Научная статья на тему 'Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск'

Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенческая среда / межпоколенческие отношения / архитектурно-пространственная среда / intergenerational space / intergenerational relation / architectural and spatial environment

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Матвеева Мария Алексеевна, Копьёва Алла Васильевна, Масловская Оксана Владимировна

Рассматривается архитектурно-пространственная среда межпоколенческого центра на примере г. Якутск. Целью работы является апробация выявленных ранее принципов, архитектурно-планировочных приёмов, функционально-пространственных моделей в процессе экспериментального проектирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск. В данном исследовании определены критерии выбора участка проектирования, проведен предпроектный анализ территории, выполнено экспериментальное проектное предложение архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Матвеева Мария Алексеевна, Копьёва Алла Васильевна, Масловская Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental project of the architectural and spatial environment of the intergenerational center in the city of Yakutsk

The authors consider the architectural and spatial environment of the intergenerational center on the example of the city of Yakutsk. The purpose of the work is to test the previously identified principles, architectural and planning techniques, functional and spatial models in the process of experimental design of the architectural and spatial environment of the intergenerational center in Yakutsk. This study defines the criteria for choosing a design site; a pre-project analysis of the territory was carried out; an experimental design proposal for the architectural and spatial environment of the intergenerational center in Yakutsk was completed.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск»

Творческие концепции архитектурной деятельности

Научная статья УДК 721.001

http://doi.org/10.24866/2227-6858/2022-4/141-154 М.А. Матвеева, А.В. Копьёва, О.В. Масловская

МАТВЕЕВА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, androuser01121997@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5269-0731

КОПЬЁВА АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат архитектуры, профессор, профессор Департамента архитектуры и дизайна, kopeva.av@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1055-0909

МАСЛОВСКАЯ ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат архитектуры, доцент,

профессор Департамента архитектуры и дизайна, oxym69@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0003-0315-4980

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток, Россия

Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск

Аннотация. Рассматривается архитектурно-пространственная среда межпоколенческого центра на примере г. Якутск. Целью работы является апробация выявленных ранее принципов, архитектурно-планировочных приёмов, функционально-пространственных моделей в процессе экспериментального проектирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск. В данном исследовании определены критерии выбора участка проектирования, проведен предпроектный анализ территории, выполнено экспериментальное проектное предложение архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск.

Ключевые слова: межпоколенческая среда, межпоколенческие отношения, архитектурно-пространственная среда

Для цитирования: Матвеева М.А., Копьёва А.В., Масловская О.В. Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2022. № 4(53). С. 141-154.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена рядом различных факторов. Во-первых, это изменение возрастной структуры населения в современном мире. Например, анализ возрастной структуры проживающих в Якутске, проведенный авторами [5], показал, что в настоящее время в Якутске происходит увеличение численности детей и пожилых людей. Систематизация данных о социальных учреждениях Якутска позволила установить, что лишь 14% подобных учреждений предназначены для пожилых людей [5]. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что для г. Якутск характерна возрастная асимметрия, при которой доступ к выгодам и ресурсам имеет лишь подрастающее поколение.

Во-вторых, главным условием развития и функционирования общества, поддержания его стабильности в настоящем и будущем становится социальное взаимодействие [1]. Обеспечению социального взаимодействия разновозрастных групп населения может способствовать формирование межпоколенческой среды - среды, в которой дети и пожилые люди совместно получают социальные услуги и имеют возможность общаться [2, 6, 7]. За рубежом подобную

© Матвеева М.А., Копьёва А.В., Масловская О.В., 2022 Статья поступила: 29.09.2022; рецензирование: 26.10.2022.

среду/учреждения называют "Intergenerational Shared Site/Space" (IGSS), что переводится как «межпоколенческая объединённая территория/среда» [11]. «Межпоколенческая объединённая среда - это программы, в рамках которых дети и/или молодежь и пожилые люди могут получать социальные услуги вместе на одной территории, и где участники регулярно взаимодействуют при помощи организованных межпоколенческих мероприятий и через неформальные встречи» [10]. Основная задача такой среды - создание необходимых условий для обеспечения максимально полного удовлетворения общественных потребностей граждан в лечебно-профилактических, оздоровительных, социально-адаптационных мероприятиях, для укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса с помощью творческих процессов, трудотерапии, игр и формирования взаимоподдерживающих отношений [4].

Цель исследования - апробация выявленных ранее принципов, архитектурно-планировочных приёмов [4] и концептуальной модели [3] в процессе экспериментального проектирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск. Объект исследования - архитектурно-пространственная среда межпоколенческого центра. Предмет исследования - архитектурно-планировочные, объемно-пространственные и архитектурно-художественные особенности архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра.

