byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Bryanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet" - 2020113864; zayavl. 03.04.2020; opubl. 26.02.2021.
7. Korpus pluga: pat. 174407 Ros. Federatsiya: U1 / Ozhegov N.M., Kaposhko D.A., Ko-valev V.V., Solov'ev S.A., Slinko D.B., Kabanova L.N. - № 20171117974; zayavl. 07.04.2017; opubl. 12.10.2017.
8. Ozherel'ev V.N. Vertikal'no-frezernyy kul'tivator // Sadovodstvo. 1987. № 2. S. 17-18.
9. Khalanskiy V.M., Gorbachev I.G. Sel'skokhozyaystvennye mashiny - OOO Kvadro. SPb.,
2014.
10. Chudak S.V. Issledovanie i razrabotka vertikal'noy frezy dlya poverkhnostnoy obrabotki pochvy v vinogradnikakh: dis. ... kand. tekhn. nauk. Kishinev, 1975.
11. Metody naplavki iznosostoykikh pokrytiy na poverkhnosti detaley pochvoobrabatyvay-ushchikh mashin /D.A. Kaposhko, A.A. Voronin, V.V. Kovalev i dr. //Problemy energoobespeche-niya, avtomatizatsii, informatizatsii i prirodopol'zovaniya v APK: sb. materialov mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. Bryansk: Izd-voBryanskiy GAU, 2016. S. 5-16.
12. Yagodnye kul'tury v tsentral'nom regione Rossii / Kazakov I.V., Aytzhanova S.D., Evdo-kimenko S.N., Kulagina V.L., Sazonov F.F. Bryansk, 2009.
13. Perspektivy razvitiya sadovodstva v Bryanskoy oblasti / Torikov V.E., Evdokimenko S.N., Sazonov F.F. //Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2015. № 5 (51). S. 3-8.
14. Sadovodstvo Rossii / Sedov E.N., Eremin G.V., Kazakov I.V., Kirtbaya E.K., Koles-nikova A.F., Malychenko V.V., Popov V.N., Semenov N.I., Pereverzev I.N., Alekseeva A.S., LugovskoyA.P., MedvedevaN.I., MukhinA.S., PopovN.V., Bondarev V.A., Pron'A.S. Tver', 1994.
УДК 621.867.81.85 DOI: 10.52691/2500-2651-2022-93-5-61-68
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ СЫПУЧЕГО ГРУЗА
НА УЧАСТКЕ СВОРАЧИВАНИЯ ЛЕНТЫ ТРУБЧАТОГО ЛЕНТОЧНОГО
КОНВЕЙЕРА В ТРУБУ
Experimental Studies of the Formation of the Stress-Strain State of Bulk Cargo in the Area of Folding the Tubular Conveyor Belt into a Pipe
Дьяченко А.В., канд. техн. наук, доцент, Самусенко В.И., канд. техн. наук, доцент,
Ковалев А.Ф., канд. техн. наук, доцент DyachenkoA.V., Samusenko V.I., KovalevA.F.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», Россия Bryansk State Agrarian University, Russia
Аннотация. Описаны идея, методика, а также конструкция экспериментальной установки для исследования напряженно-деформированного состояния сыпучего груза на участке сворачивания ленты трубчатого ленточного конвейера в трубу. Участок сворачивания и следующий за ним отрезок линейной части конвейера имитировались двумя жесткими конусами. Лента с насыпным грузом протягивалась через сужающийся и расширяющийся конусы. Груз помещался на ленту послойным насыпанием в пять слоев, поверхность каждого из них покрывалась водорастворимым красителем. После протягивания ленты с грузом через конусы первоначально горизонтальные окрашенные прослойки деформировались. Исследуемые сечения освобождались, увлажнялись для растворения красителя, и по полученным в разных сечениях рисункам исследовалось формирование напряженно-деформированного состояния груза на различных этапах процесса сворачивания ленты в трубу. Экспериментальные исследования показали, что свободная поверхность груза на ленте, первоначально плоская и горизонтальная, в процессе деформирования становится слегка волнистой, но в сред-
нем остается близкой к горизонтали. В нижней части сечения происходит наиболее интенсивное деформирование груза, при этом вблизи оси симметрии происходит выдавливание груза вниз и против направления движения ленты. В средней части сечения имеется ядро, находящееся в напряженном состоянии, близком к простому. Вне границ ядра груз деформируется блоками, составляющими цепь вдоль поверхности ленты. Направления движения блоков близки к мгновенным направлениям движения точек ленты, поэтому последние можно считать направлениями траекторий наибольших главных напряжений. В процессе эксперимента также выявилось, что конструктивно необходимый в трубчатых ленточных конвейерах нахлест кромок ленты провоцирует кручение трубчатой ленты с грузом, что необходимо учитывать при проектировании участка сворачивания.
