Научная статья на тему 'Экспертный опрос «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»: общая информация'

Экспертный опрос «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»: общая информация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIOLOGY OF YOUTH / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORICAL EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / HISTORICAL KNOWLEDGE / ИСТОРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / HISTORICAL MYTHOLOGY / ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ / FALSIFICATION OF HISTORY / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / CONTEMPORARY RUSSIAN YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Сергей Викторович, Ручкин Борис Александрович, Плотникова Ольга Анатольевна

Информационный материал, посвященный экспертному опросу «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Сергей Викторович, Ручкин Борис Александрович, Плотникова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert Survey “The Impact of Historical Falsifications and Myths on the Consciousness and Social Behavior of Contemporary Russian Youth”: General Information

This is an information item that covers the expert survey “The Impact of Historical Falsifications and Myths on the Consciousness and Social Behavior of Contemporary Russian Youth”.

Текст научной работы на тему «Экспертный опрос «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»: общая информация»

ИСТОРИЯ

Экспертный опрос «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»: общая информация

С. В. Алексеев, Б. А. Ручкин (Московский гуманитарный университет), О. А. Плотникова (Историко-просветительское общество «Радетель»)

УДК 93 ; 316

Alekseev S. V., Ruchkin B. A., Plotnikova O. A. Expert Survey "The Impact of Historical Falsifications and Myths on the Consciousness and Social Behavior of Contemporary Russian Youth": General Information

Аннотация ♦ Информационный материал, посвященный экспертному опросу «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи».

Ключевые слова: социология молодежи, историческое образование, исторические знания, историческая мифология, фальсификации истории, современная российская молодежь.

Abstract ♦ This is an information item that covers the expert survey "The Impact of Historical Falsifications and Myths on the Consciousness and Social Behavior of Contemporary Russian Youth".

Keywords: sociology of youth, historical education, historical knowledge, historical mythology, falsification of history, contemporary Russian youth.

В октябре — декабре 2014 г. коллективом исполнителей научно-исследовательского проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи» проведен опрос экспертов по теме исследования и начата обработка его результатов. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкур-

X 27

са, проведенного Фондом ИСЭПИ. Проект реализуется АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».

В рабочий коллектив проекта входят: д.и.н., проф. С. В. Алексеев; д.и.н., проф. Б. А. Ручкин; д.э.н. В. А. Гневашева; д.и.н. О. А. Плотникова; к.с.н. С. В. Луков, — специалисты кафедры истории Московского гуманитарного университета, Центра социологии молодежи и Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. Рабочую группу по проведению экспертного опроса и обработке его результатов составили Б. А. Ручкин и О. А. Плотникова.

Всего опрошено 30 экспертов. В соответствии с утвержденной на первом этапе проекта методикой отбора участников, для опроса отбирались представители следующих групп экспертов: 1) специалисты по проблемам молодежи; 2) специалисты, работающие с молодежью; 3) историки-преподаватели и молодые историки. Настоящее деление, естественно, является отчасти условным. Среди специалистов по молодежной проблематике имеются профессиональные историки; среди опрошенных руководителей высших учебных заведений и их подразделений имеются специалисты-ювенологи и историки.

При отборе экспертов был использован богатый потенциал научной школы Московского гуманитарного университета (в прошлом Высшей комсомольской школы) — старейшего центра юве-нологических исследований в России, на базе которого реализуется настоящий проект). В то же время, в соответствии с принципами опроса, привлекались специалисты из различных организаций и учреждений Москвы, а также российских регионов. С целью максимально большего охвата мнений по заявленной проблематике к опросу были привлечены специалисты из Орла, Тулы, Саратова, Петрозаводска. Опрашивались представители системы как высшего, так и среднего образования, общественных организаций, работающие с молодежью руководители и представители общественных организаций, средств массовой информации. Экспертный состав представляется адекватным заявленным целям исследования.