Материалы, методы и результаты исследования

На этапе постановки цели и задач исследования и определения её связи с важными научными и социальными проблемами, был проведен анализ теоретических концепций исследователей, занимавшихся следующими вопросами формирования межпоколенческой среды: особенности проектирования жилых зданий для всех возрастных групп [8, 9, 12]; влияние пространственной структуры зданий на взаимодействие поколений [14]; формирование межпоколенче-ско-коммуникативной среды [13]; реновация городской среды для детей, пожилых людей и маломобильных групп населения (МГН) [2, 6, 7]; проектирование архитектурно-пространственной среды межпоколенческих центров [3, 4]. На этапе оценки состояния среды участка проектирования использовались следующие методы: наблюдение, фотофиксация, описание функциональных и эстетических характеристик. Предпроектные исследования послужили основой для применения метода экспериментального проектирования и создания проектных предложений архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск.

В результате исследования определены критерии выбора территории для создания меж-поколенческой среды. Проведен комплексный предпроектный анализ территории города и выбранного участка проектирования. Результаты предпроектного анализа послужили основанием для разработки экспериментального проекта межпоколенческого центра в г. Якутск.

Обсуждение результатов

Критерии выбора территории для создания межпоколенческой среды. На основе обзора теоретических исследований авторами сформулированы четыре основных критерия.

1. Связь с социальными учреждениями. Межпоколенческая среда может формироваться на основе существующих социальных учреждений (детские сады, школы, дома-интернаты, реабилитационные центры, центры социального обслуживания и т.д.) методом добавления новых функций в однопрофильные социальные учреждения, а также с помощью проектирования новых центров в пешей доступности от таких учреждений.

2. Связь с жилой застройкой. Межпоколенческая среда подразумевает объединение людей, поэтому необходимо обеспечение доступности территории для большого количества людей за небольшой промежуток времени.

3. Связь с системой общественных пространств города. Такая связь способствует объединению большого количества людей и включению в эту общность непосредственных пользователей социальных учреждений.

4. Связь с зелёным каркасом города. Природное окружение оказывает высокий терапевтический эффект и улучшает состояние здоровья пожилых людей и детей, представления о природе занимают особое место в картине мира жителей Якутии.

Выбор участка проектирования. Анализ территории Якутска по названным критериям позволил определить место для проектирования межпоколенческого центра - участок в северо-западной части города площадью 7,8 га. В соответствии со схемой землепользования и застройки Якутска участок относится к общественно-деловой зоне и предназначен для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов здравоохранения и социального назначения.

Участок имеет непосредственную связь с социальными учреждениями. На территории и в пешей доступности от здания государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр содействия семейному воспитанию» и автономного учреждения «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.П. Решетникова». На расстоянии 500 м от участка находится средняя школа № 27 и в 600 м - детский сад № 30. Территория проектирования расположена в Октябрьском районе города в непосредственной близости от 17 жилого квартала, хорошо связана с системой общественных пространств и включена в зеленый каркас города. В пешей доступности от выбранного участка находятся: лесопарковый массив площадью 51 га, детский сад, школа, дом престарелых и дом ребенка. С восточной и западной сторон участок ограничен жилой застройкой, с юго-восточной к нему примыкают объекты здравоохранения, с юга - лесопарковая зона.

Анализ территории участка проектирования. Для выявления локальных особенностей участка проектирования был проведен комплексный анализ его территории. Определены средние значения доступности территории для пешеходов и транспорта (рис. 1).

Рис. 1. Схема транспортно-пешеходной Рис. 2. Планировочные схемы

доступности морфологического строения среды:

1 - соотношение природной и урбанизированной среды; 2 - соотношение открытого и закрытого пространств

Ближайшее к участку общественное пространство - парк, находится в 5-10 минутах ходьбы. Доступность участка от центра города на автотранспорте составляет 15 минут. Территория имеет хорошую связь с окружающей застройкой: за 10 минут движения на автомобиле сюда может добраться более 50% жителей Якутска, а изохрона получасовой доступности охватывает практически весь город. Ближайшие остановки находятся на расстоянии 800 м, что несколько снижает доступность на общественном транспорте. Изохрона 15-минутной пешей

доступности охватывает весь Октябрьский район, большую часть жилой зоны 17 квартала, зону здравоохранения и парковую территорию. Изохорна 30-минутной транспортной доступности охватывает всю территорию города, что свидетельствует о высокой связи участка со всем населением города.

