Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования гидродинамических параметров потоков жидкости в дроссельных каналах'

Экспериментальные исследования гидродинамических параметров потоков жидкости в дроссельных каналах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
132
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВИТАЦИЯ / ДРОССЕЛЬНЫЕ КАНАЛЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кузнецов В. С., Шабловский А. С., Трошин Г. А.

В статье представлены результаты экспериментального исследования некоторых гидродинамических параметров истечения жидкости через дроссельные каналы цилиндрической и плоской форм. Проанализированы данные фото и видеосъемки и характер распределения давления в различных точках рассматриваемых каналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кузнецов В. С., Шабловский А. С., Трошин Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования гидродинамических параметров потоков жидкости в дроссельных каналах»

электронное научно-техническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эя № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025.155М 1994-0408_

Экспериментальные исследования гидродинамических параметров потоков жидкости в дроссельных каналах

77-30569/230378

# 10, октябрь 2011

Кузнецов В. С., Шабловский А. С., Трошин Г. А.

УДК. 62- 62 543.2:532.528

МГТУ им. Н.Э. Баумана e10bmstu@rambler.ru

Shabl@bmsty.ru

Из анализа литературных источников [1, 2, 3, 4] следует, что в 70 - 80-ые годы прошлого столетия в отечественной науке велись достаточно обширные исследования гидродинамики потоков жидкости в дроссельных каналах при возникновении в них кавитационных явлений. Однако механизм процессов, сопровождающих такие течения, в полной мере раскрыть не удалось.

В целях накопления знаний в области рассматриваемых вопросов на стендах кафедры «Гидромеханики, гидромашин и гидропнемоавтоматики» МГТУ им. Н.Э.Баумана проводятся экспериментальные исследования процесса истечения воды в атмосферу из дроссельных каналов цилиндрической (рис. 1) и плоской щелевидной форм (рис. 2). Модели дроссельных устройств изготовлены из полированного оргстекла. Дроссельный канал плоской щелевидной формы позволяет как бы разрезать осесимметричный поток в цилиндрическом канале и, следовательно, оценить гидродинамические параметры потока в его поперечных сечениях.

Следует отметить, что исследование гидродинамики потоков в плоских щелевидных и осесимметричных каналах предпринимались и ранее. Однако оценки возможности анализа гидродинамики потока в осесимметричных каналах на основе данных полученных при исследовании плоских потоков в явном виде не приводилось.

В настоящей статье излагаются некоторые результаты экспериментальных исследований, целью которых являлось:

1. Выяснение принципиальной возможности судить о гидродинамических процессах в осесимметричных потоках на основе изучения течения жидкости в плоских щелевидных дроссельных каналах;

2. Оценка возможности нарушения сплошности потока жидкости в дроссельных каналах.

Критериями оценки возможности анализа некоторых гидродинамических процессах в осесимметричном потоке на основе изучения процесса течения жидкости в плоском щелевидном канале на первом этапе исследований предполагались:

- одинаковость качественной и количественной степени зависимости поля распределения давления в дроссельном канале от давления на его входе;

- степень визуальной идентичности гидродинамических процессов движения жидкости в осесимметичном и плоском дроссельных каналах.

Рис.1 Модель дроссельного канала цилиндрической формы

2 9,7 28

Т.6 23

Рис.2 Модель дроссельного канала плоской щелевидной формы

В процессе эксперимента измерялись: 1. В цилиндрическом канале (рис. 1) - избыточное давление на входе (рвх) и величина вакуума в двух точках 1 и 2 на поверхности стенки канала;

В щелевидном канале (рис. 2) - избыточное давление на входе (рвх) и в десяти точках внутри канала в соответствии со схемой приведенной на рисунке;

2. Атмосферное давление;

3. Температура жидкости в струе на выходе.

Избыточное давление измерялось с помощью образцовых манометров класса точности 0,4, а вакуум с помощью образцового вакуумметра класса точности 0,25. Для измерения атмосферного давления применялся образцовый барометр, а для измерения температуры -ртутный лабораторный термометр.

Рабе. кЛа

Рабе, кЛа

100 80 60 40 20 0

V

\ N Плоская модель т.6

V Ч *

ч * V * гг

Цилидри' модель т. еская ч

100 80 60 40 20 О

ч Плоская одель 1.7

1

А Ч

t л *

í

Цилин модег — дрическая ь т.2 - 1 / X 1*41»

100 150 200 250 Рабе.вхкПа

100 150 200 250 Рабс.вх.кПа

Рис. 3.

