Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ШИНЫ НА ЕЕ СВОЙСТВА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ШИНЫ НА ЕЕ СВОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUBBER HARDNESS / TREADWEAR / TYRE / TEMPERATURE / DUMP TRUCK / GIANT TYRE / CHANGES IN HARDNESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кошкина Е.П., Пумпур Е.В.

В статье проанализирована динамика нагрева шин в зависимости от времени эксплуатации и скорости движения автосамосвала, а также влияние высоких температурных значений во время эксплуатации на ходимость шин. Поставлена задача определения зависимости изменения твердости протектора шины от изменения температуры протектора с помощью проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях. Проведен анализ полученных результатов влияния температуры шины на её свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кошкина Е.П., Пумпур Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Investigations into Dependence of Tyre Properties on its Temperature

The paper analyses the dynamics of heat build-up in tyres depending on the time in operation and the dump truck tramming speed as well as the impact of the tyre temperature during the operation on the tyre life. The task was set to define the dependence between the changes in the hardness of the tyre tread and its temperature through experimental tests in laboratory conditions. The obtained results of the tyre temperature impact on its properties have been analysed.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ШИНЫ НА ЕЕ СВОЙСТВА»

http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-98-99 УДК: 620.178.156.2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ШИНЫ НА ЕЕ СВОЙСТВА

Э.К. Абдулаев, аспирант, Санкт-Петербургский горный университет

П.Н. Махараткин, канд. техн. наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет

Е.П. Кошкина, аспирант, Санкт-Петербургский горный университет

Е.В. Пумпур, аспирант, Санкт-Петербургский горный университет_

Развитие открытой добычи полезных ископаемых идет по пути роста производственной мощности предприятий, увеличения коэффициента вскрыши, объемов работ по экскавации, продвижения открытых разработок в отдаленные районы с суровым климатом.

При данном способе добычи основным видом транспортирования являются карьерные автосамосвалы. Затраты на автосамосвалы составляют 50-60% от себестоимости перевезенной горной массы, причем большую часть занимают затраты на топливо (более 50 %) и крупногабаритные шины (КГШ) (25-30 %) [1].

Одним из основных показателей качества КГШ является их долговечность. Так как затраты на приобретение и обслуживание КГШ входят в число основных статей расходов предприятий, то увеличение пробега шин имеет важное значение для сокращения затрат. Под долговечностью КГШ обычно понимается срок их службы до полного износа рисунка протектора или выхода их из-за разрыва каркаса и расслоения протектора [2].

На ресурс шин карьерных автосамосвалов оказывает влияние множество факторов, но из проведенного ранее [3] априорного ранжирования факторов, влияющих на ходимость шин, были определены наиболее влияющие: давление в шине; рабочая температура в шине.

Влияние внутреннего давления в шине рассматриваться в данных экспериментальных исследованиях не будет, а его количественную оценку можно контролировать при помощи системы контроля давления в шине.

Ходимость КГШ в зависимости от их теплового состояния значима, поскольку основные материалы и адгезивы, используемые для производства шин, чувствительны к высоким температурам. Нередко генерация температур в КГШ, используемых на карьерных автосамосвалах, достигает максимального значения, обусловлено это тем, что у них низкая интенсивность охлаждения. Это продиктовано особенностью конструкции шины, имеющей большую толщину. Особенно это актуально в летнее время, когда средняя ходимость КГШ заметно снижается из-за шин, вышедших из строя в результате тепловых разрушений (до 70% от всех отказов), рис.1. В результате тепловых разрушений может произойти разрыв корда или возгорание КГШ.

Для современных бескамерных шин температура 1 = 120 °С считается критической. При более высоких температурах шина будет разрушаться вследствие снижения прочности корда и его связи с резиной, развития таких дефектов, как отслоение, вздутие протектора и расслоение каркаса [4].

Значительное влияние температуры на усталостное разрушение шин подтверждается во многих исследованиях [5-8]. В большинстве выполненных исследований это объ-

60000 50000

40000 4 4 8 2 8

30000 20000 10000

55026

33957

26629

У/ ^ ✓

Рис. 1 Динамика ходимости КГШ «Белшина»

по автосамосвалам БелАЗ75306 за 2014 г., по данным ООО «Разрез Березовский»

ясняется тем, что при работе шины, в массиве которой длительное время поддерживается высокая температура, происходит резкое снижение как прочности самой резины, так и адгезии ее с кордом. При этом в местах наибольшего снижения адгезии возникает механическое трение между кордом и резиной, что дополнительно вызывает резкое повышение температуры и, в конечном счете, быстрое разрушение автомобильной шины. В связи с этим усталостные разрушения шин, обусловленные воздействием высокой температуры, часто называют еще и тепловыми разрушениями шин.

В исследовании [9] (при скорости движения автосамосвала Уср = 17 км/ч и средней температуре окружающего воздуха 1:ср = 20°С) показана динамика нагрева «холодных» шин, в зависимости от времени эксплуатации (рис. 2) в первые 10 ч работы, шины нагреваются до максимальных температурных значений, во время загрузки и разгрузки автосамосвала, КГШ не успевают остыть, эксплуатация в таких условиях приводит к тепловому разрушению шины, что негативно сказывается на экономике предприятия открытой добычи.

120

0 4 8 12 16 20 24

— Шины задней оси — Шины передней оси

Рис. 2 Динамика нагрева шин в зависимости от времени эксплуатации: 1 - обед; 2 - пересменка

Для определения зависимости влияния температуры шины на ее свойства, необходимо было провести экспериментальные исследования, в которых измерялись температурные значения нагрева исследуемого образца и показатель твердости протектора шины, соотнесенные с этими значениями.

