Научная статья на тему 'Оценка социальной эффективности региональной государственной поддержки работающей молодежи Свердловской области'

Оценка социальной эффективности региональной государственной поддержки работающей молодежи Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / STATE SUPPORT MEASURES / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY IMPROVEMENT / ПРОБЛЕМЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ / PROBLEMS OF EMPLOYED YOUTH / EMPLOYED YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мудрецова Н.П.

В статье приводятся результаты анкетного опроса об оценке социальной эффективности региональной государственной поддержки молодежи, проведенного среди работающей молодежи Свердловской области в 2015 г. Выявлены основные проблемы работающей молодежи региона, уровень информированности об оказываемых мерах государственной поддержки, субъективная оценка молодежью предлагаемых государством мер поддержки. Научная новизна заключается в исследовании реальных потребностей узкой группы молодежи работающей молодежи, получении обратной связи в виде субъективных оценок о реализуемых мерах государственной поддержки, а также установлении связи между реальными потребностями молодежи и реализуемыми мерами государственной поддержки, внесении предложений по повышению эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the regional state support effectiveness by employed youth of the Sverdlovsk region

This paper presents the results of the survey dealing with the evaluation of the regional state support effectiveness conducted among employed youth of the Sverdlovsk region in 2015. The author reveals the main problems of the employed youth in the region, the level of awareness about the state support measures available, and the subjective evaluation of these measures by the youth. Scientific relevance of the research consists in the study of the real needs of a specific group of young people, receiving of feedback in the form of subjective evaluations of the state support measures, establishing of correlation between the real needs of the employed youth and the state support provided to them, as well as making proposals on how to improve the efficiency of the state support.

Текст научной работы на тему «Оценка социальной эффективности региональной государственной поддержки работающей молодежи Свердловской области»

УДК 316.35

Мудрецова Наталья Петровна

соискатель кафедры теории и социологии управления Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация:

В статье приводятся результаты анкетного опроса об оценке социальной эффективности региональной государственной поддержки молодежи, проведенного среди работающей молодежи Свердловской области в 2015 г. Выявлены основные проблемы работающей молодежи региона, уровень информированности об оказываемых мерах государственной поддержки, субъективная оценка молодежью предлагаемых государством мер поддержки. Научная новизна заключается в исследовании реальных потребностей узкой группы молодежи - работающей молодежи, получении обратной связи в виде субъективных оценок о реализуемых мерах государственной поддержки, а также установлении связи между реальными потребностями молодежи и реализуемыми мерами государственной поддержки, внесении предложений по повышению эффективности.

Ключевые слова:

работающая молодежь, меры государственной поддержки, повышение эффективности, проблемы работающей молодежи.

Mudretsova Natalya Petrovna PhD Applicant,

Theory and Sociology of Management Department, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

EVALUATION OF THE REGIONAL STATE SUPPORT EFFECTIVENESS BY EMPLOYED YOUTH OF THE SVERDLOVSK REGION

Summary:

This paper presents the results of the survey dealing with the evaluation of the regional state support effectiveness conducted among employed youth of the Sverdlovsk region in 2015. The author reveals the main problems of the employed youth in the region, the level of awareness about the state support measures available, and the subjective evaluation of these measures by the youth. Scientific relevance of the research consists in the study of the real needs of a specific group of young people, receiving of feedback in the form of subjective evaluations of the state support measures, establishing of correlation between the real needs of the employed youth and the state support provided to them, as well as making proposals on how to improve the efficiency of the state support.

Keywords:

employed youth, state support measures, efficiency improvement, problems of employed youth.

Деятельность органов власти по поддержке работающей молодежи основана и определяется региональными и местными особенностями: сложившейся структурой экономики в Свердловской области (промышленное производство в металлургической, химической, горнодобывающей и перерабатывающей отраслях, машиностроении), построенными социально-экономическими связями территорий, их инвестиционной привлекательностью, характером и тенденциями демографических процессов в регионе, научно-техническим потенциалом, меняющимися ценностными ориентациями молодежи, проживающей в Свердловской области. Нормативными основаниями реализации государственной поддержки такой группы населения, как работающая молодежь, в Свердловской области являются: указ губернатора Свердловской области от 05.08.2003 № 466-УГ «Об организации работы с работающей молодежью в Свердловской области на период до 2015 года», постановление Правительства Свердловской области от 20.11.2009 1683-ПП «О концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года», постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2011 № 440-ПП «О концепции государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года», а также областные целевые и государственные программы, определяющие деятельность органов государственной власти [1, с. 412].