На рис. 3 приведены полученные на основе эксперимента графики изменения величины абсолютного давления в двух точках т. 1 и т. 2 цилиндрического дроссельного канала и в сходных с ними (в геометрическом отношении) точках т. 6 и т. 7 плоского щелевидного дроссельного канала в функции от абсолютного давления на входе рвх.

Рис 4.

На рис. 4 приведены результаты измерения давления в точках с т. 3 по т. 10 плоской модели в функции от давления на входе рвх .

В процессе эксперимента проводилась съемка потока жидкости в исследуемых дроссельных каналах с помощью видеокамеры с разным временем экспозиции каждого кадра. Минимальное время экспозиции кадра составляло 1/8000 сек. Технические возможности видеокамеры позволяли производить покадровую съемку с частотой 25 Гц.

а) время экспозиции 1/25 сек.

б) время экспозиции 1/8000 сек.

Рис. 5

На рис. 5а приведена фотография потока жидкости в цилиндрическом дроссельном канале снятая с выдержкой 1\25 сек., а на рис. 5б фотография того же потока, но при выдержке 1/8000 сек.

а) время экспозиции 1/25 сек. б) время экспозиции 1/8000 сек.

в) фотография содержания полости между потоком и стенкой канала при большом увеличении

Рис. 6

На рис.ба приведена фотография потока в плоском дроссельном канале при времени фиксации кадра 1/25 сек, а на рисунках 6б того же потока выполненные при времени фиксации кадра 1/8000 сек.

Из анализа результатов экспериментальных исследований следует:

1. Приведенные на рис. 3 результаты эксперимента позволяют сделать вывод о качественном и, в известной мере, количественном совпадении характера изменения давления в сходных точках кавитационной полости цилиндрического дроссельного канала и его плоской модели в функции от давления на входе. Некоторый сдвиг между графиками изменения давления в сходных точках кавитационной полости цилиндрического канала и плоской модели отчасти вероятно связан с тем, что точка т. 2 дроссельного канала расположена на расстоянии от входной кромки 12 мм, а точка 7 плоской модели расположена на расстоянии 15 мм.

Приведенные данные, а также визуально наблюдаемое сходство гидродинамической картины потока в кавитационной зоне (рис. 5 и 6), позволяют утверждать, что о некоторых гидродинамических процессах в осесимметричных потоках можно судить на основе изучения их плоских моделей.

2. Из графиков, приведенных на рис. 4 следует, что внутри ядра потока давление всегда выше, чем на его границе. Минимальное давление на границе ядра потока, как в цилиндрической, так и в плоской моделях всегда превышало давление насыщенного пара (при данных термодинамических параметрах) на 800 - 1500 Па. Из этих графиков следует, что внутри ядра потока давление всегда выше, чем на его границе. Следовательно, если давление в

замкнутой полости (в том числе и на границе ядра потока) не может быть ниже давления насыщенного пара протекающей жидкости, а давление внутри ядра всегда выше давление на его границе, то можно предположить, что возникновение газовой, а тем более паровой кавитации внутри ядра потока мало вероятно. Следовательно, разрыв сплошности потока невозможен. Этот же вывод следует и из анализа видеофильма, визуализирующего гидродинамическую картину потока в диапазоне изменения давления на входе от минимального до давления, соответствующего переходу от безотрывного режима истечения к отрывному.

3. Фотография, представленная на рис. 5б, указывает на нестабильность геометрии кавитационной зоны в хвостовой ее части. Из фотографий представленных на рис. 5в следует, что из ядра потока в кавитационную полость постоянно выделяется газ, содержащийся в жидкости. Очевидно, что масса газа в газовой полости растет во времени. В результате в полости взрастает давление. Это в свою очередь вызывает рост силы давления газа на поверхность потока и, как следствие, к изменению количества движения массы жидкости в ядре потока, приводящее к изменению геометрии хвостовой части каверны и пульсации в ней давления.

Список литературы

1. Сиов Б.Н. Истечение жидкости через насадки. М.: Машиностроение, 1968. 140 с.

2. Бирюков О .Я., Котлов А.Б., Фомичев В.М. Влияние противодавления на гидравлические характеристики дросселирующего устройства. Деп. в ВИМИ сборник «Рипорт» №1, 1974, № ВМ ДР00959.

3. Попов Д.Н., Отрошко П.В., Бочаров А.Г., Кузнецов В.С., Кавитационные течения вязкой жидкости в дроссельных устройствах. Вестник машиностроения,1980, №2, с. 5-8.

4. Попов Д.Н., Отрошко П.В., Бочаров А.Г., Кузнецов В.С., О влиянии противодавления на кавитационные течения жидкости в дроссельных устройствах. Вестник машиностроения,1981, №11, с. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.