УДК 343.9 ББК 67.51
М.С. Семикина*
эксплуатация несовершеннолетних как признак кризиса семейных ценностей
Аннотация: Необходима программа правового воспитания несовершеннолетних, подвергшихся насилию и эксплуатации в семье, а также разработка государственной политики, направленной на восстановление семейных ценностей.
Ключевые слова: эксплуатация несовершеннолетних; насилие в семье; кризис семьи; семейная криминология.
M.S. Semikina
child exploitation as a sign of crisis of family values
Summary: A program for legal upbringing of the minors, who experienced domestic violence and exploitation in the family, and the state policy aimed at the renewal of family values are of great importance at present.
Key words: child exploitation; domestic violence; crisis of the family; family criminology.
Особенностью правовой защиты несовершеннолетних является то, что наравне с общими неотъемлемыми правами, свойственными для взрослых членов общества, им присущ дополнительный комплекс превентивных мер от факторов, негативно влияющих на формирование будущей личности человека. Без внимания не остаются причины, порождающие насилие, жестокое обращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Д.А. Шестаков среди таковых отмечает кризис семьи, а также нереагирование окружающих на факты применения насилия, невмешательство в конфликт, случаи попустительства, равнодушия и трусости.1 Сошникова И.В. в свою очередь, акцентирует внимание на низкой правовой культуре и недостатке авторитета правового механизма, руководстве традиционными, в частности, — гендерными стереотипами.2 Для исследования крими-
* Мария Сергеевна Семикина — преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД России (Хабаровск, Россия). E-mail: [email protected]
© М.С. Семикина, 2012
1 Шестаков Д.А. Криминология семейных отношений. — М., 1997. — С. 14.
2 Сошникова И.В. Насилие в семье в современной
России: социологический анализ: автореф...канд.
соц. наук. — Екатеринбург, 2011. — С. 5.
нологической характеристики указанной проблемы был проведён социологический мониторинг в форме анкетирования 700 несовершеннолетних и 100 сотрудников правоохранительных органов.
Основами правового государства наряду с базовыми экономическими и правовыми принципами являются семейные ценности, среди которых, безусловно, приоритетными являются права ребёнка. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989), признаёт, что для полного и гармоничного развития личности, ребёнку необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания.3 Научные исследования последних десятилетий и общемировая практика в области защиты прав детей показали, что обеспечить потребности развития ребёнка можно только в семье.4
Конституционные нормы национального законодательства устанавливают приоритет семейного воспитания детей. Семейным кодексом Российской Федерации
3 Конвенция о правах ребёнка (1989) // Сборник международных договоров СССР. — Вып. XLVI.
— 1993.
4 Защита прав ребёнка. Информационно-методическое издание / Общая редакция Пишкова О.В., Радевич А.Ф. — Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив». — 2006. — С. 215.
60 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
провозглашено, что ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Наряду с этим, установлен запрет на способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей.5 Очевидно, что такое разнообразие нормативных положений вменяет родителям важнейшую социальную функцию — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. В семейной криминологии (криминофамилистике) десоциализиру-юущая семья рассматривается в качестве криминогенного фактора.6 Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.7 Однако, говоря о тенденциях современного семейного уклада, следует отметить деформацию быта и воспитания несовершеннолетних. Семья — весьма автономный и даже закрытый для общества институт, где зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект.8 Так, на вопрос «Подвергались ли несовершеннолетние эксплуатации и насилию?» отрицательно ответили 68 % респондентов, затруднились с ответом 10,8 %, 6 % указали, что не имеют представления о признаках насилия или эксплуатации. Тем не менее, 11,2 % респондентов указали, что подвергались насилию, а 4 % несовершеннолетних утверждают, что подвергаются эксплуатации.
5 Семейный кодекс РФ // Российская газета.
— 1996. — 27 января. — С. 3—8.
6 Шестаков Д. А. Десоциализирующая семья как фактор формирования личности преступника // Вестник ЛГУ. — 1985. — № 6. — С. 84-88.
7 Методические рекомендации для методистов, заместителей директоров по воспитательной работе и родительских комитетов. Под ред. В.П. Сергеевой.
— М., 2001. — С. 24.
8 Защита прав ребёнка. — С. 29.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
В действительности, немногие дети имеют смелость или желание сообщать о происшедшем инциденте. Так, в случае совершения в отношении несовершеннолетнего насилия или эксплуатации, жертва предполагает обратиться за помощью в 41,9 % случаев к родителям, 19,5 % — к друзьям, 15,1 % — в правоохранительные органы. Следует полагать, что полученные результаты свидетельствуют о том, что несовершеннолетние готовы обращаться за помощью в первую очередь именно к родителям. Однако статистические данные не отражают реального положения, в силу того, что последнее время участились случаи, когда именно родители становятся инициаторами насилия и жестокого обращения с детьми.
Особо следует отметить, что 23,5 % детей за помощью обращаться не будут. Причины отказа мотивированны в 40,6 % обстоятельствами неверия оказания помощи, 36,8 % посчитали, что после обращения станет ещё хуже, 22,6 % высказали мнение, что справятся сами, так как не считают себя жертвами. Таким образом, существенные дефекты семейного воспитания имеют возможность остаться в неведении специалистов и правоохранительных органов. При оценке статистических данных, полученных в результате опроса несовершеннолетних, следует иметь в виду их неполноту. По мнению 60 % сотрудников правоохранительных органов уровень латентности насилия или эксплуатации в семье достаточно высокий. Среди основных причин указано психологическое влияние со стороны взрослых наряду с отсутствием жизненного опыта и доверчивостью, а также физическая слабость и невозможность оказать сопротивление. В результате можно с уверенностью отметить, дети-жертвы, пережившие насилие в семье, предпочтут умалчивать о совершённом в отношении них преступном деянии во избежание последующих репрессий со стороны родителей.
Оценивая проблему в целом, сотрудники правоохранительных органов указали на ряд иных немаловажных причин. Так, кризис семейных ценностей был отмечен 73 % опрошенных, неэффектив-
ная работа уполномоченных органов по мнению 58 % свидетельствует о нехватке специалистов, которые бы не только разбирались в юридических аспектах правового воспитания несовершеннолетних, но и владели бы информацией о криминологической ситуации в целом по региону, городу, району. Иной не менее важной причиной существования в современном российском обществе насилия и эксплуатации несовершеннолетних, по мнению 45 % опрошенных, может выступать отсутствие комплексной правовой базы по предупреждению подобного рода преступности.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки программ правового воспитания не только несовершеннолетних, подвергающихся насилию и эксплуатации, но и принятие неотложных и действенных мер реагирования государства и общества на происходящие негативные изменения семейных ценностей. Особое внимание должно быть уделено непосредственной работе специалистов с семьями, освещение проблем и путей их решения в средствах массовой информации, мониторинг и пропаганда нравственных и правовых установок полноценной семьи.