Научная статья на тему 'Экспертные сообщества и философская экспертиза'

Экспертные сообщества и философская экспертиза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В НАУЧНЫХ ФОНДАХ / COMMUNICATION AND EXPERT ACTIVITY / STRUCTURES OF EXPERTISE IN SCIENCE FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красиков Владимир Иванович

Анализируется феномен экспертной деятельности в области философских наук на примере экспертных сообществ трех российских научных фондов: РГНФ, РФФИ и РНФ. Описывается двухуровневая модель экспертизы и управления в фондах. Выявляются особенности коммуникации между заявителем и экспертом, типичные затруднения в подготовке грантовой заявки по философским наукам. Сформулированы принципы философской экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert associations and philosophical expertise

The article investigates the expert activity in the philosophical sciences, expert associations of three Russian science foundations Russian Humanitarian Science Foundation, Russian Foundation for Basic Research and Russian Science Foundation being examined. The author describes the two-tier model of expertise and management in the foundations, reveals the peculiarities of communication between an applicant and an expert, typical difficulties in arranging the application to get a grant in philosophical sciences. The principles of philosophical expertise are formulated.

Текст научной работы на тему «Экспертные сообщества и философская экспертиза»

Философский и НАУЧНЫЙ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

УДК 061.6 © В. И. Красиков, 2016

Экспертные сообщества и философская экспертиза *

В. И. Красиков

Анализируется феномен экспертной деятельности в области философских наук на примере экспертных сообществ трех российских научных фондов: РГНФ, РФФИ и РНФ. Описывается двухуровневая модель экспертизы и управления в фондах. Выявляются особенности коммуникации между заявителем и экспертом, типичные затруднения в подготовке грантовой заявки по философским наукам. Сформулированы принципы философской экспертизы.

Ключевые слова: коммуникация и экспертная деятельность, структуры экспертизы в научных фондах.

Современный социум постепенно и всецело переходит из традиционного состояния, строившегося вокруг религиозно-нравственных идеалов и мировоззренческих ценностей, в кондицию «управляемого хаоса» . Он, с одной стороны, успешно девальвирует — через скепсис, самоиронию и постмодернизм — свои прежние метафизические основы, потому он хаотичен, как броуновское движение миллионов самодостаточных атомов, чьи траектории уже не управляемы прежними традиционными «физическими законами» . С другой стороны, культ знаний и авторитета приводит к появлению новых, соответствующих эпохе индивидуализма и преклонения перед успехом социальных регуляторов, одним из которых является экспертная деятельность: эксперты, их сообщества и их оценки, выступающие новыми кумирами и авторитетами нашего века

Эксперты, по определению и умолчанию (что не всегда совпадает с реальностью), лучшие профессионалы в какой-либо области деятельности, являются новыми сакральными фигурами современных, все более секуляризовавшихся обществ, где под секуляризацией понимается отделение от государства не только религии, но и традиционной морали, ценностей . Речь идет о современных развитых обществах, а не периферии стран развивающихся и полутра-

диционных . В России анклавы подобных обществ складываются отчасти в виде среднего класса столиц и городов-миллиоников . Как правило, это люди высокообразованные, эрудированные, внутренне свободные, ориентированные на самореализацию в своей области деятельности, скептики, если не сказать циники и агностики (что не исключает внутренней порядочности и наивности, они все же идеалисты)

Кто является для этих людей авторитетом? Религиозные персонажи и проповедники, политики, звезды эстрады и спорта? Нет, они вполне секуляризованы, т е свободны не только от религиозного, но и от масс-медийного влияния, от последнего еще в большей степени . Если и есть для них какая-то (может, и воображаемая) референтная группа, то это лучшие в их же областях занятий . Возможно, в экспертные сообщества попадают не всегда по заслугам, однако и ранее в узкий круг знати или священства попадали отнюдь не обязательно самые лучшие, что не отменяло их высокого статуса . Точно так же обстоит дело сегодня Экспертные сообщества и эксперты являются знаковыми фигурами в своих областях деятельности, тем более они, как ранее церковь, встроены в систему современной государственной власти, вырабатывают советы, рекомендации, призванные

Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения гранта РГНФ, проект № 15-03-00087.