Abstract. The idea, methodology, and also the design of an experimental unit to study the stress-strain state of a bulk cargo in the area of folding the tubular conveyor belt into a pipe are described. The section of folding and the following segment of the linear part of the conveyor were imitated by two rigid cones. The belt with bulk cargo was pulled through narrowing and expanding cones. The load was placed on the belt in five layers; the surface of each was covered with a water-soluble dye. After pulling the belt with the load through the cones, the initially horizontal painted layers deformed. The studied sections were cleared, moistened to dissolve the dye, and, according to the patterns obtained in different sections, the formation of the stress-strain state of the load at various stages of the process of folding the belt into a pipe was studied. Experimental studies have shown that the free surface of the load on the belt, initially flat and horizontal, becomes slightly wavy in the process of deformation, but on average it remains close to horizontal. In the lower part of the section, there is the most intensive deformation of the load, while near the axis of symmetry; the load is squeezed down and against the direction of the belt movement. In the middle part of the section, there is a core that is in a stressed state close to simple. Outside the boundaries of the core, the load is deformed by blocks that make up a chain along the surface of the belt. The directions of the block movement are close to the instantaneous movement of the belt points, so the latter can be considered the directions of the trajectories of the greatest principal stresses. In the experiment it was also revealed that the overlap of the belt edges, which is structurally necessary in tubular belt conveyors, provokes torsion of the tubular belt with the load, which must be taken into account when designing the folding section.
Ключевые слова: ленточный конвейер, трубчатый конвейер, конвейерная лента, напряженно-деформированное состояние.
Key words: belt conveyor, tubular conveyor, conveyor belt, stress-strain state.
Введение. Ленточные транспортеры широко применяются в агропромышленном комплексе, дорожном строительстве, пищевой промышленности для транспортировки сыпучих материалов. Одним из направлений совершенствования этого вида непрерывного транспорта -снижение взаимного негативного влияния груза и окружающей среды (просыпи, пылеобразо-вание, влияние осадков на груз и т.п.). Это достигается в конструкциях, где лента образует замкнутый круговой или полукруговой контур (трубчатые конвейеры) [1] или глубокого желоба (конвейеры с подвесной лентой) [2]. Однако, применение таких конструкций, несмотря на их достоинства, пока не приобретает массовый характер в силу сложности методик их расчета [3]. Наибольшую сложность представляет определение напряженно-деформированного состояния системы груз-лента на переходном участке - участке, где лента с грузом от плоской переходит к трубчатой или полутрубчатой форме, что необходимо для определения нагрузок на опорные элементы конвейера и его энергопотребления [4]. Решение такой задачи аналитически является крайне сложным. Применение имеющихся компьютерных программ для расчетов методом конечных элементов также осложнено [5], так как конвейерная лента является композитной анизотропной оболочкой, а груз имеет внутреннее трение. Очевидно, решение подобных задач требует акцента в сторону экспериментальных исследований [6]. В пользу этого говорит и то, что даже в действующих конструкциях роликоопоры переходного участка регулируемые, и их рабочее положение устанавливается в результате пробных пусков.
