«медленно»). Непостоянные шумы подразделяются на колеблющиеся во времени, прерывистые и импульсные (в последнем случае критерий — различие уровней в дБ А по характеристикам »импульс» и «медленно» шумомера на 10 дБ). В этом стандарте указаны нормы шума для рабочих мест, находящихся на производственных предприятиях в помещениях различных категорий. За основу взяты гигиенические нормы № 1004-73, а также судах, самолетах и вертолетах, самоходных машинах и грузовом автотранспорте и приведены требования по защите работающих от шума. Отмечается, что зоны с уровнем выше 85 дБ А должны иметь предупредительные знаки, и администрация обязана снабжать работающих там индивидуальными противошумами. Приведены также требования к шумовым характеристикам машин и методам измерения шума.
ГОСТ 20445-75 «Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах» устанавливает измеряемые и рассчитываемые величины шума, методы измерения, порядок обработки и оформления результатов. Для постоянных шумов измерению подлежат октавные уровни звукового давления и уровни звука в дБ, а для непостоянных — эквивалентные уровни звука в дБ А, определяемые для интервалов времени не менее 30 мин. В стандарте приведены методика и примеры расчета эквивалентного уровня. ГОСТ 12.1.001-75 «ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности» устанавливает допустимые уровни звукового давления (по СН 245-71), метод их контроля, а также требования к оборудованию, генерирующему ультразвук на рабочих местах, и правила работы с такими установками.
Для защиты от шума и ультразвука следует использовать противошумы, соответствующие ГОСТу 15762-70 «Средства индивидуальной защиты от шума. Гигиенические требования», например наушники ВЦНИИОТ или вкладыши «Беруши».
Вибрации, передаваемые на руки, регламентирует ГОСТ 17770-72 «Машины ручные. Допустимые уровни вибрации» (создан на основе санитарных норм № 626-66), контроль осуществляется по ГОСТу 16519-70 «Машины ручные. Методы измерения вибрационных параметров». Вибрация рабочих мест для стационарных машин регламентируется СН 245-71, а для самоходных машин — санитарными нормами № 1102-73, метод контроля — по ГОСТу 13731-68 «Колебания механические. Общие требования к проведению измерений» и стандартам на машины конкретных видов (например ГОСТ 16526-70, 16529-70 и др.).
В дополнение к указанным санитарным нормативам следует иметь в виду, что работа с вибрирующими машинами и инструментом должна производиться в соответствии с отраслевыми режимами труда работников виброопасных профессий. Виброзащитные рукавицы или перчатки должны соответствовать ГОСТу 12.4.002-74 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие технические требования» (метод их испытания при изготовлении — по ГОСТу 18728-73), а виброзащитная обувь для защиты от общих вибраций рабочих мест — ГОСТу 12.4.024—76 «ССБТ. Обувь специальная виброзащитная. Общие технические требования» (включает метод испытания).
Требования к приборам для измерения шума и вибрации установлены ГОСТом 17187-71 «Щумомеры. Общие технические требования», ГОСТом 17168-71 «Фильтры электрические октавные и третьоктавные. Общие технические требования» и ГОСТом 12.4.012-75 «ССБТ. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования». Указанным требованиям отвечают приборы ИШВ-1 (шум и локальная вибрация), НВА-1 (вибрация рабочего места стационарного оборудования) и АСВ (вибрация рабочих мест на самоходных машинах) Таганрогского завода «Внброприбор», а также аппаратура фирмы «Брюль и Къер» (Дания) и объединения РФТ (ГДР).
Государственные стандарты являются высшей формой требований, обязательных для соблюдения всеми организациями, учреждениями и предприятиями. Периодический пересмотр позволяет непрерывно совершенствовать стандарты 'с учетом опыта их применения.
Поступила 7/Х 1976 г.
УДК 614*37:678.746.22
3. К■ Бойкова, Л. И. Петрова ЭКСПЕРТИЗНАЯ ОЦЕНКА ИМПОРТНЫХ ПОЛИСТИРОЛОВ
Охтинское научно-производственное объединение «Пластполимер», Ленинград
В настоящее время отечественная промышленность испытывает дефицит в полимерных материалах, предназначенных для использования в строительстве и быту, в частности в ударопрочном полистироле (для изготовления внутренней облицовки домашних холодильников и упаковки пищевых продуктов) и пенополистироле (для тепло- и звукоизоляции). Частично эта потребность удовлетворяется за счет импортных полистиролов. Основным лимитирующим показателем пригодности последних для контакта с человеком является концентрация стирола, мигрирующего из них в окружающую среду. Согласно «Техническим требованиям к импортному ударопрочному полистиролу», утвержденным заместителем Главного санитарного врача СССР 16/Ш 1973 г., концентрация стирола в модель-
ных средах, находившихся как в непосредственном, так и опосредованном через воздух контакте с полистиролом, не должна превышать 0,03 мг/л. Питьевая вода не должна приобретать запаха и привкуса выше 1 балла.