*

оптимизировать процесс управления и принятия решений. Тем самым они осенены еще и сакральностью власти, часть которой они воспринимают в процессе коммуникации с ней и нахождения при ней . Потому экспертизу можно рассматривать и как особую форму власти, поскольку такие действия оказывают влияние на изменение поведения других людей, даже вопреки их воле . Тайна этого влияния в том, что эксперты способны «контролировать некоторые решающие области неопределенности» ', сужая их до понятного, представимого и управляемого, объясняя суть какой-либо проблемы таким образом, что можно будет следовать конкретному решению . Экспертные сообщества и эксперты становятся все более популярными, особенно в среде «белых воротничков», интеллектуалов среднего класса . Особенно известны представители политологических, экономических, социологических экспертных сообществ .

Вряд ли будет когда-либо установлена в обществе «власть экспертов», как ранее оказались шаткими проекты «власти жрецов» (жреческая и царская власть в Древней Месопотамии, Индии и Египте), «власти священства» (кульминация — борьба папы Григория VII и императора Священной Римской империи Генриха IV) . Всегда управляли и будут управлять обществом политики, однако они не могут этого делать без жрецов, священников и экспертов

Среди экспертных сообществ особое место, в силу своей мифологичности и неочевидности, занимает сообщество экспертов в сфере философских наук Миф о философии как особо проникновенно рефлексивной сфере мысли и неочевидность для большинства не только обывателей, но и ученых в отношении того, чем же она все-таки занимается, определяют ее заглавное место в классификаторах и рубрикаторах. На этом ее специфика и заканчивается, не принося ей каких-то других очевидных преимуществ В остальном это рядовая дисциплина (вернее, некий куст философских дисциплин), каковой она стала в XIX в . после смерти «Большой философии»

Рассмотрим существующую в России систему философской экспертизы в наиболее крупных фондах, а также отчасти и специфику экспертной деятельности «Три богатыря» государственной гранто-вой деятельности в России — РФФИ, РГНФ и РНФ. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был создан первым — в 1992 г. , спустя два года появился Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), а Российский научный фонд (РНФ) организован в 2013 г.

РФФИ позиционировался как фонд, ориентированный в основном на естественнонаучный комплекс дисциплин, хотя в нем все же присутствовал отдел наук об обществе и человеке (06), в последнее

время переименованный в «Естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках», где и подвизаются ориентированные на методологические идеалы естествознания некоторые продвинутые гуманитарии, в том числе и сциентизированные философы .

РГНФ — фонд, который, собственно, и обслуживает исследовательские запросы отечественной гуманитарной интеллигенции, где философским наукам отведен нишевый коридор (03) . Это: 03-110 Теория познания и философская онтология; 03-120 Логика . Философия языка; 03-130 Философия и методология науки; 03-140 Философские проблемы междисциплинарных исследований; 03-150 История философии; 03-160 Этика . Эстетика . Философия религии; 03-170 Социальная философия . Философия истории; 03-180 Философия, теория культуры. Философская антропология

РНФ — недавно созданная структура, основной задачей которой стало финансирование стратегических научных проектов по приоритетным прорывным направлениям, причем как естественнонаучным, так и социально-гуманитарным Размеры грантов здесь на порядок выше, однако ужесточены и критерии: как заявителей (публикации в изданиях, индексируемых в системах цитирования Web of Science, Scopus), так и победителей (обязанность обеспечения публикаций в высокорейтинговых изданиях) . К философским наукам здесь отнесена и политология . Нишевой коридор (08) состоит из 17 позиций, однако к собственно философским относимы первые восемь, и они содержательно совпадают с классификатором РГНФ

Как обстоят в перечисленных фондах дела с экс-пертированием? Что собой представляет система экспертизы и какое место занимают в ней представители философского сообщества?

