Научная статья на тему 'Эксплуатация ракетно-космической техники'

Эксплуатация ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
175
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сорокожердиев А.В.

Рассмотрены проблемы антикоррозионной защиты поверхностей конструктивных элементов баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в процессе эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATION OF SPACE-ROCKET TECHNICS

The author considers problems of anticorrosive protection of surfaces of constructive elements of ballistic missiles of submarines (БРПЛ) during operation process

Текст научной работы на тему «Эксплуатация ракетно-космической техники»

Эксплуатация и ремонт ракетно-космической техники

прижимается к поверхности наружного кольца и базируется по этой поверхности. Сила прижима датчика, создаваемая сжатым воздухом, обеспечивает вибрационное движение датчика совместно с вибрирующей поверхностью наружного кольца и без отрыва от этой поверхности.

Обработку электрических сигналов, полученных от датчиков вибрации, преобразовывают в дискретный вид с помощью АЦП и передают на компьютер 7. На компьютере при помощи специально разработан-

ной программы данные записываются в виде таблицы с указанием номера подшипника, его типа, оператора и времени проведения измерения.

Вибродиагностика на сегодняшний день является самым распространенным и эффективным способом диагностики шариковых подшипников. Введение вибродиагностики позволяет повысить уровень качества продукции ОАО «ИСС», что является важнейшим критерием дальнейшего успешного развития предприятия.

A. Ja. Selezinka, V. P. Ruzanov, I. V. Shevtsov JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

VIBRATION-BASED DIAGNOSTICS OF BEARINGS

The authors consider a stand for vibration-based diagnostics which allows to find out just in time the latent defects of ball bearings and thereby to avoid possible consequences from breakdowns of its work in space vehicle unit where replacement of the faulty bearing is already impossible.

© Селезинка А. Я., Рузанов В. П., Шевцов И. В., 2011

УДК 78.083

А. В. Сорокожердиев ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Рассмотрены проблемы антикоррозионной защиты поверхностей конструктивных элементов баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в процессе эксплуатации.

Работы по увеличению сроков эксплуатации (УСЭ) БРПЛ регламентируются нормативными документами. Одним из важнейших элементов работ по УСЭ является проведение ускоренных коррозионных испытаний в лабораторных условиях. Данные испытания не позволяют в полной мере имитировать процессы реальной эксплуатации, в частности, попадание влаги в застойные зоны в период проведения регламентных, стыковочных, погрузочных работ в атмосферных условиях с нерегламентированной влажностью.

Перегрузки БРПЛ с одного транспортного агрегата на другой и погрузки БРПЛ в шахты подводной лодки (ПЛ) производятся при любых погодных условиях (дождь, снег).

При длительном хранении в застойных зонах на поверхностях пневмоканалов образуются язвенные коррозионные поражения.

С целью исключения коррозионных поражений поверхностей узлов и элементов конструкции и преждевременного вывода БРПЛ из эксплуатации проведен анализ причин попадания влаги в застойные зоны с принятием конструктивных и эксплуатационных мер.

Простого технического обслуживания (протирка, осушка) пневмоканалов после выгрузки БРПЛ оказа-

лось недостаточно для исключения появления коррозионных поражений, и в настоящее время изменена технология использования штатной заглушки на пневмоканалы. Транспортировка БРПЛ для погрузки в шахту ПЛ и после выгрузки из шахты ПЛ производится с установленной на пневмоканалы специальной заглушкой, конструктивно отличающейся от штатной тем, что при установке специальной заглушки не происходит отжатия обратных клапанов, и каналы пнев-моузлов остаются закрытыми и сухими.

Для восстановления коррозионно пораженных поверхностей элементов пневмоканалов БРПЛ РСМ-50 на ОАО «Красмаш» отработана технология ремонта узлов БРПЛ как с поврежденным покрытием, так и с коррозионными повреждениями.

Ремонт включает в себя следующие работы:

1. Подготовка каналов к ремонту:

- осушка полостей;

- видеоосмотр и регистрация дефектов с помощью фотоэндоскопа;

- фотографирование полостей с коррозионными поражениями (точки, пятна, разводы покрытия, язвы, поры, выемки, забоины, вспучивания, изменение цвета и т. д.) как покрытия, так и основного металла.