Анализ соотношения природной и урбанизированной среды участка проектирования, а также соотношения открытой и закрытой среды позволили определить пригодность данной территории для размещения межпоколенческого центра (рис. 2).

Основную часть участка проектирования составляют природные элементы: озеро Белое и лесопарковый массив. Урбанизированная среда представлена объектами здравоохранения. В теплое время года пешеходными связями между зонами служат тротуары вдоль ул. Пионерская; в зимний период - тропинки, проложенные по озеру, покрытому льдом, а в течение всего года - многочисленные прогулочные дорожки в лесном массиве.

Рельеф участка проектирования плоский. Озеро Белое состоит из двух водоемов, разделенных ул. Пионерская. Озеро проточное, входит в систему городских озёр и реки Лена. Берега озера пологие, невысокие, покрытые тростником. В озере водится мелкая рыба - гольян и карась. Флора лесопарковой зоны представлена в основном даурской лиственницей и сосной с незначительными в общей массе вкраплениями других пород: елей, берёз, осин и др. В юго-восточной и юго-западной части лесного массива преобладает молодняк высотой 1,0-1,5 м. Основные представители фауны - белки, воробьи и голуби.

Анализ восприятия природной и антропогенной среды исследуемой территории выявил горизонтальный, открытый характер составляющих её пространств (рис. 3). С северо-западной обзорной точки участок проектирования находится на стыке урбанизированной и природной зон города. С этой точки открывается протяженный панорамный вид на сопки.

Рис. 3. Схема морфологического строения среды: 1 - схема визуального восприятия территории; 2 - горизонтальное строение пространства; 3 - плановость пространства; 4 - вертикальное строение пространства; 5 - наличие инженерных сетей; 6 - объединение природной и урбанизированной среды города

Территория характеризуется низкой функциональной насыщенностью. Большая часть активностей приходится на лесопарковую зону, где люди занимаются бегом, катаются на лыжах, совершают пешие прогулки, собирают грибы. Озеро используется лишь в холодный период года - зимой и весной. Жители близлежащего района используют замерзшую поверхность озера для лыжных прогулок и катания на коньках. Ежегодно весной на озере проходят ледовые автогонки «Полярная звезда». Однако воспитанники и постояльцы Центра содействия семейному воспитанию и Дома-интерната для престарелых и инвалидов не имеют возможности участвовать в социальной жизни города.

Таким образом, территория проектирования межпоколенческого центра обладает высоким потенциалом для того, чтобы претендовать на роль крупного городского общественного пространства и в перспективе в совокупности с лесопарком может рассматриваться как часть территории парка культуры и отдыха. В проектную разработку предложено включить прибережные участки примыкающего водоема, лесопарк, мост, пролегающий через озеро и соединяющий межпоколенческий центр с домом-интернатом для престарелых.

Экспериментальное проектное предложение (рис. 4). Экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск выполнен на основе выявленных ранее принципов, архитектурно-планировочных приёмов [4] и концептуальной модели межпоколенческого центра [3].

Рис. 4. Панорама межпоколенческого центра в г. Якутск. Проектное предложение

Общая характеристика объекта. Территория межпоколенческого центра рассчитана на одновременное посещение 1000 человек. Вместимость здания - 300 мест (150 мест для детей и 150 - для пожилых людей), включая 36 мест для постоянного проживания пожилых людей. Основные категории пользователей межпоколенческого центра - дети в возрасте до 14 лет и полностью самообслуживаемые люди пенсионного возраста. Площадь участка составляет 7,8 га, площадь застройки - 0,82 га.

Архитектурно-градостроительное решение территории межпоколенческого центра (рис. 5). Композиционные оси здания межпоколенческого центра отвечают средовому контексту и продолжают осевые направления, заданные градостроительным окружением: зданием Центра социального содействия семейному воспитанию и зданием Дома-интерната для престарелых и инвалидов, находящимся за озером. Для лучшей пешеходной доступности и связности объектов проектом предусмотрен мост через озеро.

Рис. 5. Проектное решение территории межпоколенческого центра в г. Якутск

В связи с тем, что на данный момент территория функционально не насыщена, для раскрытия ее потенциала необходимо создать условия, способствующие реализации различных видов деятельности:

- прогулки по лесопарковой территории и набережной вдоль озера;

- занятия спортом на детских и спортивных площадках, памп-треке, велодорожках, в скейтпарке и т.д.;

- спокойный отдых в компании;

- проведение массовых мероприятий;

- познавательные маршруты в природной среде;

- садоводство.

На территории межпоколенческого центра выделены функциональные зоны: тихого отдыха, активного отдыха, культурно-просветительских мероприятий, административно-хозяйственная, входная, массовых мероприятий, физкультурно-оздоровительная.

