Научная статья на тему 'Эксперт-консультант по вопросам образования: особенности подготовки и направления деятельности'

Эксперт-консультант по вопросам образования: особенности подготовки и направления деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE PROCESSES / КОНСУЛЬТАНТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ / CONSULTANT FOR EDUCATION QUESTIONS / ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERT AND CONSULTING ACTIVITY / СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / INTERNSHIP PLATFORMS / ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ / PREPARATION OF EXPERTS-CONSULTANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечель И.Д.

Внедрение в практику инновационных процессов потребовало развития образовательного консалтинга, востребованного на всех уровнях. В статье раскрываются экспертно-консультационные функции консультанта по вопросам подготовки таких специалистов. Причем формирование экспертно-аналитических компетенций рассматривается как с позиций отбора контента, так и с позиций деятельностного подхода к образовательному процессу (технологии, формы, методы). Базовой основой этого процесса является отбор претендентов для последующего обучения. В статье также рассматриваются направления деятельности консультантов в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT-CONSULTANT IN EDUCATION: FEATURES OF PREPARATION AND ACTIVITY

Introduction in practice of innovative processes demanded development of the educational consulting demanded at all levels. In article expert and consulting functions of the consultant for questions of preparation of such experts reveal. And formation of expert and analytical competences is considered both from positions of selection of a content, and from positions of activity approach to educational process (to technology, forms, methods). Basic basis of this process is selection of applicants for the subsequent training. In article activities of consultants in education also are considered.

Текст научной работы на тему «Эксперт-консультант по вопросам образования: особенности подготовки и направления деятельности»

УДК 37.01

ЭКСПЕРТ-КОНСУЛЬТАНТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чечель И.Д., д.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия, E-mail: irchechel@mail.ru

Аннотация: Внедрение в практику инновационных процессов потребовало развития образовательного консалтинга, востребованного на всех уровнях. В статье раскрываются экспертно-консультационные функции консультанта по вопросам подготовки таких специалистов. Причем формирование экспертно-аналитических компетенций рассматривается как с позиций отбора контента, так и с позиций деятельностного подхода к образовательному процессу (технологии, формы, методы). Базовой основой этого процесса является отбор претендентов для последующего обучения. В статье также рассматриваются направления деятельности консультантов в сфере образования.

Ключевые слова: образовательная практика, инновационные процессы, консультант по вопросам образования, экспертно-консультационная деятельность, стажировочные площадки, подготовка экспертов-консультантов.

EXPERT-CONSULTANT IN EDUCATION: FEATURES OF PREPARATION AND

ACTIVITY

Chechel I.D., ArtsD., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: irchechel@mail.ru

Summary: Introduction in practice of innovative processes demanded development of the educational consulting demanded at all levels. In article expert and consulting functions of the consultant for questions of preparation of such experts reveal. And formation of expert and analytical competences is considered both from positions of selection of a content, and from positions of activity approach to educational process (to technology, forms, methods). Basic basis of this process is selection of applicants for the subsequent training. In article activities of consultants in education also are considered.

Keywords: educational practice, innovative processes, consultant for education questions, expert and consulting activity, internship platforms, preparation of experts-consultants.

Активное внедрение в образовательную практику инновационных процессов, распространение рзличного рода нововведений явилось толчком к развитию образовательного консалтинга, который в настоящее время востребован практически на всех уровнях образования (на региональном, муниципальном, школьном).

Ведущей функцией консультанта по вопросам образования является оказание консультационной помощи разным категориям лиц, включенных в образовательный процесс: руководителям всех уровней по вопросам встраивания в общий модернизационный контекст развития государства, педагогам, внедряющим новые технологии, родителям.

Практика показывает, что наиболее эффективно данная функция реализуется при условии осуществелния ее специалистом-консультантом, имеющем опыт

экспертной деятельности. Причин тому несколько. Во-первых, не каждый руководитель способен самостоятельно оценить сложившуюся в учреждении систуацию, выявить проблемы, определить пути их преодоления. Во-вторых, эксперт-консультант, являясь лицом сторонним по отношению к конкретному учреждению или какому-либо другому объекту образовательной деятельности, обладает возможностью провести сравнительный анализ достаточно широких образовательных фактов и явлений и имеет, как правило, высокий уровень осведомленности в области образовательной политики.

Экспертиза представляет собой рефлексию практики, реконструкцию происшедшего, выявление существенного и рассматривается как вид анализа, отдельного исследования, целью которого является соотнесение представлений об экспортируемом объекте с выявленными в результате экспертной деятельности характеристиками этого объекта. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос подготовки таких экспертов-консультантов.

По мнению большинства участников стажировочных площадок, разрабатывающих и реализующих программы подготовки ведущих консультантов, к экспертной деятельности следует привлекать специалистов, уже обладающих достаточным багажом профессиональных знаний и практик и пользующихся авторитетом в профессиональном сообществе.