2. Предремонтная очистка с помощью органических растворителей (бензин, нефрас, ацетон, хладон):

Решетневскце чтения

- продувка сжатым воздухом, контроль отсутствия влаги и минерального масла с помощью зеркала;

- повторный осмотр полостей;

- протирка полостей салфеткой, смоченной в хладо-не, затем сухой салфеткой, обдувка сжатым воздухом.

3. Механическая разделка имеющихся в каналах дефектов медицинским глазным скальпелем, бормашиной до условных размеров: глубина до 0,5 мм, диаметр до 1,5-2 мм.

4. Прогрев и обработка очищенных поверхностей раствором контактного олова для глубинной защиты основного металла.

5. Двойное пропитывание (смачивание) пропиточным ремонтным составом (ПРС) для дефектов до 0,1 мм (вариант 1).

6. Двойное пропитывание по варианту 1, шпатлевание шпатлевочным ремонтным составом (ШРС) дефектов основного металла глубиной более 0,1 мм и вскрытых участков анодного покрытия диаметром более 1 мм.

7. Полимеризация ШРС с установкой в каналы фиксирующих устройств, обеспечивающих в каналах

давление 2 кгс/см и температуру +15-23 °С в течение 24-х ч.

8. Вакуумная сушка каналов в течение 2-х ч при температуре +45±5 °С и остаточном давлении вакуума 1-10 мм рт. ст.

9. Троекратная пропитка каналов ПРС на основе клея-герметика «Анакрол-204» цилиндрическим шпателем на дрели-шуруповерте с фиксацией в течение 30 мин при температуре 20...25 °С, с последующим удалением остатков клея-герметика «Анакрол-204» салфеткой, смоченной в дстиллированной воде, и обдувкой феном.

10. Полимеризация фиксированного ПРС (клея-герметика «Анакрол-204») в течение суток при температуре 20-25 °С.

11. Контроль герметичности отремонтированных каналов колодки сжатым воздухом давлением 3 кгс/см2 с выдержкой 20 мин.

Указанная технология ремонта сохраняет работоспособность узлов в условиях высокого давления с жесткими требованиями по герметичности и обеспечивает дальнейшую эксплуатацию БРПЛ.

A. V. Sorokozherdiev JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Russia, Krasnoyarsk

OPERATION OF SPACE-ROCKET TECHNICS

The author considers problems of anticorrosive protection of surfaces of constructive elements of ballistic missiles of submarines (BPnH) during operation process

© Сорокожердиев А. В., 2011

УДК 62-567

Р. Н. Хамитов, Г. С. Аверьянов, А. А. Перчун Омский государственный технический университет, Россия, Омск

УЛУЧШЕНИЕ ДЕМПФИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СИСТЕМ АМОРТИЗАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Предложено виброзащитное устройство для крупногабаритных объектов с повышенным коэффициентом поглощения энергии колебаний порядка Т]к = 0,75-0,85. Применение его позволит значительно повысить демпфирующие свойства штатных систем амортизации.

Использование пневматических амортизаторов (ПА) с резинокордными оболочками в качестве упру-годемпфирующих элементов систем амортизации амортизируемых объектов (АО), в том числе стартовых ракетных комплексов, стимулировало создание нового способа демпфирования колебаний за счет введения управления упругодемпфирующими характеристиками ПА. Применение пассивных ПА однокамерного типа обеспечивает коэффициент поглощения энергии колебаний порядка = 0,15, применение пассивных ПА многокамерного типа с дросселированием обеспечивает коэффициент поглощения энергии колебаний порядка = 0,4-0,6, что является недос-

таточным для амортизируемых крупногабаритных объектов, в том числе в составе стартовых ракетных комплексов [1].

Анализ демпфирования колебаний в ПА с позиции термодинамики необратимых процессов показывает, что каждый объем ПА может рассматриваться как открытая система с точки зрения обмена массой и внутренней энергией с другим объемом. Такой обмен, в случае применения дроссельных устройств, происходит непрерывно, а в случае применения клапанных устройств - только в определенные промежутки времени периода колебаний АО. Для таких систем теплота dQ, подведенная к газу любого объема ПА из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.