С целью актуализации представлений о потребностях работающей молодежи и получения сведений об оценке социальной эффективности региональной государственной поддержки работающей молодежи Свердловской области в 2015 г. было проведено социологическое исследование в форме анкетного опроса, участие в котором приняли 420 человек в возрасте от 14 до 30 лет, вступивших в формально оформленные трудовые отношения с работодателем (заключившие трудовой договор).

Под социальной эффективностью региональной государственной поддержки работающей молодежи мы понимаем степень обеспечения государственным управлением благоприятных условий для работающей молодежи с точки зрения релевантности, экономичности, полезности полученных в ходе реализации государственной программы результатов.

В качестве основных проблем работающей молодежи респондентами были выделены: жилищная проблема (55,7 % от числа опрошенных), отсутствие (недостаток) рабочих мест (50 %), низкий уровень материального благополучия (45,2 %), далее по степени значимости идут проблемы, связанные с низким качеством и платностью образования (31,4 и 38,2 % соответственно), а также недостаточным уровнем поддержки со стороны государства (31,4 %), невозможность трудоустроиться по специальности и организовать для себя адекватный досуг (30 %), алкоголизация молодежи (21,2 %), отсутствие мотивации на успех (17,1 %), около 10 % опрошенных отметили в качестве молодежных проблем отсутствие возможности заниматься спортом, низкий уровень здоровья и наркоманию.

С целью выяснения уровня информированности молодежи было предложено назвать известные меры государственной поддержки и источники получения информации, при этом 60 % опрошенных ответили, что ничего не знают о мерах государственной поддержки работающей молодежи. Теми, кто имеет сведения о реализуемой поддержке, были перечислены следующие меры: обеспечение жильем молодых семей (48 % опрошенных), материнский капитал (17,2 %), различные виды пособий при рождении и по уходу за ребенком (10,7 %), организация и финансирование различных молодежных мероприятий (8 %).

Основными источниками информации для молодежи о государственной поддержке служат: средства массовой информации (26,2 %), специализированные сайты, социальные сети (13,8 %), органы государственной власти (11,1 %), родственники, друзья, знакомые (10,7 %).

Концепцией поддержки работающей молодежи в Свердловской области на период до 2020 г. определены основные направления поддержки работающей молодежи в регионе. Это: развитие механизмов социального партнерства, информационное направление, развитие социальной и профессионально-экономической активности работающей молодежи, поддержка молодых семей, поддержка работающей молодежи, временно находящейся в трудной жизненной ситуации [2, с. 25].

Самым актуальным направлением для работающей молодежи, по мнению респондентов, является поддержка молодых семей (75,1 % опрошенных), далее по степени значимости следуют развитие социальной активности молодежи и информационное направление (47,7 и 47,2 % соответственно), поддержка работающей молодежи, временно находящейся в трудной жизненной ситуации (45,2 %), развитие профессионально-экономической активности работающей молодежи (39,8 %), развитие механизмов социального партнерства (11,8 %).

Каждое из направлений поддержки содержит перечень видов деятельности, осуществляемых в рамках направления. Респондентам было предложено оценить необходимость и значимость предлагаемых мер для решения проблем работающей молодежи.

Так, в качестве актуальных и необходимых направлений для поддержки молодых семей респонденты указали: содействие в обеспечении социальным жильем молодых семей, имеющих детей, и социально активной работающей молодежи (78,2 %), включение в коллективные договоры предприятий положений, увеличивающих социальные и трудовые гарантии семейных молодых работников, имеющих детей (51,9 %), развитие учреждений, оказывающих молодым семьям консультационные, психологические, образовательные и другие услуги (33,5 %), проведение областных конкурсов, программ, направленных на формирование у работающей молодежи позиции ответственного супружества и родительства (20,3 %).