Сопоставляя нормативные документы, можно отметить большое сходство экспертных систем всех трех фондов 2 . В их основе два уровня экспертиро-вания и управления . Первый уровень — наиболее массовый, это эксперты, отобранные по конкурсу (РГНФ) либо набранные и по конкурсу, и другими путями (РФФИ, РНФ) Второй уровень — члены экспертных советов, которые отчасти рекрутируются из первого уровня, отчасти кооптируются по знакомству и личным связям . Примерное соотношение 10:1, о чем можно судить по данным РФФИ (более 3000 экспертов первого уровня и около 400 членов экспертных советов) .

Эксперты первого уровня наиболее многочисленны — это «рабочие лошадки», вынужденные читать много заявок за символическое вознаграждение . Каждая заявка просматривается 2-5 экспертами, обычно тремя Прошедшие первый тур заяв-

ки поступают в экспертные советы, их секции Суть второго тура — приведение количества положительно оцененных заявок в соответствие с квотой грантов, что часто требует уже «политических решений» Однако в любом случае загруженность членов экспертных советов гораздо меньше, чем «рабочих лошадок», а престижа не в пример больше

В РГНФ 11 экспертных советов, из которых 7 созданы по предметному принципу, 4 — по роду конкурсной деятельности (научно-популярные издания, международные, целевые, молодежные, региональные) Секция по философии совмещена в одном из 11 экспертных советов еще с 4 предметными секциями: социологией, политологией, правоведением и науковедением — все вместе 30 человек. Собственно секция философских наук состоит из 8 человек вместе с координатором

Информация по РНФ и РФФИ представлена более скупо, чем по РГНФ, однако, судя по всему, организационное строение такое же: экспертные советы — в РФФИ их 13, в РФН 2 экспертных совета по научным проектам и по научным программам — и деление экспертных советов на предметные секции . В советах, как правило, выделяется бюро, состоящее из координаторов, которые осуществляют оперативное управление в циклах приема-отбора заявок и отчетов по проектам. Членство в экспертных советах, равно как и председательство-координаторство, ограничено сроками — от 3 (РНФ, РФФИ) до 5 (РГНФ) лет и не более 2 сроков подряд

Реальная власть принадлежит аппарату Экспертная масса по исходным условиям мало влияет на общий ход процесса, она анонимна, скрыта за персональными кодами (однако известна и по фамилиям, и по своим стилевым особенностям тем, кто распределяет заявки на экспертизу, т е аппарату), ее мнение заключено в формальные рамки анкет экспертов Эксперты второго уровня, члены экспертных советов — более декоративные фигуры, как правило, подтверждающие подготовленные аппаратом заключения и протоколы В зависимости от размеров деятельности аппарат состоит из нескольких десятков человек . Так, в РГНФ это около 50 человек 3, из которых непосредственно организуют работу — с экспертами обоих уровней и заявителями — от силы 20-30 человек в статусе советников, ведущих и главных специалистов, начальников отделов и их заместителей

Такова формальная структура экспертных сообществ, стоящих на страже всегда скудных государственных средств Подобная ситуация конкурса, состязания и порождает общение заявителя и эксперта Этот вид коммуникации специфичен исходно заданными условиями, в рамки которых он заключен Во-первых, это заочная и анонимная коммуникация

Если известны эксперты второго уровня, члены экспертных советов (списки их фамилий выкладываются на сайтах фондов), то основная рабочая масса экспертов первого уровня неизвестна заявителям — принципиально «закодирована» Однако многие заявители могут быть известны экспертам первого уровня, что может повлиять на их объективность Во-вторых, это высоко формализованное общение, заключенное, с одной стороны, в рамки типовой заявки, с другой — типовой анкеты эксперта Одной стороне предлагается в типовой форме продемонстрировать искусство владения научным сленгом, стилем, представив свою конкретную тему-проблему в общенаучном контексте и по возможности экстравагантным способом Другой стороне, тоже в типовых рамках, — оценить как мастеровитость заявителя, так и его инновативное начало, что значительно труднее

