Научная статья на тему 'Экспертная система интеллектуальной поддержки авиаспециалистов при техническом обслуживании систем и оборудования самолёта'

Экспертная система интеллектуальной поддержки авиаспециалистов при техническом обслуживании систем и оборудования самолёта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
754
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОЛЕТ / БАЗА ЗНАНИЙ / EXPERT SYSTEM / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / AIRCRAFT / KNOWLEDGE BASE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Перфильев Олег Владимирович

В статье рассмотрено применение экспертной системы в помощь авиаспециалистам при проведении ими технического обслуживания систем и оборудования самолета Ту-204 с получением интеллектуальной информационной поддержки и выдачей рекомендаций по их устранению. Сформулированы функции экспертной системы. Рассмотрены особенности работы системы на примере анализа диагностики электромеханической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Перфильев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT SYSTEM OF AVIASPECIALISTS INTELLECTUAL SUPPORTS AT MAINTENANCE OF AIRCRAFT SYSTEMS AND EQUIPMENT

In article use of expert system for the aid to aviaspecialists when carrying out maintenance of systems and equipment of Tu-204 aircraft by them with receiving intellectual information support and delivery the recommendations about their elimination is considered. Functions of expert system are formulated. Features of system work on the example of analysis the diagnostics of electromechanical system are considered.

Текст научной работы на тему «Экспертная система интеллектуальной поддержки авиаспециалистов при техническом обслуживании систем и оборудования самолёта»

УДК 004.891+629.7.08

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЁТА

© 2014 О.В. Перфильев

Ульяновский филиал КБ ОАО «Туполев»

Поступила в редакцию 08.09.2014

В статье рассмотрено применение экспертной системы в помощь авиаспециалистам при проведении ими технического обслуживания систем и оборудования самолета Ту-204 с получением интеллектуальной информационной поддержки и выдачей рекомендаций по их устранению. Сформулированы функции экспертной системы. Рассмотрены особенности работы системы на примере анализа диагностики электромеханической системы.

Ключевые слова: экспертная система, искусственный интеллект, самолет, база знаний

Задача накопления, передачи и использования опыта ремонтных работ в связи с постоянным усовершенствованием среднемагистраль-ных самолетов представляется своевременной и актуальной. Решение этой задачи позволит повысить качество обслуживания и сопровождения самолетов в авиакомпаниях, сократить расход ресурсов, обеспечить информационную поддержку в обучении вновь нанятых работников, расширить сферу квалификации для специалистов. Для решения поставленной задачи предлагается экспертная система (ЭС), которая представляет собой систему искусственного интеллекта для решения прикладных задач в рассматриваемой проблемной области.

Цель создания ЭС: получение интеллектуальной поддержки при анализе причин возникновения неисправностей в оборудовании самолёта и выдача рекомендаций по их устранению за счет использования знаний экспертов авиапредприятия, в результате чего система будет давать лучший вариант по сравнению с лучшим экспертом. Экспертная система интеллектуальной поддержки молодых авиаспециалистов при техническом обслуживании систем и оборудования самолёта должна выполнять нижеследующие функции:

во-первых, иметь механизм представления знаний в конкретной предметной области и управления ими, то есть базу знаний;

во-вторых, необходим механизм логических выводов, который на основании знаний, имеющихся в базе знаний, способен делать логические выводы;

Перфильев Олег Владимирович, кандидат технических наук, инженер-конструктор. Е-mail: oleg_perfiliev@mail.ru

в-третьих, необходим интерфейс для правильной передачи ответов пользователю;

в-четвертых, необходим механизм получения знаний от эксперта, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости. Механизмом, реализующим эти функции, является интерфейс когнитолога;

в-пятых, необходим механизм, который не только способен давать заключение, но и представлять различные комментарии, прилагаемые к этому заключению, и объяснять его мотивы. Такое понимание необходимо, если заключение используется для консультации при решении каких-либо вопросов. Механизм, реализующий эти функции, называется модулем объяснений.

