Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОМЕЩЕННЫХНА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ ПО ПРИЧИНЕ НЕИСПРАВНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ'

О ПРОБЛЕМЕ ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОМЕЩЕННЫХНА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ ПО ПРИЧИНЕ НЕИСПРАВНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА / РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ СТОЯНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бараковский В.В.

Статья посвящена исследованию актуальной для Российской Федерации проблемы возврата транспортных средств к участию в дорожном движении, ранее исключенных из него путем помещения на специализированную автомобильную стоянку по причине неисправности тормозной системы или рулевого управления. Анализируются действующие нормы права, предлагаются некоторые пути решения имеющихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бараковский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF RETURNING VEHICLES PLACED IN SPECIALIZED PARKING LOTS DUE TO A FAULTY BRAKE SYSTEM OR STEERING

The scienti c article is devoted to the study of the actual problem for the Russian Federation of the return of vehicles to participate in road traf c, previously excluded from it by placing them in a specialized car parking due to a malfunction of the brake system or steering. The current norms of law are analyzed, some ways of solving the existing problems are proposed.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОМЕЩЕННЫХНА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ ПО ПРИЧИНЕ НЕИСПРАВНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 342.9 © В.В. Бараковский, 2021

NIION: 2021-0084-3/21-011 MOSURED: 77/27-026-2021-3-210

О ПРОБЛЕМЕ ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОМЕЩЕННЫХ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ ПО ПРИЧИНЕ НЕИСПРАВНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Владимир Викторович Бараковский,

инспектор по особым поручениям отдела надзора УГИБДД УМВД России по Белгородской области Контакты: ул. Николая Чумичова, д. 102 А, Белгород, Россия, 308014

barakovskii@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной для Российской Федерации проблемы возврата транспортных средств к участию в дорожном движении, ранее исключенных из него путем помещения на специализированную автомобильную стоянку по причине неисправности тормозной системы или рулевого управления. Анализируются действующие нормы права, предлагаются некоторые пути решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: Госавтоинспекция, техническое состояние транспортного средства, тормозная система, рулевое управление, задержание транспортного средства, специализированная автомобильная стоянка

Для цитирования: Бараковский В.В. О проблеме возврата транспортных средств, помещенных на специализированные автомобильные стоянки по причине неисправной тормозной системы или рулевого управления // Безопасность дорожного движения. 2021. №3. С. 55-59.

ABOUT THE PROBLEM OF RETURNING VEHICLES PLACED IN SPECIALIZED PARKING LOTS DUE TO A FAULTY BRAKE SYSTEM OR STEERING

Vladimir V. Barakovskii

inspector for special assignment of the supervision department of the State Road Safety Inspectorate of the Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Belgorod Region Contacts: ul. Nikolay Chumichova, d. 102 А, Belgorod, Russia, 308014

Abstract. The scientific article is devoted to the study of the actual problem for the Russian Federation of the return of vehicles to participate in road traffic, previously excluded from it by placing them in a specialized car parking due to a malfunction of the brake system or steering. The current norms of law are analyzed, some ways of solving the existing problems are proposed.

Keywords: State traffic inspectorate, technical condition of the vehicle, brake system, steering, vehicle detention, specialized car

parking

For quotation: Barakovskii V.V. About the problem of returning vehicles placed in specialized parking lots due to a faulty brake system or steering // Road safety. 2021. № 3. P. 55-59.

К сожалению, водители механических транс- можным ввиду различных обстоятельств [1]. Самое

портных средств не всегда безукоризненно соблю- распространенное основание к задержанию транс-

дают Правила дорожного движения и техниче- портного средства и помещения его на специали-

ские нормы эксплуатации своих автомобилей. Как зированную автомобильную стоянку - нарушение

следствие, такое поведение несет угрозу для дру- правил остановки и стоянки. Следующим распро-

гих участников дорожного движения, подвергая страненным основанием является управление авто-

их жизни, здоровье и имущество опасности, либо мобилем без предусмотренных законом документов

создает затруднения в реализации своих законных (отсутствие во время управления автомобилем ре-

прав и свобод. гистрационного документа, в определенных случа-

Для создания условий беспрепятственного и ях документов, предусмотренных таможенным за-

нормативного функционирования процесса дорож- конодательством Таможенного союза) [2].