Суть эксперимента и конструкция экспериментальной установки. Как было сказано выше, напряженно-деформированное состояние сыпучего груза, формируемое при сворачивании ленты с грузом в трубу или полутрубу трубчатого ленточного конвейера существенно отличается от напряженно-деформированного состояния груза на ленте конвейера традиционной конструкции. Поэтому для разработки феноменологической модели этого процесса, выполнено экспериментальное исследование, при котором участок сворачивания и следующий за ним отрезок линейной части конвейера имитировались двумя жесткими конусами 2 и 4 (рис. 1).
Принцип эксперимента следующий. На ленту насыпался сыпучий груз с изначально горизонтально ориентированными прослойками красителя. Затем лента с грузом протягивалась через сужающийся и расширяющийся конусы 2 и 4. В процессе пластического течения груза первоначально горизонтальные окрашенные прослойки деформировались, и по полученным в разных сечениях рисункам можно судить о формировании напряженно-деформированного состояния груза на различных этапах процесса сворачивания ленты в трубу. Перегородкой 3 и конусом 4 имитировали наличие рабочей ветви и участка разгрузки конвейера. Конструкция экспериментальной установки показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Конструкция экспериментальной установки
Подпор груза со стороны рабочей ветви конвейера имитировался с помощью гибкой перегородки 3, движущейся вместе с лентой. Грузонесущая лента установки шириной 720 мм изготовлена из рулонной резины марки 2 МБ-А-М (ТУ МХП 1264 - 55Р), имеющей одну прокладку бельтинга Б-820 толщиной 1,25 мм и одну резиновую рабочую обкладку толщиной 2,0 мм (общая толщина 3,25 мм). Отрезок ленты с грузом, находящийся перед обжимающим конусом 4, поддерживается направляющей опорой, состоящей из металлического каркаса 7 обтянутого технической тканью 6 и подвешенной на ткани гибкой направляющей 12, вырезанной из той же рулонной резины, что и грузонесущая лента 5. На выходе из обжимающего конуса 4 (со стороны его меньшего диаметра) к нему пристыкован идентичный ему расширительный конус 2. Так как, в отличие от ленты реального конвейера, грузонесущая лента экспериментальной установки гораздо короче и не находится под действием высокого натяжения, то ее поведение близко к поведению геометрически деформируемой оболочки. В связи с этим возникает сложность обеспечения устойчивости формы ленты при выходе из обжимающего конуса 4. Применение же двух встречно расположенных друг к другу конусов позволило создать в конце процесса сворачивания в трубу краевые условия на контуре поперечного сечения ленты 1, близкие к жесткой заделке и решить, таким образом, проблему имитации перехода к длинному цилиндрическому участку рабочей ветви ленты. Для удлинения направляющей части расширительного конуса 2, со стороны его большего диаметра в него вставлен еще один отрезок рулонной резины 1. Распирающие усилия от веса груза, действующие на грузонесущую ленту внутри жестких конусов достаточно велики, так что она сохраняет форму близкую к конической и вне конусов 2 и 4 и для ее поддержания достаточно и гибких направляющих 1 и 12.
Внутри расширительного конуса 2 расположена перегородка, состоящая из герметизирующего куска ткани 9 и армирующего элемента из фанеры (ДВП) 3. Перегородка в процессе эксперимента движется синхронно с лентой и создает подпор, предотвращающий выдавливание груза из зоны сжатия вперед по ходу движения ленты, что имитирует наличие длинного столба груза, имеющего место на участке транспортирования реального конвейера.
Конусы 2 и 4 жестко соединены между собой сваркой и установлены на металлической треноге 10. Две ножки этой треноги имеют винтовые наконечники 8, что позволяет регулировать высоту расположения конусов относительно пола и направляющих опор 1 и 12. Направляющий коврик 12 соединен с обжимающим конусом 4 проволочными скобами 11, которые пробивают его углы насквозь и загнуты за бандаж конуса. Такое соединение позволяет обжимающему конусу и направляющей опоре поворачиваться относительно друг друга. Коврик 1 одним концом вставлен внутрь расширительного конуса 2, а другим опирается на пол.
