Научная статья на тему 'Мюнхенские уроки: Россия интересна электронному миру'

Мюнхенские уроки: Россия интересна электронному миру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбня Сергей

Мюнхенская выставка электронных компонентов показала, что мировые производители под влиянием спада в отрасли объединяются в союзы и начинают интересоватся совместными проектами с российскими компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мюнхенские уроки: Россия интересна электронному миру»

Компоненты и технологии, № 9'2002 Рынок

Мюнхенские уроки:

Россия интересна электронному миру

Мюнхенская выставка электронных компонентов показала, что мировые производители под влиянием спада в отрасли объединяются в союзы и начинают интересоваться совместными проектами с российскими компаниями.

Сергей Довбня

[email protected]

В ноябре состоялась главная мировая выставка электронных компонентов в Мюнхене — и перед российскими специалистами, посетившими Баварию, промелькнул ряд проблем, надежд и сенсаций отрасли. В условиях продолжающегося спада на выставку не приехал ряд крупнейших производителей. Например, на привычном для всех постоянных участников месте не оказалось стендов Philips. Зато было много новых компаний, в том числе из Азии, а новости распространялись по выставочным павильонам с электронной скоростью.

Новости гигантов

Одной из главных причин продолжения застоя в отрасли большинство специалистов считает «переходность» момента: компоненты на основе кремния устарели, главные производители больше не вкладывают средства в их совершенствование, и рынок «застыл» в ожидании новых материалов, чтобы уже на их основе разрабатывать новые технологии. При таком положении дел многие крупные производители идут по пути объединений по интересам. Под разные задачи создаются транснациональные союзы и новые брэнды. Объединение исследовательских бюджетов становится одним из главных ходов в гонке гигантов, и маркетинговые задачи решаются некоторыми «китами» с помощью слияний. Например, на выставке уже как о свершившемся факте говорили об объединении департаментов электронных компо-

14

нентов компаний Hitachi и Mitsubishi. В следующем году этот новый японский колосс откажется от использования привычных торговых марок и начнет продвижение нового бренда «Renesas Technology». Ожидается, что она займет второе место в мире по продажам компонентов после Intel Corp. — с общим объемом продаж $ 7,66 млрд в год.

Реакцию тех, для кого эта информация стала новостью, на русский можно перевести словами «ну надо же!». Оба брэнда обрели на рынке такую репутацию, что начали восприниматься на уровне «вечных ценностей».

Еще один результат затянувшегося спада в отрасли — сворачивание большинством крупных корпораций своих дистрибьюторских сетей и использование уже имеющихся дилерских объединений. Экономия бюджетов заставляет производителей быть скромнее и в выставочных акциях: оригинальных экспозиций на баварских площадках поубавилось, оборудование для демонстрации привезли далеко не все, большинство ограничилось стендами, построенными из стандартных модулей. Самые яркие впечатления оставили о себе экспозиции компаний Epcos, Harting, Hitachi, Spoerle Electronic. В то же время некоторые компании проводили на выставке громкие промо-акции, создавая в павильонах подмостки с использованием света, звука и привлекая к работе профессиональные театральные коллективы.

Нехватка выставочного идеала

О Мюнхенской выставке говорят как о месте, где правят дистрибьюторы. Она проходит раз в два года и является важным эпизодом в жизни мировой электронной «тусовки». По отзывам, в этом году в Мюнхене почти не заключалось новых контрактов, большинство компаний общалось со старыми партнерами и демонстрировало миру, что они по-прежнему живы и готовы к еще большему «оживлению» при стабилизации отрасли. Таким образом, европейские выставки, в отличие от российских, являются скорее имиджевыми, репрезентативными, тогда как российские выставки отличаются более деловым характером. Контракты, заключаемые на главных отраслевых российских выставках, зачастую с лихвой окупают выставочные затраты компаний.

Несмотря на низкую деловую активность, Мюнхенскую выставку традиционно относят к числу главных. В целом, выставок, признанных специалистами

-------www.finestreet.ru-----------------------

Компоненты и технологии, № 9'2002

Рынок

«идеальными», в мире почти нет. На азиатских выставках, как правило, продвигаются интересы местных компаний, на европейских — дистрибьюторов. Представители активно продвигающихся компаний хорошо отзывались об американской выставке «Comdex» и Гонконгской «Electronic Asia». Однако отношение к тому или иному явлению зависит от конкретных задач каждой компании. Так, в Баварии большой резонанс получил стенд российских компаний, представленный московской выставкой «Экспо-Электроника».

Российский проект

В Мюнхене российская выставка дебютировала с оригинальным маркетинговым проектом. Она представляла российский рынок и рекламировала своих собственных участников. «Экспо-Электроника» предложила посетителям удобный электронный каталог с координатами всех российских компаний, которые хотя бы однажды представляли свою продукцию на ее площадках за шесть лет работы выставки. Поскольку «Экспо-Электроника» является главной выставкой российской электронной отрасли, перед мировым сообществом предстали лидеры отечественного рынка электронных компонентов.

В Мюнхене каталог стал «бестселлером». Посетители разобрали более тысячи экземпляров. Возле стенда постоянно собирались посетители, заинтересованные в информации о потенциальных российских партнерах. Наиболее активными были компании из США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Израиля, стран Азии, Польши, Чехии и Центральной Европы. К закрытию выставки у российских специалистов была полная картина того, что же интересно иностранцам в России.

Оказалось, что мировой «застой» может пойти нам на пользу, если мы сумеем распорядиться моментом. По мировым меркам, отечественный рынок слишком мал, чтобы волновать иностранных «акул» перспективами массированного импорта. Зато отрасль демонстрирует устойчивый рост и может представлять интерес для совместных проектов по производству

---------------------www.finestreet.ru -

компонентов и оборудования внутри России. Иностранным компаниям определиться в отношении к нашим перспективам мешает отсутствие достоверной информации. Из российских производителей самостоятельно продвигать свои интересы за пределами страны могут единицы — остальным это не под силу. Каталог «Экспо-Электроники» в самый подходящий момент пробил брешь в информационной стене вокруг российской электроники. И выяснилось, что наши компании при удачном продвижении могут рассчитывать на предложения, о которых даже не мечтали.

Готовность к будущему

Трудно сказать, насколько сами отечественные производители готовы распорядиться моментом. Из-за ужасного налогового законодательства большая часть рынка компонентов остается «серо-черной», и компании в основном решают сиюминутные задачи. Но рост отрасли сопровождается ожесточенной конкуренцией внутри страны, которая подталкивает наши фирмы к поиску альянсов друг с другом. Такие альянсы обычно направлены на борьбу за привлекательные заказы от государства. Однако этих заказов на всех все равно не хватит. А партнерство с иностранными фирмами по производству компонентов и оборудования внутри страны может дать и заказы, и инвестиции, и доступ к новым технологиям и материалам. То есть, реальные перспективы. Так что любой из представленных в каталоге компаний стоит подготовиться к возможному «звонку из будущего».

18-22 ноября «Экспо-Электроника» провела в США акцию, аналогичную мюнхенской. Российская выставка рекламировала отрасль и своих участников на выставке «Comdex» и столкнулась с не меньшим, чем в Баварии, интересом. «Плоды просвещения» могут быть питательными как для отрасли в целом, которая получает организованную «раскрутку», так и для отечественных компаний, указанных в каталоге. Шанс подъема на вершины электронного Олимпа получат даже самые маленькие.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.