Опрос проводился при возможности сохранения анонимности экспертов; при цитировании конкретных ответов в аналитических обзорах и открытых источниках информации имена экспертов могут не указываться. В то же время большая часть экспертов не возражала и против публичного заявления своей позиции. С учетом данного обстоятельства, далее мы приводим общий список опрошенных специалистов:

1. Специалисты по проблемам молодежи:

1) Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, один из ведущих специалистов по проблемам молодежи. Занимается разработкой фундаментальных проблем социологии молодежи.

2) Королев Анатолий Акимович — доктор исторических наук, профессор (Московский гуманитарный университет), заслуженный деятель науки РФ, специалист по проблемам истории молодежного движения, историко-психологических аспектов ювено-логии.

3) Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной и издательской работе Московского гуманитарного университета, один из ведущих и признанных специалистов по социологии молодежи, руководитель научной школы. Автор многочисленных исследований, посвященных молодежной проблематике, учебных пособий.

4) Мацуев Алексей Никитович — кандидат исторических наук (Московский гуманитарный университет), специалист по истории и современному состоянию молодежной политики, социальным проблемам молодежи.

5) Меркулов Павел Александрович — кандидат философских наук, директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, специалист по политическому статусу молодежи в России, истории государственной молодежной политике. Имеет практический опыт работы в молодежных организациях.

6) Нехаев Виктор Викторович — доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор (Тульский педагогический государственный университет), специалист по истории и правовым аспектам государственной службы по делам молодежи, государственной молодежной политики, социальным проблемам молодежи. Автор научных работ и учебных пособий по данной проблематике.

7) Селиверстова Нина Анатольевна — доктор социологических наук, профессор (Московский гуманитарный университет). Специалист и автор многочисленных работ по книжной культуре и читательским интересам современной молодежи, проблемам социализации детей и юношества.

8) Харченко Анатолий Антонович — кандидат социологических наук, профессор (Российская академия народного хозяйства и

0)

X 29

государственной службы при Президенте РФ), специалист по проблемам социальной адаптации, образования и трудоустройства молодежи.

9) Яковлев Игорь Геннадьевич — доктор социологических наук, главный редактор журнала «Управление мегаполисом». Автор работ по теоретическим аспектам ювенологии, проблемам образования и культуры информационного общества.

10) Ярская Валентина Николаевна — доктор социологических наук (Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина). Специалист по молодежной политике, социальным проблемам молодежи.

2. Специалисты, работающие с молодежью:

1) Алешкин Петр Федорович — главный редактор журнала «Наша молодежь», доктор исторических наук, член Союза Писателей России. Руководитель одного из немногих новейших массовых изданий молодежной проблематики, адресованного молодежи и издающегося силами преимущественно молодежного коллектива. Издание уделяет преимущественное место социально-политической, культурной, исторической проблематике.

2) Бабаян Инна Вячеславовна — директор социологического центра Саратовского технического университета им. Ю.А. Гагарина, кандидат социологических наук.

3) Бородай Александр Дмитриевич — декан факультета рекламы Московского гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор; опыт руководства факультетом — более 20 лет. Имеет работы, посвященные проблемам образования и ювено-логии.

4) Захаров Владимир Николаевич — декан филологического факультета Петрозаводского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, крупный специалист по русской классической литературе. Опыт руководящей работы в системе высшего образования — 30 лет.

5) Куприянова Галина Валентиновна — первый заместитель Председателя ГК РФ по молодежной политике (1998-2000 гг.), заместитель генерального директора Исполнительной дирекции Всемирной летней универсиады 2013 г., директор Международной федерации студенческого спорта

6) Плаксий Сергей Иванович — ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор. Опыт руководства вузом — 20 лет. Имеет работы, посвященные теории и практике высшего образования.

О)

X 30

7) Плотников Александр Дмитриевич — президент Международного центра семьи, молодежи и детей, доктор исторических наук, профессор. Специалист по социологии молодежи и истории молодежной политики, ведет практическую работу по решению социальных проблем молодежи.

