследовали в целом положительную цель - ввести элемент государственного регулирования управляемости, развитием лесного сектора в целом и лесного экспорта в частности в стране.

Неподготовленность и неразвитость рыночной инфраструктуры в условиях гиперинфляции, уже отмеченного спада объемов производства, либерализации внешнеэкономических связей, сверх высоких налоговых ставок парализовали нормальное движение финансовых потоков в лесопромышленном комплексе, а несопоставимость экономических условий отечественных и зарубежных производителей лесопродукции практически привели к кризису в нем, оставив без защиты отечественных производителей, чего не было ни в одной промышленно развитой стране в период их экономических преобразований.

Российские лесопромышленники и лесоэкспортеры оказались без оборотных средств с огромной финансовой задолженностью, без средств на выдачу зарплаты, не говоря уже о капитальных инвестициях. А заработанная отраслью в 1995 году прибыль (в 1,3 трл. руб.) пошла на содержание находящейся в ее распоряжении социальной сферы, а также на выплату штрафов и неустоек, как результат огромных внутренних долгов, причем правительством РФ их погашение откладывается максимально на 1,5-2 года, в то время как по внешним долгам ведется шум-

ная политическая компания на их замораживание на 25 лет.

Высокие процентные ставки за получаемые товаропроизводителями кредиты в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции привели к тому, что плата за кредит сейчас достигла 20 % общих издержек на лесопродукцию, что в 10 раз ниже западноевропейского уровня.

Применительно к лесопромышленным предприятиям, специализирующимся на экспорт, за последние два года добавились и другие тяжелые последствия правительственных решений, не учитывающих специфики лесного сектора, его значимости в экономике страны, мирового сообщества, а также условий Программы Устойчивого развития. К таким решениям относятся: введение в РФ валютного коридора и новых, повышенных вывозных таможенных пошлин на лесоэкспортную продукцию.

Такие экономические меры, направленные на проведение жесткой кредитно-денежной и финансовой политики в стране, дали определенные положительные результаты на макроуровне, в частности, в плане стабилизации рубля, снижения темпов инфляции в 1995 г. и начале

1996 г. Однако, они привели к кризису в лесном экспорте России, ибо даже лучшие отечественные лесоэкспортеры, сумевшие в отмеченных сложнейших условиях перехода к рынку не только выстоять, но и выйти на мировой уровень (АО ЛДК-3 и лесозавод № 3 в г. Архангельске, АО «Краснодармебель» и др.), после введения валютного коридора и «новых» таможенных пошлин оказались на стадии банкротства: если в 1995 г. рентабельность лесоэкспортной продукции составляла здесь 31 %, то в 1996 г. они уже имели убыточность по такой продукции в 14 %.

Перспективы развития рынка лесных товаров

В условиях глубокого экономического кризиса прогнозирование перспектив развития лесопромышленного производства имеет свои сложности и специфи-

ческие особенности. При определении параметров сложности отрасли возможны два варианта, которые определяют вероятные решения. Количественное различие вариантов определяется уровнем потребности лесоматериалов, который, в свою очередь, основан на макроэкономическом прогнозе, факторах социального характера, определяющих платежеспособный спрос.

Первый вариант - минимальный, по которому в ближайшее время не произойдет политической стабилизации, Российская Федерация останется в слаборазвитом состоянии: не будет заметен рост производства в ключевых отраслях, инвестиционные процессы будут протекать вяло. В этом случае объемы основных производств лесопромышленного комплекса могут оставаться лишь на уровне 1994-1995 гг.

Второй вариант - оптимистический, который может состояться, если Российская Федерация будет укрепляться, в самые ближайшие годы будет преодолен спад производства ключевых отраслей, наступит резкое его оживление, будет осуществлена государственная поддержка отрасли, созданы законодательные условия, при которых иностранные инвеститоры не будут бояться вкладывать свои средства в экономику России.

В этих условиях можно ожидать к 2000 г. увеличение объемов производства по важнейшим видам продукции, а по ряду производств, особенно по глубокой переработке древесины, существенный их рост.

Важнейшим фактором является профессионализм и деловая активность новых рыночных структур лесопромышленной сферы регионов.

Главной трудностью предприятий в основных лесных регионах страны (Тюменская, Амурская, Удмуртская, Читинская и другие области) является их удаленность от крупных потребителей внутри страны и зарубежных покупателей. Постоянно увеличивающиеся транспортные расходы не позволяют обеспечить прибыльность главной продукции -

круглого леса, а глубокая переработка древесины на месте развита слабо. Структура производства в многоотраслевых глубинных областях страны требует срочного изменения в направлении развития переработки на местах и выпуска малообъемной транспортабельной продукции.