Зона тихого отдыха занимает 40% территории, основная часть которой представлена лесопарковым массивом и набережной вдоль озера Белое. Проектом предусмотрено восстановление экологического баланса озера. Посадка растений для организации мест обитания животных и птиц, стимулирование проточности водной системы и регулирование ливневого стока позволят улучшить экологическую ситуацию в городе. Предусмотрено укрепление берега, фильтрация стоков посредством сохранения массива тростника, служащего местом гнездования птиц. В теплое время года использование набережной в значительной степени определяется ее природной составляющей: наблюдения за птицами и водными животными становятся самостоятельным видом досуговой деятельности. Зимой эта составляющая исчезает, и после ледостава водное зеркало озера трансформируется в городскую площадь. На ней организуются катки, а на прибрежной полосе устанавливаются отапливаемые укрытия и торговые павильоны. Набережная может использоваться круглогодично, в зимнее время поверх беговых и велодорожек прокладываются лыжные тропы. Проектом предусмотрено благоустройство набережной по всему периметру озера: организованы подходы к кромке воды, проложены экотропы для спокойных прогулок и наблюдения за приозерной флорой и фауной, сформирована велопешеходная инфраструктура. В узловых точках созданы мини-скверы и мини-площади. Высокий уровень функционального наполнения и разнообразие видов деятельности делают набережную центром рекреационной активности.

Вдоль берега озера, в его западной части, размещены теплицы и зона садово-огородной деятельности. В настоящее время неблагоприятные почвенно-климатические условия, усложняющие уход за растениями, и отсутствие современного питомника посадочного материала снизили качество озеленения в Якутске. Участки садово-огородной зоны на территории межпо-коленческого центра могут арендоваться горожанами для собственного огорода, а также служить местом, где основные группы пользователей центра могут заниматься выращиванием цветов, кустарников и деревьев для благоустройства города. Запроектированная оранжерея разделена на две части: в одной размещены стеллажи для гидропонного выращивания овощей и зелени, в другой - растения, включая экзотические, которые выращиваются в грунте. Помещения оранжереи могут использоваться для проведения лекций, мастер-классов, тематических мероприятий, посвященных различным способам выращивания растений: в открытом и закрытом грунте и с использованием гидропоники.

Зона активного отдыха занимает 10% территории, включает различные игровые площадки, которые дают возможность для физических, сенсорных и социальных игр. Для обеих возрастных групп пользователей межпоколенческого центра актуальны мероприятия, включающие аэробику, балансирование, растяжку, разминку, укрепление мышц и развитие мелкой моторики. Дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. К межпоколенческим видам активности относится катание на качелях, каруселях, игры с песком и водой, игра на музыкальных инструментах, балансирование, лазание, прыжки. раскачивание, ползание, управление, скольжение, вращение. На игровых площадках используются элементы, благодаря которым задей-ствуются осязание, обоняние, зрение и слух.

Зона культурно-просветительских мероприятий - 15% территории, предназначена для размещения выставочных павильонов, объектов общественного питания, читален, помещений для любительских занятий, лекториев. Благодаря тому, что основной объем здания размещается над уровнем земли на колоннах высотой в 5 метров, данная зона находится под зданием межпоколенческого центра. В летний сезон под зданием могут проводиться мастер-классы, обучение на свежем воздухе, различные встречи и др.

Административно-хозяйственная зона - 2% территории, где располагаются хозяйственные площадки, административные сооружения.

Входная зона - 8% территории, расположена в восточной части участка проектирования. Здесь размещаются автопарковка для посетителей на 80 мест, информационные стенды, прокат средств передвижения.

Зона массовых мероприятий - 15% территории. Находится перед главным входом в здание и представляет собой главную площадь, где проводятся все крупные общественные мероприятия, праздники, конкурсы и фестивали. Территория имеет высокую рекреационную нагрузку - более 100 человек на 1 га. Поэтому здесь использованы приемы благоустройства, снижающие негативное влияние большого количества посетителей на природное окружение: предусмотрены аллеи и дорожки для передвижения, приподнятые цветники в виде боскетов, освещение. Ближе к мосту располагаются фудкорт, точка проката передвижных средств и ярмарочные киоски. Перед мостом установлен фонтан.

Физкультурно-оздоровительная зона - 10% территории, на которой размещены физкультурно-оздоровительные сооружения: площадки для волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса, многофункциональная спортивная площадка, каток, пункт проката, объекты общественного питания, туалеты, беговые и велодорожки. Ось, проведенная от правого крыла здания, ведет к внутренней площади, которая может использоваться как для общественных и спортивных мероприятий, так и для активного отдыха. Рядом расположены спортивные площадки, воркаут-площадки и скейтпарк.