8) Макаров Владимир Сергеевич — заведующий Отделом электронного образования Московского гуманитарного университета, кандидат филологических наук. Имеет обширный опыт в разработке и внедрении системы электронного образования в региональных вузах.

9) Филонов Владимир Иванович — секретарь Орловской областной организации Российского союза молодежи, кандидат исторических наук.

10) Шатилов Александр Борисович — декан факультета социологии и политологии Финансового университета Правительства РФ, кандидат политических наук, доцент. Опыт руководящей работы в системе высшего образования — более 15 лет.

3. Историки-преподаватели и молодые историки:

1) Бодрова Елена Владимировна — доктор исторических наук, профессор (Московский государственный университет приборостроения и информатики). Имеет обширный опыт преподавания исторических и социальных дисциплин в вузах Москвы.

2) Борщевский Георгий Александрович — кандидат исторических наук (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). Включен в число экспертов как молодой историк в возрасте до 30 лет.

3) Володихин Дмитрий Михайлович — доктор исторических наук (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), член Союза писателей России. Имеет обширный опыт работы с молодежью как в качестве преподавателя МГУ, так и в научно-просветительских проектах; в прошлом один из ведущих редакторов и авторов «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+».

4) Елисеев Глеб Анатольевич — кандидат исторических наук, руководитель исследовательской группы Историко-просветительского общества «Радетель». Имеет опыт преподавания в средних и высших учебных заведениях, координации научно-просветительских и издательских проектов, адресованных детской и молодежной аудитории.

5) Жукова Ольга Германовна — кандидат исторических наук (Московский гуманитарный университет), член Союза писателей России, Союза журналистов Москвы. Преподаватель исторических

0)

X 31

дисциплин, журналист, активный участник и руководитель ряда просветительских проектов и мероприятий, направленных на популяризацию и демифологизацию истории России.

6) Надточей Юрий Иванович — кандидат исторических наук (Московский гуманитарный университет). Включен в число экспертов как молодой историк в возрасте до 35 лет.

7) Панков Никита Петрович — кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания гимназии №1562 им. А.Г. Боровика. Включен в число экспертов как преподаватель средней школы и молодой историк в возрасте до 30 лет.

8) Пеньковский Дмитрий Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор (Национальный институт бизнеса). Имеет обширный опыт преподавания исторических и социальных дисциплин в вузах Москвы и регионов России, труды по проблемам образования.

9) Плотникова Татьяна Сергеевна — учитель-методист, преподаватель истории, отличник народного образования. Обширный опыт преподавания истории в СССР и Российской Федерации. Общий стаж работы в системе среднего и высшего образования — более 40 лет.

10) Шилов Андрей Иванович — доктор исторических наук, профессор. Имеет обширный опыт преподавания исторических и социальных дисциплин в вузах Москвы. В настоящее время — советник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Анкета эксперта включала 18 вопросов:

1. Есть ли, на Ваш взгляд, в обществе и у власти реалистичная оценка состояния российской молодежи и молодежного движения?

2. Какова Ваша общая оценка уровня образованности и социальной ответственности современной молодежи?

3. Является ли, на Ваш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание молодежи насущной задачей сегодняшнего дня?

4. Есть мнение, что молодежь в последние годы стала патриотичнее. Есть и мнение о кризисе патриотизма и патриотического сознания современной молодежи и о том, что молодежь стесняется своей страны. Какова Ваша оценка по этому вопросу?

5. Нередко говорится о «борьбе за молодежь». Кто, на Ваш взгляд, за нее борется?

6. Какова Ваша общая оценка документов органов государственной власти, связанных с развитием исторического образова-

0)

X 32

ния и историко-патриотического воспитания молодежи, в частности Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»?

7. Какова должна быть роль общественных организаций, в частности молодежных и детских, в деле гражданско-патриотического воспитания молодежи?

8. Необходимо ли, по Вашему мнению, усилить историческое воспитание молодежи? Если да, то как это сделать?

