ДУМНОВ Сергей Николаевич,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности ВСИ МВД России, e-mail: [email protected]
ЩЕРБАКОВ Иван Сергеевич,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности ВСИ МВД России, e-mail: [email protected]
МОЛОДЫХ Максим Евгеньевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела научных исследований по специальным видам экспертиз и экспертно-криминалистического обеспечения противодействия наркопреступности
УНИ ЭКЦ МВД России, e-mail: [email protected]
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ М1
Аннотация. В статье приведены требования к тормозным системам транспортных средств всех категорий приведены в ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» и Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Представлен алгоритм исследования технического состояния тормозных систем электрических транспортных средств категории М1. В заключении сформулированы рекомендации по практическому применению.
Ключевые слова: транспортное средство, тормозные системы, техническое состояние, работоспособность, электрические транспортные средства, исследования.
DUMNOV Sergey Nikolaevich,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Forensic Activities of the VSI MIA of Russia
SHCHERBAKOV Ivan Sergeevich,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Forensic Activities of the VSI MIA of Russia
MOLODYKH Maxim Evgenievich,
PhD in Law, Senior Researcher at the Department of Scientific Research on Special Types of Expertise and Forensic Support in Counteracting Drug Crime of the Institute of ECC of the Ministry of Internal Affairs of Russia
EXPERT RESEARCH BRAKING PERFORMANCE ELECTRIC VEHICLES CATEGORY M1
Annotation. The article presents the requirements for the braking systems of vehicles of all categories are given in GOST 33997-2016 "Wheeled vehicles. Operational safety requirements and verification methods" and Decision of the Commission of the Customs Union No. 877 of December 9,
DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-90-94 NIION: 2022-0079-9/22-115 MOSURED: 77/27-025-2022-09-115
2011 (as amended on June 21, 2019) "On the adoption of the technical regulation of the Customs Union "On the safety of wheeled vehicles". An algorithm for studying the technical condition of the brake systems of wheeled vehicles of category M1 is presented. In conclusion, recommendations for practical application are formulated.
Key words: vehicle, brake systems, technical condition, performance, electric vehicles, research.
В современном мире ни один крупный город не обходится без наземного транспорта, развивающегося с совершенствованием технологий, уровня комфорта, экологично-сти и безопасности. Традиционный городской транспорт, оснащенный двигателями внутреннего сгорания, постепенно уступает место более современным форматам передвижения - электромобилям и электробусам, которые в ближайшем будущем должны сформировать основу современной городской среды.
Электрические транспортные средства во всем мире все больше и больше завоевывают популярность, их называют идеальным транспортом будущего. В 2020 году доля автомобилей с электрическим двигателем составила 0,7% от общего количества автомобилей в мире, и продолжает увеличиваться. В странах Евросоюза и Азии приняты программы развития производства и эксплуатации электромобилей, в которых предусмотрен поэтапный отказ от использования автомобилей, работающих на углеродном топливе, строительство точек заправки для электротранспорта, ряд мер для стимулирования спроса на такие автомобили и др.
Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. № 408-ПП, предусматривает, что с 2021 года на маршрутах общественного наземного транспорта будут работать исключительно электробусы, а для владельцев личных автомобилей предусмотрена реализация ряда мер, призванных смотивировать переход на эксплуатацию электромобилей. Аналогичные программы поддержки электротранспорта приняты и в других городах.
Абсолютное большинство выпускаемых электрических транспортных средств оснащаются узлами, агрегатами, механизмами и системами, идентичными или схожими по конструкции с автомобилями, работающими на ископаемых видах топлива, но с учетом типа привода имеют свои особенности.
Не в последнюю очередь эти особенности затрагивают тормозную систему электромобилей. В этой связи рассмотренные в статье алгоритмы выявления неисправностей окажут необходимую методическую помощь экспертам при проведении соответствующих исследований.
Требования к тормозным системам транспортных средств всех категорий приведены в ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» и Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а именно:
1. Действие рабочей и запасной тормозных систем при воздействии на орган управления тормозной системы должно быть адекватным для водителя транспортного средства.
2. Рабочую тормозную систему проверяют по параметрам эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении. Запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы проверяют только по эффективности торможения, оцениваемой наибольшими величинами тормозных сил.
3. Рабочая тормозная система колесных транспортных средств1 должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах либо в дорожных условиях. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса КТС при проверках не должна превышать технически допустимой максимальной массы.