Решение задачи. Для описания ядра системы базы знаний (БЗ) предлагается использовать продукционную модель представления знаний и объектно-ориентированный подход (на языке Java), которые дополняют друг друга и позволяют описать правила и объекты предметной области. БЗ закладывается специально обученными специалистами при разработке ЭС, она может в дальнейшем уточняться и расширяться для решения конкретных задач. В качестве исходных данных необходимо использовать результаты анализа проектной, производственной и эксплуатационной документации: анализ функциональной отказобезопастности систем (АФО), акты и протоколы отработки систем и оборудования самолётостроительным предприятием, руководство по эксплуатации самолета (РЭ), в том числе данные электронной версии программного модуля TG Builder, знания высококвалифицированных специалистов ОАО «Туполев»; данные авиакомпаний-эксплуатантов. Описание предметной области поддерживает

1545

оболочка экспертных систем CLIPS, имеющая открытый код. Оболочка выбрана в качестве «движка» экспертной системы, обеспечивающего логический вывод [2].

Работу ЭС представим следующим образом. При возникновении каких-либо затруднений при проведении наземного технического обслуживания (или при отработке систем) молодой специалист обращается к ЭС за помощью, отвечая на вопросы системы через интерфейс оператора. Используя заполненную базу знаний, система сгенерирует и выдаст пользователю рекомендации с локализацией отказавшего

П Задачи

элемента в электросхеме самолета, объясняя при этом ход своих рассуждений при помощи модуля объяснений (даже при неполной информации), с указанием степени уверенности эксперта.

Рассмотрим пример по поиску следующей неисправности: «Наличие на экране Комплексной системы электронной индикации и сигнализации (КСЭИС) информации о рассинхрониза-ции закрылков при исправной трансмиссии» (электромеханическая система). Представлены задачи, доступные пользователю ЭС (внесенные экспертом и когнитологом в БЗ) в виде вложенных папок и конкретных вопросов (рис. 1).

S-L^-l =Пример для демонстрации "Поиа 0 -|_ч Но 11ДУ 4U6 кратковременно LJ С-1 По вгтрпеннпм грпмкпгпр.

Одновременно в течение Е

амолете ;

з погас индикатор ОТКАЗ желтого цвета .вухтональный сигнал :е-табло АРМ/АВАРИЯ в проблесковом режиме не высветилась надпись АВАРИЯ

0 1_ | наличие на экране EIS (КСЭИС) информации о рассинхронизации закрылков (предкрылков) при исправной трансмиссии.

0 L-Д I кжозоммя левого и правого счетчиков закрылков (предкрылков) но зкроме к<_ЗИ<_ од тюковое

I I Положение закрылков (предкрылков) соответствует положению РУЗ. 11то делать7

1 I П пгнпрнпм, следящем и резервном режимах упрлр.пения гкпрпгть перемещения ^лкрыпкпв и предкрыпкпр. р> меньше нпминлпьнпй. Чтп леплть7

Ндпичие Md jK.pdHf КСЗИС информации и ¿d i ирмдч<.ивднии леыл и или i ipdbui и ТЗМ-5 л.з1<.рьтк.иь (i iptдк.рьтк.иь). Ч i и i 1ред|1ринч i ь7

I_I Определить неисправность по номеру'

Рис. 1. Вложенные папки и конкретные вопросы

Затем пользователь выбирает одну или несколько задач и при необходимости отвечает на дополнительные вопросы. После чего в «Интерфейсе оператора» он запускает машину вывода, воспользовавшись пиктограммой «Старт» 0 ,

находящуюся на верхней панели (рис. 2). Даже если пользователь не ответил на все данные, задача будет решаться системой. В итоге на нижней панели (рис. 3) формируется готовое решение с получением достоверного результата. Все полученные результаты ЭС можно просмотреть в окне «Результаты» (рис. 3). В зависимости от построения экспертом БЗ, результатов по одному вопросу может быть несколько. Они могут

являться частью полного решения проблемы или альтернативами решения. При нажатии на кнопку «Просмотреть отчет», расположенной на нижней панели (рис. 3) полученное решение откроется в браузере, на левой панели (рис. 4) в виде таблички с описанием объяснения принятого решения пользователю. На панели справа (рис. 4) показано, на основании каких документов было принято решение. На нижней панели (рис. 4) при наличии прикрепленного поясняющего документа или рисунка доступна кнопка «Документ». Необходимые схемы, дополняющие решения появляются после нажатия кнопки «Документ» (рис. 4, 5).