9. Как вы считаете, понимают ли современные молодые люди разницу между историческими мифами о России и фальсификациями?

10. Какой период русской истории, на Ваш взгляд, наиболее мифологизирован, а какой фальсифицирован, и почему?

11. Какие мифы, на Ваш взгляд, способствуют формирование патриотических чувств у молодежи, а какие, наоборот, формируют негативное отношение к России?

12. Представляет, на Ваш взгляд, фальсификация или искажение истории угрозу национальным интересам России?

13. Каким образом фальсификация истории влияет на социальное поведение молодежи?

14. Какие исторические мифы о России, на Ваш взгляд, наиболее популярны в молодежной среде?

15. Под воздействием каких основополагающих факторов, по Вашему мнению, складывались наиболее распространенные мифы о России, как в самой России, так и за рубежом?

16. Какие события русской истории, по Вашему мнению, стоит обязательно знать молодежи и почему?

17. Насколько современное молодое поколение представляет и осознает историю Великой Отечественной войны — ее ход, мировой контекст, значение Победы в войне для отечественной и мировой истории? Охарактеризуйте наиболее влиятельные, на Ваш взгляд, мифологемы, связанные с историей Великой Отечественной войны.

18. Какова Ваша оценка идеи единого учебника истории и каково Ваше отношение к утвержденной к утвержденной концепции учебника?

Первые вопросы (1-2) были призваны определить восприятие экспертами общего состояния современной молодежи и взаимоотношений молодежи и власти. Последующие вопросы (3-8) требовали от респондентов оценить современное состояние патриотизма

0)

X 33

в молодежной среде и патриотического воспитания, место истории в воспитании патриотизма. Вопросы 9-15 и 17 были посвящены основной теме исследования. Экспертам предлагалось определить соотношение мифов и фальсификаций в молодежном сознании, выделить наиболее значимые составляющие исторической мифологии и мифотворчества, оценить их влияние на молодежное сознание. Вопросы 16 и 18 призваны были определить взгляд экспертов на концепцию преподавания отечественной истории — круг необходимых, по их мнению, для изучения исторических событий и отношение к существующей концепции единого учебника истории.

Большинство экспертов ответили с разной степенью подробности на все вопросы анкеты. Ответы часто давались в развернутой, иногда неоднозначной форме, подробно представляя взгляд эксперта на поставленную проблему. Отдельные эксперты признавали неосведомленность по тем или иным вопросам — например, некоторые эксперты-социологи не брались давать оценки по вопросам, составляющим, на их взгляд, предмет специального знания коллег-историков. В целом ответы экспертов, особенно развернутые, представляют богатый материал для дальнейшего анализа.

Алексеев Сергей Викторович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, председатель правления Историко-просветительского общества «Радетель». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.

Alekseev Sergey Viktorovich, Doctor of History, Professor, Head; Department of History, Moscow University for the Humanities, Chairman of the Board, "Radetel'" Historical and Educational Society. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-55-81.

E-mail: [email protected]

Ручкин Борис Александрович — доктор исторических наук, профессор, директор Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-58-07.

Ruchkin Boris Aleksandrovich, Doctor of History, Professor, Director, Center for History Research, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-58-07.

E-mail: [email protected]

X 34

Плотникова Ольга Анатольевна — доктор исторических наук, доцент, заместитель председателя Историко-просветительского общества «Радетель». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.

Plotnikova Olga Anatolievna, Doctor of History, Associated Professor, Vice-Chair, "Radetel'" Historical and Educational Society. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-55-81.

E-mail: [email protected]

Библиограф. описание: Алексеев С. В., Ручкин Б. А., Плотникова О. А. Экспертный опрос «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»: общая информация [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 1 (январь — февраль). С. 27-35. URL: http://zpu-iournal.ru/e-zpu/2015/1/Alekseev Ruchkin Plotnikova Falsifications-Myths-Youth/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 13.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.