Как показало практическое использование установки, эта схема позволяет путем регулировки двух винтов треноги обеспечить устойчивость формы ленты с грузом при сворачивании в трубу.
На рисунке 2 приведена фотография общего вида установки.
Рисунок 2 - Фотография экспериментальной установки
Методика проведения экспериментального исследования. В качестве испытуемого сыпучего материала использовался противогололедный реагент (кристаллическая смесь хлоридов кальция, калия и магния) с крупностью частиц от 1 до 5 мм и насыпной плотностью 1,2 г/см . Материал помещался на ленту отдельными слоями. Количество слоев было выбрано равным пяти. На каждый слой наносилось небольшое количество водорастворимого красителя. Первоначально горизонтально ориентированные прослойки красителя в процессе эксперимента преобразовывались в рисунок из пяти групп кривых.
Высота уровня груза по длине ленты рассчитывалась исходя из равенства площадей поперечного сечения, которая не должна превышать наименьшую площадь поперечного сечения конусов (соответствовать наименьшему диаметру конусов). Предварительно рассчитанный уровень отмечался на внутренней стороне ленты мелом. При этом важно соблюдать равенство высоты слоев в каждом сечении.
Затем лента с размещенным грузом протаскивалась вручную на 300 мм. Это оптимальное значение, при котором можно наблюдать процесс сворачивания ленты из полукруглого сечения до практически кругового, но при этом линии разных слоев еще не смешиваются, и полученную картину возможно интерпретировать. Протаскивание следует осуществлять медленно и плавно, следя за сохранением правильности формы ленты без гофрообразования. Кроме того, из-за одностороннего нахлеста, что нормально для конструкции трубчатого конвейера, лента стремится вращаться в одну сторону. За этим тоже необходимо следить.
Для исследования выбранных сечений, груз, находящийся перед ними удалялся скребком. Освобождаемое сечение смачивалось пульверизатором, краситель растворяясь проникал в прилегающие слои материала, и картина деформации груза проявлялась. Выбранная в качестве испытуемого материала антигололедная смесь обладает ценным для данного эксперимента свойством - при увлажнении этого материала можно получить почти вертикальный откос, что удобно для изучения сечений.
Применение для имитации участка сворачивания гладкой конической направляющей придает процессам необходимую плавность, что способствует чистоте эксперимента. Кроме того, это имитирует идеальный вариант кинематики сворачивания ленты с грузом в трубу, при котором лента в каждый момент времени остается дугой окружности. Малый размер частиц груза по сравнению с поперечным сечением ленты и умеренное количество красителя позволили получить относительно четкие картины деформации груза в исследуемых сечниях.
Параллельно основному эксперименту было проведено измерение коэффициентов внутреннего и внешнего трения по стандартной методике. Получены следующие значения: 1§фвнугр = 0,72; 1§фвнешн = 0,76. Таким образом, экспериментальное исследование проводилось с полным сцеплением груза с лентой (трение груза о ленту не менее внутреннего трения в грузе).
Анализ результатов экспериментального исследования. Для получения информации о напряженно-деформированном состоянии груза на различных стадиях сворачивания ленты в трубу исследованы три сечения, одно из которых, после протаскивания, находилось вне обжимающего конуса, а два других внутри него. Первое сечение находилось на расстоянии 1770 мм от точки наибольшего сжатия (плоскости разъема конусов), второе - на расстоянии 402 мм, третье - на расстоянии 143 мм. При этом сечения имели следующие пропорции между высотой сечения и текущим радиусом желоба: для первого сечения h ~ 0,57 R; для второго - h ~ 1,2 R; для третьего - h ~ 1,5 R. Два последних сечения характеризуются высокой степенью обжатия, последнее из них имеет почти круговой контур.