В соответствии с «Гигиеническими требованиями к пенополистиролу, предназначенному для использования в строительстве в качестве теплоизоляции», образцы его при выдерживании в герметичной камере в течение 1 сут без воздухообмена не должны выделять в воздух стирол в количестве, превышающем 0,01 мг/м3 с 1 м2 площади поверхности изделий. Это обеспечивает концентрацию стирола в воздухе помещений не выше предельно допустимой для атмосферного воздуха (0,003 мг/м') при соотношении поверхности материала, примененного для отделки помещения, к объему воздуха не более 0,3 ы2/м3. Трехкратное увеличение соотношения поверхности материала к объему воздуха позволяет определять концентрацию стирола в воздухе на уровне его ПДК при чувствительности спектрофотометрнческого метода 0,01 мг/м®. При этом объем отобранного воздуха должен быть не менее 50 л.
Проведено экспертизное санитарно-химическое изучение литьевых и экструзионных образцов ударопрочных полистиролов фирм «Литвин» (Франция), «Арагона» (Испания) и самозатухающего ударопрочного полистирола марки SB-RSE фирмы «Стюмер Ой» (Финляндия) с целью установления возможности использования их для упаковки пищевых продуктов и внутренней облицовки холодильников, а также исследование пенополисти-рола в виде блоков французской фирмы «Рои Прожиль», предназначенного для использования в строительстве, марок 77S, 77Х, 65С, Е74, Е76 и Е77.
Литьевые образцы ударопрочного полистирола фирмы «Литвин» отличались количеством каучука, использованного при полимеризации,— 6, 8 и 10%; содержание последнего в экструзионных образцах составляло 8%. Образцы ударопрочного полистирола всех фирм содержали 0,10—0,14% остаточного стирола, а образцы пенополистирола — 0,05—0,16%.
В качестве модельных сред, имитирующих пищевые продукты, применяли питьевую и дистиллированную воду, 5% раствор хлористого натрия и 2% раствор уксусной кислоты. В питьевой воде по инструкции 1972 г. определяли наличие постороннего запаха и привкуса, по пятибалльной системе методом «расширенного треугольника» в остальных средах — концентрацию стирола спектрофотометрическим методом с предварительной дистилляцией летучей части вытяжек (Л. И. Петрова и соавт., 1974). Стирол в воздухе выявляли спектрофотометрическим методом после поглощения в этиловый спирт и газо-хроматографическим — после поглощения в хлороформ (Н. В. Баракова и соавт.).
При опосредованном контакте через воздух модельных сред с экструзионными образцами ударопрочных полистиролов фирм «Литвин» и «Арагона» в течение 1 сут стирол был обнаружен в них в количествах, не превышающих 0,01 мг/л. Интенсивность запаха и привкуса питьевой воды в аналогичных условиях не превышала 0,6 и 0,4 балла соответственно.
При непосредственном контакте литьевых образцов ударопрочного полистирола фирм «Арагона» и «Стюмер» с модельными пищевыми средами в течение 1, 3 и 10 сут миграция стирола достигала 0,016—0,076 мг/л. Концентрация стирола, выделяющегося в тех же условиях из литьевых брусков ударопрочного полистирола фирмы «Литвин», также превышала гигиеническую норму, причем с увеличением содержания каучука в образцах с 6 до 10% количество мигрировавшего мономера возрастало с 0,014 до 0,110 мг/л.
Подобное явление, отмеченное ранее Л. И. Петровой (1972), объясняется, по-видимому, способностью каучука разрыхлять структуру материала, оказывая пластифицирующее действие, что приводит к усилению диффузии остаточного мономера и других низкомолекулярных веществ.
Интенсивность постороннего запаха и привкуса, приобретаемых питьевой водой при непосредственном контакте с образцами самозатухающего ударопрочного полистирола фирмы «Стюмер», составляла 1,4 и 1,2 балла, с образцами фирмы «Литвин» — 3,5 и 2,2 балла, с образцами фирмы «Арагона» — 4,0 балла.
Анализ воздуха камеры с образцами пенополистирола марок 77S, 77Х и 65С, содержащих остаточного стирола 0,18, 012 и 0,16% соответственно, показал, что последний присутствует в воздухе в концентрациях, превышающих допустимую в 2—2V2 раза. Кроме того, газохроматографическим методом в воздухе был обнаружен этилбензол в количестве 0,4 мг/м3 и два легколетучих компонента, которые не были идентифицированы.
В воздухе камеры с образцами пенополистирола марок Е74, Е76 и Е77 с содержанием остаточного стирола 0,05, 0,083 и 0,14% соответственно стирол практически не найден. Таким образом, ударопрочный полистирол фирм «Литвин» и «Арагона» соответ-ствет гигиеническим требованиям, предъявляемым к импортному ударопрочному полистиролу, предназначенному для внутренней облицовки холодильников. Указанные материалы. а также самозатухающий ударопрочный полистирол марки SB-RSE фирмы «Стюмер Ой» непригодны для упаковки пищевых продуктов.