Рис. 2. Главное окно программы. Описание неисправности «Наличие на экране КСЭИС информации о затормаживании левого или правого Электромеханических

тормозов (ТЭМ-5) закрылков»

1546

Рис. 3. Формирование решения и получение результатов

Дерево решений

Вопрос: Наличие на экране КСЭИС информации о затормаживании лев ого или прав ого ТЭМ-5 закрылков (предкрылков). Что предпринять? Степень достижения:! .0

Описание 11 Дерево вывода

Решение: Замените ТЭМ-5 (Ти204-А-27-58-О7-ООА-922А-А)

1 Демонтаж

1.1 Убедитесь, что

- закрылки и предкрылки находятся в убранном положении

- рукоять управления закрылками и предкрылками находится в положении «0»

- переключатели резервного режимма управления закрылками и предкрылками закрыты колпачком

- бортовая электросеть находится под током

- КСЭИС включена.

1.2 Откройте колпачок переключателя резервного управления закрылками, выпустите закрылки в резервном режиме управления на угол 37 градусов.

1.3 Обесточьте бортовую электросеть. Выключите АЗК-115 В каналов 1 и 2 закрылков и предкрылков. АЗК-115 В каналов 1 и 2, АЗС СУЭТ каналы 1 и 2 Ти204-А-27-5О-ОО-ООА-О54А-А. На АЗК повесьте предупредительный вымпел НЕ ВКЛЮЧАТЬ. ВЕДУТСЯ РАБОТЫ.

1.4 Откройте нижнюю панель крыла 664АВ (564АВ).

1.5 Отсоедините от тормоза перемычку металлизации.

1.6 Отстыкуйте электрические соединители бортовой электросети от электрических соединителей тормоза ТЭМ-5.

1.7 произведите демонтаж тормоза ТЭМ-5 совместно с опорой.

2 Монтаж

2.1 Удалите с вновь установленного тормоза ТЭМ-5 консервационную смазку салфеткой в бензине Б-70. Горячая расконсервация не допускается.

2.1 Убедитесь, что

- бортовая электросеть обесточена

- АЗК 1 и 2 каналов основного и резервного режимов управления закрылками и предкрылками, АЗК —115 В каналы 1 и 2, АЗС СУЭТ каналы 1 и 2 (Ш204-А-27-50-00-ООА-054А-А) выключены и на них висит предупредительный вымпел НЕ ВКЛЮЧАТЬ. ВЕДУТСЯ РАБОТЫ.

- вал тормоза расторможен.

2.2 Произведите монтаж тормоза ТЭМ-5 на опоре. Установите опору с тормозом на прежнее место.

2.3 Зачистите на тормозе место для металлизации. Подсоедините перемычку металлизации к тормозу. Излишне зачищенные места для металлизации закрасьте эмалью серого цвета (Т11204-А-20-10-00-00А-250А-А)

2.4 Проверьте сопротивление металлизации, которое должно быть не более 2000мк0м. Место металлизации обозначьте маркирующей эмалью ЭП-140 темно-красного цвета.

2.5 Головки болтов, крепящих тормоз ТЭМ-5 закрасьте одним слоем грунта ЭП-0215 и двумя слоями эмали ЭП-140М серого цвета.

2.6 Закройте нижнюю панель крыла 664АВ (564АВ).

2.7 Включите бортовую электросеть под ток. Снимите с АЗК предупредительный вымпел «НЕ ВКЛЮЧАТЬ. ВЕДУТСЯ РАБОТЫ». Включите АЗК 1 и 2 каналов основного и резервного режимов управления закрылками и предкрылками, АЗК -115 В каналы 1 и 2, АЗС СУЭТ ПИТАНИЕ каналы

1 и 2.

2.8 Произведите проверки, указанные в Т11204-А-27-50-00-ООА-050А-А.

2.9 Уберите закрылки в положение «О» в резервном режиме управления. Закройте переключатель

Основание: ТШО4-А-27-58-07-00А-922А-А Демонтаж и монтаж

Тормоз электромеханический закрылков ТЭМ-5 -

Документ

^^ Закрыть

Рис. 4. Объяснение полученного системой решения

1547

Решение содержит дерево решения (вывода) с активной (сработавшей веткой), заданное экспертом и конитологом для вывода в редакторе БЗ. В редакторе БЗ («интерфейс когнитоло-га») задача состоит из 3-х вариантов решений (для остальных 2-х решение рассматривается аналогично) (рис. 5). Нажав на красный параллелограмм, увидим граф условий, который проверяет всю ветвь сразу и может иметь только значения утверждения true (истинно) или false (ложно) (рис. 6).