На рисунке 3 приведен пример деформированного состояния поперечного сечения груза, соответствующий наиболее высокой степени обжатия (почти круговой контур) в сечении В-В (см. рис. 1).
i 2
Рисунок 3 - Пример поперечного сечения груза при высокой степени его обжатия лентой: 1 - лента; 2 - мгновенные направления движения точек ленты (касательные к кохлеоидам);
3 - окрашенные красителем прослойки груза, показывающие характер его движения в процессе деформирования; 4 - теоретические границы ядра груза, находящегося в простом предельном состоянии; 5 - линии сдвига блоков груза
Небольшая асимметрия сечений относительно оси ленты возникла из-за смещения ленты и груза влево, так как в обжимающем конусе происходил некоторый нахлест левой кромки ленты на правую, сопровождающийся небольшим кручением поперечных сечений по часовой стрелке. Таким образом, конструктивно необходимый в трубчатых ленточных конвейерах нахлест кромок ленты провоцирует кручение трубчатой ленты с грузом, что, очевидно, необходимо учитывать при проектировании участка сворачивания.
На рисунке 4 приведены упрощенные зарисовки полученных в исследованных сече-
ниях рисунков, с целью устранения искажения вертикальных размеров, обусловленных съемкой под углом к продольной оси ленты, а также симметризации изображения.
А - А Б - Б В -В
I
Рисунок 4 - Упрощенные и симметризованные экспликации деформированного состояния
груза в исследованных поперечных сечениях
Экспериментальные исследования показали, что свободная поверхность груза на ленте, первоначально плоская и горизонтальная, в процессе деформирования становится слегка волнистой, но в среднем остается близкой к горизонтали. В нижней части сечения происходит наиболее интенсивное деформирование груза, при этом вблизи оси симметрии происходит выдавливание груза вниз и против направления движения ленты.
В средней части сечения явно вырисовывается почти недеформируемое ядро, которое согласно механике сыпучей среды должно находиться в простом предельном состоянии.
Вне границ ядра груз деформируется блоками, составляющими цепь вдоль поверхности ленты (линии 5 на рисунке 3).
В силу применения для имитации участка сворачивания гладкой конической направляющей, процесс сворачивания ленты с грузом в трубу происходит так, что поперечное сечение ленты в любой момент времени является дугой окружности. При такой кинематике процесса сворачивания, траектории движения всех точек ее поверхности представляют собой спиралевидные кривые одного и того же вида - так называемые кохлеоиды [7]. Поскольку экспериментальное исследование проводилось с полным сцеплением груза с лентой (трение груза о ленту не менее внутреннего трения в грузе), очевидно, что направления движения точек ленты относительно груза в каждый момент времени дают нам направления наибольших главных напряжений на линии контакта груза с лентой. Направления движения блоков груза вблизи поверхности ленты (линии 5 на рисунке 3) близки к мгновенным направлениям движения точек ленты - кохлеоидам (стрелочки 2 на рисунке 3), что согласуется с ранее проведенными экспериментальными исследованиями [8].
Согласно принятой кинематике характер движения частиц груза должен изменяться при значении угла радиуса, проведенного из нижней точки ленты характеризуемом соотношением а = 2а (а ~ 670). Данный угол радиус-вектора а = 670 соответствует горизонтальному направлению кохлеоид (т. е. переход от положительного к отрицательному углу их наклона). Семейство кохлеоид для различных точек по ширине ленты обладает свойством автомодельности - вдоль одного и того же радиус-вектора они имеет один и тот же угол наклона. Это подтверждается экспериментом - границы ядра с достаточно высокой точностью совпадают с радиус-векторами под углом а = 67 .
Выводы
1. Экспериментальные исследования выявили наличие в поперечном сечении ядра из груза, находящегося в простом пассивном состоянии предельного равновесия. Границы ядра достаточно точно соответствуют предсказываемым теоретическими исследованиями. В нижней части ленты происходит выдавливание груза вниз и против направления движения ленты.