Высокая формализованность этого типа коммуникации в большей мере осознается экспертом, нежели заявителями, в чем и заключается основное противоречие, которое рождается из разности степеней осознанности Эксперт имеет дело с десятками заявок в краткой сессии в каждом конкурсном цикле Для заявителя его проект всегда уникален и выстрадан, и он требует (может, в глубине души) от эксперта того же — чтобы последний «вошел в положение», прочувствовал и оценил «экзистенциальную неповторимость» его детища

Экстравагантность, однако, должна быть выражена мастерски Если заявитель не способен ее выразить подобным образом, значит, он профессионально еще не окреп, не владеет научным инвентарем, а раз так, то пускать его в основное русло профессиональной коммуникации еще рано Ведь получение гранта на исследование открывает путь к многим рейтинговым изданиям (в виде пристатейной обязательной ссылки на работу в рамках исследования, поддержанного тем или иным фондом), на страницах которых и происходят основные значимые события коммуникации в данном научном сообществе, касающиеся возрастания личного символического капитала и подъема репутации Поэтому если соискатель гранта стремится к реальному успеху, он должен более строго следовать формальным правилам, аккуратно заполнять все то, что востребовано в пунктах заявки Причем многие заявители, увенчанные даже высшими учеными степенями, слабо представляют себе суть простейших общенаучных квалификаций и дефиниций . Каковы причины этого — в отсутствии настоящей подготовки, в природной несобранности или лености ума, трудно сказать

Например, если в пункте анкеты предлагается сформулировать проблему исследования (ее генезис, динамику), то следует именно ставить проблему —

в ее классическом виде некого глубокого мыслительного затруднения либо противоречия между контрастирующими точками зрения или же отсутствия знания в какой-либо предметной области. Вместо этого часто говорится о большом значении и пользе, которые принесут народу и обществу в целом исследования имярека

Научная новизна — это не политическая или же мировоззренческая злободневность, не то, чего просто ранее не исследовали (может, это исследование и не нужно никому, кроме самого заявителя), а неочевидный, но на поверку важный аспект чего-то, хорошо уже известного . Если указывается, что в данном пункте заявки должно быть разъясняющего текста «не менее 2 страниц», нужно написать эти требуемые 2 страницы .

Самое же главное — подробно раскрыть, что вы будете делать в исследовательском плане: не поверхностно указать «напишу монографию, статью по конкретной проблеме», а показать ее гипотетическое решение хотя бы в самом общем и приблизительном виде . Проект должен быть максимально определенным и представимым: чем больше степень неопределенности, тем меньше к нему доверия

Теперь несколько слов о «цеховых» проблемах философской экспертизы Естественно, я высказываю свою личную точку зрения, с которой можно соглашаться или нет, но желательно аргументированно. Основные содержательные препоны, которые возникают при знакомстве с текстом заявки по философским наукам, — это банальность, узкая специализация, «философия всего» и новояз Охарактеризуем эти вполне типичные ситуации

Банальность (или общеизвестность) содержания предстает в правильности того, о чем хочет рассказать заявитель: есть проблема, методы указаны верно, решения правдоподобны Однако обо всем этом уже неоднократно упоминалось. Заявка вроде бы и квалифицированная, а поддерживать ее смысла нет никакого

Не секрет, что в философии, как и в естественных науках, большинство специалистов всю свою профессиональную жизнь занимается одной тематической областью, примеры смены профиля нечасты Как правило, это темы их кандидатских, докторских диссертаций . Может показаться, что здесь они все знают и способны открыть нам важные неочевидные аспекты хорошо известного Однако это не так, может, потому что тема надоедает (а это естественно, если долгое время заниматься одним и тем же), теряются страсть, пафос, настрой В итоге — вымученная заявка

Под «философией всего» и новоязом понимаются заявки, написанные людьми, чье мышление носит необратимо холистский характер, представ-