В связи со сложностью получения образцов материалов КГШ, было принято решение провести экспериментальные

98 | «Горная Промышленность» №3 (145) / 2019

100

80

60

ГОРНАЯ НАУКА

исследования на резине легковых автомобилей, а после анализа данных аналитического агентства «Автостат» о производителях шин были выбраны 3 наиболее популярные марки в России: Yokohama, Continental, Кама.

Температурные измерения выполнялись с помощью тепловизора «FLUKE VT04A» (рис. 3, а), при этом каждый выбранный образец нагревали до определенной температуры с помощью электропечи (рис. 3, б). Замеряли твердость уже нагретого протектора. Твердость резины определяли с помощью игольчатого твердомера (рис. 3, в) по величине погружения в нее притупленной иглы под действием пружины прибора.

Рис. 3 а - Тепловизор; б - Электропечь; в - Твердомер

Для уменьшения погрешности измерения, связанного с неравномерным износом протектора выбранных образцов, для экспериментальных исследований с каждой шины были получены 4 образца, а измерения показателей температуры велись в восьми интервалах с измерением твердости для каждого образца из трех производителей. Полученные экспериментально значения, представлены в табл. 1.

Таб. 1 Показатели твердости при разной температуре

№ i 2 s 4 s e 7 а

Твердость 2o-2soc Твердость so-ssoc Твердость 7o-7soc Твердость 8S-9OOC Твердость ioo-iosoc Твердость 1is-12ooc Твердость 12s-isooc Твердость iss-14ooc

CS м а К CS m a О k koY tal nt e onti C Кама Yokohama Continental Кама CS m a О k £ Continental Кама Yokohama Continental Кама Yokohama Continental Кама Yokohama Continental Кама Yokohama Continental Кама Yokohama Continental

i 7se/ 7o e4 es e4 e4 ee e4 es es es es es ei es e4 eo es es s9 e2 e2

2 7s es 71 e4 e4 ee e4 e4 es es e4 es es es es e2 es e4 ei es es s7 e2 e2

s 71 e4 e4 es e4 e4 es es e4 e4 e2 es e4 e2 es e2 ei e2 e2 s8 ei ei

4 74 ee 72 e4 es ee es e4 e4 e2 e4 e4 e2 es es e2 es e2 ei es eo s9 e2 eo

По полученным экспериментальным данным были построены зависимости влияния температуры шины на твердость (рис. 4-7) для каждого исследуемого образца.

Анализ полученных зависимостей демонстрирует схожесть общего вектора уменьшения твердости материала при повышении температуры. При этом следует отметить, что образцы двух производителей имеют сильновыраженный вектор уменьшения твердости при первичном диапазоне нагрева в интервале от 20-25 до 50-55°С. Менее выраженный, но выше среднего, аналогичный результат достигается в температурном коридоре от 125-130 до 135-140°С. Подтверждение влияния температуры на твердость и дальнейший анализ полученных зависимостей необходимы для изучения влияния фактора изменения температуры шины на свойства протектора, а следовательно, на ходимость и работоспособность шины. Определение диапазона рабочих температур для КГШ, как одного из наиболее влияющих на их ходимость факторов, является актуальной эксплуатационной и научно-исследовательской задачей.

Об разец 1

\

•A

75 73 71

S, 69

° 67

= 65

I 63 i f 61

59

57

55

23 53 73 88 103 118

— Шины Кама — Шины Cont — Шины Yoko

Рис. 4 Зависимость твердости образцов №1 от t

75 73

71

S, 69

° 67

= 65

I 63 i f 61

59

57

55

23 53 73 88 103 118

— Шины Кама — Шины Cont — Шины Yoko

Рис. 5 Зависимость твердости образцов №2 от t

75 73 71

S, 69 ° 67

! 65

I 63

CÍ f 61

59

57

55

23 53 73 88 103 118

— Шины Кама — Шины Cont — Шины Yoko

Рис. 6 Зависимость твердости образцов №3 от t

\ Об разец 4

Л

23 53 73 88 103 118 '

— Шины Кама — Шины Cont — Шины Yoko

Рис. 7 Зависимость твердости образцов №4 от f

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. Хорешок A.A. Управление ресурсом шин как фактор повышения эффективности работы карьерных автосамосвалов / A.A. Хорешок, A.T. Кульпин, Е.Е. Кульпина // Горное оборудование и электромеханика. - 2009. - № 5. - С. 45—47.

2. Кнороз В.И., Кленников Е.В. Шины и колеса. -М.: Машиностроение, 1975. -184 с.

3. Aбдулаев Э.К. Aприорное ранжирование факторов, влияющих на ходимость шин / Инновации и перспективы развития горного машиностроения и электромеханики: IPDME-2019 / СПБ 2019.

4. Селезнев И.И., Цукерберг С.М., Ненахов Б.В. Как увеличить пробег автомобильных шин. - М.: Транспорт, 1966. -123 с.

5. Кнороз В.И. Работа автомобильной шины. - М.: Транспорт, 1976. - 338 с.

6. Кнороз В.И., Кленников Е.В. Шины и колеса. - М.: Машиностроение, 1975. -184 с.

7. Мороз Т.Г. Исследование теплового состояния шин 155-13 для автомобилей «Жигули» ВAЗ-2101: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 1974. - 27 с.

8. Глускина Л.С. Исследование тепловых режимов работы автомобильных шин в дорожных условиях: дис. ... канд. техн. наук. -М., 1982. -204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Горюнов С.В., Шарипов В.М. Прогнозирование эксплуатационной температуры пневматических шин карьерных автосамосвалов // Леса России и хозяйство в них. - 2012. - № 1-2 (42-43). - С 32-34.

12а

Ш

Ш

«Горная Промышленность» №3 (145) I 2019 | 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.