Действующая налоговая политика, систематический рост транспортных тарифов и цен на энергоносители поставили на грань банкротства многие предприятия лесопромышленного комплекса. Учитывая оживление спроса на древесное сырье целлюлозно-бумажных предприятий внутри страны и за рубежом, многие лесозаготовительные структуры могут встать на ноги, если используют благоприятный момент, обеспечат производства и своевременную поставку продукции. Но для этого необходимо запустить «лесной конвейер», обеспечить выделение качественного лесфонда, обновить и отремонтировать технику, снабдить ее горючим и запчастями.

Одним из важнейших вопросов является кадровый. Где было утеряно или расформировано производственное звено управления, зачастую не удается восстановить устойчивую работу. Особенно опасна для лесозаготовительных предприятий потеря квалифицированных рабочих. В этом случае неизбежен откат на ручные малопроизводительные методы заготовки леса. Кажущаяся дешевизна техники в конечном счете не оправдывает себя, так как издержки в расчет на стоимость заготовленного кубометра с учетом всех затрат, включая социальную сферу, оказываются недопустимо высокими в сравнении с эффективным машинным производством, использующим малое число высококвалифицированных рабочих.

Не стабилизировалась пока деятельность лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, особенно работающих традиционно на внутренний рынок и поэтому попавших в крайне тяжелое финансовое положение. Наиболее динамично идет процесс стабилизации в целлюлозно-бумажной промышленности. Наращивание объемов производства здесь

произошло лишь в конце 1994 г. В последние годы положение ЦБП более или менее стабилизируется.

Для дальнейшего развития и стабилизации работы предприятий лесопромышленного комплекса необходимо не допустить падения объемов вывозки и производства деловой древесины, обеспечить рост по всем основным показателям лесобумажной продукции. Одним из важнейших путей стабилизации является устойчивая работа предприятий отрасли зимой, а для этого требуется своевременная, качественная подготовка предприятий к работе в наиболее производительный осенне-зимний период.

Требует бережного отношения со стороны государства и лесное хозяйство России. Сложной и неэффективной стала здесь финансовая система, которая поставила лесхозы в зависимость от местных бюджетов и дополнительных источников мобилизации операционных средств. В связи с разделением лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности основные фонды лесхозов сократились, а существовавшее в них лесозаготовительное производство распределяется, что по существу приводит к разрушению промышленного потенциала, который создавался здесь с большим трудом долгие годы.

С учетом сказанного Программа развития лесного экспорта должна иметь федеральный и региональный уровни, каждый из которых в свою очередь должен содержать свои приоритеты, причем, стратегические (перспективные) и тактические (текущие).

Стратегической задачей развития российского лесного экспорта на всех уровнях является перевод его на интенсивную основу, как это имеет место в большинстве стран с высокоразвитой лесной и лесоперерабатывающей промышленностью и интенсивным ведением лесного хозяйства.

Основными направлениями интенсификации лесного экспорта России являются:

- совершенствование его структуры (диверсификация);

- повышение качества и конкурентоспособности лесоэкспортных товаров;

- развитие новых форм международного лесного сотрудничества (совместное предпринимательство, приграничная торговля, сдача лесных участков в аренду, разработка лесных ресурсов на условиях концессии и т.п.) и др.

Экономическими условиями, обеспечивающими достижение этой стратегической задачи являются:

- достижение уровня постоянных и переменных издержек, связанных с производством лесоэкспортной продукции в России, сопоставимого с уровнем основных конкурентов на основе разработки и внедрения НТП;

- государственное регулирование цен на продукцию и услуги основных монополий;

- система налоговых и кредитных льгот для приоритетных лесоэкспортных производств (высокотехнологических, наукоемких и т.п.);

- система госрегулирования вывозных таможенных пошлин, страхования информационной поддержки, особенно малых и средних лесных предприятий.

Детальный экономический механизм реализации этой стратегической задачи разработан учеными и ведущими специалистами отрасли.

Рекомендации по стабилизации лесного экспорта на ближайшие годы

В целях повышения эффективности лесного экспорта России необходимо проведение первоочередных мер следующего вида:

1. Воссоздание управляемости отраслью в целом, и лесным экспортом в частности, через создаваемые снизу финансово-промышленные группы (ФПГ). Это позволит не только разрабатывать и осуществлять здесь единую научно-техничес-кую политику, но и отслеживать финансовые потоки, а также создаст условия для

привлекательности отечественных и зарубежных инвестиций.

Параллельно с образованием ФПГ для создания в отрасли конкурентной среды и в рамках общегосударственной политики в лесном секторе экономики необходимо всемерно продолжать процесс по поддержке малого и среднего предпринимательства.

2. В условиях сохранения валютного коридора, учитывая исключительную значимость сырьевых товаров, лесных в частности, в экспорте страны, предусматривать в бюджете страны отдельной статьи средства по государственной поддержке специализированных лесоэкспортных предприятий (как альтернативу введения специальных курсов рубля).

3. Через соответствующие законодательные и правительственные структуры добиваться контроля за ценами на продукцию и услуги монопольных организаций (транспортных, топливно-энергетических, связи и др.).