Вспенивающийся полистирол фирмы «Рон Прожиль» марок 77S, 77Х и 65С может быть рекомендован лишь в качестве наружного и среднего слоев строительных и ограждающих конструкций, а пенополистирол "марок Е74, Е76 и Е77 можно использовать при изготовлении теплоизоляции для промышленных н бытовых холодильников, а также тепло-и звукоизоляции жилых домов и промышленных сооружений.
ЛИТЕРАТУРА. Баракова Н. В., Гуричева 3. Г.— «Пласт, массы», 1976, № 8, с. 66.— Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. М., 1972.— Петрова Л. И., Б о й к о в а 3. К-, Гуричева 3. Г.— «Пласт, массы», 1974, № 3, с. 72—74.— Петрова Л. И., Гуричева 3. Г., Баллова Г. Д. и др.— Там же, 1972, № 5, с. 62—64.
Поступил» 28/ХП 1976 г.
УДК 371.7:697.947
Г. JI. Туровец, Ю. Д. Губернский, М. Т. Дмитриев
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОЗОНИРОВАНИЮ ВОЗДУХА В ШКОЛАХ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Д'осква; Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН МСССР, Москва
С целью разработки гигиенических рекомендаций к озонированию воздушной среды в школах, мы предприняли исследование здоровых школьников 15—16 лет. Они находились в течение 2 ч по двое в камере с естественным воздухообменом (объем 27 м3) при комфортных микроклиматических условиях (температура 19—22°, относительная влажность 25—40%) и нормальном химическом качестве воздуха (0,06—0,1% С02). Автоматически поддерживалась концентрация озона 10 или 20 мкг?м3 (примерно 1/4 или V2 природной).
Поскольку из литературы известно, что в основе биологического действия озона лежит свободнорадикальный механизм (Goldstein и Balchum), у испытуемых регистрировали инициированную ионами железа хемилюминесценцию (ИХЛ) плазмы крови и мочи (Г. Л. Туровец и Ю. А. Владимиров), отражающую состояние свободнорадикальных реакций в организме. Кроме того, изучали состояние внешнего дыхания методом спирографии (частоту дыхания, жизненную емкость легких, минутный объем дыхания, дыхательные нагрузочные пробы), газообмен, содержание дыхательного фермента пероксидазы в крови, количество лизоцима в слюне как показатель неспецифической иммунореактнв-ности (Б. А. Фролов и соавт.), умственную работоспособность 1 по К. К. Платонову.
Озонированную воздушную среду в помещении (содержащая 10—20 мкг/м3 озона) испытуемые субъективно воспринимали как свежий воздух и положительно оценивали. Под влиянием указанных количеств озона было обнаружено незначительное усиление ИХЛ плазмы крови, более заметное при воздействии 20 мкг/м3, не выходящее, однако, за рамки возрастных норм.
Характер изменений сверхслабого свечения мочи у испытуемых также зависел от содержания озона в воздухе. Озон в количестве 10 мкг/м3 приводил к некоторому снижению уровня свечения мочи, отчетливо проявляющемуся к концу 2-го часа, и последующему восстановлению исходной интенсивности хемилюминесценции в течение часа восстановительного периода. Ранее нами были обнаружены аналогичные сдвиги в моче у испытуемых того же возраста, находившихся в условиях воздействия длинноволнового инфракрасного фактора комфортных параметров (Г. Л. Туровец с соавт.). Что же касается концентрации 20 мкг/м3, то такое количество озона в воздушной среде вызывало у испытуемых аналогичные сдвиги в моче с тем лишь отличием, что пониженный уровень ИХЛ сохранялся более длительное время (через 1 ч восстановительного периода интенсивность ИХЛ была достоверно ниже исходного уровня).
Поскольку интенсивность хемилюминесценции биосубстрата по Ю. П. Козлову обусловливается сопряженным изменением уровня перекисного свободнорадикального окисления, отмеченные в опыте некоторые сдвиги ИХЛ можно трактовать как активизацию свободнорадикальных реакций в организме под влиянием кратковременного действия изученных концентраций озона, не выходящую за пределы физиологического уровня, свойственного данному возрасту. Косвенным подтверждением этого могут служить данные, полученные при исследовании пероксидазы крови — фермента, который предотвращает токсическое накопление перекиси водорода в организме. Исходное содержание пероксидазы в крови у испытуемых составляло 19,4+0,2 пероксидазных единиц, а после 2-часового пребывания в условиях озонированного воздуха (20 мкг/м3) — 19,9±0,2 пероксидазных единиц.
На фоне описанных выше тонких физико-химических сдвигов в организме у испытуемых были обнаружены изменения функционального состояния ряда важнейших органов и систем, расцененные нами как положительные. Так, пребывание в условиях озонированной воздушной среды привело к некоторым нарушениям в системе внешнего дыхания. Отчетливо проявляется тенденция к нарастанию жизненной емкости легких, увеличивается более чем на 10 с время задержки дыхания на выдохе и вдохе (Я<0,05), что свидетельствует о повышении функциональных возможностей дыхательной системы (Н. А. Шал-ков, и др.). Между тем исследование газообмена не выявило существенных изменений в соотношении кислорода и углекислоты в выдыхаемом воздухе — различия между йс-
1 Эти исследования проводила Н. Г. Дьячкова.