Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА»'

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
публичные закупки / учреждения / контрактная система / единая информационная система / public procurement / institutions / contract system / unified information system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацакова Ю. О.

На основании результатов исследования процесса организации конкурентных и неконкурентных закупок, учета заказчиками закупок материальных запасов, услуг и работ, а также степени эффективности функционирования контрактной системы в сфере закупок в целом, автором предложено акцентировать внимание на необходимости систематизации норм, регулирующих правоотношения в сфере закупок, включая использование централизации закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT STUDY OF CURRENT ACTIVITIES OF BUSINESS ENTITY DUBRAVA SOCIAL CARE HOME

Based on the results of a study of the process of organizing competitive and non-competitive procurement, accounting by customers for purchases of inventories, services and works, as well as the degrof efficiency of the contract system in the field of procurement as a whole, the author suggests focusing on the need to systematize the norms governing legal relations in the field of procurement, including the use of procurement centralization.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА»»

УДК 33

Мацакова Ю.О.

студент 4 курса специалитета, Калининградский филиал Московский финансово-юридический университет (г. Калининград, Россия)

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ГБСУСО КО «ДОМ СОЦИАЛЬНОГО УХОДА «ДУБРАВА»

Аннотация: на основании результатов исследования процесса организации конкурентных и неконкурентных закупок, учета заказчиками закупок материальных запасов, услуг и работ, а также степени эффективности функционирования контрактной системы в сфере закупок в целом, автором предложено акцентировать внимание на необходимости систематизации норм, регулирующих правоотношения в сфере закупок, включая использование централизации закупок.

Ключевые слова: публичные закупки, учреждения, контрактная система, единая информационная система.

Актуальность данной темы выражается в том, что контрактная система может рассматриваться как экономия бюджетных средств при обеспечении заказчиков должным качеством закупаемых ими товаров, работ, услуг. А организация таких закупок, в свою очередь, так или иначе затрагивающая многие сферы жизнедеятельности - довольно важный процесс, оптимизация которого крайне важна и необходима.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - действия заказчика, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Она начинается с выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) и завершается исполнением сторонами

контракта обязательств. Но если по Закону №2 44-ФЗ нет указания на размещение извещения об осуществлении закупки или же направления приглашения принять участие в выборе поставщика, то закупка состоится с заключения контракта, завершается исполнением соответствующих обязательств (п.3 ст. 3 Закона №2 44-ФЗ).

Цели осуществления закупок перечислены в статье 13 вышеупомянутого закона: достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, субъектов РФ, муниципальными программами, исполнение и реализация международных обязательств страны и межгосударственных целевых программ, выполнение государственными органами своих функций и полномочий.

Организация закупок содержит в себе несколько этапов: установление необходимости в приобретении продукции (товаров, услуг), с их учетом формирование заказа (нормирование, общественное обсуждение), размещение данного заказа и определение поставщика (антидемпинговые меры), установление с ним договорных отношений и исполнение сторонами обязательств контракта (приемка, оплата, осуществления контроля, применение мер ответственности, размещение информации).

Основная цель Закона № 44-ФЗ - правовое регулирование организаций закупочной деятельностью, что осуществляется с помощью средств бюджетов государственного и муниципального. Закон № 44-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с вопросами управления закупками организаций, оптимизации систем, проведения программ развития рынков товаров, с анализом статистического и эконометрического на базе сведений единой информационной системы сферы закупок (далее - ЕИС), с совершенствованием политики предупреждения коррупции и расширением государственно-частного партнерства и т.д.

Все конкурентные и неконкурентные процедуры контрактной системы обладают своим значением и ролью в общей системе, законно управляющей финансовой деятельностью организации. В случае отсутствия системы, планов

графиков закупок государственные (муниципальные) учреждения могут иметь нецелевые растраты, тем самым лишаясь нужных товаров, запасов, оборудования и ряда других благ.

Так, ЕИС, созданный в целях реализации Закона № 44-ФЗ, помогает выполнять работу с поставщиками по заключению и исполнению контрактов. ЕИС введена в эксплуатацию в начале 2016 года для упрощения реализации процедур закупок.

Учреждения, занимающиеся закупками в соответствии с надлежащем законодательством изначально должны планировать закупочную деятельность. При выборе поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики используют конкурентные и неконкурентные способы закупок. К конкурентным способам относятся: конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный), аукционы (в электронной форме, закрытый), запросы котировок и предложений.

