Компоненты и технологии, № 6'2003
Рынок
«Экспо-Электроника» -
зеркало рынка электронных компонентов
Российский рынок электронных компонентов, несмотря на мировой спад индустрии, развивается, как это водится в России, не вследствие, а вопреки. О росте рынка свидетельствуют инвестиции в отрасль. По словам министра по связи и информатизации РФ Леонида Реймана, в 2002 году инвестиции в отрасль связи, крупного потребителя ЭК, увеличились на 11% по сравнению с 2001 и составили 2,1 млрд долл., в 2002 году российское правительство утвердило программу «Электронная Россия 2002-2010» на сумму 2,6 млрд долл. В результате реализации программы сектор 1Т в России к 2010 году должен увеличиться в 3,3 раза. Появление новых выставок электронных компонентов наряду с уже зарекомендовавшими себя — еще одно отражение развития российской индустрии ЭК.
Таблица З. Полномочия посетителей на закупку продукции
Выставка как средство продвижения
Среди каналов продвижения товаров и услуг (реклама в СМИ и на телевидении, издание каталогов, прямая почтовая рассылка, интернет-маркетинг) выставки занимают особое место, объединяя возможности всех перечисленных рычагов и увеличивая отдачу благодаря высокой концентрации деловой активности.
Выставка как продукт характеризуется двумя составляющими: участники и посетители.
Участники, несомненно, определяют рейтинг события для отрасли. Присутствие на «Экспо-Электронике» лидирующих на рынке компаний говорит само за себя. По итогам выставки 95% участников этого года заявили об участии в «Экспо-Электронике-2004». 90% площадей выставки будущего года уже забронировано. 96% участников удовлетворены количеством посетителей и 98% участников отметили высокий уровень компетентности посетителей выставки.
Наряду с поддержкой существующих рабочих контактов компаниям нужны новые клиенты, поставщики и контракты, а в итоге — прибыль.
Результативность выставки для каждой отдельной компании измеряется в доходах, полученных посредством заключенных соглашений. А предпосылкой для заключения контрактов является присутствие на выставке целевых потребителей, то есть специалистов отрасли, а не просто любопытствующих.
Ирина Любина, директор выставки электронных компонентов «Экспо-Электроника»:
— Анкетирование участников, которое проводится на каждой выставке вот уже 6 лет,
Регион %%
Москва 45,1
Центральный округ 17,7
Нижний Новгород и Поволжский округ 10,2
Санкт-Петербург и Северо-Запад 7,6
СНГ 3,3
Екатеринбург и Уральский округ 5,2
Ростов-на-Дону и Северо-Кавказский округ 1,5
Новосибирск и Сибирский округ 8,1
Прибалтика 0,5
Хабаровск и Дальневосточный округ 0,3
Зарубежье 0,5
Таблица 2. Должностной состав посетителей
Должность %%
Инженер, инженер-разработчик 45,1
Руководитель 36,7
Специалист по закупкам 12,0
Специалист по продажам 5,2
Другое 1,0
Полномочия %%
Влияю на принятие решения 54,04
Ответственен за принятие решения 25,87
Не влияю на принятие решения 18,12
позволило собрать уникальный по своей репрезентативности опрос. На вопросы анкеты ответило более 25 000 посетителей, что составляет порядка 30% от общего количества специалистов, посетивших выставку. В результате была разработана четкая схема привлечения на выставку посетителей и создана уникальная адресная база, по которой ежегодно рассылается больше 115 тысяч приглашений. База включает предприятия электронной промышленности России, СНГ и зарубежья.
Профиль посетителей «Экспо-Электроники-2003»
Таблица 1. География посетителей
География, должностной состав и полно-мочность посетителей представлены в таблицах 1-3. Стабилизация национальной экономики и большой промышленный потенциал привлекают в Россию иностранных инвесторов. Российские компании начинают вкладывать средства в модернизацию производства (по данным исследований Future Horizons рост инвестиций в модернизацию составляет порядка 20% в год).
Появление в рамках «Экспо-Электроники» выставки «ЭлектронТехЭкспо» обусловлено именно сложившейся ситуацией.
Таблица 4. Разделы выставки, наиболее интересные для посетителей
«Экспо-Электроника» %%
Полупроводниковые устройства 51,15
Датчики и микросистемы 49,75
Источники питания 48,65
Печатные платы и другие платы для монтажа 47,64
Пассивные компоненты 44,13
Встроенные системы 43,43
Программное обеспечение 35,41
Оборудование и программное обеспечение — тестирование измерений 32,80
Электромеханические компоненты и технологии соединений 30,59
Дисплеи 29,99
Информационные/Консультационные услуги 20,06
Узлы и подсистемы 17,85
«ЭлектронТехЭкспо» %%
Испытания и измерения 47,52
Технология пайки 33,00
Технологии производства печатных плат и других носителей схем 30,36
Технология монтажа компонентов на поверхность плат 29,37
Микросистемная технология 24,09
Обработка материалов 22,11
Производство компонентов 19,14
Технологии для обработки кабелей 17,00
Производство полупроводников 16,83
Средства общего назначения и производственные подсистемы 12,05
Технологическая мебель 11,88
Чистовая обработка изделий 11,06
з
- www.finestreet.ru -
-Q-
Компоненты и технологии, № 6'2003
Рынок
Жесткий бизнес
Участие в выставке для компаний — жесткий бизнес, инвестирование в будущее. И отдачу от вложенных средств измеряют не количеством обслуживающего персонала на квадратный метр выставочной площади, а четкой прибылью. Задача организаторов выставки — не только создать рабочие условия на выставке (переговорные комнаты, питание, связь, техника), но и обеспечить тех, с кем участники будут «делать бизнес», то есть потребителей.
Оценка затрат
То, что выставки являются зеркалом рынка — мысль не новая. Но здесь стоит четко подразделять, на какой рынок вы нацелены,
участвуя в той или иной выставке. С региональными выставками все проще. Сложнее с центральными. Только в Москве ежегодно проходит несколько выставок электронных компонентов. Наиболее надежный путь — выбрать наиболее крупную и зарекомендовавшую себя выставку. На ней фактически полностью представлены российские компании, она привлекает самое большое количество посетителей и т. д. Но эта выставка будет не самой дешевой. Принимая решение об участии в выставке, стоит отдавать себе отчет в том, что организаторы продают не выставочную площадь, а количество нужных вам контактов, а значит, контрактов и будущей прибыли.
Профессиональным маркетологам и рекламистам хорошо известно, что меньшее количество рекламных роликов на цент-
ральных телеканалах выгоднее, чем большое количество на второстепенных, поскольку это обеспечивает значительно большую целевую аудиторию. Этот же закон работает и в выставочном бизнесе: стенд меньшей площади на основной выставке в итоге результативнее, чем огромные стенды на других выставках. Поэтому важно оценить, какое количество нужных вам контактов вы сможете получить на той или иной выставке.
Важный показатель уровня — официальная поддержка выставки
«Экспо-Электронику» поддерживают Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство экономики РФ, а также РАСУ.
- www.finestreet.ru-
9