4. Учитывая высокую значимость и удельный вес расходов на содержание объектов социальной сферы в лесном секторе, предусмотреть систему соответствующих налоговых льгот для субъектов такой собственности.

5. Реструктурировать (заморозить) внутренние долги отечественных перспективных лесопромышленников и лесоэкс-портеров на 10-15 лет, подобно внешним долгам России.

6. Сохранить существовавший до

1996 г. уровень вывозных таможенных пошлин на лесоэкспортную продукцию высокой степени обработки (мебель, дома, комплекты столярных изделий, бумага и т.п.) с целью стимулирования их экспорта.

7. На региональном уровне такими мерами могут быть:

- оказание со стороны областной (краевой) администрации помощи лесо-экспортерам в пополнении оборотных средств путем создания для этих целей фонда поддержки экспортеров;

- осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ссуд, выделяемых в рамках реализации Феде-

ральной программы развития экспорта России и соответствующих отраслевых программ;

- использование системы льготных региональных налогов для специализированных лесоэкспортных предприятий, свободных экономических и таможенных зон и приграничных областей, вносящих значительный вклад в развитие российского экспортного потенциала при балансе интересов страны и регионов;

- завершение процесса создания институциональной и организационной инфраструктуры рынка лесных и лесоэкспортных товаров как на федеральном, так и региональном уровнях.

В целях совершенствования структуры лесного экспорта России первоочередными задачами, от решения которых зависит многое, являются:

1. Классификация экспортируемого товара и выявление типов, видов с наибольшей добавленной стоимостью.

2. Изучение спроса в соответствии с теорией целевого маркетинга на такие виды (типы) лесных товаров, выявление перспективных рынков или отдельных сегментов.

3. Изучение товаров (условия конкуренции, производители, объемы, технологии и т.п.).

4. Выявление тенденции в развитии производства и спроса на такие типы товаров.

Анализ существующего положения показал, что наиболее перспективными рынками сбыта практически всех российских товаров являются рынки Западной Европы, Ближнего Востока, стран Юго-Восточной Азии.

Основными факторами, влияющими на объемы производства лесоэкспортной продукции являются:

- состояние инвестиционного климата в стране;

- финансовая стабилизация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специфика и нёрешенность многих проблем (научно-технического, организационного, правового и экономического характера);

- развитие законодательной базы;

- ипотечное кредитование (его возможности);

- уровень развития инфраструктуры и конкурентной среды.

Основные проблемы, стоящие перед лесоэкспортом: снижение рентабельности; безработица, связанная со спадом производства; вытеснение России с привычных рынков сбыта пиломатериалов.

Главный путь преодоления этих явлений - диверсификация экспорта, т.е. переориентация на продукцию с более высокой нормой добавленной стоимости; предъявление рынку альтернативных вариантов.

Расчеты показывают, что, например, замена экспорта пиломатериалов экспортом домов дает удвоение валютной выручки в среднем. В зависимости от типа домов и условий поставок такие колебания эффективности составляют от

1,7 до 4,8 раза, причем, наибольший результат получен по брутто-эффективности. Дальнейший процесс диверсификации экспорта, в частности домов, связанный с металлизацией отдельных элементов или в целом дома, дает рост брутто-эффективности еще в

1,8-2 раза.

Прошедший в декабре 1997 г. IV съезд Союза лесопромышленников и ле-соэкспортеров России в качестве своей важнейшей задачи назвал укрепление консолидации российских лесоэкспорте-ров для выработки общей политики на рынках, соблюдение правил цивилизованной конкуренции и реализации мероприятий по нормативному и техническому обеспечению экспорта, аттестацию всех лесоэкспортеров и сертификацию качества продукции.

МГУЛеса, КАФЕДРА САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРОВОДИТ ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: «СЯ'ВСУВО-ШУ'КСУВСУЕ II ЯЯШ>ШЯфФН<УЕ СГ-РОЦгрЕЯЬСШО»

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ:

• ландшафтный дизайн проектирование озеленения и благоустройство территорий, общественных центров, скверов, бульваров, маг истралей, улиц, жилой и промышленной застройки, дтайн частных домовладений и интерьеров; реконструкция и реставрационные работы в исторических садово-парковых комплексах;

• : декоративное садоводстваразмножение, выращивание декоративных растений в питомниках и оран-

жерейно-тепличных хозяйствах, выращивание дернины для гольфполей и стадионов, оформление ин-тер^юв;

• садово-парковое строительство и хозяйство реконструкция и ремонт территорий, объектов ландшафт-ной архитектуры, технология работ по озеленению и благоустройству озеленяемых территорий (инжирная подготовка, посадки растений, устройство дорог, площадок, альпинариев, водоемов, цветников и т.п.), уход за насаждениями.

По окончании университета выдается диплом инженера.

По всем вопросам обращаться по адресу; 141001. Моск. обл., г. Мытищи, \’л. 1-я Институтская, 1,

МГУЛ.

Тел. 588 -54-06, 588-51-21, факс 586 80 -12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.