ляя собой, по-видимому, антропологический типаж В истории философии подобный человек — один из часто встречающихся персонажей Особенно он был в фаворе интеллектуального внимания в древности, когда философ выступал по определению сведущим человеком во всех возможных в то время областях теоретического знания, интеллектуалом широкого профиля Тогда, собственно, и сложился расхожий образ философии как знания обо всем Последний успех, лебединая песнь этого классического философствования — Г. Гегель (и, разумеется, неогегельянцы) и М. Хайдеггер. Настоящее, вдумчивое философствование этого типа создает свой глубоко оригинальный эзотерический язык. Чтобы понять все его идеи, надо войти в авторскую языковую систему, т е принять на веру базисные аксиомы, а затем потратить массу времени, отслеживая хитросплетения мысли Если вы предпринимаете этот труд, тратите время, вы уже во многом подвержены авторской индоктринации, что, собственно, и происходило с читателями Г Гегеля и М Хайдеггера

Последнее — максимальное и наиболее талантливое экстравагантное выражение этого типажа спекулятивного философствования и мышления Их последователей довольно много, причем с теми же амбициями: рассказать непременно о мире в целом, предъявив непременно великие основные законы, которые управляют миром Но часто нет необходимой рефлексивной вдумчивости, неторопливой и взвешенной последовательности, а есть кавалерийский наскок и бесконечный повтор «мантр» о цельности, единстве, всеохватности — и все эти слова непременно с заглавных букв . Даже если и встречаются более квалифицированные, приближающиеся к «архетипичным» тексты, встает резонный вопрос: следует ли заниматься самоиндоктринацией, вновь и вновь умножая хорошо известные сущности?

Это непросто — пройти между Сциллой унылой специализации и Харибдой спекулятивного сияния «всего», мимо полей банальности — к неочевидности нового важного в хорошо известном, заслужив одобрение «капитана Гранта» На какие нормативы и идеалы ориентироваться, чтобы соответствовать критериям философской экспертизы? Разумеется, должны быть соблюдены все общенаучные требования, под которые также подпадают и заявки по философским наукам. Можно сколько угодно времени спорить о научной или же ненаучной природе философии, однако если вы решили подать заявку на конкурс, равно как написать и защитить диссертацию, вы вступаете в игру с жестко формализованными правилами Потому должны хорошо ориентироваться в специальной литературе, знать историю философии, уметь формулировать проблему, актуальность, новизну, представлять себе принципы

и методы исследования Все это входит в квалификацию мастеровитости (профессионализма), составляя тот необходимый минимум, отсутствие которого оказывается непреодолимым препятствием Однако одной лишь общей квалифицированности недостаточно Необходимо учитывать факторы, составляющие специфику именно философской экспертизы, ее критерии в оценивании и критике, которые всегда органично взаимосвязаны

Вообще, философское исследование (не преподавание) и философская экспертиза имеют между собой много общего 4, исходят из одного повторяющегося и постоянно возобновляющегося состояния мышления Последнее и является интенциональной основой исторического существования философии, прошедшей путь от Большого знания обо всем к современной констелляции дисциплин, имеющих общее происхождение Это возобновление движения мышления по пути возвышения-углубления уровней абстрагирования-рефлексии Поэтому философию в наше время следовало бы считать не дисциплиной, а, скорее, состоянием — как области знания, так и людей, работающих в ней . Состояние, когда эмпирическая информация в какой-либо сфере знаний уже многократно теоретизировалась, равно как и неоднократно подвергалась внутренней систематической критике

Как известно, в истории мысли сначала на этот путь вступили первичные универсальные обобщения (названные философией), потом — математика, спустя полтора тысячелетия — физика и другие науки Соответственно, в них и появлялись «философы» — теоретики, интеллектуалы, достигающие высоких уровней абстрагирования и рефлексии Их главный признак — способность находить, видеть глубокие мыслительные затруднения, заинтриговывая других, провоцируя и вовлекая их в общий (свой) фокус внимания

Эти рассуждения призваны обосновать предлагаемые здесь три критерия философской экспертизы, производные от обозначенного выше понимания философии как качественной фазы развития индивидуального профессионального мышления в любой области занятий Это критерии абстрагирования, рефлексии и схватывания (указания и формулирования) глубокого затруднения