ного движения, помимо внимания к сознательности Также основанием для задержания автомоби-

поведения водителей, следует особое внимание уде- ля является управление им в состоянии опьянения

лять узлам и агрегатам автомобиля, непосредствен- или отказ от освидетельствования в медицинской

но влияющим на безопасность движения. Следует организации, отсутствие права управления автомо-

добиваться полной технической исправности, в осо- билем соответствующей категории.

бенности тормозного механизма и рулевого управ- Что же касается технического состояния ав-

ления. В связи с чем в рамках закона необходимо томобиля, то оснований к его задержанию и поме-

применение наиболее эффективных мер правового щению на специализированную автомобильную

понуждения, которое в конечном счете оказывается стоянку не так много. Законодатель выделил са-

наиболее действенным. мые значимые элементы конструкции автомоби-

Законом определен исчерпывающий перечень ля, по его мнению, наиболее влияющие на степень

оснований для задержания транспортного средства, общественной опасности в случае выхода их из

при этом установлено, что само задержание приме- строя. К таким элементам конструкции относятся:

няется уже как крайняя мера, когда устранить при- тормозная система, рулевое управление, сцепное

чину задержания на месте не представляется воз- устройство в составе автопоезда. Установление

факта неисправности перечисленных узлов автомобиля законодателем выведено в отдельную норму Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.5 КоАП РФ.

В перечисленных основаниях автомобиль задерживается до устранения причины, а в случае невозможности оперативно устранить такую причину в качестве обеспечительной меры административного дела в целях исключения наступления негативных последствий для других участников дорожного движения автомобиль помещается на специализированную автомобильную стоянку.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.20211 № З-ФЗ «О полиции» полиция в лице сотрудников Госавтоинспекции при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области безопасности дорожного движения наделена правом задерживать транспортные средства.

Если процедура задержания транспортного средства закреплена в нормах права, определены основания и порядок задержания и помещения транспортного средства на специализированную автомобильную стоянку [1, 3], то порядок возврата транспортного средства описан в законе недостаточно.

В нормах права закреплены, властные полномочия государственных функционеров по принятию решения о реверсии автомобиля [1].

Реверсия автомобиля осуществляется их владельцам, либо лицам, представляющим интересы владельца, либо лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления конкретным автомобилем, незамедлительно после устранения причины задержания.

В случае с нарушением правил остановки и стоянки сам факт перемещения автомобиля на специализированную стоянку, фактически его ликвидация с места, где такая остановка под запретом, уже устраняет причину, послужившую такому государственному понуждению, и владельцу автомобиля остается только уплатить штрафную санкцию.

В случае управления зарегистрированного в установленном законом порядке автомобиля и при отсутствии у водителя предусмотренного Правилами дорожного движения [4] свидетельства о регистрации транспортного средства, факт его физического появления (наличия) в руках у водителя, фактически устраняет причину задержания.

В случае управления автомобилем в нетрезвом виде или же отказа от прохождения соответствующего освидетельствования, управления автомобилем при отсутствии на то законного права появление в процессе составления административного материала по административному проступку лица, не имеющего признаков опьянения, имеющего право на управление транспортным средством нужной категории, и при соблюдении требований об ОСАГО, причину задержания автомобиля в таких случаях можно считать устраненной.

В результате для устранения причины задержания в описанных случаях необходимо фактическое наличие либо лица, отвечающего требованиям допуска к управлению транспортным средством, либо документов, предусмотренных законодательством.

Что же касается неисправных тормозной системы и рулевого управления, следует учесть тот факт, что требования к работоспособности указанных механизмов закреплены в ряде нормативных правовых актов [4, 5, 6].

Анализируя закрепленные в нормативных правовых актах требования к тормозным системам, следует обратить внимание, что помимо показателей эффективности тормозных механизмов, измеряемых на диагностических стендах и при помощи диагностического оборудования, законодателем особое внимание уделено целостности элементов конструкции, из которых состоит тормозной механизм транспортного средства, как обязательному условию нормативной работоспособности всего тормозного механизма в целом.

Что касается рулевого управления, то помимо распространенного требования к суммарному люфту, максимально допустимая величина которого различна на разных категориях транспортных средств, законодатель также уделил внимание как комплектности рулевого механизма, так и целостности отдельных элементов конструкции рулевого управления.