2. Вне границ ядра груз деформируется блоками, составляющими цепь вдоль поверхности ленты. Направления движения блоков близки к мгновенным направлениям движения точек ленты, поэтому последние можно считать направлениями траекторий наибольших главных напряжений.
3. Конструктивно необходимый в трубчатых ленточных конвейерах нахлест кромок ленты провоцирует кручение трубчатой ленты с грузом, что необходимо учитывать при проектировании участка сворачивания.
Библиографический список
1. Конвейеры с трубчатой лентой / Б.Т. Сазамбаева, Ш.Д. Ахметова, Г.И. Куанышев, М.А. Жуманов // Технические науки - от теории к практике. 2016. № 8 (56). С. 69-75.
2. Галкин В.И. Новый тип ленточных конвейеров RopeCon®, реальность и перспективы. Анализ конструктивных и эксплуатационных параметров специальных ленточных конвейеров с подвеской на канатах // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2019. № 6. С. 136-146.
3 . Дмитриев В.Г., Сергеева Н.В. Тяговый расчет ленточных трубчатых конвейеров // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2009. № 16. С. 144-169.
4. Расчет трубчатого ленточного конвейера методом конечных элементов / Б.Т. Сазамбаева, Ш.Д. Ахметова, Г.И. Куанышев, Ю.Н. Самогин // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 7. С. 93-102.
5. Сергеева Н.В. Влияние конструктивных параметров ленточного трубчатого конвейера на его энергопотребление // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 2. С. 107-118.
6. Стенд для исследования параметров трубчатого ленточного конвейера: пат. Рос. Федерация 2335754 / Тарасов Ю.Д., Бикташева Е.А. заявл. 21.12.2006; опубл. 06.10.2008.
7. Кинематика процесса сворачивания ленты трубчатого конвейера в трубу / А.В. Дьяченко, А.М. Гринь, Л.С. Киселева, Е.И. Слезко, Н.В. Мысшакова // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. 2019. № 1 (18). С. 477-484.
8. Дьяченко А.В. Экспериментальные исследования напряженного состояния сыпучего груза при повышенной степени обжатия конвейерной лентой // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № 8. С. 274-276.
9. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие агропромышленного комплекса /Бельченко С.А., Белоус И.Н., Ковалев В.В., Сазонова И.Д., Ишков И.В. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. С. 6-14.
10. Бельченко С.А., Наумова М.П., Ковалев В.В. Технологическая модернизация - основа эффективности АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 7. С. 127-132.
11. Дьяченко О.В., Бельченко С.А., Белоус И.Н. Материально-техническая база сельского хозяйства - основа развития аграрного сектора России (на примере Брянской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 6. С. 27-31.
References
1. Konveyery s trubchatoy lentoy / B.T. Sazambaeva, Sh.D. Akhmetova, G.I. Kuanyshev, M.A. Zhumanov // Tekhnicheskie nauki - ot teorii kpraktike. 2016. № 8 (56). S. 69-75.
2. Galkin V.I. Novyy tip lentochnykh konveyerov RopeCon®, real'nost' i perspektivy. Analiz konstruktivnykh i ekspluatatsionnykh parametrov spetsial'nykh lentochnykh konveyerov s podveskoy na kanatakh //Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2019. № 6. S. 136-146.
3. Dmitriev V.G., Sergeeva N.V. Tyagovyy raschet lentochnykh trubchatykh konveyerov // Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2009. № 16. S. 144-169.
4. Raschet trubchatogo lentochnogo konveyera metodom konechnykh elementov / B.T. Sazambaeva, Sh.D. Akhmetova, G.I. Kuanyshev, Yu.N. Samogin // Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten' (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). 2017. № 7. S. 93-102.
5. Sergeeva N. V. Vliyanie konstruktivnykh parametrov lentochnogo trubchatogo konveyera na ego energopotreblenie // Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten' (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). 2016. № 2. S. 107-118.