Привязывание работ, позиционирующих себя как философские, к традиционным областям знания, почитаемым за философию, уже давно является анахронизмом Каждый может открыть англоязычные философские сайты либо просмотреть тематические и секционные номенклатуры международных философских конгрессов и убедиться в том, что современная философия уже давно вышла за рамки ветхозаветных членений и пытается транс-

формироваться в мультидисциплинарную область, простершуюся между естествознанием и социально-гуманитарным знанием Философским исследование делают не «онтологические», «гносеологические», «антропологические» и им подобные слова-ярлыки, а то, на каком уровне оно ведется, какова его общая манера, стиль, основной фокус

Исследование, претендующее быть философским, пусть оно даже ведется в космологии, математике, истории, должно пребывать на должном уровне абстрагирования, который фундирует само существование или же основы данной предметной области Это предельно общий обзор, панорама, ее метафизический ландшафт И совсем не обязательно, космология это или высшая математика, главное в том, что ставится и решается вопрос о поиске общих причин, которым можно было бы «вменить ответственность» за само существование данной области явлений: в чем необходимость семьи, свободы, любви, войны и пр. ?

Признак рефлексивности, или же степени самокритичности и изощренности мысли, предстает как понимание и демонстрация ограниченности своих позиций, когда автор самоотчетно очерчивает сферу применимости своих гипотез и методологии, границы и масштаб своего, несомненно общего, фундаментального, но вместе с тем и всегда частного по отношению к другим дисциплинам исследования

В то же время никакие подходящие уровни абстрагирования и рефлексии, эти зримые признаки развитого сознания не заменят творческого воображения, способности придумать, представить необычное качество, состояние или аспект вполне обычного и рутинного . Это способность — найти (изобрести) глубокое мыслительное затруднение, как правило, имеющее много приемлемых вариантов разрешения (на то оно и философское) Это затруднение должно быть провокативно и привлекательно Таким образом, если нормальная наука, по Т Куну, есть решение головоломок, то решение наиболее многозначных и постоянно ускользающих из них превращает науку в философию.

Итак, как мы смогли убедиться, современное общество, в котором ведущее место занимают профессионалы, создает и новые регулятивные структуры в виде экспертных сообществ . В области философской самодеятельности таковыми структурами являются экспертные сообщества трех отечественных фондов, имеющих большое сходство Постсоветское общество вместе с новыми формами политической и социально-экономической жизни восприняло и непривычные для нас формы научной жизни Одной из таковых является новая форма научной коммуникации: общение между исследователями-заявителями и экспертами . При всей ее неизбежной формализо-

ванности, она обнаруживает и свои полезные, стимулирующие тонус и обновление научной жизни свойства Причем философская экспертиза органично связана с общенаучной, представляя собой ее дальнейшее развитие

1 Коллинз Р. Социологическая интуиция: введение в неочевидную социологию // Личностно-ориентированная социология . М . , 2004. С. 486.

2 Порядок проведения экспертизы научных проектов, экспертизы ежегодных и итоговых отчетов по выполнению финансируемых Российским гуманитарным научным фондом науч-

ных проектов. URL: http://www.rfh.ru/index.php/ru/dokumenty (дата обращения: 25.10.2015) ; Положение об экспертных советах Российского научного фонда. URL: http://www.rscf.ru/ru/ documents (дата обращения: 25. 10.2015) ; Положение об экспертах и экспертных советах РФФИ . URL: http://www rfbr. ru/rffi/ru/ expert_procedures (дата обращения: 25.10.2015) .

3 Контакты. Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://rfh . ru/mdex.php/ru/kontakty/telefonnyj-spra-vochnik (дата обращения: 25.10.2015) .

4 Сыров В. Н. Философское образование: философская экспертиза: от метафоры к понятию // Философское образование. Вестник ассоциации философских факультетов. 2013 . № 1(4) . С 126-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.