Сложившееся положение дел в регулировании требований к тормозным системам и рулевому управлению говорит о том, что государство стремится снизить аварийность на дорогах страны, понизить тяжесть вреда здоровью населения от последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Зачастую ДТП с особо тяжкими последствиями предшествуют технические неисправности, в особенности неисправности тормозного механизма, рулевого управления или тягово-сцепного устройства.

29 января 2016 г. на территории Белгородской области у двигавшегося в составе автопоезда грузового автомобиля КАМАЗ с прицепом НЕФАЗ на закруглении автодороги ввиду разрушения сцепного устройства произошло отсоединение прицепа, после чего на встречной полосе прицеп опрокинулся на легковой автомобиль ВАЗ. В результате ДТП водитель автомобиля ВАЗ скончался на месте ДТП от полученных травм, перевозимый в прицепе НЕФАЗ груз высыпался на проезжую часть [7].

27 июля 2019 года на территории республики Дагестан водитель, управляя автобусом ГАЗ-322132 с неисправной рабочей тормозной системой, при движении со спуска не справился с управлением автобуса, в результате чего допустил его опрокидывание. В результате ДТП 3 человека погибли и 9 человек, в том числе 2 несовершеннолетних, получили травмы различной степени тяжести [7].

17 июля 2019 года на территории Пермского края водитель, управляя автобусом НЕФАЗ, не справился с управлением и допустил наезд на бетонный

забор, расположенный справа по ходу движения. В результате ДТП 2 человека погибли и 57 человек получили травмы различной степени тяжести. По результатам проведенной технической экспертизы автобуса НЕФАЗ установлено, что в рулевом управлении имелась неисправность в виде разрушения заднего наконечника второй продольной рулевой тяги. Отсоединение заднего наконечника второй

продольной рулевой тяги с технической точки зрения находилось в причинной связи с происшествием [7].

Общероссийская статистика ДТП по причине эксплуатации транспортных средств неутешительна и говорит о значительном количестве автотранспорта, имеющего те или иные неисправности и участвующего в дорожном движении (рис.1) [7].

ДТП —■—ПОГИБЛО —*—РАНЕНО

Рис.1. Количество ДТП, число погибших и раненых из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств на территории Российской Федерации

Как справедливо отметил А.В. Капустин [8], наиболее тяжкие последствия наступают в результате ДТП, причиной которых явились

неисправности тормозной системы, рулевого управления и сцепных устройств. Тенденции таких ДТП отражены на графике (рис. 2) [7].

Рис.2. Количество ДТП, число погибших и раненых по причине неисправности тормозного механизма, рулевого управления и сцепного устройства (в составе автопоезда) на территории Российской Федерации

Приведенные показатели ДТП по причине технической неисправности автотранспорта не отражают реальную картину складывающейся ситуации ввиду отсутствия возможности объективно оценить техническое состояние транспорта в момент ДТП.

Благодаря усилиям Госавтоинспекции, в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества неисправных автомобилей, исключаемых из процесса дорожного движения, в том числе при неисправных тормозном механизме и рулевом управлении, в целях сохранения жизни и здоровья

граждан, а также соблюдения их законных интересов. Это стало возможным, в том числе при «наступательных» действиях органов власти в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и его составной части федерального проекта «Безопасность дорожного движения», благодаря применению новейших диагностических приборов, позволяющих с высокой долей вероятности диагностировать неисправности автомобилей. Динамика выявления таких правонарушений отражена на графике (рис. 3).

-часть 2 статьи 12.5 КоАП РФ

20200 20000 19800 19600 19400 19200 19000 18800 18600 18400 18200 18000

19973

19559 ^—

18745

2018 2019 2020

Рис.3. Количество выявленных правонарушений по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ на территории Российской Федерации [9].

В отношении водителей составляются административные материалы по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ, а транспортные средства в рамках статьи 27.13 КоАП РФ до устранения причины, послужившей задержанию, помещаются на специализированные автомобильные стоянки.

Следует учесть, что в различных условиях, в которых эксплуатируется автомобиль, показатели его надежности будут прямо пропорционально отличаться. На показатели надежности автомобиля, отдельных элементов его конструкции могут влиять окружающая среда, в которой автомобиль эксплуатируется, интенсивность взаимодействия деталей автомобиля между собой, вызывающие термические, физические и химические преобразования в деталях автомобиля [10].

Для продления срока службы автомобиля, отдельных его узлов и деталей и предотвращения неожиданного их выхода из строя следует проводить техническое обслуживание автомобиля по регламентным срокам, установленным заводом изготовителем в технической документации.