6. Stend dlya issledovaniya parametrov trubchatogo lentochnogo konveyera: pat. Ros. Fed-eratsiya 2335754 / Tarasov Yu.D., Biktasheva E.A. zayavl. 21.12.2006; opubl. 06.10.2008.
7. Kinematika protsessa svorachivaniya lenty trubchatogo konveyera v trubu / A.V. D'yachenko, A.M. Grin', L.S. Kiseleva, E.I. Slezko, N.V. Mysshakova//Konstruirovanie, ispol'zovanie i nadezhnost' mashin sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. 2019. № 1 (18). S. 477-484.
8. D'yachenko A.V. Eksperimental'nye issledovaniya napryazhennogo sostoyaniya sypuche-go gruza pri povyshennoy stepeni obzhatiya konveyernoy lentoy // Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2005. № 8. S. 274-276.
9. Tekhnicheskaya i tekhnologicheskaya modernizatsiya, innovatsionnoe razvitie ag-ropromyshlennogo kompleksa /Bel'chenko S.A., Belous I.N., Kovalev V.V., Sazonova I.D., Ishkov I.V. // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2021. № 1. S. 6-14.
10. Bel'chenko S.A., NaumovaM.P., Kovalev V.V. Tekhnologicheskaya modernizatsiya - os-nova effektivnosti APK // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2018. № 7. S. 127-132.
11. D'yachenko O.V., Bel'chenko S.A., Belous I.N. Material'no-tekhnicheskaya baza sel'skogo khozyaystva - osnova razvitiya agrarnogo sektora Rossii (na primere Bryanskoy oblasti) // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh ipererabatyvayushchikhpredpriyatiy. 2016. № 6. S. 27-31.
УДК 626.14 DOI: 10.52691/2500-2651-2022-93-5-68-72
ПРОБЛЕМЫ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СЕВЕРО-КРЫМСКОГО КАНАЛА
Problems of Resuming Work and Operation the North Crimean Canal
Байдакова Е.В., канд. техн. наук, доцент, Кровопускова В.Н., ст. преподаватель,
Дунаев А.И., доцент BaydakovaE.V., Krovopuskova V.N., DunaevA.I.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University
Аннотация. В статье представлена история строительства Северо-Крымского канала и определены его основные технические характеристики. Проанализированы первоочередные проблемы и риски ввода в эксплуатацию Северо-Крымского канала, связанные с необходимостью полной ревизией состояния гидроизоляции каждого каскада СКК, поэтапной реконструкции и поэтапного наполнения каждого каскада. Восемь лет бездействия нарушили гидроизоляцию канала, что может привести к подтоплению сёл и вывести из землепользования тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим предложены первоочередные эксплуатационные мероприятия, уменьшающие потери воды на фильтрацию ее через дно и стенки каналов, а также на испарение. Данные мероприятия направлены на выполнение основных работ таких как уплотнение грунтов дна и откосов канала, кольматацию, солон-цевание, оглеение, а также противофильтрационные покрытия дна и откосов каналов, обеспечивающие бесперебойную работу оросительных каналов и сооружений.
Abstract. The article presents the history of the North Crimean canal construction and defines its main technical characteristics. The priority problems and risks of commissioning the North Crimean Canal connected with the need for a complete revision of waterproofing of each cascade of the North Crimean canal, step-by-step reconstruction and phased filling of each cascade are analyzed. Eight-year downtime has disrupted the canal waterproofing, which can lead to flooding villages and withdrawing thousands of hectares of agricultural land from land use. In this regard, priority operational measures are proposed to reduce water losses due to filtering it through the bottom and walls of canals, as well as evaporation. These measures are aimed at performing basic works such as compaction of the bottom soils and channel slopes, colmatation, alkalinity, gleiza-tion, as well as anti-filtration bottom and channel slopes coatings, ensuring trouble-free operation of irrigation channels and structures.