Далее на основе визуализированного графа (рис. 6) создается правило на естественном языке

и языке инструментального средства (оболочки), с помощью которой разрабатывается ЭС. Правило на естественном языке читается следующим образом: если есть неполадка затормаживание левого электромеханического тормоза закрылков (ТЭМ-5) и неполадка затормаживание левого тормоза при отключении электропитания сигнализации левого тормоза или неполадка затормаживание правого ТЭМ-5 закрылков и неполадка затормаживание правого тормоза при отключении электропитания сигнализации правого тормоза, то замените ТЭМ-5.

Рис. 5. Структура решения

Рис. 6. Структура условий (визуализация графа)

1548

Есть следующая неисправность: в основном, следящем и резервном режимах управления скорость перемещения закрылков (предкрылков) в два раза меньше номинальной. Отказ на экране комплексной системы электронной индикации и сигнализации (КСЭИС) не индицируется. Примеры продукционных правил, формализованных в базу знаний. Если есть индикации отказа канала на экране КСЭИС и есть наличие на передней панели блока БУКЭ-204 №1 или №2 индикации "2" (отказ КВД), то замените КВД. Если в основном, следящем и резервном режимах управления скорость перемещения закрылков (предкрылков) в два раза меньше номинальной. Отказ на экране КСЭИС не индицируется, и нет индикации отказа канала на экране КСЭИС и есть наличие на передней панели блока управления и контроля электропривода (БУКЭ-204) №1 или №2 индикации "2" (отказ КВД), то определите прозвон-кой неисправную электроцепь питания ~400 Гц 115/200В коммутатора КВД-204.

Требования к информационной и программной совместимости. Для выполнения функций системы в полном объеме на компьютере пользователя должны быть установлены следующие программные средства: сервер приложений JBoss 6.0.0; сервер баз данных Postgresql-8.4.4-1; Java Runtime Environment (JRE) версии не ниже 6 update 21. Система ЭС может работать на персональных компьютерах под управлением операционных сред Windows, Linux.

Выводы: разработанная ЭС является открытым комплексом, как для разработчика, исследователя, так и для эксплуатанта воздушного судна. Применение системы позволит:

- сократить временные (согласно полученным результатам от 2-х до 5-ти раз), финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал, задействованный в устранении поиска причин неисправностей;

- повысить качество документального сопровождения самолета средствами ЭС (при послепродажном обслуживании, модификациях оборудования и ремонте);

- повысить квалификацию работников предприятия (обучение за счет системы), постоянно изменять и наращивать созданную БЗ за счет привлечения дополнительных экспертов, расширения круга решаемых задач и поддержания системы в актуальном состоянии;

- повысить достоверность полученных результатов при выявлении локализации неисправностей;

- реализовать стандартные решения, регламентируемые нормативными документами, и нестандартные, генерируемые экспертами на основе их опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Элти, Дж. Экспертные системы: концепции и примеры / Дж. Элти, М. Кумбс. - М.: Финансы и статистика, 1987. 191 с.

2. Частиков, А.П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS / А.П. Частиков, Т.А. Гаврилова, Д.Л. Белов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 608 с.

3. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / ТА. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. - СПб.: Питер, 2001. 384 с.

EXPERT SYSTEM OF AVIASPECIALISTS INTELLECTUAL SUPPORTS AT MAINTENANCE OF AIRCRAFT SYSTEMS

AND EQUIPMENT

© 2014 O.V. Perfilyev Ulyanovsk Branch CB JSC "Tupolev"

In article use of expert system for the aid to aviaspecialists when carrying out maintenance of systems and equipment of Tu-204 aircraft by them with receiving intellectual information support and delivery the recommendations about their elimination is considered. Functions of expert system are formulated. Features of system work on the example of analysis the diagnostics of electromechanical system are considered.

Key words: expert system, artificial intelligence, aircraft, knowledge base

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oleg Perfilyev, Candidate of Technical Sciences, Design Engineer. Е-mail: oleg_perfiliev@mail.ru

1549

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.