На пути следования пешеходов установлены скамьи, урны, отапливаемые остановки и павильоны для кратковременного отдыха. Для всей территории межпоколенческого центра разработана одна линейка малых архитектурных форм из натуральных материалов.

Объемно-планировочное решение здания межпоколенческого центра (рис. 6).

Рис. 6. Проектное предложение здания межпоколенческого центра в г. Якутск

На основании предпроектного анализа территории сделан вывод о том, что в условиях Якутска следует использовать модель межпоколенческого центра, в котором помещения для детей находятся в одном здании с помещениями для пожилых людей. Эта модель является наиболее распространенной в мировой практике [4]. Здание досугового центра для пожилых людей и центра дошкольного и школьного дополнительного образования с открытым доступом рассчитано на 300 посетителей (150 детей и 150 пожилых людей), жилой блок - на 36 пожилых людей. В здании межпоколенческого центра предусмотрены следующие группы помещений: кружково-учебные, культурно-зрелищные, административно-хозяйственные; входная группа с информационным блоком; медицинский блок; спортивный блок; пищеблок (рис. 7).

Рис. 7. Планы здания межпоколенческого центра: 1 - план на отметке 0,000; 2 - план на отметке +3,300; 3 - план на отметке +6,600;

4 - план на отметке +9,900

Композиционное решение здания межпоколенческого центра отражает концепцию объединения поколений. Здание состоит из двух параллельных объемов, соединенных между собой протяженным коридором-атриумом. Здание приподнято на 5 метров над поверхностью земли в целях предотвращения таяния грунта, что позволяет использовать образующееся пространство между поверхностью земли и зданием. Высота основного объёма здания в четыре этажа обеспечивает доступность различных уровней и позволяет соблюсти требования эвакуационной безопасности для маломобильных пользователей.

Входная группа заглублена в основной объём здания, перед ней размещена высокая парадная лестница, используемая в качестве амфитеатра. Площадь входной зоны увеличена с целью устройства рекреации: просторное фойе не только выполняет транзитную функцию, но и служит местом отдыха. Пространство фойе связано со всеми группами помещений. Наличие визуальной связи фойе с внутренними помещениями способствует взаимодействию людей. Несмотря на большую площадь, достигается ощущение комфорта и уюта благодаря грамотному разграничению фойе на небольшие зоны, пространство которых доступно для социального взаимодействия: дружеских посиделок детей и пожилых людей, настольных игр, неформальных лекций. Такая пространственная организация позволяет устанавливать межличностные отношения и в то же время не терять связь с сообществом.

Трёхэтажный атриум с расположенными по периметру галереями выполняет транзитную функцию и служит местом спонтанных встреч и взаимодействия поколений. В атриумном пространстве расположены: игровая площадка, репетиционное пространство, место для представлений со сценой, оборудованной для выступлений и кинопоказов. Помещения, расположенные по периметру атриума, играют роль зданий вдоль улицы, объединяющей несколько поколений под одной крышей (рис. 8).

Рис. 8. Атриумное пространство в структуре здания межпоколенческого центра

Зона для пожилых людей представлена учебно-кружковыми помещениями и жилыми ячейками, расположенными вокруг многоуровневого атриума. Окна жилых комнат ориентированы на восток и запад. В зимнем саду на первом уровне атриума пожилые люди могут заниматься садоводством, отдыхать за чтением книг и общаться.

В правом крыле здания расположены учебно-кружковые помещения, которые имеют южную ориентацию. Художественный класс, информационный центр и библиотека ориентированы на север. Все помещения объединены многоуровневым пространством. Вертикальные

связи осуществляются с помощью лестниц и лифтов, а также дублируются амфитеатром. Зона детского дополнительного образования размещена на втором этаже атриумного пространства. На первом этаже под ней находятся классы для занятий в межпоколенческих группах.

Запланированные мероприятия предполагается проводить в различных крупных пространствах залов - точках притяжения. На пути к ним возможны случайные спонтанные встречи и взаимодействия. Поэтому транзитные коридоры и галереи спроектированы широкими, с местами для отдыха. Здесь есть возможности для небольших взаимодействий, обозрения других зон и кратковременного отдыха. Вдоль путей размещены поручни в двух уровнях - для детей на высоте их роста и для пожилых - чуть выше.