Как уже было сказано, ряд параметров, отнесенных законодателем к неисправностям, за которые транспортное средство подлежит помещению на специализированную автомобильную стоянку, могут быть выявлены органолептическим путем при визуальном осмотре.

При этом для устранения выявляемых неисправностей зачастую требуется замена того или иного элемента (замена тормозного шланга, замена манжет и др.). Однако для достижения корректной работы после производства ремонтных работ в тормозной системе и рулевом механизме, как правило, требуется их настройка и регулировка с применением диагностического оборудования [10].

Таким образом, на задержанном транспортном средстве замена поврежденного тормозного шланга не может гарантировать эффективной и нормативной работоспособности в установленных пределах всего тормозного механизма, в таких случаях требуется устранение возможного попадания воздуха в тормозную жидкость путем ее прокачивания, или же физическое устранение подтекания гидравлической жидкости в рулевом механизме с гидроусилителем не приведет к устранению первопричины появления такого явления, что также не может гарантировать нормативную работоспособность всего рулевого механизма в целом.

В 2009 году Правительством Российской Федерации предпринимались действия по регулированию правоотношений в рассматриваемой области путем принятия нормативного документа, определяющего порядок задержания, помещения на стоянку и хранения автомашин в рамках реализации положений части 1 статьи 27.13 КоАП РФ [11]. В данных правилах предпринята попытка ре-

гулирования отношений, связанных с помещением транспортных средств на специализированные автомобильные стоянки, и порядка их возврата, в том числе за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ.

Документально устанавливались требования к исполнению государственной функции по допуску автомобилей к участию в движении после устранения выявленных неполадках в органах управления. При этом не уделялось внимание конкретизации методов и путей уполномоченным лицам удостовериться в фактической исправности тормозных механизмов и рулевых управлений задержанных автомобилей. К примеру, не ясно, каким образом уполномоченное должностное лицо Госавтоинспекции может убедиться в соответствии нормативным требованиям тормозного механизма или рулевого управления после того, как они были подвергнуты ремонтным работам на территории специализированной стоянки.

Новым постановлением Правительства приняты соответствующие Правила, но уже для реализации ч. 9 ст. 27.13 КоАП РФ [12].

Из сказанного можно заключить, что правоотношения, связанные с реализацией положений статьи 27.13 КоАП РФ, требуют детальной проработки и закрепления в нормативных правовых актах на Федеральном уровне.

В качестве новации по совершенствованию административного законодательства и законодательства в области безопасности дорожного движения целесообразно:

1. Проработать требования к специализированным автомобильным стоянкам, предназначенным для хранения транспортных средств, помещенных в рамках реализации статьи 27.13 КоАП РФ.

2. Предусмотреть возможность устранения причины задержания за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.5 КоАП РФ, в условиях специализированной автомобильной стоянки, с привлечением ресурсов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

3. Конкретизировать порядок действия должностных лиц по принятию решения на возврат транспортного средства после устранения причины задержания транспортного средства за правонарушение, предусмотренное часть 2 статьи 12.5 КоАП РФ, например, по результатам предоставления заказа-наряда на выполнение работ или предоставление диагностической карты с пункта технического осмотра.

4. Предусмотреть порядок помещения, хранения и возврата транспортных средств, перевозящих опасные грузы, с учетом реализации положений Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), тяжеловесные и крупногабаритные грузы.

Список источников:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.08.2021).

2. URL: https://www.zr.ru/content/articles/909318-iz-za-kakikh-neispravnostej-mog/# (дата обращения: 17.08.2021).

3. Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.08.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.08.2021).

5. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), Приложение к ТР ТС 018/2011 № 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2021).

6. Межгосударственный стандарт «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» ГОСТ 33997-2016 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Автоматизированная информационно-управляющая система Госавтоинспекции (АИУС ГИБДД) (дата обращения: 09.08.2021).

8. Капустин А.В. «Влияние технического состояния транспортных средств на аварийность» / Безопасность дорожного движения. Сборник научных трудов. Выпуск 16 / ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 83 с.

9. Федеральная информационная система Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД - М) (дата обращения: 09.08.2021).

10. Власов В.М., Жанказиев С.В., Круглов С.М. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» 13-е издание/ Издательский центр «Академия». 2017.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2009 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.08.2021).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1496 «Об утверждении Правил перемещения транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.