Основными направлениями государственной поддержки для развития социальной активности молодежи, по мнению респондентов, являются: оказание помощи в формировании и реализации социальных инновационных инициатив (47,2 %), проведение областного конкурса социальных проектов и программ общественных объединений работающей молодежи (37,8 %), развитие молодежного парламентаризма, продвижение наиболее подготовленных и активных молодых людей в органы государственного и муниципального управления (28,2 %), создание региональной базы данных молодежного кадрового резерва органов государственного и муниципального управления (23,2 %), 15 % не считают актуальным ни одно из предложенных направлений.

Для обеспечения реализации информационного направления необходимо прежде всего обеспечить оперативное многоканальное информирование о деятельности по государственной поддержке работающей молодежи (77,7 % опрошенных), создать базу данных о программах поддержки работающей молодежи, издать информационно-методические материалы о реализации этих программ (54,2 %), разработать информационно-поисковые системы и региональный банк данных по имеющимся вакансиям для молодых работников (35,4 %).

63 % опрошенных отмечают необходимость развития сети учреждений, оказывающих информационные, консультационные и образовательные услуги, как основную меру государственной поддержки работающей молодежи, временно находящейся в трудной жизненной ситуации.

Для развития профессионально-экономической активности работающей молодежи более 60 % молодых граждан, принявших участие в опросе, считают необходимым создание системы, обеспечивающей социально ориентированный выбор молодежью профессии, получение молодыми людьми современного качественного и востребованного на рынке труда профессионального образования и социально эффективное трудоустройство молодых граждан. Более 30 % считают необходимыми поддержку молодежного предпринимательства и внедрение современных форм и технологий профессиональной ориентации молодежи, помощь в планировании карьеры.

Для развития механизмов социального партнерства 64,4 % опрошенных считают необходимым сформировать областную систему обучения молодых лидеров и активистов, направленную на совершенствование их деятельности в отношении работающей молодежи, повышение их компетентности при участии в переговорном процессе с представителями работодателя и власти, при этом 70 % из числа ответивших таким образом сами готовы пройти такое обучение.

В качестве новых мер государственной поддержки, являющихся актуальными и востребованными молодежью, которые могут быть учтены в деятельности субъектов государственной поддержки, респонденты предложили следующие: целевой набор в образовательные учреждения и дальнейшее трудоустройство, бесплатные диагностика и лечение заболеваний, стимулирование к здоровому образу жизни, продвижение талантливой и активной молодежи, обеспечение бесплатного отдыха и досуга, предоставление компенсаций от государства на оплату жилья и образования, создание возможности для творческой самореализации работающей молодежи.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: в большинстве случаев молодежь нуждается в различного рода материальной поддержке, прежде всего в улучшении жилищных условий. Необходимо развивать сеть и улучшать качество услуг, предоставляемых различными учреждениями (образование, дополнительное образование, здравоохранение, физическая культура и спорт). Обращают на себя внимание слабый уровень информированности молодежи о проводимой политике и необходимость создания различных доступных электронных сервисов о состоянии рынка труда, вакансиях, перечне мер государственной поддержки, которыми они могут воспользоваться. При этом ключевую роль в повышении информированности молодежи должны играть средства массовой информации, так как большинство респондентов указали их как основной источник информации. Целенаправленное обучение и продвижение активной и талантливой молодежи также должно стать предметом деятельности органов государственной власти.

Ссылки:

1. Мудрецова Н.П. Деятельностный подход к анализу управленческой практики поддержки работающей молодежи (на материалах Свердловской области) [Электронный ресурс] // IX Ковалевские чтения «Социология и социологическое образование в России» : сб. материалов. 2014. URL: http://www.soc.spbu.ru/nauka/publications/k9_4r.pdf (дата обращения: 14.08.2015).

2. О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года : постановление Правительства Свердловской области от 20.11.2009 № 1683-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. № 18-1. Ст. 1543.

References:

1. Mudretsova, NP 2014, 'Activity approach to the analysis of management practices to support young people at work (on the materials of the Sverdlovsk region)', IX Kovalevskys read "Sociology and sociological education in Russia": Sat. materials, retrieved 14 August 2015, <http://www.soc.spbu.ru/nauka/publications/k9_4r.pdf>.

2. 'On the Concept of support young workers of the Sverdlovsk region for the period up to 2020: Resolution of the Government of Sverdlovsk region from 20.11.2009 № 1683-PP' 2009, Meeting of the legislation of the Sverdlovsk region, no. 18-1. Art. 1543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.