Проектная реализация основных принципов формирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в Якутске. С помощью экспериментального проекта (рис. 9) авторами были уточнены сформулированные в предыдущих исследованиях принципы формирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра [3, 4], предусматривающие создание: 1) комфортной и безопасной среды; 2) доступной среды; 3) гармоничной взаимосвязи архитектуры и природного окружения; 4) многофункциональной среды; 5) постепенного перехода от приватных пространств к публичным; 6) социопетальной среды.

Первый принцип - создание комфортной и безопасной среды, - достигается благодаря использованию следующих приемов:

- домашняя атрибутика в интерьере (картин, мягкой мебели, ковров и т.д.) и предоставление возможности вносить свои изменения в пространство жилых помещений способствуют развитию эмоциональной привязанности к среде и, как следствие, формированию чувства комфорта и ощущения безопасности;

- тёплые цветовых оттенки также создают уютную и привлекательную атмосферу в течение продолжительного холодного времени года;

- полуоткрытые пространства, разделяемые при помощи проницаемых ограждений, стоек, колонн, вертикального озеленения, создают благоприятную среду для пребывания людей, позволяют обозначить границы пространств, предоставляют возможность видеть происходящее и удовлетворять потребность в необходимом контроле за окружением.

Второй принцип - создание доступной среды, нашел отражение в следующих планировочных приемах:

- применение простого пространственного решения, при котором на одну ось «нанизываются» основные блоки помещений;

- организация доступной среды для маломобильных групп населения: применение пандусов, отсутствие перепадов высот и порогов, расширение дверей, коридоров и иных коммуникационных пространств;

- формирование визуальной доступности благодаря применению проницаемых границ различных функциональных зон. Для лучшей ориентации в пространстве используются различные материалы, цвета и текстуры для обозначения зон. При разработке объемно-планировочного решения учтены особенности двух возрастных групп пользователей - детей и людей пожилого возраста. Ярким цветом, одинаково воспринимаемым обеими возрастными группами, выделены фокусные точки, являющиеся ориентирами в пространстве. Навигация во внутреннем пространстве обеспечивается в силу того, что функциональные зоны, предназначенные для детей, выделены ярким цветом на уровне глаз ребенка, а функциональные зоны для пожилых людей, имеющих ограничения зрения и различения цвета, выделяются благодаря использованию различных материалов, текстур, игры света и тени.

Третий принцип - взаимосвязь архитектуры и природного окружения. Для этого требуется:

- создание атриумного пространства, которое благодаря панорамному остеклению связано с внешним природным окружением;

- использование природных элементов в интерьере;

- применение эксплуатируемой зеленой кровли;

- архитектурно-художественное решение фасадов с использованием вертикальных конструкций, перекликающихся со стволами сосен в окружающем лесу;

- создание пешеходного моста, связывающего здание с лесопарковой зоной.

Рис. 9. Принципы формирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск: 1 - создание комфортной и безопасной среды; 2 -организация доступной среды; 3 - взаимосвязь архитектуры и природного окружения; 4 - формирование многофункциональной среды; 5 - градация степени приватности и публичности пространств; 6 - создание социопетальной среды

Четвертый принцип - создание многофункциональной среды. Для его реализации необходимо:

- смешение функций в одном пространстве: лестница, соединяющая этажи и расположенная в амфитеатре, является и общественным пространством, и средством коммуникации;

- использование модульной мобильной мебели, позволяющей трансформировать пространство под различные сценарии использования;

- трансформация учебных помещений под различные формы обучения: стены, разделяющие рекреацию и класс, соседние кабинеты, в зависимости от сценария, могут сдвигаться и раздвигаться, создавая помещения для занятий в больших группах.

Пятый принцип - градация степени приватности и публичности пространств. Подразумевает многоуровневую иерархию пространств - от общественных и полуобщественных до полуприватных и приватных. Пространства различаются размерами и степенью визуальной и шумовой проницаемости. Этот принцип реализуется путем создания визуальных и физических границ и установления дистанции между пространствами. Зона для пожилых людей находится в правом блоке, для детей - в центральном. Учебные помещения отделены от общих рекреаций колоннами. В жилых блоках устроены полуобщественные галереи, расположенные по обеим сторонам центрального атриума, и полуприватные зоны входов в жилые помещения. Применение принципа градации степени приватности и публичности пространств способствует организации разнообразных вариантов социального взаимодействия пользователей. Шестой принцип - создание социопетальной среды предполагает:

- создание общих зон для детей и пожилых людей, организованных таким образом, чтобы люди в них могли сидеть лицом друг к другу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- придание общим зонам квадратной или круглой формы и негабаритных размеров;

- обеспечение визуальной связи общих зон с другими пространствами, для повышения возможностей случайных встреч;

- использование игровых элементов для повышения привлекательности общих зон, предназначенных для детей.