Эффективность контрактной системы подчеркивает ее контроль со стороны общества, мониторинг, аудит посредством оценки обоснованности выполнения закупок по Закону № 44-ФЗ. Так, если закупка будет признана необоснованной, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выдадут предписания об устранении выявленных нарушений, а также привлекут виновных к ответственности.

П.П. Кабытов в своей работе указывает на то, что устранением существующих противоречий в организации контрактной системы послужит исключение коммерческих организаций (государственной и негосударственной форм собственности) из ограниченного числа субъектов, так как структура контрактной системы не оптимальна. Мы полностью разделяем мнение П.П. Кабытова о необходимости систематизации норм по регуляция всего спектра отношений в данной сфере требует проработки в отдельном федеральном законе. Правовая позиция о необходимости кодификации законодательства о закупках ранее была сформулирована в диссертационном исследовании В.В. Кикавца.

Отсутствие концепции правового регулирования контрактной системе в

сфере закупок, как негативное явление неодократно отмечалось В.В. Кикавцом.

Пример заключается в том, что регулирование правоотношений в сфере закупок осуществляется чиновниками, по сути, без учета мнения профессионального и научного сообщества. В таком случае эффективность работы будет видна только при конкретно поставленной цели - реализации потребности заказчика в товарах, работах или услугах, но никак не в развитии конкуренции, как самоцели контрактной системы в сфере закупок.

Также при рассмотрении принципов контрактной системы в сфере закупок, В.В. Кикавец совместно с А.И. Сальниковой выделил основной принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок за главный, соответствующий целям их осуществления. Такой принцип напрямую связан с административной деятельностью, поскольку заказчики при планировании и самом осуществлении закупок следует исходить из потребности достижения заданных итогов обеспечения государственных нужд, достижении целей закупок по ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Данный принцип должен также поддерживаться принципами результативность, эффективность. Принципы контрактной системы, по мнению авторов, следует иметь в виду не только на основании субъективного мнения регулятора и контролера контрактной системы, но и закрепить в соответствующем порядке в принципах гражданского и бюджетного права, что будет способствовать единству нормотворчества, правоприменения в рассматриваемой сфере. Так. здесь наблюдается прямая взаимосвязь организации закупок и необходимости регулирования законодательства.

Резюмируя вышесказанное, решению приведенных проблем может способствовать централизация закупок, позволяющая многочисленным заказчикам снизить затраты путем передачи части административной работы по реализации конкурентных процедур (разработку документации о закупке, размещение информации в ЕИС, создание комиссии по закупкам и определение поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, имеющим в штате специалистов

профессионалов с надлежащим уровнем познаний в сфере закупок.

С нашей точки зрения, унификация и систематизация нормативных правовых актов, регулирующих сферу закупок, с одновременным масштабным использованием централизации закупок позволит повысит конкуренцию в закупках, а также значительно снизить затраты заказчиков не только на проведение и администрирование закупочных процедур, но и на приобретение необходимых товаров, работ, услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145 // СПС «КонсультантПлюс»;

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;

3. Бахтина И.В., Воробьева И.П. Контрактная система закупок: региональные аспекты, особенности учета в государственных (муниципальных) учреждениях / И.В. Бахтина, И.П. Воробьева // Вестник науки Сибири. - 2017. - № 1 (24);

4. Кабытов П.П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 3: 601-624. - 2020;

5. Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации. дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. - 201 с;

6. Кикавец В.В., Сальникова А.И. О роли принципов контрактной системы в сфере закупок с точки зрения концепции интегративного правопонимания // Право и современная экономика. Сборник. 2018 - С. 295-300;

7. Кикавец В.В., Вершило Т.А. О роли бюджетного контроля в процессе планирования муниципальных закупок // Самоуправление. № 4. 2016. С. 16-18;

8. Кикавец В.В., Кузнецов К.В. От партнерства до рейдерства: практика государственных и государственно-корпоративных закупок. Монография // В.В. Кикавец, К.В. Кузнецов - М.: Проспект. 2019. - 223 с;

9. Кикавец В.В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект: монография. - М: Проспект, 2019. - 128 с

Matsakova Yu.O.

Moscow University of Finance and Law (Kaliningrad, Russia)

EXPERT STUDY OF CURRENT ACTIVITIES OF BUSINESS ENTITY DUBRAVA SOCIAL CARE HOME

Abstract: based on the results of a study of the process of organizing competitive and noncompetitive procurement, accounting by customers for purchases of inventories, services and works, as well as the degrof efficiency of the contract system in the field of procurement as a whole, the author suggests focusing on the need to systematize the norms governing legal relations in the field of procurement, including the use of procurement centralization.

Keywords: public procurement, institutions, contract system, unified information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.