4. При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей КТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 %. и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25 %.
5. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Полная информация о техническом состоянии систем транспортных средств и их элементов может быть получена посредством выбора оптимальной технологической последовательности исследований, а также методов, способов и приемов выполнения контрольных и проверочных операций.
Осмотр, контрольная проверка и исследование технического состояния систем и их эле-
1 Далее - КТС
ментов должны проводиться в строго определенной последовательности, таким образом, чтобы исключить возможность пропуска какого-либо отказа, неисправности, повреждения или нанесения дополнительных повреждений при проведении опробования или ходовых испытаний, а также при демонтаже и разборке отдельных элементов.
В процессе экспертного исследования транспортного средства в первую очередь устанавливают степень работоспособности систем, т. е. проверяют не находится ли какая-либо из систем, влияющих на безопасность движения, в состоянии отказа, а при наличии таковой определяют его вид. Наличие (отсутствие) отказа в системах устанавливают путем выполнения экспресс-диагностики, которая в целом ряде случаев может быть осуществлена непосредственно на месте ДТП по параметрам эффективности работы систем без применения каких-либо раз-борочных операций.
Основными критериями оценки (диагностическими параметрами) технического состояния систем и элементов транспортных средств являются значения технических требований, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, стандартами и инструкциями заводов-изготовителей.Во всех случаях, независимо от объекта, исследование технического состояния систем и элементов транспортных средств должно начинаться с тщательного наружного осмотра визуального исследования.
Такие исследования позволяют по внешним признакам состояния структурных элементов установить наличие (отсутствие) отклонений от нормального состояния объектов. Визуальный осмотр позволяет выявить различного рода повреждения: деформации изгибов, смятие, скручивание, вмятины, царапины, трещины, разрывы, полученные в результате контактирования автомобиля с другим транспортным средством или каким-либо предметом при дорожно-транспортном происшествии; подтекание жидкости и смазки, целостность деталей, отсутствие тех или иных деталей, наличие нестандартных деталей или нештатные способы их фиксации и другие неисправности, связанные с длительной неправильной эксплуатацией транспортного средства.
Функциональное опробование на месте проводят путем нормального воздействия на рычаги управления системами (заданного входного сигнала или параметра) и дальнейшего наблюдения или измерения выходного параметра.
Сущность ходовых испытаний заключается в том, что работоспособность систем транспортного средства и выходные параметры определяют в процессе движения в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным.
По возможности ходовые испытания эффективности систем могут быть заменены стендовыми, которые выполняются на стационарных диагностических линиях.
Отдельные агрегаты и аппараты систем транспортных средств можно проверить на специальных и универсальных стендах, которые позволяют в достаточно широких пределах изменять величину входного параметра и измерить величину выходного параметра.
В процессе производства экспресс-диагностики выполняются визуальные исследования, опробование на месте и ходовые испытания всех систем транспортного средства. При наличии соответствующего оборудования работоспособность систем может быть проверена на диагностических стендах. Наиболее полная объективная информация о степени работоспособности системы или наличии отказа может быть получена в результате ходовых испытаний.
Поэлементная диагностика проводится в том случае, если невозможно выполнить исследования в объеме экспресс-диагностики или в процессе последней будет установлено, что какая-либо из систем (системы) находится в отказном состоянии. Она дает возможность установить наличие (отсутствие) отказа в структурных элементах системы, которые влияют на изменение или преобразование входного параметра и тем самым выделить элемент системы, находящийся в отказном состоянии. При этом поиск неисправности сужается до уровня структурного элемента агрегата, аппарата или узла.
Углубленные исследования проводятся для тех структурных элементов, в которых обнаружены отказы при выполнении поэлементной диагностики.
Такой трехэтапный методологический принцип подхода к исследованию технического состояния транспортного средства и поиску неисправностей, во-первых, последовательно сужает и делает более целенаправленным круг поиска неисправности, путем последовательного исключения работоспособных систем по результатам проведения экспресс-диагностики, их структурных элементов - по результатам проведения поэлементной диагностики; во-вторых, дает возможность оптимизировать процесс поиска неисправности; в-третьих, исключает необходимость тотальной углубленной проверки структурных элементов всех систем.
На этом основании для оценки технического состояния тормозных систем транспортных средств предлагается использовать последовательность поиска неисправностей, приведенную в таблице 1.
ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^
Таблица 1
Этапы исследования, способы оценки технического состояния тормозных систем транспортных средств и методы поиска неисправностей
Этап исследования Способ оценки Метод исследования
1 2 3
1-й этап Общая или экспресс-диагностика Измерение действительных выходных параметров систем и сравнение их с нормативными. Измерение действительных выходных параметров систем и сравнение их с нормативными после замены поврежденных структурных элементов, не изменяющих и не преобразующих входной параметр системы Визуальный осмотр; Опробование на месте; Ходовые испытания.
2-й этап Поэлементная диагностика Измерение действительных выходных параметров структурных элементов системы, которые влияют на преобразование или величину входного параметра, и сравнение их с нормативными Визуальный осмотр; Проверка на стендах; Измерение регулировочных и выходных параметров.
3-й этап Углубленные исследования Измерение структурных параметров сопряжений и деталей, сравнение их с нормативными. Визуальный осмотр; Измерение регулировочных параметров; Проверка на приспособлениях и приборах; Микрометрирование; Металлографические исследования.
Экспресс-диагностика служит для получения сведений о техническом состоянии систем транспортного средства в кратчайший срок, непосредственно на месте ДТП или через некоторое время на месте хранения, определенном следствием, т. е. в условиях, как правило, исключающих возможность проведения контрольно-проверочных работ с использованием сложного стационарного оборудования. В этом случае для измерения абсолютных значений выходных параметров используют несложные универсальные приборы, приспособления и инструмент.
Поэлементное диагностирование включает в себя детальное обследование технического состояния агрегатов и механизмов автомобиля, выявляются неисправности и их причины.
Таким образом, представленные алгоритмы исследования технического состояния тормозных систем КТС категории М1 могут быть полезны экспертам-автотехникам при поиске основных неисправностей тормозных систем электрических транспортных средств и поэлементной проверки их работоспособности.
Список литературы:
[1] Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств».
[2] ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.07.2017 № 708-ст).
[3] Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (ред. от 12.02.2018).
[4] Иванов А.М. Испытания колёсных транспортных средств: учебное пособие /А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, А.Р. Спинов. - М.: МАДИ, 2018. -124с.
[5] Руководство по ремонту и эксплуатации Nissan Leaf с 2010 года выпуска.
[6] Средства диагностики и контроля автотранспортных средств [электронный ресурс]. URL: http://ktc256.ts6.ru/index.html.
[7] Ремонт авто своими силами [электронный ресурс]. URL: https://krutilvertel.com/catalogue/ nissan/ebook-nissan-leaf.
[8] ГОСТ Р 8.736-2001 Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. - М.: Стандартинформ, 2013. - 20 с.
[9] ГИБДД МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru.
Spisok literatury:
[1] Tekhnicheskij reglament Tamozhennogo soyuza (TR TS 018/2011) «O bezopasnosti kolesnyh trans-portnyh sredstv».
[2] GOST 33997-2016. Mezhgosudarstvennyj standart. Kolesnye transportnye sredstva. Trebovaniya k bezopasnosti vekspluataciiimetodyproverki (vveden v dejstvie Prikazom Rosstandarta ot 18.07.2017№ 708-st).
[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.12.2011 № 1008 «O provedenii tekhnicheskogo osmotra trans-portnyh sredstv» (red. ot 12.02.2018).
[4] Ivanov A.M. Ispytaniya kolyosnyh transportnyh sredstv: uchebnoe posobie /A.M. Ivanov, S.R. Kris-tal'nyj, N.V. Popov, A.R. Spinov. - M.: MADI, 2018. -124s.
[5] Rukovodstvo po remontu i ekspluatacii Nissan Leaf s 2010 goda vypuska.
[6] Sredstva diagnostikiikontrolya avtotransportnyh sredstv[elektronnyjresurs]. URL: http://ktc256.ts6. ru/index.html.
[7] Remontavto svoimi silami[elektronnyj resurs]. URL: https://krutilvertel.com/catalogue/nissan/ebook-nissan-leaf.
[8] GOST R 8.736-2001 Izmereniya pryamye mnogokratnye. Metody obrabotki rezul'tatov izmerenij. Osnovnye polozheniya. - M.: Standartinform, 2013. - 20 s.
[9] GIBDD MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gibdd.ru.
чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж*щшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжж*.