Заключение

Формирование межпоколенческой среды, в которой дети и пожилые люди совместно получают социальные услуги и взаимодействуют, может стать ответом на негативные социокультурные изменения современного общества. В данной работе представлен экспериментальный проект архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск. Сформулированы критерии выбора территории, проведен предпроектный анализ участка проектирования. Определены состав и площадь функциональных зон генерального плана и здания межпоколенческого центра, представлено описание архитектурно-пространственных, функционально-планировочных, архитектурно-художественных решений экспериментального проекта. Данная работа может служить основой для дальнейших теоретических поисков в выбранной области, а также моделью для создания проектов межпоколенческих центров в других российских городах, находящихся в суровых природно-климатических условиях.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура. Вологда: ВоГУ, 2015. 284 с.

2. Кузьмина Е.А. Перспективы внедрения технологии включения пожилых людей в социализацию выпускников детских домов // Logos et Praxis. 2018. № 2. С. 123-132.

3. Матвеева М.А., Копьёва А.В., Масловская О.В. Концептуальная модель архитектурно-пространственной среды межпоколенческого центра в г. Якутск // Вестник Инженерной школы ДВФУ. 2022. № 3(52). С. 123-136.

4. Матвеева М.А., Копьёва А.В., Масловская О.В. Особенности формирования архитектурно-пространственной среды межпоколенческих центров // Вестник Инженерной школы ДВФУ. 2021. № 4(49). С. 106-120.

5. Матвеева М.А., Шегай Л.А. Исследовательская программа формирования межпоколенческой среды в г. Якутске // Новые идеи нового века-2021: материалы 21-й междунар. науч. конф. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2021. Т. 1. С. 359-364.

6. Панченко А.Е., Молчанова К.Э. Архитектура социально-оздоровительных центров для граждан старших возрастных групп // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации: материалы шестой междунар. науч. конф., 12-14 апреля 2022, Владивосток, Россия. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2022. С. 109-113.

7. Семенченко Е.И. Опыт архитектурного формирования современной среды жизнедеятельности для нескольких поколений людей, оставшихся на социальном попечении // Актуальные проблемы и перспективы развития строительства, теплогазоснабжения и энергообеспечения: материалы VII очной междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ф.К. Абдразакова. Саратов: Саратовский ГАУ, 2018. С. 251-256.

8. Epimakhova T.E. Designing for multigenerational community: creating a supportive environment for young and old in the U.S.A. Clemson, USA, Clemson University, 2016. 128 p.

URL: https://core.ac.uk/download/pdf/268647129.pdf - 12.03.2022.

9. Galand E. A multi-generational community. Tampere, Finland, Tampere University of Technology, 2017. 56 p. URL: https://trepo.tuni.fi/handle/123456789/25113 (дата обращения: 12.03.2022).

10. Hatton-Yeo A., Melville J. Intergenerational Shared Spaces. Generations Together Cymru. Cardiff,

2013. URL: https://generationsworkingtogether.org/downloads/5b361fc82db5bShared%20Site%20-final%20Generations%20Together%20Cymru.pdf - 27.08.2022.

11. Kaplan M., Haider J., Cohen U., Turner D. Environmental Design Perspectives on Intergenerational Programs and Practices. Journal of Intergenerational Relationships. 2007;5(2):81-110. DOI: 10. 1300/J194v05n02_06

12. Miller D.J. Intergenerational housing: A vernacular perspective. USA, Pennsylvania State University,

2014. 133 p. URL: https://etda.libraries.psu.edu/catalog/21811 - 12.03.2022.

13. Norouzi N. Intergenerational Facilities: Designing Intergenerational Space through a Human Development Lens. USA, Virginia Polytechnic Institute and State University, 2016. 244 p. URL: https://vte-chworks.lib.vt.edu/handle/10919/79848 - 12.03.2022.

14. Seo M. Therapeutic and developmental design: the relationship between spatial enclosure and impaired elder-child social interaction. USA, Texas, College Station, Texas A&M University, 2006. 331 p. URL: https://oaktrust.library.tamu.edu/handle/1969.1/etd-tamu-1730 - 12.03.2022.

FEFU: SCHOOL of ENGINEERING BULLETIN. 2022. N 4/53

Creative Concepts of Architecture Activities www.dvfu.ru/en/vestnikis

Original article

http://doi.org/10.24866/2227-6858/2022-4/141-154 Matveieva M., Kopeva A., Maslovskaia O.

