Научная статья на тему 'Оценка влияния условий эксплуатации карьерных автосамосвалов на тепловое состояние крупногабаритных шин'

Оценка влияния условий эксплуатации карьерных автосамосвалов на тепловое состояние крупногабаритных шин Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
954
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ АВТОСАМОСВАЛ / ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА / РЕСУРС ШИНЫ / ИЗНОС / ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ ШИН / КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / MINING DUMP TRUCK / PNEUMATIC TIRE / TIRE RESOURCE / WEAR / TIRE TEMPERATURE CONDITIONS / LOAD-CARRYING CAPACITY UTILIZATION FACTOR / SPEED OF TRAVEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кульпин Александр Геннадьевич, Стенин Дмитрий Владимирович, Култаев Евгений Евгеньевич

Рассмотрено влияние условий эксплуатации на тепловое состояние крупногабаритных шин. Получена зависимость температуры шины и ее ходимости от коэффициента использования грузоподъемности, скорости движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кульпин Александр Геннадьевич, Стенин Дмитрий Владимирович, Култаев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation the iNFLUENCE of mining dump trucks operating conditions on large-sized tires thermal condition

The Influence of operating conditions on a thermal condition of large-sized tires is considered. The dependence of the tire temperature and its divergence from load-carrying capacity utilization factor, speed of travel is obtained.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния условий эксплуатации карьерных автосамосвалов на тепловое состояние крупногабаритных шин»

УДК 622.684:629.353:629.11.012.55

Кульпин Александр Геннадьевич

старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650028, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 e-mail: kag.ea@mail.ru

Стенин Дмитрий Владимирович

кандидат технических наук, доцент, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева e-mail: stenindv@mail.ru

Култаев Евгений Евгеньевич

студент,

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева e-mail: wow-wows@yandex.ru

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ НА ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН

Аннотация:

Рассмотрено влияние условий эксплуатации на тепловое состояние крупногабаритных шин. Получена зависимость температуры шины и ее ходимости от коэффициента использования грузоподъемности, скорости движения.

Ключевые слова: карьерный автосамосвал, пневматическая шина, ресурс шины, износ, температурный режим шин, коэффициент использования грузоподъемности, скорость движения

DOI: 10.18454/2313-1586.2016.02.093

Kulpin Alexander G.

Senior lecturer,

Kuzbassky State Technical University named after T.F. Gorbachev, 650028, Kemerovo, 28 Vesennyaya st. e-mail: kag.ea@mail.ru

Stenin Dmitry V.

assistant professor, candidate of technical sciences., Kuzbassky State Technical University named after T.F. Gorbachev e-mail: stenindv@mail.ru

Kultaev Eugene E.

student,

Kuzbassky State Technical University named after T.F. Gorbachev e-mail: wow-wows@yandex.ru

ESTIMATION THE INFLUENCE OF MINING DUMP TRUCKS OPERATING CONDITIONS ON LARGE-SIZED TIRES THERMAL CONDITION

Abstract:

The Influence of operating conditions on a thermal condition of large-sized tires is considered. The dependence of the tire temperature and its divergence from load-carrying capacity utilization factor, speed of travel is obtained.

Key words: mining dump truck, a pneumatic tire, tire resource, wear, tire temperature conditions, load-carrying capacity utilization factor, speed of travel

Добыча полезных ископаемых открытым способом занимает ведущее место в горнодобывающей промышленности. При данном способе добычи основным видом технического транспорта является карьерный автомобильный транспорт. Затраты на автотранспорт составляют 50 - 60 % от себестоимости перевезенной горной массы, причем большую часть занимают затраты на топливо (более 50 %) и шины (25 - 30 %) [1].

В настоящее время резервом снижения себестоимости транспортирования горной массы является более полное использование ресурса крупногабаритных шин, как показано на рис. 1 [2].

Недоиспользование ресурса крупногабаритных шин происходит по следующим причинам:

- естественный износ протектора (81 %);

- тепловые и усталостные разрушения - расслоение корда, отслоение протектора и боковин (15 %);

- механические повреждения, вызванные порезами и проколами шин (3 %);

- заводской брак (1 %).

На ресурс шин карьерных автосамосвалов оказывает влияние множество факторов, основными из которых являются:

- коэффициент использования грузоподъемности (угр);

- средняя эксплуатационная скорость движения (Коз), т. е. средняя скорость автосамосвала за время нахождения его на линии. При расчете этой скорости учитывалось все время пребывания автомобиля в наряде, а также затраты времени на простои под погрузкой и разгрузкой;

- продольный уклон дороги (/);

- температура окружающего воздуха (¿ос).

Вышеперечисленные факторы влияют на тепловое состояние шины и тем самым на ее работоспособность и ходимость. При температурах свыше 110°С происходит ухудшение механических свойств материала шины, что снижает ее надежность, уменьшает износостойкость и прочность.

^ средний пробег 0 нормативный пробег

Рис. 1 - Ходимость крупногабаритных шин

Повлиять на все эти факторы не представляется возможным, так как изменение продольного профиля дороги возможно только на этапе формирования карьера, а на температуру окружающей среды вообще нельзя никак повлиять. Поэтому остается всего два фактора, с помощью которых можно управлять ходимостью шин: средняя эксплуатационная скорость автосамосвала и коэффициент использования грузоподъемности.

