УДК 316.35 Мудрецова Наталья Петровна
соискатель кафедры теории и социологии управления Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Mudretsova Natalya Petrovna PhD Applicant,
Theory and Sociology of Management Department, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE EXPERT ASSESSMENT OF THE STATE SUPPORT FOR WORKING YOUTH IN THE SVERDLOVSK REGION
Аннотация:
В статье приводятся результаты экспертного опроса о государственной поддержке и об основных проблемах работающей молодежи в Свердловской области. Выявлены меры государственной поддержки, предоставляемые работающей молодежи в Свердловской области. Научная новизна заключается в исследовании фактов и условий осуществления государственной поддержки работающей молодежи в регионе, а также проблем, связанных с ее реализацией, и способов повышения ее эффективности.
Ключевые слова:
работающая молодежь, государственная молодежная политика, государственная поддержка, эффективность.
Summary:
This paper presents the results of the expert survey concerned with the state support of working youth in the Sverdlovsk region and the main problems the employed young people face. The author identifies the government support measures in the Sverdlovsk region. The scientific relevance lies in the investigation of facts and conditions of the state support provided to working youth in the region, as well as the problems related to its implementation and the ways to improve its effectiveness.
Keywords:
employed youth, state youth policy, government support, effectiveness.
Актуальность исследования государственной поддержки работающей молодежи обусловлена тем, что в рамках государственной молодежной политики основное внимание направлено на учащуюся молодежь. В то же время работающая молодежь также нуждается в государственной поддержке. Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации позволил сделать вывод о том, что единственным регионом, в котором принята и действует Концепция поддержки работающей молодежи на период до 2020 г. (далее - Концепция), является Свердловская область. Более чем десятилетний период ее существования закономерно ставит вопрос об оценке эффективности государственной поддержки работающей молодежи, обозначенной в ней.
Работающая молодежь в Концепции понимается как «граждане в возрасте от 14 до 30 лет, находящиеся в соответствии с российским законодательством в трудовых отношениях с каким-либо работодателем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности» [1, с. 5].
Государственная поддержка молодежи осуществляется в основном в рамках государственной молодежной политики, под которой специалисты понимают «деятельность государства, направленную на решение специфических проблем молодежи и введение стихийного процесса социализации в управляемое русло» [2]. Государственная поддержка работающей молодежи - это «система приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации работающей молодежи, для развития ее потенциала и, следовательно, способствующая обеспечению социально-экономического и культурного развития страны, ее конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности» [3, с. 160].
В целях получения экспертной оценки государственной поддержки работающей молодежи в Свердловской области в январе 2015 г. было проведено экспертное интервью. В качестве экспертов выступили: работники органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, работники научно-образовательных учреждений, руководители общественных и профсоюзных объединений, руководители (специалисты) кадровых служб предприятий Свердловской области. Опрошено 25 экспертов, все эксперты имеют опыт работы с работающей молодежью не менее 5 лет.
В качестве основных проблем работающей молодежи в Свердловской области эксперты назвали низкий уровень доходов, жилищную проблему, проблему самореализации, проблему трудоустройства по специальности. Приведем некоторые высказывания экспертов:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 14)
«невозможность приобрести жилье: федеральная программа имеет бюджет настолько маленький, что создает видимость, но никак не решает проблему»;
«уровень заработных плат не соответствует желаниям молодежи»; «недостаточно форм бюджетного семейного досуга, доступных спортивных объектов». Также экспертам было предложено перечислить известные им меры государственной поддержки работающей молодежи, реализуемые в Свердловской области, и проранжировать их по степени значимости для молодежи. На первое место эксперты поставили меры экономической поддержки:
«субсидии и социальные выплаты на улучшение жилищных условий»; «пособия для родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; материнский капитал».
На втором месте - меры социально-психологической поддержки:
«конкурсы, фестивали, семинары, тренинги, сборы, "школы лидеров", клубы и секции по интересам».
На третьем месте - меры социально-профессиональной поддержки: «поддерживать институт наставничества в коммерческом секторе, потому что молодые специалисты нуждаются в безболезненной адаптации к трудовой деятельности, так как система образования не готовит к практической работе своих выпускников». На четвертом месте - меры информационной поддержки:
«в целом вся деятельность государственной молодежной политики движется в этом направлении, в том числе различные слеты, сборы, сайты, молодежные советы»;
«ведомственные сайты, тематические сайты, электронные приемные, электронные услуги, официальные СМИ органов власти».
В качестве основных субъектов государственной поддержки работающей молодежи большинство экспертов называют органы государственной власти Свердловской области социального блока: Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, Министерство социальной политики. Лишь два эксперта выделили также министерства экономического блока -Министерство промышленности и науки Свердловской области и Министерство экономики. Стоит отметить, что органы государственной власти, отвечающие за инвестиции, строительство, энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, развитие коммуникаций, международные и внешнеэкономические связи, не являются, по мнению экспертов, субъектами государственной поддержки работающей молодежи.
Для оценки эффективности поддержки работающей молодежи в Свердловской области (в соответствии с Концепцией) был применен метод балльной оценки по 10-балльной шкале, где 10 - самая высокая, 0 - самая низкая оценка. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка эффективности государственной поддержки работающей молодежи в Свердловской области_
№ п/п Наименование направления Средний балл
1 Развитие механизмов социального партнерства 5
2 Информационное направление 4
3 Развитие социальной активности работающей молодежи 5
4 Развитие профессионально-экономической активности работающей молодежи 5
5 Поддержка молодых семей 6
6 Поддержка работающей молодежи, временно находящейся в трудной жизненной ситуации 3
Таким образом, большинство направлений, за исключением поддержки молодых семей, получили среднюю оценку 5 баллов и ниже средней.
В качестве существующих проблем в реализации региональной государственной поддержки работающей молодежи большинство экспертов указали отсутствие четких представлений о молодежной среде, реальных проблемах и потребностях молодежи, сформированных на основании постоянно проводимых исследований и мониторингов. В качестве следующих по значимости были выделены проблемы несогласованности деятельности различных субъектов в отношении молодежи и недостаточность ресурсов.
Для повышения эффективности государственной поддержки работающей молодежи в Свердловской области эксперты предложили следующие меры:
«провести диагностику молодежной среды и состояния молодежи, в зависимости от результатов разработать и поменять соответствующий механизм реализации и систему поддержки»;
«сформировать комплексную межотраслевую программу поддержки работающей молодежи в Свердловской области»;
«создать Совет специалистов в области молодежной политики». Эксперты считают, что дополнительными мерами государственной поддержки работающей молодежи, кроме уже существующих, могут быть:
«обязательное распределение после окончания ссузов и вузов выпускников, обучающихся на бюджетной основе, квотирование рабочих мест»;
«введение нормативов обеспеченности молодежи учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта».
Ссылки:
1. О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года : постановление Правительства Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 1683-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. № 18-1. Ст. 1543.
2. Степанов О.В., Пухкалова М.О. Государственная молодежная политика как фактор снижения девиантного поведения молодежи [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2009. № 1. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2009/1/stepanov-puhkalova.pdf (дата обращения: 11.07.2015).
3. Зерчанинова Т.Е., Мудрецова Н.П. Поддержка работающей молодежи в системе государственного управления // Современные тенденции развития государственного управления : монография / под ред. Т.Е. Зерчаниновой, А.В. Ручкина. Екатеринбург, 2015. 192 с.