MARIIA A. MATVEIEVA, Master Student, androuser01121997@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5269-0731

ALLA V. KOP'EVA, Candidate of Architecture, Professor, Professor of the Department of Architecture and Design, kopeva.av@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1055-0909 OKSANA V. MASLOVSKAIA, Candidate of Architecture, Associate Professor, Professor of the Department of Architecture and Design, oxym69@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0315-4980 Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia

Experimental project of the architectural and spatial environment of the intergenerational center in the city of Yakutsk

Abstract. The authors consider the architectural and spatial environment of the intergenerational center on the example of the city of Yakutsk. The purpose of the work is to test the previously identified principles, architectural and planning techniques, functional and spatial models in the process of experimental design of the

architectural and spatial environment of the intergenerational center in Yakutsk. This study defines the criteria for choosing a design site; a pre-project analysis of the territory was carried out; an experimental design proposal for the architectural and spatial environment of the intergenerational center in Yakutsk was completed. Keywords: intergenerational space, intergenerational relation, architectural and spatial environment

For citation: Matveieva M., Kopeva A., Maslovskaia O. Experimental project of the architectural and spatial environment of the intergenerational center in the city of Yakutsk. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2022;(4):141-154. (In Russ.).

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interests.

REFERENCES

1. Kiyanenko K.V. Society, environment, architecture. Vologda: Publishing house of the Vologda State University. 2015. 284 p. (In Russ.).

2. Kusmina E.A. Perspectives of inclusion of elderly people in the sozialization of orphans. Logos et Praxis. 2018;(2): 123-132. (In Russ.).

3. Matveeva M.A., Kopeva A.V., Maslovskaia O.V. Conceptual model of the architectural and spatial environment of the intergenerational center in the city of Yakutsk. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2022;(3): 123-136. (In Russ.).

4. Matveeva M.A., Kopeva A.V., Maslovskaia O.V. Features of the formation of the architectural and spatial environment of intergenerational centers. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2021;(4): 106-120. (In Russ.).

5. Matveeva M.A., Shegay L.A. Research program for the formation of an intergenerational environment in Yakutsk. The New Ideas of New Century-2021: The Twenty First Int. Sci. Conf. Proc. Khabarovsk, Pacific Nat. University, 2021. Vol. 1. P. 359-364. (In Russ.).

6. Panchenko A.E., Molchanova K.E. Architecture of social and health centers for citizens of older age groups. Architecture and design: history, theory, innovations: The Sixth Int. Sci. Conf. Proc., 12-14 April, 2022, Vladivostok, Russia. Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2022. P. 109-113. (In Russ.).

7. Semenchenko E.I. Experience of the architectural designing of environment for generations who left in social care. Actual problems and perspectives of construction, heat and gas supply, energy saving development: The Seventh Int. Sci. andPrac.Conf. Proc. Saratov, SSAU, 2018. P. 251-256. (In Russ.).

8. Epimakhova T.E. Designing for multigenerational community: creating a supportive environment for young and old in the U.S.A. Clemson, USA, Clemson University, 2016. 128 p.

URL: https://core.ac.uk/download/pdf/268647129.pdf - 12.03.2022.

9. Galand E. A multi-generational community. Tampere, Finland, Tampere University of Technology, 2017. 56 p. URL: https://trepo.tuni.fi/handle/123456789/25113 - 12.03.2022.

10. Hatton-Yeo A., Melville J. Intergenerational Shared Spaces. Generations Together Cymru. Cardiff,

2013. URL: https://generationsworkingtogether.org/downloads/5b3 61 fc82db5b-Shared%20Site%20fi-nal%20Generations%20Together%20Cymru.pdf - 27.08.2022.

11. Kaplan M., Haider J., Cohen U., Turner D. Environmental Design Perspectives on Intergenerational Programs and Practices. Journal of Intergenerational Relationships. 2007;5(2):81-110. DOI: 10.1300/J194v05n02_06 - 22.08.2022.

12. Miller D.J. Intergenerational housing: A vernacular perspective. USA, Pennsylvania State University,

2014. 133 p. URL: https://etda.libraries.psu.edu/catalog/21811 - 12.03.2022.

13. Norouzi N. Intergenerational Facilities: Designing Intergenerational Space through a Human Development Lens. USA, Virginia Polytechnic Institute and State University, 2016. 244 p. URL: https://vte-chworks.lib.vt.edu/handle/10919/79848 - 12.03.2022.

14. Seo M. Therapeutic and developmental design: the relationship between spatial enclosure and impaired elder-child social interaction. USA, Texas, College Station, Texas A&M University, 2006. 331 p. URL: https://oaktrust.library.tamu.edu/handle/1969.1/etd-tamu-1730 - 12.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.