Для определения рациональных значений средней скорости движения и коэффициента использования грузоподъемности экспериментальным путем в условиях филиала ОАО «УК «КРУ «Кедровский угольный разрез» были проведены исследования. Объектом при этом являлся температурный режим шин автосамосвалов БелАЗ-75131 и БелАЗ-75136 грузоподъемностью 130 т. Исследования выполнялись с помощью универсальной системы температурного мониторинга, которая фиксирует температуру шины в течение заданного времени, и далее полученная информация обрабатывается на персональном компьютере.

Изменение температурного состояния шин фиксировалось с помощью специальных датчиков «Термохрон Б8192Ш ¡Вийоп» (рис. 2).

Термохрон В8192Ю ¡Вийоп - мощная самостоятельная система, которая выполняет измерения температуры и сохраняет результат в защищенной области памяти. Регистрация температуры производится с установленной пользователем частотой в виде абсолютных значений и в форме гистограммы.

Датчики устанавливались на заднее правое наружное колесо (Белшина, модель Бел-102, серийный номер 0509 Бел 1772, размер 33.00R51) и правое переднее колесо (MICHELIN, модель XDTA, серийный номер VVB074A2A, размер 33.00R51).

Рис. 2 - Внешний вид датчика «Термохрон DS1921GiButton»

После демонтажа и разборки колес датчики были закреплены на центре беговой дорожки и на боковине шины. Расположение датчиков в колесе показано на рис. 3.

Рис. 3 - Расположение датчиков в колесе: 1 - датчик, расположенный по центру беговой дорожки; 2 - датчик, расположенный на боковине шины; 3 - шина; 4 - обод колеса

Для более удобного внесения данных в ПК, с помощью штатных датчиков системы дистанционного контроля параметров автосамосвала, фиксировались такие показания, как температура окружающего воздуха, продольный уклон дороги, коэффициент использования грузоподъемности.

Эксперимент проводился в течение 4-х лет, охватывая все сезоны года с температурой окружающего воздуха от -43 оС до +38 оС, продольный уклон трассы варьировался от 0 до 9 %. Было сделано более 12000 замеров.

После проведения эксперимента данные были обработаны и получены следующие уравнения регрессии для передней и задней оси автосамосвала:

передняя ось

Тш = 0,671 • ¿ос + 31,155-уГР + 0,812-усэ + 0,073 • / + 32,976; (1)

задняя ось

Т ш = 0,743 • tос + 35,135 • у ГР +1,547 • V сэ + 6,541 • I + 27,992. (2)

Обработка экспериментальных данных показала, что температура шин, изменяющаяся от +24 оС до 105 оС, зависит от таких параметров, как средняя эксплуатационная

скорость движения автосамосвала и коэффициент использования грузоподъемности. Средняя эксплуатационная скорость, в свою очередь, варьировалась от 8 до 18 км/ч, а коэффициент использования грузоподъемности от 0,7 до 1,1. Зависимость температуры шины (Тш) представлена на рис. 4 и 5.

Т °С

ш 120

110 100 90 80 70

Тш = -11,324уф2 + 55,225уф + 55,027

60

0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1 1,1 1,2 1,3 1,4

Рис. 4 - Зависимость температуры шины Тш от коэффициента использования грузоподъемности урр

Т ,°С

130 120 110 100 90 80 70

Тш = -0,0066Усэ2 + 1,5565Усэ + 71,186 К2 = 0,9635

60

10

15

20

25

30

35

40

Рис. 5 - Зависимость температуры шины Тш от скорости движения автосамосвала Vсэ

усэ, км/ч

Полученные зависимости позволяют определить рациональный коэффициент использования грузоподъемности, что, в свою очередь, даст возможность использовать карьерные самосвалы более эффективно, т. е. снизить затраты на их эксплуатацию, увеличить ходимость шин и снизить себестоимость добычи полезных ископаемых.

5

Литература

1. Хорешок А.А. Управление ресурсом шин как фактор повышения эффективности работы карьерных автосамосвалов / А.А. Хорешок, А.Г. Кульпин, Е.Е. Кульпина // Горное оборудование и электромеханика. - 2009. - № 5. - С. 45 - 47.

2. Кульпин А.Г. Управление показателями условий эксплуатации крупногабаритных шин и их влияние на производительность карьерных автосамосвалов / А.Г. Кульпин, Д.В. Стенин, Е.Е. Кульпина // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: сборник материалов XV международной научно-практической конференции «СИБРЕСУРС 2014» - 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-con-tent/Events/Conference/Sibresource/2014/materials/pages/sections.htm

3. Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П.Л. Мариев, А.А. Кулешов, АН. Егоров, И В. Зырянов. - СПб.: Наука, 2004. - С. 429.

4. Зырянов Н.В. Методика определения влияния условий эксплуатации на долговечность конструкций карьерных автосамосвалов / Н.В. Зырянов // Цветная металлургия. - 1994. - № 4 - 5. - С. 22 - 23.

5. Казарез А.И. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией / А.И. Казарез, А.А. Кулешов. - М.: Недра, 1988. - С. 264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.