Научная статья на тему 'Эксплуатационные исследования силовой волновой шариковой передачи'

Эксплуатационные исследования силовой волновой шариковой передачи Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Просянок Виталий Викторович, Маргулис Михаил Владимирович

В статье представлен оригинальный материал по результатам экспериментальных исследований впервые созданной силовой волновой шариковой передачи (ВШП). Приведен сравнительный анализ ВШП и червячной передачи аналогичного назначения по основным качественным показателям: КПД, массе, габаритным размерам и др. Приведена экономическая эффективность создания и использования силовых шариковых передач в механизмах общего назначения вместо традиционных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Просянок Виталий Викторович, Маргулис Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эксплуатационные исследования силовой волновой шариковой передачи»

УДК 621.83

Просянок В.В., Маргулис М.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИЛОВЫХ ВОЛНОВЫХ

ШАРИКОВЫХ ПЕРЕДАЧ

Снижение нижнего предела диапазона осуществимых передаточных чисел в одноступенчатой силовой волновой шариковой передаче (ШТТТТ) со стальным гибким колесом расширяет область возможного применения прогрессивных волновых передач в промышленных приводах [1].

Применение волнового шарикового зацепления позволяет получить малое передаточное отношение в пределах - и = 70...20, используемое в большинстве промышленных редукторов (мультипликаторов).

С целью определения действительных качественных параметров ряда созданных ВШП, были проведены многоплановые экспериментальные исследования позволившие отработать оптимальное конструктивное решение силовой ВШП,

Были исследованы ВШП, конструктивно выполненные как редукторы общего назначения с неподвижными жесткими колесами.

Параметры передач изменялись в следующих пределах:

- выходной момент - Твых = 0...2000 Н м;

- частота вращения генератора волн-пг = 100...1500 об/мин;

- толщина стенки гибкого колеса в районе волнового венца - Ьв = (0.0046...0.032) м и в гладкой части-Ь = (0.0021...0.019) м. . ч

- радиальная деформация -\Уе = (0.0012...0.0025) м.;

- длина гибкого колеса-1г = (0.1...0.11) м.;

- величина эксцентриситета вала генератора - е = (0.005...0.009) м.;

- ширина диска генератора. - в = (0.006...0,008) м;

- толщина подколодного кольца - Ьп.к. = £0,003...0,004) м.;

- расположение сферических углублений от торца гибкого колеса на расстоянии а = (0,008...0.01) м.; ■

Кроме этого исследовалась усталостная прочность гибкого колеса в связи с изменением геометрии волнового венца и применения в качестве материалов различных сталей (40Х, 5ХНМ, 35ХМ).

Испытание проводились в творческом сотрудничестве с концерном "Азовмаш" на производственных площадях цеха № 17.

Нагрузочным устройством на стенде с разомкнутым силовым потоком использовалась магнитнопорошковый тормоз 1000 М, создавший нагрузку на выходном звене в пределах Тв = 100...2000 Н м. На рисунке представленная схема установка ВЩП на испытательном стенде.

Рис. -Установка ВШП на испытательном стенде.

1 - магнитнопорошковый тормоз; 2 - ВШП; 3- карданный вал; 4-электродвигатеяь.

Экспериментальные исследования приводов с волновыми шариковыми передачами показали, что приводы с В1IIII являются работоспособными механизмами в режимах редуктора и мультипликатора и обладают следующими эксплуатационными характеристиками:

а) в режиме редуктора

- КПД в пределах % = (0,79.. .0,88); -уровень шума Кш = (65-72) сШ;

- уровень нагрева масла находится в пределах Т = (35-55)0 С;

б) врежиме мультипликатора

- КПД в пределах % = (0,63...0,71) (снижение КПД здесь можно объяснить обратным

направлением силового потока, способствующим увеличению потерь в передаче, что подтверждается увеличением температуры смазки);

- уровень нагрева масла Т = (56-75) °С. Остальные параметры отличаются несущественно от аналоговых параметров ШIIII в режиме редуктора.

Испытание приводов с В1IIII на долговечность при числе циклов нагружений гибких звеньев -Ыа = 35000000 дало положительные результаты.

Созданные приводы по раду параметров значительно превосходят серийные приводы, применяемые в настоящие время [2], (см. таблицу).

Таблица - Технические характеристики редукторов с ВШП и серийного.

Параметры ВШП Редуктор 4-160 ГОСТ16162-85

Мощность, кВт 6 7

Частота вращения электродвигателя Цдв, об/мИН 1200 950

Передаточное число и 30 31,5

Габаритные размеры, мм 350x320x350 380x400x600

Масса,кг 55 157

КПД 0,88 0,87

Перечень ссылок

1. Просянок В.В.,Маргулис М.В. Создание силового передаточного механизма с волновой шариковой передачей //Вестник Приазов. гос. техн. ун-та: Сб. научлр. Вып. 3. - Мариуполь, 1997.-С. 88 - 90.

2. Редукторы и мотор-редукторы общемашиностроительного применения выпускаемые промышленностью в 1992 г. / Внииредукгор. - М.: ВНИИТЕМР, 1992. -16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.