И связано это с тем, что ведущим консультантам необходимо разбираться не только в государственной и региональной политике в области развития образования, хорошо знать содержание и целевую направленность реализуемых инновационных проектов в сфере своей профессиональной деятельности (в дошкольном или общем образовании, в экономике образования, в обучении детей-инвалидов и т.д.), но и владеть технологиями самого процесса консультирования, экспертизы, диагностики проблем развития учреждений образования (муниципальной, региональной образовательных систем), проектной деятельности. Этим и определяются подходы к выбору направлений подготовки, к разработке специальных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

Отбор кандидатов для подготовки экспертов-консультантов также должен быть нестандартным, поскольку необходимо выявить не только профессиональный уровень, но и личностные качества кандидата, включая его авторитет в педагогическом сообществе, мотивацию к выполнению функций консультанта.

Эксперты-консультанты по вопросам развития системы образования относятся к категории высококвалифицированных специалистов, процесс подготовки которых достаточно сложен. Будучи высокими профессионалами в определенной области, они

должны приобрести базовые и специальные компетенции, обеспечивающие им возможность выступать в качестве экспертов, консультантов, аналитиков, разработчиков по широкому кругу взаимосвязанных аспектов и направлений инновационного развития образования.

Проведенные исследования предыдущих лет по выявлению направлений экспертоной деятельности, особенностей подготовки таких специалистов, как ведущих консультантов по вопросам развития образования, показывают, что имеющиеся в арсенале современных учреждений высшего и дополнительного образования средств подговки таких специалистов явно недостаточно.

К особенностям подготовки данной группы специалистов можно отнести и тот факт, что семинары и практическая стажировки для них имеют более весомое значение, чем для многих других категорий специалистов.

Подготовка экспертов, способных решать задачи повышенного уровня сложности в области управления системой образования, осуществлять эффективную поддержку инновационных процессов является одним из приоритетных направлений во всех странах Европы. Общемировая практика подготовки такого рода специалистов осуществляется главным образом в учреждениях, имеющих чаще всего исследовательский характер и занимающихся вопросам оценки качества образования.

Например, деятельность Европейской Сети Агентств по Гарантии Качества Образования, направленная на подготовку экспертов, проводится в рамках отдельных семинаров, на которых эксперты знакомятся с тенденциями в области развития национальных систем образования, а также с общеевропейскими стратегиями развития образования. В настоящее время выработаны требования к проведению таких семинаров. К таким требованиям относятся прежде всего условиям проведения семинаров, которые включают работу в малых группах, обеспечение ноутбуками и переводчиками и т.д..

Программы подготовки содержат следующие вопросы: понимание и анализ специфики процесса экспертной работы, понимание того, что должно быть включено в отчет эксперта и как можно использовать (трактовать) результаты проведенной экспертизы.

Наряду с данным направлением подготовки экспертов-консультантов в образовании развитвается другое направление образовательного консалтинга, о котором следует сказать отдельно.

Активное внедрение в практику современной школы различных технологий, включение каждого учителя в процесс освоения нового содержания школьного образования требует участия значительного числа специалистов, которые были бы

способны не только проконсультировать, но и провести экспертизу полученных в результате внедрения инноваций.

Если говорить о потребности современного образования в специалистах, способных реализовывать данные консалтинговые услуги в области образования, то очевидным примером, демонстрирующим актуальность заявленного направления, можно считать подготовку специалистов для российской системы оценки качества образования (ОСОКО). Так, важнейшей задачей по обеспечению деятельности ОСОКО является формирование кадрового ресурса профессиональных экспертов в области оценки образования. За последнее десятилетие удалось подготовить большое число квалифицированных экспертов в области педагогических измерений (разработка тестов, математическая обработка результатов тестирования, реализация программ оценки и др.). В рамках проведения Единого государственного экзамена и участия России в международных сравнительных исследованиях обучение кадров в различных формах проводилось Федеральным институтом педагогических измерений, Федеральным центром тестирования, Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

С развитием вариативности образовательных программ, реализуемых, как общеобразовательными школами, так и учреждениями профессионального образования, в стране, очевидно, появится также потребность в специалистах, способных помочь учащимся выстраивать образовательную траекторию, как это делается, к примеру, в США. В зависмости от интересов и склонностей учащегося, возможностей семьи независимый эксперт-консультант помогает выбрать школу, а затем вид профессионального образования, учреждения, напрваления обучения в магистратуре и т.д.

Рассмотренные направления деятельности экспертов-консультантов, особенности их подготоки свидетельствуют об уже сформировавшейся потребности современного образования в использовании данной категории специалистов.

Все это вызывает необходимость разработки нормативно-правовой бказы, регулирующей деятельность данных специалистов, а также создание научно-методического сопровождения экспертно-консультационных служб на разных уровнях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.